Беседы с батюшкой. Культура чтения. Священник Захарий Савельев

11 сентября 2022 г.

– Сегодня у нас в гостях священник Захарий Савельев, ведущий специалист по взаимодействию с епархиями в Издательском совете Русской Православной Церкви. Тема сегодняшней программы посвящена книге, культуре современного чтения, вообще книжной культуре и разным проблемам, которые перед нами сейчас возникают. Как Вы считаете, из современного досуга человека книга ушла или нет? Я замечу, что я сам почти перестал читать книги. Есть общественные опросы, что книга уходит на второй план. Мы читаем короткие статьи, смотрим короткие клипы, получаем очень много информации, а в книгу погружаемся очень редко.

– Не так давно на одной из радиостанций я слышал подобную версию, что книга уже уходит и читать становится тяжело. Кажется, что читаешь и не запоминаешь какой-то материал, который только что увидел. Дело в том, что книга уникальна. Для православного человека книги вообще на первом месте. Мы начинаем Божественную литургию с возгласа: «Благословенно Царство...» И при этом осеняем антиминс Святым Евангелием. Евангелие – это Благая Весть для каждого из нас.

Возвращаясь к Вашему вопросу относительно того, какое место книга сегодня занимает в жизни человека, можно сказать, что лет пять назад были такие сомнения, даже некие страхования, что книга будет вытеснена. Но в итоге мы видим, что книжная культура в нашей стране не ушла, продолжает свое бытие. Она так или иначе время от времени насыщает и наши церковные магазины, и в светских магазинах есть православная литература.

Что такое книга сама по себе? Это глубина. Сегодня большая проблема клиповости: посмотрел какой-то ролик, клип, даже фильм, вроде и снятый по мотиву романа (может быть, даже какого-то очень серьезного литературного произведения), но самой глубины нет. В книге встречаешься непосредственно с автором, писателем, с его пониманием жизни, бытия, собственной психологии. И чем больше человек читает, тем больше себя обогащает на самом деле.

Более того, книжная культура в нашей стране черпает свое начало от Остромирова Евангелия (это примерно 1050-е гг.). Безусловно, были святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, они создали алфавит – кириллицу. Сама по себе книга – это некий образ того, как человек должен в каком-то смысле уподобиться Богу. Есть творец – писатель, который пишет свое произведение, болеет за него, терпит поражения, взлеты и падения, как и в обычной жизни. Он излагает свою летопись отношений с Богом (Евангелие, творения святых отцов), каких-то своих раздумий.

Более того, наверное, можно сказать, что Евангелие само по себе является не только началом русской культуры, книгопечатания, книгораспространения (потому что первой напечатанной книгой в нашей стране является Апостол дьякона Иоанна Федорова), но и источником вдохновения в творчестве многих русских писателей: Достоевского, Пушкина, который даже переписывался со святителем Филаретом (Дроздовым).

Поражаешься тому, что как ни вычеркивали Церковь из жизни, она стоит в центре нашей русской цивилизации. Наш современник так или иначе – наследник духовного начала Церкви, которое она положила в момент крещения Руси, появления первых книг. Через церковную книгу просвещался простой человек. Святые отцы очень много рассуждают об этом. Например, авва Дорофей в своем поучении обращался к своим монашествующим духовным чадам, говоря о том, что чтение для него было вначале очень сложным и тяжелым делом. Для него читать книгу было подобно прикосновению к зверю. Но впоследствии преподобный авва Дорофей пишет, что он настолько полюбил чтение древних писаний, что его уже было не оторвать от этого. И, наверное, можно с большой уверенностью сказать: как книга была актуальна для наших предков, так она актуальна для нас и сейчас. Кажется, что книга является чем-то устаревшим, просто бумага...

– Хотя, мне кажется, сейчас это очень хороший подарок. Мне недавно подарили хорошую книгу. У меня была радость. Это что-то особенное…

– Приложение или какую-то электронную версию не подаришь. По крайней мере, не все это поймут. Я сегодня общался со своей матушкой перед тем, как прийти сюда  (она историк-архивист). Она сказала, что существует такая проблема: начинает портиться пленка у старых кассет с фильмами, советские фильмы приходится как-то оцифровывать заново, чтобы не испортился сам носитель, диски могут портиться, а книга лежит тысячелетиями. Все, что мы знаем о Древней Руси, о древней истории нашего мира, знаем из книг, Священного Писания. Опять же Евангелие и Священное Писание являются одновременно источниками, по которым люди учились читать (и по церковным книгам тоже).

– Преподобный Сергий учился читать по Часослову.

– Как и было принято в то время. Или по Псалтири. Это тоже Священное Писание, которое занимает большую часть богослужения.

У нас в Издательском совете на данный момент произошло некое совмещение современных технологий с простой книгой. Я принес сегодня показать детское Евангелие с дополненной реальностью. Оно появилось по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На данный момент на общем собрании Издательского совета было принято решение данные экземпляры Евангелия отправить во все епархии Русской Православной Церкви. Чем оно интересно? Это маленькая книжечка, но на ней есть QR-код, по которому можно скачать приложение, и начнут оживать странички с картинками: изображения Господа, Божией Матери.

– То есть получается уже и не книжка, все равно современные технологии тоже свою роль играют.

– Мы держим связь с епархиями. Данное послушание было поручено мне в Издательском совете. Абсолютно все епархии, которые получили уже эти Евангелия, очень благодарны. Эти книги не для продажи, а для благотворительного распространения. Чем больше будет такой помощи, которую издательство старается оказывать епархиям, тем, наверное, будет интереснее и проще нам всем развивать книжную культуру.

– Я родился в семье священнослужителя, мне проще… Нашел какое-то издание Библии, мне там очень нравились иллюстрации (видимо, какое-то западное издание), там все было очень красиво, красочно. Мне нравилось, как выглядят филистимляне, как они штурмуют Иерихон. Я очень проникался этими баталиями ветхозаветных времен. Наверное, меня тогда это очень сильно купило, я перечитывал книгу. Видимо, здесь тоже есть свой плюс, что ребенку порой хочется больше визуализации. И ему в этом помогут. И может, смартфон, который почти у всех сейчас есть, будет содержать и что-то полезное. Это очень интересный проект.

– У меня есть сын, ему пять лет. Мы с ним смотрели это Евангелие, он увидел библейскую картину распятия Спасителя, очень растрогался и волнительно сказал: «Папа, дяде, нашему Богу, больно». Я даже немного прослезился в этот момент, настолько все это было трогательно, даже сам приложился к этому образу.

Действительно, важно прививать правильное отношение к книге, к чтению с самого детства. Я помню, что моя мама мне в детстве читала на ночь. И мы с матушкой каждый день читаем сыну, это действительно очень важно. И он сам уже умеет читать в пять лет. Очень важно понимать, что книга – это действительно глубина. То есть это действительно то, что может сформировать человека. Некоторые люди говорят, что читать – это сложно, а фильм посмотреть легко.

– Можно еще краткое содержание скачать. Я недавно помогал человеку готовиться к экзаменам и скачивал все эти краткие содержания. Я даже перечитывал их. Я много чего прочитал из школьной программы, но это было забавно: человек не получает полной картины произведения. Ведь чтение все-таки тоже труд.

– Как раз хотел сказать, что при чтении человек одновременно получает информацию и напрягает свой мозг, одновременно проходит некую методику того, как можно и нужно напрягаться, что-то для себя новое открывать, подчеркивать. Вообще, мне кажется, читать лучше всего всегда с карандашом. Я слышал, что святитель Лука (Войно-Ясенецкий) мог что-то подчеркнуть для себя карандашом в Священном Писании. Священное Писание легло в основу творчества нашего великого писателя Федора Михайловича Достоевского. И даже у нас, в Издательском совете, есть такой конкурс: «Просвещение через книгу». На нем было отмечено Евангелие Достоевского, созданное фондом «Возрождение Тобольска». Это копия Евангелия Достоевского, где он что-то подчеркивал карандашом. То есть человек вгрызался в Божественное Откровение, в Священное Писание. Наверное, даже подержав такую книгу в руках, проникаешься той подлинной любовью к Священному Писанию, к книге, к Богу, которая была у Федора Михайловича.

– Вопрос телезрителя: «Часто слышишь такие разговоры, что до Кирилла и Мефодия русский народ был безграмотный, некультурный – в общем, сплошные варвары. Но есть раскопки, находили берестяные грамоты, которые были написаны еще до христианства. И вообще как мог такой безграмотный народ принять христианство? Такого быть не может. Откуда такие данные?»

– Не так давно я общался с одной девушкой, которая мне доказывала: все, что в христианстве есть, – это придумано, а вся наша богатая культура есть в язычестве. Это, конечно, абсолютно не так. Господь дает каждому человеку таланты, которые он призван в себе взрастить. Безусловно, и русскому народу (каждому русскому человеку и вообще нации в целом) Господом даны те таланты, которые как раз с помощью Евангелия, христианизации, принятия православия удалось развить. Безусловно, была и определенная письменность до Кирилла и Мефодия, но они это систематизировали.

– Они все-таки были на пути «из варяг в греки», к ним приплывали грамотные греческие купцы, уж как-то общаться приходилось, был какой-то пример. А пример христианства был еще и у бабушки князя Владимира – княгини Ольги. Она вообще ездила в Константинополь. Они же не в лесу жили, видели мир вокруг.

– Что привнесло христианство? У каждого писателя есть вдохновение, а Евангелие – это богодухновенная книга, автор книги – Господь. Но Он взял отдельного человека и вдохновил его Своим Духом Святым. И этот человек своими руками написал летопись отношений с Господом.

Наверное, в нашей истории Господь даровал нашему народу таланты, которые христианство развило. Они были и до христианства, но христианство привнесло в них колоссальную систематизацию и пользу. Очень часто, бывает, говорят, что христианство вообще ничего не развило, наоборот, какая-то лютая жестокость была.

Давайте обратимся к истории. У князя Владимира в дружине был воин Федор, варяг, у которого был сын Иоанн. Как раз после очередной победы в благодарность языческим богам решили принести в жертву его сына Иоанна. И для языческого народа это действительно было чем-то почетным. Избирали самого достойного, приносили его в жертву, тем более это был младенец, безгрешное дитя. Мы выросли совершенно в другой цивилизации, для нас это дико, а для языческих народов это не было диким. Я даже слышал, что сейчас в некоторых африканских племенах, которые абсолютно ничего не знали о христианстве и не знают, есть такая традиция – воровать детей, чтобы их мучить, издеваться над ними, а потом их убивать для того, чтобы был хороший урожай.

Безусловно, такие жестокие ноты были в античном мире и в нашей русской истории до принятия христианства. Это было везде. И как раз свет Христов просветил душу каждого человека. Все равно сегодня мы живем в принципиально христианском мире. Конечно, можно сказать, что христианская Европа сейчас безнравственная. Это, безусловно, так, это возвращение к языческим истокам, к которым русская душа не привыкла. У нас, слава Богу, нет никаких своеобразных парадов, и упаси нас Бог от них.

– На самом деле пример расчеловечивания тоже был в нашей истории.

– Безусловно. Смутное время, революция, Гражданская война. Митрополит Климент у нас очень часто приводит пример, что люди даже пытались переписать календарь, чтобы он не напоминал христианский, сделать, чтобы было только тридцать дней (это было с 1926 по 1940 год). Люди пытались испепелить христианство в русской душе. Но не получилось. Все равно и в советское время поняли, что переборщили, и сегодня понимают.

Расскажу такой пример. Не так давно, работая в Издательском совете, мы послужили Божественную литургию, потом у нас было небольшое мероприятие, и мы пошли на Новодевичье кладбище. Мы, два батюшки, стоим напротив могилы Хрущева. Я говорю: «Наверное, Никите Сергеевичу сейчас очень обидно, ведь он так хотел показать последнего попа, а перед его могилой стоят явно не последние батюшки». Действительно, милостью Божией, вопреки всему православие живет в нашей стране, в сердцах наших людей, в том числе и на книжных полках. Действительно, можно сказать, что люди нецерковные, выросшие в нецерковных семьях, приходят в храмы, читают православную литературу, приобщаются к русской книжной культуре, которая неразрывно связана с христианством, православием.

– Например, когда человек приходит в храм, обычно мы как-то пытаемся с ним побеседовать, понять, что ему нужно, и советуем что-то почитать. Например, что можно дать почитать? С одной стороны, Евангелие. Эта книга как мировое наследие, первая книга нашей цивилизации. А что еще?

– Я всегда советую почитать «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова). «Катехизис» митрополита Илариона я тоже всегда рекомендую, он очень хорошо проиллюстрирован. Я стараюсь, чтобы мы обязательно обменялись телефонами с человеком. И в случае, если возникают вопросы (а они все равно возникают), через месяц или даже через полгода мне звонят и говорят: «Батюшка, помните, мы с Вами общались? Вы мне подарили книжку». Человек начинает задаваться вопросами: а что это значит? Конечно, много вопросов и про Новый Завет, и про Ветхий. Потому что в них есть места, непонятные для человека, который только пришел в храм и открывает для себя врата церкви.

Я еще стараюсь рекомендовать почитать литературу. Практически каждому мы дарим молитвослов. Конечно, это не просветительская литература, но я рекомендую почитать хотя бы одну молитву с утра, когда человек еще совершенно ни к чему не готов, не имеет навыка молитвы, говорит, что никогда в жизни не молился, никогда об этом не задумывался. Говоришь: возьмите и почитайте хотя бы одну молитву, задумайтесь над ней.

Более продвинутым стараюсь рекомендовать труды святителя Феофана Затворника. Это уникальный церковный автор, выразивший всю богословскую церковную святоотеческую традицию в конце XIX века. Читаешь его и поражаешься глубине мысли. Язык его трудов – это язык XIX века, эпохи Александра II, когда была попытка сделать из Русской Церкви некое духовное министерство (это было при обер-прокуроре Толстом). Понимаешь, как человек жил, как работал над своими черновиками, как трудился над собственным словом, был великим проповедником.

К каждому человеку пытаешься подойти индивидуально. Кому-то советуешь почитать «Несвятые святые». Это прекрасная книга, которая в свое время меня очень сильно заворожила. Кому-то советуешь почитать что-то из линейки книг Издательского дома «Познание». Там действительно очень много прекрасной богословской литературы, которой можно просто зачитываться. В целом стараешься с человеком общаться на примере чего-то, а что-то говоришь и своим корявым языком, может, советуешь посмотреть проповедь Святейшего Патриарха. Потому что слова нашего Первосвятителя должны быть примером для каждого из нас.

– Духовная жизнь должна быть разносторонней. Есть разные инструменты: где-то можно и передачу посмотреть, а где-то и книгу почитать.

– Передачу посмотреть. А почему бы и нет? Все должно быть на вооружении.

– Да, смотрите нас.

– Александр Сергеевич Пушкин сказал про нас, русских, что мы общежительны и любим что-то перенимать. И это не всегда плохо. Петр I много чего перенял у Европы для того, чтобы шведов победить их же оружием. Даже пил за их здоровье, как за своих учителей.

– Завтра память благоверного князя Александра Невского и еще одно событие в истории нашей страны – победа в Северной войне 1721 года, как раз над шведами.

– Да, помолимся за наше воинство.

– Действительно, книжная культура была очень развита в нашей стране. Ведь Достоевский и Пушкин откуда-то взялись, это целая преемственность поколений. Наша задача – эту преемственность поддерживать и не терять. Мы знаем, что Издательский совет проводит многие конкурсы, даже есть премии. Какие современные авторы есть сейчас? Кого бы Вы отметили? Что можно сейчас почитать из современников? Ведь иногда интересно читать о нашей сегодняшней жизни.

– О нашей современной жизни можно почитать: «”Попасть в Сретенку” и другие рассказы». Автор тоже лауреат конкурса «Просвещение через книгу», батюшка, выпускник Сретенской духовной академии.

– Священник Константин Белый.

– В прошлом году я заинтересовался трудом иеромонаха Пафнутия (Фокина). В Троице- Сергиевой лавре он написал интересный труд. Слышал, что сейчас у архимандрита Макария (Веретенникова) вышла прекрасная историческая книга, про первую царицу Руси – жену Ивана Грозного. Сегодня действительно большое количество авторов, они присылают нам свои книги на конкурс. Мы проводим презентации книжных новинок в актовом зале нашего Издательского совета и в Книжной палате в Черниговском переулке. Сейчас у нас есть ряд площадок, которые мы также планируем использовать для презентации той или иной линейки книжных новинок. Помимо этого, Издательский совет на данный момент ведет активное сотрудничество с Синодальным отделом по делам молодежи. Мы проводим уже второй год совместные брейн-ринги, чтобы привлечь молодежь к книжной культуре. Наш общий девиз Издательского совета – просвещение через книгу. Молодежь откликается, и встречаются очень талантливые ребята, которые отвечают на очень сложные вопросы. У нас есть замечательный преподаватель Литературного института Сергей Сергеевич Арутюнов, он придумывает замечательные вопросы для брейн-ринга, и иногда диву даешься, что преподаватель Литературного института говорит: «Браво!»

В епархиях Дальнего Востока, Северо-Западном федеральном округе, в Центральной России, Сибири, на Урале находятся уникумы, которые любят книгу, читают и знают ее. Сейчас будет проводиться брейн-ринг в очно-заочной форме, потому что сложилась уникальная ситуация, вроде бы пандемия всех накрыла, но благодаря ей у нас появилась заочная форма участия и ребят стало больше. Есть участники из Салехарда, Анадыря,  Москвы, Краснодара, и им действительно интересно. Все находятся в разных часовых поясах, но так или иначе посвящают свое время этой игре. Эта игра призвана к тому, чтобы привлечь молодежь к нашим проектам, к книжной культуре. Не только Православной Церкви, но и вообще нашего государства, так как подлинный патриот нашей страны знает наших классиков, знает Священное Писание, он с большим уважением относится к Православной Церкви, потому что знает, какую роль она сыграла для нашей русской цивилизации. Брейн-ринг не единственная сфера взаимодействия с молодежью в нашем Издательском совете, у нас есть конкурс «Лето Господне», в нем принимают участие школьники общеобразовательных учреждений. Этим занимается заместитель председателя Издательского совета иеромонах Макарий (Комогоров). Наблюдая со стороны за их плодотворной работой, видишь, что молодой человек, оканчивая 9-й или 10-й класс, пишет такое уникальное сочинение. Он пишет о собственной Родине, пишет о своих предках, и это тебя самого вдохновляет.

Такой вопрос: берешь книгу, она считается православной, читаешь, а там абсолютная несуразица. У нас свободная страна, можно издать книгу какую хочешь и где хочешь, цензуры нет…

– У нас есть примерно 30 изданий, которые не рекомендованы Издательским советом, они все есть на сайте Издательского совета; их немного, но они есть. Безусловно, мы проверяем аналитические отчеты, у нас есть ответственные за книгораспространение в епархиях, которые следят за тем, чтобы в иконных лавках не появлялись книги, не рекомендованные к продаже Издательским советом. Вообще получение грифа – это определенный процесс. Возвращаясь к запрещенной литературе, надо сказать, что у нас действительно очень авторитетный Экспертный совет, который возглавляет митрополит Климент. На всех совещаниях он обязательно присутствует. У нас также есть заслуженные богословы, заслуженные священнослужители, они кандидаты богословия или доктора. Они очень пристально следят за тем, чтобы была издана хорошая православная литература. Бывает, что в наших иконных лавках иногда встречается запрещенная литература, но ее действительно становится значительно меньше, и даже в отчетах наших ответственных за книгораспространение видно, что у нас в целом положительная динамика по многим епархиям. Можно еще отметить, что не вся литература, которая не имеет грифа,  обязательно не допущена, потому что есть литература, которая была издана до 2009 года, а до этого года грифования как формы допуска книги в обращение не существовало. Поэтому книги, которые были изданы до создания издательского грифа, могли получить гриф впоследствии. Эту информацию наши телезрители и прихожане могут уточнить на сайте Издательского совета, там есть отдельная колонка.

– Хорошо спросить приходского священника, что почитать.

Наверно, все-таки у каждого свое. Пришел прихожанин, ты ему рекомендуешь почитать авву Дорофея, и он потом говорит: «Замечательно». Там тоже есть момент, когда он рассказывает про свою жизнь, про общежитие, что ему тоже приходилось непросто. Бывает, человек думает, что здесь все абсолютно с нимбами ходят. Мы простые, грешные люди, и у каждого есть свои недостатки, и справляться с ними приходится каждому по-своему. Святитель Иоанн Златоуст сказал, что если ты пришел в Церковь искать святых людей, то немного ошибся, а если пришел в Церковь искать Бога, то пришел по адресу. Потому что то, что невозможно человеку, возможно Богу. Господь вдохновляет сердца верующих, помогает Своим угодникам. Если обращаться к святоотеческой традиции, то, по словам Василия Великого, каждый человек по-своему уподобляется пчеле или мухе. Пчела собирает нектар – самое лучшее, а муха собирает самое плохое. К нашему сегодняшнему разговору можно подвести слова Василия Великого, что православная книга – это как раз тот нектар, который человек должен собирать.

– Тяжело читать книгу, если долго не читал. Просто сосредоточить внимание, собрать себя – это труд.

– Это методика, которая позволяет человеку собрать свой разум, повысить интеллект и получить информацию. В семинарские или школьные годы иногда из-за нехватки времени, бывало, и какую-то аудиоверсию прослушаешь, пока куда-нибудь едешь. Самое главное, чтобы человек осознавал, что есть суррогат: клипы, фильмы. Фильмы могут быть хорошие, но они все равно не показывают той глубины, которая есть в книге. Там режиссер, а тут писатель, который пишет от себя, по факту показывает свой внутренний мир, как он мыслит. Актеры – это люди, которые так увидели, так сыграли, и режиссер что-то свое привнес, а книга – первоисточник. Евангелие – самая главная Книга человечества. Вновь и вновь обращаешься к Священному Писанию, и оно каждый раз для тебя по-новому открывается.

Перед хиротонией я спросил нашего духовника Московской духовной академии: «Как надо молиться? Как себя сосредотачивать на богослужении?» Он сказал: «Молись так, чтобы потом мог сказать проповедь». И мирянин молись так, чтобы потом твоя жизнь была проповедью.

Бывает, человек приходит перед рабочим днем, чтобы причаститься, а когда через какое-то время опять приходит на службу, говорит: «У нас была проблема на работе, и как Господь положил мне на сердце, так я и сказал. И человек поразился тому, что мой ответ подошел ему». У батюшки такое периодически бывает, Господь руками грешного священника творит чудеса в жизни простого человека. Что такое литургии? Есть Божественная литургия и литургия дел, которая идет после Божественной, когда ты просишь Бога, чтобы Он в твоей жизни управил все так, как ты никогда не управишь. Чувствуешь Его поддержку, Его невидимую десницу. Даже помыслить не успел, а Господь уже так открыл, уже так получилось…

– Так что есть несколько способов, как с Божией помощью добиваться в жизни каких-то благ.

– Способ один: просить помощи у Бога.

– И самому тоже не плошать, инструментов для этого много, в том числе и книга. Все священники, кто сидел в этом кресле, говорят, что уже 60 лет читают Евангелие и каждый раз находят что-то новое. Такая большая глубина… И как Вы сегодня сказали, это первая книга, которая появилась на Руси именно как русская, что очень важно. И нам это лучше не забывать.

 Ведущий Александр Черепенин

Записали Елена Кузоро и Максим Заливакин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать