Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

11 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святителя Николая в Покровском (г. Москва) протоиерей Павел Кондраков.

– Сегодня Радоница, поэтому надо начать с вопроса именно о ней. Что это за день? Это действительно первый день после Пасхи, когда можно поминать усопших?

– Этот день так именуется потому, что имеет древнеславянские корни (эти дни назывались «радощами», то есть радостью о воскресшем Господе). В этот день мы идем на кладбище, чтобы встретиться с нашими усопшими, похристосоваться с ними, ибо Христос не только пострадал на Кресте за мир, но и воскрес. Он жив, и мы верим, что все души наших родственников, которые старались жить по-божески, попадают к Нему, они живы. Мы с ними христосуемся, говорим им: «Христос воскресе!»

Был  случай в Киево-Печерском монастыре, когда преподобный Дионисий зашел в пещеры и, покадив, сказал: «Отцы, Христос воскресе!» И они ему ответили: «Воистину воскресе!» После этого он затворился в пещере и стал великим подвижником. Вот то, что наполняет нас, нашу веру: радость о воскресшем Господе Иисусе Христе, Он пришел и дал нам жизнь вечную. В контексте этой веры мы и приходим на могилки, говорим нашим родственникам: «Христос воскресе!»

– Можно ли молиться за усопших во время Светлой недели и Пасхи?

– Молиться можно всегда, никто не воспрещает. Просто есть такой момент: Церковь очень разумно определила, как говорит премудрый Екклесиаст, время сетовать и время радоваться. Мы проходили с Господом всю Страстную седмицу, сопереживали Ему на пути к Его страданиям, Его жертве. Каждый день этой недели был посвящен определенному событию из жизни Господа. Это было видно и в песнопениях, и в текстах, которые предлагала Церковь верующим. А потом Господь воскрес – Пасха. И, представляете, такая неделя, такая сила этого центрального для нас события! Конечно же, наши взоры устремляются к Господу, мы радуемся о Господе.

Конечно, мы можем в домашних молитвах поминать и наших родственников. Но здесь Церковь хочет дать назидательный урок, что с родственниками мы всегда общаемся: и на богослужениях постоянно о них заботимся, и в домашних молитвах поминаем. А в этот момент Церковь хочет возвести наш взор только к Господу, чтобы мы хотя бы этот маленький период полностью были обращены к Нему. Это очень помогает нам отказаться от какой-то суеты, забот. Мы идем за Господом и празднуем Пасху всю неделю. Пасхальная неделя даже в богослужении показывает, насколько этот праздник для нас важен. Крестные ходы всю неделю, особые песнопения – и все это так настраивает, что действительно христиане переживают эту радость, она изливается из сердец в восторге перед этим событием.

Поминать своих родственников, конечно, можно. Но здесь Церковь устремляет наш взор на Господа, чтобы мы хотя бы в эти моменты думали о Нем и только с Ним были в эти самые светлые дни, не рассеивали свое внимание.

– Вопрос телезрителя: «Есть Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, евангелист Иоанн, Иоанн Предтеча. Это одно и то же лицо или разные люди?»

– Иоанн Креститель (Предтеча) и евангелист Иоанн Богослов – два разных человека. Иоанн Креститель (Предтеча) – это тот, кто пришел проповедовать Господа до Его пришествия и готовить еврейский народ к принятию Спасителя. Евангелист Иоанн Богослов был ближайшим учеником Господа, он любил Господа больше всех. Конечно же, говоря об этих двух святых, мы должны их различать. Это два разных человека.

– Интересно, что Иоанн Богослов поначалу был учеником Иоанна Крестителя. Именно после слов Иоанна Крестителя и его свидетельства он стал любимым учеником Иисуса Христа.

Есть еще несколько насущных вопросов, связанных с Радоницей. Это всегда будний день, вторник. Если не получается отпроситься с работы, то когда можно попасть на кладбище?

– Ограничений здесь никаких нет. В воскресенье по уставу уже служатся литии по усопшим. Такое определение нам дает Церковь. Человек может посетить кладбище и в воскресенье, на Антипасху, прийти к своим родственникам. Эти моменты должны подвигать человека к главному – к молитве и живой вере. Если же это все вырастает в какие-то правила, которые запрещают человеку себя раскрывать и мешают ему, то они могут быть только препонами в этом плане.

– Вы как раз упомянули сейчас Антипасху – первое воскресенье после Пасхи. Приставка «анти» всегда ассоциируется с каким-то словом вроде «антихрист», имеет какой-то негативный оттенок. Как это правильно понимать?

– Это первая Неделя, первый воскресный день, который как бы напротив Пасхи. Одна Неделя – это Пасха, напротив нее Антипасха. Что интересно (меня всегда это поражало), Церковь так устраивает богослужение, что в этот день ничего пасхального не поется, а поется именно празднику Антипасхи, даже канон читается, поются ирмосы Антипасхи, а уже как катавасия поются ирмосы Пасхи.

Конечно, это удивительно: после пасхальных дней – и сразу вот так. Но здесь надо понимать, что Антипасха – это не праздник, который исключает Пасху, а праздник, который помогает нам понять, ради чего пришел Христос, и который подготавливает нас к духовной жизни в последующие дни. Конечно, радостно быть с Господом, всегда ликовать, но иногда бывают такие моменты, когда надо просто сосредоточиться и понять, что жизнь продолжается, и эта радость должна быть с тобой независимо ни от чего, ни от каких обстоятельств жизни.

– То есть Антипасха – это завершение Светлой седмицы, пасхального цикла.

– Да.Это же восьмой день после Пасхи. Восьмой день в православии символизирует полноту времен, то есть вечность. Проходя пасхальную седмицу, мы сопереживаем нашему Господу в Его Воскресении и празднуем также, что и мы будем с Богом, воскреснем. Антипасха – это уже показатель того, что ты вошел в вечность и там славишь Бога.

– Антипасха еще связана с событием уверения Фомы, когда он удостоверился в том, что Христос воистину воскрес. Это как-то связано с обозначением этого дня?

– У меня есть свои предположения. Одно дело, когда ты ликуешь с Господом, тебе хорошо. Когда наступает такой день, в который исчезают яркие богослужебные песнопения, понимаешь, что вошел совсем в другое измерение, в другое общение с Богом.

Фома был не хуже, чем другие ученики. Они же тоже не сразу уверовали в Господа, хотя почему-то все говорят, что именно Фома – неверующий. Если посмотрим на других учеников, там был сложный процесс принятия ими благой вести, что Христос воскрес, даже Господь явился и поносил их неверие и жестокосердие. А Фома на восьмой день уверяется в том, что Христос действительно Бог, воскресший Спаситель мира. Здесь как раз мы видим зрелость человека, который действительно обрел Христа. Христос сказал: ты уверовал только потому, что Меня увидел, пощупал Мои раны, но блаженны те, кто не видел и уверовал.

Мое представление такое, что день Антипасхи показывает нашу зрелость, насколько мы готовы не только ликовать и праздновать, но и молиться, трудиться ради того Царства, которое Господь нам обещал дать.

– Вопрос телезрителя: «Как поступить: остаться на Божественной литургии или уйти, чтобы помочь человеку?»

– Даже в Учительном известии говорится, что если до Херувимской песни священник будет позван к умирающему человеку причастить его, то он должен оставить литургию и пойти причащать человека. Мера нашей жизни со Христом – это мера наших отношений и с Богом, и с человеком. Как мы покажем свою веру в Бога невидимого, если не показываем свою любовь к тому, кого видим, если не идем к тем близким, которые нуждаются в нашей помощи?

Здесь вопрос в том, какая мотивация. Можно и так сделать: побуду сейчас в храме, причащусь и пойду к близкому. Но если это неотлагательно, нужна срочная помощь, мне думается, это тот шанс, когда Господь говорит, что Он пришел в лице этого близкого и попросил тебя о помощи. Если ты не пошел – к сожалению, ты ее не заметил. Или, к счастью, заметил, если оказал эту помощь.

– А если готовишься причащаться на литургии, что-то случилось и тебя зовут помочь?

– Мне очень нравится такое высказывание Ефрема Сирина: если ты молишься и даже уже находишься в созерцательной молитве, а твой близкий рядом просит стакан воды, то оставь свою молитву и подай стакан воды, ибо твоя молитва – это твое личное человеческое дело, а стакан воды – дело Божественное. Мне думается, что и Господь воззрит на тебя милостиво, даже если ты готовился к причастию, а близкий неожиданно попросил о помощи.

Батюшка Серафим Саровский очень хорошо сказал, что некоторые причащались видимым образом на земле, но не были причащенными, а некоторые хотели причаститься, но не могли – и Господь их причащал. Это же не магия: я сейчас причащусь – и все, я с Богом. Это тоже важно. Но если у тебя есть возможность помочь ближнему, то самое лучшее, мне кажется, – помочь ближнему, а в следующий день ты можешь причаститься. Господь не оставит тебя Своей милостью.

– Вопрос телезрительницы: «В Первом послании к Коринфянам, в 15-й главе, есть слова о том, что на третий день воскресения Христос явился к Кифе и двенадцати апостолам. Кифа – это тот священник, который говорил, что легче одному человеку пострадать за весь народ? Он что – понял, что Иисус Христос действительно Сын Божий?»

– Этот отрывок говорит о том, что Господь явился апостолу Петру и двенадцати апостолам. Симон (Петр) как раз назывался еще Кифой. Ему явился Господь. Почему апостол Павел говорит об этом событии отдельно? Потому, что апостол Петр предал Господа и очень переживал об этом. Апостол Павел выделяет это событие.

В одном из Евангелий говорится, что ангел, явившийся мироносицам, сказал: «Идите возвестите апостолам и Петру, что Господь предваряет вас в Галилее». Многие толкователи спрашивали, почему выделяется апостол Петр? Представьте себе состояние апостола Петра, когда он чувствует, что отрекся от Христа, его одолевают муки совести, и в этот момент ангел говорит об этом и возвещает, что Господь упоминает именно его, что хочет его видеть. Значит, есть надежда, что Христос его не оставил, понимает его немощь.

И апостол Павел повторяет это событие: апостол Петр действительно предал Господа, но Господь его возлюбил и в нем видел сосуд избранный, который Он особым образом выделяет среди других.

– Петр называется Кифой (то есть «камнем» по-гречески): ты – Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Но сам же Петр потом отрекся от Христа. Не смущает ли, что «камень», который должен стать основой Церкви, отрекается от Христа (практически единственный из апостолов, кроме Иуды Искариота)?

– Некоторые неправильно понимают этот момент. Например, мы знаем, что католики восприняли это выражение как главенство своей Церкви. Раз Господь основывает Церковь на Петре (он камень), соответственно, Римская Церковь, которая была основана Петром, считала себя главенствующей (и сейчас считает). Но здесь Господь говорит не об этом, а о том исповедании Петра, которое он до этого произнес. Он же сказал: «Ты Сын Божий, Ты Спаситель». И Господь сказал: «Блажен ты, Симон, ибо не плоть и кровь тебе открыли это, а Отец Мой Небесный». Вот это исповедание Петра является камнем и основанием нашей Церкви, что Христос есть действительно Сын Божий, Спаситель мира. Другого Спасителя нам не дано и уже не будет. Поэтому вера в Господа, в Иисуса Христа как нашего Спасителя – основополагающая база для каждого христианина в спасении  души.

– У нас есть еще вопросы. Один из вопросов касается евангельского отрывка о Страшном суде. В этом отрывке есть указания: голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, больного посетить, через это послужить Господу. Что делать, если голодные и алчущие начинают этим злоупотреблять?

– Я сейчас изучаю преподобного Антония Великого. Мне очень нравится этот святой. Просто нам надо понять, что наша Церковь имеет основательные корни в лице святых угодников Божиих.

В житии этого святого говорится об одном эпизоде, когда отцы собрались у преподобного Антония Великого и стали друг друга спрашивать, какая же добродетель выше всего. Кто-то говорил, что лучше всего смирение, кто-то говорил, что любовь к ближним, кто-то говорил, что подвижничество, то есть воздержание от пищи, бдение, разные телесные подвиги. И когда очередь дошла до Антония Великого, он говорит: «Знаете, отцы, все вы хорошо говорили, все эти добродетели нужны, это понятно. Но если они не приправлены добродетелью рассуждения, то выливаются в нехорошие последствия. Мы можем бдеть и изнурить себя так, что потом вообще перестанем подвижничать. Мы можем, например, любить ближних безрассудно, полностью забывая о своей душе. Не зная своей меры, мы тоже можем ослабеть и вообще разочароваться во всем. Везде нужна мера, а это и есть дар рассуждения, который показывает, насколько важно во всем иметь рассуждение».

Если Вы видите, что люди портятся от Вашей помощи, то тут такой момент важен: надо помогать людям именно исправиться, помочь им начать жить новой жизнью. Конечно, мы не можем проследить за каждым человеком. Например, я иду в метро и вижу просящего человека. Некоторые говорят: я не буду им помогать, потому что они все обманщики. Но если ты делаешь добро не ради Христа, а озлобляясь от той ситуации, в которую сейчас попал, соответственно, только себе вредишь.

Так же и здесь. Ты волен делать или не делать добро – это свобода. К свободе призваны вы, как говорит апостол Павел. Но если эта свобода тебя разрушает, задумайся: значит, где-то твои шаги неверные. Например, если ты думаешь, что вообще нельзя никому помогать, все плохие, из-за этого ты теряешь любовь, радость, какое-то сопереживание горестям близких. Значит, что-то в тебе неправильно.

Если ты, наоборот, видишь, что тебя уже расстраивает постоянное обращение к тебе тех людей, которые тобой просто пользуются, ты явно не справляешься с этой ситуацией, себе вредишь, значит,  свободно можешь сказать: «Я не могу вам помогать, потому что это вам неполезно». И Господь все принимает. Главное, чтобы внутри не озлобляться, чтобы ты был по-доброму настроен к этому близкому. Это, конечно, не так просто: видеть в каждом человеке того, кто нуждается в твоей помощи. Но когда ты проходишь мимо и злишься, мне кажется, это хуже, чем если бы подал помощь в добром расположении. Ты от этого получаешь добро.

Один молодой человек мне рассказывал, что шел по переходу в метро и увидел бабушку, собиравшую мелочь. Он подумал: «Понятно, она по поручению кого-то стоит, сейчас я ей подам, а какой смысл?» А потом решил: «Она такая пожилая, благообразная, дай-ка я ее домой отправлю, что она тут будет мучиться?» А был октябрь или ноябрь. И он дал ей пятьсот рублей. И только отошел, заплакал, так ему стало хорошо... Он ей сказал: «Бабуля, что ты здесь будешь стоять? Иди домой, погрейся». Он говорит, что он ликовал, у него была Пасха! Это нужно было ему, а не ей. Он не знал, осталась она там или нет, – ее дело.

Ты работаешь со своей душой и будешь отвечать за свою жизнь. Это самое важное. А спасать близких, если теряешь себя, как будешь? И Господь говорит: если вы помогаете близким, то помогаете Мне. Но это зависит от внутреннего расположения. Если ты озлоблен, то только разрушаешь себя.

– Вы говорили про рассуждение, нужное каждому человеку, и, мне кажется, в этом нуждается автор следующего вопроса: «Как побороть гнев после услышанной лжи?»

– Однажды Алексей Ильич Осипов напомнил слова Иоанна Кронштадтского. У меня были переживания, как себя вести в тех или иных ситуациях, когда что-то не получается. Бывает, у человека уже сформировалась привычка сразу реагировать на раздражители, он не успевает остановиться. Если вы почитаете неизданный дневник Иоанна Кронштадтского, там написано, что когда он раздражался, он молился Богу. Он говорил, что, раздражаясь, терял благодать, а когда каялся, снова обретал мир и покой. Важно, как только ты раздражился, даже если сразу не смог побороть привычку гневаться, начинать молиться. И постепенно, не сразу, но Господь даст силы сдерживать себя.

Почему-то у православных есть такая манера – говорить: «Батюшка, я не могу любить своих врагов, не получается». Мне так и хочется сказать: «Брат ты мой, это уже высшая мера, на что ты замахнулся?» Это то же самое, что попросить маленького мальчика поднять штангу в двести килограммов.

Надо начинать с малого. Матушку Серафиму, которая похоронена в Шамордине и была ученицей старца Амвросия, как-то спросили: «Матушка, как Вам приходится в женском монастыре?» А она была святой жизни, духом переносилась в разные места, видела могилку своего духовника, молилась на ней. Она ответила: «Мы все не ангелы, надо хотя бы терпеть друг друга». Начните терпеть.

Малое – это хотя бы после гнева покаяться перед Богом, не оправдывая себя. Самооправдание не дает спокойствия. Мы считаем, что люди делают что-то нам назло, специально. Надо понимать, что человек, который ведет себя неадекватно, тоже страдалец. Это его внутреннее беспокойство выплескивается наружу. Он сам недоволен жизнью и несчастлив. Христианин носит немощи немощных, но чтобы достичь этого, надо начинать с малого.

– Вопрос телезрителя: является ли грехом участие в спорах?

– Апостол Павел говорит, что хорошо, если бывают разногласия, потому что выявляются более изощренные, способные донести истину до других. Такой спор, разговор, диалог – без злобы, без отстаивания своей точки зрения, когда я защищаюсь, несмотря на то, что не прав. Я должен искать истину, дискутировать, но не спорить (спор чаще всего связан с упрямством, желанием доказать свое). Какой смысл? Я теряю спокойствие, душевный мир, с трудом приобретенный. У меня появляется противник, который меня уже не особо любит и мной недоволен. Более того, моя молитва перед Богом обесценивается, потому что без примирения с братом твоим как можно молиться Богу?

Всегда нужно помнить замечательные слова Амвросия Оптинского: кто уступает, тот больше приобретает. Если ты видишь, что начинается конфликт, обида, лучше уступить, все равно ты уже ничего не докажешь.

А дискуссия, мне кажется, – это интересно. Каждому нужно иметь свое мнение. В таком случае ты можешь обогатиться за счет того, что тебе скажет другой. Это очень полезно.

– Можно ли на Радоницу класть яйца на могилку? Подозреваю, что речь об освященных  пасхальных  яйцах.

– Я сегодня был на кладбище. В некоторых местах стояла стопочка, были положены яйца и кулич. Я немного смутился, а мне говорят: «Это вода святая, мы оставили тем, кто тут ходит». Понимаете, вот у них такое понятие, что какие-то люди придут и возьмут яйца. Если в этом дело, может быть, можно и оставить. Но обычно так не происходит, и освященные яйца просто бросать на могиле – абсурд.

У славян были древние языческие воззрения, когда часть трапезы оставляли для усопших родственников. В загробном мире им как бы будет хорошо, они будут сыты, не будут терпеть недостатка и лишений. В этом проявлялась любовь. Сейчас так делать не надо, это неправильно. Если ты хочешь, чтобы эти яйца кто-то взял, если их точно возьмут неимущие люди, которые ходят по кладбищу, можно оставить. Но я бы советовал давать их тем, кто возьмет сразу. Лучше отдать и попросить помолиться за своих родственников. Во многих книжках и брошюрах есть совет: ни в коем случае не оставлять ни яйца, ни куличи на могиле. Это следствие языческого воззрения на отношения с почившими родственниками.

– Я хотел бы задать вопрос о сегодняшнем евангельском чтении, об усопших, о вечной жизни. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. То есть по вере в Бога дается вечная жизнь. Какая для этого нужна вера?

– Послания святых апостолов помогают правильно понять Евангелие. Апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва. Если я говорю, что верую в Бога, надеюсь, что спасусь, но дел не имею?..  Апостол предлагает сравнить двух людей, один из которых скажет другому: «Покажи свою веру, а я покажу свои дела, и мои дела будут говорить о той вере, которую я имею, а ты не сможешь показать свою».

Люди часто говорят, что могут дома молиться, быть с Богом, ведь Он везде. Бог у меня в душе, зачем ходить в храм, напрягаться, участвовать в таинствах? Надо понимать, что человек состоит не только из невидимой души, но и из видимого тела. Одно от другого нельзя отделить. Вера основана на любви к Богу, она не может просто мыслиться. Я люблю Господа, поэтому нечто делаю. Тебе будет приятно, если твой близкий не будет ничего для тебя делать доброго, заботиться о тебе, говоря: «Знаешь, я в душе тебя очень уважаю и люблю, но ничего делать не буду, потому что мое чувство очень глубокое, тонкое»? А если вы девушке такое скажете, она вообще вас не поймет. Выражения любви хоть какие-то должны быть: цветы, шоколадка. Почему? Потому, что мы состоим еще и из тела.

Тело также участвует в общении с Богом. Наша вера выражается не только в душе, но и телесным образом. Для этого мы идем в храм Божий. Может быть, нам не хочется. Особенно бывает сложно приходить вечером на всенощное бдение. Утром литургия – радостно, а вечером – то поясница болит, то ноги отказывают. Но я столько раз слышал от прихожан: вот она вечером еле-еле приползла, а в конце службы – все прошло, и так хорошо, куда только все делось? Получается, тело иногда противится, не хочет быть с Богом, а душа тянется к Нему. Апостол Павел говорит: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Если мы будем сеять в дух, тогда будем с Богом и наша вера будет действенна, даст плоды нетленные, и мы наследуем Царство Небесное. Это и есть настоящая вера.

– Какие выражения веры необходимы, чтобы обрести жизнь вечную?

– Искренность – это раз. Любовь к Богу, а она проявляется в том, насколько мы любим своих близких. В двенадцатом члене Символа веры сказано: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». То есть я ожидаю воскресения мертвых, не просто думаю об этом, но чаю, жду этого, этим живу, чтобы встретиться с желанным человеком и быть достойным этой встречи.

В первую очередь – угождение Богу через молитву, следование Его заповедям. А во вторую – любовь и помощь ближнему.

– Дайте напутствие нашим телезрителям.

– Дорогие телезрители, я бы хотел, чтобы в эти праздничные дни мы не забывали, что попразднство Пасхи длится сорок дней, до Вознесения Господня. Этим Господь хочет утвердить в нас мысль, что Он будет нам светом и путеводной звездой, основанием нашей жизни и веры.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Елена Кузоро и Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца в селе Сапково Рязанской епархии, руководитель Рязанского Центра охраны материнства и детства «Право на жизнь» священник Виталий Рыбаков.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​