Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

11 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает сотрудник Синодального отдела внешних церковных связей, насельник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Стефан (Игумнов).

– Продолжается святая Четыредесятница. Сегодня мы хотим начать наш разговор с темы о преподобном Иоанне Лествичнике, память которого сегодня и завтра празднуется, поговорить о «Лествице». Почему христианские добродетели можно выстроить в лестницу, как сделал в своем труде преподобный Иоанн Лествичник, и почему нельзя спастись одной добродетелью? 

– Действительно, не просто так вспоминается Иоанн Лествичник и его творения в Великий пост. Спасает нас, конечно, только Бог, потому что Он милостив и нас любит. Но спасение Божие происходит не без нашего участия: добродетели христианские – это такое состояние христианского сердца, которое мы можем созидать благодатью Божией, двигаясь шаг за шагом или от ступеньки к ступеньке. В лествицу их можно выстроить потому, что в духовной жизни вообще все очень упорядочено. Духовная жизнь, как и все мироздание, не терпит хаоса, не терпит каких-то случайных, неупорядоченных ситуаций. Иоанн Лествичник одним из первых создал такой свод правил, рекомендаций, или путь поэтапного движения по стяжанию христианских добродетелей. Это очень важно для понимания нашей духовной жизни, для понимания того, как устроена Церковь. 

– Какие добродетели, на Ваш взгляд, самые важные и глубокие в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника? С каких ступеней надо начинать? Какие ступени могут быть полезны для мирян в их восхождении в Царствие Небесное, ведь «Лествица» в большей степени пособие для монахов? 

– Действительно, когда берешь в руки «Лествицу», сразу же обращает на себя внимание то, что она как будто написана для монахов. Но ведь все в Церкви (даже сам церковный устав) создано для монастырей и монашествующих. У нас нет какого-то особого устава для мирян. Это не случайно, потому что монахи лишь реализуют тот идеал, к которому каждый христианин должен стремиться. У монахов есть определенные условия, чтобы этот идеал реализовывать более эффективно; по крайней мере, не отвлекаясь от шествия по этому пути. Мирянину действительно в чем-то труднее исполнять все церковные установления, в том числе шествовать по лестнице христианских добродетелей. Но тем не менее для мирян лестница та же самая, что и для монахов, ведь, как мы знаем, Господь с каждого спрашивает в меру его ответственности, в меру того положения, той ситуации, в которой человек находится. Мы знаем очень много примеров того, как люди спасаются и в миру. Мы могли бы сказать, что только монахи спасаются, но это не так. «Лествица» начинается с того, что человек, христианин, призывается отойти от мирской суеты. Если речь идет о монахе, то он действительно в монастыре полностью отрешается от мира. Но и мирянину совершенно подобает это отрешение, отход от мирской суеты, если тот хочет жить глубокой христианской жизнью. Каждый из нас призван в дни Великого поста оторваться от мира, то есть построить свою жизнь не так, как она проходит обычно – в прочие дни года. Это помогает нам понять первую ступень восхождения по лестнице. И так далее от ступени к ступени. 

– Мы говорим про некий идеал духовной жизни. Но можно ли спастись, не достигнув идеала? Ведь в большинстве случаев он недостижим. 

– Еще раз подчеркнем, что спасает нас Господь. Никакими своими усилиями мы спастись не можем. Иначе была бы не нужна ни Крестная Жертва, ни пришествие Господа в мир, ни все то, что Он сотворил для нас. Наши духовные усилия и труды нужны нам для того, чтобы в нашем сердце раскрылось стремление к Богу, чтобы мы реализовали в себе образ и подобие Божие, то, какими Господь нас задумал. А уж спасемся мы или нет… Мы знаем, что самые великие святые, которые уж точно прошли этим путем христианских добродетелей и прошли по всей лествице, перед смертью говорили, что им не хватает времени на покаяние, и вовсе не были уверены в том, что Господь их помилует и спасет, поскольку в ходе шествия по этой лествице, в ходе христианского делания и раскрывается бездна наших грехов и наших немощей. Мы начинаем понимать, кто мы такие есть перед Богом. 

– Вопрос телезрителя: «Я даром принял от постороннего Библию и не знаю, можно ли мне ее читать. Однажды я читал одну книгу (Новый Завет), и человек более воцерковленный сказал мне, что ее читать нельзя, потому что она сектантская. Но сейчас не совсем помню, по какой причине». 

– Важно понять, верный ли текст Священного Писания Вам достался, потому что бывают не совсем точные тексты, если они изданы какими-то организациями, которые не являются христианскими. Такое достаточно редко происходит. Надо посмотреть, кто издал эту книгу, тогда можно будет более конкретно ответить на вопрос. А если речь идет о приметах, мы об этом просто не говорим. Это не христианская постановка вопроса. 

– Вопрос телезрительницы: «Я причащалась 7-го числа на Благовещение, а в воскресенье мне можно было причаститься?» 

– Практика причащения индивидуальна. У нас есть общецерковные документы, которые говорят, чего нельзя допускать, готовясь к причастию, и как нужно к нему готовиться. Все это опирается на древнее церковное установление. Мы знаем, что нужно держать пост, обязательно читать определенные молитвы и готовить свое сердце к принятию Господа через осознание своих грехов, немощей, через покаяние. Нужно не забывать творить добрые дела, о чем мы не всегда помним, готовясь к причастию, потому что мы Самого Господа готовимся принять. Бывает, человек в этом состоянии готовности пребывает и на Благовещение, и в воскресенье, которое за ним следует, и в Великий Четверг, и на Пасху… 

Самое главное, что вот это состояние сердца человека, его готовность к причастию может увидеть только духовник. Почему в Русской Церкви существует такая прекрасная практика исповеди перед причастием? Иногда мы этого не понимаем. Да потому, что у духовника, священника, у того, кто исповедует человека, есть возможность посмотреть, можно ли действительно допустить человека к Причастию. В этом, наверное, самый главный смысл причастия, потому что на исповедь мы можем ходить когда угодно, вне зависимости от причастия. Если человек будет сам для себя определять, готов он или нет, это будет, наверное, неправильно. А если у человека есть желание причаститься, он идет к батюшке и говорит: «Батюшка, я на Благовещение причащался. Можно я еще в воскресный день причащусь? (Это воскресный день. Все христиане должны быть в храме на литургии и причащаться.) Я хочу почтить этот день, хочу разделить трапезу Господню!» Духовник скажет или «да», или «нет». Это будет правильно. 

– Часто задают вопросы, можно ли причащаться в Великий Четверг (установление Тайной Вечери), Великую Субботу (день покоя и тишины) и в Пасху? Как читать Последование ко Причащению? Как исповедоваться? 

– Это вопрос, не имеющий, как и предыдущий, одного ответа для всех. Практики разные, духовники тоже подходят по-разному к этому вопросу. В идеале Божественная литургия предназначена для того, чтобы мы приобщались Трапезе Господней, но бывает ситуация, которая предусмотрена церковными правилами, когда человек присутствует на литургии и не причащается. 

Приведу один интересный пример. Когда посещаешь древние церкви, в частности монастыри Египта первых веков, обращаешь внимание на то, что там храм разделен на три части. Первая часть, ближе к алтарю, предназначена для тех, кто на литургии причащается; вторая часть – срединная – для верных, они не причащаются на данной службе; и третья часть уже для оглашенных. Это указывает на то, что в древности тоже была такая практика: причащались не все. В то же время христианин стремится причащаться Святых Христовых Таин как можно чаще. Но для этого нужно себя готовить. 

– Интересно, что у священномученика Киприана Карфагенского в связи с историческими моментами есть такая практика, когда он предписывает несколько разных чинов состояния человека, когда тот подходит к Чаше: кающийся, плачущий о грехах... И они в разных местах в храме находятся, в разное время подходят к Чаше. 

Вопрос телезрителя: «В Писании сказано, что плата за грех – смерть. Но поскольку мы все смертны (и, самое страшное, смертны внезапно), то сразу после рождения уже обречены, то есть все равно умрем. Получается, что мы как бы авансом уже платим за грехи Адама. И за гробом наша участь зависит только от Бога. Тут тоже палка о двух концах. Разбойник, распятый справа, праведником не был, но попал в рай. Можно ходить каждый день на службу, соблюдать все уставы, исповедоваться и причащаться и оказаться в аду. То есть гарантий опять никаких». 

– Вы процитировали Священное Писание и классиков русской литературы. Очень пространный вопрос. Безусловно, результатом греха является смерть. Это мы видим на примере Адама и каждого из нас. Каждый раз, когда мы выходим из храма после причастия (казалось бы, только готовились, только причастились, исповедовались, очистили свое сердце), что-то сотворили (каждый из нас знает, что ему свойственно) – и в тот же миг умерли; наступает наша духовная смерть. 

Церковь нужна для того, чтобы мы каждый раз воскресали вместе со Христом, чтобы поднимались из бездны собственного падения и буквально обращались вновь к жизни. Когда мы отпадаем от Церкви, от Бога, мы мертвы. Священное Писание здесь совершенно точно выражает суть этого нашего состояния. И без Бога мы мертвы. 

В чем заключается в этом смысле суть Адамова прегрешения и вообще грехопадения человека? В том, что мы все стали смертны, умерли вместе с Адамом. Это не значит, что мы несем ответственность за его грех в том смысле, что стали смертными, что находимся во власти смерти. Это результат грехопадения. А дальше уже наша личная ответственность за наши личные грехи. 

Никаких гарантий в духовной жизни вообще быть не может, кроме того, что, если мы хотим быть с Богом, Господь нас никогда не отринет. В этом мы должны быть уверены, но нужно понимать, что значит «хотим быть с Богом». Невозможно заявлять, что я хочу быть с Богом и спастись, и в то же время совершать безобразия, беззакония, которые каждый из нас совершает. Каждый раз совершая такие беззакония, мы умираем и отрываемся от Бога. И вновь нужно идти в церковь, каяться в своих грехах, обращаться к помощи святых, читать «Лествицу», другие книги, которые помогают нам вновь родиться во Христе и причащаться Святых Христовых Таин. Собственно, Причастие для того и нужно, чтобы мы на этом пути не останавливались, чтобы вновь воскресали вместе со Христом. 

– Один из вопросов, который у нас уже есть, хотел бы озвучить: «Если спасение от нас не зависит, то для чего мы причащаемся, молимся, постимся, стараемся жить пусть уж не по Евангелию, но по совести?» 

– Нельзя сказать, что спасение от нас не зависит. Бог не спасает человека без человека, просто спасение не является результатом наших усилий. Но если мы не будем прилагать какие-то труды ради собственного спасения, то надеяться на него нам вовсе нельзя. Как мы можем пытаться войти в какую-то дверь, если вообще даже не пытаемся ее открыть и подойти к ней? Вопрос очень простой и в то же время имеет под собой некое дно. Совершенно правильно, что его задают. Духовные труды необходимы, это то, что позволяет нам становиться людьми. Если мы не совершаем духовного делания, если не пытаемся сохранять человеческий облик, то мы попадаем уже на уровень ниже человеческого. И таких примеров тоже очень много. А Господь спасает тех, кто хочет этого. 

– Духовное делание немыслимо без того, чтобы понять и определить свои собственные грехи. Один из вопросов телезрителя, когда он пытается понять, совершает грех или нет: «Подскажите, пожалуйста, считается ли желание мечтать грехом?» 

– Мечтания, наверное, разные бывают. 

– Спрашивает Андрей, 17 лет. 

– В таком возрасте, наверное, мечтания могут быть и светлые; и хорошо, когда они есть. В этом возрасте человек думает о своей будущей жизни, куда ему поступать, кем стать, как построить свою жизнь так, чтобы не только ему, но и другим было хорошо, чтобы родителям помогать, чтобы была своя семья. Или, может, он другой путь изберет, если это человек верующий, захочет быть монахом; или чтобы у него профессия была такая, которая действительно будет направлена не только на зарабатывание денег, но на то, чтобы приносить пользу людям, стране, обществу, семье, близким и дальним. 

Антоний Великий тоже был великий мечтатель, услышал Евангелие в храме и бросил все, оставил свое имение (он был не бедный человек) и удалился в пустыню. Вот такая мечта у него была реализована. И он тоже был молодым человеком в это время. Это хорошие мечтания, и они как раз свойственны такому романтическому, юному возрасту. 

К сожалению, сегодня с такими молодыми людьми как раз и пытается работать враг рода человеческого. Почему на молодежь такая атака? Потому, что в самую сердцевину общества пытается бить враг и увести в сторону тех, кому свойственно испытывать светлые мечты и чаяния. Господь так сотворил человека, что в начале жизни тот хочет устроить свою жизнь ко благу. Как раз туда и бьет лукавый: обмануть или просто заманить очень хитро в какие-то сети и эти мечты превратить в мечты гнусные. Такие мечты никуда не годятся. 

– Как Вы считаете, поможет ли воцерковление молодого человека с детства, чтобы он не повелся на козни врага рода человеческого? 

– Духовная мудрость дается и младенцам. Иногда младенцы мудрее взрослых людей. Конечно, если воцерковление правильное, то, безусловно, помогает. Мы знаем примеры и того, как люди иногда сворачивают с правильного пути, будучи воцерковленными, но правильное воцерковление, конечно, поможет человеку избежать многих искушений. 

Что такое воцерковление в этом смысле? Это та ситуация, когда человеку с детства были открыты очень многие тайны и законы жизни. Почему молодые люди так легко сбиваются с истинного пути, на всякие пустые вещи покупаются и идут в погибель? Да потому, что им просто неизвестны элементарные правила, как устроена эта жизнь. И у человека, который с детства в Церкви, есть огромное богатство: ему эти тайны открыты. Если до него их донесли, если он их услышал, то, конечно, это огромное оружие в его руках, чтобы устоять перед соблазнами. 

– Вопрос телезрителя: «Вопрос опять про причастие. Мы ходим постоянно в церковь, причащаемся, но не всегда же человек умирает сразу после причастия, а через какой-то промежуток времени. И у каждого, наверное, есть какие-то свои страсти (может, кто-то всю жизнь курит и не может бросить). И еще один вопрос: монахи должны подражать ангелам, а мы, люди, должны подражать монахам?» 

– Эх, если бы все было так в нашей жизни: монахи как ангелы, а люди как монахи. Но давайте будем к этому стремиться. На этом пути мы должны помогать друг другу. Господь создал Церковь для того, чтобы мы были вместе. И монахи нужны мирянам. И молитвы и праведная жизнь людей, которые живут в миру, очень и очень поддерживают Церковь с другого крыла. И иерархия церковная нужна, и богословы нужны Церкви, и ученые, и молодые люди – все-все нужны Церкви для того, чтобы поддерживать друг друга. 

Господь нас создал как единый организм. И все это реализуется видимым и очень понятным для нас образом на Божественной литургии, когда мы все вместе собираемся. Мы должны так относиться к Божественной литургии, как будто все собрались как одна семья, а посреди нас Христос. И тогда будет любовь и между нами, и к Богу. 

Действительно, далеко не всегда бывает так, что человек причастился и сразу отошел в мир иной, если ему Господь это уже уготовал. Бывает по-разному, тайны Божии непостижимы в таких вещах. И здесь мы не можем даже пытаться понять, почему Господь одному судил так, а другому эдак. Мы знаем, что даже со святыми были самые разные случаи. Например, тление или нетление мощей. Наши классики писали на эту тему. Достоевский описывал знаменитую историю, когда вроде бы святой был старец, а мощи не оказались нетленными, а в других случаях, наоборот, мощи бывают нетленными. 

А на Афоне вообще все по-другому: там, наоборот, нужно, чтобы плоть истлела, а кости кладут в костницу. То есть это тайны Божии, которые для нас недоступны и через которые Господь каждый раз, может быть, что-то хочет дать нам понять, важное для нас. Но, конечно, блажен тот, кто перед смертью удостоился Святых Христовых Таин, исповеди. И если человек живет церковной жизнью, стремится быть с Церковью, то Господь такой шанс дает. Очень трудно надеяться на причастие перед смертью человеку, который вообще в церковь не ходит или приходит только на Пасху. А вот для человека, который регулярно приходит в храм, надежда есть, что Господь его сподобит такой участи. Это, конечно, великое утешение. 

– Не менее актуальный вопрос, который задают в связи с причастием перед смертью: про соборование перед смертью. Во время Великого поста совершается много соборований в храмах, и часто возникает вопрос, кто должен собороваться. Нужно ли здоровому человеку приходить на соборование? Или же только больным? Для соборования достаточно болеть обычной простудой или смертельной болезнью? В каких случаях идти на соборование? 

– По поводу соборования существует документ, который наша Церковь приняла. Это рекомендации, основанные на церковной традиции, на Предании, на церковном уставе, говорящие о том, что такое соборование и как его нужно принимать. Соборование нужно для больных людей. Это таинство, которое Господь установил для того, чтобы люди получали исцеление. Поэтому наша Церковь не рекомендует прибегать к соборованию просто так, формально и очень часто, когда нет на то видимых причин. Так к этому и следует подходить. Я просто порекомендовал бы всем этот документ внимательно прочитать. Церковь принимает документы не просто так, а для нас с вами. 

– Существует целый ряд мифов. Вот соборование совершается над больным человеком, который близок к смерти; совершили соборование, и человек не умер. И существует ряд примет, что этому человеку, например, нельзя больше жениться. Что Вы думаете о таких приметах, которые исходят, казалось бы, из правильного понимания таинства Соборования как молитв Церкви над человеком болящим? 

– Приметы вообще не церковное дело, в приметы верить нельзя и не нужно, особенно пытаться прилагать их к таким святым вещам, как церковные таинства. В молитвах соборования мы просим об исцелении человека прежде всего, и если он выздоровел, то это как раз то, чего мы хотели. Мы не имеем цели, когда человека соборуем, проводить его в мир иной, все-таки надеемся на то, что он выздоровеет, а там уже как воля Божия. С этого нужно начинать. 

– Вопрос телезрителя: «Скажите, если я сегодня соборовалась, нужно ли мне на следующий день исповедоваться перед причастием?» 

– Обычно в Церкви принято так, что человек исповедуется накануне перед соборованием, потому что это то таинство, в котором Господь исцеляет человека по молитвам священников, по молитвам Церкви и человека, который раскаивается в своих грехах. Без покаяния никакого исцеления быть не может, поэтому на исповеди логичнее быть перед соборованием; и после соборования (обычно на другой день) причаститься. Конечно, бывают исключения, это не какое-то жесткое правило, но логика такова. 

– От разговора о таинствах хотелось бы перейти к прикладному характеру церковной жизни. Вопрос от телезрителя о продукции, которую продают в церковных лавках. Во всех храмах, монастырях говорят, что эта продукция освященная, и телезритель спрашивает, как она освящается, ведь это огромное производство – множество икон, книг, крестов, в том числе нательных или крестов для поклонения. Как совершается освящение этой продукции? 

– Насколько я знаю, на нашем главном церковном предприятии в Софрино существует храм, священники, и там действительно отлажена система, когда продукция, которая выпускается, освящается по церковным чинам, как это и положено. И если в храме написано, что освящены иконы, крестики и все, что продается, то это так и есть, это может быть уже приобретено с церковного производства, где оно освящается, либо может освящаться в храме или как-то по-другому. В Церкви вообще все свято. 

– Освящение неразрывно связано с окроплением святой водой. Если икон много, то каждую кропят отдельно или все сразу? И вообще важно ли, сколько святой воды попадет на икону? 

– Что же мы будем делать, если у нас на Пасху на какой-то куличик не попадет даже капли воды? Мы будем окроплять сотни куличей, и нам, наверное, нужно очень тщательно следить, чтобы каждый куличик был окроплен... Это был бы абсурд, если бы мы так думали, потому что все освящается молитвами. А вот мы кропим стены дома – мы каждый квадратный сантиметр этого дома водой омываем? Нет, конечно, мы же не язычники, мы не связываем настолько материальную составляющую наших таинств с их сутью. Безусловно, в таинстве важно все – и молитва, и святая вода, и святой елей, все, что мы используем. Когда помазание мы совершаем или даже соборование, мы не все тело омываем, даже если у кого-то сердце болит, мы мажем лоб – и человек выздоравливает. Не все так просто, не все так буквально. 

– Очень часто наблюдается практика, когда, допустим, икону святого, мощи которого пребывают в монастыре, покупают и несут прикладывать к мощам. Зачем это делать? 

– Я бы назвал такую практику благочестивой, потому что мы почитаем и иконы, и мощи. Это не значит, что без прикладывания к мощам икона не будет святой, не будет освященной, не будет чудотворной. Но если мы приложим иконочку или крестик к мощам почитаемого нами святого, то это особо тронет наше сердце, это будет очень дорого для нас, по-особенному дорого. 

– Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, может ли алтарник во время литургии запрещать петь Символ веры и “Отче наш”?» 

Очевидно, в каком-то храме, предполагаю, на богослужении алтарник народу запрещает петь, как это принято у нас в храмах на практике вместе петь Символ веры и «Отче наш». Возможно, потому, что хор исполняет концертный Символ веры… 

– Замечательно и прекрасно, когда есть такой хор, который может исполнить красиво церковное пение. Я думаю, этот вопрос нужно задать настоятелю соответствующего храма, и он разрешит все сомнения. 

– Вопрос телезрителя: «Я стал крестным. Как начинать в будущем воцерковление крестника, которому сейчас один год?» 

– Очень важный вопрос, и если мы говорим о крещении детей, принципиально важно понимать ответственность крестных, родителей или вообще всей семьи и задумываться о воцерковлении ребенка с самого начала. Во-первых, нужно иметь добрые отношения с родителями изначально, пораньше носить ребенка на Причастие, в храм, чтобы он привыкал к храму; при этом это нужно делать так, чтобы не мешать другим людям (иногда дети бывают беспокойные). Если мы не обращаем внимания на окружающих, тогда и ребенок вырастет таким, будет равнодушен к тому, кто с ним рядом, плохо или хорошо людям. Нужно воспитывать ребенка со всех сторон человеком нормальным, полноценным христианином. 

Причастие – это самое главное, но, как говорят наши опытные и мудрые священники, очень важно, когда мы не просто носим ребенка причащаться, а когда сами вместе с ним готовимся к этому. Молитвы подготовки, которые крестный совершает за ребенка перед его причастием и вообще за него, очень важны, про это забывать нельзя. Но когда ребенок уже начнет что-то понимать, конечно, нужно с ним заниматься, чтобы он знал простенькие молитвы. Вместе со сказками нужно стараться читать какие-то книжки на духовные темы. Жития святых для детей, истории Священного Писания для детей. И, самое главное, учите ребенка самым простым молитвам. Как можно раньше нужно рассказать ему, Кто такая Богородица, Кто такой Спаситель, для чего Он вообще ему нужен, попытаться донести это до ребенка, и тогда все будет хорошо. Научить молиться самыми простыми словами – ребенок очень легко и радостно усвоит эти молитвы, они всю жизнь будут его хранить, и дальше Господь уже его будет вести и с Вашей помощью, и тогда, когда Вас не будет, укреплять, и есть большая надежда на то, что он станет добрым христианином. 

– Крестные помимо духовного воспитания своего крестника еще и на таинстве Крещения за крестника произносят отречение от сатаны, которое связывают с изгнанием дьявола. Не так давно в Русской Православной Церкви обсуждался документ, регламентирующий практику экзорцизма. Документ принят? 

– Его проект разработан, он будет дальше рассматриваться пленумом Межсоборного присутствия, затем утверждаться Священным Синодом, Архиерейским Собором по той процедуре, которая существует. Пока есть проект этого документа – это уже немало, был проведен огромный труд, чтобы его разработать, потому что практика так называемого экзорцизма, отчитки очень разнообразна, в нашей Церкви она не всегда соответствует здравому смыслу, иногда даже на таких отчитках происходят некоторые безобразия. В других случаях это все очень полезно и необходимо, но даже сам вопрос о том, над кем можно и нужно совершать такие действия священнику и каким критериям священник должен соответствовать, чтобы такие молитвы читать, важный. На него нужно было ответить, выработать какие-то рекомендации. Хочу сказать, что когда такие документы разрабатываются, это не какие-то специалисты сели и что-то сочинили – всегда изучается практика Церкви с самых первых веков. И когда удается выявить, какой она была, и структурировать это, тогда и рождается тот или иной документ. 

– Кто должен обращаться для совершения чина изгнания беса? Как понять, что именно из этого человека нужно изгнать беса? Если помните, в Интернете не так давно был видеоролик: родители своего ребенка обличали в том, что он бесноватый и что надо священника вызвать, чтобы тот из него бесов выгнал… Вот, наверное, ради прекращения и этой практики тоже вводится документ? Как определить, надо человеку идти на это или нет? 

– Это невозможно определить нам с Вами, это должна определить вся Церковь. Поэтому я бы предложил помолиться, чтобы этот документ скорее был принят, тогда нам всем будет легче, там будет все написано, и нам будет понятно, как действовать относительно практики отчитки. 

– Сегодня Евангелие, которое читалось на литургии, как раз было посвящено бесноватому, изгнанию из него беса Господом Иисусом Христом, и уже после изгнания беса Христос говорит апостолам: сей род не может быть изгнан иначе, как только молитвой и постом. Молитва и пост наши помогут ли изгнанию беса из других людей? 

– Давайте попытаемся понять, что же это означает, что хотел Господь сказать Своим ученикам, говоря им, что сей род изгоняется постом и молитвой. Вспомним начало этой истории. Сын страдал беснованием, и отец, прежде чем обратиться ко Христу, обратился к апостолам, и те не смогли изгнать беса. Что это значит? И после этого Господь им говорит, что это изгоняется молитвой и постом. Прежде всего Христос имел в виду, что невозможно совершить изгнание беса, как и другие исцеления и прочие духовные действия, без Бога – их совершает Бог. Что такое молитва и пост? Молитва – это обращение к Богу, когда ты говоришь, что не своей волей что-то делаешь, полностью понимая и отдавая себе отчет, что только Бог может совершить то или иное чудо. Это первое. Видимо, апостолы как-то иначе подошли к изгнанию беса из этого конкретного человека. И что такое пост? Пост – это духовное усилие, это самоограничение и покаяние, то условие, при котором Господь слышит наши молитвы, вот и все. То есть Господь хотел показать апостолам, что силой Божией изгоняется бес и совершаются чудеса, надо к Богу обращаться для того, чтобы это произошло. А обращаться к Богу нужно с чистым сердцем, очищенным постом и покаянием. Если мы вернемся к «Лествице», может быть, рискнем предположить, что апостолы хотели запрыгнуть сразу на 30-ю ступень этой лествицы и почувствовали, что не прошли каких-то предшествующих ступеней, которые как раз очищают душу, готовят сердце, чтобы оно могло эту молитву вознести к Богу. Которая Богу будет угодна и по которой Господь непременно чудо исцеления сотворит. 

– Как соотносятся бесы и человеческие страсти? 

– Бесы очень любят играть человеческими страстями, им дана такая власть, возможность видеть страсти, которыми человек одержим. Они, конечно, не могут очень многого знать и видеть в нашей душе, но страсти та дверь, которой мы их запускаем в свою душу, поэтому для них это полное раздолье. 

– Отец Стефан, в заключение нашей программы хотел бы попросить подвести итог и что-то пожелать нашим телезрителям. Впереди еще почти половина поста… 

– Спасибо большое за программу, было очень интересно и, надеюсь, полезно; по крайней мере, для меня точно было полезно, потому что все структурированно получилось – один вопрос продолжал другой, и мы действительно поговорили на важные темы, которые следует обсуждать постом. Середина поста уже пройдена, я нам желаю двигаться и дальше этим постным поприщем, стараясь понимать те вещи, которые важны для нашей духовной жизни, и стараться взойти на одну ступенечку по нашей духовной лествице. 

Ведущий программы Александр Черепенин 

Записали Елена Кузоро и Елена Чурина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​