Беседы с батюшкой. Дни византийской музыки. Протоиерей Димитрий Кулигин

10 августа 2022 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Димитрий Кулигин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Державная» в городе Санкт-Петербурге, председатель оргкомитета Всероссийского фестиваля православных певческих традиций «Истоки».

– Батюшка, рад нашей очередной встрече на Уральской земле.

Буквально позавчера состоялось открытие «Дней византийской музыки» в Екатеринбурге. Это во всех смыслах уникальное явление для нашего региона. Проект будет в центре внимания. Но сначала предлагаю поделиться воспоминаниями о самых важных и интересных событиях прошедшего периода.

– Если говорить о прошлом нашем проекте – II Всероссийском фестивале православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки», мы выпустили буклет по следам фестиваля, который включил в себя все, что было в прошлом году. На самом деле некорректно говорить, что фестиваль прошел в прошлом году. Дело в том, что фестиваль был настолько насыщенным, было настолько много желающих участвовать в нем, что мы не смогли ограничиться 2021 годом и слегка перешли в 2022 год.

Когда меня спрашивают об истории фестиваля, я говорю, что наш фестиваль молодой, но история его достаточно давняя. Фестивалю третий год, но свое начало он берет с 2006 года, с первой «Мироносицкой встречи», которая прошла в нашем храме. Из этой встречи потом непостижимым образом все вылилось вот в такое действо, причем не только в масштабах Санкт-Петербурга, но и в масштабах страны. Фестиваль образовался именно потому, что «Мироносицкие встречи» не вмещали всех желающих.

Так вот, фестиваль прошлого года тоже не вместил всех желающих. Мы молились, общались, проводили научные конференции, мастер-классы, но все равно времени не хватило. Поэтому в декабре прошлого года было принято решение продлить время фестиваля, чтобы все те, кто очень хотел в нем поучаствовать, смогли себя показать. В январе этого года прошел еще ряд мероприятий. Кстати, может быть, это знаменательно, но последнее значимое мероприятие произошло именно в Екатеринбурге: хор «Святой Лука» исполнил произведение в византийском стиле на концерте в культурном центре «Царский».

Была очень насыщенная программа фестиваля. Волевым решением в январе мы все-таки всё закончили, потому что надо было уже готовиться к следующему фестивалю. Перерыв, когда мы могли выдохнуть, был буквально месяц – и началась подготовка к следующему фестивалю. Мы подсчитали: примерно сто мероприятий прошло за это время; фестиваль шел девять месяцев, то есть было примерно десять мероприятий в месяц.

Повторюсь, фестиваль был очень насыщенный. Были и трансляции богослужений, и видеозаписи богослужений, и концерты, и мастер-классы по церковному пению и по каллиграфии. Кстати, каллиграфия, что называется, выстрелила в прошлом году. В том числе в Екатеринбурге проходили мастер-классы по каллиграфии. Еще мы почтили память выдающегося академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: была и поминальная литургия, и очень интересная конференция, ему посвященная (день его памяти отмечается 28 ноября). В том числе были паломнические поездки, одна из которых связана с именем академика Лихачева (мы ездили в Новгород). В общем, программа была весьма насыщенная.

– Открыл буклет: например, в декабре насчитал восемь мероприятий. По десять и больше мероприятий в каждом месяце.

– Мы разделили фестиваль на две сессии, но в итоге были еще и межсессионные мероприятия, посвященные колокольному звону. Повторюсь, очень много было желающих, которым фестиваль был нужен. Кстати, искренне благодарю телеканал «Союз» за поддержку и за то, что дали возможность многим узнать о нашем фестивале и к нему присоединиться. Это большое дело. Так что низкий вам поклон.

– Как я понял, я держу в руках фактически некий анализ проделанной работы за 2021 год, где отражены все мероприятия фестиваля и коротко рассказано о тех коллективах, которые принимали в нем участие. Например, открываю буклет и читаю: женский ансамбль Кирилло-Мефодиевского собора; детская православная хоровая студия...

– Помимо того что в буклет мы вместили расписание фестиваля, мы еще написали о каждом коллективе буквально несколько строк, чтобы люди, которые имели возможность получить буклет, узнавали тот или иной коллектив, знакомились друг с другом. Изначально у меня и была такая идея на «Мироносицких встречах» – именно общение. На этом фестивале мы не соревнуемся в певческом искусстве или колокольном звоне. Для Церкви соперничество чуждо, мы должны друг другу помогать. У нас больше момент соработничества, когда тот или иной коллектив делится опытом с другими коллективами, тот или иной звонарь показывает свое мастерство, чтобы поделиться своим опытом. Это очень важная составляющая нашего фестиваля – дух взаимопомощи, дух соборности.

И в этой соборности мы не ограничиваемся нашей национальной культурой. Естественно, мы живем в России и в первую очередь уделяем внимание культуре России. Однако православие гораздо шире, и мы ни в коей мере не исключаем другие национальные православные культуры. В нашем фестивале участвовал грузинский хор, звучали сербские распевы. В том числе достаточно значимо с прошлого года стали звучать распевы византийские. Мы не просто уделяем внимание византийским распевам, но все переросло в то, что насыщенная неделя византийской музыки сейчас проходит в Екатеринбурге.

– Перейдем непосредственно к «Дням византийской музыки» в Екатеринбурге. Я не ошибся, сказав, что это уникальный проект. В чем его особенность?

– Рискну предположить, что это действительно уникальное явление, потому что на сегодняшний момент я не знаю похожих проектов в России, чтобы каждый день был настолько насыщен мероприятиями. Мне как священнику важно, что каждый день в рамках этого проекта проходят богослужения, также есть мастер-классы и концертная форма. Через два дня состоится концерт византийской музыки. То есть это разные формы участия в мероприятиях.

Кстати, снова благодарю телеканал «Союз»: вы сделали анонс в начале наших мероприятий – и посыпались звонки не только из Екатеринбурга, но и из других регионов. Например, звонили из Омска. Знаю (мне говорили это по телефону), что люди специально взяли дни отпуска, чтобы приехать в Екатеринбург и если не всю неделю, то хотя бы часть недели провести здесь ради этого проекта.

– Предлагаю подробно рассказать о программе. Тем более часть запланированных мероприятий состоится в ближайшие дни. Это будет своеобразным анонсом.

– Сначала замечу, что этот проект начался с богослужения в Александро-Невском Ново-Тихвинском монастыре. Когда я прошлый раз был в Екатеринбурге, я много добрых слов говорил об этом монастыре, его византийских традициях и сестрах монастыря. Помимо богослужений у нас днем шли интернет-показы: фильмы с богослужениями из монастыря и небольшой фильм-ролик. Для многих может показаться странным: мол, где Византия, Константинополь, а где Урал, Екатеринбург... Мол, при чем здесь Византия?

Так вот, в прошлом году меня восхитило, насколько скрупулезно и основательно сестры Ново-Тихвинского монастыря изучали византийское пение. И тогда мы с сестрами монастыря сделали небольшой (на полчаса) фильм-ролик о том, с чего все начиналось, откуда появился византийский распев на Урале. Фильм был показан, его премьера состоялась позавчера, в понедельник. Кому интересно, у кого остались какие-то вопросы – можно обратиться к этому фильму, его можно найти в Интернете.

– Фильм в свободном доступе?

– Да. У храма есть канал на YouTube, фильм можно найти в том числе там. Мне как священнику важно, что византийское пение – это не просто очень интересные распевы, но именно живая богослужебная традиция.

Что касается мероприятий, сегодня, 10 августа, была литургия, днем был мастер-класс Серафима Астахова и его лекция. Кстати, я очень благодарен тем священникам и настоятелям, которые откликнулись: богослужения проходят не в одном каком-то храме, а в разных храмах монастыря. Четверг, 11 августа: утром литургия, мастер-класс, вечером лекция на тему византийской церковной культуры. В пятницу, по сути, такое же расписание: с утра литургия (утреня) в женском монастыре...

– На этих литургиях звучит византийское пение?

– Да. Если я перечисляю богослужения, то речь идет именно о византийской традиции. Днем в пятницу мастер-класс Серафима Астахова, а вечером в Успенском соборе состоится мастер-класс по каллиграфии (отец Евгений Попиченко, с которым мы давно находимся в тесной дружеской связи, с радостью согласился провести его на приходе). Но обращаюсь ко всем: дорогие братья и сестры, каллиграфия – очень специфическая вещь. Много людей просто физически невозможно объять, поэтому мастер-класс будет проходить по предварительной записи. Записалось уже достаточно много, прошу иметь это в виду. Отцу Евгению Попиченко еще раз передаю благодарность.

В субботу, 13 августа, помимо утреннего и вечернего богослужения состоится концерт в культурном центре «Царский», в котором будут участвовать два хора: хор «Пахомий Логофет» (из Санкт-Петербурга) и хор «Святой Лука». Хор «Святой Лука» – из тех, кто успел попасть, что называется, в последний вагон фестиваля в прошлом году. Я очень рад, что они органично вошли и в этом году занимают достойное место в нашем фестивале. Руководитель этого хора – Екатерина Сипатова. Эти два хора представят слушателям именно византийскую традицию. Концерт будет 13 августа в 14 часов.

В воскресенье, 14 августа, состоится богослужение в храме Николая Чудотворца на улице Куйбышева. Богослужением начинали, богослужением и закончим «Дни византийской культуры». Я и Вас приглашаю – приходите помолиться.

– Спасибо огромное! Принимаю Ваше приглашение.

Напоминаю для всех, кто хотел бы более подробно узнать о том, как зародилось византийское пение на Урале, есть возможность посмотреть видеоматериал в Интернете, где в личной беседе с сестрами женского монастыря батюшка выясняет этот момент.

Получается, что византийская церковная музыка не имеет каких-то этнических границ. В том числе по этой причине она звучит не только на Урале...

– Хорошее замечание. Если мы обращаемся не просто к культурному пласту, а смотрим именно с духовной точки зрения, то человек тянется к тому, что ему по сердцу. Это может быть, условно говоря, чужеродным, то есть рожденным на чужбине, но иметь отклик в твоем сердце. Вот таких откликов по византийскому пению, византийскому церковному распеву в России достаточно много. Я пытался проанализировать, но даже не помню, чтобы такой сильный, активный и серьезный интерес к византийскому пению был когда-то на Руси. Именно в последнее (постсоветское) время этот интерес не просто возрос, но византийское пение является гармоничным составом богослужения. Когда оно звучит, ты не задумываешься о том, где находишься – в Греции или России, главное – ты в православном храме и окунаешься в эту среду естественным образом. Это очень важно.

В свое время и знаменный распев был важен не как что-то архаическое, что было когда-то, а сейчас может быть реанимировано как некий фольклор какими-то певческими коллективами. Меня заинтересовало знаменное пение именно как живая молитва. Вот такой живой молитвой у нас в России может быть (и уже есть) византийское пение.

Телеканал уделяет нашему фестивалю такое пристальное внимание, что, думаю, вы найдете возможность поговорить с Серафимом Астаховым, который специально приехал в Екатеринбург. Он расскажет, как он заразился (в хорошем смысле этого слова) византийской культурой, впитал ее как свою и почему, живя в России, он этим занимается. Думаю, не лишним будет спросить и Екатерину Сипатову, которая является официальным представителем нашего фестиваля в Екатеринбурге, почему она настолько трепетно относится к византийскому пению.

Кто уже слушал не просто разговоры (это, конечно, тоже важно и хорошо), но именно пение хора «Пахомий Логофет», екатеринбургского хора «Святой Лука» или сестер Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, тот чувствовал, насколько это живо и трепетно. По крайней мере, я это чувствую.

– Телевидение предоставляет самые широкие возможности. Давайте мы прямо сейчас покажем небольшой кусочек для тех зрителей, кто никогда не слышал византийские распевы. Пусть послушают небольшой фрагмент.

(Фрагмент выступления хора «Пахомий Логофет».)

– Если учесть область Ваших интересов, получается, что и фестиваль, и концерты, и многочисленные изыскания – это своеобразный духовный поиск, может быть, некий путь к Богу через музыку. И получается, что само пение, музыкальные инструменты, мелодии – все это не самоцель Вашей жизни.

– Безусловно. Совершенно верное замечание. Потому что для верующего человека есть опасность углубиться в церковное искусство и забыть, что это форма. Замечательная, прекрасная форма, но та, которая бережет Истину (с большой буквы). Почему Церковь – это некий институт, а не хаос, не анархия? Никогда Церковь не представляла из себя хаотичное броуновское движение. Церковь живет в форме, и форма должна быть красивой, как красивы наши храмы в русском или византийском стиле. Они должны быть красивы и привлекать человека не для того, чтобы он только восхищался этими храмами, а чтобы через храмы, иконы, пение он приблизился к Богу.

Мое музыкальное увлечение – это Рихард Вагнер.  Я думал, у меня одного такая странность, но оказалось, что есть те, кто увлекается знаменным распевом и любит Рихарда Вагнера. Я не знаю, с чем это связано, но это так. Не так давно (в июле) почила замечательная музыковед Марина Рахманова. Мы с ней сошлись на почве любви и к знаменному распеву, и к Вагнеру.

Читая о Вагнере, я запомнил одну реплику, которую сказал заказчик строительства готического собора. Он говорил строителю: «Построй такой собор, чтобы, глядя на него, сказали, что тот, кто его построил, был безумен». Я противник таких строительств, хоть архитектурных, хоть иных. Потому что здание должно не просто поражать своей красотой, но все-таки приближать к Богу. Вы сделали правильное замечание, потому что все церковное искусство должно быть направлено в конце концов к Творцу.

– В завершение нашей встречи поделитесь с нами своими надеждами на недалекое будущее. На каких еще землях зазвучат голоса фестиваля, звоны, молитвы на разных языках, обращенные к Богу?

– Судя по прошлому году, я порой даже не рискую четко определять границы нашего фестиваля или регионы. Потому что регионов у нас тоже много. У нас были десятки специалистов, звонарей, коллективов. Регионы я тоже считал и каждый раз сбивался. Какие-то регионы фестиваля у нас возникают достаточно внезапно, как Екатеринбург в прошлом году. Поэтому я не рискую говорить, что мы ограничимся тем или иным вариантом. Естественно, у нас будет Санкт-Петербург и наша Ленинградская область.

Кстати, буквально в июле у нас прошел крупный проект «Тихвинские звоны», он состоял из концертов и фестиваля, сосредоточенного именно на колокольных звонах. Уже в августе звонари нашего фестиваля ездили в Елабугу с отчетом, отчитывались за наш фестиваль, который назывался «Звоны над Свирью» (он проходил в Александро-Свирском мужском монастыре).

В Елабуге наши звонари также успешно выступили. Поэтому я, как с корабля на бал, сразу же поехал из Елабуги в Казань, из Казани – в Екатеринбург. Только приехал и сразу же погрузился в наши екатеринбургские мероприятия. В Москве должны быть мероприятия. Я боюсь даже загадывать, но самое главное – в прошлом году у нас был очень широкий географический охват. 

В этом году мы стараемся работать блоками, может быть, более углубленно. Помимо богослужений и концерта у нас будут в Екатеринбурге мастер-классы (они уже проходят). Важно углубиться в это, потому что народ этого хочет. Не просто послушать византийское пение, но понять его изнутри, а может, кто-то хочет изучить и присоединиться не только как слушатель, но и как исполнитель.

Мы, насколько имеем возможность, занимаемся научно-публицистической деятельностью. Когда прошел первый фестиваль, у нас сразу же был издан сборник «Церковное пение: традиции и современность», по материалам круглого стола в рамках фестиваля. Здесь участвовали не просто любители древнерусского и византийского пения, но и преподаватели высших учебных заведений, в том числе и Санкт-Петербургской консерватории. Что касается византийского пения, можно назвать статью Ирины Стариковой «Опыт преподавания византийского распева для детей» (это в Москве) и статью Ирины Болдышевой «Произнесение богослужебного слова (по следам византийской и древнерусской певческих традиций)».

Традицию публикаций мы продолжили, и по материалам прошлого фестиваля вышел новый сборник. Стилистика сборника сохранена (мы его уже называем альманахом). Здесь создавали статьи не только по материалам одного круглого стола, но по материалам всего фестиваля. Кстати, для меня несколько не хватало статей по колокольному звону. Увы, звонари в этом отношении немного лентяи, ничего не пишут. Призываю: звонари, мы готовы опубликовать дельные статьи.

Я сказал о фестивале «Звоны над Свирью». Его вдохновителем когда-то был известный кампанолог (в Елабуге о нем неоднократно упоминали) Сергий Старостенков. Он почил полтора года назад. И какие-то его мероприятия наш фестиваль включил по просьбе звонарей. Был кампанолог, писал статьи, а теперь никто не пишет. Очень жаль, потому что действительно какие-то вещи необходимо опубликовать. Такая традиция очень важна, чтобы можно было прочитать публикации и для себя почерпнуть что-то полезное.

Мы уже собираем статьи для следующего сборника по материалам этого фестиваля. Я надеюсь, и звонари, и те, кто увлекается византийским пением, практикует его, также напишут статьи и внесут свою лепту в очередной сборник.

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​