Беседы с батюшкой. Суррогатное материнство, ЭКО, аборты

10 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Очень важная тема у нас сегодня: «Суррогатное материнство, ЭКО и аборты». Это очень сложная тема, мне кажется. Потому что даже в обществе православных людей мнения разделяются, например, в таком вопросе, как ЭКО. Нам присылают много вопросов, чтобы узнать мнение Церкви по этому поводу. Что такое ЭКО, в чем его вред и какова позиция Церкви по этому вопросу?

– Экстракорпоральное оплодотворение – это оплодотворение в пробирке. Для этой процедуры необходимо произвести много врачебных манипуляций: стимулировать гормональную систему женщины, получить определенное количество яйцеклеток (специальным путем их взять у женщины, заморозить). И потом уже эти яйцеклетки оплодотворяют и имплантируют в полость матки для того, чтобы развивался плод.

Проблема состоит в том, что в самой процедуре, которая позволяет обойти такой недуг, как бесплодие или невозможность зачатия, кроется много подводных камней, которые впоследствии человеческую душу могут тянуть в ад. Потому что когда несколько яйцеклеток оплодотворяют, только одна или две-три могут прижиться.

– То есть получается, что мать может выбрать пол ребенка.

– В перспективе так и будет. Но вместе с тем дальнейшие работы в этом направлении будут приводить к такому «научному» явлению, как евгеника, когда выбирают самого лучшего ребенка, чтобы он обладал лучшими качествами, а все остальные считаются отбросами, мусором. Это приведет к плохим последствиям, худшим, чем фашизм: к превосходству человека искусственной расы.

Это очень глубокая философская проблема. Ее рассматривает трансгуманизм, который открывает ее положительные и отрицательные стороны. Отрицательных сторон там намного больше. И поэтому православным людям надо об этом очень глубоко задуматься, духовно это обсуждать, а не принимать те положения, которые нам пытается навязать государственная машина при помощи людей с либеральными взглядами. Они пытаются лоббировать медицинские, денежные интересы, не обращая внимания на души людей. Потому что общество сейчас бездуховное.

Вместе с тем Русская Православная Церковь одна из первых заявила в своей концепции о проблемах суррогатного материнства, ЭКО и абортах. Она сделала довольно громкое заявление. И многие Поместные Православные Церкви пользуются положениями наших церковных документов.

Проблема действительно глубокая, обширная. Мы должны доносить до людей важность того, что не все то золото, что блестит. Потому что, гоняясь за чем-то важным, люди очень часто теряют надежду на встречу с Господом. А мы, верующие люди, должны жить таким образом, чтобы впоследствии достигнуть Царствия Небесного.

То есть основная мысль Бога была такая, чтобы человек достиг Царства Небесного, чтобы он был небожителем. А человек уже, спотыкаясь о земные проблемы, начинает себя удерживать от этого спасительного пути и старается своим человеческим мудрованием сделать Царство Божие на земле. Но мы знаем, что такого не может быть, что каждый человек все-таки должен пройти свой жизненный путь и уже потом встретиться с Господом, другого пути не будет.

– Вопрос телезрителя: «Я недавно крестился, читаю утренние и вечерние молитвы, и некоторые слова мне непонятны. Как мне быть? А второй вопрос такой. Я пришел в христианство, а был мусульманином. У меня папа мусульманин, а я православный христианин. Папа у меня сейчас после инсульта, болеет, ему 86 лет, креститься он не собирается. И если он умрет, как мне его хоронить – по-мусульмански?»

– Насчет молитв могу успокоить сразу. В Издательском отделе Русской Православной Церкви есть программа и выпускают книги с переводом на русский язык. Там можно прочитать перевод и абсолютно спокойно молиться по этим книгам. И уже в последующем, когда словарный запас будет на довольно высоком уровне, можно будет молиться, пользуясь церковнославянским текстом.

Что касается вопроса об иноверных родителях, то, конечно, здесь необходимо будет похоронить отца по тем канонам, которые он исповедовал.

– То есть по мусульманским обычаям?

– Да. Запрета присутствовать на таких похоронах нет, поучаствовать в этом благом деле можно. И Господь нас как бы обязывает иметь доброе отношение к своим родителям, это одна из заповедей. По этому поводу не надо сильно печалиться, нужно молиться в домашней молитве за своего родителя, чтобы Господь дал ему сил оправиться от болезни. А там уж как получится; может, придется проводить в последний путь достойным образом.

– Продолжим нашу тему. Когда ребенок зачинается в пробирке, в чем самая главная проблема?

– Самая главная проблема, если это экстракорпоральное оплодотворение (без суррогатного материнства), – в количестве оплодотворенных яйцеклеток. И еще проблема: женщине, что хочет родить, дают из банка мужского семени что-то по ее выбору, с определенными характеристиками. Она соглашается на тот или иной вид предоставляемого материала; таким образом, благословляется блуд.

Экстракорпоральное оплодотворение может существовать в христианских рамках только в том случае, когда используется одна яйцеклетка в семье, то есть одно оплодотворение – одна беременность. Потому что остальные яйцеклетки утилизируются, уничтожаются.

– То есть убивается жизнь.

– Да. Оплодотворенную яйцеклетку мы признаем начатком жизни. Это уже образование личности, души.

– Вопрос телезрителя: «Что может унаследовать ребенок от суррогатной матери?»

– Суррогатное материнство – такая методика, которая в нашем государстве, к сожалению, одобрена. Она заключается в том, что если семья не может или не хочет естественным путем родить ребенка, привлекается суррогатная мать – женщина, которая по определенным характеристикам может выносить плод, понести бремя беременности. И при помощи определенных юридических манипуляций (я их считаю шулерскими, неестественными) она передает этого ребенка семье, его заказавшей. Мать, которая выносила ребенка, отдает его тем, кто не может или не хочет родить естественным путем.

Что получается? Тоже узаконивается блуд, потому что нарушаются определенные каноны. Если бы эта тема рассматривалась в Средневековье, то такие люди от Церкви были бы отлучены; может быть, их даже и преследовали бы в католической Европе. У нас эта тема новая, но люди с такой остервенелостью доказывают полезность этого явления, что боишься за будущее.

– Они говорят, что так можно поправить демографическую ситуацию в нашей стране.

– Я считаю, что это не выход. Потому что идти против Бога – это добровольно идти на поражение. Если Господь что-то запрещает через учение Церкви, Священное Писание, церковные каноны, значит, есть какие-то духовные, душевные последствия.

– А что получит ребенок от своей суррогатной матери?

– От суррогатной матери он получает строительный материал. Вопрос: имеет ли право суррогатная мать на ребенка? Имеет. Представьте, строится здание, у вас идея… Что такое семя, яйцеклетка? Это идея. Допустим, была идея поставить красивое здание, материал ни тот, ни другой не может дать, а дает третья сторона – строит за свой счет. Бог дал ему эту возможность построить. Построено здание, а к тебе приходят и говорят: это была наша идея, отдавай здание. Кто в этой ситуации прав? Чье здание? Я все-таки считаю, что того, кто вложился в это здание, построил, кто использовал материал, все коммуникации сделал.

Понятно, что здесь хозяин Бог, а нам, людям, необходимо все-таки уметь пользоваться Божиим даром, Божиим благословением в тех рамках, границы которых на страницах Священного Писания. Человек не должен переступать эти границы, и Церковь должна возвышать свой голос, чтобы этот грех в нашем государстве не творился, потому что когда попирается честь, достоинство человека, то тут уже попахивает Содомом и Гоморрой. Взять человека, заплатить ему за то, чтобы он родил ребенка, – и всё, иди на сторону? Даже получают квартиру, покупают дом, поправляют свой семейный бюджет за счет этого, это люди, которые в основном приезжают из провинции, у которых сниженный уровень самооценки; такие люди торгуют своим телом и пытаются на этом заработать. Это глубокая нравственная проблема, глубокая духовная проблема.

Демографическая проблема так не решится, не выправится. Скорее надо решать по-другому: чтобы воспитание было правильное, чтобы человек развивался правильно, чтобы люди не занимались наркоманией, алкоголизмом и курением с раннего возраста. Ведь наследственные болезни, когда человек употребляет всю эту дурь, могут прогрессировать, они отражаются на последующем поколении – человек рождается с уродствами, с какими-то проблемами, недостатками. Потом начинают взывать к Богу: а почему? Потому, что ты не соблюдал Божии запреты, Божии правила, пренебрегал ими. Зачали, допустим, ребенка в пьяном состоянии или после пьянки – не было периода очищения организма, и происходят генные мутации. А сказано, что Господь не любит пьяниц, не любит наркоманию. Господь любит всех людей, но не любит эти проблемы, что человек творит. Человек идет против Бога, а потом удивляется, почему так получается, винит во всем Бога, винит природу, хотя сам нарушает все основные законы и постулаты Божественного бытия.

Мы должны обращать внимание людей на эту проблему, призывать, чтобы этот вопрос решался правильно; мы не должны путем эксплуатации другого человека удовлетворять свои «хотелки». Если обесценивается роль человека, христианские права человека опускаются, то получается система, когда люди совершают огрехи, преступления, попадают в систему пенитенциарную. А потом скажут: «Это обуза для общества; посмотрите, сколько у нас запасных органов, сколько запасных людей, которых можно использовать во благо. Смотрите, это хороший человек, а это подлец и негодяй, который сидит в тюрьме и только ест казенный хлеб, а мы налогоплательщики. Он совершил преступление, убийство, пусть теперь обществу отплачивает». Здесь стираются нравственные и духовные границы. Господь  Своим аккуратным актом творения сотворил людей, оберегая нас от хищнического отношения друг к другу, а мы заходим за эту границу. Можно это сравнить даже с дорогами: наверное, все водители знают, как потихонечку отжимали полосы для троллейбусов – сужали-сужали, сказали ездить по воскресным и праздничным дням по всем полосам, а рабочие дни нужны для общественного транспорта. А сейчас уже так, что и по воскресным и праздничным дням не поедешь.

Где эти нравственные границы? Где эти нормы, которые человек в течение длительного времени выстраивал? Все, получается, решают деньги? Все решает эта машина, которая закрывает людям ум? Я считаю, что нет. Мы должны все-таки отстаивать эти правила, отстаивать эти нормы человеческого бытия; даже во многих европейских странах суррогатное материнство запрещено, это считается преступлением. И это действительно преступление, поэтому мы должны думать, что и как делать, как правильно решать. У нас вместе с этой проблемой существует много детских домов, где много детей, от которых отказались родители, а они могли бы быть в тех семьях, что по каким-то причинам не могут зачать ребенка.

– Некоторые священники рассказывали, что как только брали ребенка из детдома, принимали в семью, воспитывали как своего, так Господь давал своих детей.

– Такое часто бывает.

– Как закон какой-то.

– Таких случаев очень много. Еще  много детей-отказников. Получается, по всем нормам и правилам юридически было все оформлено вовремя, а женщина, которая хотела заработать, в конце концов не получила нужную сумму (или какой-то дефект у ребенка, или ребенок не того пола родился; говорят: нам надо было мальчика, ты родила девочку). Что делать с этим ребенком? И есть ситуации, что от таких детей отказываются, они также попадают в детдом.

В Москве обнаружили квартиру, где были люди из провинции, и там был просто большой инкубатор, женщины исполняли функцию инкубатора. Эти женщины рожали детей по программе ЭКО, но по подпольной программе, и отдавали их. То есть это были мошеннические действия со стороны некоторых человеческих риелторов, они решали эти вопросы, приезжали и забирали детей. Никто не ожидал, что границы во время ковида закроют, а люди заказывали здесь детей из других стран. Но границы закрыли, и люди не могли приехать и забрать их, и получается, что все эти дети попали в детские дома.

Если говорить о счастливых семьях (допустим, у нас есть актеры, которые имеют детей по этой программе), то Бог им судья. Они сделали это и молчали бы, а то бьют себя в грудь, называют себя христианами и заявляют: мы вот так над Богом посмеялись, сделали это таким путем... Ну, Бог им судья, еще раз говорю. Эти родившиеся дети, конечно же, являются такими же людьми, у них такая же душа, такие же гены, клетки. И, конечно же, Церковь от них не отказывается.

– И крестит их.

– Да, крестит, и эти дети будут ее чадами. Но основная задача Церкви – все-таки сформировать определенный взгляд, мировоззрение людей, своих подопечных, именно так, чтобы не творился этот грех.

Допустим, вы хотите ребенка, так усыновите кого-то. Есть очень много возможностей, когда человек может действительно почувствовать себя матерью, отцом. Но люди прибегают к таким изощренным методикам и говорят: «Природа разрешает это делать, так почему Церковь запрещает?» Но природа много чего разрешает. Если вы хотите жить по законам природы, езжайте туда, где, допустим, много преступников. Ведь преступник потенциально человека может ограбить, убить, изнасиловать, и это природное явление. Однако мы это явление ставим в определенные рамки, чтобы среди людей это не процветало. Но по природе это же может существовать? Может.

Можно привести много других примеров, если говорить о том, что естественно, о том, что человек может сделать вот так, как бы мимо Бога. Это человеческое заблуждение, и оно обязательно на чем-то откликнется, потому что этот вопрос еще не изучен, он еще изучается, рассматривается. Но все-таки, мне кажется, нарушать границы дозволенного не нужно.

– Сейчас можно много чего прочитать в СМИ. Например, недавно в Китае отец продал своего ребенка за какую-то сумму и уехал в отпуск. Вот какое отношение к детям.

– А здесь происходит то же самое. Понятно, что мужчины, может быть, менее привязаны к детям, чем матери. Но здесь мать продает ребенка. Зачем продает? Она думает, что ей нужна квартира, машина, нужно улучшить условия, нужно воспитать других детей.

– У некоторых нет абсолютно никакого осознания.

– Они считают, что могут распоряжаться своим телом. Когда женщина носит плод, это состояние особенное, святое, оно воспевается. В наших христианских праздниках воспеваются праздники зачатия – Елизавета понесла, Божия Мать понесла. То есть это определенное состояние, которое отмечает Церковь, которое воспевается в церковных праздниках, в церковном круге богослужений.

Это и является проповедью нормального состояния, и все здесь происходит по закону. Этот закон должен соблюдаться людьми и в наше время. Когда же человек нарушает законы Божии, пусть потом не удивляется тому, что будут нарушаться его личные законы, законы его семьи.

– Есть грех – и есть ответственность.

– Да, есть ответственность, и это обязательно будет проявляться в каких-то явлениях.

– А что делать женщине, которая не может иметь детей, может быть, из-за какого-то своего бурного молодого прошлого? Ведь всякое бывает. Может быть, она просто не может иметь детей. Все-таки принять чужого, даже детдомовского ребенка иногда тяжело.

– Вот поэтому мы и христиане, что нам приходится делать какой-то выбор, предпринимать какое-то действие. Нам нужно что-то делать, от чего-то отказываться, к чему-то стремиться. Но идти на грех? – Ну, не знаю. У человека нет денег, а он их хочет. Значит, ему нужно брать оружие и грабить банк? Или ему нужно грабить человека, у которого есть деньги? Получается, так.

Но это можно оформить юридически. Если, допустим, сытый человек напал на другого человека, он преступник. А если он напал на человека в голодном состоянии, если ему нужно поесть, значит, он не преступник. У него была физиологическая потребность, ему нужно было ее реализовать, поэтому он и напал.

– Кстати, у нас сейчас таким образом пытаются оправдать многие пороки.

– Так и происходит, но это тоже порок.

– Например, гомосексуализм или педофилию. Разговор идет, причем активно.

– И алкоголизм, и наркоманию. Но эта теория провальная. Доказать это невозможно. Пороки, которые Вы назвали, могут быть под контролем. Человек может контролировать свои эмоции, желания, потребности. Это то, что находится под контролем.

Но когда общество начинает принимать проблему суррогатного материнства как норму, у него будут проблемы. Это будет расти как ком, потому что нельзя все отрегулировать на законодательном, психологическом уровне. А сколько есть женщин, которые отдали своего ребенка и потом мучаются! Они участвовали в этом, получили деньги, но деньги закончились, а ребенка-то нет. Женщина мучается, у нее психологическая, духовная травма. Это большой грех.

– Ко многим женщинам приходит это осознание даже спустя десятилетия.

– А как все это будет? Дело в том, что когда человеческая душа предстанет пред Господом, она как бы будет приведена в состояние вменяемости. Если здесь мы живем как бы в полутумане, в дурмане, то когда душа приходит на поклонение Богу, она приходит в состояние вменяемости. Душа человека начинает понимать все грехи, которые она творила, начинает понимать страх и ответственность, ради чего все это было.

 Люди говорят: «Это будет потом», – но мы должны это предупредить, Церковь должна предупредить, а по возможности и предотвратить. Мы должны рассказывать, доказывать людям, что это большая проблема,  грех, который нельзя нормализовать, нельзя сделать нормой жизни. Если человек принимает грех за норму, это не значит, что он является нормой.

Помните, как пророк Иона шел проповедовать в Ниневию? Там же все жили в грехе, у них грех был нормой, и Господь хотел поразить Ниневию.

– Но они покаялись.

– Да, они покаялись, и Господь сменил гнев на милость. Поэтому человек должен брать пример из священных текстов, смотреть на свою жизнь по-другому, убрать свою самость, эгоизм. Почему эти явления имеют место? Потому, что человек эгоистичен, его самость зашкаливает. Когда все эти актеры, певцы считают, что то, что они сделали, норма, это говорит о том, что они наплевали на наши духовные, душевные ценности.

– Но почему – наплевали? Они живут для себя.

– Так они же проповедуют это, они говорят: «Смотрите, как это круто». Они портят людей, которые на это смотрят.

– Я не думаю, что они об этом задумываются.

– Думаете Вы или не думаете, они творят большой грех. Каким боком это им вылезет? Посмотрим, какие проблемы у них будут, а они будут… Те, кто нарушает Божий план, Божию волю, к сожалению, заканчивают не очень хорошо.

– Здесь нужно понимать свою ответственность, потому что может быть так, что, скажем, какая-то группа людей почему-то в тебя влюбится – и они будут делать так, как ты.

– Так  и происходит. Поэтому, наверное, в Церкви иногда людям необходимо делать отрезвляющие уколы.

– Но ведь на самом деле вся проблема в отсутствии нравственности. Девушки очень рано вступают в половые отношения по вине своих же парней. Но проблема не только в этом.

– Проблема в воспитании.

– Но никто не воспитывает.

– Да. Поэтому мы должны именно проповедовать, пропагандировать правильные нормы воспитания, должны призывать общество именно к этим нормам воспитания, призывать людей к тому, чтобы они имели страх Божий, имели какое-то семя самоуважения, зароняли его в свою душу, чтобы оно там процветало, произрастало.

На самом деле проблема очень большая, очень жестокая, и смотришь и думаешь, к чему все это приведет. Читаешь какие-то высказывания старцев, а они говорят очень болезненные слова о том, что человек впадает в грех блуда, прелюбодейства, начинает творить беззаконие – и все это приведет к развалу нравственных устоев.

А потом эти же люди скажут: «А зачем мне воевать? А зачем мне самому что-то делать, если можно сделать это другим способом?» Поэтому этот троянский конь уже в нашем государстве, он уже перешел наши границы, но, мне кажется, из него еще не все вышло, поэтому, пока не поздно, его надо сжечь.

– Надо помнить заповедь предков: «Береги честь смолоду», – и тогда, может быть, многих проблем не будет.

– Да, конечно. Но большая проблема в том, что именно эта честь каким-то образом обесчещена, что ли, она уничтожена, уничтожается, попирается, и люди потом начинают рыдать.

– Батюшка, мне кажется, что для нашего государства проблема абортов очень сложная. Иногда сделаешь какой-то пост против абортов, например, и тут же, как по заказу, как по щелчку, очень много людей в комментариях пишут: ты не прав, женщина имеет право распоряжаться своим телом как хочет.

– Нет, не имеет, потому что тело не ее вещь. Вспомним, как говорит апостол Павел: вы есть храмы Духа Святого. То есть человеческое тело как храмина, в котором пребывает Дух Святой. Когда человек призывает имя Божие, Дух Святой бывает в его теле.

Когда человек творит  беззакония против своего тела, против творения Божия, это богохульство, признак богохульства. Человек настолько эгоистичен, что закосневает в своей духовной незрелости и начинает говорить Богу: «Да Кто Ты такой? Да это мое тело, и я сделаю с ним все, что захочу. Я – творец своей судьбы и своего будущего».

– Здесь неправильное понимание свободной воли, да?

– Да. Поэтому женщины, которые делают аборты, заблудившиеся человеческие существа.

– Не всегда. Знаете, батюшка, часто родители, особенно матери из того прошлого, когда это было нормально, подталкивают к этому своих дочерей.

– Это ужас.

– Бывают нерадивые мужья, порой женщина бывает заложницей обстоятельств. То есть иногда нужно их пожалеть, мне кажется.

– Это не психологическая мера успокоения. Если женщина находится в истеричном состоянии, ее нужно поддержать. Но здесь нужно подчеркнуть важность того, что это было сделано неправильно, и оправдания этому нет. Поэтому беги в храм Божий, исповедуй этот грех, замаливай его и меняй свою жизнь к лучшему, меняй свое отношение к этому состоянию, чтобы другие люди, которые хотят совершить это преступление, не делали этого.  

А когда начинают умалять значение этого поступка, какая здесь польза? Никакой пользы нет. Нужно научить людей жить в этих условиях. Очень хорошо, что по благословению Святейшего Патриарха построен дом для таких мам.

– Есть много разных учреждений, где стараются им помочь.

– Много женщин, которые собирались делать аборт, но родили детей, до сих пор пишут и благодарят, что они не совершили этот глупый поступок. Многим женщинам я просто по-человечески запретил заниматься суррогатным материнством. Я им сказал: «Ни в коем случае не отдавайте детей». Были какие-то перипетии, какие-то проблемы с законом, но ребенок у них остался.

– И они счастливы?

– Они счастливы.

 Суррогатных мам изолируют от священников, от психологов. Но психологи заточены на одно – чтобы они были готовы отдать ребенка, чтобы они переступили через эту красную черту в сторону заказчиков.

А я им говорю: «Нет, это ничто. Эти документы ничего не значат. Отказывайся. Этот ребенок твой». Она не хочет отдавать, у нее состояние такое, как задумано природой, Богом – быть матерью. Есть такие женщины, которые сейчас благодарят, что не сделали этого шага. Они согрешили, покаялись и живут, воспитывая своих детей.

– И слава Богу.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца в селе Сапково Рязанской епархии, руководитель Рязанского Центра охраны материнства и детства «Право на жизнь» священник Виталий Рыбаков.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​