Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

8 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает игумен Лука (Степанов) - настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря, заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени Есенина, настоятель Покровско-Татианинского университетского храма, директор православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского. 

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Пронский монастырь. Я часто смотрел программы с Вашим участием в эфире нашего телеканала. Кратко расскажите, пожалуйста, что это за монастырь, в каком он состоянии и какое там служение сейчас.

– Обитель, в которой я сейчас настоятель, строитель, была неведома нашим православным соотечественникам даже тогда, когда многие древние обители уже получили новую жизнь. Я сам попал туда случайно, обратившись в качестве антикризисного директора Рязанской православной гимназии к министру образования с просьбой для летнего отдыха православных детей не пару отрядов большого лагеря предложить, как это бывало, а какое-то отдельное место.

– То есть, получается, как детский лагерь?

– Да, разумеется. Но когда он православный, хочется, чтобы это были бюджетные путевки и какая-то автономия. И министр очень любезно сказала: «Знаю, что вам предложить». И как-то мы с ней поехали туда зимой, пробирались через сугробы, нас встречал местный руководитель на авто, мы штурмовали эти ледяные горы и наконец выехали на белое снежное плато, которое возвышалось над убеленной окрестностью. Угадывалась река, и были вокруг этого места чудные деревья. Хотя помещения храма были полуразрушены, но крыши и стены сохранились. Все из-за того, что после войны в этих помещениях монастыря расположился детский дом-интернат, туда вывозили детей из блокадного Ленинграда, сирот, оставшихся после немецких концлагерей.

Я увидел всю будущую и былую красоту этого места, и мы организовали несколько детских лагерей, когда оставались эти помещения на балансе Минобразования, а потом рязанское правительство, в 2011 году, уже великодушно передало нам все помещения и землю. И с тех пор мы потихонечку, не в многолюдстве, но при достаточно активном участии наших добрых московских и рязанских друзей, понемногу решаем какие-то строительные и реставрационные вопросы. И потом как-то сразу, в связи с моим педагогическим послушанием, это место стало постоянным  для различных лагерей, конференций, учительских, студенческих, детских выездов.

Вот такая специфика. Потихонечку восстанавливаемся, очень надеемся, что в следующем году Господь сподобит все достроить и (если благословит наш правящий архиерей владыка Марк) освятить самый древний храм на нашей территории. От него не осталось почти ничего, но мы уже восстановили алтарь и теперь надеемся достроить колокольню.

– Насколько он древний?

– Храму 265 лет в этом году, а первые упоминания о самой обители – 1640 года, но уже как о древнем монастыре. Пронску почти 900 лет, он соседствует по своему зарождению с Рязанью, Москвой. Тем более он был передним редутом на пути восточных завоевателей (его сжигали первым), потом была Рязань, а потом уже Москва. Тем не менее Пронск всегда возрождался, и это место, Богом устроенное, необыкновенно красивое и несколько удаленное от основного города. Я думаю, что с тех времен православный Пронск был местом молитвы и уединения.  И какие древние артефакты в соседних холмах обретались во времена археологических экспедиций – трехтысячелетней давности! Во времена царя Давида в Пронске уже кто-то молился Богу по-своему; может быть, еще на древний лад.

– В этом уникальность нашего канала. К нам приезжают гости из разных мест, и можно по крупицам из рассказов иногда составлять целую мозаику нашей тысячелетней истории.

Вопрос телезрителя: «Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит такие слова: ибо Христос воскрес из мертвых, первый из умерших. Но даже в Ветхом Завете по молитвам пророка Илии был воскрешен сын сарептской вдовы, потом Сам Христос воскресил дочь Иаира, наконец – Лазаря. Христос никак не мог быть первым воскресшим из мертвых. Он мог быть первый воскресший Сын Божий, но Сын Божий всего один. Апостол Павел не знал об этих воскрешениях?»

– Конечно, Господь прежде Своей крестной смерти из мертвых воскресил Лазаря. Уж, конечно, и апостол Павел был в курсе этих обстоятельств, чудотворений, явленных Господом в подкрепление нашей веры. А почему апостол называет Его первенцем? Потому, что те, кого воскрешал Христос, еще не оставались в жизни навсегда. И Лазаря Четверодневного мы почитаем; есть гробы в Ларнаке, где он епископствовал, а впоследствии был погребен, когда умер уже во второй раз. И не сомневаюсь, что тот отрок наинской вдовы или двенадцатилетняя отроковица, воздвигнутые Господом, конечно же, потом претерпели законно предлежащее успение.

И когда Господь воскрес таким образом, что смерть была Им разрушена, ее твердыни и темницы оказались сокрушенными, Он изводит их из ада (который прежде содержал всех от века усопших, в том числе и уповавших на Господа, на грядущего Мессию) уже в область жизни вечной. Мало того, изводит за Собой и все будущее человечество, представители которого пожелают быть с Господом в Его светлом Воскресении. Поэтому Он подлинно животворит все человечество, а не просто воскресает на время по состраданию к страждущим сродникам и ради свидетельства о Своем Божественном могуществе, что случалось прежде Его собственной Божественной смерти и воскресения.

– Очень часто присылают вопросы взрослые люди, которые хотят узнать о Боге не из книг, не из интернет-ресурсов, а как-то более системно, то есть через какие-то воскресные школы для взрослых и так далее. Вы доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета. Если можно, пару слов о Вашей деятельности. Кто Ваши ученики? Это же все-таки не семинаристы, наверное, и там могут учиться и девушки?

– Бывают и семинаристы, а девушки до этого года преобладали. Но в этом году бакалавры, которых мы набрали, по преимуществу юноши, причем очень способные, уже с какими-то своими творческими результатами, весьма серьезными. Пришли и поступили к нам на отделение теологии Рязанского госуниверситета на дневной бакалавриат. Уже более десятка лет я нахожусь на этом послушании и остаюсь очень искренним и верным апологетом этого образования.

И среди священства, и среди архиереев даже есть люди, сомневающиеся в пользе таких учебных заведений, вроде бы посвященных в православные, но при этом находящихся в рамках светских. Чего от них ждать? Не троянский ли это конь, не подрывная ли группа, которая будет о себе авторитетно заявлять, что владеет научным богословием, а собственная жизнь этих людей будет вне церковного послушания и куда-то покатится?

Но опыт показывает, что наши выпускники более всего востребованы в церковных ведомствах, благочиниях, на должностях при епархиальных отделах, в епархиальных средствах массовой информации. Это действительно существенная поддержка всего того церковного служения, которое совершается в нашей епархии.

У нас до сих пор еще продолжается затянувшийся из-за известных обстоятельств набор на заочную форму обучения (бакалавриат, совсем недорогой: 38 тысяч в год, это 19 тысяч в семестр), четыре с половиной года длится обучение. Еще можно поступить, есть десять бюджетных мест, но я назвал сумму и для внебюджетного обучения, тоже не так уж дорого. Всего два раза в год (в мае и декабре) надо постараться найти время для присутствия на двух-трехнедельной сессии в университете в Рязани. Это достаточно решаемый вопрос и по размещению, и по обучению.

Получить систематическое богословское образование мне сейчас кажется бесконечно важным для деятелей в любой сфере современной жизни. Для педагогов – и говорить нечего, потому что ценностные ориентации и мировоззренческие христианские основания для современного учителя, мне кажется, сейчас важны, ими они должны обогатиться для того, чтобы обогащать этим молодежь. Для средств массовой информации. Ведь так немного среди светских специалистов людей, понимающих тему веры, Церкви, проблем, ситуаций, связанных с этой темой.

– Даже названия должностей иногда проблемой бывают.

– Да, и сам стиль изложения какой-то информации, связанной с важной стороной жизни нашего Отечества, оставляет желать лучшего. И в сфере управления просвещенные догматическим сознанием умы, конечно же, во всякое свое дело могли бы привнести существенную помощь Божию и созидание духа своих подопечных; думаю, и производительность труда была бы гораздо выше. Так что этой Божественной премудрости покорны все возрасты, и мы будем рады видеть среди наших абитуриентов и вас, дорогие телезрители.

– Есть вопросы от телезрителей, которые они нам присылают постоянно и даже прямо сейчас. Первый вопрос: «Все время каюсь по книжечке "В помощь кающимся". Мне стыдно в одном и том же каяться, и кажется, что мы, христиане, батюшкам уже надоели. Они эту книжечку по нашим грехам знают наизусть. Как каяться теперь?»

– Тут надо обратиться к нашему духовному учителю святителю Феофану, который за свою жизнь и за время затвора настолько много оставил добрых наставлений о молитве и покаянии, что нам черпать и не исчерпать этих глубин премудрости, но они очень практичные.

Итак, об исповеди. Исповедь – это не перечисление тех общих страстей, которые излагаются в этой замечательной книжечке, наводящей нас на правильные мысли о своей греховности, о разнообразии грехов. Не называние самих страстей является личной исповедью; по определению святителя Феофана, называть нужно факты проявления страстей, а они, согласитесь, очень разнообразны. И каждый новый день, к сожалению, приносит нам новые…

Есть чудесное средство перейти от формального покаяния к настоящей исповеди, когда будут прощаться после разрешительной молитвы священника сами факты проявления страстей. Это более стыдно, требует большей подготовки – сесть вечерком, накануне Божественной литургии, с листком бумаги и записать эти факты. Феофан Затворник приводит пример без излишних подробностей, но тем не менее ясно: «Сестра попросила помочь, я по лености отказалась, еще с раздражением ответила, потом раскаялась». Или увидела в метро лицо привлекательного человека, долго этот образ как-то приходил на сердце, доставляя беспокойство, насилу отделалась. Факт? Факт...

Такой совет как раз Вам и будет выручкой.

– Вопрос телезрительницы из Нижегородской области: «Недавно прочитала в духовной литературе такую мысль: творя милостыню, делаешь Бога должником. Согласны ли Вы с таким высказыванием? Ведь, с одной стороны, дела добра должны бы делаться бескорыстно, а с другой стороны, положа руку на сердце, наверное, большинству из нас хочется получить что-то взамен. Как правильно?»

– Тут никакого недоразумения, конечно, нет. Мы не действуем хищнически и как хапуги, творя милостыню и думая: «Ну, я за это отыграюсь, я еще от Господа много потребую милости за мою милость». Дело в том, что у Господа нет другой заботы, как говорит святитель Феофан, лишь бы миловать да миловать, лишь бы дали мы Ему для этого какую-нибудь зацепку. Поэтому просит Он от нас быть милостивыми к ближним, чтобы иметь возможность быть милостивым к нам. И эта закономерность не нами придумана из корыстных соображений, а Им установлена для нас, чтобы не лишиться нам необходимой для нас милости Божией. Так что эта милостыня, Богом нам подаваемая, и ее испрашивание – дело нашей жизни по преимуществу. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» – это дыхание христианского сердца. Так что не надо стесняться, что мы во всем должники пред Господом и во всем ожидаем с протянутой рукой Его благостыни, поскольку это угодно Самому Господу; и именно это делает нас не совсем безнадежными для Царства Небесного.

– То есть милость нужно просто творить, не нужно думать о том, что сейчас ты сделал что-то хорошее и тебе за это воздастся.

– Просто творение милости имеет некоторые корни. Корнем добродетели является правая вера. Когда человек право взирает на источник благости, тогда его дела становятся светлыми, посвященными Богу. Если моей мотивацией является слава Божия, которую я ищу, тогда и дела становятся подлинно добродетельными. Так что здесь  естественная связь, которую мы как раз изучаем еще на первом курсе: взаимоотношение веры и добрых дел. С одной стороны, вера без дел мертва, а с другой стороны, не от дел спасаемся мы, говорит апостол Павел, но верой Христовой, ибо от дел наши предки не оправдались, говорит он, указывая на иудеев. А здесь все-таки точное понимание состоит именно в том, что правильно устроенное сердце, в соответствии с Божественным откровением о Пресвятой Троице, верующее в Того, в Кого действительно подобает веровать, исполняется и тех светлых мотивов, по которым совершаемые дела уже бывают поистине добры.

– Часто мы говорим об исповеди и сейчас затронули эту тему. Разные священники, конечно, говорят по-разному и в книгах, и в телевизионных передачах, и в личных беседах. Если на исповеди не называть набор грехов, которые вросли в нас (например, отсутствие молитвы, нарушение поста и так далее, то есть повседневные), а говорить какую-то реальную, очень глобальную проблему, обсуждать ее, а потом священник читает разрешительную молитву – и на этом исповедь заканчивается. Можно ли так делать?

– Все-таки то, как Вы это сформулировали, больше тяготеет к какой-то философской или душевной беседе, которая должна помочь человеку в чем-то разобраться. Бывают, конечно, элементы такого, но все-таки к исповеди надо относиться так, как Господь ее нам представил: открываешь свои согрешения перед личностью священника, помня о Личности Бога, прощающего те грехи, в которых мы исповедуемся. Поэтому перевести область исповеди в какие-то собеседования не совсем плодотворно. Все-таки это меньше, чем то, что подлинно дается при таинстве Покаяния в результате называния своих грехов. Поэтому надо потихонечку тренироваться, приобретать навык формулировать то, что составляет греховные язвы души.

Конечно, многие отцы (современные и древние) советуют записывать какие-то смущения, возникшие по жизни. У меня самого была такая практика, когда я еще жил в миру и старался чаще видеться с духовником, составлял каждый вечер в блокнотике небольшую «хартию», как говорил батюшка, и в день, когда приходил на исповедь, сдавал эти результаты самонаблюдения в течение минувших дней. Это довольно неплохой, более-менее тщательный подход к своей внутренней жизни, но результатом такого периода стало желание уже в обители пребывать в непрестанном богослужебном суточном круге и исповедоваться уже ежедневно.

– Здесь можно уйти в некую крайность: взирая на прошлую жизнь, докатиться до самоедства, самоукорения вследствие уныния. Телезритель как раз нас спрашивает: «Как избавиться от этой памяти и самоедства за прошлые ошибки?»

– Силуан Афонский, когда был еще Семеном и в деревне заметным парнем, рассказывал, уже будучи старцем, такое воспоминание об этих своих временах. Один из деревенских ребят убил человека, отсидел в тюрьме, вернулся и как-то на общем празднике играл на гармошке и был вполне спокоен и счастлив. Семен подошел к нему и осторожно, с надеждой, что будет правильно понят, спросил: «Я вижу, что ты мирен сердцем, ты играешь на гармошке, ты весел. У тебя же было такое событие в жизни! Как ты теперь это совмещаешь?» Тот понял вопрос и ничуть не обиделся, а ответил будущему великому святому: «Знаешь, я много молился Богу, и Бог простил мне этот грех». Его сердце получило некоторое извещение о помиловании, которое происходит от Господа тогда, когда сокрушение подлинное, искреннее и действительно призывающее, привлекающее обильную Божию милость и благодать.

Наша вера – не только вера плача в сокрушении и самоукорении, а вера помилования. И святитель Феофан советует это помилование в большей степени иметь перед своими глазами, чем грехи, в которых мы призваны себя непрестанно укорять. Удельный вес милости Божией, которую он осознает, несравненно больше в душе человека, чем тех грехов, которые, как песок морской, многочисленными крупицами в море милости Божией без остатка низвергаются и там пропадают.

– Вопрос: «Я военнослужащий. Подскажите, как избавиться от ложного стыда? Например, перекрестить себя и пищу прилюдно в караульном помещении или столовой во время приема пищи».

– Не думаю, что будет делом исповедничества привлекать к себе общее внимание, вызывать дискуссии насчет своего религиозного опыта. Достаточно перекрестить пищу и незаметно для других. Кто-то из опытных батюшек советовал даже дуновением крестить пищу, как сам священник пользуется этим крестом в виде дуновения во время чина оглашения. И это будет правильно. Помолиться внимательно можно в соседнем с караульным помещении, и это не будет вероотступничеством или стеснением по поводу своей веры. Господь взирает на Ваше сердце, на Вашу молитву и совсем не призывает какие-то внешние религиозные жесты производить при людях, не имеющих к этому отношения. Чтобы мы не потеряли мирное состояние и людей не ввергли в какие-то недоумения.

Другое бывает, если это такие проявления нашей веры: крестик у сердца, почтение к храму Божьему. Куда в увольнение пошли все военнослужащие срочной службы? Все в кинотеатр, а ты в храм. Конечно, если для кого-то это становится очевидным, может, это послужит кому-то и на пользу. Глядишь, кто-то за вами и увяжется с пользой для своей души. Так что здесь надо относиться с рассуждением к этим различным обстоятельствам. Но общий порядок: не привлекать к себе внимания людей своими специфическими для них повадками, особенностями. Это дело благоразумия.

– Батюшка, а разве нужно этого стыдиться? Уже на тридцать лет мы отошли от советской действительности. Вроде как наша страна стала многонациональной, многоконфессиональной. Мусульмане служат и молятся. Мы же вроде никого не ущемляем. Почему мы должны стесняться? «Я православный» – что же здесь такого? Понятно, что есть искушения.

– Если кто-то в простоте так и живет (отношения и взгляды других для него не имеют никакого значения), то пусть и живет. Но если у человека очевидна неловкость в связи с тем, что приходится без всякой особой необходимости привлекать к себе внимание своей религиозной жизнью, то в этом есть некоторая неосновательность и неразумие. Это же не требование каких-то богоборческих властей в отречении или принесении жертвы идолам. Это просто разумный выбор поведения с предположением: что говоришь, кому говоришь, когда говоришь, какие от этого последствия. Если это привносит в жизнь окружающих смятение, то не проще ли быть сдержаннее?

– Может, иногда лучше проявить мудрость, не искушать кого-то, быть проще?

– Не нужно действовать вызывающе. Одна из болезней неофитства, новообращенных: вызывающее поведение среди своих домашних, декларация строгого поста, своих молитвенных правил. Почему потом душа неспокойна? Потому, что в таком поведении очень часто нет милости к своим ближним. Они огорчаются, раздражаются, смущаются. Нет чтобы их поберечь и свой путь восхождения, начатый в Церкви, совершать потихонечку, в глубине сердца молясь за своих пока еще непросвещенных близких.

– Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос по исповеди. Я совершила грех. Дома я перед Господом каюсь, плачу. Потом мне еще надо пойти в храм и там покаяться. И у меня возникает дисбаланс: там я каюсь не перед Богом, а перед батюшкой, перед человеком. Перед Богом я дома покаялась. И, если честно, если бы было рядом много храмов (я живу в поселке городского типа), я бы сходила к другим батюшкам. Почему я должна стыдиться перед человеком?»

– Понятна линия размышления. Благодарим Вас за вопрос. Мы можем сами в себе раскаиваться, сознавая, что Бог Сердцеведец видит наше сердечное сокрушение, но мы не можем сами себя простить. Не нами и не батюшками придумано, а Богом установлено откровение грехов в присутствии священника. Эта власть была дана апостолам. В полноте получила Церковь, а также священники при Пятидесятнице – схождении Духа Святого на апостолов – власть вязать и решить грехи человеческие. Потому священник, являясь свидетелем Вашего раскаяния перед Богом, свидетельствует Вам о прощении Ваших грехов. Он читает разрешительную молитву, накладывая на Вашу голову епитрахиль, как бы формально, со стороны, на свою шею принимая то, что услышал от Вас.

Но на самом деле никакая священническая шея не выдержит тех грехов, которые исповедуют прихожане. Это только образ. Сам Бог на Кресте, проливший Свою Божественную кровь, является нашим Спасителем и имеет власть прощать грехи. Но священник установлен Им как свидетель прощения, которое Вы получаете от Господа вследствие своей исповеди. Так что никаким образом домашнее раскаяние не может заменить исповедь, но является для нее важнейшим приготовлением.

– Следующий вопрос: «Когда начинаю со своими друзьями говорить о православной вере, они начинают шутить над этим. Из-за этого меня охватывает сильная злость, которую мне очень трудно побороть. Что мне делать в таких ситуациях?»

– Почитайте преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические», там есть чудные, простые, ясные анализы Вашей ситуации. «Ты сердишься на ближнего? Из-за чего ты сердишься? Из-за того, что он не такой праведник, как ты? А где же твоя праведность, если ты не любишь брата своего и гневаешься на него?» И он же говорит, что никто не раздражится на ближнего, прежде чем не превознесется над ним.

Вы сами прекрасно описываете свое состояние: «Я злюсь на них». Где же наша вера? Где наше христианское достоинство, если Христос увещевает нас и в Своем образе показывает, как являть милость ко всякому человеку. А мы с вами идем иным путем, не Христовым. Проповедуя Христа, действуем не в христианском духе. Апостол Павел не в шутку говорит: Кто духа Христова не имеет, тот и не Его. Хотя на словах может ратовать за Христа и, воодушевившись каким-то революционным духом, стремиться под салютом всех вождей железной рукой загнать человечество к счастью; в данном случае отдельно взятого за шиворот товарища, научить его любить Бога и заповеди Его чтить. Но согласитесь, что сами, теряя присутствие духа, мы можем даже языческой пословицей быть вразумлены: «Ты сердишься, Юпитер; значит, ты не прав».

– Следующий вопрос: «Читаю молитвы или Псалтирь, но у меня в голове какие-то посторонние мысли. Я не могу молиться, думаю совершенно о другом. Подскажите, как молиться правильно?»

– Святитель Феофан – удивительный учитель молитвы. Откройте в Интернете его поучения. Они есть на «Азбуке веры» – чудном портале. Молитва – дело не однодневное. Бог дает молитвы молящемуся. Терпение в нашем разброде и шатании помыслов, усилия в молитвенном внимании – это закон, который, как и в искусстве, поведет нас от трудного к легкому, от легкого к привычному, от привычного к прекрасному. Так в отношении молитвы мы терпим.

Сколько лет потерпеть? Не знаю. У кого как. Но постепенно дело молитвы становится близким и естественным. И исполнение молитвенного правила со вниманием, конечно, тогда войдет в вашу обыденность, когда вы немного потрудитесь, попотеете.

Преподобный Амвросий сравнивал: как по рынку едешь (где-то люди бросаются под колеса, лошади мешают, кто-то шумит), а ты на лошадку: «Но-но, но-но», – пока весь рынок не проедешь. Вот так и молитвенное правило для современника. Все равно надо ехать, надо терпеть. И молитва имеет сама в себе живительные силы, так что, несколько потрудившись в ней, непременно навыкнете, ибо этого хочет наша душа и Сам Бог, к Которому мы обращаемся.

Следующий вопрос: «Как отучить человека материться и самому отучиться?»

– Что делать? От избытка сердца глаголют уста. Не будем думать, будто матерная брань – что-то маловажное. Нет,  всякое бранное слово – это хула на Господа, Пречистую Его Матерь, это осквернение своих уст, своей души. За матерную брань в православной России человеку грозило наказание вплоть до смертной казни, потому что это было социально разрушительное дело. Это было демонстрацией вражьих сил среди православного народа.

Феофан Затворник советует простейший способ отучиться от всякого потопного и позорного глагола. Нужно приобрести булавку и после каждого неприличного слова колоть свой язык. Страшно? Ничего. Хотя бы носите ее с собой, на нее поглядывая. Великий святитель обещает, что скоро вы от мата отучитесь и перестанете этим заниматься с большим облегчением для собственной же души.

– Можно перед этим обрабатывать ее специальным средством, дабы не занести какую-нибудь инфекцию.

– Даст Бог, до этого не дойдет, но сам факт возможного поражения языка уже удержит вас от срамословия. Не так уж это трудно сделать.

– Следующий вопрос: «Некоторые священники на исповеди, перед тем как накрыть человека епитрахилью, спрашивают: “Зла ни на кого не имеешь?” Я зла не имею, но есть люди, которых я не уважаю, даже не хочу о них вспоминать. Невозможно любить всех. Это грех?»

– Всех мы любим по-разному. Заповедь о любви предполагает дифференциацию. Даже апостол говорит: «Кто о ближних, особенно о родных, не печется, тот забыл веру и хуже язычника». Следовательно, иная любовь к родственникам, к своим по вере, и иная любовь к людям, чуждым Церкви. Кто иного духа, да будет он тебе как язычник и мытарь. Некоторых апостол любви Иоанн Богослов советует не приветствовать при встрече.

Говорят, что сам он даже не пожелал войти в баню, где находился какой-то еретик. Не по нелюбви к нему, а из-за опасения, что баня может обрушиться на них обоих. Как он туда войдет, если там будет пребывать этот враг Божий? Так что в отношении очень даже неблагополучных людей наша любовь заключается в том, чтобы не желать им зла, не пылать жаждой отмщения, а в какой-то степени посодействовать их исправлению, иногда даже наказанию, если тебе такая власть дана или ты можешь такую власть привлечь. Так что любовь не всегда проявляется в объятиях и полной доверительности, а во всяком попечении о пользе человека.

– Следующий вопрос: «Скажите, почему так трудно вымаливать детей? Я каждый день утром читаю молитву о детях. Прошу Пресвятую Богородицу и Господа Иисуса Христа, чтобы они излечили детей от болезней душевных, телесных, чтобы дети ходили в храм, исповедовались, причащались, хорошо учились, но дети не справляются».

– Дети не справляются или мы не справляемся с нашими воспитательными, педагогическими задачами? Часто меня спрашивают: уже взрослое дитя туда занесено, сюда занесено какими-то дурными потоками страстей – что делать, с чего начинать? Конечно, с покаяния, потому что вина на нас. С нас, педагогов, спрашивают, если студент дневного отделения попал в полицию или что-то с ним случилось. Кто пишет характеристику, кто краснеет при разборе полетов? Тот, кто являлся у него педагогом.

За заочников, кстати, мы не отвечаем, потому что заочники все-таки находятся в некотором отдалении. Краткое время на сессии предполагает исключительно информационное общение с ними. Воспитательная работа с заочниками, конечно, иногда возможна, но это не является каким-то систематическим общением.

Так что родитель, скорбящий о кривых путях своего ребенка, прежде всего пред Господом должен являть свое раскаяние, искреннее покаяние, что сам не был добрым примером. В доме ребенок не воспринял ту духовную культуру, которая уберегла бы его от многих треволнений, печалей, скорбей века сего. А дальше к этому покаянию просительные молитвы, сокрушенные предстояния перед Богом за своих детей будут иметь и более светлое упование, потому что, узнав через покаяние, как к вам милостив Господь, вы будете меньше сомневаться в Его могуществе и милости к вашим детям. И таким образом, в вашей молитве пребудет дерзновение ко Господу и та сила веры, которая по обещанию Самого Господа может и горы переставлять, и вернуть на добрый путь ваших заблудших детей.

– Следующий вопрос: «У меня онкология без возможности излечения. Сыну 10 лет. Я стараюсь быть с ним рядом. Помогаю ему во всем (и в учебе). Мы вместе ходим в церковь. Но придет момент – и меня не станет. Как подготовить сына к тому, что он останется один, без мамы, чтобы он в будущем не наделал ошибок, а остался таким же добрым и праведным человеком, каким я его воспитываю сейчас?»

– Не останется он без мамы даже тогда, когда она перейдет в мир иной, если привыкнет вместе с мамой приобщаться Святых Христовых Таин. Не столько культурой и разнообразием развлечений, знаний этого века постарайтесь снабдить его, если Вы имеете понятие, что дни сочтены и их осталось не так много. Постарайтесь запечатлеть в его душе то, что будет объединять вас навеки  и в земной жизни, и в вечной, – это Христос воскресший, единение с Которым делает нас едиными между собой в наших семьях, приходах, православных сообществах. Поэтому как можно чаще старайтесь бывать у своего доброго батюшки на исповеди, причащаться Святых Христовых Таин. Это есть самое надежное средство, чтобы вы друг друга никогда не потеряли: ни в этой жизни, ни в будущей.

– Дай Бог здоровья, сил и крепости семье. Я с Вами согласен, что детские воспоминания возвращаются, даже если что-то сломается в переходном возрасте. Я, например, иногда вспоминаю свои детские исповеди. Это остается, хотя в суете иногда многое забывается.

– По свидетельству Федора Михайловича Достоевского, добрые воспоминания детства от великого зла могут удержать человека в зрелости. Эта евхаристическая жизнь, воспринятая еще в семье, с молоком и примером матери, несомненно, оставит в душе самый светлый вектор движения по жизни, который, дай Бог, будет родным для человека.

– Следующий вопрос: «У меня сильно болеет мама. Нужно срочное обследование и лечение. Но проблема в том, что она отказывается идти к врачу и ложиться в больницу. Никакие уговоры не помогают. Молюсь за нее. Что делать, не знаю. Врач сказал, что тянуть нельзя. Помогите, помолитесь, пожалуйста, за тяжкоболящую рабу Божью Ольгу.

– Дай Господи здравия и благоразумия Ольге. Может быть, не все так плохо, но надо вспомнить слова Писания: «Сын мой, не стесняйся ходить к врачу, потому что он от Бога». Может, для вашей мамы авторитетом является священник, у которого она исповедуется, или, может, есть перспектива познакомить ее со священником, если она еще не имеет опыта церковной жизни, чтобы его слово, его наставление помогли ей принять разумное решение. Не заботиться о своем здоровье, рассчитывать на какие-то чудеса, пускать его на самотек – это не признак благоразумия и какой-то духовности. Это все-таки признак некоторого небрежения о даре Божьем, который есть жизнь и здоровье. Поэтому поищите достойных доверия Вашей мамы людей, которые вместе с Вами подтвердили бы для нее необходимость слушать врачей и следовать их рекомендациям.

– Многие задают вопрос, как научить детей верить в Бога: «Мне 76 лет. К осознанной вере я пришла недавно, а первый раз о Боге сказала бабушка, когда мне было шесть лет».

Был огромный перерыв, и все-таки это случилось, слава Богу. Как теперь привести к Богу детей, внуков, правнуков? Она не могла дать примера, это только сейчас случилось.

– В чем преимущественно наше священническое дело? Обратить молодежь, детей к вере. Вот наша задача, наше призвание. И успехи на этом пути у нас очень даже скромные. Есть батюшки, в большей степени пользующиеся доверием молодежи. Их слово доходит до сердец, и молодые люди утверждаются в вере, обращаются к ней.

Но если говорить о домашнем формате, то, конечно же, собственный пример жизни (не только слов) является наиболее сильным просветительским орудием. Вера – это определенное состояние. Знаете, как бы сказали психиатры? Это состояние эмоционального интеллекта. Это состояние определенного присутствия в тех духовных реальностях, которые не видны, но очевидно сильны.

Чтобы уверовать и жизнь свою в вере проводить, надо, конечно же, читать Евангелие. Сказано: сие же написано, чтобы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели бы жизнь во имя Его. Конечно, если молодежь не читает Евангелие, не знает о Христе, откуда без благовествующего узнают они о своем Спасителе? Как они встретят Его, если не в ваших словах о Нем, не в текстах Евангелия, которое будет положено перед их очами? Иногда крайне сложно, когда дети выросли и уже сформировали свою систему ценностей, вторгнуться в нее, заменить, как правило, ложные ценности на подлинные.

Это дело академикам не по плечу. Это дело материнской молитвы, церковных таинств, к которым хорошо бы подтягивать деток. Это дело пастырской любви, если найдется для вашего семейства батюшка, который найдет время и возможность каким-то образом встречаться и общаться с вашими чадами. Это дело всей жизни. Но и ждать каких-то быстрых результатов, к сожалению, на этом поприще не приходится.  

– Отец Лука, спасибо за сегодняшнюю беседу. Спасибо нашим телезрителям, которые задавали вопросы и тем самым поучаствовали в нашей беседе. Для нас это всегда очень ценно, приятно.

– Благодарю и вас, Сергей. Разрешите еще на прощание поздравить именинниц сегодняшнего дня, Наталий, нареченных в честь святой мученицы, память которой сегодня празднуется. Храни вас Господь на многая и благая лета.

– Отец Лука, просят помолиться за отца Димитрия Смирнова. У него сейчас тяжелый период реабилитации после болезни.

– Господи, помоги болящему отцу Димитрию, болящей Ольге и всем тем, кто просил нашей с вами соборной молитвы.

– Да, очень важно молиться за священников. Мы всегда просим священников помолиться за нас. А что делаем мы? Порой ничего. Отец Димитрий – частый наш гость. Дай Бог ему здоровья, мы все обязательно помолимся.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать