Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

7 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря. 

− Сегодня Церковь празднует Третье Обретение главы пророка Иоанна Предтечи. И в связи с этим первый вопрос, который я хотел бы задать: почему в одном из рядов иконостаса рядом со Спасителем стоят Богородица и не ближайший ученик Иоанн Богослов, не апостол Петр, а именно Иоанн Креститель?

− Дело в том, что Иоанн Креститель, как учит нас церковное учение, является печатью пророков, то есть он своим пророческим служением замыкает цепь событий Ветхого Завета и открывает события Нового Завета (является неким связующим звеном между Заветами). О нем было очень много сказано в Ветхом Завете. Люди (особенно книжники, фарисеи, законоучители) искушали его, а некоторые даже думали, что он является Мессией. Его дела, чудеса, учение, жизнь, крещение давали возможность так думать. К нему приходили люди и спрашивали: «Ты ли есть Мессия?» А он говорил: «Нет. За мной придет Тот, Кого вы ожидаете. Ему я недостоин даже развязать ремень на сандалиях». Еще он говорил, что является глашатаем; человеком, который выравнивает дорогу перед господином, едущим на колеснице (образ, который раскрывает суть его служения). Суть жизни Иоанна Предтечи – именно предуготовление людей к принятию сердцем, душой, разумом Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

− Вопрос телезрителя: «Иоанн Креститель был сродником по плоти Господа нашего Иисуса Христа (троюродный брат) и называется самым великим святым после Матери Божьей. Как можно это трактовать корректно? Можно ли говорить, что есть разница между Иоанном Крестителем и Матроной Московской? Она ведь тоже святая. Когда мы называем самым великим святым Иоанна Крестителя, то это не совсем корректно по отношению к другим святым. Нет разницы, какой святой: главное, чтобы он был с Духом Святым. И, пожалуйста, расскажите мне как врач-психотерапевт и как священник о том, что у каждого человека (даже у святых) есть шизофренические и раковые клетки».

− Действительно, раковые клетки образуются у каждого человека, но при помощи мощной системы иммунитета они поглощаются иммунными клетками и выводятся из организма. Когда происходит патология иммунной системы (или другие патологии), раковые клетки начинают бесконтрольно размножаться − и человек начинает страдать от онкологии.

Что касается шизофренического статуса, то это связано с головным мозгом (обмен данными между двумя полушариями). Это зависит не от клеток, а от нейромедиаторов (специальных белков), которые передают информацию. Поэтому, конечно, не каждый человек страдает, но шизофрения может передаваться по наследству и приобретаться вследствие генетических поломок, которые ведут к тому, что в человеке проявляется какое-то несовершенство. Но каждая болезнь является возможностью приблизиться к Богу. Бывает, что через болезнь человек познает свой грех, свое существование и приближается к Богу.

Что касается святости Иоанна Предтечи и Матроны Московской, то мы знаем, что есть определенный ранжир святости. Даже славословия праздников показывают градацию чествования святого. Конечно, святость Иоанна Предтечи как пророка, родственника и брата Господня стоит на более высоком уровне, чем других святых. Даже в иконостасе он стоит рядом со Христом: в иконографической композиции (деисусе) лик Христа находится в центре, справа − лик Божьей Матери, а слева Иоанн Предтеча в молитвенном положении с согбенными плечами, преклоненной головой поклоняется Божеству Господа нашего Иисуса Христа. Другие святые в иконостасе находятся ниже: либо в первом (нижнем) ярусе, либо на стенах храма. Святость открывается по учению Священного Писания: много звезд, но звезда от звезды разнится в славе (каждой звезде своя слава). Святой −  это звезда, у которой своя слава: есть великие звезды, а есть малые.

− Почему в народе больше почитаются, например, Матрона Московская, Ксения Петербургская, а Иоанн Предтеча, Василий Великий, Иоанн Богослов в то же время забываются? С чем это связано?

− Существует такое явление, как сарафанное радио. Для людей, которые не занимаются богословской наукой, ходят в церковь от чистого сердца, очень важно узнать, какой святой быстрее всего откликается. У них вырабатывается стойкое убеждение, что  человек, который с чистым сердцем, открытой душой молится, например, Матроне Московской (приезжает на ее могилу на Даниловском кладбище или же к ее мощам), получает то, что просит. Но о чем это говорит? О том, что среди определенного слоя православного населения есть такая народная культура. В других местах (допустим, в Греции на Корфу) о Матроне будет мало воспоминаний, но будет очень много воспоминаний о святителе Спиридоне Тримифунтском. В Бари о Матроне Московской, может, и знают, но обращаются все к Николаю Чудотворцу.

Люди  очень хотят иметь такого ходатая перед Богом, который помогал бы быстро получать просимое. Господь говорит: «Имейте веру, и вера ваша передвинет даже горы с места на место». Действительно, люди, имея лишь начатки веры либо несовершенную веру, все-таки получают просимое от святого. Конечно, святые – это ходатаи, они уже находятся перед Престолом Божиим. И у православных, и у западных христиан есть традиция иметь таких ходатаев, которые знают путь к Богу: они уже прошли этот путь, они уже находятся рядом с Богом и могут замолвить за тебя словечко. Это очень хорошая традиция: она открывает человеку возможность уйти от уныния. Серое восприятие мира, душевные и духовные нагрузки в жизни (в семье, на работе) можно облегчить именно обращением к святым (как к ходатаям) и получить просимое от Бога в виде какой-то награды духовной либо душевной (а кто-то молится о материальных наградах, и Господь тоже дает людям просимое).

− Есть святые, которые быстрее других откликаются на молитвы человека?

− Это зависит, наверное, от молитвенной практики каждого человека. Если говорить обо мне, то мне кажется, что когда я обращаюсь к Ксении Блаженной, она быстрее реагирует, чем другие святые. Это уже проверено: мною было проделано очень много духовных экспериментов (определенные молитвенные действия, духовное делание). Для меня лично это так: моя святая (которую я очень люблю и почитаю) − это Ксения Блаженная.

− А небесный покровитель?

− К нему я тоже обращаюсь, особенно когда бывают нагрузки. Мой покровитель − Александр Пересвет. Когда у меня создаются сложности, я всегда прошу у этого святого как победителя темных сил (он получил благословение Сергия Радонежского и на Куликовом поле убил Челубея), чтобы он помогал, укреплял, давал силы. Когда я имею возможность поехать на место его погребения в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове, то всегда прохожу несколько кругов вокруг храма с просьбой, молитвой. И когда с чистыми помыслами попросишь что-то, он тоже помогает.

− Вопрос: «Кто дает человеку разум? Это наследие родителей или Божий дар? Почему тогда рождаются дети с умственными отклонениями, мучаются всю жизнь и доживают жизнь в спецучреждениях»?

− Человек получает разум, скорее всего, как Божий дар. Бог, невзирая на нашу любовь или нелюбовь к Нему, может дать нам прекрасных детей. Даже люди, которые отворачиваются от Бога, безбожники, имеют таланты от Бога. С точки зрения человеческого понимания Бог в этом плане немелочный: Он дает всем и с изобилием (особенно тем, кто нуждается в Нем и молится Ему). Он не забывает и о тех, кто находится на пути, не ведущему к Нему. Люди, которые делают очень много плохого, тоже получают от Бога таланты.

Случаи, когда рождаются дети с физическим несовершенством, − это последствия грехопадения. Христос Своей смертью открыл нам дорогу в рай, а физическое несовершенство, боль, страдания, борьба с болезнями – это тот путь, который нам необходимо пройти самим. Мы должны научиться преодолевать эти болезненные страдания, несовершенства для того, чтобы это послужило для нас определенным уроком. И чтобы познать Бога. Когда человек захотел взойти на место Бога, когда он познал, как он думал, вкус плода древа познания добра и зла, то тем самым обнажил себя и сделался несовершенным (открыл свое несовершенство). И Господь учит нас не забывать об этом.

Почему, скажут, Бог не такой, как мы бы хотели? Потому, что мы для Бога как горшки. Господь – Творец, Который может сотворить эти горшки, разбить, сделать их совершенными или несовершенными. Это не наше дело, есть Божий Промысл. Бог нас сотворил, чтобы мы познавали мир, смирялись перед Ним, нуждались в Нем; чтобы мы обоживались по тому Промыслу, который Бог уготовал для человечества и каждого человека в отдельности. А мы по своей гордыне, эгоизму хотим подвести Его под наши несовершенные законы, уголовное, административное право. Есть даже не совсем умные люди, которые оценивают Библию по современным законам: говорят, в чем ее плюсы и минусы, с точки зрения современного обывателя. Указывая на несовершенство Священного Писания, они тем самым обнажают свою глупость и показывают, насколько Господь непознаваем и велик. И человек должен приложить усилия, чтобы познать Бога и обрести впоследствии Царствие Небесное.

− Если Бог и верующим, и неверующим одинаково дает таланты и недостатки, то как верующему человеку не разувериться? Верующий доверяет Богу, принимает Его волю, однако эта вера не гарантирует, что ребенок верующего человека не родится умственно отсталым.

− Очень часто у верующих людей рождаются дети с пороками.

− Как не разувериться?

− Верующий человек, наоборот, принимает это как урок и надежду на исправление. В Священном Писании сказано о грехах, которые передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. О каких грехах говорится? Именно о физических несовершенствах. Человек грешит, и его физические несовершенства могут стать некими генетическими поломками, которые передаются детям и таким образом проявляются. То есть грех сам по себе порождает болезнь. Что такое грех? Это неправильные действия, промахи, неправильное исполнение воли Божьей, Божьих законов. Это приводит человека к тому, что он начинает страдать. Очень хорошо об этом сказал известный богослов Алексей Ильич Осипов. Почему мы боимся быстрого наказания? Потому, что быстрое наказание – это когда человек испытывает боль, страдание за физический грех. Например, человек хочет испытать Бога, залезает на девятый этаж, прыгает и получает плачевный результат. Духовные законы, как объясняет Осипов, открываются, но со временем, то есть проходит определенное время. Почему Бог дает это время? Он дает человеку возможность осознать, осмыслить свою жизнь, взвесить все за и против, измениться. И когда человек приходит к разумному мировосприятию, познанию Бога, он понимает, что грешить не надо. Лучше жить той праведной жизнью, к которой призывает Господь; жить по тем канонам, правилам, которые написаны на страницах Священного Писания; исполнять заповеди, придерживаться воли Божьей, которая состоит в том, чтобы всем нам спастись. Соответственно, не нужно пробовать на зуб законы Божии, а лучше всего смириться, приструнить свое эго и жить так, как хочет Бог.

− Духовные законы одинаково действуют и для верующих, и для неверующих людей?

− Конечно.

− Но верующий обладает возможностью молиться. Что эта возможность ему дает?

− Это дает ему возможность приблизиться к Богу, попросить у Него помощи, поддержки, благословения. Дело в том, что тяжелую ношу могут нести и верующий, и неверующий. Но верующий знает, что делать: обратиться к Богу, святым. И Господь обязательно поможет. Неверующий сначала пробует свои силы, потом начинает использовать силы тех, кто рядом с ним, а если не получается, то он злится на самого себя. В конце концов он захлебывается в своем эгоизме, так и не познав Бога и не обратившись к Нему. А верующий человек знает, что Господь – Помощник, Утешитель; что Он всегда возьмет грехи, эту ношу на Себя, поможет ее донести и пройти определенный путь для того, чтобы достигнуть Царствия Небесного.

Верующий человек идет нерациональным путем, неверующий – рациональным. То есть, с точки зрения людей, не познавших Бога, мы живем иррационально; а с точки зрения христианства мы живем рационально: лучше быть в Божием огороде и питаться плодами, которые подает Бог.  Люди, пока не знающие Христа и не стремящиеся к Нему, живут иррационально: живут в пустыне и пытаются из камней сделать хлеб. Вот такое сравнение, потому что человек должен понимать, что без Бога ни до порога.

– Можно ли молиться о материальных вещах?

– Можно и нужно. Помните жизнеописание святителя Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского? Когда люди у святых просили деньги для каких-то целей,  ни тот, ни другой не сказали: «А вы идите помолитесь». В Священном Писании Нового Завета сказано: когда к тебе приходят, не говори, чтобы помолились и приходили завтра; там говорится о конкретной помощи. Если человек голодный – напитай, накорми; если человек нуждается, то не отвращайся от просящего у тебя.

Когда к Спиридону Тримифунтскому приходил человек занять денег, святой не отправлял его молиться. Он говорил, где у него лежит золото, предлагал самому взять его, с тем чтобы потом отдать, когда будет возможность. Но мы знаем, что золото превратилось в змею-медянку, когда открылось несовершенство человека. Николай Чудотворец помогал девушкам не молитвой, а конкретными земными материальными вещами: мешочками с золотом (хотя мог просто помолиться, и по молитве могли произойти изменения).

Если человек молится и просит Бога о чем-то материальном на конкретные, хорошие и добрые цели, то почему нет? У кого еще просить? Если стоять возле банка и просить, – наверное, не будет никакой помощи, скорее всего выгонят или вызовут полицию; то есть произойдет не то, что хотел бы человек. Поэтому если необходимы какие-то материальные блага, которые не испортят сердце человека, его настрой по отношению к Богу, не испортят его как личность, то человек получит просимое. Но из этих материальных благ он должен отдать десятую часть храму, поделиться с ближним; если человек не израсходует все на себя, а в этом будет участвовать большое количество людей, тогда все получат и духовную, и физическую пользу.

– Можно ли надеяться, что молитва о материальном будет услышана?

– Конечно. Бог все слышит. Господь все дает человеку: кому для исправления, кому для совершенствования, кому для вразумления; Он слышит все молитвы – и хорошие, и плохие.

Но Господь смотрит на сердце человека; поэтому Божий Промысл бывает непонятен для нас. Часто видишь, что у людей, которые пытаются обмануть других, все хорошо; а у тех, которые молятся, живут скромно, ничего не получается. Но мы видим проблему только с одной стороны, а Бог видит со всех сторон; то, что нам кажется полезным, – в глазах Божиих бессмыслица. И наоборот: человек нам кажется нехорошим, а в плане Божественного Промысла все по-другому.

– Вопрос телезрителя: «Мы живем вдвоем с мужем, в церковь ходим, муж там даже батюшке помогал. Сейчас что-то с нами произошло, мы год друг с другом не разговариваем, он молится один, и я молюсь, по мере сил. Мне кажется, что он что-то делает надо мной».

– В данном случаем мы не знаем многих вещей, по которым следовало бы задать несколько дополнительных вопросов. У каждого человека случаются в жизни кризисы.«Кризис» – слово греческое, в переводе оно означает «суд». С точки зрения православного психолога, кризиса бояться не надо. 

Люди долгое время живут душа в душу, идут по жизни нога в ногу и очень сближаются. Но в жизни случаются такие испытания, искушения, когда надо научиться жить порознь, (хотя люди живут под одной крышей), и при этом испытывается прочность духовной, душевной и телесной связи.

Необходимо принять данную ситуацию; может быть, надо просто сесть и поговорить; может быть, сходить к священнику и побеседовать по этому поводу. В конце концов, можно обратиться к православному психологу, потому что здесь могут быть проблемы психологического характера, так как в пожилом возрасте могут быть личностные расстройства, психические, возрастные болезни (Альцгеймера, Паркинсона). Надо на это обратить внимание, пройти обследование, диспансеризацию. Дай Бог, чтобы у людей не было никаких проблем, чтобы это было мимолетным непониманием друг друга, но я предлагаю рассмотреть все варианты и принять правильное решение.

– Почему регулярная молитва не помогает, чтобы между супругами быстро ушло недопонимание?

– Если супруги долгое время молятся вместе, это часто, к сожалению, становится обыденным явлением, которое занашивается; при этом молитва делается автоматической, в ней теряется дух любви, сердечности, эмоциональности. Часто бывает так, что молитва становится «обязаловкой», она забирает время, когда можно было бы почитать что-то интересное, посмотреть какую-то передачу, поговорить, встретиться с кем-то. То есть молитва становится временем задержки; люди попадают в капкан, который необходимо разжать, надо избавиться от этого капкана и, может быть, какое-то время молиться по отдельности.

Со временем люди начинают страдать эгоцентризмом: человек не хочет понять другого, потому что не понимают его. Здесь нужна помощь духовника-священника, который мог бы посмотреть с независимой стороны и рассказать, что он видит. Если нет такой возможности, то хотя бы попробовать выяснить в духе любви и мира отношения друг с другом. Поговорить о том, что нравится, что не нравится. Взять бумагу и записать с одной стороны, что нравится, с другой – что не нравится друг в друге, что хотели бы изменить. Таким образом необходимо снимать накипь в отношениях, которая образуется со временем, очищаться от этой накипи и пытаться более правильно и подробно изучать и понимать друг друга.

– В результате диалога часто возникает необходимость каких-то изменений. Как расположить себя и другую сторону к диалогу и к переменам?

– Все надо делать с любовью, умеючи. Разбить посуду легко, а черепки склеить очень трудно. Необходимо пытаться все-таки изучать друг друга, но вместе с тем не выпячиваться, не быть зазнайкой, потому что в семейных конфликтах все сводится к бытовухе, нет духа любви, нет духа понимания. Есть какие-то инстинкты, стремление заявить о себе, чтобы кто-то подчинился, занял свое место в семейной иерархии ценностей; поэтому здесь необходимо иметь любовь, которая бы покрывала все.

В Священном Писании сказано, что если ты раздражен, обижен, то не ложись спать с этим чувством, избавься от него, а потом уже ложись, чтобы это чувство было убито твоей любовью, чтобы оно было покрыто любовью, чтобы всепрощающая любовь приближала нас к духовному совершенству. Когда человек научается этим христианским качествам, он становится лучше; и все, кто общается с этим человеком, тоже становятся лучше.

– Мне кажется, что совет не ложиться спать, не помирившись, хорошо должен поддерживать на протяжении жизни дух любви. Что еще может помочь поддержать этот огонек?

– Молитва. Мы часто думаем, что в наших силах все изменить, а все в силах у Бога.  Апостолы спрашивали: кто же может спастись? И Господь говорил, что человеку это невозможно, а возможно Богу. Когда мы знаем, что есть особенная высшая сила, есть Творец, Господь Бог, Который нас любит, готов нам помогать, – мы обязаны прибегать к Его помощи, к Его поддержке; должны нуждаться в этой поддержке, быть нищими духом, нуждаться в Его участии в нашей жизни. Тогда Он помогает. Господь помогает даже в безвыходных ситуациях, если человек обращается к Нему с чистыми помыслами и сердцем.

– Какая молитва лучше, совместная или индивидуальная?

– Молитва должна быть сердечная. Почему молитва в Церкви очень ценная? Потому, что там много идентичных показателей, которые угодны Богу: у каждого сердечная молитва едиными устами и единым сердцем; похожие слова и действия, открытые сердца, обращенные к Богу, – все одинаково. Все готовы принять Бога, все думают только о Боге;  думают, как получить к Нему доступ через Его Божественное всепрощение.

– Это церковная молитва. А индивидуальная, частная несет какую-то пользу?

– Прежде всего, для человека. Потому что человек укрепляется, повышает свой энергетический благодатный уровень. «Благодать» с греческого языка переводится как «энергия»; благодать дается Богом как определенная исцеляющая сила. А получить ее от Бога можно, только попросив у Него. Господь помогает нам по нашей просьбе. Как сказано в Священном Писании, Господь знает, что нам нужно; даже если мы маловеры и не знаем, что делать, Господь все равно посылает нам Свои богатые милости и щедроты для того, чтобы мы не унывали и в этой жизни, а также имели и надежду на спасение.

– Какую роль играют в жизни человека молитвы через святых, не напрямую к Богу, а через посредников?

– Очень важную роль. С точки зрения обывателя, такая молитва – полная. Есть молитва неполная, когда человек из-за своего несовершенства обращается напрямую к Богу, и Господь слышит эту молитву. А когда человек обращается к Богу через святых, то здесь есть одно важное качество. Если человек обращается с надеждой и верой к святым – они не могут отказать; они обязательно пойдут к Богу и попросят за человека. Нет у них такой функции – отказывать.

Когда мы молимся, обращаемся к святым как к особым ходатаям, мы даем им определенную задачу и верим, что они ее исполнят, пойдут к Богу и добьются этого; мы все равно получим просимое по их ходатайству и молитвам. Если это будет нам на пользу.

– И несколько заключительных слов нашим телезрителям.

– Пасхальный период для каждого человека открывает особые ориентиры, перспективы для того, чтобы человек осознал свое место и свою жизнь. Это благодатное время дает возможность человеку обратиться к Богу и получить от Него помощь, поддержку и благословение. И пусть Господь Всемилостивый помогает всем нам!

Записали Наталья Богданова и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца в селе Сапково Рязанской епархии, руководитель Рязанского Центра охраны материнства и детства «Право на жизнь» священник Виталий Рыбаков.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​