Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

7 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает руководитель Отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Екатеринбургской митрополии протоиерей Игорь Бачинин.

– Батюшка, с Благовещением! Как Вы встретили это церковное торжество? И вообще что оно означает для православного человека? 

– Встретили традиционно, как и надлежит православным христианам, – в храме. У нас на приходе в Уральском государственном горном университете в храме святителя Николая сегодня мы служили ночную литургию. У нас народ любит ночную литургию. Тем более сейчас пост, время подвига. У некоторых работающих утром нет возможности побывать на Божественной литургии, поэтому у нас уже стало традиционной практикой, особенно в двунадесятые праздники, если они не выпадают на воскресные дни, служить ночную службу. Слава Богу, мы потрудились, помолились. Я помню свои ощущения, чувства во время Божественной литургии; это было особое радостное переживание евхаристического общения. И это чувство умиротворения и радости пребывает сегодня со мной весь день. 

– Для чего люди приходили в храм? Что они ищут, в поиске каких ответов приходят? 

– Пытаясь разобраться и найти ответ на этот вопрос, я пришел к мнению, что у большинства наших современников, которые в настоящее время приходят в храм, вера «бедовая». 

– Что это значит? 

– Это означает, что, как правило, человека в церковь приводят некие тяжкие, трудные обстоятельства жизни. В этом нет ничего худого. Видимо, церковная жизнь людей, которые считают себя христианами, такова, что большинство людей не ищут Бога, не ищут радости, не хотят развиваться и совершенствоваться в любви, а, как правило, приходят в храм тогда, когда идти уже больше некуда. Перед тем как прийти в храм, они, как правило, уже где-то походили, что-то поискали, что-то попробовали, что-то насобирали внутри своей души. 

Не исключаю, что есть и другие люди, но, к сожалению, очень много людей приходит с проблемами: либо это личные проблемы, либо проблемы с детьми, родственниками. Это в какой-то степени характеризует состояние нашего общества, а самое главное – нашу христианскую жизнь. Повторюсь, в этом нет ничего худого. Понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши. Человек идет в церковь именно для того, чтобы уврачевать свои какие-то недуги, страсти, найти решение житейских проблем. Но Церковь этим не ограничивается, ее опыт жизни намного глубже. Мы говорим о преображении человеческой личности, метанойе, к которой каждый из нас призван в церковной ограде, а это не ограничивается только решением каких-то проблемных ситуаций. 

К слову сказать, Господь начал Свое общественное служение со слов: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. А когда Он воскрес, сказал: радуйтесь. Радость является главным критерием правильности организации внутренней жизни человека. 

Как обрести эту радость и с ней не расставаться? Как научиться делиться этой радостью с другими людьми? Ведь даже современный опыт психологии говорит, что это самое трудное. Гораздо легче человеку сопереживать, сочувствовать, разделить с ним какую-то скорбь, а сорадоваться радости другого человека – не всегда получается, часто для этого находится совершенно другая форма. Как сказал Василий Великий, зависть – это скорбь о благополучии ближнего. В этой скорби, к сожалению, пребывают очень многие люди; по крайней мере, те, что не ищут Христа. 

Мы часто слышим в адрес Церкви какие-то укоры, нас обличают за то, как мы живем. Но это говорит, во-первых, о духовно-нравственном состоянии нашего общества, о тех ценностях, которыми люди руководствуются в осуществлении своего жизненного выбора. 

Поэтому люди за разным приходят в храм. 

– Получается, когда они в храм приходят, они заражают этим окружающих? Или все-таки есть надежда, что с ними происходят изменения? 

– Это уже зависит от состояния той общины, в которую они приходят. К сожалению, большинство наших современников ищут чувство комфорта и в этом комфорте стараются пребывать. И когда они приходят в церковь, они хотят церковь изменить так, чтобы им было комфортно. Часто у них это не получается. На мой взгляд, вот это стремление к комфорту приводит к тому, что сейчас называют эмоциональным выгоранием. 

Христианство имеет несколько иное содержание. Смысл нашей любви к людям, к Богу заключается в том, чтобы не мне было хорошо, а от общения со мной другим было хорошо. Служение – это нечто основополагающее, чем, собственно, и созидается Церковь. Это служение началось тогда, когда Господь перед Тайной Вечерей омыл ноги Своим ученикам и сказал: и вы творите такожде. Вот это омывание ног – наверное, один из главных моментов в нашем христианском служении миру. 

Служение миру определяется тем, какие мы, какое наше христианское сообщество, что оно из себя представляет. К сожалению, в настоящее время мы имеем достаточно печальную ситуацию. Если обратиться к истории первых веков христианства и к тому, как жили люди между собой, мне вспоминается такой пример. Христиане во время гонений спасаются бегством в пустыню и забирают с собой раненого иудея. Казалось бы, иноверец, гонитель, но они его берут с собой. И этот человек, видя внутренние отношения между этими христианами, принимает для себя решение: и я хочу быть христианином. 

Это один из главных и основных моментов, чего нам в настоящее время не хватает в миссионерской и просветительской проповеди – чтобы другие люди, глядя на нас, захотели быть христианами. Нам нужно это осознать, обратить на это внимание в устройстве нашей христианской жизни. 

– Вы сказали, что наш собственный пример – это лучшая проповедь для тех, кто смотрит на Церковь. Буквально на прошлой неделе состоялась очень интересная лекция в Татарстанской митрополии. Там среди прочего прозвучала статистика, из которой следует вывод, что молодых людей в возрасте около двадцати лет, идентифицирующих себя с Русской Православной Церковью, становится меньше. При этом у нас светское государство; миссионерская, просветительская деятельность, слава Богу, не запрещена, имеет место. Тогда почему так происходит? Казалось бы, два фактора, которые противоречат друг другу... 

– Мы живем в таком представлении, что нас, православных, большинство. На самом деле пока так и есть. Академия наук дает такие цифры: в 2016 году семьдесят девять процентов россиян идентифицировали себя с православием, так или иначе относили себя к этой религиозной традиции. Но в 2019 году совершенно другая картина: таковых уже стало шестьдесят три процента. Можно сказать, что 2016 год – это некий пик, потому что мне встречались данные, что в 1991 году всего лишь семнадцать процентов идентифицировали себя с православием. В 2016 году таковых стало семьдесят девять процентов, а потом ситуация изменилась и стала развиваться в другую сторону. Насколько эта кривая будет иметь дальше взлеты и падения, зависит от нас с вами. 

Больше всего настораживает, что в категории людей в возрасте от восемнадцати до двадцати четырех лет неуклонно из года в год растет количество атеистов. Это заставляет очень серьезно задуматься. Почему так? Как бы то ни было, у нас есть воскресные школы, своя система религиозного образования. Начиная с 2012 года мы получили возможность через модуль «Основы религиозной культуры и светской этики» войти в систему образования и преподавать в школе «Основы православной культуры». К сожалению, в настоящее время мы или недооцениваем эти возможности, или пользуемся ими не в должной мере. 

Размышляя на эту тему, пытаясь понять, в чем же основная причина этого и как можно на эту ситуацию повлиять, мы пришли к убеждению, что самое главное заключается в организации приходской жизни. Важно, как эту религиозную традицию понимают, представляют и идентифицируют с самими собой те люди, которых сейчас называют воцерковленными. Это люди, которые уже пришли в Церковь, с той или иной периодичностью постятся, ходят на литургию в храм, стараются исповедоваться и причащаться, читают утренние и вечерние молитвы, участвуют в каких-то делах благотворительности, социальном служении и так далее. По сути, это сообщество должно жить такой жизнью, чтобы другие, глядя на людей этого сообщества, захотели стать такими же. 

То, что мы живем в условиях, которые некоторые политологи называют консциентальной войной, это совершенно очевидно. «Conscientia» – это латинское слово, означает «сознание». Консциентальная война – это война, направленная на уничтожение определенного типа сознания. Некоторые называют это информационной войной, кто-то – информационно-психологической, кто-то – гибридной, тем не менее мы постоянно чувствуем какое-то внешнее воздействие. Но это не должно нас смущать. Если таковое есть, значит, мы на правильной дороге. Если бы мы ничего серьезного из себя не представляли, вряд ли прилагались бы какие-то внешние усилия для того, чтобы опорочить Церковь, ее иерархов, церковные традиции, не дать народу об этом говорить. Если бы здесь не было какого-то содержания и ядра, того, что определяет сущность, тогда к этому и не привлекали бы никакого внимания. 

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я хотел бы спросить, антихрист – это будет отдельная персональная личность или система, из которой он выйдет?» 

– Наверное, и то и другое. Личность сама по себе вряд ли что-то смогла бы сделать, несмотря на какие-то незаурядные способности. Безусловно, для того чтобы осуществить то, о чем говорится в Писании, должна быть система. Вероятнее всего это и личность, и система. Еще я добавил бы сюда и ценности, и какие-то духовные силы, которые будут преобладать в этом мире в апокалиптическое время. 

Личности такой мы пока не видим. Часто на этом очень многие спекулируют. Но мы, христиане, должны свое представление об апокалиптическом будущем строить прежде всего на Божественном Откровении. Там, в частности, говорится о том, что как три с половиной года продолжалось общественное служение Христа, так же перед кончиной этого мира откроется сын беззакония и три с половиной года будет осуществлять свое управление миром в той системе, о которой мы сейчас говорим. 

Какой будет эта система – об этом есть разные предположения, разные представления. Я сейчас не стал бы как-то утвердительно обо всем этом говорить. Для нас это не самое главное. Какую систему Господь попустит – таковая и будет. Апокалиптические предпосылки, которые так или иначе в разное время проявляются в этом мире, должны нас, наоборот, вдохновлять, а не смущать, должны утверждать нас в нашей вере. 

Вспоминается пример из жития Василия Великого. В то время была арианская ересь, и власть ее поддерживала. Один из начальников области (по-моему, имя его было Валент), где святитель Василий был епископом, топая ногами, стуча кулаками, брызгая слюной, говорил Василию Великому: «Да я тебя в ссылку сошлю, лишу тебя всего того, что ты здесь имеешь. Да я вообще тебя убью». Василий ухмыльнулся и говорит: «Я как монах вообще ничего не имею. И где бы ни находился, всегда буду благодарен Богу, потому что знаю, что над всем миром осуществляется Его Промысл. Если ты меня будешь мучить, то я настолько слаб, что от первого твоего удара предам Богу душу и буду тебе премного благодарен за это, потому что отойду к Богу, к Которому я всю жизнь стремился прийти». На что этот начальник развел руками и сказал: «Ты победил меня, отче». 

Все эти рычаги, которыми пытаются нагнать на человека страх, склонить его к той или иной позиции, оказать моральное, психологическое, финансовое, политическое давление, к сожалению, имеют место в мире, но мы, христиане, должны быть выше этого. Мы понимаем, что это действие Божественного Промысла. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, зло со времени грехопадения стало оружием Божиим в деле спасения человека. 

Для русских людей чем хуже, тем лучше, потому что тогда мы начинаем больше ценить Бога, ту традицию, которую имеем. Мы видим, что Господь нас не оставляет. Апокалиптическое (постапокалиптическое или предапокалиптическое) время нас ничуть не должно смущать. Мы забываем, что мы – русские, с нами Бог. Мы не ценим это, не дорожим этим. 

Как говорил Федор Михайлович Достоевский, русскость – это не национальная принадлежность, а качество человеческой личности. Это качество личности, которое может увидеть божественную перспективу. Господь сказал: радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех. Стремиться к этой радости, обрести ее, увидеть Божественный Промысл в тех обстоятельствах жизни, которые мы проживаем, – это и есть мудрость. Упование на Бога дает нам силы и радость проживать любые обстоятельства, какими бы они ни были. 

– Вопрос телезрительницы из Сочи: «Раньше я ходила в церковь, помогала. Сейчас не могу – инвалид первой группы. Слышала, как один батюшка по телевизору говорил, что можно причащаться дома просфорой и святой водой, с молитвой. Я читаю молитвы утром и вечером, Библию читаю. Вообще много читаю. Прошу Вас ответить на мой вопрос о причащении». 

– Тема важная и актуальная. Просфора и святая вода – это традиция, которая существовала в первые века христианства. Мы знаем, что вплоть до VI века большинство христиан причащались каждый день. Когда они были на богослужении в храме, им давали домой Святые Дары, и они дома старались причащаться каждый день. Со временем эта практика трансформировалась. 

Предлагаю Вам ознакомиться с документом «Об участии верных в Евхаристии», который был принят на Архиерейском Соборе в 2015 году. Там как раз все эти случаи описываются. Если раньше Вы ходили в храм, причащались, то можно связаться с батюшкой, договориться, и батюшка обязательно придет к Вам домой и причастит Вас. А пока можно делать так, как Вы сказали. Конечно, это не является в полной мере сочетанием со Христом, когда мы вкушаем просфору и пьем крещенскую воду, тем не менее просфора и вода освящены в Церкви, они имеют Божественную благодать. Этой благодати Вы тоже можете причащаться, вкушая дома просфору и святую воду. 

Я благодарен телезрительнице, что она задала этот вопрос о причастии. К сожалению, наши современники, в том числе воцерковленные люди, делают это нечасто. Существует девятое апостольское правило, в котором говорится: христианин, находящийся на богослужении, слушающий Писание, но не пребывающий до конца и не причащающийся, да извержен будет. О чем это говорит? Нахождение на Божественной литургии, на Евхаристии (что означает «благодарение») – это наше совместное, общее дело, которое выражает наше отношение к Богу. Чтобы глубже представить, что происходит во время Божественной литургии в храме, я сейчас попытаюсь небольшими штрихами, тезисно рассказать. 

Когда священник идет на малый вход с Евангелием, выходит на амвон, заходит через царские врата, это символизирует, что Господь идет на Свое общественное служение, на Свою проповедь. Когда священник с потиром, Чашей и дискосом идет на великий вход, это символизирует, что Господь идет на крестные страдания. Когда совершается Евхаристический канон, хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христа, Господь проливает Свою Божественную кровь. Получатся, до этого момента человек присутствовал, во всем участвовал, посмотрел, как Господь проливает Свою кровь, – повернулся и пошел заниматься своими делами. Девятое апостольское правило говорит о таких людях, как бесчиние творящих; да извержены будут. 

Если говорить о причастии, есть восьмидесятое правило Шестого Вселенского Собора, где говорится, что если христианин три недели подряд не причащается, тоже да будет удален от общения. Это границы, в которых каждый из нас должен находиться. 

Конечно, христианин должен причащаться на каждой Божественной литургии; в принципе, так было и есть в церковной традиции – ради тебя эта Божественная литургия и совершается. Но бывают в жизни различные обстоятельства, и если ты три воскресенья подряд не причащался, то это не Церковь тебя исключает, она просто констатирует факт, что тот образ жизни, который ты ведешь, не соединяясь со Христом в таинстве Причастия, не соответствует тому, чему учил Христос. 

Нужно напомнить еще второе правило Антиохийского Собора. Оно говорит, что после того, как человек три недели не причащался (а некоторые год, два и несколько лет не причащаются и не чувствуют в этом никакой потребности), но вдруг решил причаститься, он должен исповедоваться, принести покаяние и объяснить причину своего отсутствия, почему, будучи христианином, он не причащался (в той евхаристической общине, в которую пришел). Если община (не священник) сочтет причину извинительной – тогда, пожалуйста, причащайся. А если ты просто лентяй, лодырь и не нуждаешься во Христе, значит – да извержен будешь. 

Можно сказать, очень строгие правила... 

– Очень строгие для современного человека. 

– Но, думаю, они не случайно появились. Если бы эти правила в настоящее время мы соблюдали, думаю, и жизнь наша была бы совершенно другой. Проблема, на мой взгляд, в том и заключается, что мы во Христе не очень нуждаемся. Да, когда нам трудно, тяжело или что-то нужно, мы приходим в церковь и говорим: «Господи, дай мне то, что мне нужно». Ничего укорительного в этой просьбе нет. Господь сказал: просите, и дастся вам. Но все-таки христианство заключается несколько в ином. Мы знаем, что Бог в этом мире осуществляет Свой Промысл через людей. Задавался ли человек, который считает себя воцерковленным, вопросом: «Господи, а чем я могу Тебе послужить? Как я могу принять участие в Промысле, в изменении общества?» Мы говорили об идентификации, о том, как наши современники ассоциируют себя с православием. Пусть каждый задаст себе вопрос: как я могу в этом поучаствовать? Что могу сделать для того, чтобы наши дети не уходили из Церкви? Как сделать так, чтобы звонившая телезрительница, инвалид первой группы, не была лишена возможности причастия? Как решить ее задачу? 

– Вопрос телезрительницы Василисы из Ставропольского края: «Батюшка, у меня день рождения (10 лет) выпадает на Вербное воскресенье. Мне хотелось бы причаститься в свой день рождения. Но вечером я, конечно же, приглашу друзей. Как мне не нагрешить в этот день?» 

– Василиса, я сердечно поздравляю тебя с приближающимся десятилетним юбилеем. Конечно, тебе нужно порадоваться, провести праздник, но в первую очередь сочетаться со Христом, причаститься. И нет ничего зазорного в том, что после этого ты пригласишь к себе друзей, подруг. И пусть некоторые из них не ходят в церковь – ты можешь поделиться той радостью, которую обретешь, с ними. Ничего худого в этом нет. Сделай так, как тебе подсказывает твое любящее Христа сердце. 

– Неожиданный звонок. За много лет работы на телеканале не припомню, чтобы именно дети дозванивались в программу. Приятно... 

Возвратимся к нашему разговору и к мысли, которую Вы озвучили. Страшно подумать о том, бывает ли время, когда мы приходим в церковь и ничего не просим, приходим с другими мыслями: чем я могу послужить? что могу сделать? что от меня требуется?.. Даже когда мы говорим: «Господи, пусть будет не как я хочу, но как Ты», мы все равно добавляем: «Но чтобы все было хорошо». В этом ведь ничего плохого нет, что мы просим за детей, за больных родителей, за близких друзей, но все равно это просьбы, просьбы, просьбы... 

Вопрос телезрительницы из Тверской области: «Тянется душа поехать в святое место. Батюшка меня благословлял, но это было примерно полгода назад. Поехать в святое место хочется сейчас, но сейчас идет строгий пост. Насколько принципиально ждать, когда закончится время строгого поста? Нужно дождаться наступления светлых дней и потом поехать или можно поехать сейчас, если хочется? Известно, что время поста искусительно, очень много искушений. Помогите ответить на этот вопрос». 

– Посещение святого места имеет главную особенность: действие Божественной благодати, явившись в этом святом месте, которое освящено мученическим подвигом или иным каким-то проявлением благодати, не прекращается там никогда. Когда человек приезжает в это святое место, безусловно, он чувствует помощь, поддержку, душа его там оживает, потому что приходит в то состояние, ради которого она, собственно, и была создана. 

Сделать это сейчас или отложить до окончания Великого поста – сложно дать ответ. Потому что время поста – это время подвига. Если у человека есть на пост какие-то духовные задачи, то вероятнее всего изменение привычных условий повлечет за собой последствия. Скажем, если это будет длительная поездка, вряд ли кто-то позаботится о постном питании. В любом случае внимание будет рассеиваться. Неизвестно, в какое святое место Вы собираетесь. Если это монастырь, то людям, которые там находятся, тоже нужна какая-то строгость: в этот период времени более длительные богослужения, людям хочется в них поучаствовать, больше почитать духовную литературу. У меня, к сожалению, нет ответов на эти вопросы, и я не знаю состояние Вашей духовной жизни. Скорее всего съездить нужно, но лучше после того, как закончится Великий пост. 

– Вот такой конкретный ответ на конкретный вопрос. 

– Я так считаю. Если бы были уточняющие моменты, куда она собирается поехать, на какой период времени, одна или с кем-то, каково ее духовное состояние, какие духовные задачи на этот пост и есть ли они в принципе... Если никаких задач нет, тогда приобщение к святыне было бы вполне уместным. Если телезрительница уже имеет опыт церковной жизни, пытается поститься, ограничивая себя не только гастрономическим постом (ведь пост – это гораздо более глубокое духовное упражнение, чем просто отказ от пищи животного происхождения), тогда перемещение в пространстве, в общественном транспорте и посещение каких-то непривычных мест повлечет за собой определенные изменения в практике поста. В этом случае я предложил бы воздержаться и поехать в святое место после поста. 

– Вопрос телезрительницы из Белгородской области: «Скажите, как стать мудрой в свете Евангелия?» 

– Очень серьезный вопрос. Полнотой мудрости обладает Господь. Вообще наша задача заключается в том, чтобы соединиться со Христом. Как мы это осуществляем? Первое, что я предложил бы, – изучить Благую Весть, Евангелие, которое Господь принес в этот мир. У православных христиан есть практика каждый день утром и вечером читать это Божественное Откровение; лучше было бы читать с толкованиями святых отцов. 

Мудрость обретается в общении с мудрыми людьми, поэтому я предложил бы найти свое духовное водительство и назидаться в духовной Божественной мудрости, которая, собственно, проста. Если говорить кратко, то Господь сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Обретение смирения и кротости – это верный шаг на пути обретения Божественной мудрости. Но человеческих сил для этого недостаточно. Поэтому мы и говорим, что нужно приложить собственные усилия для изучения практического опыта, который есть у святых отцов и в Священном Писании. И сочетание со Христом в таинстве Причастия, думаю, поможет Вам приблизиться к решению задачи по обретению Божественной мудрости. 

– В завершение программы можете обратиться к нашим телезрителям со словами напутствия на продолжающийся Великий пост, поделиться какими-то своими мыслями... 

– Мне хотелось бы сказать о самом главном, на мой взгляд. Как я уже сегодня говорил, первое слово, которое Господь сказал после Своего воскресения: радуйтесь. Радость – это, собственно, то, что нам необходимо приобрести, находясь в земной жизни. Если помните, в Писании есть такие слова: верный и добрый раб, войди в радость Господа твоего. Если человек не научился духовной радости здесь, во время земной жизни, тогда как он может войти в жизнь вечную? Ведь мы знаем, что вечная жизнь начинается здесь, на земле, и простирается туда, где мы соединяемся со Христом. Об этой радости Господь сказал такие слова: скорбь ваша обратится в радость; и радости вашей никто не отнимет у вас. 

Время поста – это время подвига, путь восхождения к радости. Предельный смысл нашей христианской радости заключается в Пасхе, в этом празднике праздников и торжестве торжеств. Мне хочется, чтобы все зрители, в том числе читатели «Православной газеты», увидели истинный смысл этого христианского подвижничества. Чтобы радость, которую мы призваны пережить в пасхальную ночь, заключалась не только в стремлении к тому, что сейчас, мол, приду домой, а у меня там уже приготовленная снедь, а была радостью о воскресшем Христе, о том воскресении, к которому все мы призываемся. Этой радости, которой никто никогда не сможет у нас отнять, и хочется всем пожелать. 

Ведущий Тимофей Обухов 

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать