Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Страшный суд рассматривается догматическим учением Церкви как окончательный Суд, когда придет Господь наш Иисус Христос, воскресший и вознесшийся на небо. Он придет в небесной славе и будет вершить над людьми этот окончательный Суд. Каждая душа обретет место своего назначения, упокоения. Душа будет либо с Господом царствовать, либо «скрежетать зубами в геенне огненной» и завидовать тем, кто находится с Господом. Частный суд – это суд, на котором душа встречается с Господом, идет на поклонение к Нему, видит все красоты рая и все ужасы ада. Душе выносится предварительное решение в зависимости от того, в каком состоянии она находится: ближе либо к райским обителям, либо к адским мучениям. В этом моменте большая роль принадлежит Церкви (что подкреплено учением Церкви, Священным Писанием) – это молитвы близких, молитвы Церкви, Бескровная Жертва нашего Спасителя Иисуса Христа. Благодаря этому может измениться участь души, которая попала в места, приближенные к аду.
Например, человек вел неправедный образ жизни, не успел покаяться, не успел измениться, и смерть настигла его в этом… Как Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». Здесь Церковь играет огромную роль, по завету Господа нашего Иисуса Христа, и Он дает Церкви право через Своих апостолов вершить этот предварительный суд.
Большое значение в жизни православного человека имеет таинство Исповеди. После сердечной, настоящей исповеди грехи превращаются в ничто. Они теряют свое значение, когда душа проходит загробный путь и мытарства. Грехи, которые были исповеданы и прощены священником, когда человек понес за них ответственность и духовную, и нравственную (может быть, человек и физические усилия предпринимал, чтобы встать на путь исправления), будут учтены. Учтены таким образом: благодаря раскаянным грехам злобные силы, которые претендуют на душу, теряют эту силу в момент прохождения души по пути мытарств.
– В каком состоянии пребывают после смерти души праведников и грешников?
– Они находятся в связанном состоянии. Души способны видеть, слышать, анализировать, но не могут творить: не могут изменить физические свойства вещей. Живой человек, например, может это сделать, а душа – нет. Душа находится в связанном состоянии и в таком месте, где нет времени. Время для живого человека имеет большое значение; человек его чувствует, чувствует приближение болезни, например, старости. Душа же, находясь вне тела до определенного момента, в связанном состоянии, не может повлиять физически на материальный ход вещей.
– Состояние душ праведников отличается от состояния душ грешников?
– Конечно. Они испытывают либо наслаждение, либо уныние, тревогу, зависть. Если ангел смерти застал человеческую душу в состоянии злобы, зависти, то она будет находиться в этом состоянии и совершенствоваться как бы в этом состоянии. А если душа взята ангелом в то время, когда человек творил добрые дела, был в молитве (или когда человек бросил свои греховные дела), то она будет радоваться и совершенствоваться в этой радости. Потому что такая душа чувствует приближение Света, чувствует присутствие Бога и радуется этому событию.
– Душа после смерти тела может вспомнить и осознать все содеянное, что творила при жизни? Могут ли дела грешной души после смерти тела мучить ее и жечь? Об этом ли адском огне мы говорим?
– Есть такое мнение некоторых отцов нашей Церкви. Но есть толкование и другое, и оно шире: это не только внутренний огонь, но еще и внешний. Он проявляется в боязни чего-то страшного, в чувстве тревоги, опасности, непреодолимой горечи покинутости. Это состояние души, когда она находится в ожидании страшного Второго Пришествия Христа.
– Господь говорит в притче о Страшном суде, обращаясь к праведникам: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Когда Он приготовил это Царство для праведников?
– Господь творит всегда. И сейчас все время что-то происходит, может быть, какая-то духовная эволюция в библейском понимании. Потому что Господь всегда творит все новое, совершенное для того, чтобы мир наш был не то что краше, а более полным. И человек находится в этом акте творения. Это действие, продолжающееся и во времени, и в месте, и в пространстве.
Согласно Священному Писанию Господь творит мир видимый и невидимый. Сам Бог ни в чем не нуждается, но обо всем знает. Создавая человека, Он предвидел, что с человеком произойдет. Божий Промысл о человеке простирается и до наших дней. Священное Писание призвано открыть некую завесу тайны, рассказать о том, что было сотворено Господом, что есть сейчас и как жить в этом.
В какое время, мы точно сказать не можем, потому что у нас нет этого хронометра. Но мы знаем, по слову Божиему, что это состояние есть, это творение есть, что человеческую душу ожидает, мы тоже знаем. Церковь имеет опыт, как правильно пользоваться всем этим, как правильно человеку достичь Царствия Небесного и не попасть в геенну огненную.
– А что мы знаем о Царствии Небесном из Священного Писания?
– Знаем, что там наше место. Когда Господь творил человека, Он замышлял особый мир, особое царство любви и доверия между Богом и человеком. Бог сотворил готового человека, чтобы он поселился и жил там. И человек действительно поселился и жил там. Но по несовершенству человеческой природы, по тому, что человек очень быстро восхотел сесть на трон Бога, он подумал, что он и есть бог, подумал, что ему все возможно, что он в Боге не нуждается. Поэтому Господь говорит человеку: тебе нужно усовершенствоваться. Но этот путь усовершенствования человек должен пройти сам, и это будет наиболее полезно для человека и окажет на него благотворное действие.
– В притче о Страшном суде Христос говорит: алкал Я, и вы дали Мне есть. Как исполнить эту заповедь в современном мире?
– Каждый человек на Церковь, на Христа смотрит разными глазами: кто-то глазами верных чад, кто-то глазами врага, кто-то глазами сектанта; каждый понимает эту заповедь по-своему. Если говорить о православных христианах, то здесь одна позиция, хотя Господь обращается ко всему человечеству.
– Я уточню вопрос. Если понимать буквально эту заповедь, то в современном мире никто никого не кормит так, как это было у первых христиан. Тем не менее эта заповедь является условием, чтобы попасть в Царствие Небесное.
– Если говорить о временах Христа, то люди на заводах и фабриках не трудились, был другой образ жизни. Путешественнику, если он приходил в какое-то селение и просил напиться воды, давали кувшин с холодной водой. Этим самым человек проявлял акт любви к своему ближнему, к путешественнику. Выполняя эту добродетель, человек ничего не получал в ответ, кроме благодарственного слова, поклонения, знака внимания и уважения.
Сейчас это выглядит так: если человек хочет попить воды, ему нужно (допустим, в Москве) опустить в автомат определенную сумму денег и получить воду, то есть нужно заплатить. То же самое в ресторане. Но Господь говорит совсем о другом. Он говорит об открытости сердца, о возможности обнять того человека, который нуждается в любви, моральной поддержке, может быть, в материальной. Чтобы по нашим действиям, по шаблонам поведения (здесь это слово не является странным или спекулятивным) узнавали, кто мы такие: мы – это люди, которые идут за Христом, которые исповедуют Его веру, творят волю Божию, даже тогда, когда это трудно.
– Христос также сказал: был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Как мы можем это буквально исполнять?
– Это сложно. В то время посетить больного или заключенного в темнице мог любой человек. В сегодняшней системе это сделать сложно. Во-первых, даже элементарно купить необходимый набор продуктов и отнести его нуждающемуся очень накладно. Во-вторых, это человек, а не животное. И проявить заботу – не собачку на улице погладить. Требования о заботе к человеку иные, чем к животному. Это тяжелая работа. Такой путь сопряжен с некоторыми ограничениями. Даже пойти и навестить человека в больнице – непросто. Можно, конечно, прийти, просто улыбнуться и уйти. Может, это и приятно, но надо фактически к этому подходить: а какую пользу ты принес этому человеку?
Надо стараться приносить пользу. Если ты не можешь пойти в больницу, то нужно пойти туда, где это полезное уже делается. Например, у нас в Церкви есть Отдел социального служения и благотворительности. Если я не могу выполнить заповедь буквально, то я могу ее выполнить, перепоручив это Церкви. Например, у меня есть какое-то количество денег, я знаю, что они могут помочь, что социальный отдел может потратить эти деньги на приобретение лекарства для больных, а также для их моральной поддержки. Таким образом каждый человек может поучаствовать в этом благом деле.
Еще пример: телеканал «Союз». Человек смотрит его, получает много важной информации, и у человека должен возникать вопрос: «На какие деньги это делается?» Мы знаем, что государство Церкви помогает очень мало. Программы, которые реализуются в медийном пространстве, требуют значительных затрат. Что мы можем сделать? Посмотрели передачу, которая нам нравится, поддержали телеканал «Союз» – и это тоже хорошо.
Благовествование о Христе, о спасении иногда бывает важнее того, чтобы дать человеку таблетку. Потому что надежда на жизнь вечную, надежда на исцеление бывает весомее, чем ожидание несбыточной мечты.
– Почему притча о Страшном суде читается в преддверии Великого поста?
– Если человек решается идти по определенному пути, то у него есть информационная нагрузка (если говорить психолингвистическим языком); и ему понятна его цель: зачем он идет, куда идет, что хочет от этого получить. Задача Великого поста – встретить воскресшего Господа Иисуса Христа, подтвердить это спасительное действие и неотрывно от человечества засвидетельствовать это всему миру. Христос воскрес! Он всегда с нами, Он пребывает с нами. Придет время, когда разверзнутся небеса, небо будет наполнено символами и молнии будут сходить на землю; все узнают, что идет Сын Человеческий вершить Суд на земле. Мы находимся в ожидании этого события, но вместе с тем мы знаем, что с нами будет.
Что такое Пасха? Пасха – это возвещение о той радости, которая ждет каждого человека. Пасха – это воскресение, свидание с Богом, обретение нового тела и новой жизни. Поэтому для человека она имеет огромное значение, особенно для тех людей, которые знают, что это такое.
Действительно, человеку интереснее работать с вещью, когда он уже знает, что из нее должно получиться; исследовать ее, получать какой-то результат, пользу. Так и здесь: знание имеет огромное значение. Когда человек знает, что ему предстоит пройти определенный путь, он подготавливается к нему, он знает, что необходимо поработать над житейскими ошибками, над своими делами, действиями; может быть, изменить духовный образ сознания или мышления, чтобы достойно встретить этот праздник. Это и воспитательная мера, которая изменяет человека для того, чтобы достойно встретить пришедшего в мир Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы радость пасхальная была той радостью, которая бы преображала человека, утверждала его в жизни, в его надежде на Воскресение Господа нашего.
– После Недели о Страшном суде начинается Масленица. В храмах читается Священное Писание о грядущем наказании грешников за грехи, а потом идет неделя праздников, развлечений, гуляний. Как Церковь это сочетает?
– Если они добрые, позволяют человеку проявить акт любви, милосердия, заботы о ближнем; есть возможность кого-то накормить, угостить, порадоваться, попеть песни, то ничего плохого в этом нет. Если человек видит в этом время, когда можно обмануть свой разум суррогатным счастьем, тогда он грешит и с празднованием, и с подготовкой к посту.
Масленица дана человеку для того, чтобы можно было более широко проявить свою христианскую душу через общение, радушие, угощение, заботу о ближних. Все базовые принципы человеческого сосуществования и взаимодействия в этот момент ощущаются наиболее остро. Человек в это время может показать, проявить и даже воспитать себя. Он может послать посылки заключенным, пообщаться с теми, с кем давно не общался, – здесь большой спектр таких дел. И каждая душа открывается по-новому, человек может привнести в этот мир что-то существенное, индивидуальное, хорошее.
– Если в голову пришла идея накрыть стол, угостить ближних, лучше сделать это дома, позвав знакомых, друзей, родственников, или при храме, пригласив кого-то из приходской общины?
– К сожалению, мы еще не вышли из пандемии. Последствия коронавирусной инфекции привносят в общество разлад, страх. Пока нужно соблюдать меры безопасности, профилактики. Людям, которые переболели или привились, море по колено. О тех, кто не переболел, почему-то перестали думать. В Москве каждый день умирает большое количество людей. Многие находятся в реанимационных отделениях на искусственной вентиляции легких.
Поэтому праздники надо провести с умом (может быть, в семейном кругу). В этом году не стоит широко отмечать Масленицу. Надеюсь, что в следующем году поветрие прекратится и будет возможно отпраздновать масленичную неделю с большим размахом.
– Масленица закончится Прощеным воскресеньем. Как бы Вы порекомендовали провести этот день?
– Прежде всего нужно подготовиться к предстоящему Великому посту: поработать над собой, вспомнить свои огрехи, неправильные поступки. Важно, чтобы Прощеное воскресенье не было днем лицемерия, как многие говорят (особенно больно слышать это от тех, что называют себя православными христианами). Этот день должен быть предуготовительным, чтобы человек мог со спокойной душой делать Божье дело.
Побыть на службе, послушать Священное Писание. Когда человек стремится избавиться от своих греховных мыслей, поступков, пытается их исправить, Господь помогает ему. Душа совершенствуется в добродетели, Бог еще больше утверждает человека в вере.
– Почему в Прощеное воскресенье мы вспоминаем Адамово изгнание из рая?
– Мы вспоминаем его не только в Прощеное воскресенье: каждое шестопсалмие – крик Адама за стенами рая; на часах также происходит воспоминание этого события. Оно имеет огромное духовное значение для человечества, потому что мы должны помнить, с чего все началось.
Почему у нас такой жизненный путь? Почему наши немощи играют большую роль? Почему человек преодолевает определенные трудности для достижения каких-то целей? Все это связано с событием, которое произошло на заре человеческой цивилизации. Мы должны просить у Бога помощи, милости, заступничества, чтобы достойно пронести этот крест и, изменившись, достигнуть Царствия Небесного.
– Надо ли в этот день просить прощения у тех, кого ты не обижал?
– Есть понятие чина, а есть понятие реальной истории, которую человек должен вспомнить. И попросить прощения у тех, кого он обижал.
Линейка нужна для того, чтобы начертить ровную линию. Церковный чин необходим, чтобы начертить ровную духовную линию, которая ведет в Царствие Небесное наиболее кратким путем.
Мы должны совершить этот чин в церкви и дома со своими близкими.
– Обычно в храме после чина прощения все начинают просить друг у друга прощения. Часто это делают даже незнакомые между собой люди.
– Ничего страшного. Может быть, они неделю назад пересеклись в магазине и обозвали друг друга.
– С какими мыслями Вы бы порекомендовали начинать Великий пост?
– С хорошими, позитивными, добрыми мыслями. Необходимо, чтобы каждый человек хотя бы Великим постом приучил себя к молитвенному правилу. Оно будет открывать ему новые духовные горизонты, чтобы его жизнь стала краше, чище. Человек должен наконец понять, что не он является центром вселенной, а Господь – Творец всего сущего. Ему «подобает […] всякая слава, честь и поклонение».
Человеку необходимо избавиться от злостного эгоизма, лицемерия, чтобы стать добрым, отзывчивым. Люди часто забывают, что являются венцом творения Божия, и ведут себя как животные. Нужно воспитывать в себе высокое, доброе.
– Вы говорите: «доброе», «радостные мысли». В течение подготовительных недель к Великому посту мы слышим песнопения «Покаяния отверзи ми двери», «На реках Вавилонских». Когда начинается Великий пост, мы в первые четыре дня вечером читаем Покаянный канон Андрея Критского. Там каждый тропарь – плач души о своих грехах. Где же место радости?
– Помните Неделю о блудном сыне? Какие эмоции, когда человек возвращается? Радость с плачем. Так и здесь: и плачешь, и радуешься. Потому что открываешь состояние своей души, вскрываешь «гнойники». Гной выходит – наступает духовное облегчение.
Вспоминаешь то, что ты пытался спрятать, замазать, забыть. Осознаешь проблему, скрытую у тебя в душе, сердце, начинаешь испытывать душевное облегчение. В чем здесь печаль? Это радость!
– Если увидел «гнойник» у кого-то из ближних, кому об этом лучше сказать?
– Как сказано в Писании, сначала – ближнему своему.
– То есть говорить: «Ты поступаешь неправильно»?
– Только убедись, что это действительно «гнойник» и твои слова принесут человеку пользу, чтобы не ввести его в еще большее искушение и грех.
– Что может в этом помочь?
– Я приведу пример. На хирургическом столике лежат инструменты: проволочка, ножичек, щипчики, ножницы. Пришел хирург: иголочкой с ниточкой все зашил. Все просто, да? Ну, возьмись ты! Если, ничего не понимая, проделаешь те же манипуляции, никому не будет пользы.
Так и здесь: мы должны сами духовно окрепнуть, выучить анатомию души, порядок действий, которые могут принести человеку облегчение. Нам кажется: «Я должен сказать ему, открыть что-то…» А человеку плохо, он хочет покончить с собой от этой правды. Зачем нужна правда, преподнесенная таким образом? Это уже издевательство.
Необходимо найти правильный подход, выполнить верные действия духовного, душевного характера, чтобы человек понял свою ошибку и исправился.
– Может быть, этим должны заниматься люди с соответствующим образованием? Например, священники. Как хирурги. Они же не самоучки.
– Хирург должен иметь не только знания, но и опыт.
– Да. Но человек-самоучка сам постигает духовную жизнь, чему-то научается – и потом начинает учить других.
– Я думаю, когда человек видит это состояние, у него в сердце должно просыпаться духовное трезвение. С одной стороны, не надо делать из себя врача-всезнайку, а с другой – нельзя дать человеку утонуть.
Если у плывущего человека судорога, а он отказывается от твоей помощи, хотя может утонуть, ты должен взять его за волосы и безопасным для себя способом вытащить из воды.
– Говорят, если человек тонет, надо ему не руку подавать, а весло, чтобы он тебя за собой не утащил.
– Да. Я и говорю: безопасным способом.
– За волосы.
– За волосы, руку… Все равно надо что-то с этим делать.
– Как спастись, если ближний тащит тебя вслед за собой в грех?
– Если он тащит тебя осознанно, следует вести себя определенным образом. Он полноценный человек? Полноценный. Совершеннолетний? Совершеннолетний. Каждый несет личную ответственность перед Богом. Если человек хочет чего-то очень сильно, а ты можешь выбрать, делать тебе это или нет, ты должен выразить свое нежелание и сказать: «Это для тебя неполезно». Если это дело злое, нужно просить Бога, чтобы Он помешал ему.
– На первой неделе поста в Каноне Андрея Критского вспоминается Мария Египетская как образец покаяния, сокрушения о грехах. Что мы можем почерпнуть из ее образа и посвященных ей молитвословий?
– Многое. В пост читается житие Марии Египетской. Оно вплетено в канву православного богослужения, имеет высокий литургический статус для человеческой души.
Все церковное учение направлено на то, чтобы пробудить в человеке стремление к Богу. В житии Марии Египетской мы видим и падшего, и сокрушающегося, и кающегося, и святого человека. Это пример для каждого, потому что, живя в пустыне, она не отчаялась, не стала унывать, не кинулась в геенну огненную из-за того, что ничего не могла сделать.
Мария Египетская помнила слова Спасителя. Без Бога ни до порога. «Без Бога я ничего не смогу сделать. И Ты, Господи, укрепляй меня, прости, поддержи, направь». Это слова моления Марии Египетской, которая получила от Бога и прощение, и благословение, и даже дар учительства в Церкви.
– Интересные наблюдения: в рай может попасть разбойник, покаявшись за минуту до смерти, а апостол, наоборот, попадает в ад. Чем можно воспользоваться в качестве опоры, костыля, чтобы пройти жизнь и на Страшном суде оказаться в числе тех, кто будет по правую руку от Господа?
– Крещением, надеждой на спасение.
– О чем нужно думать каждый день? Какой мыслью можно заряжаться, чтобы идти вперед?
– Поиск спасительных слов – в Священном Писании, молитвослове. Необходимо использовать поучения святых отцов. Духовная жизнь (православная практика) может привести человека к определенным открытиям своей души. Человек, ведущий сдержанный, православный образ жизни, является пользователем костыля, который помогает ему дойти до Царствия Небесного.
– Есть ли у Вас любимая молитва, которая подвигает идти дальше?
– Самая любимая молитва – «Господи, помилуй!» Потому что вспоминаешь ее и когда тебе плохо, и когда ужасно, и когда ты упал, и когда тебе радостно.
– Может быть, кого-то из святых вспоминаете?
– Из святых очень часто вспоминаю Сергия Радонежского, Александра Пересвета (моего святого). Всегда вспоминаю Господа.
– С какими мыслями Вы будете начинать Великий пост?
– С радостными. С мыслями о том, чтобы очиститься от бремени грехов и достойно встретить Царство Небесное в лице воскресшего Господа Иисуса Христа. Думаю, Своей Пасхой, Своим Воскресением Господь научит меня правильно жить, чтобы я достиг красот рая.
– Прекрасная картина сложилась у нас к концу передачи. Мы заканчиваем на образе Воскресения и том образе, к которому будем идти в течение всего поста. Спасибо Вам большое, отец Александр. Хотел бы по традиции попросить Вас кратко подвести итог программы и что-то пожелать нашим телезрителям.
– Дорогие телезрители, благодарю вас за то, что смотрите наши передачи, слушаете наставления. Хотелось бы всех вас укрепить в вере в воскресшего Господа Иисуса Христа, чтобы каждый человек имел надежду на спасение. Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами.
Ведущий Александр Черепенин
Записали Ирина Обухова и Светлана Волкова
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает священник Александр Асонов, настоятель храма во имя всех святых на Гатчинском кладбище, глава Отдела по связям с общественностью Гатчинской епархии. Тема беседы: «Общее горе: как пережить и не навредить ближнему».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!