Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

6 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма святых мучеников и страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине священник Андрей Лысевич. 

– Думаю, у каждого есть такие знакомые (у меня они есть, из своего личного опыта сейчас расскажу), которые веруют в Бога, осознают себя православными христианами, но для них храм – это не то место, куда нужно ходить. То есть они считают, что в храм не нужно ходить, потому что молиться можно и дома. И зачем приходить в храм, если там все толкаются? Там молиться как раз и неудобно, а дома удобно…

– Нужно ходить в храм и учиться молиться, потому что мы призваны быть во всеоружии Божьем, а это полнота вооружения, полнота навыков христианской жизни. И мы видим в Евангелии, что Христос пользовался разными видами молитвы.

Да, Господь уединялся в горах и там молился наедине. Однажды Он взял с Собой троих учеников.  Они увидели там преображение, сияющий лик Спасителя и блистающие Его одежды. Вот как молился Спаситель по ночам. А после ночной молитвы возвращался вниз, к людям, к суете, вопросам, проблемам и с новой энергией, с новыми силами помогал людям. Такая молитва наедине давала Ему столько сил, столько энергии... Боюсь, что не всегда мы дома молимся так усердно, как молился Христос, чтобы просветлел наш лик и мы получили такое сильное укрепление.

Более того, мы видим, что Христос приходит и в храм и в собрании людей молится и проповедует, совершает чудеса, учит и даже говорит, что каждый день был в храме. Христос отвечает вопрошающим Его в синедрионе и говорит: каждый день был в храме, учил в присутствии всего народа. Таким образом, мы видим, что Христос использует два вида молитвы: частную и общественную. Нам нужно уметь молиться и той, и другой. Навык молитвы должен быть. И если человек только ходит в храм и дома совершенно не молится, мне кажется, этого недостаточно. Нужно научиться молиться и дома, и в храме. Дома нужно молиться и наедине, и  с семьей. Это разные виды молитвы, просто их не надо смешивать, нельзя отдавать предпочтение одному перед другим. Более того, Сам Христос говорит: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них».

Но, с другой стороны, Христос говорит: «Войди в клеть твою и помолись Отцу твоему, Который втайне, и видящий тайное воздаст тебе явно». Здесь мы просто должны понимать, что Христос не противоречит Себе, а дает нам два разных вида молитвы, которыми мы должны обладать как двумя руками. Если человек пользуется только одним из этих видов молитвы, будь то молитва общественная или домашняя, то он несовершенный в христианской жизни.

Кроме того, на мой взгляд, храм очень важен с точки зрения христианского возрастания. Для того чтобы это понять, нужно сначала задаться вопросом, что такое храм для православного христианина. Некоторые говорят, что храм то место, где живет Бог. Как Вы считаете, такое высказывание нормально, можно так говорить, что в храме Бог живет?

– Насколько я знаю, насколько мне говорили, Бог, естественно, Вездесущий и пребывает везде, но храм – это место особого пребывания Его силы.

– Понятно, но можно ли сказать, что Бог живет в храме? Царь Соломон построил храм и молился: «Господи, я построил дом Твой», а дальше говорит: «Неужели Богу обитать на земле, Которого ни небо, ни земля не вмещают? Как же Он будет обитать в храме? Тем не менее прошу Тебя, Господи, да будут очи Твои отверсты к храму сему, чтобы день и ночь Ты мог слышать всех, кто будет призывать имя Твое в этом храме, даже и иноплеменников, кто будет обращаться к Тебе». (Это из 3-й Книги Царств, 8-я глава, 29-й стих.)  То есть и пророк Соломон, и отец его Давид, очевидно, понимали, что Бог выше этого пространства, этого времени.

Древний человек осознавал, что Бог находится за пределами этой реальности. Но при этом они призывали благодать Божию, призывали имя Божие, чтобы Бог внимательно смотрел Своим взором на тех, кто молится в этом храме. Поэтому мы говорим, что храм – это место, где  особое присутствие Божие. Сам Христос в 23-й главе, 21-м стихе Евангелия от Матфея говорит, что клянущийся храмом клянется храмом и Живущим в нем, то есть Сам говорит о том, что храм является жилищем Бога. Очевидно, речь идет в метафорическом ключе не о пребывании сущности Божией в этом месте, а об особом присутствии Божества в храме.

– Его энергии.

– Да, об энергийном присутствии, как это говорится в православном вероучении. И это особое энергийное присутствие явлено было в Храме Соломона в том числе. Мы помним, что при освящении Храма Соломона присутствовало много священников и явилась слава Божия – Шехина – в виде облака. То есть это то явление, которое лицезрел раз в год первосвященник, когда входил в Святая святых и видел на крышке Ковчега Завета облако благодати Божией.

– Мы говорим о том, что Бог Вездесущий, пребывает и в храме, а Вездесущий он по сущности или в энергиях?

–  «Вездесущий» по отношению к энергиям означает абсолютное присутствие везде энергий Божиих. Но само это понятие довольно сложное в догматическом богословии. Оно означает, с одной стороны, что Бог по Своей сущности нигде. То есть Божественная сущность не может быть отождествлена с каким-то фрагментом этого пространства, но по энергии Своей Бог обымает все (слово «энергия» переводится с греческого языка как «действие»). То есть участие Бога в бытии этого мира абсолютно всеобъемлющее.

Этот вопрос действительно связан с учением о храме в Православной Церкви, и я думаю, что нам нужно этого коснуться. С чем можно сравнить отношения Бога и этого мира? Понятно, что все эти параллели не до конца точны, но тем не менее... Художник пишет картину, изображает на холсте какое-то видение своей души и своего мировосприятия. Он, как говорят, всего себя вложил в эту картину, душу в нее вложил. Так что же – художник оказался в этой картине, что ли? Его разве приплющило к холсту в этот момент, когда он всего себя вложил в картину? То есть он остается по своей сущности, как существо, за пределами этой картины. Но он отображает свои переживания, свои эмоции – все отражает в этой картине.

– Но как сущность он где-то все-таки есть, а Бог как Сущность, Вы говорите, – нигде.

– Нигде в этом пространстве, в этом пространственно-временном континууме, но как Сущность Он за пределами этого пространства и времени. Даже если это пространство бесконечно, то Бог за пределами этого бесконечного пространства. Вот такая удивительная максима православного вероучения. В такого Бога мы верим. И эта максима следует из вероучения о Боге Творце. Если Бог Творец,  Он за пределами того, что сотворил. Если Бог сотворил этот мир из ничего, то Он за пределами этого мира.

Здесь очень много интересных моментов. Например, язычники верят в то, что Бог по Своей сущности везде (так называемые пантеисты). Они считают, что Бог создал мир из Себя Самого. Вся эта грязь под нашими ногами, все неприглядное в этом мире – тоже часть Божества. Можно дойти до того, чтобы и добро, и зло считать частью Божества. Это ложь, никогда христианство так не учило и не может учить. Христианство учит, что Бог создает мир из ничего. И этот мир не тождественен Богу. Он не из Себя создает этот мир – это нечто иное по отношению к Богу, но при этом это то, во что Бог вкладывает Свой разум, создает этот мир разумом Своим, премудростью Своей, Своим словом.

И вот такой мир является неким отображением Божественной сущности, но не тождествен ей самой. При этом художник, когда стоит напротив холста, поодаль от него, озирает весь этот холст во всей полноте. И в каждый момент может вмешаться в этот холст и подвести какую-нибудь маленькую черточку, небольшой штрих добавить. Таким же образом Господь, находясь за пределами этого мира, озирает его постоянно Своим любящим взором, Своим действием, или, как мы говорим в православном вероучении, Своей энергией и способен вмешаться в каждое малейшее движение этого мира, совершив таким образом чудо. Это и есть учение о вездеприсутствии Божьем: по сущности – за пределами, по действию – везде.

– И особенно в храме.

– И в храме особо является это действие Божие. Слово, действие, энергии и благодать – это на самом деле тождественные понятия. Поэтому благодать Божия в храме особым образом является; как молился пророк Соломон, чтобы очи Господни были на тех, кто молится в этом храме.

Кроме того, надо понимать: то, что мы сейчас в Новом Завете называем храмом, несколько отличается от того, что было ветхозаветным храмом. Ветхозаветный храм был уникален, он был принципиально один. А новозаветный храм – это некое подобие (или лучше сказать: продолжение) Сионской горницы, где Христос собрался со Своими учениками. И как расширение именно этой комнаты есть все наши храмы. Поэтому у нас много разных храмов, православный храм не один.

Самое главное, что мы получаем в храме, – это участие в таинствах.  Принципиально невозможно осуществить за пределами храма  совершение таинств и участие в них. Дома мы можем индивидуально помолиться. Любая молитва – это таинство, но особым таинством может быть названа молитва церковная, соборная, когда собираются люди друг с другом, с Церковью Небесной, с ангелами и со святыми в храме для того, чтобы молиться Богу. И эта молитва имеет особое значение в жизни православного христианина, в жизни Церкви. Поэтому остаться без храма – значит остаться без самого главного.

Но есть ли где-нибудь в Священном Писании указание на то, что без храма невозможно спастись? Вы встречали такое высказывание? Нигде в Священном Писании не сказано о том, что без храма невозможно спастись. И мы видим примеры известных святых, которые не имели возможности участвовать в храмовой жизни. Самый яркий пример в этом смысле – преподобная Мария Египетская: человек достиг спасения. То есть храм не является необходимым условием спасения. Это тоже учение нашей Православной Церкви. Мы должны это понимать, но при этом мы знаем, что необходимым условием спасения является Причастие. Христос тоже говорит, что все должны вкушать Тело и Кровь Его, причащаться Святых Таин и совершать воспоминание Его Тайной Вечери, Его страданий. В храме совершается то, что необходимо для спасения, – Причастие.

– Да, без Причастия спастись нельзя.

– Об этом написано в Евангелии. Понятно, что мы видим некоторые исключения в виде разбойника, который умер на кресте, не участвовал в Тайной Вечере и вошел в Царство Божие первым. Но здесь нужно понимать все-таки особенность этого межзаветного периода, когда Сам Христос Своей Божественной властью действовал. Он устанавливает законы, но Он же может соделать исключение из того правила, которое Сам установил.

Бог создал закон чадородия. Это Божественное установление, по всей видимости, после грехопадения, но тем не менее Он же Сам делает и исключение из этого общего правила. Любое чудо является исключением из общего правила. Так вот, Христос устанавливает нам общее правило: «Если не будете есть Тело Мое и пить Кровь Мою, то не будете иметь жизни вечной». Но Он же Сам и показывает нам, что какие-то исключения возможны из этого правила.

В храме мы прежде всего причащаемся Тела и Крови Спасителя, участвуем в таинствах, в храме мы крестимся, хотя крещение может быть совершено за пределами храма. Но, наверное, все-таки самое главное таинственное действие – это наше собрание вместе в Церкви, наше соучастие в жизни друг друга и совместное обращение к Творцу единым сердцем и едиными устами. Это самое главное, что мы действительно можем в храме.  Соответственно, это общая проповедь, общее знание, полученное не через экран гаджета, а от живого человека, которого мы лично можем спросить о чем-то.

Я хотел бы отметить еще один очень важный аспект храмовой жизни. Когда люди собираются в храме, они видят друг в друге иной опыт такой же духовной жизни, иной опыт в стремлении ко Христу. Я стараюсь угодить Господу, совершать молитвы, подавать милостыню, поститься, и у меня это получается по-своему. Но я вижу рядом другого человека, который тоже молится, постится, подает милостыню, что в его жизни происходит и как он этого добивается…

С одной стороны, это может меня чему-то научить; с другой стороны, может меня поддержать. Часто приходится повторять эту фразу: «Со избранным избран будеши, а со строптивым развратишься». Часто я вижу людей, которые утешаются в храме, потому что за пределами храма они видят разврат, обман, клевету, видят все то, о чем, как говорит апостол Павел, стыдно и сказать даже. И это настолько распространено, что начинает казаться, будто весь мир заполонен грехами. Как пророк Илия говорил: «Не осталось ни одного праведника, ни одного верующего, весь мир преклонил колена перед Ваалом. Я один остался, и души моей ищут». Когда человек приходит в храм, он понимает, что еще осталось несколько тысяч как минимум тех, кто вместе с ним старается угождать Богу. И это величайшее и очень важное утешение для человека, который приходит в храм.

Кроме того, я сам отмечал для себя, что действие благодати в храме особенное и очень важное. Конечно, иногда на уединенной молитве человек тоже ощущает что-то подобное. Но в храме это чувство действительно особенное. Когда мы приходим после долгой и утомительной работы домой к жене, к детям, к человеку, который нас любит, взгляд этого человека утешает и успокаивает все треволнения прошедшего дня. Что ты видишь в этом взгляде? В этом любящем взгляде твоего близкого человека ты видишь, что все не так уж и плохо. Даже если у тебя есть какие-то проблемы, то эта любовь дает тебе силы преодолеть эти проблемы.

Представим, что Бог взирает на этот храм и на человека, который молится в этом храме. И взгляд этот  не взгляд судьи, не взгляд работодателя или инспектора, это взгляд любящего Отца. И в этих глазах любящего Отца отражается не тот разгильдяй и грешник, неудачник в некоторых случаях, каким я на самом деле являюсь, а святой, истинный ученик Христов, последователь пути Его. В этих глазах я не тот, каким являюсь сейчас в своих грехах, а тот, каким создал меня Господь. Для чего Он меня создал, для чего призвал в этот мир? И этот взгляд наполняет мою жизнь новой энергией, новой силой. Я понимаю, что не все для меня потеряно, не все в этой жизни проиграно, я еще могу бороться, могу стремиться к тому, ради чего Бог меня создал. Эта любовь буквально окрыляет. Если человек для чего-то другого идет в храм, то это бессмысленно. Если не для встречи с Богом человек идет в храм, то все бесполезно. Если человек идет в храм для того, чтобы встретиться со Христом, то этот поход даст ему очень много.

Когда я готовился к этой передаче, вспоминал эпизод о создании храма Соломона и  обратил внимание на одну интересную вещь. Есть одно важное условие (Бог повторяет его дважды), при котором Бог обещает взирать на сердце человека, прислушиваться к его молитве, благоволить к храму. Какое это условие? Это соблюдение заповедей, законов и заветов. В 3-й Книге Царств, 6-й главе, 12-м стихе говорится: …если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим, и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему.

Мы видим, что все эти слова как бы синонимы. Бог три раза повторяет Соломону одно и то же: «Соблюдай заповеди Мои, соблюдай заповеди Мои, соблюдай заповеди Мои, и тогда Я не отвращу лица Своего от тебя, буду слышать тебя и помогать тебе». Это условие достойного пребывания в храме очень важно. Бог повторяет его трижды и в другой раз говорит об этом: «Я услышу народ и буду благоволить храму в том случае, если вы будете соблюдать заветы Мои».

Надо помнить, что храмовая жизнь, молитва в храме приносит благо и пользу человеку, если он соблюдает заповеди Господни. Сколько у нас заповедей?

– По Декалогу десять.

– А сколько новозаветных заповедей?

– Девять заповедей блаженств.

– Мне кажется, что еще меньше.

– Две?

– А мне кажется, еще меньше. Одна заповедь у нас.

– Какая же?

– Эта заповедь не в буквах, не в текстах. Она живая. Эта заповедь – Господь Иисус Христос. Сам Христос является для нас живой заповедью, которой мы должны следовать. Подражать Иисусу Христу, следовать за Ним, потому что Он как Бог есть эталон исполнения заповедей. Он безгрешен, безупречен. Вся наша духовная жизнь – стяжание благодати Божией – сводится к тому, чтобы следовать за Ним, иметь в себе те же чувствования, что и во Христе.

Вот это главная задача духовной жизни – следовать за Христом, подражать Ему во всех отношениях. Не внешне,  а проживать свою жизнь в соответствии с Евангелием. Евангельская жизнь является центром нашей духовной жизни. И храм (не побоюсь этого слова) – это инструмент, а не цель духовной жизни. Это инструмент, который должен помогать человеку добиваться главной цели.

Главная цель – следование за Христом. Это кажется самоочевидным, потому что Бог настойчиво об этом говорит. И каждому человеку, приходящему в храм, это вроде бы понятно, но иногда ускользает от нашего внимания. Очень плохо, когда человек приходит в собрание учеников и уходит оттуда с каким-то странным настроением. Что говорит Христос? Чему мы должны научиться от Христа? Мы должны подражать Ему и жить в соответствии с Ним. Но чему мы прежде всего должны научиться от Христа?

Казалось бы, что-то должно быть первостепенным, а что-то второстепенным? Может быть, нужно сначала научиться ходить по воде? Или молиться, как Он молился на горе? Давайте учиться преображаться. Вот я поднялся на гору, наедине с Богом помолился, камеру поставил и смотрю: преобразился я этой ночью или не преобразился?

Может быть, это должно быть критерием духовной жизни? Может быть, это главное, в чем мы должны подражать Христу? Конечно, святые отцы говорят: нет, не Христовым чудесам мы должны подражать, не Его исцелениям, подвигам, чудодействиям. Прежде всего, мы должны научиться у Христа кротости и смирению: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, чтобы обрели вы покой душам вашим».  

Мы должны научиться у Христа настоящим, не ложным, кротости и смирению, доброте, незлобию, так Христос поступал по отношению к Своим врагам и тем более к Своим ближним. Той доброжелательности, которую Он имел ко всем людям, тому самоуничижению, самоумалению, снисхождению – искреннему, настоящему. Он, будучи Богом, умалил Себя даже до крестной и позорной смерти. В этом проявилось особое Его смирение. Ради нас, людей, Он пошел на страдание. Как нам этого не хватает!

В храме мы должны научиться этому. Что это значит? Мы идем в храм, молимся, причащаемся, исповедуемся. Какими мы выходим из храма? Ну конечно, «святыми», «преображенными»: мы так ярко сияем, что если нам кто-то скажет слово, мы ему под глазом поставим фонарь. Такое «яркое сияние» порой исходит от нас. И это означает, что нечего мне было делать в храме, ничего я там не добился. Я просто впустую потратил время, если пребывание в храме научило меня гордости и тщеславию.

– Почему мы не можем кротости и смирению научиться дома? Мне кажется, это будет намного полезнее и эффективнее. Если у меня большая семья, жена, четверо детей, то, мне кажется, я буду учиться кротости и смирению каждый вечер дома, когда буду приходить с работы. А на работе я еще лучше научусь кротости и смирению, потому что у меня есть начальство, которое меня прекрасно смирит. Зачем мне храм?

– Потому что Христос показывает настоящий пример кротости и смирения. Что значит: научусь дома кротости и смирению? Знаете, как у нас сейчас учатся кротости и смирению дома? Приходит папа домой и говорит: а ну чтобы было так и так...

– Тогда надо открыть Евангелие и поступать по Евангелию. Тот же пример Христа будет работать с ним дома...

– Да, книжный пример Христа будет работать. Если человек будет призывать благодать в свое сердце, то благодать будет действовать. Мы не книжники и фарисеи. Мы живем живой жизнью с Христом. Живой Христос пребывает в нашей духовной жизни, в нашем духовном делании. Мы приходим в храм, где Он обещал быть среди нас и особым образом давать чувствовать Себя в наших сердцах.

Конечно, надо и дома читать Евангелие, вникать в слово Священного Писания, молиться, чтобы Господь ниспослал благодать, вразумил, научил. Но у нас еще есть очень сильный и важный инструмент, который помогает достичь того, что дома практически невозможно. Я не могу сказать, что дома невозможно спастись, научиться кротости и смирению. Это неправда. Дома можно научиться кротости и смирению, но это будет гораздо сложнее. Это то же самое, что идти пешком от Москвы до Екатеринбурга, хотя можно туда добраться на поезде или самолете – эффективнее и безопаснее.

Когда человек приходит в храм, он гораздо быстрее может достигнуть той самой цели, которой будет дома достигать более сложно, медленно и опасно. Ни для кого не секрет, что в духовной жизни есть и опасности. Когда человек читает Библию, Священное Писание, ни с кем не советуясь, ни с кем не обсуждая то, что прочитал, как это применить к жизни, то он иногда находит в Священном Писании отражение не Бога, а себя самого. И чем больше он, как нарцисс, смотрит на себя, тем больше и больше уподобляется не Богу, а дьяволу в гордости и тщеславии.

– Тогда этому человеку нужен священник, который поможет ему растолковать Евангелие. Хотя, мне кажется, у нас такое обилие толкований, которые можно найти в Интернете и библиотеках, что советоваться со священником, наверно, нет особой необходимости, потому что есть множество людей, которые уже всё осмыслили и растолковали.

– На счет толкований хорошая ремарка. Недавно я познакомился с одним человеком, который каждый день дома читает Священное Писание. Мы с ним разговариваем, а он мне задает вопрос за вопросом по Священному Писанию: а вот это место, а это… Я только успел ответить ему, а он сразу следующий вопрос. Я так рад знакомству с этим человеком. Он мне очень понравился. Он замечательный, искренний, ищущий. Но большинство его вопросов рождается просто из-за недоумения, просто потому, что сам человек один дома не может прочитать и понять, что там написано.

Вот он говорит: «Здесь написано, что это сказал пророк. То есть Иисус Христос – это пророк». Я ему говорю: «Постой, но здесь же видно по тексту, что речь идет о пророке Моисее». Просто надо более внимательно посмотреть контекст. Когда человек читает, он видит какой-то словесный маркер, и ему кажется, что это так. И в других местах тоже такие оговорки, ошибки требуют разговора не со священником, а с толкователем.

Но, извините, что такое книга? Книга – это мертвое знание. Как говорил известный физик Ландау: «Книга – это кладбище мысли». Я с ним абсолютно согласен. Именно живое общение с Христом, с Церковью как с собранием верных является источником духовной жизни в человеке. Конечно, мы должны чтить могилы предков, открывать книги, внимательно их читать, изучать как некие инструкции, но жить нам надо здесь и сейчас. Жить духовной жизнью. И в этом смысле надо общаться с живым человеком, который сегодня так же реально, как и ты, пытается жить по Евангелию. Не 200, 500 лет назад, а именно сегодня, в условиях гаджетов, Интернета, автомобилей, пытается жить по-христиански.

– Почему это не может быть моя семья, например?

– Семья – это тоже очень важно. Я не хочу спорить с этим мнением. Я хочу дополнить его. Это естественно, внутри семьи надо обсуждать Евангелие. Обязательно нужно собираться вместе. В нашей семье это твердо заведено. Мы собираемся каждый вечер, читаем Евангелие. Причем я иногда читаю на греческом языке или на латыни, а потом перевожу, чтобы дети привыкали к древнему языку. И мы это обсуждаем.

Мне очень грустно, когда ребенок не задает никаких вопросов. Но чаще всего вопросы сыплются. Матушка устает, говорит: «Ну все, я уже спать хочу». Я говорю: «Нет, на все вопросы по Евангелию мы ответим. Вот на какие-то праздные вопросы я отвечать не буду, потому что спать пора. А вот по Евангелию мы всё разберем».

И вот семилетний ребенок задает такие интересные вопросы, что я потом из этих вопросов составляю проповеди. Поэтому дома нужно учиться, изучать Писание, толковать его, понимать, но сверх этого есть еще живой опыт других людей. За пределами семьи есть еще много людей, к опыту духовной жизни которых можно обратиться и посмотреть, как у них. Священник здесь не может быть исчерпывающей инстанцией.  

Нельзя сказать, что мне нужен только священник, что я буду говорить только со священником. Все-таки надо понимать, что священник у нас в России находится в особом положении. Дело священника в России, как у древних апостолов, – совершать служение . Он служит литургию, проповедует, причащает, исповедует. Если он и делает какие-то действия, параллельные перечисленным, то они соответствуют этой деятельности. Например, педагогическая, просветительская деятельность. Сейчас мы с вами на передаче сидим. Но священник кормится от алтаря, и эта деятельность служения  дает пропитание ему и его семье.  

В этом смысле мирянин находится в иной ситуации. Он приходит в храм, молится, а дальше идет в мир для того, чтобы приобрести какие-то материальные блага для своей семьи. Иногда у наших прихожан складывается мнение, что в этом принципиальная разница. Но я часто стараюсь обращать внимание на другой момент.

Дело в том, что для истинного христианина вся жизнь всегда является служением Богу. «Для меня жизнь – Христос», – говорит апостол Павел, который и палатки умел делать, и другими искусствами владел, и проповедовал, и хлеб преломлял, и крестил.

Жизнь – Христос. Все, что в моей жизни есть, все мои занятия – служение Христу. Но иногда эти профессиональные особенности накладывают какую-то специфику на жизнь человека. Если у нас в храме есть верующий слесарь-сантехник, мне важно, чтобы он мог поговорить с другим верующим слесарем-сантехником. Если у нас есть верующий менеджер, было бы неплохо, чтобы он поговорил с другим верующим менеджером.

Это важно, чтобы приобрести опыт жизни, опыт совместного стремления к спасению. Как ты реализуешь в своей повседневной, будничной жизни то, к чему стремишься в субботу вечером, в воскресенье? Как ты это реализуешь здесь, сейчас и сегодня: в понедельник, вторник, среду, пятницу? И это живой, реальный опыт, согласующийся каждый раз с Евангелием, с Христом, через благодать, через Его действие в нас, через таинства.

Вот поэтому нужен храм как место собрания верных друг с другом, собрание верных с Христом и со всей полнотой Церкви – со святыми. Потому что в Церкви мы видим иконы, изображения, которые каждый раз напоминают нам о жизни святых, о том, как они прожили эту жизнь в соответствии с Евангелием. Кроме того, собираясь вместе для молитвы, мы вступаем в единство со всей Православной Церковью. Совершая литургию, мы участвуем в литургической духовной жизни всей Православной Церкви – по всему миру. Это тоже особое и удивительное таинство.

– Наша передача подошла к концу. Какие итоги Вы бы подвели?

– Будьте совершенны как Отец ваш Небесный, облекитесь во всеоружие правды, пользуйтесь всеми средствами и возможностями, которые даровал нам Господь наш Иисус Христос. Господь стяжал Церковь Свою Своей Кровью. Церковь как собрание верных приобретена Христом драгоценной жертвой. Он пролил кровь Свою на Кресте для того, чтобы  на земле остались Его верные ученики. Не пренебрегайте тем даром, который Господь приобрел для нас Своей кровью.

Пребывайте в храме, единстве с Церковью, ее святыми и другими верующими людьми. Но, пользуясь этими дарами, помните, что Христос даровал нам их не безусловно. Мы должны соблюдать Его заповеди, чтобы храмовая жизнь, пользование таинствами, Дарами было для нас в пользу. Мы должны соблюдать заповеди Божии. И первая заповедь, единственная и самая главная, – Господь Иисус Христос. Пусть в ваших сердцах будут чувствования как во Христе. Пусть ваша жизнь будет с Христом.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать