Беседы с батюшкой. Что значит быть христианином в XXI веке?

4 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин.  

– Тема сегодняшней передачи – «Что значит быть христианином в XXI веке».

Тема, казалось бы, несколько общая, но на самом деле это не риторический вопрос, а самый конкретный вопрос по поводу нашей жизни в этом удивительном и сложном мире. Нам кажется, что раньше быть православным христианином было несколько легче. Потом наступило время новомучеников, когда все было очень тяжело. Сейчас нам кажется, что мы живем в очень сложное время. А уж детям нашим будет совсем сложно, думаем мы. Очень сложный вопрос: что значит быть христианином в XXI веке. Вы – христианин, очень многие наши зрители – православные христиане, но для каждого этот вопрос стоит по-своему. Как для Вас стоит этот вопрос?

– Для меня образ христианской жизни начинается с детства, потому что я с детства воспитывался в христианских идеалах и сохраняю их по сей день. По сей день для меня основой является Священное Писание Нового Завета. В Евангелии мы слышим, что люди должны узнать о том, что мы христиане, когда увидят и почувствуют, что мы любим друг друга. Иоанн Богослов дает такие удивительные строки, которые являются, на мой взгляд, очень важными на все времена до скончания века. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Вот эта любовь, которую мы, христиане, должны между собой иметь, должна быть деятельной. Могу привести конкретный пример. Еду я на машине. Смотрю: стоит припаркованная машина, в ней сидит женщина в понуром состоянии. Можно сказать, типичная ситуация на дороге. Мимо проезжает огромное количество машин. Я останавливаюсь, подхожу и спрашиваю эту женщину, какая у нее проблема с машиной...

То есть всегда есть возможность оказать внимание, проявить милосердие, свою христианскую любовь к человеку, который находится в тяжелой ситуации. И таких ситуаций у меня было много: просили дать денег на дорогу; у кого-то колесо спустило, у кого-то – другие проблемы. В нашей повседневной жизни таких ситуаций много. Неоднократно бывают случаи, как кто-то падает на улице. У нас на Каменном острове бывают такие случаи. Видишь, что человек в плохом состоянии, и вызываешь ему скорую помощь. Вот такие проявления исходят из внутреннего мироощущения человека. Если человек готов жить по-христиански, он будет являть такие дела любви, дела милосердия, сострадания.

Мы не должны забывать о том, что наша Церковь является Апостольской. Апостолы, как ученики Христовы, шли и проповедовали любовь. И по сей день тот вектор развития, который был дан апостолами, сохраняется, продолжается. Мы продолжаем то служение в этом мире Богу и людям, которое было показано еще в апостольские времена. Как мне кажется, на сегодняшний день остается весьма важным, чтобы в этом современном мире, как во все другие времена, мы сохранили настоящую, подлинную любовь. Если она в нас есть и мы можем совершать добрые дела не ради добрых дел (как говорил Серафим Саровский в своей беседе с Мотовиловым о цели христианской жизни), а Христа ради, тогда эти дела будут свидетельствовать о том, что мы действительно являемся христианами.

Совершить какое-то доброе дело просто ради доброго дела можно, но человек не получит за это благодати, это не будет свидетельствовать о том, что этот человек христианин. А вот проявление именно христианской любви необходимо для каждого современного человека. Если говорить о том, что мир наш лежит во зле, то нам приходится трудиться не покладая рук, что называется.

Наш приход, например, окормляет и Дом ветеранов войны, и медицинские лечебные учреждения. Здесь очень широкое поле для деятельности. Поэтому оказывать христианскую любовь мы действительно можем. И, оказывая ее, мы испытываем внутреннее состояние радости от того, что можем реализовать свою любовь.

Сейчас у нас есть возможность в полном объеме, в полной мере, в зависимости от нашего времени и возможностей, реализовывать христианскую любовь, что, собственно говоря, Церковь Христова на сегодняшний день и делает. И, слава Богу, телеканал «Союз» имеет возможность показывать эти  прекрасные дела. В новостях мы постоянно узнаем о многих важных и значимых мероприятиях, которые свидетельствуют о том, что наша любовь действительно деятельная. И она является деятельной не в каком-то отдельно взятом месте, а во всей полноте нашей Церкви, и это тоже является важным свидетельством, что наша Церковь имеет такой настрой, который сохраняется с апостольских времен. Это очень важно. Наша Церковь Духа Святого не угашает, она дает возможность Святому Духу действовать в нас. И мы, принимая Христа, трудимся здесь, на ниве Божией, в том объеме и исходя из тех талантов, которые Господь каждому из нас даровал.

Сегодня, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, мы вспоминаем слова Максима Исповедника о том, чтобы каждый человек вошел в храм. Вхождение в храм является очень важным для каждого. Потому что когда человек приходит в храм к Богу и ощущает Божественную любовь, которую Господь непосредственно ниспосылает ему, и ту любовь, которую проявляют к нему люди, находящиеся в храме, тогда дальше он идет и творит такие же дела любви.

– В наше время тяжелого состояния общества в связи с пандемией мы увидели, как много волонтеров появилось в нашей стране. Невероятное количество! Но поражает несколько странная, на мой взгляд, вещь: люди целенаправленно занимаются оказанием помощи тем, кто нуждается, то есть делают дела милосердия, но при этом церковных людей среди волонтеров не так много. Сейчас возникла такая идея: делай добро, а зачем ходить в церковь? Мы просто делаем добро, и этого достаточно. Достаточно ли этого?

– В беседе преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни сказаны очень важные слова: когда мы делаем дела Христа ради, мы получаем благодать Божию, то есть ту Божественную силу, Божественную энергию, которая дает нам возможность трудиться Христа ради, и люди видят, что мы действительно христиане. А когда дела совершаются просто ради дела, для галочки, для отчета о проделанной работе, этот формализм по большому счету никому не нужен.

Конечно, есть люди, которые действительно чистосердечно хотят оказать ту или иную помощь, и мы, конечно, приветствуем таких людей, которые приходят с желанием оказывать помощь. Это очень радостно. Будем надеяться, что наше общество в дальнейшем будет духовно возрастать и те духовно-нравственные традиции, которые были в нашем обществе со времен князя Владимира, будут людям понятны и близки. Потому что с принятием христианства на Руси появились и больницы, и странноприимные дома, и другие учреждения, которых до этого у языческой Руси не было. Жители русских земель почувствовали совершенно другое качество жизни. И сейчас у нас есть уникальная возможность почувствовать, что мы можем быть настоящими, деятельными христианами.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Во-первых, огромное спасибо за ваши передачи. Я на сорок лет старше вашего канала, но ума набираюсь еще только-только. У меня вопрос такой. Для меня сейчас христианство не то что совершать добрые дела, но принимать то, что случается, со смирением, покорностью и благодарностью. Все, что с нами происходит (иногда даже и несчастный случай), – по воле Божией и для чего-то. А вот всегда ли человек может понять – для чего? Я пытаюсь понять, но не понимаю. Может быть, надо просто принять это со смирением; значит, так надо было если не для меня, то для другого человека? Всегда ли человек должен пытаться понять, почему это происходит, и всегда ли это возможно?»

– Мы всегда можем просить Бога, чтобы Господь нас вразумил и просветил. Когда происходят те или иные несчастные случаи, это возможность для нас помолиться и попросить Господа, чтобы Господь помог нам разобраться в этой ситуации. Нередко бывают такие случаи, когда люди приходят в храм Божий и спрашивают, почему так произошло. И мы начинаем разбирать ту или иную ситуацию, чтобы помочь. И чтобы дальше возможно было жить во славу Божию так, чтобы совершать дела, которые помогали бы иметь жизнь, счастливую и радостную в Боге, а если и будут какие-то испытания, то принимать их с кротостью, терпением, смирением. И в дальнейшем к человеку приходит смиренномудрие, потому что человек духовно возрос.

– Часто мы думаем, что наши муки настолько невыносимые, что начинаем роптать. А ведь на самом деле Господь посылает ровно столько, сколько мы можем вынести. Мы же просим в молитве: не введи нас во искушение. Мы просим Господа, чтобы Он дал столько, сколько мы можем вынести. Он по любви и дает нам ту чашу, которую мы можем испить.

– Сегодня я услышал информацию, что у нас в мире на сегодняшний день из-за проблем с ковидом за чертой бедности, в состоянии нищеты находится почти 270 миллионов человек. Это очень много. У нас в стране тоже день ото дня все больше и больше людей оказывается за чертой бедности. Есть возможность проявлять нашу христианскую любовь, милосердие и сострадание. И наша епархия, и другие епархии стремятся помочь людям, которые нуждаются в помощи, обеспечить их необходимым.

Например, у нас при епархии существует больница Ксении Блаженной, мы туда посылаем наших прихожан: им там оказывается грамотная совершенно бесплатная медицинская помощь. Это величайшая милость Божия. Есть и другие различные проекты, благодаря которым многие неимущие получают необходимую помощь. У нас есть православные христианские фонды, которые действуют весьма эффективно, помогая каждому. Социальное служение Церкви на сегодняшний день востребовано. Мы совершаем такие дела христианской любви, свидетельствуя этим, что мы действительно ученики Христовы. И для нас разговор о том, что мы должны любить друг друга, – это не пустой звук, а руководство к действию.

– Из Священного Писания мы знаем, что Господь Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Но мы в разные времена по-разному относились к вере. Можно вспомнить время, когда вера отстаивалась огнем и мечом, что называется. Было время, когда гонения были в силе и мы вынуждены были сидеть в подполье. Сейчас время, когда мы чувствовали себя очень благодатно, но теперь опять появились проблемы. Господь всегда Тот же, но мы по-разному к Нему относимся. Может быть, имеет смысл поменять собственное представление о времени, в котором мы живем, и понять, что время может меняться, но Христос всегда Тот же? Разберемся в этом вопросе сразу после телефонного звонка.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «Есть такое выражение, что самое трудное в жизни – ухаживать за родителями (больными или здоровыми) и молиться. То есть молитва ставится как бы в один ряд с почитанием и уходом за родителями. Поясните, пожалуйста».

– Вспоминаю, например, свою маму: она периодически мне звонила и пыталась объяснять то, что для нее было важным. Она считала, что это является важным и для меня. Я ей каждый раз говорил: «Спасибо, мама, за напоминание». Ко мне в храм часто приходят люди и спрашивают: «Что делать, когда родители говорят одно и то же? Все это невыносимо, тяжело; это духовное напряжение». Я всегда говорю: «А вы не пробовали просто сказать: благодарю тебя, мама, за то напоминание, которое ты мне сделала?» Отвечают: нет, не пытались.

Попробуйте проявить вот такое чувство благодарности, причем естественное, а не какое-то сухое, формальное. Совершенно искренне скажите: «Дорогая мамочка, благодарю тебя за то, что ты напомнила мне об этом». И у вас будет благодатно и спокойно на душе, и ваша мама будет рада и счастлива от того, что вы понимаете, что она о вас заботится, беспокоится. Так же и с отцом. Любой отец переживает о детях. Я тоже отец, у меня есть дети, и я переживаю за своих детей, хотя они уже взрослые. Я тоже обращаюсь к ним с какими-то нравоучениями, определенными пожеланиями, и мне бывает очень радостно, когда они пытаются понять меня и принять то, что я им объясняю. Это очень важно, когда есть внутренний настрой не антагонизма, а любви, когда мы вместе трудимся, подготавливая каждый себя к вечной жизни.

Потому что здесь, на земле, мы готовимся к вечной жизни. Здесь, общаясь друг с другом, мы должны предполагать, что продолжим свое общение в вечности. А какое может быть продолжение общения в вечности, если здесь, на земле, мы, видя друг друга, говорим: «Я этого слушать не хочу! Мне это не надо. Вообще не трогайте меня, оставьте меня в покое!» О какой блаженной вечности можно говорить, если у нас здесь, на земле, не было состояния радости и мы не являли друг другу элементарную любовь? Ведь она является совершенно естественной. Потому что душа наша по природе христианка – она сотворена Богом; и душевные струнки, направления, которые есть у каждого из нас, имеют христианскую основу.

Очень важно настроиться на христианскую жизнь. Если мы настраиваемся на христианскую жизнь, тогда общение с нашими родными и близкими – отцом, матерью, бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками – становится действительно радостным, светлым. Естественно, наши родители, бабушки и дедушки стремятся те знания, которые у них есть (и житейские, и духовные), передать нам, чтобы мы были лучше, чтобы мы не совершили тех или иных ошибок. Они стараются предостеречь нас от ошибок. И, конечно, мы должны с благодарностью воспринимать такую любовь. Это настоящая, искренняя любовь, которая не ищет какой-то своей корысти. Мать действительно любит своего ребенка; она его выносила, выкормила и, конечно, хочет, чтобы ребенок был на земле счастливым. Вот этот важный акт любви мы должны воспринимать так, чтобы быть достойными этой любви.

– Хочется продолжить словами апостола Павла из Послания к Коринфянам: любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего... И так далее. Получается, дела милосердия могут быть молитвой. Это так?

– Как раз послания апостола Павла – это раскрытие евангельского вероучения. Раскрытие того, как в повседневной жизни мы можем являть христианскую любовь, причем любовь настоящую, подлинную, деятельную. Не какую-то формальную, не ради галочки, не ради отчета о проделанной работе, а именно деятельную любовь, которая исходила бы из нашей внутренней потребности совершать эти дела, – дела Христа ради, дела любви, милосердия, сострадания.

– Вчера мы вспоминали левашовских мучеников. Каждый раз, когда я вспоминаю Левашовскую пустошь, Левашовский расстрельный полигон, как тогда он назывался,  думаю о том, что сейчас мы можем молиться о тех людях, которые нашли там место своего упокоения. Но было время, когда сделать это было невозможно.

Возвращаясь к вопросу, который я Вам задал, напомню знаменитую цитату: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Времена разные, но Христос во все времена Тот же. Может быть, нам имеет смысл очистить себя под Христа, для того чтобы жить так же, как жили первые христиане, и как будут жить христиане после нас?

– Человек должен постоянно преображаться. Имея знания, дарования, таланты, которые ему даны, он должен стараться преображать себя. Вспомним апостола Павла. Он же был гонителем христиан, а потом стал величайшим первоверховным апостолом. Можно вспомнить гонителей христиан в советский период времени. Кто-то из них потом тоже пошел по христианской стезе, решил не следовать злу.

То есть перед каждым из нас стоит выбор, как нам поступать в той или иной ситуации, проявлять ли дальше христианскую любовь и как ее проявлять. Этот вопрос стоит перед каждым человеком, и каждый человек делает определенный выбор. Но при этом мы должны понимать, что каждый может заблуждаться, и мы должны помолиться и попросить: «Господи, вразуми этого человека, помоги ему преобразиться так, чтобы он стал достойным Царства Небесного, чтобы  дальше жил во славу Твою, Господи».

Это проявление любви к врагам, не ненависти, когда человек совершил зло, а желания, чтобы человек, который когда-то, может быть, совершил что-то неблаговидное, преобразился, чтобы он стал христианином, стал духовным. Вот такую любовь мы должны проявлять к нашим врагам, молясь за них.

– Любовь долготерпит.

– Да.

– Вопрос телезрителя: «Волонтерство и Церковь – здесь подчинение или сотрудничество? Каковы основные подходы к организации волонтерской деятельности в рамках социального служения и дьяконических практик современного православия?»

– В этом году появилось много волонтеров, в том числе и у нас на приходе. Люди действительно приходят с желанием: «Мы хотим потрудиться, но не знаем, что делать». А есть широкое поле деятельности, и каждый человек может в той или иной мере применить себя в нем.

Конечно, есть определенные сложности, потому что подавляющее большинство людей в таких крупных городах, как Москва и Петербург, учатся, работают, создают семьи. Среднее поколение практически все работает, потому что иначе невозможно жить. И остается не очень много времени, чтобы нести то или иное социальное служение и заниматься волонтерской деятельностью. Тем не менее люди стали находить возможности для этого, и это действительно веление души.

Конечно, мы это приветствуем, но на сегодняшний день в нашем обществе есть определенные ограничения, и мы о них знаем. Эти ограничения постоянно варьируются и у нас в городе, и в Москве, и в других городах и областях. Поэтому здесь необходимо, что называется, постоянно держать руку на пульсе, корректировать, мониторить ситуацию, что, где и как можно сделать, как можно помочь, чтобы эта помощь, с одной стороны, была грамотной, а с другой стороны, не вступала в конфликт с действующим законодательством.

– Людей, которые хотят помогать, хотят стать волонтерами, конечно же, всегда ждут в каждой православной церкви, и всегда есть люди, которые нуждаются в помощи тех, кого мы называем волонтерами. Телезритель был прав, когда говорил о том, что это дьякония. Тогда служба помощи и называлась дьяконией, и здесь это тоже церковное служение.

– Конечно. Совершенно простая ситуация – когда пожилому или больному человеку нужно принести домой продукты или лекарства. Это же можно сделать. Человек целый день работает, но в вечернее время он может осуществить такое служение. Это ему вполне по силам. Есть какие-то другие житейские ситуации, в которых нужно оказать помощь.

– Когда мы говорим о том, что значит быть христианином в XXI веке, очевидно, это означает быть человеком, живущим в любви к другим. И одна из самых сложных сторон в нашей жизни – любить своих врагов. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда многие христиане остаются дома из-за страха. Я ни в коем случае их не осуждаю и не говорю, что так делать нельзя, что они не правы в своем страхе, но факт, что люди стали меньше ходить в церковь. Вы подтверждаете это, это действительно так?

– Да, конечно. На сегодняшний день прихожан в храмах стало меньше.

– И в этом случае вопрос, что значит быть христианином в XXI веке, звучит по-особому. В начале XXI века была одна ситуация, а сейчас все складывается совсем по-другому. Я не имею в виду пандемию, я говорю о духовной ситуации в Церкви в целом. На Ваш взгляд, почему прихожан становится меньше?

– Если говорить о нашем городе, Санкт-Петербурге, у нас каждый год в этот период много различных сезонных простудных заболеваний – ОРЗ, ОРВИ, пневмонии, ларингиты, бронхиты, и это накладывает свой отпечаток. И в связи с тем, что людям необходимо соблюдать карантин, совершенно естественным образом многие остаются дома. Наши прихожане остаются дома не из-за страха, а потому, что возникла такая ситуация.

Один наш священник почти месяц находился в домашних условиях. У него и у его супруги было сезонное заболевание, и они определенный период времени находились на карантине, не имели возможности посещать храм, чтобы не заражать других людей. Многие семьи вынуждены поступать так, чисто по-христиански, проявляя любовь и милосердие, стремясь к тому, чтобы не заражать других людей.

– Будем надеяться, что наступит время, когда все вернутся в церковь.

Вопрос телезрителя: «Как в XXI веке христианину сочетать научные открытия о строении Вселенной, планет, в том числе нашей Земли, с учением Православной Церкви о райских небесах, о пекле, непонятно где расположенных? Где, согласно учению, находятся небеса и места адских мук?»

 То есть где географически находятся ад и рай?

– Мы по сей день не знаем точно, в каком месте располагается у нас душа. Когда делают трепанацию, ум никто не видит.

– Видят мозги.

– Да. Видят только то, что можно увидеть. В то же время мы не видим какие-то волны. Для того чтобы узнать, существует ли та или иная волна, нам нужно настроиться на определенную частоту. Святые люди, праведники достигали состояния святости, и в этом состоянии святости, полностью предав свою волю воле Божественной, получали от Бога откровение, которое давало им возможность видеть то, что другие не видели.

Могу вам пожелать, чтобы вы стали активными членами Церкви, вели праведный образ жизни. Если Господь сочтет нужным, Он даст вам такое видение и такие знания, которые помогут ответить на какие-то вопросы. На сегодняшний день мы не можем ответить на многие элементарные вопросы, которые связаны с нами самими, и это представляет определенные сложности даже при лечении тех или иных заболеваний. Сейчас весь мир пытается разобраться с вирусом. Тратится очень много средств, умнейшие люди пытаются разобраться в этом, и оказывается, что это достаточно сложно.

Когда мы говорим о вещах духовных, о мире невидимом, духовном, у нас, конечно, тоже очень много вопросов. Насколько Господь считает это нужным, Церковь Духом Святым раскрывает те или иные важные моменты для нашей жизни,  нашего спасения. Потому что самое важное для каждого из нас – подготовиться к вечной жизни, а то место, которое получит человек, если Господь сподобит его жизни вечной, является для нас большой тайной.

Но я думаю, что для нас является большой тайной и то, что происходит где-нибудь в Японии, в Бразилии или в ЮАР, ведь у нас нет возможности находиться в тех местах и подробно их изучать. У нас до сих пор до конца не исследован Мировой океан, многие вещи остаются совершенно таинственными. Так что нам, прежде всего, нужно думать о том, что имеет отношение непосредственно к нам, о том, как провести жизнь здесь, на земле, чтобы эта жизнь была для нас радостной, счастливой именно в Боге, если мы стремимся жить с Богом.

Когда мы говорим о наших святых угодниках Божиих, мы понимаем, что они действительно стремились иметь жизнь с Богом и эта жизнь для них была деятельной. Мы вспоминаем великого благоверного князя Александра Невского, и мы знаем, что он был праведником, он жил, имея христианские идеалы. Кого бы мы ни взяли из святых, начиная с княгини Ольги и князя Владимира и по сей день, все  праведники, и жили они и трудились в лоне Церкви.

Я вспоминаю святителя Луку (Войно-Ясенецкого), который был выдающимся ученым, хирургом, и в то же время он был святителем Церкви. Он постоянно служил, и его служение было доступным для всех желающих. Мы вспоминаем о том, что во время Великой Отечественной войны, совершив в день по восемь операций, он приезжал в храм и молился за тех людей, которых оперировал, и это проявление деятельной любви. Вот жизнь во всей ее полноте, вот проявление настоящей любви.

Как в древности, так и сейчас у нас есть возможность проявлять свою христианскую любовь в том объеме, в котором мы можем ее проявить. Святитель Лука проявлял ее так, как мог, и до конца дней к нему приходили люди, которым он помогал. В конце жизни он лишился зрения, но те знания, которые у него были, позволяли проводить консультации, после которых выполнялись грамотные операции – и люди получали помощь. При этом он еще и молился за всех этих людей.

– А где находится Царство Божие, мы знаем, потому что Господь нам сказал: Царство Божие внутрь вас есть. Мы не будем думать о том, где Царство Божие, – оно внутри нас. Внутри себя мы воспитываем и ад, и рай. Правда?

– Если мы причащаемся Святых Христовых Таин, принимаем в себя Господа, стремимся жить по заповедям Божиим, конечно, Господь находится в нас. Он действует в нас Духом Своим Святым, и тогда мы совершаем подлинные дела любви, потому что Дух Святой нас вразумляет, наставляет и помогает совершать то, что является важным, во славу Божию.

–Знания XXI века как бы противопоставляются неразумности и отсталости Церкви. Недавно я пересматривал фильм «Остров». Когда там приехал адмирал и ему сказали: «Нужно исповедоваться», – он ответил: «Я не понимаю, что это такое и зачем это нужно». Он был в полнейшем недоумении. Если человек живет, не понимая, что такое Церковь, Бог и христианская жизнь, как ему все это объяснять, через какое воспитание, через какие примеры?

– Я говорил про святителя Луку. Он написал книгу «Очерки гнойной хирургии», за которую ему была присуждена Сталинская премия и которая стала руководством к действию для врачей всего мира. Это действительно достижение науки. Святитель Лука участвовал в предыдущих войнах, у него был богатый опыт, который он сумел реализовать, написав научный труд. Он доказал, что все то, что им написано, применимо и действенно. При этом он еще и молился.

Все достижения, которые на сегодняшний день у нас есть, мы можем использовать во благо. Недавно мы праздновали день памяти русского хирурга Пирогова, чья фамилия известна практически любому человеку в нашей стране. Когда-то он увидел, что в медицине можно применять гипс, и после этого гипс стали применять во всем мире.

Поэтому все те достижения, которые человек может использовать, он должен использовать именно во благо. На сегодняшний день наша страна несет мир Христов всему остальному миру и рассказывает о настоящей, подлинной духовной жизни, которая была и есть на сегодняшний день. Эти свидетельства по сей день являются очень важными для понимания того, как сегодня мы можем жить по-христиански, реализуя подлинную любовь как к Богу, так и к своим ближним.

– Как быть христианином в XXI веке? Так же, как и в ХХ, и в Х, и в I веках?

– Да, безусловно. Христианин должен оставаться чадом Божиим и жить здесь, на земле, как чадо в лоне Церкви. Потому что без Церкви нет спасения. Находиться вне Церкви – это находиться вне спасительного ковчега. Именно в Церкви человек спасается, трудясь во славу Божию.

Я хочу напомнить еще о том, что все великие люди России были христианами, все они трудились на благо нашего общества, и в то же время они являли свою подлинную христианскую любовь.

– Может быть, люди пока не очень понимают, что жить без Бога невозможно?

– Вспомним нашего великого генералиссимуса Суворова, недавно был день его памяти. Он был настоящим, подлинным христианином. Он не начинал ни одного сражения, не отслужив Божественную литургию. Каждый день он молился, читал три канона – Покаянный Господу, молебный Божией Матери и ангелу-хранителю. Он сам написал православные каноны и всю свою жизнь прожил благочестиво. Вот пример.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать