Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

4 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма Всех святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Мы в предвкушении рождественского праздника. Но прежде я попросил бы Вас подвести итоги прошедшего года. Какие главные выводы мы можем сделать о прошедшем годе и как их использовать на благо в будущем году?

– Все мы, дорогие друзья, убедились, насколько мал земной шар. Пресловутая эпидемия (наш президент ее называет злосчастной) опутала своими щупальцами весь мир, все страны. Конечно, не только наше военное ведомство, но и обыватели невольно приходят к убеждению, что это определенный эксперимент. Это не столько стихийное, непрогнозируемое действие, сколько просчитанное и подготовленное. Не ошибемся, если главным его виновником назовем князя тьмы, падшего духа, который, ненавидя жизнь как Божий дар, желает закрыть человечеству возможность, предоставленную ему Богом, соединиться с Ним, Господом, источником вечной жизни, стяжать Божественную благодать. Через агентов тьмы многообразные испытания и искушения льются на нас как из рога изобилия, в ту меру, какую это попускает Человеколюбец Господь.

Ушедший год был временем испытаний, когда все мы оказались в новых для себя условиях бытия, когда привычный для нас образ жизни оказался изменен, ограничен всевозможными инструкциями, правилами… Можно было бы только клясть судьбу, возмущаться и роптать, если бы мы не знали, что на все есть Промысл, Божье всеведение и попечение о пользе людей.

Сегодня утром я служил литургию и думал о вифлеемских младенцах. После Рождества Христова особый день памяти этих невинно убиенных младенцев. А ведь сколько сотен, тысяч, десятков тысяч младенцев умерщвляется в утробах матерей!

– Миллионы.

– По всему земному шару, в России в том числе. Если Федор Михайлович Достоевский говорил о слезинке одного младенца, которой не стоит так называемая мировая гармония, мировой порядок, то один безмолвный крик убиваемого маленького человечка сотрясает всю вселенную. Ковид есть просто сигнал, предупреждение. Выведен он в лабораториях или является инфернальным вбросом самого лукавого духа, независимо от происхождения этого вируса это сигнал: люди, остановитесь, подумайте. Если не покаетесь (вспомним евангельские слова Самого Христа), так же погибнете, как те, кто был придавлен Силоамской башней в Иерусалиме, как убиенные Пилатом жители Галилеи, кровь которых была смешана с их жертвами. Это встряска, это сигнал, который мы можем рассматривать как телеграмму с неба. Сигнал, в свете которого нам нужно пересматривать как жизнь планеты в целом, так и поступки, слова, действия каждого из нас. Это первое, что я хочу сказать.

Второе. Посмотрите на общество современных людей – общество потребления, увеселения, релакса, удовольствий. «Бери от жизни что хочешь, живем один раз». От имени поклонников этой эпикурейской философии в Книге Премудрости царя Соломона мы найдем такие выражения: живем один раз, будем срывать лепестки этой жизни и наслаждаться ею. И вдруг – закрытие ресторанов. Можно ругаться на мэра Петербурга, а можно не ругаться. Закрытие увеселительных площадок. Мало того что в Европе закрыли стадионы и места увеселения, так еще и загнали всех по домам. Даже семейный праздник Рождества теперь можно встречать в режиме «+два человека».

Я смотрю на это под знаком вечности, а не через призму политических пертурбаций. Каждому из нас в этом году было предоставлено много времени, чтобы побыть наедине с собственной совестью. Мы отрешились от общественной суеты, разве только компьютерный мир по-прежнему обволакивает сознание миллиардов людей. Лично я почувствовал эту перемену кардинальным образом. Мне приходилось ездить по стране, два раза в месяц летать. В прошлом марте я должен был лететь на Чукотку, и вдруг мне позвонили (хотя у них долгое время не было ни одного инфицированного): «Батюшка, простите, по стране карантин, отложим поездку до лучших времен». Мне приходилось все время отвечать на предложения держать слово в различных аудиториях. Добавим к этому трансляции телеканала «Союз», записи передач без отрыва от места служения. Это был такой круг, колесо, центрифуга, что иногда было непонятно, она мною владеет или я ею. И вдруг – тишина. Я со своей матушкой возобновил давно оставленный благой обычай два дня проводить в деревне. У нас нет собственного домика, но зато много прихожан, которые всегда рады принять батюшку. А это значит, что вновь передо мной раскрылись книги.

Я очень люблю природу. Не кривя душой, скажу, что я стал больше молиться Господу в тишине. От батюшек требуется что? Хорошо, конечно, если они компьютеризированные, техничные, но от священников мы ждем другого – чтобы пастырь, в уме перебирая имена ближних и дальних, ходатайствовал пред Господом об их здоровье. В этом отношении убежден, что это Промысл Господень в действии. А ведь Он и грехи и ошибки людей обращает к благим последствиям.

Конечно, мы говорим о маленькой жизни маленького человечка. Пригласим мы сюда экономиста – он скажет об ущемленных или пострадавших секторах экономики, о снижении валового дохода. Но по пути сюда, в студию, я слушал многими любимого Сергея Михеева. Наш человек.

– Есть такой политолог.

– Он все время приговаривает: «Вот такие дела, вот такие дела». Хорошо он сказал, что наш народ, в отличие от европейских этносов, очень жизнелюбив. Он привык встречаться с испытаниями и переносить их. У нас есть не только природный иммунитет, но и закалка. Наши деды славны победой. Мы всё преодолеем. Оглядываясь на прожитый год, я хотел бы сказать, что для многих он был своего рода тренингом, закалкой. С другой стороны, многие люди со слабой психикой были в совершенной зависимости от средств массовой дезинформации…

– …Есть исключения.

– Есть, но я имею в виду тех, кто не может жить без того, чтобы не смотреть все каналы телевидения без исключения. Многие люди просто повредились душой, разболталась нервная система. Сейчас в стране уже гриппа нет, других сезонных заболеваний тоже, один только пресловутый  ковид. Очень странно. А уж если бы, как говорит Сергей Михеев, статистику по онкологии, инсультам, инфарктам приводили ежедневно вместо ковида, может быть, люди бы переключились и поняли, что жизнь человеческая хрупка и ей угрожают многие опасности. В том числе есть временной порог жизни. Старость не всегда бывает в радость.

Но я, будучи сам оптимистом и учась видеть светлую сторону медали, хочу засвидетельствовать, что мы выживаем. Слава Тебе, Господи, мы обладаем сейчас достаточным политическим суверенитетом, чтобы не закрываться в тереме, как это случилось с несчастной Европой и той же старушкой Англией, когда забаррикадирован сам Ла-Манш. Мы продолжаем трудиться, молиться. Конечно, выражаю надежду на то, что в этой войне, которую ведет с нами лукавый дух, мы, черпая силы в Боге (а где же еще?), обращаясь к воскресшему Спасителю, питая свой дух таинствами Матери Церкви, приняв этот вызов современности с открытым забралом, выйдем из схватки победителями. У меня есть глубочайшее убеждение: если крещеные православные люди будут радеть о том, чтобы все душевные и телесные силы направлять к исполнению воли Божьей, благой, угодной и совершенной, жить с молитвой к Богу и с любовью к людям, то через эту закваску все тесто, то есть все наше российское сообщество, получит несомненный импульс Божественной благодати.

Нам есть еще на кого равняться. Давайте посмотрим на Восток. В Китае ограничений вообще никаких нет.

– Может быть, мы об этом просто не знаем? Или у Вас есть своя информация?

– Сейчас мир не столь герметичен. Есть инсайдеры, которые это сообщают. Я хотел бы воодушевить наших зрителей и собеседников, ибо немало значит верить, надеяться и уповать на милость Божью. С таких как с гуся вода. Я призываю вас, дорогие друзья, отложить в сторону неврастению, депрессию, панику. Хотя вопросы, конечно, остаются. Наши дети устали сидеть за компьютерами, наши бабушки и дедушки чувствуют себя ущемленными в силу тех ограничений, которые на них накладываются. Нам необходимо умножать взаимную любовь и заботу друг о друге.

– Вы самый настоящий педагог и человек, который всегда работал с детьми. Прошел почти год, как дети видят своих преподавателей только через экран. Как Вы думаете, что будет с этими детьми? Это же потерянный промежуток времени, который аукнется в будущем?

– Думаю, что статисты и те, кто поставлен делать обобщения, найдут вес в Ваших словах. Когда я встречаюсь со школьниками (я преподаю в нескольких школах, в частности в Елизаветинской гимназии при Марфо-Мариинской обители), встречаюсь и с детьми младшего возраста. Со школьниками своей церковноприходской школы приходится общаться в режиме Zoom-конференции. Я вижу усталые милые личики, опустившиеся уголки губ… Мне приходится выступать в качестве Деда Мороза, массовика-затейника. Их нужно подбадривать, и я, пользуясь случаем, всем педагогам рекомендую прислушиваться к этому детскому пульсу. Необходимо всячески стараться излучать энергию любви, радости, бодрости, прибегая и к определенной методе, чтобы не утомлять, не подавлять учеников. Это и интонация, и выражение глаз, и какие-то перебивки (телевизионный термин), когда меняется регистр общения, вы даете место доброй шутке, физическим упражнениям.

А по поводу оптимизма мне есть что сказать. Не секрет, что в нынешних школах, в больших холдингах, дети часто как бы пропадают, они сливаются в разноликой толпе одновозрастных ребят. Я знаю о конфликтах, когда детей подтравливают. Я знаю, что учителя, дай им Бог здоровья, часто сами бывают нервными, конфликтными. Весь дневник ребенка исполосован красной ручкой: ваш ребенок ни в зуб ногой… Так что дети теряют остатки энтузиазма. Школа из дома знаний превращается в нечто иное.

Что же я хочу сказать? В этот год во многом возродились традиции домашнего образования. Бабушки и дедушки, многие родители работают на удаленке. На мой взгляд, они должны изучить школьные курсы и помогать детям не просто зубрить учебники, иногда излишне усложненные, но, уделяя больше внимания подрастающему поколению, учиться вместе с детьми эффективно, изучить объем материала, намного превышающий то, что дети за день делают в школе. Было бы желание, было бы серьезное отношение родителей к этому.

В наших дворянских гнездах испокон века домашнее образование подготавливало детей к университетам. Михаил Юрьевич Лермонтов поступил в Московский университет в 14 лет. Бабушка его была настолько прогрессивной и так учила внука иностранным языкам и курсу русской и зарубежной литературы, что на первом курсе Лермонтов на экзамене отвечал профессору литературы с таким полетом, что тот сказал: «Господин Лермонтов, довольно. Я вижу, что Вы прекрасно подготовлены, однако Вы сейчас раскрываете материал, которого не было в моих лекциях». Лермонтов, который научился много чему, но не смирению, сказал: «Господин профессор, это так понятно: Вам недоступны источники, которыми я пользуюсь». И его выгнали из университета за то, что он дерзил профессору. Так вот, не будем подражать гонору иных представителей дворянской знати, но сегодня дети в спокойной, домашней обстановке могут уделить время чтению. А родители – это все-таки не нервные учителя.

– Бывают и нервные…

– Но наша программа «Союза» призывает к идеалу. Я повышаю эту планку и, таким образом, призываю родителей быть прекрасными педагогами, воспитателями. Своя рубашка ближе к телу. Чтобы наши дети не только не хирели в условиях ограничений карантина, но набирались добрых знаний в теплой атмосфере собственного дома. И были бы защищены от излишков, издержек больших школьных коллективов, где не всегда хватает взаимной поддержки, порядочности, теплоты, милосердия и любви в отношениях между учениками.

– То есть Вы хотите сказать, что это и есть плюс?

– Мы будем искать его.

– Все равно нет этого общения, нет эмоций. Нет такого, что нравится девушка на соседней парте, а ты можешь ей записку послать… Дети собираются вместе поставить сценку про Рождество Христово, еще что-то. Этого же нет.

− Конечно, полнота общения, детский мир – это и уроки физкультуры, и творческие проекты. Относительно записочки симпатичной школьнице: говорят, что раздельное обучение мальчиков и девочек более эффективное именно потому, что вся энергия души уходит в учение, а не в амуры и заигрывания. Но это другая проблема, о которой мы как-нибудь поговорим.

− Мне все-таки интересно: я, например, учился в обычной школе в смешанном классе, как все. А в семинарии, конечно же, девушек уже не видел по понятным причинам.

− А где нашли свою судьбу?

− Нашел намного позже.

− Вот видите, Вы сначала состоялись как творческая личность, а потом Господь послал Вам принцессу.

− Кстати, в институте журналистики, куда я пришел потом, оказались девочки. И после восьми лет обучения в мужском коллективе мне было интересно и необычно – я даже не совсем понимал, где нахожусь.

Но все-таки Вы так сказали об этом, что стало интересно, может лучше вернуться  к тому, когда девушки и парни учились отдельно друг от друга? Как Вы считаете?

− Не только в XIX веке, но и в довоенной школе XX столетия был введен царский раздельный принцип обучения. Я думаю, что даже мнения педагогов на сей счет будут разные. Но если привлечь статистику и какие-то объективные показатели, то мы увидим, что при раздельном обучении шанс сосредоточиться на изучаемом предмете гораздо больше и коэффициент полезного действия будет говорить сам за себя. Это ведь не исключает возможности кадетам в кадетском училище встречаться на Пушкинском бале с выпускницами или учащимися какого-нибудь соответствующего медицинского заведения. Все должно быть ранжировано: как говорят, дружба  дружбой, а служба  службой.

− Еще такой момент: я встретил несколько очень интересных слов в Вашей речи − «инсайдер», «буллинг». А как Вы о них узнаете?

− Я, будучи филологом-русистом, немножко подыгрываю современной нашей аудитории, специально вводя эти словечки. Я Вам сейчас говорю о кухне риторического искусства с целью засвидетельствовать: я не Робинзон Крузо, не с Луны сюда прилетел, все знаю из жизни молодежи и, соответственно, ее лексику. Сегодня, дорогие друзья, нужно радеть о русском слове, о литературном языке, брать на вооружение все богатство нашей речи и охранять ее от уродливого засорения какими-нибудь «промоутерами», «девелоперами». Как Вам – «девелопер»?

− Есть еще слово «пруфы» (от «proof» − «доказательство»). Ты что-то говоришь, а тебе: «Где пруфы?» Думаешь: «Что?» Оказывается, это доказательства.

− Да, это сущее безобразие, но больше юмор, чем слезы. Но, хорошо зная английский язык, я иногда выхватываю для себя ухом русиста, педагога в инструкциях или в речи современных телеведущих, политических обозревателей эти словечки и пытаюсь понять, в какой мере они проникли в сознание современных людей. Эти заимствования (часто совершенно уродливые, ненужные, вредные) вымещают исконно русские слова, куда более понятные и звучные. Заимствованные слова обитают обычно в той или иной среде: гостиничный бизнес − «ресепшен» (уже трудно даже подумать, каким словом мы можем заменить этот термин); реклама − «фандрайзинг»; электоральные, избирательные технологии.

Но, не слишком затягивая свой ответ, я хочу сказать, что у каждого из тех, кто любит русскую культуру, должен быть свой внутренний детектор истины, внутренний словесный счетчик для того, чтобы, взвешивая все эти словечки, либо давать им право на существование, либо не давать; впускать их во внутренний мир души своей либо держать где-то на периферии.

− А Вы знаете, кто такой фуди?

− Фуди – это что-то типа меню?

− Очень похоже. Это сленг современный молодежи, означает «гурман».

Есть еще слово «бинджвотчинг»; что это такое, как Вы думаете?

− «Гляделка», «глазелка»?

− Дословно получается «запойная гляделка». Это когда человек не может оторваться от сериалов: смотрит все эпизоды в один присест. Это вот современный сленг молодежи.

− Благодарю. Возьму на вооружение.

− Эти английские слова входят в наш язык, но ведь когда-то и французские, немецкие слова входили так же и прижились в языке.

− Нужно быть спокойным на этот счет, не скандалить, не огорчаться. Другое дело, что иные слова вводили высококультурные люди: Николай Михайлович Карамзин или поэт Тредиаковский, который изобрел слово «очаровательный», взяв корень «чары» (имевший негативное значение) и возродив его с позитивным значением.

Сейчас все эти «бинджвотчинги» сыплются как из рога изобилия на нашу голову и зачастую звучат не так уж благозвучно, а по большому счету просто говорят о куцем мышлении человека, у которого и так русская речь не развита. Такой человек напоминает уже туземца, то есть разговаривающего с помощью звуков, междометий. Туземцы так и объяснялись, что они готовы отдать золото за стеклярус, который привозили испанские конкистадоры. Многие люди не понимают, насколько это унижает их собственный портрет, как он блекнет, они становятся похожими на колониальных невольников, рабов, туземцев. Хотя это, может быть, субъективная точка зрения.

− Я слежу за интернет-пространством, блогосферой, православной особенно (не всегда это нравится, но вынужден это делать). В чем Ваш секрет? Никто не занимается Вашим пиаром, продвижением, никто не проплачивает площадки, чтобы Вы там участвовали. Есть масса священников, которые, можно сказать, живут в Instagram (хорошо это или плохо, не нам судить), и при этом стараются быть теми миссионерами, которые открывают новые площадки (за это их можно только похвалить), где они общаются на том же языке, что и их пользователи. Не будем разбирать ошибки, это не нужно. Вот такой вопрос: что бы Вы могли сказать этим молодым священникам (преимущественно они мои сверстники, а то и младше), которые активно общаются в Instagram, отвечают на вопросы? Как, приобретая популярность, остаться человеком и действительно священником, от которого, как Вы вначале сказали, требуется предстояние пред Богом и молитва? Потому что иногда эти понятия размываются, а порой уходят на задний план, потому что времени просто нет.

− Я, конечно, не Биг-Бен, не дядя Степа-милиционер церковного ведомства, чтобы с высокой колокольни, башни раздавать советы пастырям. Хочется поблагодарить их за труды. Сидеть в Интернете – это нелегкий труд… Но если бы я сам занимался преимущественно этой «рыбной ловлей» (я говорю о ловле душ человеческих) в блогах, порталах, то, конечно, применительно к теме нашего разговора пожелал бы самому себе не реагировать на пошлости, не вступать в диалог с людьми, которые считают для себя возможным пользоваться подзаборной лексикой. Все-таки священник – это человек, в котором по самому статусу, сану все должно быть прекрасно, как учит русский писатель Антон Павлович Чехов: и внешность, и слова, и язык. Я не говорю о фарисействе и пуританстве, но так как священник – это служитель живого Бога, носитель благодатного сана, то в сердце священника должна жить распятая и воскресшая любовь. Священник – это в идеале Моисей, который свой народ изводит из тьмы к свету. Батюшка прежде всего должен носить в душе дух личного смирения, простоты, искренности, тепла, человеколюбия и в отношении к аудитории. Это не обсуждается, это аксиома нашего служения. Гордость − на точке замерзания, а любовь пусть веером исходит на слушателей из всех щелей как импульс сердечности, дружественности, желания помочь, доброжелательности, приветливости, радости.

Второе: с моей точки зрения, в священнике все должно быть классично. Батюшка – это не вечный студент из университетского кампуса; это не эмо или гот, не репер с голой грудью и черепами и костями на золотой цепи; это не барабанщик, который, забывая себя, шаманит на ударных инструментах. Все-таки священник – это человек глубокой и высокой культуры той страны, которая его взрастила. Священник должен обладать этой культурой  и передавать то, чем он богат. А еще лучше сказать: пастырская любовь, Христова любовь должна, мне кажется, материализоваться в самых высоких образчиках слова, диалога, сюжетов... Посмотрите, Христос Спаситель приближал к Себе социально отверженных людей, за что подвергался укоризнам фарисеев и книжников: «Вот Он ест и пьет с блудницами и мытарями» − заведомо презираемыми людьми. Но Господь оставался и остается Солнцем, на Котором нет пятен. В этом отношении сердце пастыря пусть будет раскрыто навстречу любой аудитории, но в этом сердце не должно быть ни пошлости, ни низости, ни цинизма, ничего такого, что роняет священника как служителя живого Бога.

− Давайте вспомним тропарь Рождества. Там есть такие слова: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума… Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе». Скоро Рождество.

− Скоро Христово Рождество. Мы уже чувствуем эту радостную атмосферу. И те, кто любит ткань церковного богослужения, кто раскрывает дома Священное Писание, знают, какой неповторимой свежестью, чистотой, красотой веет от повествования евангелистов об обстоятельствах, предваривших явление Бога во плоти. В этом смысле нам нужно стараться устремлять ум и сердце к Тому, Кто нас и слышит, и видит, и любит, – к живому Богу, Которого мы вскоре увидим на иконе как Младенца на руках Богоматери. И это устремление к Спасителю из глубин, из тайников нашей души и именуется молитвой. Она может быть тайной, совершенно незаметной для окружающих, но вектор, собирающий твои мысли, чувства, слова, намерения, устремленный в область Божественного Света, даст направление всему твоему существу. Потому что Господь не остается безучастным к тем, кто обращается к Нему: «Богомладенче Иисусе Христе, помилуй  меня! Боже, очисти меня, грешного! Господи, даруй  мне поклониться светлым рождественским дням, даруй мне ясность ума и мирную совесть!» Господь в ответ на искреннюю молитву, особенно когда мы каемся, просим прощения в наших немощах, грехах, дает Свою благодать − состояние внутренней тишины, мира, любви, света, радости.

Мне очень хочется пожелать нашим телезрителям, и прежде всего себе, немножко свою душу привести в то состояние, чтобы чувствовать, что Бог рядом. Превратиться просто в ребенка, который живет на Святой Руси, радуется свежевыпавшему снежку, предрождественскому морозцу и затаенным сердцем ждет часа, когда можно будет войти в Божий храм, украшенный елочками, устремить свой взор на Богомладенца Иисуса Христа и почувствовать себя блаженным. Потому что когда Бог в нашем сердце, тогда весь мир преображается и играет совершенно иными красками радости и любви.

Отец Артемий, поздравляем Вас с наступающим Рождеством Христовым!

− А я, принимая это поздравление, ретранслирую его на все пределы нашей миролюбивой империи так, чтобы от порта Находка и  Петропавловска-Камчатского до Брестской крепости наши телеприхожане, перекрестившись, восприняли благодать, исходящую от Господа через Ваши уста и священническое благословение, и встретили Рождество Христово в мирном и светлом настроении.

− Батюшка, в свою очередь желаем Вам здоровья. Берегите себя. Оставайтесь всегда таким веселым, задорным и позитивным. Скажем честно, что Вас нам в это тяжелое время немножко не хватало.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Маргарита Попова и Наталья Богданова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Роман Колесников, настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ростокине (Москва).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​