Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

1 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково Московской области иеромонах Сергий (Филиппов). 

– Начался Рождественский пост. Сложный месяц: конец года, отчетность… Но есть и праздничное настроение, потому что все мы ждем Рождества. Как Вы думаете, что в этом посте самое важное? Мы должны поститься как обычно или этот пост должен быть другой, радостный?

– Любой пост является подготовкой к чему-то. Рождественский пост готовит нас к празднику Рождества Христова. Конечно, рождение любого ребенка – это радость и для родителей, и для окружения родителей. Событие это радостное и прекрасное, а особенно событие рождения Спасителя мира. Когда Господь становится Человеком, ликует не только Его окружение, Его родители, Его Матерь, но и все человечество. Этим постом мы призваны подготовить себя к Рождеству Христову. Мы призваны стать участниками Рождества Христова. По определению Церкви, праздник – это не просто событие, которое произошло в какое-то время, но событие, которое происходит всегда, вне времени, у Бога. Когда мы празднуем то или иное событие, мы становимся участниками этого события. Мы себя включаем в круг тех лиц, которые были свидетелями этого события. Так как в Боге нет времени, то событие рождества Христова и другие библейские события происходят всегда, потому что в Божественной жизни времени нет. Мы как бы становимся соучастниками этого события.

Конечно, пост посту рознь. Бывают посты, готовящие нас к трагическим событиям, например к крестным страданиям и смерти Господа нашего Иисуса Христа или к успению Божией Матери, а это событие, наоборот, встреча с Младенцем Христом. Этой встречи были удостоены и пастухи в Вифлеемской пещере, и волхвы. И мы должны встречать Спасителя, грядущего в нашу жизнь.

Пост этот радостный, легкий, и не только с точки зрения физического воздержания. Конечно, пост – это и аскетические упражнения, я бы так сформулировал. К ним относится и воздержание от непостных продуктов (в данном случае от мясной, молочной пищи, яиц). Рыба дозволяется в некоторые дни. Опять же это устав монастырской жизни, устава приходского и устава поста для мирян не существует. Мера поста определяется с духовником или священником, у которого вы регулярно исповедуетесь; или (если вы уже давно в Церкви) исходя из своего опыта, рекомендаций врачей. Это аскетическое упражнение, которое помогает нам выделить это время из обычного круга жизни.

К аскетическим упражнениям поста относится также молитва с поклонами (земными или поясными), то есть молитвенное предстояние перед Богом, которое может и должно увеличиваться постом (в виде посещения храма). Конечно, сейчас время непростое, люди определенного возраста должны находиться дома, но те, кто имеет возможность, должны стараться постом чаще бывать на богослужении. Можно увеличивать и келейное, домашнее молитвенное правило. Например, некоторые люди выделяют пять минут, чтобы без спешки предстоять перед Богом. Читают какие-то молитвы из молитвослова или самостоятельно мыслью предстают перед Богом. А вот постом они берут, например, уже десять минут для молитвы.

Еще к аскетическим упражнениям я бы хотел отнести добрые дела, дела милосердия. Об этом мы часто забываем. Мы считаем, что пост – это что-то для нас и для Бога, хотя Богу ни наш пост, ни молитвы, ни земные поклоны, ни свечки в храме не нужны. Все, что мы делаем, мы делаем для себя, для своего духовного состояния. Но о ближнем мы забывать не должны. Пост – это особое время, когда мы можем и должны помогать ближним.

Из церковной истории, из развития литургической и практической жизни христиан вы помните, что пост – это воздержание от тех продуктов, которые были  дорогие и  сложные в приготовлении. Сейчас очень много кулинарных постных книг.

– Например, морепродукты – дорогие и сложно готовятся.

– Да, сложно, они требуют и специй, и навыков, и это очень дорого в наше время. Это получается подмена поста. По факту вроде бы постный продукт, а по сути – нет. Так вот, изначально смысл поста был в том, чтобы на сэкономленные деньги помочь нуждающимся. То есть мы призваны постом совершать дела милосердия. Это аскетическая часть поста.

– Это очень интересно. Сколько я ни задавал этот вопрос, очень многие считают, что морепродукты – вполне постная пища.

– Смотря в каких реалиях. Если в России, с этим можно поспорить, а вот в реалиях Греции или Средиземноморских стран, где есть море, где мясо дорогое, а морепродукты – дешевые, это, конечно, постный продукт.

Но есть и вторая часть поста, о которой я тоже хотел бы сказать. Как говорит нам церковное песнопение, пост духовный есть «злых отвержение, языка укрощение» и так далее. То есть пост есть борьба со своими страстями. Вот чем мы должны заниматься, в том числе путем аскетических упражнений (молитвы, поста, воздержания, дел милосердия). Вести борьбу со своими страстями – эгоизмом, себялюбием, объедением, винопитием. Что в нас господствует, с тем мы и должны стараться бороться. Конечно, это не мы такие плохие по своей природе (природа наша прекрасная, мы созданы по образу и подобию Божию), но бесы ведут с нами борьбу. Поэтому призываю всех постом замечать свои недостатки. А если сами не замечаем, то ближние нам легко помогут в этом. Как говорится, со стороны виднее. Нам подскажут. Надо только быть чутким к замечаниям других, прислушиваться, анализировать их и стараться избавляться от негативного. Но свято место пусто не бывает, поэтому освободившееся пространство нашей души, которое мы приберем, выметем оттуда, по слову Спасителя, греховный сор, мы должны наполнять добродетелями. Стараться делать добрые дела, проявлять любовь, милосердие, благость, кротость, воздержание (все знают Послание апостола Павла).

– Очень интересно. А если я буду продолжать есть мясо, но откажусь от очень любимой рюмки коньяка и шоколадки, это будет пост?

– Если Вам мясо необходимо… Есть же легкая и тяжелая пища. Мясо – тяжелая пища, которая обременяет наше тело, на переваривание мяса уходит больше энергии. На короткое время оно, может быть, насыщает нас энергией, но потом ложится тяжестью. Почему постом мы отказываемся от него? Чтобы была легкость в молитве и в совершении добрых дел. Но если врач  рекомендовал употреблять мясо или род занятий человека связан с физической работой и необходимы белки и жиры животного происхождения, то для него это будет или лекарством, или средством совершения и трудов, и добрых дел, к которым мы призваны.

Но я знаю, что некоторые люди постом берут на себя такие обязательства, отказываются от постных продуктов, относясь к ним по-другому. У кого-то есть пристрастие к коньяку, шоколаду, как Вы сказали.

– Без злоупотребления, у меня просто есть такой знакомый.

– А вот у человека есть такое пристрастие. По факту это же постный продукт. А у кого-то пристрастие к кофе, и человек постом берет на себя обязательство перед Богом отказаться от употребления кофе. Он не может без него и дня прожить, утром без него нет бодрости, а человек от него отказывается и несет подвиг ради Христа и ради своего духовного состояния.

– Вопрос телезрительницы: «У нас есть вторая главная заповедь: возлюби ближнего своего, как самого себя. Но также сказано: Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Как это совместить? Второй вопрос касается отношений родителей и детей. Это эхо прежних лет, особенно девяностых годов. Сейчас, когда люди создают семью, начинается странное, мягко говоря, отношение к родителям. В Евангелии сказано, что прилепятся муж и жена друг к другу и отойдут от отца с матерью. Какое отношение к отцу и матери должно быть после создания собственной семьи?»

– Мы в своей жизни должны правильно расставлять приоритеты. К этому нас призывает и этому учит Евангелие. Есть две заповеди – о любви к Богу и любви к ближнему. Первая говорит, что мы должны любить Бога больше всего на свете. Как бы мы ни любили родителей, супруга, детей и других людей на нашем жизненном пути, если любовь к ним выше любви к Богу, то мы согрешаем. Приоритет должен быть на взаимоотношениях с Богом и на любви к Богу. Любовь к Богу проявляется через любовь к ближнему. Поэтому и Господь будет нас судить на Страшном Суде мерой любви к ближнему, милосердием, которое мы к нему проявили. Смогли ли мы оказать помощь нуждающимся, сказали ли  слово утешения тому, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации, посетили ли человека в больнице, в тюрьме, утешили ли его... Если мы не проявили милосердия, мы за это будем Богом судимы. Но любовь к Богу на первом месте.

Очень часто к нашим взаимоотношениям с людьми примешиваются страсти. Любовь – это такое состояние, которое мы можем приобрести, только если будем находиться во взаимоотношениях с Богом. Источником любви является Господь Бог. Насколько мы способны выстроить отношения с Богом, настолько способны полюбить и выстроить правильные отношения с ближними, не основанные ни на эгоизме, ни на себялюбии, ни на предвзятости. Как мы выстраиваем отношения с Богом, так выстраиваем и отношения с ближними.

Но здесь еще один интересный момент. Если мы не любим себя, это тоже неправильно, это грех. Если мы не любим себя, то не можем полюбить и ближних.

– А в чем выражается нелюбовь к себе?

– Когда мы начинаем себя презирать, унижать.

– Не нравится своя внешность?

– Не только внешность, но и внутреннее состояние. Человек говорит, что он недостоин чего-то, любви Божией недостоин. Воздвигается хула на Бога. Человек считает себя даже хуже человека. Святые отцы призывают нас считать себя людьми греховными, то есть видеть себя такими, какие мы есть, но к себе нужно относиться с любовью – так, как Бог нас любит. Если Господь нас любит, как мы можем не любить себя? Но любовь эта не эгоистичная, не требовательная, а жертвенная. Полюбив себя, мы будем этой любовью делиться с теми, кто нас окружает.

Второй вопрос нашей телезрительницы – в контексте первого. Понимаете, есть степени родства. Между супругой и супругом нет никакой степени родства, она нулевая, то есть это единый организм. Уже нет двоих, это один. Думаю,  Вы, как человек семейный, об этом знаете. Любовь к родителям и даже любовь к детям находится на третьем плане. Сначала любовь к Богу, затем к супругу, а далее – к родителям, к детям, к другим родственникам и друзьям. Конечно, те, кто построил семейную жизнь, должны уважать родителей, любить их. Но в приоритете, конечно же, семейная жизнь и забота друг о друге в семье.

Родители должны это понимать и не обижаться. Очень часто они воспринимают детей как собственность и начинают учить их, уже взрослых, влезать в их семейную жизнь. Такого происходить не должно. Если такое происходит, то дети мягко (а если кто-то не понимает – то и не очень мягко) напоминают родителям, что у них уже своя семейная жизнь, и просят не вмешиваться. Да поможет Господь всем всё разрешить любовью друг ко другу.

– Тут должна быть и мудрость со стороны родителей. Не надо провоцировать моменты, которые могут привести к скандалам. Как же должны относиться к этому дети? Они поженились, но нельзя же отделиться от семьи полностью.

– Надо относиться к родителям уважительно, проявлять внимание и заботу. Но если родители хотят, чтобы дети к ним приходили семь дней в неделю, если не хотят видеть вторую половинку своих детей, это неправильно. Даже по временному отношению семья в приоритете. Шесть дней семье, полдня в храме с Богом, полдня с родителями. У нас, к сожалению, больше не получается, и то это для современных людей очень много.

– Если старший ребенок в семье уже вырос и завел семью, но продолжает вмешиваться в жизнь младших братьев и сестер, учить их, ругать, напутствовать, даже против воли младших, он тоже вмешивается в семью?

– Конечно. Если не спрашивают, лучше не давать советов и не лезть. Особенно к взрослым людям. В подростковом возрасте воспитать уже невозможно. Все воспитание происходит до пяти, максимум до шести лет, и то это зависит от степени развития ребенка. Кто-то развивается раньше, кто-то позже. Родители призваны воспитывать своим примером, закладывая основы и духовного, и материального отношения к миру. Старшим братьям и сестрам, если их совета не спрашивают, лезть не стоит. И родителям не стоит лезть к своим совершеннолетним детям, если их совета не спрашивают, потому что это будет основой для конфликта. Хотите сохранить мир в семье – лучше ждите, когда вас спросят.

– Вопрос: «Я часто играю в ставках на спорт. Заметил особенность: если прошу Бога о помощи, то всегда проигрываю. Можно ли просить Бога о помощи в таких делах?»

– Вопрос непростой.

– И очень актуальный, сейчас это очень развито.

– Это пытались загнать в подполье, ограничить. Любые ограничения, кстати, вызывают больший интерес.

– Ставки на спорт сейчас вполне легальны.

– На спорт – да. Я имею в виду другие азартные игры. Чем больше запрещаешь… Даже если детям не объяснить, а просто запретить, то ребенок из любопытства начнет еще больше увлекаться, искать поводы и способы попробовать что-то запретное. Ставки на спорт – это азарт, а за азартом стоит страсть. Если мы чувствуем в себе этот азарт, мы, наверное, не должны участвовать в подобных играх.

Могу привести пример из своей жизни. Будучи еще подростком, я увлекался шахматами. Участвовал в турнирах, получал разряды. В какой-то момент, когда я начал воцерковляться,  спросил у своего духовника, можно ли мне продолжать это. Это ведь тоже азартная игра со своими страстями (хотя, казалось бы, просто сидят двое, играют).

– Умственная работа.

– Духовник спросил меня, есть ли во мне азарт, обижаюсь ли я, когда проигрываю, хочу ли победить. А зачем играть, если не победить? Как я отношусь к соперникам, какие чувства это все во мне задевает… Мы побеседовали, и я понял, что слишком привязан к этой игре и в дальнейшем она будет только развивать во мне страсть к азарту. По благословению я принял решение оставить эту игру, хотя мог бы дальше развиваться. Не знаю, стал бы я после этого священником или пошел бы по другому пути, но Господь так благословил. Я оставил шахматы и об этом не жалею.

Так и здесь. Если Вы чувствуете привязанность к этому, наверное, не стоит. Если даже деньги и будут, то легкие. Когда мы входим в любую страсть, мы проигрываем и в духовном, и в материальном плане, потому что себя не контролируем и можем спустить куда больше. Поэтому лучше оставить это.

А вот относительно лотерейных билетиков у меня есть одна история, очень примечательная. Мы с прихожанами нашего подворья и Новоспасского монастыря периодически ездим в паломничество на Святую Землю. Группы бывают сборные (не только наши прихожане, но и люди из других храмов). И вот в группе была одна бабушка, глубокая пенсионерка, из другого храма, я ее не знал. Она рассказала историю, как  попала в нашу группу. Она человек глубоко верующий, церковный. Как-то в магазине ей на сдачу дали лотерейный билетик. Она не хотела брать и прямо сказала продавцу: «Дочка, я верующая, я не участвую в азартных играх». – «Бабушка, ну нет у меня сдачи, возьми, пожалуйста». Она за послушание и взяла. А у нее была мечта – попасть на Святую Землю. Оторвала она этот билетик, а там оказалась ровно та сумма, которая необходима для поездки. Бабушка приняла это за благословение Божие и совершила паломничество, о котором давно мечтала, молилась о нем.

– Вопрос телезрителя: «Чье толкование на Евангелие считать правым, как определить, кто прав?»

– В Православной Церкви есть учение о Священном Писании и о Предании Церкви. К Преданию Церкви относится совокупность святоотеческого учения, изложенного в творениях святых отцов, в посланиях, проповедях, в богослужебной практике и богослужебных текстах, в устном предании. Толкования на тексты Евангелия оставили многие святые отцы как древности, так и современности. Некоторые пользовались толкованиями предыдущих святых отцов, писателей, подвижников, перерабатывали их и излагали для своего времени. Некоторые собирали толкования и приводили несколько объяснений того или иного места с разных ракурсов. Создавалась целостная картина. Поэтому какого-то одного святого отца я бы не рекомендовал. Надо изучать.

Начать можно со святителя Феофилакта Болгарского. У него есть обобщенный труд по итогам первого тысячелетия. Он жил в начале второго тысячелетия после Рождества Христова. Есть толковая Библия Лопухина, где собраны толкования разных святых отцов. Надо смотреть, что вам ближе. Нужно сказать о том, что святые отцы тоже ошибались, могли высказывать мнения, которые противоречили учению Церкви. Поэтому нужно смотреть, насколько то или иное толкование согласовывается с писаниями других толкователей, святых отцов и находится в согласии с учением Церкви Христовой.

– А какие-то современные толкователи есть?

– Наверно, наиболее полное толкование на Новый Завет у святителя Феофана Затворника. А в ХХ веке, я думаю, никто полностью не давал изложение. Есть академические труды и учебники для учащихся семинарий и академий, но это специфическая литература, в которой могут быть мнения святых отцов, высказывания библеистов и современных историков.

Изучение Священного Писания – это комплекс мероприятий. Это не только святоотеческие толкования. Толкования бывают буквальные и аллегорические, с точки зрения духовной и с точки зрения исторической. Надо понимать, что каждый святой отец – это отдельный характер, отдельная личность. Кому-то было близко одно, кто-то на одном останавливал свой взгляд, а кто-то на другом. И здесь надо искать такого святого отца, который будет близок вам по духу, вашему сегодняшнему состоянию. Ведь и мы тоже развиваемся. То, что в юности нам было интересно, в зрелости отойдет на второй план. И в этом нет трагедии. Как говорил владыка Антоний Сурожский, молодость горит, а зрелые люди должны излучать свет и тепло. В молодости у нас энергия кипит и бушует, мы можем многое сделать. Но если горение не приведет к тому, что мы станем светом для мира и теплом для окружающих, тогда это горение было впустую. В зрелости и старости быть горячим, наверно, не стоит. Всему свое время. Так же и в изучении Священного Писания.

Наверно, можно поинтересоваться, что проходят на курсах по основам православной культуры, какова программа самых знаковых семинарий и академий.

– Сейчас все доступно: лекции проходят онлайн, проводятся беседы со священниками.

Батюшка, Вы рассказали  интересную историю о Вашем паломничестве в Святую Землю. На нашей заставке ваш приход. Я знаю, что на вашем подворье проводятся разнообразные мероприятия. Можете подробнее рассказать о вашем приходе? Как Вы работаете со своими прихожанами? Я так понимаю, это весьма далекое место от Москвы и не такое густонаселенное?

– Наш приход находится в ста километрах от Москвы. В Рузском районе Московской области. Приход стал недавно подворьем монастыря. Семь лет назад он был просто приходским храмом. Первое упоминание о храме относится к XVI веку. Говорится о том, что на этом месте был построен деревянный храм местным помещиком Иваном Осорьиным. Может, он выглядел как наш современный деревянный храм. На протяжении веков храм перестраивался, потому что были и поляки, и французы, храм неоднократно горел. В конце XIX века был построен каменный храм.

После возрождения церковной жизни в 1999 году храм открыли. А в 2014 году он стал подворьем Новоспасского монастыря города Москвы. Многие люди знают этот монастырь (особенно жители Москвы). В нем чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» и родовая усыпальница бояр Романовых (была еще до того, как они стали царским родом). Наше подворье тоже с большой историей.

Телезрители канала «Союз» знакомы с нашим подворьем по «Кулинарным паломничествам», которые организует Юлия Стихарева. На протяжении пяти-шести лет создатели передачи приезжают к нам и делают циклы о нашем подворье.  

Какая деятельность у нашего подворья? Ведется просветительская работа, социальная и хозяйственная. Подворье как-то должно существовать. Вы сказали, что приход небольшой, и это действительно так. И не потому, что мы такие ленивые, не занимаемся просвещением. Людей не так уж много у нас. Население всего поселения Ивановское (по площади оно приличное) 2 000 человек на две сотни километров квадратной площади. Прихожан у нас 30–40, по праздникам 50–60. И то с дачниками, которые приезжают в летний сезон на свои дачи. А зимой 10–15 человек. В последнее воскресенье на богослужении у нас было восемь  человек. Пожилые люди сидят дома – исполняют благословение Святейшего Патриарха о том, чтобы находиться на самоизоляции и беречь свое здоровье. Но мы по возможности, соблюдая меры безопасности, стараемся их посещать и причащать Святых Таин Христовых.

Из хозяйственной деятельности у нас пасека. Мы производим мед. Не мы, а пчелы. Мы им помогаем. Главное, им не мешать. Это очень интересное занятие. Люди знают нашу продукцию. Есть у нас интересный осенний фестиваль – праздник урожая. Он является продолжением Ащеринской ярмарки. А именно так – Ащерино – называлось село. Сумароково – это соседняя деревня, она сохранилась, а от Ащерино ничего не сохранилось. Оно не дошло до нашего времени. Храм был построен в Ащерино, и ярмарка называлась Ащеринской. Мы продолжаем этот фестиваль, он теперь называется «Сумароковское подворье». В этом году он не состоялся из-за известных обстоятельств.

У нас проходит миссионерская, социальная работа. Мы оказываем поддержку многодетным, малоимущим семьям. Активно работаем с местной школой. Оттуда к нам приезжают на праздники. Мы проводим и конкурсы, и викторины. У нас есть традиция: день именинника. Этот праздник возник еще до меня благодаря трудам епископа Гурия Арсеньевского. Он был настоятелем нашего подворья, когда храм был приписным к московскому храму великомученика Пантелеимона при железнодорожной больнице. Тогда они установили общение со школой, и четыре раза в год те, кто празднует именины (летом, зимой, осенью, весной), приезжают на подворье, служится молебен, проходят конкурсы. Дети получают подарки.

Вопрос телезрителя: «Если делаешь добрые дела людям, которых любишь, уважаешь, то, согласно Евангелию, твоей заслуги в этом нет. А если делаешь добрые дела для незнакомых людей (например, ухаживаешь за тяжелобольными), то делаешь это через силу и радости не получаешь. Получается, что согласно Евангелию это недоброе дело. Мы не в состоянии сделать ни одного доброго дела?»

– Спасибо за интересный вопрос, основанный на Священном Писании. Да, Господь нас призывает к милосердию, совершению добрых дел. Но важно то, в каком состоянии, с каким устроением мы делаем доброе дело. Любое доброе дело важно в первую очередь для нас: как мы относимся к ближнему, как проявляем любовь к нему. В своих взаимоотношениях с Богом и ближними мы проходим некие этапы. Сначала мы можем делать добро через принуждение себя: не хочу, нет сил, нет желания, но делаю, потому что это заповедь Божия.

 Святые отцы говорят, что мы должны проходить эти этапы. Сначала через понуждение себя, а потом из желания, может быть, награды от Бога. Мы с Богом выстраиваем отношения. Сначала это состояние раба, потом слуги («я хочу получить награду от Бога, что-то заслужить, поэтому помогаю ближнему, исполняю заповедь Божию»). Потом мы должны вырасти в степень сына или дочери по отношению к Богу. То есть мы должны делать добрые дела потому, что хотим послужить Богу и ближнему. Нам от этого радостно. Мы не испытываем от этого никакого дискомфорта, а наоборот: «я хочу, горю, желаю; если я не делаю доброе дело, то от этого страдаю». Этой степени достигали святые люди, но сначала через понуждение себя, через труд. Этот труд не только в добрых делах, но и в молитве, и в посте, и все, что мы делаем по заповедям Божиим, всегда начинается с трудов.

Есть люди, которые говорят, что любят Бога. Словами своими вроде бы говорят о любви, а делами не показывают. А копни: всплывет и эгоизм, и гордость, и что угодно. Но вершина наших взаимоотношений с Богом и ближним – это когда добрые дела мы хотим делать, а не когда нас заставили.

Давайте продолжим разговор о вашем приходе. В чем выражается ваша миссионерская деятельность на приходе?

– У нас есть миссионерство местного уровня: во взаимоотношениях со школой, детскими садами, библиотекой, клубом, где мы проводим совместные мероприятия, встречи с детьми, молодежью, пожилыми людьми. Мы не делим людей, не уделяем внимание людям только одного возраста. Все перед Богом равноценны и важны. И каждому человеку должно быть уделено внимание. Я не говорю, что все это делаю я. Нет. Невозможно это делать одному священнику. Приход – это вся приходская община. Мы это делаем все вместе, с нашими активными прихожанами. Каждый на своем месте старается миссионерствовать, проводить социальную, просветительскую и образовательную работу. К форме миссионерства относятся конкурсы и викторины, которые мы проводим. Тем самым мы понуждаем людей к активности. Сейчас активность часто заключена в социальных сетях. Люди сидят, тратят свое время, часто впустую, пролистывая ленты новостей. Но мы призваны к деятельной активности.

И в этом году мы решили провести рождественский конкурс. Мы проводили его в прошлом году, но тогда не было ограничений. Это был конкурс рождественских вертепов, который проводился нашей школой, участвовало много работ. Могли и другие люди присоединиться, не только из школы. Работы были представлены, мы их оценивали. Вертеп – это любая композиция, посвященная празднику Рождества Христова. Но эта композиция может быть не только статическая, но и интерактивная. Есть механические вертепы, где фигуры двигаются. Есть вертепы как театральные представления, которые были широко распространены и у нас в Российской империи до событий 1917 года, когда их запретили. А есть вертепы живые: когда фигуры животных, волхвов изображают люди. У нас последнее не так развито, но на Западе это представлено.

Мы в этом году решили провести конкурс онлайн. Так как большинство людей ограничено в своих перемещениях из-за самоизоляции и мы не можем физически принять вертепы как композиции, то придумали такой формат: люди снимают процесс подготовки, сбор материалов для изготовления вертепа. Всё это монтируют в минутный ролик и это видео присылают, здесь могут быть и фотографии, и музыка, и тексты к празднику Рождества. То есть, делая вертеп, человек узнает о празднике Рождества Христова, о Вифлееме, о жизни Спасителя, Его окружении. И так все включаются в этот процесс.

Участвуют не только дети, но и взрослые. Бывают целые коллективы. Нам уже звонили люди из Брянска, Омской области, из Австрии. Наш конкурс не ограничен ни географией, ни возрастом, ни вероисповеданием участников. Все могут принять в нем участие. Это минутный ролик, который должен соответствовать определенным требованиям (все  прописано в условиях конкурса). Видео нужно прислать на электронную почту нашего храма: sumarokovomp@yandex.ru  Условия конкурса можно найти на нашем сайте: https://sumarokovomp.ru  Всех приглашаем к участию в нашем конкурсе до 20 декабря включительно.  Потом будет экспертная комиссия и голосование по короткому листу отобранных роликов. Определение победителя будет на Рождество Христово. Подарки от наших спонсоров. Думаю, людям будет интересно участвовать. Но не только ради материального вознаграждения, но и ради праздника Рождества Христова.

– Вертеп же останется дома?

– Да, вертеп останется у участников конкурса.

– А кто эксперты этого конкурса?

– Пока окончательный список не сформирован. Но он будет опубликован. Это будут известные люди, которым наши телезрители, я думаю, доверяют.

– Вот так вы готовитесь к Рождеству Христову. Уже праздник входит в наш дом. Рождественский пост мы начали с песнопений, готовящих нас к празднику.

– Уже послезавтра в наших храмах будут петь: «Христос рождается, ставите».

– Батюшка, давайте подытожим нашу программу. Прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Дорогие друзья, я хотел бы всем нам пожелать не тратить время впустую. Наше время бесценно, потому что мы вечные, но в своем земном пути ограничены. Наш земной путь является подготовкой к встрече Спасителя. Подготовкой, которую каждый из нас должен осуществлять осознанно. События Рождества Христова – это некий маленький шаг, который мы делаем навстречу Спасителю. Мы приходим к вертепу для того, чтобы принести  рожденному Младенцу наши дары. А наши дары – это не золото, не какие-то материальные блага, а чистота нашего сердца. Поэтому пусть Рождественский пост нас к этому готовит. Да поможет нам всем Господь.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Маргарита Попова и Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​