Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

1 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, настоятель храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

– Как трудиться, работать, служить и при этом чувствовать удовлетворение от своей работы? Бывает, работаешь много и долго и вроде есть какая-то польза, но тебя не покидает чувство, что твой труд бесполезен. Как быть?

– Когда человек работает, он редко испытывает удовлетворение от работы. Надо посмотреть на это с другой стороны. Дорогие мои, работать – это ведь одна из первых заповедей, которая была дана человеку. Это райская заповедь. Представляете, уже в раю Бог заповедовал Адаму и Еве трудиться, возделывать рай. Мне кажется, если смотреть на работу именно как на райскую заповедь, как на то, чего Бог ждет от нас, нам будет легче. Это для внутреннего удовлетворения. Но чтобы хотя бы не унывать от работы, нужно прежде всего помнить, что суета сует мешает нам жить. Прежде всего нужно исключить суету. Как бы ни рвали вас на части, надо себя как-то успокоить. Подышать, попить чаю, успокоиться. А если ты взял этот суетливый темп, во-первых, ничего хорошего не сделаешь; во-вторых, слишком быстро выгоришь. О каком-то удовлетворении вообще говорить не приходится. Суета – это первое, на что надо обратить внимание. Что бы ни было, надо уходить от суеты. Она все равно не поможет вам сделать больше, чем вы хотите. Это просто состояние души. Этого нужно избегать.

Еще один момент – надо разобрать современную постановку задач в работе. Увы, наша действительность сегодня грешит тем, что ставит слишком невыносимые задачи. Второй момент – надо донести до руководства, что вы в таком ритме не сможете сделать качественный продукт. Скорость будет за счет качества. Сейчас очень много специалистов трудится по так называемому тайм-менеджменту (как сделать время полезным для работы). Так вот, мало у кого получается. Поэтому расстраиваться здесь не нужно.

– У всех такие проблемы.

– У всех. Даже японцы (казалось бы, с их менталитетом) разработали так называемый агрессивный менеджмент и сейчас не знают, как от него уйти. Они, использовав эту систему, сейчас вынуждены спасать людей от выгорания. Они вынуждены заниматься корпоративным отдыхом, следить за тем, как человек отдыхает, потому что, если он не отдохнет, он не сможет в этой системе крутиться.

А православному человеку нужно чаще говорить: «На все есть святая Божья воля». И говорить себе об этом, чтобы не расстраиваться, когда что-то не получается. Надо стараться изо всех сил, трудиться, потому что это райская заповедь Божья. Вспомним притчу о талантах: мы должны всегда делать что-то большее. Но не забывать, что на все, как Господь сказал, воля Его. Получается – слава Богу, не получается – значит, это нужно для смирения, что-то переосмыслить, работу над ошибками провести, посоветоваться с кем-то. Нужно быть мудрым, но не загонять себя. Мне кажется, это очень важно. Тогда будет хотя бы какое-то удовлетворение в работе.

– Иногда бывает очень сложно совместить плотный график работы и духовную жизнь. Дай Бог, если хотя бы на пять минут зайдешь в храм. Как быть? Особенно в больших городах людям, которые привыкли много работать, не обращая ни на что внимания?

– Вы правы. Сегодня это одна из больших проблем современного человека. Но надо стараться. На самом деле все зависит от приоритетов. Мы ведь находим время пойти в магазин, зайти в парикмахерскую. Все это мы делаем, устанавливая себе приоритеты. Если Бог для нас не на последнем месте, мы будем выкраивать даже в плотном графике время для Бога.

Понятно, что сейчас образуются совершенно новые формы. Например, мы можем послушать Евангелие в аудиоформате, когда едем на машине или в метро; или чем-то занимаемся, а на фоне – Евангелие дня. Я думаю, это одна из форм, если уж совсем не успеваешь.

– Даже если это будет на фоне.

– Да.

– На самом деле тяжело вдумываться…

– Я понимаю, но это тоже хорошо. Чем больше нас со всех сторон окружает что-то, связанное со Христом, тем лучше. Тогда у нас формируется Христово информационное поле. А это значит, больше любви, меньше суеты, больше мудрых мыслей придет к нам. Я думаю, на рабочем столе всегда должна быть какая-то икона, изображение, православная картина, которая вдохновляла бы. Может быть, музыка, связанная с духовной жизнью, или пусть даже классическая, что нас вдохновляет. Все это создаст атмосферу, которая будет нас отдалять от суеты. Мне кажется, это очень важно. Это поможет.

– Можно сказать, что в этом тяжелом графике неустанных трудов спасти может Бог.

– Конечно, Его можно попросить об этом: Господи, так хочу в храм сходить, но не получается. Тогда раз – или автобус сломается, или еще что-то произойдет – и у тебя будет свободное время.

– Вопрос телезрительницы: «Все ли профессии угодны Богу? Например, профессии спортсмена, косметолога, артиста?»

– Те, что Вы назвали, думаю, Богу угодны. Люди на службе у других, а это заповедь о ближнем. Безусловно, профессии, которые искушают людей, соблазняют их, трудно назвать угодными. Горе тому человеку, с которым приходит соблазн. Нужно посмотреть. Если ваша профессия не служит злу, значит, она угодна Богу. Я думаю, что очень мало явно негативных профессий. В основном все профессии позитивны.

Но в любой профессии можно быть негодяем, к сожалению. В любой профессии можно приносить соблазн. Артист может сеять что-то ценное, красивое, вечное, хорошее, любовь, а может быть проповедником похабщины. Это его личный выбор. К сожалению, тогда он будет греховным.

Так же и в других профессиях. Если человек занимается грехом, если в своей трудовой деятельности человек позволяет грех, тогда надо ставить вопрос не о профессии, а конкретно о нем. Этот человек скорее будет приносить больше вреда, чем пользы. Но это вопрос к его работодателю, наверное, и вообще к обществу, если профессия имеет большой общественный резонанс. Это касается и журналистов, и современных певцов, особенно эстрадных. Если они влекут к соблазну, надо подумать: может быть, надо поговорить с ним или лучше вообще не связываться.

– Бывает, часто ты недоволен своей заработной платой. Это нормально, все недовольны, всегда хочется больше. Как быть – благодарить Бога за то, что есть, или искать другие возможности? Такой вопрос задает телезрительница.

– Благодарить надо всегда. Не важно, доволен ты зарплатой или нет. Но это не значит, что ничего предпринимать не надо. «Благодарю Тебя, Господи, за сегодняшний день, пусть мне было тяжело, но в этом, наверное, есть какой-то смысл, какая-то воля Божья. Я стараюсь, Господи, помоги мне, потому что у меня были планы для своей семьи, я хочу добиться большего, стремиться к чему-то. Господи, если на то будет воля Твоя, помоги мне, чтобы у меня увеличился заработок. Но пусть будет не так, как я хочу, а прежде всего по воле Твоей».

Но благодарить обязательно нужно, потому что вся наша жизнь – это прежде всего благодарение. Нужно всегда помнить, что главное таинство, которое оставил нам Господь, – Евхаристия (то есть «благодарение»). Когда Сам Господь дает нам Тело и Кровь Свои для спасения нашего. Поэтому не надо унывать. Уныние – это противоположный путь. Он только разрушит нас. Он сделает проблему слишком большой, и эта проблема нас задавит. Есть проблема – нужно осознать, что надо ее решать. Страшно решать – раздели ее на несколько частей. Начни с малого. Нацелься на что-то большее, но себе скажи: сегодня я должен сделать для достижения цели вот это (чтобы эта цель полностью не поглотила). Тогда потихоньку, грамотно идти к достижению своей цели. Благодарить Бога, просить Его помощи, но всегда добавлять: да пусть будет воля Твоя (ведь мы можем ошибаться).

Приведу такую китайскую притчу, мне она очень нравится. Мудрый, простой человек всю жизнь трудился, ничего не нажил. Подходит к нему сын и говорит: «Отец, у нас беда: лошадь убежала». – «Сын мой дорогой, не знаю, беда это или нет. Время покажет». – «Как же не беда? Что мы будем делать без лошади?» – «Время покажет». На следующий день лошадь вернулась, да еще дикий конь за ней. Сын бежит к отцу: «Отец, какое счастье! Лошадь вернулась, да еще коня привела!» – «Не знаю, счастье это или нет. Время покажет». – «Ну конечно, счастье: у нас не было ни одной лошади, а теперь две!» – «Время покажет». На следующий день сын влез на дикого коня, тот его сбросил, сын сломал ногу. Кричит: «Отец! Горе: я сломал ногу!» – «Не знаю,  горе это или нет, время покажет». – «Отец, ты меня замучил. Как же не горе, твой любимый сын сломал ногу?!» – «Время покажет». Прошло еще время, началась война. В их селе взяли всех молодых людей на войну, а так как у этого была сломана нога, его не взяли. Вот тогда сын говорит: «Да, все настолько относительно. Горе или радость, счастье или нет – время покажет».

– Как, бывает, опаздывают на самолет и спасают свою жизнь, потому что самолет падает. Неизвестно, что значит каждая минута нашей жизни.

– Мы ничего не знаем. Когда мы уповаем на волю Божью, это проще. Мы ответственность возлагаем на Бога. Господи, значит, так нужно было. Я же не знаю, что меня впереди ждет... Раз так случилось, значит, это воля Божья. Благодарю Тебя, Господи, что так есть. Благодарить надо за все: и за радость, и за скорбь.

– Вопрос телезрительницы: «Я на пенсии, но чувствую себя полной сил. Неужели мне обязательно идти на светскую работу, с которой я ушла? Я лучше дома побольше помолюсь, побольше похожу в храм, разве это не работа? В Писании же сказано: блажен человек, который доволен всем. Пусть у меня маленькая пенсия, но мне и хорошо, я довольна всем, что у меня есть. Зачем именно идти на работу?»

– В данном случае не нужно лениться. Кто же Вас будет обратно на светскую работу отправлять? Конечно, раз Вы уже отработали свое и получаете пенсию за свой труд, это замечательно. Вы сейчас можете распределять свое время сами. Но надо трудиться. Если Вы выбрали духовный труд – замечательно, пожалуйста, молитесь за всех, за близких, за весь мир. Это как монахи. Их же бездельниками не назовешь, они трудятся, молятся. Каждый человек должен трудиться. Лень губит человека. Надо уходить от этого. Если Вы найдете себе заботу, труд делать что-то прекрасное для своих близких, хорошо… У нас в храм ходит столько пенсионеров, и все они говорят: ничего не успеваю. Все равно работа найдет, лишь бы не лениться. Поэтому надо стараться. Живите спокойно на пенсию, молитесь, ходите в храм, трудитесь для близких. Это благостно.

– Вопрос: «На работе я была своим человеком, а когда узнали, что я верующая, стали относиться с презрением. Ничего плохого я им не делала, но от меня отвернулись. Как поступать?»

– Печально, конечно, когда так… Вообще-то это называется дискриминация.

– Мы в свободной стране, многоконфессиональной и многонациональной.

– Надо успокоиться, ни в коем случае это не повод для расстройства. Я думаю, что эти люди пока еще не знают, как им повезло. Уверен: если Вы будете хорошо, спокойно себя вести в этой ситуации, то они будут Вас уважать и будут к Вам обращаться за какими-то советами. Если Вы за них начнете молиться: «Господи, пусть мир будет в нашем коллективе. Вразуми всех светом Твоим просвещения. Господи, да будем мы все трудиться во благо и во имя Твое», тогда Господь уже будет действовать. Я уверен, что у них обязательно появятся мысли, за которые им будет стыдно, что они о Вас не так подумали.

Но здесь есть один важный момент. О нем Господь нам говорит в Нагорной проповеди. «Так да просветится свет ваш пред всеми людьми, и да увидят они ваши добрые дела и прославят Отца, Который на небесах». Вот они узнали, что Вы верующий человек. Это замечательно. Теперь это ответственность, и Вы ее должны на себя взять. Если Вы человек хороший, если хорошо трудитесь, если стараетесь совершать добрые дела, тогда они задумаются об этом. И благодаря Вам могут прийти ко Христу. А если они увидят, что Вы халтурите, что человек Вы не очень хороший, они, наоборот, скажут: «Вот верующий-то какой…» Если Вы хотите создать благоприятную христианскую атмосферу в вашем коллективе, вот Вам пример Самого Господа: «Да просветится свет ваш пред всеми людьми, и да увидят они ваши добрые дела и прославят Отца, Который на небесах». Но никогда не расстраивайтесь. Наоборот, радуйтесь и нацельтесь изменять атмосферу в коллективе. Мне кажется, это самое главное.

– Надо быть примером.

– Конечно. Тогда в коллективе все будут православные.

– Кстати, проповедь – это не только когда священник с амвона говорит, это еще и образ жизни.

– Совершенно верно.

– Вопрос: «Можно ли сейчас, в период масочного режима, после исповеди не целовать крест и Библию, а просто приложиться лбом? Не будет ли это считаться грехом?»

– Не только не будет считаться грехом, но это вообще обязательное требование, которое благословил Патриарх и утвердил Священный Синод. Для пользы всех, для нашей любви мы не будем прикасаться сейчас к предметам нашего почтения (крест, Евангелие, иконы), если не уверены, что перед нами или сразу после нас эти предметы не обработают специальным раствором, чтобы и мы не заразились, и сами кого-то не заразили. Это наша социальная и христианская ответственность. Это нужно помнить. В каждом храме есть методички, что не благословляется давать для лобызания после исповеди крест и Евангелие ради любви ко всем людям, чтобы все были здоровы и не болели.

На этой неделе мы вспоминаем притчу о блудном сыне. Вопрос: «Господь не рассказывает нам, как дальше сложилась жизнь семейства, куда вернулся блудный сын. А если наш блудный сын возвращается нищим домой, кается, его прощают, одевают, а вскоре он все снова пропивает – и так продолжается годами? До каких пор прощать блудных?»

– Я бы хотел прежде всего, чтобы мы поняли эту притчу. Это ведь самая лучшая притча. Кстати, правильно было бы ее назвать притчей о брате блудного сына, потому что Господь делает акцент на брате. У блудного сына все хорошо: он покаялся, его принял отец, все замечательно, он уже пиршествует, у него новая жизнь. А вот с братом-то беда. Он обозлился. Он сказал: «Как же так, я всегда все делаю…» Он же с поля пришел. Его гнев понятен. Эта притча была сказана именно для фарисеев, которые действительно исполняли закон, но, как оказалось, не поняли в нем главное. И эта притча прежде всего об адекватности. Ведь любящий отец все простит, но любовь – это ответственность: она не должна только прощать и давать, иначе это будет грех иждивенчества. Отец в притче знал своего сына, знал, что если он пришел, значит, действительно был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Поэтому так и нужно было отнестись к сыну. Но если бы блудный сын потом снова ушел, я думаю, отец принял бы его только с каким-то плодом покаяния.

Так и Вам нужно всегда руководствоваться любовью. Если видите, что Ваш блудный сын пришел и упал к Вашим ногам и само по себе это уже наказание для него, то это его плод покаяния. И сына надо простить. Но если Вы видите, что он хитрит, то надо с ним разговаривать: «Я тебя могу принять, но что мы сделаем для того, чтобы ты исправился? Потому что если ты не будешь исправляться, опять все повторится». Пока он в состоянии раскаяния, нужно заключить с ним новое соглашение; договориться, что он делает вначале, что потом. Не нужно отдавать ему полностью все полномочия в Вашей семье, а нужно в чем-то его ограничить. Но все это надо делать с любовью, пониманием, не осуждая его. Надо сказать: «Давай договоримся, что ничего этого не было. Но ты же знаешь, что сам из этого не выкарабкаешься». Если исправления нет и он  хитрит, ищет какую-то выгоду, то он не покаялся. Тогда нужно проявить крепость, ввести еще какие-то ограничения. Может быть, стоит обратиться к священнику, чтобы обсудить с ним Вашу ситуацию; или подключить еще каких-то специалистов. Главное – найти грамотный выход из сложившейся ситуации. Помоги Вам Господь в этом!

− Вопрос от телезрителя: «В русском языке есть два слова – "труд" и "работа". В слове "труд" звучит что-то творческое, а в слове "работа" − что-то рабское. Есть ли разница в этих словах?»

− Я не филолог. Тут, наверное, нужно посмотреть значение этих слов в словаре Даля. Для меня слово «трудиться» звучит действительно приятнее. Сразу вспоминается фраза: «Труд облагораживает человека». Хотя в Священном Писании написано: кто не работает, тот не ест. Мне кажется, что в русском языке слова «работа» и «труд» означают одно и то же. Если Вам интересно, посмотрите в словаре.

− И труд может быть рабским. Здесь все зависит от человека...

Вопрос: «У меня перманентно возникает к мужу гнев. Мы живем более 35 лет вместе, но я никогда не видела в нем опору, защитника и кормильца (да он и не позиционирует себя таковым). Исповедуется муж в этом грехе регулярно, но ничего не меняется».

− Прежде всего поговорим о гневе. В Нагорной проповеди Господь называет гнев серьезным грехом, за который надо судить. Он прямо говорит: «В законе написано: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата… подлежит суду». То есть это действительно очень важно. Гнев − не помощник в урегулировании семейных отношений. С ним надо бороться, это опасное состояние. Злость − это грех против заповеди: «Не убей». Да, ты никого не убил, но в сердце своем ты уже человекоубийца, просто пока нет обстоятельств для убийства. Следователи по особо тяжким преступлениям говорят, что большинство преступлений совершается людьми в состоянии аффекта, то есть в гневе. Прежде всего нужно избавляться от гнева.

Теперь о Вашей ситуации: супруг инертен. Увы, в большинстве случаев женщины сами делают мужей инертными. Он же глава семьи, не надо брать его работу на себя. Да, можно помогать мужу, но инициативу должен проявлять он. Беря работу мужа на себя, Вы зачастую забираете его мужское достоинство. Рано или поздно он перестанет чувствовать себя защитником, добытчиком, каким должен быть. Поэтому притворитесь женственной, немощной. Скажите: «Милый мой, не могу, не получается, сделай ты». И так каждый день. В первую очередь Вы сами должны увидеть в нем Вашего защитника, добытчика и стараться его стимулировать быть таким. Думаю, ему это понравится, потому что только тогда он почувствует себя мужчиной. Иначе он будет чувствовать, что у него забрали основу, что у него нет чего-то важного – он не глава семьи. Поэтому если Вы действительно хотите, чтобы Ваш муж был добытчиком и защитником, поверьте, что он глава семейства. А если Вы хотите главенствовать, тогда сами кормите и защищайте семью.

− Вопрос телезрителя: «Я прочитала у Иоанна Златоуста, что кто не причащается, тот должен выйти из храма после слов: «оглашенные, изыдите». Если не причащаешься, тогда и не остаешься на само таинство Евхаристии? Как часто нужно причащаться? Ведь не всегда созревает раскаяние в душе, не всегда удается подготовка к воскресным дням…»

− Увы, мы с вами никогда не будем готовы к этому таинству. Нужно понимать, что это за таинство и кто мы. В молитвах перед причастием есть один очень важный образ: трава соприкасается с огнем и не сгорает − чудо! Представьте себе: Вы – трава, а Причастие – это огонь, и вы соприкасаетесь! И только Божья милость и любовь не дают Вам сгореть. Нужно понимать, что Причастие – это Сам Бог. Мы молимся каждый день: «Господи, будь в нашем сердце! Помилуй нас! Да будет воля Твоя!» Воля Господа – помочь нам войти в Царствие Божие. Поэтому прежде всего нужно стремиться к причастию. Когда читаешь святых оцтов первых веков христианства (того же Иоанна Златоуста), то видишь их скорбь: «Что такое? Люди стали причащаться не каждый день, а всего лишь несколько раз в неделю!» Вы представляете?! Раньше христиане причащались каждый день, потому что Бог дал день − дал и пищу. А какая истинная пища? Сам Христос, Он – Хлеб Жизни. И святые отцы скорбели, когда видели, что кто-то игнорирует Господа и не причащается.

Так и в наши дни сердце каждого пастыря скорбит, когда он видит, что люди игнорируют самое главное. Как же Вы будете совершенствоваться, если у Вас нет благодати? Или Вы думаете, что у Вас без нее что-то получится? Есть благодать – апостол Павел кается, нет благодати – и он отрекается. Так и мы: если будем отходить от благодати Божьей, то будем грешить. Поэтому нужно стремиться к причастию. На сегодняшний день благословляемая частота причастия – чем чаще, тем лучше; но не реже раза в месяц. Это принципиально и связано с правилами Вселенских Соборов. Если причащаетесь реже, то Церковь просто констатирует, что в Вас благодати уже не осталось; значит, Вы выбрали не христианский путь, раз Вам не нужна благодать Божия. Постоянно пребывать в приобщении Телу и Крови Спасителя нашего Господа Иисуса Христа очень важно для противодействия злу, греху, дьяволу.

Как Вам готовиться к причастию, решите с Вашим духовником. Естественно, мера поста и правила будут меняться в зависимости от того, как часто Вы причащаетесь. Но причащаться нужно часто.

− А как быть с исповедью, если часто причащаешься?

− На сегодняшний день Русская Православная Церковь предполагает исповедь перед каждым причастием. Священник должен удостовериться, что у вас нет какого-то смертного греха. Если вы постоянно причащаетесь и священник вас знает, то можно просто подойти к нему и сказать: «Батюшка, благословите, я хочу причаститься». Если он посчитает, что можно, то благословит; если посчитает, что без исповеди вам причащаться нельзя, то скажет: «Давай я тебя накрою епитрахилью, помолюсь с тобой», может, задаст какие-то вопросы. Но подходить на исповедь надо каждый раз. Лучше стараться исповедоваться у одного и того же священника. Вам так будет проще: не нужно будет каждому новому священнику рассказывать о своей жизни, и священнику будет проще разрешить вашу ситуацию.

− Такой вопрос телезрительницы: «Что делать, если не понимаешь слов молитв, когда молишься?» Я дополню вопрос: может, сократить молитвенное правило? Как правильно?

− Если это станет тенденцией, то в конце концов приведет к тому, что мы будем говорить только: «Господи, помилуй». Враг рода человеческого сделает все возможное, чтобы мы оставили молитву. Можно себя оправдывать чем угодно, но молитва – это тоже труд. Понимание же молитв зависит от благодати Божьей. Молитва − это дар, который нужно испрашивать у Бога. Всю жизнь нас будет преследовать суета, а в суете сосредоточиться на молитве невозможно. Поэтому возьмите на себя труд раз и навсегда разобраться в смысле основных молитв. И тогда Вам будет проще. Если же Вам очень тяжело молиться, обратитесь к священнику для коррекции Вашего молитвенного правила.

− Отец Михаил, спасибо вам за сегодняшнюю беседу. Спасибо телезрителям за замечательные вопросы. Прошу Вас по традиции нашей программы обратиться к нашим телезрителям.

− Дорогие братья и сестры, мы сейчас с вами живем в удивительное время, когда каждый может исполнить свой христианский долг. Много людей болеет, многие игнорируют какие-то правила, но мы, прежде всего, должны понимать, что мы христиане. Поэтому будьте ответственны в это непростое время, не унывайте, радуйтесь. Потому что именно в это время многие позволяют себе или оправдывать какие-то грехи, или, наоборот, теряют смысл жизни. А вы радуйтесь, благодарите Господа и старайтесь жить по-христиански. Помоги вам Господь!

Ведущий Сергей Платонов

Записали Маргарита Попова и Наталья Богданова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать