Беседы с батюшкой. Священник Душан Михайлович 7 декабря 2022

7 декабря 2022 г.

– Сегодня Екатеринбург празднует день своей святой покровительницы – великомученицы Екатерины. Собственно, это и подтолкнуло к теме нашей передачи. У каждого человека есть свой святой покровитель. Почему вообще существует такая традиция, откуда она зародилась? Неужели она настолько необходима?

– Вопрос кажется странным в православной среде. Но сейчас этот вопрос возникает у протестантов. В Екатеринбурге ко мне приходили протестанты и спрашивали, почему мы нуждаемся в посредниках, святых, почему напрямую не обращаемся к Господу Иисусу Христу. Для них это вопрос. Я всегда отвечаю следующим образом. Например, когда мы хотим что-то получить от какой-то важной особы, мы ищем связи, того, кто мог бы нас представить, сказать предварительное слово. То есть мы нуждаемся в знакомых людях, особенно в тех, которым доверяем. И таким образом легче дойти до важной особы.

Вспомните, как греки специально приехали в Иерусалим, услышав, что там появился необычный пророк, чтобы встретиться с Иисусом. Но они не напрямую пошли к Нему, они пошли к Филиппу. И Филипп не пошел к Иисусу, а пошел к Андрею. И только тогда представили этих греков Господу. Это один ответ.

Есть и другой ответ. К чему мы стремимся? К спасению. Мы думаем, что неспособны быть святыми, потому что у нас много грехов. Пример других людей, которые достигли этой цели, нас вдохновляет. Мы даже в своей жизни встречаем людей, которые потом становятся святыми. Я не говорю, что каждый имеет такое счастье, но скорее всего в каждом поколении кто-то может встретить человека, который потом становится святым.

У меня было такое счастье, я на Афоне имел возможность видеть святого Иосифа Ватопедского, ученика Иосифа Исихаста. Было явное ощущение, что человек святой. Есть и еще несколько старцев на Афоне. Может быть, они есть и в России, просто мы пока не знаем, что они будут святыми. Многие, например, считают, что патриарх Сербский Павел будет канонизирован. На его похороны пришел миллион человек, чтобы с ним попрощаться. Это было чудо. Никто не мог понять, откуда столько людей. У нас в Сербии, как и в России, не так много людей ходит в храмы. Спрашивали людей, почему они пришли и стоят семь, восемь часов, чтобы проститься с патриархом, и люди отвечали, что он был хорошим человеком. Вот все, что они могли сказать. Интуитивное ощущение, что человек святой. Я его знал, видел на службах. Он был довольно нервным, вспыльчивым человеком. Можно сказать, что недостатки у него были. Тем не менее скорее всего он будет святым.

У каждого из нас есть свои слабости, но, может быть, и у нас есть шанс стать святыми. Мы знаем, что есть святые, которые были разбойниками, даже убийцами, людьми проблемной морали. Например, святой Бонифаций, Моисей Мурин. И они потом стали святыми. Это дает нам надежду, что мы тоже можем стать святыми.

– Почему есть традиция обращаться к святым в своих молитвах?

– Как я уже сказал, легче обратиться к какому-то святому, о котором узнаешь через житие. Я всегда говорю, что читать жития очень важно, потому что это приближает к нам жизнь этого человека, мы начинаем ему сопереживать. Вот, например, сегодняшний праздник в честь святой Екатерины. Ведь история ее жизни крайне необычная. Владыка сегодня сказал в своей проповеди, что она говорила на двадцати двух языках. Я не знал этого факта. В свои восемнадцать лет она знала все, что тогда можно было знать: философию, риторику, медицину, живопись. Она была царского рода, очень богатая, мудрая, высокая, статная, красивая. Царь Максимин, который ее в итоге и замучил, думал, что она богиня. Они же верили, что среди людей есть боги, и он реально думал, что она богиня.

Екатерина была гордой. Родные уговаривали ее выйти замуж, но она не хотела. Она сказала: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите такого человека, который обладал бы четырьмя качествами: был подобен мне по знатности рода, богатству, красоте и мудрости. Если такого найдете, тогда я выйду замуж». И очень мудро поступил священник, который был духовником ее матери. Он сказал, что есть Тот, Кто обладает всеми богатствами этого мира, мудрее всех на свете, светлее солнца, и Он создал все. Екатерина удивилась и сказала, что хочет с Ним познакомиться. Священник ей сказал: «Возьми вот эту икону Богородицы с Младенцем, молись всю ночь, и Она тебе, может быть, покажет Его».

Екатерина молилась, заснула и увидела во сне, что Богородица хочет показать ее Христу. А Христос отворачивался. Богородица говорила Ему: «Посмотри, какая прекрасная и красивая девушка!» Христос говорил: «Не хочу ее знать; она некрасивая, убогая и неразумная. Пусть идет к священнику, он ей скажет, что делать. Тогда, может быть, покажу ей Свое лицо». Священник рассказал Екатерине все о христианском учении, о сотворении мира, об Адаме и Еве. Поскольку Екатерина была мудра и образованна, она сразу поняла, что это истина.

А посмотрите, сколько сейчас образованных людей, которые благодаря своей образованности отвергают Христа. Святая Екатерина именно благодаря образованности (так и написано в ее житии) сразу поняла, что это истина.

Следующей ночью Екатерина тоже молилась, и Христос сказал: «Вот теперь ты прекрасна». Она приняла крещение, и Христос сказал: «Вот Я даю тебе перстень, и ты будешь Моей невестой». Когда Екатерина проснулась, перстень был у нее  на руке. До сих пор он хранится в Синае в монастыре святой Екатерины.

Максимин, увидев, что она такая мудрая, боялся с ней разговаривать. Он собрал пятьдесят самых мудрых людей Александрии для общения с Екатериной и сказал им: «Будьте осторожны, она очень много знает. Подготовьтесь хорошо». Перед разговором Екатерине явился Архангел Михаил и сказал: «Несмотря на то, что ты мудра, я тебе помогу, Господь поможет, и ты победишь в прениях». У одного из этих мудрецов с Екатериной был довольно долгий диспут, но в итоге он замолчал, больше ничего не мог сказать. Царь спросил: «А остальные? Скажите хоть что-нибудь». Они ответили: «Если он не смог, мы тем более не сможем». Царь осудил всех их на смерть. И что они сделали? Они все припали к Екатерине и сказали: «Попроси своего Бога, чтобы Он нас простил и мы попали в рай». Она всех их осенила крестным знамением. И они стали мучениками.

Потом царица Августа тоже говорила Екатерине: «Я боюсь мучений, у меня муж очень жестокий». Екатерина сказала: «Потерпи. Будет немного боли, но Христос облегчит боль. Зато через три дня ты попадешь в жизнь вечную».

Царь действительно очень жестоко обошелся со своей женой. Я даже рассказывать не буду, что он сделал. Она умерла и действительно стала святой. С царицею приняли мученическую смерть военачальник Порфирий и еще двести воинов.

Царь Максимин убеждал Екатерину целыми днями, чтобы она была его. Он говорил: «Будь со мной, разделю с тобой свое царство, все решения буду принимать вместе с тобой, только поклонись нашим богам». Она отказывалась. И тогда царь решил ее уничтожить. И она погибла.

И вот такая девушка, святая Екатерина, стала покровительницей нашего города Екатеринбурга. Мы должны понимать, что это большая честь. Таких девушек, как она, единицы, которые совершили такой подвиг: отреклись от всего из-за любви ко Христу.

– Задам провокационный вопрос. Это замечательная история и, безусловно, прекрасный пример. Люди, которые читают жития святых и так или иначе живут в парадигме христианства и православия, это знают, понимают, для них это близко. Даже те люди, которые, может быть, и не ходят в храм, но представляют так или иначе жизнь Церкви, когда-то слышали эту историю.

Однако я видел и вижу в Екатеринбурге людей, которые крепят на одежду или портфели, ручную кладь надписи: «Город бесов» или: «Грязьбург». И гордятся этим, демонстрируют это. Притом никаких словесных баталий у нас не разворачивается, нет какого-то противостояния, никто никого не убеждает и не загоняет в какие-то рамки. Город святой Екатерины. Но у людей есть другой вариант: город бесов... Что делать?

– Попробую ответить. Нам кажется, что нужно, чтобы десять, двадцать, тридцать или пятьдесят процентов горожан понимали, в каком городе они живут и кто покровительница города. На самом деле мы должны больше работать с теми, которые уже считают себя православными. Уверяю вас, что много православных людей деталей жития святой Екатерины не знают. Мы, православные, являемся, условно говоря, небесным спецназом. Когда нужно что-то изменить на духовном фронте, это делает спецназ. Среди философов, политологов есть мнение (и это подтверждено статистикой), что 90 процентов населения мало о чем думают, живут своей жизнью и не влияют ни на какие события, происходящие в обществе. Их подталкивают то в одну, то в другую сторону. Лишь десять процентов людей более-менее думают, и только один процент из них готовы что-то сделать. И вот эти 1–2 процента решают, в каком направлении будет двигаться какая-то страна. Представляете? Это интересно. А мы думаем, что массовость играет роль.

Поэтому, чтобы люди не ставили всякие такие надписи и знаки, нужно чтобы 1–2 процента думающих верующих людей, которые точно знают, во что они верят и чего хотят, влияли на остальных. Кто-то из философов сказал, что одна идея может уничтожить государство, даже если это государство богато, обладает армией и так далее. Идея, если она проникает в общество, имеет огромную силу.

Поэтому мы должны добиться того, чтобы наша идея – вера в Господа Иисуса Христа – проникла потихоньку во все слои населения, особенно к тем, кто руководит процессами. Сегодня на празднике среди гостей были богатые уважаемые люди, которые управляют Фондом святой Екатерины и очень много делают и для священников, и для людей. Их всего 3–4 человека, но они очень многое могут сделать.

Так и мы, православные, если знаем, во что верим, и истинно верим, можем очень многое сделать. И Господь будет с нами. Мне кажется, мы сейчас должны уделить внимание именно этому. Мы думаем, что православные много знают. Не знают. В общих чертах знают о святой Екатерине: что она была молодой, жила давно. Но не знают, что это было в Александрии, в IV столетии, что она умерла в 307 году. А ведь обстоятельства как раз и играют роль.

Недавно мы совершали память святого Иоанна Милостивого. Кто знает, кто такой Иоанн Милостивый? Он – патриарх Александрийский. Почему он милостивый? Потому, что он на своем месте сделал столько невероятных добрых дел и столько чудес, что когда читаешь, не веришь. А кто об этом знает? Мало кто знает.

Поэтому мы должны работать на то, чтобы люди читали жития. Раньше на Руси только и читали жития; учились грамоте по житиям святых. Именно этим питались духовно. Так что, если мы сможем провести просветительскую работу среди верующих и прихожан, это будет сила.

– Правильно ли я понимаю, что не всегда нужно гнаться за какими-то цифрами, размерами, но можно выбирать и другой путь работы, развития, когда мы говорим о качестве?..

– Не люблю об этом говорить, и это не наша тема, но возьмем для примера большевиков: по сути, пришла к власти кучка революционеров. Но они были упрямы, дисциплинированны, точно знали цель и смогли всех обмануть и сделать все, что хотели. Оценку их действиям дали уже давным-давно, но важен сам факт, методология. Такое возможно. Во времена, когда идет смута или в обществе нет понимания, нужен кто-то, кто подтолкнет людей в нужном направлении.

В свое время Гитлер собрал какой-то митинг, где было больше миллиона человек. И все кричали то, что кричали. Это реальный факт. Кучке, можно сказать, сатанистов удалось всю страну загнать в заданное ими русло. Всегда процессами управляет маленькая кучка людей.

– Человеку достаточно просто прийти в храм, чтобы начать менять свое мировосприятие? Ходить на службы, молиться, узнавать что-то... Или надо идти в общество и всех призывать?..

– Это протестантский метод: они идут в общество и завлекают людей, при этом не имея ни благодати, ни зачастую знаний. Нет, это не наш метод. Мы начинаем с себя; сами начинаем чем-то интересоваться, читать. Это трудно делать. Человек, который хочет заняться, например, спортом или каким-то хобби, всегда читает об этом, интересуется. Например, любителю баскетбола не лень смотреть все игры, даже те, которые идут за границей. Казалось бы, какое нам дело до того, что какой-то Хьюстон победил в Лос-Анджелесе. Но человеку это интересно, он следит за этим, и ему не лень. А прочитать житие святого – сразу отговорки: времени нет и так далее. Многое зависит от нас самих.

Конечно, священник поможет на исповеди, и в храме присутствует благодать, но мы должны показать любовь к Богу, живой интерес к Его личности. Святая  Екатерина имела живой интерес к Его личности. И когда она почувствовала благодать после крещения, она только этим и жила. А мы хотим, чтобы нам всё дали. Человек приходит в храм, чтобы ему дали: дай мне, Господи, это; ответь на мои просьбы. И так далее. Человек получил что хотел и ушел домой. Это не то. Не такое православие нужно Господу.

Богу нужен человек, как сегодня говорят, проактивный. Сейчас в коммерческих фирмах не нужны пассивные люди, которые отработали рабочий день и пошли домой. Если человек не закончил работу, он задерживается и на два часа, и на три, спрашивает, хочет что-то узнать. Во всех больших фирмах именно так происходит. А мы чем хуже? Мы должны заниматься своей темой день и ночь, тогда будет и результат.

– Возвращаемся к теме любви. Разве мы не проходим мимо любви в повседневной жизни? Мы ее своим близким-то подарить зачастую не можем, даже собственным детям. И дети не научены проявлять любовь. Ощущение, что в нас нет любви. А уж что говорить о Божественной любви и какой-то святости... Это вообще какая-то другая сторона.

– Надо понимать процесс. Что такое любовь? Это итог всего процесса; не начало, а итог. Любовь – это Бог. Значит, любовь – не чувство, любовь – это состояние. Как прийти к этому состоянию? Нужна благодать. Как достигнуть благодати? Верой и добродетелью. В прошлой передаче мы говорили о том, как начать верить. Сначала благодарить Бога за все, перестать Его осуждать и роптать. Это первое. Повторять: «Я благодарен Тебе, Господи, за все. Слава Богу за все!» Потом появляется вера; потом, как говорит апостол Павел, терпение. И стараемся делать добрые дела. Мы любить не умеем, но можем попробовать.

Просто мы знаем на уровне мыслей, что должны делать добрые дела. Как? Помоги соседке вынести мусор, кому-то дай в долг, хотя он не вернет (не обращай на это внимания), будь в семье более терпеливым (детей и жену выслушай). То есть надо этому учиться. А когда потихоньку начинает прибавляться благодать, появляется такое состояние, что хочется делать добрые дела, другим помогать, пожалеть кого-то.

Но еще более высокое состояние, когда хочется порадоваться, что у кого-то есть то, чего у тебя нет (это еще больше, чем посочувствовать в горе). Это тяжело: не завидовать, а порадоваться. Когда уже есть радость за успех кого-то и он даже тебе не близок и, может, не очень симпатичен, ты уже достиг высокого уровня. Это уже почти любовь. А любовь – это, как говорил святой Силуан Афонский, жалеть всех, молиться за всех. Мы не можем этого достигнуть сразу, шаг за шагом идем к этому. И он тоже этого сразу не достиг.

– Святые нас любят? Уместен такой вопрос?

– Конечно, еще как!

– Всех? Даже здесь живущих?

– Всех любят. Господь любит всех. Мы никак не можем этого понять. Он отдал Свою жизнь даже за этих ужасных людей, которые насилуют, убивают, лгут, издеваются над другими (это сказал отец Даниил Сысоев). Мы бы даже близко не подпустили их к себе, а Он и за них отдал свою жизнь. Почему апостол Павел и говорит: мы обязаны молиться за своих врагов.

– Я читал воспоминания священников, епископов из различных губерний еще царской России. И они в этих воспоминаниях говорили о том, что на праздники на крестные ходы приходит большое количество людей, особенно там, где были аграрные территории. А на промышленных территориях, где стояли какие-то заводы, уже было гораздо тяжелее и работать, и служить, и вообще собирать людей даже на двунадесятые торжества. Наверное, Екатеринбург в каком-то смысле похож на такой промышленный центр, где тяжело собираются люди (есть определенный исторический опыт). Как Вы думаете, идея объединения людей вокруг святой покровительницы может стать такой собирающей системой?

– Трудный вопрос. Вот так, с потолка, объединить людей вокруг святой Екатерины? Нет, надо начать работу с собой, потом нужна приходская работа, нужно собираться в общину. То есть мы должны сначала достигнуть хотя бы того, что было в первых христианских общинах, к которым обращался апостол Павел. Он что говорил? «Среди вас есть такой-то и такой-то. Если он не исправит свое поведение, изгоняйте его, пока не покается. А потом берите его обратно». Это означает, что мы должны знать каждого в лицо, как его зовут, чем он живет, какие у него проблемы, и участвовать в проблемах других, чтобы исправить их, пожалеть, помочь. Это нам нужно.

А мы сейчас похожи, к сожалению, на проходной двор. Приходите к нам в храм, увидите, сколько там людей-одиночек, которые почему-то всегда приходят, когда нет служб. Они специально так приходят. Почему? Чтобы спокойно помолиться, чтобы им не мешали люди. И они стоят перед какой-то иконой, плачут, иногда долго. Это действительно похоже на веру, как бы должно вызывать какое-то восхищение, а на самом деле это не так. Потому что они молятся только за себя, им другие в основном мешают. И если они достигли чего хотели, то больше не появляются. Эти люди, как правило, не присутствуют на службах.

А на службах присутствуют прихожане. Это та самая община, которая вместе со своими священниками молится Богу. И молится не только за себя, а за всех. Мы говорим, что семья – это основная ячейка общества. И правильно, государство старается сейчас защитить эту ячейку от всяких посторонних влияний (ЛГБТ и прочее). Это хорошее начало. Но мы-то должны сделать намного больше, чем государство сейчас делает. Мы должны создать эту ячейку не только в своих семьях, а на уровне общины, а потом уже на уровне епархии, далее – на уровне митрополии, а затем на уровне вообще всей Церкви.

Не будем забывать, когда тот же самый Иоанн Милостивый начал свою деятельность как архиерей, первое, что он сделал – помогал христианам в Иерусалиме (а он был в Александрии). Персы захватили их территорию, было много рабов. Он отдал массу денег и золота, выкупил этих рабов, сколько мог, и даже послал корабли с пшеницей, чтобы их накормить. А мы думаем о проблемах соседнего прихода или соседнего города?

– Нет.

– Не думаем. А думаем ли мы о проблемах христиан в Сирии или Болгарии? Нет. Нас это вообще не интересует. А мы должны быть огненными, нас должно все это интересовать. И если есть богатый приход, а где-то есть сельский приход, можно было бы собирать ему помощь, хотя бы думать об этом. Невозможно всем помочь, это ясно. Но надо сделать хоть какой-то шаг навстречу нашим братьям, а потом уже и остальным. Мы же должны с чего-то начать.

И опять я возвращаюсь к тому, что мы должны сначала себя исправить и научиться любить друг друга, а потом уже будем любить всех остальных, помогать им. Потому что, по сути, мы все от Адама и Евы произошли, мы все братья и сестры, хотим мы этого или нет. И китайцы нам братья, и американцы. Только духовные братья и сестры, те, которые с нами причащаются, – это православные. Но мы через общину должны научиться расти в этой любви, в добродетелях. Тогда мы будем распространять эту любовь и дальше, будем примером. А мы не являемся сейчас таким примером. Мы не должны много учить других. Допустим, подходим к молодому человеку и говорим: «То, что ты делаешь, – это плохо». А он говорит: «А мне нравится». И все.

Мы должны показать делами, что мы другие, что мы выглядим по-другому, относимся ко всему по-другому. И, придя к нам в храм, человек почувствует теплоту, уют, ему там понравится,  захочется там остаться. А не так, как порой бывает, что человеку нужно помочь, а ему там кто-то задает не те вопросы, ругает, что не там встал, и получается не то, что Господь задумал. Может быть, если мы сами научимся любить друг друга, тогда все будет нормально. 

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать