Беседы с батюшкой. Грех блуда и добродетель целомудрия. Священник Кирилл Тарасенко 6 декабря 2022

6 декабря 2022 г.

– Тема сегодняшнего разговора: «Грех блуда и добродетель целомудрия». Современный мир достаточно агрессивно относится к добродетели целомудрия. Человеку всё чаще начинают навязывать воюющий против этой добродетели грех. Давайте поговорим об этой добродетели, о том, как ее достигнуть и сохранить. Хотелось бы начать с греческого термина «софросюне», который и переводится как «целомудрие», но гораздо шире, чем мы обычно себе представляем. Греки говорили о целостности, неповрежденности человеческого мышления. Сейчас слово «целомудрие» чаще всего ассоциируется с телесной чистотой, а изначально оно было больше о чистоте мысленной и душевной.

– Совершенно верно. Нужно разобрать само слово. «Цело-» и «-мудрие», то есть некая мудрость в целостности. Что это такое? Давайте возьмем какой-нибудь небольшой провинциальный городок, например, Касимов, и представим, что сейчас приходит церковный циркуляр и издается указ, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл перебирается в этот город. И теперь там будет престольный град, а он будет Патриарх Касимовский и всея Руси. И вот он перебирается в Касимов, туда сразу начинается паломничество, туда переезжают все церковные органы и администрация. Потом руководство решает, что нужно идти за своим Патриархом, и издается указ, что Кремль разбирается по кирпичику и собирается в Касимове. Теперь там столица России. Там строятся аэропорты, дома, школы.

Потом вдруг в Касимове находят древние летописи, и оказывается, что князь Владимир крестился именно здесь. И это обретает сакральный смысл для всей Руси. В город идет еще больше паломников. А потом окажется, что там родился патриарх Авраам, и это будет уже святое место для всего мира. К чему я так гиперболизирую? К тому, что мы часто воспринимаем себя как нечто простое, как маленькую шестеренку большой машины, и совсем забываем очень важную мысль – мы с вами образ Господа Бога. И поэтому на нас лежит огромная ответственность. Никто во Вселенной больше такого не уподобился: ни животные, ни растения, ни даже ангелы. Мы венец творения. Очень важно к себе относиться как к сверхважному, сверхзначимому существу. Как мы из Касимова сделали столицу, первопрестольный град, так и про себя мы должны понимать, что являемся больше любых институтов, ведь мы способны вместить Господа Бога в себя.

А теперь представим, что столица уже в Касимове, даже телеканал «Союз» туда переехал, и тут вдруг посреди Кремля открывается мастерская по шиномонтажу. И туда стоит очередь, подъезжают люди, чинят машины. Звучит дико. Какие-то несопоставимые между собой вещи. Идем дальше. Храм Василия Блаженного тоже перенесли в Касимов. И вдруг там открывается шаурмичная. В одном из приделов собора открывается кафе. Смешно! Что это за бред?

То же самое происходит, когда мы грешим. Мы – великие, невероятно ценные и важные существа. И вдруг впадаем в грех рукоблудия или начинаем изменять. Для духовного мира, для Бога, для ангелов это просто абсолютно пошлые, непонятные вещи. Что ты делаешь? Зачем это творишь?

Мы настолько важны для Христа, для мира, что просто не имеем права грешить и жить пагубной жизнью. А грех блуда – одна из самых мерзких страстей, которая напрямую связана с телом человека. Нужно осознать, насколько мы значимы. В Писании написано: Ибо вы куплены дорогою ценою. За нас умер Бог. Это не шутки. Он умер не за собачек, не за кошечек, не за уссурийского тигра. Нет. Он умер за людей. И это огромная ответственность, которая лежит на нас. Осознавая все это, нельзя даже помыслить о грехе, потому что это противоестественно. Как может быть, чтобы в нашей душе творились такие беззакония?

– Вопрос от телезрителя: «Человек приходит на исповедь и понимает, в чем нужно раскаяться. Он знает, что совершил грех, но нет чувства раскаяния. Мерзости греха человек не чувствует. Как научиться видеть ее, чтобы было искреннее покаяние?»

– Прекрасно, что человек осознает то, что грех есть, но он не чувствует этого, и для него это проблема. Мы все знаем заповеди блаженств. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Этот человек понимает, что он низок духом, что у него мало Бога. Он не носит Его в душе. И понимает, что есть грех, но он ничего не чувствует. Значит, нужно бороться, значит, мы настолько глубоко затянуты в воронку греха.

Можно привести такое грубое сравнение, как маргинальные люди опустились и спокойно живут. При этом в большинстве своем они чувствуют себя прекрасно. У них нет никаких проблем. Они абсолютно счастливы и даже не понимают или не хотят понимать, в каких ужасных условиях живут. Мы со стороны видим, что так жить нельзя, что это вредно для морального, психического, физического здоровья.

Тут происходит то же самое. Мы должны понять, что являемся духовными бомжами. Наш духовный уровень за чертой бедности. Мы бедны Богом. Мы невероятно бедны добродетелью. Вся наша жизнь должна быть направлена к тому, чтобы богатеть Богом и добрыми делами. Когда мы осознаем, что не чувствуем греха, то это говорит о каком-то пробивающемся ростке здравомыслия, ухода от безумия этого греха. Люди в безумии живут разгульной жизнью и не думают, что это плохо.

Нужно каяться в этом грехе и испрашивать у Бога прощения, полноценного понимания себя и своего духовного состояния. И еще нужно бороться с сердечным ожесточением. Слава Богу, у этого есть лекарство. Это милосердие. А еще точнее – милостыня. Это очень важно. Когда мы подаем любому нищему, который протягивает к нам руку, то, согласно Евангелию, подаем Самому Христу. Это не шутка. Это абсолютно серьезный факт. Об этом написано в Священном Писании: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Каждый раз, когда мы подаем любому просящему – это абсолютно равносильно тому, если б мы подали Самому Христу. Через это мы восстанавливаем увядшую любовь, реанимируем ее, заставляем себя видеть в этом человеке не просто злодея, мошенника, алкоголика или пьяницу, а личность, великое существо, хранящее образ и подобие Божие в себе. Через это мы боремся с нечувствием и сердечным окаменением.

Это реально так. Это проверено миллионы раз. Даже я сам на себе это осознал. Когда я стал священником, ко мне приходили люди на исповедь и говорили о том, что не чувствуют тяжести своего греха. То же самое ощущал и я, только наоборот. Ко мне приходили люди с огромной душевной болью, а я бесчувственно стоял. Я понимал головой, что это горе, что нужно сочувствовать, но у меня не было сердечного расположения, я не мог полноценно помочь человеку. И когда я узнал, что милостыня лечит такие вещи, то сразу стал подавать ее, хоть какие-то мелкие деньги, хоть триста рублей. И я лично очень быстро ощутил изменения. Это возможно для всех. Это элементарные вещи. Представьте, вы выходите с тяжелыми сумками из магазина после длинного рабочего дня, очень усталые, а еще готовить ужин, и тут к вам подходит очередной человек со словами: «Подайте Христа ради». Очень часто мы проходим мимо. А нужно остановиться, осознать, что сейчас с вами напрямую говорит Христос, хоть и устами этого бездомного, достать сто рублей и отдать.

Иоанн Златоуст говорит, что человек, который стоит с протянутой рукой, подает вам духовное лекарство. Это наши врачи. Но есть важный вопрос: «А как подавать милостыню?» Как узнать, кто честный, кто мошенник, кому это действительно нужно. И есть древнее правило, написанное в книге Дидахе, о том, что милостыня должна запотеть в руке твоей. Об этом все помнят.

А теперь давайте обратимся к Священному Писанию. Что там написано по этому поводу?  Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6, 30). Комментируя эти слова, святые отцы говорят, в частности Максим Исповедник, что нужно подавать всем, кто просит, несмотря на то, что это мошенник, пьяница и так далее. Так сказал Господь. 

Но есть важное замечание. Акцент сделан именно на просящем милостыню, то есть нужно подавать тому, кто просит, но не тому, кто требует. А люди часто именно требуют. Однажды в Греции за мной бежали цыгане метров, наверно, триста, требовали дать им денег. Это вызывает только возмущение. Господь сказал подавать всякому просящему. И как только мы подаем милостыню, приобретаем миллионы благ, в том числе умягчение сердца, которое позволит нам чувствовать свои грехи.

Иоанн Златоуст пишет о том, что милостыня – это чуть ли не панацея от всех грехов. И из Священного Писания мы знаем, что корень всех зол – сребролюбие. Напомню, что именно из-за него Иуда предал Христа. Но не за 30 сребреников. Нет. Иуда был казначеем христианской общины и прекрасно понимал, что все вокруг ждут, когда Христос станет царем Иудейским; следовательно, он тогда станет царским казначеем. И, возможно, потом появится сверхдержава, будет не Римская империя, а Иерусалимская. А Иуда там будет казначеем, вторым человеком в мире. И, по мнению многих святых отцов, Иуда предал Христа, провоцируя Его, подталкивая к решительным действиям. Они ходили уже три года, и Иуде хотелось побыстрее остановиться и достичь желаемого.

Интересна и реакция Иуды. Что он сделал, когда понял, что у него ничего не получилось? Он пошел и удавился. И во многом повесился не потому, что осознал, что убил Христа, святые отцы настаивают на том, что он покончил жизнь самоубийством из-за того, что у него выгорел бизнес-план.

Итак, чтобы почувствовать свои грехи, нужно молиться и просить у Бога о том, чтобы он помиловал вас, чтобы даровал целомудрие, и самим нужно подавать милостыню.

– А как развивается страсть блуда? Можем ли мы проследить в ней этапы развития?

– Да, страсть блуда очень грязная, направленная на наше тело. Есть несколько механизмов ее возникновения. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 27). Тут Господь говорит нам, что всякий, кто смотрит с вожделением, уже прелюбодействовал. И мы понимаем, что первая дорожка в блуд идет через глаза.

В Священном Предании говорится о хранении очей. Напомню, что и Ева пала в раю, посмотрев на плод, увидев, что он вожделен. Нужно хранить свои глаза в прямом смысле этого слова. Идти и не смотреть по сторонам. Это особенно опасно летом, когда большинство людей ходят откровенно полуголыми. Нужно стараться уводить глаза. Если у вас есть любые социальные сети, где так или иначе проскакивает обнаженное тело, нужно удалять такие группы или полностью стирать приложение, если вы понимаете, что невозможно уберечься. Также нужно стараться не общаться с теми, кто разжигает эти страсти, не смотреть соответствующие фильмы. Нужно серьезно заняться хранением своих очей.

Святая Мария Египетская жила в Александрии и была блудницей невероятного масштаба, поплыла в Иерусалим с паломниками на Пасху и всех соблазнила. Потом она с толпой хотела зайти в храм, но ангел не пустил ее. И она поняла, что что-то не так в ее жизни. Она покаялась, причастилась и ушла на 17 лет в пустыню. Там она жила и каялась. Александрия была городом разврата, как Лас-Вегас или Амстердам. И потом Мария Египетская описывала старцу Зосиме (Сокуру), что боялась подойти ближе к этому городу и увидеть его. Она понимала, что даже просто взгляд на город может зажечь ее так, что она вернется туда. Хранение очей очень важно.

После того как мы увидели что-то, нам начинают приходить помыслы. Самая главная борьба с ними – это сразу их отсекать. Не нужно вступать с ними в диалог.

– Вопрос от телезрительницы: «Помимо своего вопроса я хочу отметить, что мне жалко Иуду. Нет моих сил. Почему его все ругают? За него надо помолиться. Что скажете? А вопрос такой. Идешь куда-нибудь, напротив – ребята – молодые бомжи. Мне их жалко до смерти. Они просят денег, я достаю и даю. Спрашивают, знаю ли я, на что они просят. Отвечаю, что не хочу знать. Перекрещу человека и говорю, что пусть Господь все управит, а куда потратит деньги – дело не мое. Права я или нет, ведь я знаю, на что даю?»

– Сразу отвечу на вопрос по поводу ребят. Действительно, возникает вопрос, давать или не давать: вдруг это на алкоголь, наркотики или что-то еще. Если у человека сильная тяга к этому, он будет искать любую возможность найти деньги, что почти всегда приводит к криминалу, порой даже к самому жуткому. Вы дали ему деньги – исполнили заповедь Божию, дали Самому Богу. Мало того, возможно, Вы его отвадили от еще большего греха. Это не придумка, а реальный факт. Во многих западных странах есть государственные центры, где выдают чистый героин, кокаин людям, чтобы они приходили, кололись и не жили в постоянном поиске этого наркотика. Тем самым они даже быстрее выходят из этого. Им не нужно думать, где найти дозу: они думают, как выйти из этого состояния. Дай Бог Вам продолжать так делать и поступать с рассуждением.

По поводу Иуды Вы сказали очень важную вещь: его жалко. Не нужно обманываться. Сам Господь Бог говорит: горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. Есть такой соблазн: раз Иуда предал Христа, Господа распяли на Кресте, мы все спаслись – получается, Иуда сделал правильно. Нет. Сам Господь говорит: горе тому человеку, и лучше бы он не родился. Это первое. Во- вторых, почему Вы решили, что Господь мог спастись только через крестную смерть? Он мог реализовать свой замысел абсолютно по-другому: Он – Господь Бог, Ему все возможно. Как и в раю люди согрешили, хотя совсем не должны были, и им другая жизнь была уготована. Поэтому оправдывать Иуду не нужно. Это дьявольское искушение. В предательстве Иуды нет никакого оправдания, Господь бы нас спас и по-другому, без крестной смерти.

– Какие симптомы есть у греха блуда и как нам его распознать?

– Выявляют три самых ярких симптома греха. Первый – это смятение. Человек, пораженный страстью, постоянно ищет удовлетворения. Он ходит и думает только об этом, его мысли погружены в эту проблему. Второй симптом, о котором говорят святые отцы, это волнение. Ради чего человек это делает: для того, чтобы себе доставить удовольствие и тем самым быть счастливым. Проблема в том, что этот грех очень быстро совершается, а потом как след простыл – и ничего от него не осталось. Постоянно стремясь в этой бешеной гонке к наслаждению, человек только получает его – и тут же оно ускользает. Следующий симптом – помрачение ума, безумие. Не думают, что что-то не так с самим механизмом. Нужно перестать стремиться к этой страсти. Нужно искать наслаждение в чем-то другом, как говорят святые отцы, «вкусить настоящий вкус Бога», который лучше любой страсти и любого наслаждения от страсти. А люди, находясь в этом замкнутом круге, продолжают искать новых партнеров, тем самым еще дальше впадают в безумие. Вот три вещи: смятение, волнение и помрачение ума вплоть до полусумасшедших форм. Все прекрасно знают образ какого-нибудь бабника или гулящей девушки, которые часто каким-то обычным, логичным потребностям не следуют. Это вредит ей (или ему), вредит репутации, работе. Зачем? Даже можно было бы сделать грех в каком-то месте, не в такой яркой форме, но люди доходят до того, что, стремясь к этому греху, ведут себя глупейшим образом.

– Что делать человеку, который обнаружил в себе эту страсть?

– Нужно стараться всеми силами от нее избавиться. Во-первых, нужно исповедоваться и причаститься, потому что это главные лекарства от этой болезни. Важно хранить очи – наблюдать, куда ты смотришь, что ты видишь, отсекать помыслы, потому что их будет очень много, с ними можно бороться, только отсекая их. Так как эта страсть влияет и на душу, и на тело, нужно бороться с ней с двух сторон – и душой, и телом.

Как бороться телом? Если вы в разводе, безбрачный или монах, советуют физический труд (поэтому в монастыре очень часто много трудятся), бдение, постоянную молитву, призывание имени Божиего и урезание своего рациона в еде и во сне. Мы ослабляем свое тело, чтобы ему не хотелось грешить.

Здесь нужно не переусердствовать. Церковь сталкивается с такой проблемой, когда люди читают в Священном Писании, что если рука твоя соблазняет тебя, надо отсечь руку (лучше войти в Царствие Божие с одной рукой, чем с двумя быть в геенне огненной), и воспринимают слова буквально. Был древний товарищ Ориген, который многое сделал для Церкви, написал много христианских трудов, но в итоге впал в ересь и умер не в мире с Церковью. Он прочитал эти строки из Писания и оскопил себя, кастрировал. Это плохой выход, потому что, я думаю, Ориген буквально на следующий день почувствовал, что проблема никуда не ушла, она зарождается в сердце через глаза и помыслы. А то, что ты не можешь ее реализовать физически, вообще никак не избавляет от того, что ты живешь в блуде, мысли все блудные, смотришь на людей только в этом направлении. Это не выход.

Резюмирую. Нужно урезать рацион пищи, с легким голодом вставать из-за стола, меньше спать, молиться, читать Священное Писание (там много об этом написано), петь псалмы или молитвы, если нападают сильные искушения, помыслы, можно прямо вслух.

– Мы часто слышим, сами говорим и думаем, что блуд – это один из самых страшных грехов. Святые отцы говорят, что есть грехи намного страшнее и серьезнее. Человек, исповедуясь только в нем, думая только о нем, абсолютно не обращает внимания на другие грехи. Как Вы думаете, какое место у блуда среди остальных грехов?

– Можно умереть и от насморка, и от занозы в пальце, если их не лечить. В Церкви есть понятие страшных грехов, описано, какие грехи больше всего вредят, но нет самого страшного греха, самого ужасного. Каждый грех в запущенной форме способен уничтожить человека.

В нашей душе есть так называемая вожделевательная способность, которую в нас заложил Господь, – вожделение к Богу. Мы должны к Нему стремиться. Но есть страсти, которые смещают ракурс, и мы начинаем вожделеть не Бога, а денег или блуда. Изначальная задумка, чтобы мы наслаждались в Боге, вкушали настоящий вкус Бога, а это все переворачивается, и мы начинаем зацикливаться на блуде и ищем удовлетворения только в этой части нашей жизни. Страдает изменение вожделевательной силы души.

– Любые усилия требуют постепенного подхода. В случае стяжания добродетели целомудрия какие Вы могли бы посоветовать практические шаги, которые стоит предпринять нам – обычным современным людям?

– Все то, о чем я говорил: хранение очей, отсечение помыслов, уменьшение количества еды и сна, память смертная, – очень полезно, отваживает от греха. Мы знаем, что многие старцы в монастырях спят в гробах, или у них гроб стоит на видном месте, и человек постоянно думает о том, что он умрет. А в этом контексте какой смысл грешить? Очень важно воспитывать в себе добродетель целомудрия, понимать, насколько ты важен для Бога и насколько вредна и не нужна вся эта мишура, связанная с блудом.

Это основные советы.

– Как мы можем реализовать добродетель целомудрия в браке?

– Говорим как минимум о законном браке со штампом в паспорте, как максимум – о венчанном браке. Любое сожительство – это блуд, и не надо себя обманывать. Это разрушение души. Первое таинство, совершенное в нашем мире, – это таинство Венчания, бракосочетания. Господь соединил Адама и Еву. Первое чудо совершено Христом на браке в Кане Галилейской. Господь не пошел к сожителям, Он был именно на браке.

Но и в самом браке в супружеской паре, как ни странно, может быть место греху блуда. Как это проявляется? Апостол Павел говорит о том, что друг друга не нужно бояться, оставлять друг друга, а нужно быть рядом в любых ситуациях. Переводя на простой язык, не нужно отказывать в близости супругам, если человек не готов отказаться. Вы можете делать это ради поста и молитвы обоюдно. Если кто-то из вас по разным причинам не готов и не может потерпеть, нужно отодвинуть все препятствия, будь то пост или подготовка к причастию и т.д. Ваша супружеская обязанность важнее. И это не является препятствием к участию в таинствах.

При этом страсть блуда может проявляться в жизни, когда люди вступают в соединение, руководствуясь только животным желанием. В этом и есть грех: не в количестве, а в качестве. Ложе нескверное благословлено, и даже все супружеские действия обладают достоинством, мы знаем об этом из Писания. Но когда цель соединения не любовь, не продолжение душевной связи, а только телесная связь – это точно грех блуда, который нужно в себе искоренять.

– Вопрос от телезрительницы Кристины: «Подрастают дочери и превращаются в прекрасных девушек. Как с ними говорить о целомудрии и добрачных отношениях с молодыми людьми?»

– Это индивидуальная тема, потому что разные дети взрослеют по-разному. Кто-то готов об этом говорить в 12 лет, кто-то не готов говорить в 20 лет. Тут нет определенного правила. Это Ваши дочки, Вы должны быть с ними настолько близки, чтобы понимать, где и когда имеет смысл об этом поговорить. Говорить какие-то базовые вещи нужно, потому что из-за того, что мы эту тему, возможно, обходим стороной, люди могут впасть и в блуд, вступить в блудное сожительство и т.д., даже в православных семьях, если вовремя не сказали, что это грех. Это нужно проговаривать четко. Но с вниманием, любовью, так, чтобы не навредить ребенку, тогда, когда Вы понимаете, что это необходимо и человек уже вырос для такой информации.

– Как донести это подростку? Это очень щепетильная тема.

– Тут нет какого-то рецепта. Я сам с такой темой не сталкивался. У меня как раз две дочки, но они еще совсем маленькие, им до этого далеко, слава Богу. Я со страхом думаю о том, как исполнять те слова, которые я только что сказал. Это первое.

Во-вторых, разные дети по-разному развиваются. Только родители могут найти какой-то подход. Давать какие-то советы здесь просто глупо, потому что это очень индивидуально.

– Вопрос от телезрительницы: «Живем с мужчиной вместе. Скоро будет ребенок. Почему гражданский брак – это блуд? Зачем нужен этот формальный штамп в паспорте?»

– «Формальный штамп в паспорте» – один из главных аргументов. Начнем с того, что блудное сожительство – это крайнее неуважение и хамское отношение к женщине, к девушке. Будем честны, мужчина в 50 лет может найти себе жену. С трудностями, но может. Женщина найти себе мужа в 50 лет в наших реалиях не может. Банально: женщин больше, чем мужчин (мы не в Китае, где все наоборот). Сожительство – это воровство прекрасной молодости и юности у женщин. Это очень подло со стороны мужчин.

Штамп в паспорте ни капельки не формальный. Что такое брак? Это когда Вася берет Машу и говорит всем своим знакомым: «Маша теперь моя», а Маша говорит: «Вася теперь мой». Главная суть – объявить всем, что они теперь вместе и будут строить свою семью. Первое, что есть в браке, – это ответственность. Когда Господь приводит Еву к Адаму, Он тут же расставляет все точки над «i»: Ева – помощница Адаму, Адам должен заботиться о Еве. Бог четко дает некие обязанности.

Нам же странно говорить: давай возьмем младенца, поживем лет восемь, срастется – не срастется, потом пускай себе других ищет... Для нас это дико: это же дети! Вы их официально оформляете, серьезно к этому относитесь. А взять другого человека, другую душу, жить в блуде, в блуде родить ребенка?.. Вам тяжело все это узаконить? Это можно сделать в МФЦ за пять минут. В чем проблема? Да, это очень важный штамп в паспорте. Наша Церковь признает гражданский брак, т.е. тот, который зарегистрирован в ЗАГСе. Даже этот брак на Небесах сочетается. То, что мы живем вместе и не сознаем этой важности, – это наша большая проблема.

Нужно четко понимать момент, что Господь приходит именно в брак. И все Писание – про брак и в браке. Если вы не расписаны и не венчаны, как к вам может прийти Господь? Вы хотите образовываться в университете, но при этом туда официально не зачисляетесь. Вы же не можете ходить туда на лекции просто так. Вы должны зарегистрироваться и числиться студентом, иначе не получите образование. Иначе это все самообразование, самообман и грех с очень жуткими последствиями для Вас и, что самое страшное, для Ваших детей. Срочно нужно расписываться. Так хочет Господь. Это очень важный момент. Мы некоторые вещи не понимаем из того, что написано: почему нужно именно так. Мы их не понимаем в силу нашего духовного малолетства. Как ребенок в 5 лет не может понять, почему ему нельзя гулять всю ночь, а мы понимаем, что это будет вредно для его психики. То же самое и с нами. Мы какие-то вещи не понимаем, потому что мы духовно маленькие, нам нужно возрастать, чтобы понять. Просто нужно поверить в Бога.

– Вопрос от телезрительницы Ирины: «Сын сожительствует с девушкой. Им совсем недавно исполнилось 18 лет. На любые мои слова – резко негативные ответы. Что делать и как помочь, ведь они совсем молодые?»

И у меня еще вопрос: должен ли мужчина быть целомудренным до брака?

–  Конечно, должен. Христианство – это про равноправие в духовном смысле точно: что у женщины, что у мужчины одинаковые шансы спастись. К мужчине такие же требования, как и к женщине.

К ситуации Ирины. Это ужасно. Послать их куда подальше и вообще с ними не разговаривать – не совсем правильно. Все-таки какой-то контакт должен быть. Но нужно четко проговаривать то, что это ненормально, не допускать каких-то семейных контактов в этой общей среде. Это грех.

Ваш ребенок колется героином. Как ему сказать, что это плохо? Если нужно – заставить его перестать это делать. Можно подумать, что пример неподходящий, но в духовном смысле так и есть. Люди, живущие в незаконном браке, – законченные наркоманы. И родитель имеет полное право спасать ребенка из этой ситуации любыми способами. В Вашем случае нужно очень серьезно к этому подойти, не бояться сделать каких-то резких шагов, но это не должно превращаться в ярость, ненависть, нетерпимость, все-таки это Ваш сын, и любое врачевание и вразумление должно быть с любовью.

– Вопрос от телезрительницы: «У нас с молодым человеком были близкие отношения. Меня теперь отлучат от Причастия. На сколько лет?»

– От Причастия отлучают, но не на годы. В понятии Церкви было бы правильно это сделать для души, но в наших условиях и в наше время это, к сожалению, будет большим искушением, чем это сделать. Мы отлучаем от Причастия таких людей, но обычно на какой-то более короткий срок: неделя, месяц, полгода (смотря по ситуации). Очень важно, чтобы эти отношения прекратились и больше никогда не повторялись. Человек кается, возвращается в Церковь – и живет дальше христианской жизнью.

– Если человек постоянно падает и кается, но не может поставить точку на этом грехе?..

– Значит, он не причащается. Он кается в своем грехе, но не причащается. Он ставит своего блудного партнера выше Христа. Пусть пожинает плоды. Можно в этом каяться, но по делам все ясно и понятно, и рассчитывать на что-то большее не нужно. Женитесь – совет вам да любовь, живите и радуйтесь. А если нет – почему не жениться и не выходить замуж? Если не доверяешь, зачем тогда находиться с этим человеком?

– Дайте, пожалуйста, наставление нашим телезрителям.

– Читайте Священное Писание. Там все черным по белому написано. Это все не злые попы придумали. Господь Бог сказал, что мир создан Богом, и отвечать нам по закону Божиему. Очень важно соблюдать его уже сейчас. Бог вам в помощь в борьбе с этой страстью. Дай Бог вам скорее бежать от этих отношений или узаконивать. С теми людьми, которые не хотят с вами иметь отношения без половой связи, не общайтесь, это ненадежные люди. Бегай греха, говорится в Священном Писании.

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Анна Купцова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать