Беседы c батюшкой. Протоиерей Александр Трушин 5 февраля 2023

5 февраля 2023 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Александр Трушин, настоятель Никольского храма, с. Лямцино, Домодедовский район г. Москвы.

– Вопрос от телезрителя: «Можно ли приравнять литургию, которую мы смотрим по телевизору, к присутствию на ней в храме?»

– Когда смотришь по телевизору ресторан и стол, накрытый разными блюдами, ты сыт? Конечно, это хорошо, что сейчас есть передачи с Божественной литургией, но они для тех людей, которые не могут прийти на богослужение. Может, здоровье подводит или еще какие-то условия, может, человек находится на таком расстоянии от православных храмов, что для него увидеть передачу про Божественную литургию уже радость. Но не надо это подменять. Также еще появилась странная привычка: по дороге на работу включать утреннее молитвенное правило. Молился человек или думал о своем, когда звучал голос с молитвами? Не молился. Что мешает быть на литургии? Вы вправе сами сравнить: посмотреть передачу по телевизору и прийти на литургию. Одни и те же ощущения? Нет. Все однозначно скажут – нет.

– Самое главное в литургии – участие в таинстве Евхаристии.

– И дух единой молитвы. И на литургии порой проявляется наша неподготовленность, неготовность быть на молитве: стоять ровно, с открытым сердцем. Недаром звучит: «Премудрость, прости». Людей корежит и ломает, они ходят по храму, начинают везде втыкать свечки, крутить головой (кто пришел и в чем одет). Все это показатель, что человек не молится. А уж тем более когда люди смотрят телепередачу.

Да, это дело хорошее, обязательно нужно показывать Божественную литургию. Очень радует, когда телеканалы показывают праздничные передачи, но меня как священника смущает, что телеоператор влезает в алтарь и сует объектив своего аппарата чуть ли не в Чашу для Причастия. Но ведь недаром создан иконостас, значит, то, что происходит в алтаре, должно быть отделено, и совсем необязательно, чтоб это было общедоступно для созерцания. Ни для кого не тайна, что там происходит, все знают об этом. Но когда врата закрылись, завеса опустилась, это время полезно для личной молитвы и внимательного слушания пения.  

Несомненно, работа наших операторов ценна, это искусство – показать литургию, это очень непросто. Канал заинтересован, чтобы было побольше зрителей, а священник заинтересован, чтобы люди молились и спасали свои души.

Не имею права говорить от имени других священников, но мне кажется, если ты не болен и можешь дойти до храма, то приди на литургию и участвуй в совместном делании, благодарении Богу. Если ты лежишь, не ходят ноги, тогда смотри телевизор. Но давайте стремиться к богослужению. Боюсь, что настанет время, когда все будут сидеть у себя дома с включенными телевизорами и гаджетами и не будут приходить в храм. А Причастие как будем раздавать? Через телевизор? Всему свое место и время. Все-таки человек, который смотрит литургию в пасхальную ночь, сидя на диване и навертывая шашлык, это не тот, который был на литургии. Дай Бог нам быть на литургии рождественской, пасхальной, повседневной. В равной степени мы причащаемся Тела и Крови Христовых, будь это какой-нибудь великолепный, уникальный храм или деревенская маленькая церквушка. Приложите все силы быть на богослужении. Иначе мы провоцируем и священников. Они тоже научатся совершать богослужение, не выходя из дома. Но это же не литургия.

– На самом деле трансляции и созданы для тех людей, кто по объективным причинам не может присутствовать на литургии: и те, кто далеко от храмов, и те, кто болен или кому это недоступно по тем или иным обстоятельствам. В пандемию на нашем канале литургия была каждый день утром и вечером. И если ты хотел причаститься, батюшки ходили по домам. Даже к тем, кто был болен ковидом. В этом была миссия нашего канала – хоть как-то показать богослужение.

– Да, мы вели всевозможные телепередачи, чтоб у людей не прерывалась церковная жизнь.

– Православные знают, что происходит в алтаре, но, может, светским было бы интересно посмотреть. Сакральное важно, но иногда нужно приоткрывать завесу, может, кто-то интересуется, посмотрит, как Святейший или владыка молятся у алтаря. Может, и для этого есть свой зритель и своя польза. Мне всегда интересно посмотреть. Я понимаю, что там происходит, но все равно переживаешь, даже если это онлайн.

Вопрос от телезрителя: «У меня дочка не носит крестик. Когда говорю, что надо надеть, отвечает, что верит по-своему. Но как можно верить, не нося крестика? Когда я ухожу к причастию в церковь, прошу у нее прощения, а она отвечает: «Мама, мне тебя прощать не за что». Я иногда со слезами так и ухожу в храм Божий. И еще вопрос: можно ли читать молитву лежа? Когда я ложусь спать после вечернего правила, мне хочется почитать молитву, иногда читаю раз пять «Отче наш», но вдруг это неправильно».

Помню, когда я был маленький и не мог уснуть, мама говорила читать «Богородице Дево, радуйся». Раза три прочитаешь и уснешь.

– А мне мама рассказывала, как жаловалась одному иеромонаху в монастыре на бессонницу, и он ей говорит: «Открой книгу Феофана Затворника и читай перед сном, действует потрясающе, засыпать будешь». И мама всегда говорила: «Какой хороший совет дал батюшка, действительно пять строчек прочитаешь и уже спишь».

Вы задали такие хорошие житейские вопросы. Говоря о дочке, давайте отнесемся по-христиански, не будем ломать человека через колено. Ответила она, что не за что прощать, это и есть ее прощение. Вы попросили прощения, и она дала положительный ответ, поэтому можете спокойно, с чувством выполненного долга, с чистой совестью отправляться на исповедь и причастие. Ну, не носит крестик, что ж поделать? Давайте будем молиться Иоанну Крестителю, чтоб он ее наставил и был ходатаем перед Богом. И может, со временем она начнет носить православный крестик. Может, Вы уговорите ее повесить крестик над подушкой. Это уже будет хорошо. Поите дочь святой водой. Она, наверно, сейчас послушает и скажет: «Батюшка ей насоветовал, теперь буду пить воду только из-под крана». Предлагайте дочке попить святую воду, и, как говорят в народе, водичка свое наточит. Не переживайте. Крестите почаще свою дочь, когда она приходит или уходит. Пусть Ваша любовь и вера покроет все ее негодования, которые у нее вдруг возникают против Ваших предложений и православных пожеланий.

Теперь насчет того, можно ли молиться лежа. Ответ мы встречаем у святых отцов. Они говорят, что лучше молиться сидя, чем стоя думать о ногах. Лучше молиться сидя и думать о Боге. В тех случаях, когда мы плохо себя чувствуем и почему-либо не можем стоять и исполнять свое молитвенное правило, то, конечно, можно и лежа. Нередко люди постарше просыпаются ночью, и разве обязательно вскакивать? Лежишь ночью, перебираешь четки и исполняешь молитвенное правило, читаешь Иисусову молитву или «Богородице Дево, радуйся». Бог в помощь. Когда болен, можно лежать и читать молитвы, которые знаешь наизусть. Но хочется упредить тех, кто скажет: «О, оказывается, можно, теперь буду заваливаться в кровать и исполнять свое правило лежа». Давайте все-таки, когда можем стоять, читать стоя, а когда не можем, тогда уже сидя или лежа.

Один священник собрал у себя раковых больных, нескольких сестер, и сказал: кто может ходить, будут ухаживать за теми, кто сидит и лежит; кто может сидеть, будут ухаживать за теми, кто лежит, а те, кто лежит, будут молиться о тех, кто стоит и сидит. Этот молитвенный круг очень поддержал их, многие прожили намного дольше, чем предполагали врачи. Вместо предписанных 4–5 месяцев они прожили до 4–6 лет. Даже лежа можно молиться и делать это от всей души.

Это продолжение нашего вопроса: в каких случаях смотреть передачу о Божественной литургии, а в каких идти в храм. Давайте понуждать себя работать Богу. Тяжело? Несомненно.

– Вопрос от телезрителя: «Как вести себя на литургии во время Евхаристического канона, когда хор поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим»? Хочется в этот момент молиться на коленях, но в храме говорят, что в воскресный день поклоны не положены; соответственно, и на коленях стоять не нужно».

– Есть уставные моменты, когда делаются земные моменты, а когда нет. Меня в свое время  тронул ответ ныне покойного протоиерея Димитрия Смирнова. Когда ему был задан аналогичный вопрос, он ответил: «Дайте человеку возможность молиться так, как ему хочется, так, как зовет его сердце, не мешайте». Я согласен. Если есть такая потребность, невзирая на праздник, хочется опуститься на колени и не вставать, дайте человеку молиться. Это прекрасное состояние, и не важно, делаются в этот день по уставу земные поклоны или нет, можно стоять в воскресенье на коленях или нет. Это так дорого, когда сердце тянется к молитве, когда ты хочешь говорить с Богом и чувствуешь, что говоришь. Бывает, что говоришь, но не чувствуешь, а бывает ощущение, как будто Господь к тебе ухом в это время повернулся.

Не трогайте этих людей, встали на колени, пусть поплачут сердцем своим, а может, и всем телом. Пусть постоят. Это будет замечательно. Не одергивайте. Почему-то мы любим фарисействовать, поучать других, как надо молиться, в какое время вставать на колени, в какое не вставать. А самого главного – своего сердечного расположения – мы порой не проявляем. Призываю: проявите его. Хочет человек молиться на коленях, пусть молится. Хочется вам молиться на коленях в праздничный день, отойдите к стеночке, чтоб другим не мешать, встаньте и поплачьте, порадуйтесь встрече с Богом. Я знал одного старого священника, у которого был такой избыток чувств, радости перед Богом, что он в алтаре просто ложился на грудь, раскидывал руки крестом и в этом состоянии несколько минут лежал. И было впечатление, что его здесь нет, что он где-то там. У него было такое состояние благодарности Богу, и он так его выражал. Хотя нигде в уставе не сказано, что мы должны так лежать, раскинув руки. Хочется на коленях, молитесь на коленях, только молитесь.

– Вопрос от телезрителя: «Как понять, было причастие во осуждение или нет?»

– Не могу дать однозначного ответа. Неоднократно встречал советы, что это определяется тем, что вы испытываете после причастия. Если наступает состояние покоя, радости, значит, причастились правильно. Если же раздирает гнев, беспокойство, вы начинаете дергать других людей или, возвращаясь домой, поучаете своих домашних, вас колотит, будто перепили кофе или еще что-либо, тогда ваше причастие не было спасительным. Можно использовать такие критерии. Однозначного ответа я не находил. Не говорю, что его нет, но я не встречал. У святых отцов мы встречаем разные варианты ответов.

Хотелось бы, чтоб мы причащались, будто исполняя самую главную акцию в своей жизни, самое главное дело. Скоро Сретение, Симеон Богоприимец принимает Богомладенца на руки. Что он говорит? Разве он говорит: «Господи, благослови, наконец я Тебя встретил, дай мне счастья, здоровья»? Нет. Он говорит: ныне отпущаеши раба Твоего с миром. Причастие – это наша встреча с Богом. Неудивительно, что после него мы читаем молитву Симеона Богоприимца. А мы готовы умереть после причастия? Готовы сказать: «Все! Самое высшее, что я мог бы ожидать, произошло – я принял Господа в себя»? Совсем не надо умирать после причастия, но духовно ты умираешь для своего ветхого человека. Поэтому принимать Причастие надо в таком состоянии. Это и будет определять, к спасению ты причащаешься или нет. А если только и думаешь, что после причастия надо скорее в магазин, а потом успеть на день рождения или банкет, то лучше не причащаться в таком состоянии. Определением может быть: можешь ли ты бесстрашно после причастия прочитать молитву Симеона Богоприимца.

– Был случай, когда маленький мальчик почему-то начал смеяться, когда люди причащались. Его спросили, что же смешного происходит, хотели отругать. А он говорит: «Я увидел, как к Чаше подлетел голубь и съел Причастие». Люди будто приняли дары, идут благоговейные, а на самом деле ничего не приняли, потому что голубь все склевал. Видимо, для чего-то допускаются такие чудеса.

Вопрос еще в том, как долго ты будешь это хранить. Бог есть, и ты Его принимаешь. У каждого это происходит по-разному. Но самое важное – это сохранить.

– Общеизвестен случай, когда один из святых отцов увидел, как дети играли в причастие. Один изображал священника, причащал детей: в ложку набирал песочек и подносил ко рту, а дети выстроились в очередь. Святой отец молился, чтобы Бог ему открыл, что это за игра. И Господь открыл, что дети настолько с чистым сердцем подходили к этому мальчику, что видели его священником, а тот настолько искренне пытался изобразить священнослужителя, что духом вошел в это состояние. И эта детская игра была принята Богом как причастие.

Однозначного ответа быть не может. Впереди Великий пост, и нередко духовники благословляют своих духовных чад почаще причащаться. Приглашаю духом готовиться. Тебе благословили причащаться каждое воскресенье, но готов ли ты каждый раз читать «Ныне отпущаеши»? Читать не по грамотности, а по состоянию души, чтоб Господь принял, чтоб голубь незримо не унес твое Причастие? Самое главное – это духовное состояние причастника, а не формальное.

Сегодня в Евангелии мы читаем, как молятся фарисей и мытарь. Один более формально, другой аж поднять глаз не может. Состояние души очень важно. Господь говорит: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Он не спрашивает, найдет ли церкви или людей с крестиками. Господь ищет людей, которые ждут Бога, ищут встречи с Ним. Вот кого ищет Господь. Не формально, не по облачению, не по зданию, а по состоянию души. Это самое трудное. Если бы мы это состояние берегли, то многие наши вопросы отпали бы.  

– Вопрос от телезрителя: «Хочу поблагодарить, Вы затронули самые главные темы: и как операторы лезут во Святая святых, и про диван с рестораном по телевизору… Пророк Даниил говорит: на крыле святилища будет мерзость запустения. Не об этом ли?»

– Тему поднял не я и даже не ведущий, ее подняли вы, дорогие наши телезрители. Поэтому я радуюсь, что у нашего замечательного канала «Союз» такие хорошие, переживающие за веру Христову зрители.

– Смотрите, мы в прямом эфире, всё без обмана. Телезрительница пишет и благодарит за то, что может рассмотреть детали. Она только воцерковляется, читала в книжках об этом, а теперь видит это визуально (она женщина, не может войти в алтарь). Она смотрит трансляцию и понимает, что это Агнец, тут такой возглас произносится, здесь дьякона вот так что-то поставили, Чашу подняли. Это все тоже своего рода миссия для тех, кто, может быть, не понимает происходящего. Тот, кто понимает, на это, может, даже внимания не обращает. Это все само собой разумеющееся. Литургия от этого не перестает быть литургией.

– Абсолютно согласен. Поэтому я думаю, что даже разные точки зрения ничуть не мешают нам быть в союзе и мире.

– И в любви.

– Друзья мои, давайте не будем это рассматривать. Сейчас ведущий нам объяснил, что для многих это интересно и является открытием. Я не возражаю, что действительно многим надо это увидеть. Но как священник я вправе высказать свою точку зрения, мы же ведем здесь не только диалог, но и беседу со всеми вами.

И, наконец, подходя к вопросу о мерзости запустения, я думаю, пророк Даниил имеет в виду наши сердца. Был период мощнейших гонений на христианство, когда на месте Храма Христа Спасителя был бассейн «Москва». И люди старшего поколения, которые в то время были юны, веселы и спортивны, ходили в этот бассейн и не задумывались о том, что они купаются на месте, где стоял когда-то прекрасный храм (теперь этот храм опять стоит). Но страшно не такое запустение. Запустение святого места – это наши сердца и наши умы.

Храмы могут стоять, а человека не уговоришь войти в них. Ты встречаешь людей, говоришь им о Боге, а они от тебя шарахаются и считают тебя чудаком. Вот где запустение святого места. И мы с вами очень надеемся, что эти места будут освящены, эти люди все-таки придут к Богу, в храм. Не тогда, когда уже четверо их понесут, а именно при жизни своей.

Поэтому пророк Даниил прежде всего обращается к нашим умам и сердцам. Что будет в уме, то будет и вокруг нас. Это то, за чем мы с вами следим: за своим сердцем, умом и за тем, что созидается вокруг нас. Храмы могут создаваться, а при этом появляются неоязычники в самой злейшей форме, что мы и видим на фронтовой полосе с группой «Азов» и множеством других групп.

– Кстати, очень верующие люди.

– И при этом совершеннейшие язычники. Сейчас даже не про Украину говорю, а про наше окружение: у нас есть масса людей, которые являются поклонниками язычества.

 – Современное неоязычество – это целая отдельная тема. Путают все вместе. Там бывают жуткие смеси. Особенно это распространено среди спортсменов и даже силовиков. За этим нужно следить, потому что вроде люди верующие, а какие-то у них странные вещи происходят. И у нас то же самое.

– Да. Поэтому мы и рассматриваем пророчества по отношению к своему сердцу, уму. Это было бы важнее всего.

– Мы говорили про причастие. И телезритель нам пишет вопрос: «Причащаюсь каждую неделю. Как сделать так, чтобы исповедь не была формальной?»

То есть человек перед каждым причастием в субботу подходит к батюшке на исповедь. Видимо, уже некоторая привычка появилась. Как этого избежать, чтобы действительно каяться?

– Во-первых, к покаянию человек должен быть готов. Я имею в виду не к моменту, когда надо подойти к священнику и исповедоваться. А если человек действительно кается, то готов менять свой образ жизни, то есть бросить курить, ругаться или бороться с состоянием зависти, осуждения. Тогда для Вас исповедь не станет формальностью.

Второе. Я считаю, что любой духовник (если у Вас есть постоянный духовник) идет навстречу и не понуждает исповедоваться каждую неделю, если нет в этом необходимости. Допустим, я своих прихожан знаю и предлагаю им исповедоваться не чаще, чем два раза в месяц, как бы они ни порывались это делать, именно чтобы не было привыкания и не получалось, что они формально называют грехи.

Например, человек исповедуется все время в одном и том же. Уже хочется сказать: «Слушай, ну сколько можно? Может, ты прекратишь это делать?» Видишь эти вскинутые брови, удивленный взгляд: «Как прекратить? Я не могу! Вы же видите, я в этом исповедуюсь, но я с этим справиться не могу».

Друзья мои, давайте поработаем над своей душой. Это трудно. Попросите своего духовника, если он Вас благословляет причащаться каждое воскресенье, исповедоваться не каждую неделю, если ничего особенного не начудили. Посмотрите, как удастся диалог с духовником. Потому что нужно отказаться от формальности.

Я знаю людей, которые трудятся над собой. Например, человек бросает пить. Он каждый раз исповедуется и отмечает: то дозу уменьшает, то в какую-то неделю радуется тому, что выдержал и не выпил. Во многих наших духовных недугах исповедь не будет формальной, если мы реально с грехом боремся. Конечно, если мы будем действовать по сатанинской поговорке «не согрешишь, не покаешься», мол, «ничего, батюшке скажу, он простит», тогда наша духовная жизнь бесполезна. Она делается не просто формальной, а легкомысленной.

Это не самая лучшая характеристика. Когда мы говорим о человеке, что он очень легкомысленный, мы очень настороженно к нему относимся. Например, берем такого на работу, а нам скажут, что он очень легкомысленный, и мы уже более внимательно присматриваемся к нему. Или девушка собирается замуж, а ей скажут: «Учти, ты выбрала очень легкомысленного парня». И всё, девушка может и свадьбу отложить или вообще отказаться от нее.

А почему-то в церковной жизни мы не просто позволяем, а считаем, что такое легкомысленное отношение – это нормально. Каждый раз исповедуемся в одном и том же. И хочется сказать: «Сколько можно? Давайте потрудимся». Приближается Великий пост. Мы уже как-то говорили: давайте потрудимся над тем, к чему мы привязаны. Какие у нас привычки? Избыток конфет?..

– Один мой знакомый как-то сказал: «Что-то я поститься не могу». А он в день выпивал бокал коньяка и съедал шоколадку. Я не священник, но сказал ему: «Ты попробуй это делать хотя бы раз в неделю, это и будет твой пост». Вроде, говорит, справился, получилось, Пасху встретил радостный. Чуть-чуть поборолся, получилось нормально.

– Радость победы была. Мы как-то говорили о наших военных, находящихся на фронтовой полосе. Вы знаете, как исповедуются эти ребята, которые раньше не исповедовались? Чувствуя смерть рядом, как они каются! Человек приходит и говорит: «Батюшка, я только сейчас понял, как я был груб со своей женой, со своими детьми, сколько я гадостей жене наговорил просто так, только потому, что она меня раздражала. Как я сейчас об этом жалею! Сейчас на руках бы ее носил». Слезы катятся у этих людей, настолько они жалеют о своих грехах. Или маму свою обижал, когда был подростком: «Каким же я был дураком, сколько гадостей матери своей наговорил! Что же я не понимал, какой это человек для меня?»

Смерть рядом – и как они каются! То есть их не приходится уговаривать, они не говорят чепуху, потому что знают, что, может быть, двух часов не пройдет – и больше никогда не будет возможности покаяться. Они каются от души. Как нам сейчас этого не хватает! Тем, кто находится в мирной полосе, в сытой обстановке, не хватает ощущения, что вдруг каешься последний раз.

– Да, соглашусь. Кстати, тоже был там, общался с ребятами. И вот такое наблюдение после общения в неформальной обстановке: мы последний раз провели там почти целый день, и я не слышал ни одного матерного слова. И даже многие священники говорили: погибает тот, кто с матерщиной идет.

– Да, я тоже об этом слышал.

– А тут реальные истории. Это правда. Вопрос: почему нужно именно это пережить, чтобы осознать какие-то вещи? Но будем бороться. Мы всегда говорим в наших эфирах, что наша задача, что бы ни происходило, – всегда быть начеку, на своем духовном фронте, бороться и пытаться стать лучше. Может, таким образом мир станет лучше вокруг нас.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Августовской иконы Божией Матери Выборгской епархии Ленинградской области священник Василий Тищенко. Тема беседы: «Какие молитвы угодны Богу».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать