Беседы c батюшкой. Нужно ли помнить зло. Протоиерей Вадим Буренин 27 января 2023

27 января 2023 г.

В студии протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма в честь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове г. Санкт-Петербурга.

– Тема сегодняшней передачи: нужно ли помнить зло? Мы можем помнить и добро, и зло. Мы можем помнить какие-то мелочи, определяющие самые значимые этапы нашей жизни. Мы можем помнить из детства что-нибудь такое, что греет нас до самой старости. Мы можем забывать какие-то вещи, которые для нашего разума, для нашей души могут быть губительными. Память наша избирательна. Но вот мы вспоминаем Великую Отечественную войну. Сегодня мы вспоминаем День снятия блокады Ленинграда и саму блокаду. Если кто-то из наших молодых телезрителей еще не видел кадров зверств фашистов во время Великой Отечественной войны, то мы себе все это представляем. Память об этом зле нужна или все-таки, как христиане, мы не можем помнить зла?

– Прежде всего, возлюбленные братья и сестры, сегодня вечер действительно добрый. Потому что мы сидим сейчас в студии, в Санкт-Петербурге, в городе в честь святого Петра, и у нас мирное небо над головой. И так происходит на протяжении уже достаточно длительного периода времени. Это большая радость для нас и для всех людей, кому дорого все то, что связано с исторической памятью нашего города; особенно, конечно, для тех, у кого есть еще память о родственниках, которые здесь погибли.

Мы обязательно должны делать выводы и извлекать уроки из тех событий, которые были в истории. Но одно дело – сохранять память о тех событиях, которые были когда-то давно, а другое дело – иметь злопамятство. Когда мы имеем злопамятство, это уже грех. Здесь мы должны прикладывать немало усилий для того, чтобы нам простить, прежде всего, какого-то человека. Потому что у нас, у людей, все связано именно с действиями тоже людей.

Хочу привести пример из жизни моего рода, когда в Калинине, который был оккупирован немцами, моя бабушка с моими мамой, тетей и дядей остались на момент оккупации без жилья, потому что в дом попала бомба. Произошло чудо: бомба взорвалась только после того, как они выбежали из дома. Но на начало оккупации у них не было жилья, не было ни документов, ни продуктов питания, ни одежды. Родной брат моей бабушки приютил их, и в этом же доме, в котором они находились, квартировались и немцы.

Однажды денщик вывел мою бабушку во двор, чтобы ее там расстрелять. Вслед за ним через некоторое время вышел офицер и стал объяснять этому денщику, что у этой женщины трое детей и ее не надо расстреливать. Вот человеческий фактор! Мог бы быть обыкновенный фашист, который бы еще порадовался тому, что дальше будет достаточно тяжелая ситуация с маленькими детьми, а он проявил, наверное, христианское милосердие, сострадание. Может, этот офицер тоже был христианином и для него это тоже было очень важно. Один Бог только это знает!

С одной стороны, мы помним об этом денщике, который был готов совершить это злодеяние, а с другой стороны, помним вот этого офицера, который этого злодеяния не допустил. Это сохраняется в нашей семье. Об этом невозможно не говорить. Потому что из этого складывается все то, что связано и с моей жизнью в том числе.

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Апостол Павел говорил: не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Как относиться к такому духовному совету? Человек хотел сделать что-то нехорошее, злое, недоброе, а в ответ сделать ему добро на это?»

– Конечно же, мы не должны отвечать на зло злом. Мы должны помолиться за этого человека, чтобы Господь вразумил его, помог ему стать действительно человеком. Но это же не всегда возможно. Одно дело – когда человек верит во Христа и у Бога есть  возможность помочь этому человеку потому, что человек тоже наверняка обращается к Богу, может быть, с просьбой о помощи.

– А если нет?

– А вот если он атеист или придерживается каких-то других (например, сектантских) взглядов, может, неоязычник, неофашист и т. д., то здесь все значительно сложнее. Здесь нужно создавать механизмы для того, чтобы этот человек дальше не мог это зло совершать, то есть должно быть ограничение зла. В частности, государство является именно тем важным инструментом, который ограничивает зло.

На сегодняшний день наше государство по-прежнему является христианским в своей нравственности и стремится к тому, чтобы та нравственность, которая была из столетия в столетие, и сегодня была на переднем плане. Сейчас и в плане законодательства принимаются соответствующие законы; например, о браках. Мы говорим о том, что те ценности, которые являются христианскими, для нас являются не просто красным словцом или какой-то данью моде, а настоящим руководством к действию. Наше общество позитивно воспринимает именно те вещи, которые связаны с христианской нравственностью.

– Понятно, что для нас, христиан, отвечать на зло злом невозможно.

– Но ведь отвечают! Есть немало примеров, когда люди пытаются отвечать на зло именно злом, тем самым увеличивая зло. Это является совершенно недопустимым. Здесь как раз очень много зависит от того воспитания, которое люди получают в семье, в детском саду, в школе, в среднем или высшем учебном заведении, в том коллективе, в котором они в конце концов будут дальше работать, в самом обществе, в государстве.

Очень важно, чтобы мы имели такую структуру внутри государства, которая бы позволяла из поколения в поколение жить, понимая, что эти нравственные ценности являются непреходящими. Когда мы читаем Священное Писание, мы поражаемся тому, что на протяжении очень длительного периода времени сохраняется вера и нравственность. Это ключевые вещи: единство веры на протяжении всей истории и нравственности в том числе.

Когда мы говорим о нашей вере, то говорим и о нашей нравственности. Поэтому воспитание в обществе является очень важным и значимым. Когда у нас есть реальное представление о том, какого будущего мы хотим для наших потомков, мы пытаемся выстраивать этот образ будущего здесь и сейчас. Если мы этого не будем делать, за нас это никто не сделает. На нас лежит самая настоящая ответственность за будущее.

Как лежала ответственность и на всех защитниках нашего города. Ведь эти защитники действовали потому, что у них было внутреннее убеждение. Они с этим жили. Это же были люди, которые были крещены именно в православии. Многие из них родились еще до революции, и в подавляющем большинстве люди были крещеными, посещали храмы, молились. Поэтому для них защита своего Отечества была не пустым звуком. Они вспоминали и те события, которые уже были в истории: события 1812 года, Куликовскую битву, исторические сражения Александра Невского. Поэтому они жили с тем, что им нужно сохранить землю Русскую для будущих потомков, и они ее сохраняли, в том числе и Церковь. Ведь недаром в блокаду были действующие православные храмы.

Более того, этим православным храмам само атеистическое государство давало и вино, и муку, чтобы можно было сделать просфоры, чтобы совершались постоянные богослужения. Это говорит само за себя. Даже атеистическое государство понимало, что те молитвы, которые совершаются, помогают защитникам нашего города иметь твердость духа, сохранять единство веры и, что очень важно, ту нравственность, которая была в народе.

– Меня поразило, что даже в самое тяжелое время православные ленинградцы нашли средства для того, чтобы была колонна «Димитрий Донской» и авиаэскадрилья «Александр Невский». Не хлебом единым жив человек, но что делать, когда хлеба нет совсем? И действительно, люди сумели перебороть все и, даже пройдя через такие испытания, нашли средства для того, чтобы поддержать фронт.

– Более того, я вспоминаю историю нашей семьи. В декабре 1943 года у моих бабушки и дедушки родился мой папа Николай. Особый период времени, блокада, и вот в этой блокаде оставалась еще и жизнь, и эта жизнь была полноценной. Они не были ущербными, они жили своей нормальной, полноценной жизнью, несмотря на то, что были в этом кольце блокады, что разрывались постоянно бомбы, снаряды. И нам тоже очень важно понимать, что в любых обстоятельствах мы должны оставаться людьми, живущими той жизнью, которая должна быть с Богом.

– Вопрос Ольги из Астраханской области: «Сейчас появился новый лозунг: не забудем, не простим. Конечно, все эти зверства, которые на Украине устраивают фашисты, невозможно ни забыть, ни простить. Раньше у нас был лозунг: никто не забыт, ничто не забыто. И мы это все понимали. А сейчас как же не простим? Как это с христианской точки зрения?»

– Я уже говорил о том, что мы не можем забыть все эти события, которые были в истории, мы помним о них и делаем из этого правильные выводы, потому что нам нужно дальше со всем этим жить. Мы должны помнить уроки истории для того, чтобы потом не наступать второй раз на те же самые грабли. А вот что касается прощения, то это напрямую связано с внутренним устроением каждого человека, когда каждый человек работает над собой. Но это связано и с другими людьми. Если какой-то человек сделал добро, то мы помним это добро, мы не забываем об этом добре, а если какой-то человек сделал зло, то у нас не должно быть злопамятства, желания отомстить во что бы то ни стало. Мы должны как христиане всегда возлагать на Господа свою печаль, и, возлагая на Господа свою печаль, именно в этот момент мы и являем себя настоящими, подлинными христианами, которые любят Бога и в том числе относятся с любовью к тем людям, которые искренни. Но и адекватно относятся к тем людям, которые творят злодеяния. И вот это зло, безусловно, нужно ограничивать.

 Злодеяний очень и очень много; более того, в нашем обществе, к сожалению, немало и убийств, и насилий, и каких-то событий, которые являются с христианской точки зрения совершенно недопустимыми, но они имеют место. И здесь тоже зависит от нас очень многое, не пройдем ли мы мимо в тех или иных обстоятельствах.

Совсем недавно сотрудница моего храма рассказывала: когда все переходили дорогу по «зебре», на зеленый сигнал светофора, одна из женщин на трамвайных путях потеряла сознание, упала. Большая, тучная женщина. И вот идет очень много людей, и все проходят мимо. Наша сотрудница остановилась, рядом с ней еще одна женщина остановилась, они смогли как-то все-таки ее приподнять и оттащить к тротуару, вызвали скорую помощь. Остальные-то люди прошли все мимо.

И у нас рядом с храмом тоже было много таких случаев, когда кто-то плохо себя чувствовал и кто-то из наших прихожан проявлял внимание, пытались посадить человека рядом с храмом на скамеечку, вызвать скорую помощь, помочь человеку. А некоторые так и умирали, в таком состоянии.

Я помню у нас был случай, когда женщина подошла к храму, оперлась на дерево, наша сотрудница спрашивает: «Вам плохо, может, Вам помочь?» Она завела эту женщину в храм, посадила на скамеечку, а это было как раз богослужение, которое я совершал, и  спустя маленький промежуток времени эта женщина умерла. И вот где умерла? Умерла перед папертью храма? Или умерла, когда ее ввели в храм, чтобы оказать ей помощь? Это тоже зависит от нас, как мы пытаемся поступать в той или иной ситуации.

Когда идут разговоры, что мы кого-то не простим, – это говорит о том, что наше внутреннее устроение требует большой работы. Оно требует того, чтобы мы смогли примириться с теми обстоятельствами, которые уже не изменить, они уже произошли. Поэтому у нас не должно быть этого злопамятства, у нас должно быть желание дальше жить, и жить во славу Божию, потому что это наша жизнь –  и мы ее должны прожить достойно.

Я вспоминаю своих родственников, которые пережили войну, пережили блокаду, – никто из них никогда никакого зла не вспоминал, ни в коем случае. Даже ни одного разговора не было, никогда не было какой-то злости, ненависти, упреков, каких-то проявлений, с этим связанных. Я помню и других жителей нашего города, блокадников, с которыми мы разговаривали, общались. Сейчас у нас есть прихожане – дети блокады, у них нет никакой злобы. Никогда они эту злобу не высказывали и не высказывают, потому что они с любовью относятся к этой жизни, которую им дал Господь. Они хотят эту жизнь прожить, не отравляя ее этой злобой и ненавистью, каким-то негативом. Не было у них этого и нет, и я очень рад, что они, как настоящие христиане, живут прежде всего с Богом. И нам тоже дают возможность, видя их такую праведную жизнь, жить соответствующим образом.

– За каждой литургией мы молимся о воинах, о погибших, мы молимся обо всех православных христианах и в особые дни поем «вечную память». Понятно, что мы просим вечной памяти у Господа, потому что вечной людской памяти быть не может. Но, с другой стороны, может, мы и себе просим, чтобы мы из поколения в поколение передавали эту память о людях, которые отдали жизнь свою за нас? Может, именно молитва отделяет нас от тех жестокосердых людей, которые готовы не забыть, не простить? Может, наша молитва сумеет преодолеть это заблуждение?

– Мы, конечно, молимся о защитниках Отечества, которые были в нашей истории. Но имена-то всех этих людей мы не знаем, мы же не помним имен всех, кто был рядом с Александром Невским, всех, кто был во время Куликовской битвы. К сожалению, не сохранила нам история имена всех защитников Отечества. Но Господь-то их знает, поэтому мы молимся обо всех вождях, всех воинах, и их знает Господь. И эта молитва всех нас, всей полноты Церкви, очень нужна перед Богом, потому что тем самым мы выражаем связь Церкви земной с Церковью Небесной. Главой Церкви является Господь наш Иисус Христос, и таким образом мы являем этим всю полноту. А без этой полноты, собственно говоря, невозможно дальше наше существование здесь, в лоне Церкви. Очень важно это понимать.

Но как бы мы ни молились – нужны все равно дела, и это должны быть дела милосердия, должны быть дела сострадания, это должны быть такие дела, которые помогут человеку, может, и совершившему какое-то злодеяние, преобразиться. И у нас есть масса примеров из житий святых, когда те или иные наши праведники претерпевали те или иные страдания, но эти страдания помогли другим людям осознать, что они были не правы, и выстроить свою жизнь иначе, стать настоящими людьми, стать христианами. Вот это является очень важным, и нам на сегодняшний день тоже нужно показывать, что мы не только на словах, не только в молитве христиане, но и на деле. То есть мы готовы помогать всем тем людям, которые в этой помощи нуждаются.

Вот сейчас сколько беженцев с территории Украины, и мы им всем помогаем. Я знаю, что даже наши питерские жители, которые сейчас трудятся кто в Крыму, кто на донецком, кто на луганском направлении, добровольческие группы, оказывают всю посильную помощь. А каждый день приходит очень много беженцев, по 500–600 человек на каждую точку, где есть наши добровольцы. И им всем нужно оказать помощь и духовную, и медицинскую, а где-то нужно и просто дать бутылочку воды, кусок хлеба. Кому-то надо купить билет, чтобы человек смог куда-то добраться, доехать. Совершенно разнообразная помощь, и по милости Божией  люди трудятся и помогают совершенно бескорыстно.

Многие православные христиане нашего города реально помогают, и эта помощь идет на постоянной основе. Я знаю, что даже некоторые руководители крупных компаний не чураются сами поехать, отвезти эту помощь тем людям, кто в ней нуждается. Нет никакого озлобления, нет никакой ненависти. Нужно понимать, что если мы христиане, если  хотим оставаться и дальше христианами с чистой совестью, то мы должны трудиться. И этот труд должен быть не только в том, что мы молимся, хотя это тоже очень важно, без этого ничего не будет вообще. Это наше обращение к Богу, это наша просьба, чтобы Господь нам помог, чтобы Божия Матерь помогла, Силы Небесные помогли, святые угодники Божии были вместе с нами. Но при всем этом мы должны сами трудиться. И я очень рад, что на сегодняшний день знаю много имен тех людей, которые трудятся. Даже не хватит сейчас времени этой передачи для того, чтобы перечислить имена всех этих людей, которые помогают. И перечислить конкретные дела по разным направлениям, которые они осуществляют, – так этих дел много.

И люди совершенно чистосердечно это делают, потому что у них внутренняя потребность совершать дела милосердия и сострадания. И конечно, очень важно, что это все с молитвой, в лоне Церкви, и люди еще приходят и спрашивают благословения, когда что-то шьют, делают. Приходят, просят, чтобы это было еще и Церковью освящено.

– Когда началась Великая Отечественная война, когда были все эти испытания, есть такое мнение, что Господь нам послал эти испытания за наше отступление от веры, за наше безбожие и за те преступления, которые были сотворены перед войной, после 1917 года. И более того, всяческие испытания, которые ложатся на нас, именно для того, чтобы нам очиститься, как в Священном Писании: золото, которое должно пройти огонь для того, чтобы стать чистым. Ваше мнение на этот счет?

– Человек должен проходить испытания. Когда мы говорим, что на человеке негде пробу ставить, это значит, что человек испытания не прошел. Потому что именно тот человек, который побывал в разных ситуациях и в этих ситуациях проявил себя должным образом, как настоящий христианин (а может, даже и не проявил, но покаялся в этом, извлек необходимый урок и не наступал уже второй раз на грабли, а может, и наступал второй раз на грабли, но Господь все же проявил к нему милосердие и голова на плечах сохранилась),  действительно продолжает свою жизнь и живет во славу Божию. Это, конечно, великая радость. Но мы должны понимать: чтобы человек стал наследником Царства Небесного, он на земле должен пройти обязательные испытания. И вот, пройдя все эти испытания, дальше представ уже пред Богом со всем своим багажом, человек тем самым засвидетельствует, достоин он дальнейшей вечной жизни с Богом или нет.

– Вопрос Галины из Санкт-Петербурга: «Я очень хорошо понимаю, что значит не помнить зла и даже молиться за того, кто совершил тебе зло в обычной мирной жизни. Но когда воин, только что потерявший друга в бою, идет в бой, защищая Родину, защищая свою мать и детей, как он должен молиться за того нациста, который убил его друга и из-за которого он должен защищать Родину? Как молиться за тех руководителей, которые хотят уничтожить свое государство? Как можно соблюсти слова: люби врага своего?»

– Можно и нужно молиться, чтобы Господь вразумил этих людей. Эти люди могут перестать стрелять и  сдаться. И мы вспоминаем события, которые были во Второй мировой войне, сколько народа спасли руководители немецкого командования под Сталинградом…

– Двести тысяч человек.

– Вот пример. В Калининграде, Кенигсберге, тоже сколько могло еще погибнуть людей, но было принято решение, враг сдался, и тем самым были сохранены жизни очень многих людей. Поэтому молитва действительно здесь помогает, она способствует тому, чтобы Господь вразумил и просветил в данном случае наших врагов, чтобы враги приняли правильное решение и не усугубляли в дальнейшем зло. Поэтому каждый раз просите воинов, чтобы они молились. Мы беседовали и беседуем с нашими воинами об этом, помогаем им в их нелегком служении оставаться людьми; и молиться в том числе.

И на сегодняшний день очень много примеров мы знаем, благодаря нашим средствам информации, которые нам рассказывают о совершенно чудеснейших событиях, свидетельствующих о том, что Господь с нами и молитва наша действенна. И там, где могла произойти трагедия, могли погибнуть люди – они не погибли. И многие воины так и говорят: «Я молюсь постоянно, и каждый раз, когда я был на волосок от смерти, я понимаю, что Господь меня сохранил, потому что еще немного в сторону – и все, меня бы уже не было. Но Господь мою жизнь сохранил, я продолжаю дальше молиться».

Я вспоминаю и прихожан нашего храма, воинов, которые сражались во время Великой Отечественной войны. Один танкист у нас был, воин Тимофей, он рассказывал о том, как всю Великую Отечественную войну он тоже молился. Более того, и родные за него молились. Как он рассказывал, папа каждый день не просто молился, а делал тысячу земных поклонов. Я думаю, многим даже трудно себе представить тысячу земных поклонов делать за своего сына каждый день. А вот его папа не ленился делать, и этот раб Божий Тимофей прожил девяносто с лишним лет, Господь его сохранил. И отошел в мир иной как верующий православный христианин.

Поэтому молиться важно, молиться нужно, молиться необходимо, в том числе и за наших врагов. У нас и молитвы есть, посвященные этому, и в молитвословах мы можем найти эти молитвы, в том числе на различных информационных православных интернет-ресурсах.

Я неоднократно молился Александру Невскому и получал ответ, что по этим молитвам люди получали помощь, люди мне сами рассказывали, что молитва Александру Невскому удивительным образом им помогала. Поэтому когда мы сегодня говорим о том, что нужно помолиться Александру Невскому и нашим другим прославленным воинам, Феодору Ушакову, Георгию Победоносцу, Димитрию Солунскому, нашим святым великомученикам, другим праведникам, – мы говорим о том, что есть духовный опыт предыдущих поколений, которые молились этим святым и получали  помощь, о которой они могли свидетельствовать. А многие свидетельствуют и по сей день, и эту помощь получают наши с вами соотечественники.

– Я вспоминаю слова Михаила Васильевича Ломоносова, который говорил, что если у народа нет прошлого, то у него не будет и будущего. А сейчас даже тем ветеранам, которые участвовали в Великой Отечественной войне, столько лет, что их остались единицы. И люди отойдут ко Господу, их не будет, и через некоторое время останется только наша эмоциональная память о войне и какие-то документальные кадры. А как сделать так, чтобы это не превратилось в такую любопытную историю, когда война представляется как некое приключение? Есть ли у нас гарантия от такой памяти, которая не будет иметь никакого значения для общества?

– Все зависит от нас. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы были у нас дни народной памяти. Мы бы вспоминали и о Ледовом побоище, и о Куликовской битве, и о событиях 1812 года, в том числе и о последних событиях. Очень важно, чтобы эта связь времен не была для нас какой-то абстрактной, чтобы мы и в себе возгревали подлинную, настоящую любовь и помогали нашему молодому поколению воспитываться именно в духе преемства нашей истории. Когда мы говорим о нашей истории, она для нас священна. История нашего государства, история нашей Церкви, история святости совершенно неразрывны. Когда говорим про Александра Невского, мы, конечно, вспоминаем и о том, что он великий святой, которому молились и молятся, у которого просили и просят помощи. Вспоминая Феодора Ушакова, мы вспоминаем о том, что это тоже наш великий святой, которому молились и молятся. Они проявляли любовь не только к своему Отечеству, но и ко всем своим ближним и стояли на защите интересов именно нашего православного Отечества.

Поэтому для нас, современных людей, очень важно делать все возможное для того, чтобы молодое поколение получало именно то воспитание, с которым оно сможет дальше воспитывать последующие поколения, чтобы этот процесс был непрерывным. И я думаю, что сейчас многие молодые люди, которые столкнулись со сложностями в нашей жизни, будут духово крепчать. Появится у нас много людей, которые будут искренне любить свое Отечество и будут искренне верующими людьми, которые смогут свою твердую, крепкую веру передавать и последующим поколениям.

–  Чтобы пробудилась наша память, нам нужны какие-то живые воспоминания, которых нет у нас сейчас. Но эмоциональная-то память откуда-то подпитывается. Каким образом она подпитывается? Вспоминая подвиг наших дедов, наших родных? Одна жительница блокадного Ленинграда рассказывала (она была тогда маленькой девочкой), что женщина в очереди за хлебом получила свои 125 блокадных граммов и отщипнула ей корочку.

– Это настоящее проявление христианской любви. Моя мама, которая пережила оккупацию в Калинине (сейчас это Тверь), прожила почти 80 лет, и она после себя ничего не оставила. Она всегда все, что у нее было, раздавала, никаким накопительством не занималась. Причем раздавала и свою любовь, ее общение с другими всегда было духовным. Она медицинский работник, до последних лет работала, стремилась каждому помочь, причем всегда бескорыстно. У нас никогда не было дома никаких подарков, подношений. И когда она видела, что людям нужно помочь, она эту помощь оказывала. Вплоть до того, что когда нужно было прилететь человеку из другого города с больным ребенком, говорила: пусть прилетает, хоть у нас и коммунальная квартира – мы все равно поможем.

Поэтому, возлюбленные братья и сестры, любите врагов ваших, ограничивайте зло, не давайте возможности злу здесь торжествовать! Но не допускайте и никакого злопамятства. Любите Бога и тех людей, которые искренни с вами! Храни вас Господь!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать