Беседы с батюшкой. Блуд и его влияние на душу. Священник Олег Патрикеев

30 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. 

– Тема передачи – блуд и его последствия для души. Сложная тема, в том смысле, что скользкая; можно задеть вопросы, которые касаются совсем личного. Но при этом люди их часто задают. Вопросы возникают самые разные. Начиная от того, где в Священном Писании есть указание, что жизнь вне брака – это блуд, и заканчивая тем, что современный мир сложный и совсем другой, нежели в те временя, когда писалось Священное Писание. В связи с этим говорят, что, может, имеет смысл пересмотреть некоторые вопросы, связанные именно с любодеянием, блудом? Первый вопрос, который задают люди, очень простой и понятный: что такое блуд?

– Тема серьезная. Хотелось бы даже добавить: 12+ или 18+ (то есть для каких зрителей мы сейчас будем говорить…) Хотя я думаю, психология человека как раз начинается с познания своего «я», своего тела. Об этом можно позже поговорить, а начать хотелось бы с того, кто же был первым. И потом понять последствия того, что мы имеем.

Посмотрим, что говорится в Писании, которое нам дается как раз для того, чтобы разобраться в нашей жизни, про первое прелюбодеяние, так называемый блуд. Это слово можно перевести как «заблудился». Слово красивое, но корень-то – «блуд». В лесу можно заблудиться, но выйти на свет. А первый блуд – это самолюбование, самовлюбленность. Как мы иногда себя рассматриваем в зеркало и говорим: «Как я прекрасен!» И ждем, сколько «лайков» нам поставили. Это самолюбование и привело Денницу, можно сказать, первого «красавца» в духовном мире, к падению. Потому что сейчас он является сатаной, дьяволом, противником, врагом рода человеческого. У него множество названий.

А падение и есть одно из свойств ухода от благодати, от Бога, от Его действий на духовный мир. Ведь ангелам была дана такая же свобода. Они были вправе выбирать: оставаться с Богом или нет. Вот здесь как раз этот блуд является первым падением. Потом это самолюбование, видимо, закончилось на том, что ведь одному-то всегда быть в грехе как-то непривычно, хочется кого-то еще.

А кто же был следующим, как не Ева? Ведь дьявол подошел не к Адаму, а почему-то к Еве. Вот это вожделение Евы, которое он ей преподнес в сладости плода, хотя и запретного, привело опять к уходу от благодати в самолюбие, в какое-то свое «я». Здесь и произошел второй блуд, но уже принятие греховного плода, вкушение его.

Кстати, интересно, сколько времени прошло с того момента, когда Ева принесла надкушенный плод (или новый – мы не знаем)  Адаму? Сразу она его увидела и побежала к нему? Прошел день, может, прошла ночь в размышлениях? Мы об этом не знаем. Но пишется, что она дала плод Адаму – и он ел. Так он стал третьим. Вот три фигуры, которые, можно сказать, от одной миски вкусили запретный плод греха. Вот блуд. Вот начало этого страшного отшествия от Бога, блудодействия, то есть ухода, заблуждения. Можно придумать множество глаголов.

Теперь по наследству, которое нам оставили Адам и Ева, вместе с первородным грехом мы принимаем в свою плоть все последствия этого падения, а одним из них и является блуд. А вот что такое блуд? Здесь можно очень много рассказывать, в том числе о духовном блуде, когда человек может быть в поиске как бы истинного Бога, но  заблудился и уходит в секту. Это тоже блуд. Все, что не ведет нас к Богу как к свету, – это заблуждение, блуд.

– Получается, что блудный сын – это не развратный сын, а человек, который заблудился?

– Да, но в его заблуждении был и разврат. Мы знаем из Писания, что он все-таки коснулся этого разврата, потому что этот плод слишком сладок, и для тела он является очень сильным энергетическим пристрастием. Это одно из самых любимых козырей у дьявола. Практически святые люди падали. Мы знаем из Писания, что даже люди, которые были святыми при жизни и исцеляли, падали в блуд, потому что это сильнейшее жжение. Как описывается у отца Сергия, нужно отрубить себе палец, чтобы как-то очнуться от этого. Преподобный Паисий писал, что когда на него нападал бес блуда (а это один из сильнейших бесов, которые работают на дьявола), он тихонечко бил себе острием топора по ногам, чтобы кровь пошла, чтобы очнуться. Потому что он понимал, что до падения остается две секунды. Я думаю,  бес блуда не обошел ни одного человека. Мы рождаемся с этим влечением. Даже дети в том возрасте, когда находят первое отличие мальчика от девочки, уже находятся в этом стремлении, еще не развратном, но уже понимают, что есть другой пол.

– Но ведь в том, что мальчик начинает себя осознавать мужчиной, а девочка – женщиной, нет ничего страшного. Это природа. И наверняка сегодня будут звонки о том, когда человек живет в гражданском браке, когда мы сейчас уже не думаем о том, что нужно хранить целомудрие.  Мужская половина, во всяком случае, не думает, что целомудрие – это то, что необходимо хранить в современном мире. Здесь тоже проблема, которая возникает у нас именно в понимании блуда. Но ведь блуд нами осознается именно как развратные действия, свои собственные или чужие, происходящие в этом мире именно в плане взаимоотношений полов. Но все равно мы думаем о том, где грань между целомудренным жительством в браке или до брака и блудом. Каким образом он касается жизни всех нас?

– Этот грех познается только законом, который дан Моисеем людям. Без закона как бы и греха нет. Мы его не чувствуем. Есть закон – есть грех, нет закона – нет греха. А как же теперь познать его? Давайте посмотрим на десять заповедей. Одна из них, седьмая, как раз об этом и говорит: не прелюбодействуй. Уже тогда было понятно, что одна из древнейших профессий связана с пристрастием мужчины к женщине. Закон был четким, и исполнение закона предотвращало дальнейшее падение.

Как только человек переступал черту этого закона, его наследственная генетика разрушалась. Евреи прекрасно это понимали. Поэтому прелюбодейка побивалась камнями прилюдно, была извергнута. Даже ее одежда уничтожалась, а ее дом сжигался до основания, чтобы даже памяти о ней никакой не было. Она была вычеркнута из жизни клана или еврейской общины. Тогда это было правильным. Это был практически единственный народ, который сохранял этот закон.

– Но в этом случае мужчина, который пользовался услугами таких женщин, тоже должен был нести наказание.

– По еврейскому закону, конечно, да, но в те времена женщина все равно не считалась равной мужчине. Поэтому мужчина мог давать разводное письмо. Как спрашивали Христа: позволительно ли разводиться мужу с женою? При этом они говорили: «Моисей же нам разрешал. Почему же Ты нам говоришь, что нельзя?» А Христос отвечал: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. Это у вас такие жесткие сердца. Вам одна не понравилась, а другая понравилась. Написали разводное письмо – и до свидания.

– Вопрос телезрителя: «Известно, что Бог творит только добро. Перед тем как Денница заблудился, вокруг него было сплошное добро. Вы сказали, что у него было право выбора. Но чтобы выбирать, нужно иметь две противоположности. Тогда это выбор. А выбирать из хорошего более хорошее – это уже не выбор. Тогда получается, что он выбрал зло, которого не было. Получается, Денница сам сотворил зло и выбрал его. Тогда он как творец приравнивается Богу. Опять абсурд. Как Вы это объясните?»

– Очень хороший вопрос и современный. Как такового зла, если взять его как зло, как какой-то объект, который мы можем пощупать или потрогать, нет; самого источника зла нет. Дело в том, что зло можно сравнить с тьмой. По физическим законам тьма – это обычно отсутствие света. Мы не можем тьму измерить никакими предметами, кроме как тем количеством света, которое в него попадает. Так и холод можно измерить только отсутствием тепла. В принципе, зло – отсутствие добра. Конечно, источник того падения есть. Для нас тот факт, как точно архангел согрешил, скрыт. Мы из Писания знаем только, что он согрешил гордостью. Пал Денница, пала утренняя звезда. Как ты был высок! Ты возомнил о себе, что сам сможешь стать Богом.

Это был красавец архангел, который управлял звездным небом. Представьте, в его крыльях звездные россыпи, он разбрасывает, как бисер, звезды, составляя красивейшие созвездия, помогает управлять небом. То есть это умный ангел. И вдруг появляется человек. Ведь основное, что было дано человеку, – образ Божий, которого не было в архангеле. Человек был введен во вселенную, как говорится в Писании, показан всем ангелам, чтобы они служили ему (см. Евр. 1, 6). Вот где конфликт: встреча архангела Денницы с человеком; и он должен был поклониться, служить этому маленькому человечку! Гордость: я не поклонюсь, он мне поклонится. Что и произошло. Он решил погубить человека, чтобы не он служил человеку, а человек ему служил. Что он и сделал. Это был умный архангел, умнее человека, получается. Хотя в человеке – образ Божий.

Человеку дана была заповедь как закон: не вкушай это. Но человек нарушил заповедь по собственной воле, потому что у него была свобода. Свобода была и у Евы, и у Адама. Этой свободой как раз и воспользовался желающий погубить человека архангел; он стал противником Бога. «Анти» – «против». Антихрист – против Бога, против Христа. Вот вам и источник зла, присутствующего в мире.

У человека и сейчас есть свободная воля, он неподвластен дьяволу после крещения. Со времени своего рождения человек без крещения находится как бы в матрице сатаны, который сотворил свой призрачный мир. Но в крещении человек рождается заново: он умирает для этой матрицы и рождается в новый мир. «Во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Человек становится христианином не потому, что его водичкой побрызгали; погружаясь в купель, он как бы умирает со Христом, а выходя из купели, воскресает с Ним. Это прообраз того, что совершается в таинстве Крещения. Вот такой ответ.

– Вернемся к нашей теме. Вспомним времена Ветхого Завета, когда у мужчины было несколько жен, и это считалось нормальным. Давайте продолжим наш разговор о разводном письме. Господь сказал: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими.

– Можно вспомнить о том, как была сотворена Ева. Когда Адам уснул, из части его плоти (из ребра) была сотворена Ева. Когда Адам проснулся, он увидел в Еве самого себя, он сказал: это кость от костей моих и плоть от плоти моей. А Ева увидела в Адаме себя. Это было единение. Это происходит во время венчания, когда двое сочетаются...

– И становятся одной плотью.

– Сказано в Писании: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Вначале было так. Но человеку свойственно забывать все хорошее, жить по своим страстям, а потом еще придумывать законы под эти страсти. Моисей заповедал давать разводное письмо, но вначале было по-другому.

Теперь, когда происходит венчание, происходит венчание уже со Христом. Глава мужу – Христос, глава жене – муж. Вот домашняя церковь. Муж и жена, сочетаясь вместе, становятся одной плотью. Ева (ребро) как бы встает на свое место, защищая сердце Адама, которое было свободным, открытым для стрел амура, и они снова становятся одним целым. Два человека, но одно целое. Вот она целостность. Ева – это чувства, Адам – это ум. Вместе это чувственный ум, либо умные чувства. Попробуем разделить – и получим безумные чувства или бесчувственный ум.

– Сейчас целомудрие воспринимается как некий атавизм. Скажи сейчас молодому человеку, что нужно быть девственником до той поры, пока не вступишь в брак, – на смех поднимут! Более того, даже на слова священника о том, что надо жить целомудренно, скажут: «Отче, в каком веке Вы живете?..» Это проблема для молодых людей. Общество воспитывает именно такой подход к жизни, что не нужно хранить никакого целомудрия. Фильмы говорят о том, что внебрачные отношения – это норма. И попробуй сказать что-то другое! Каким же образом сейчас современным языком ответить на эти вопросы?

– Во-первых, надо поменять источник информации. Потому что информация как раз оказывает то разрушительное (либо, наоборот, созидающее) действие, которое позволяет сосредоточиться на проблеме. Если у нас информация – постоянно разрушающая, то мы на выходе получаем последствия этой информационной войны, которая ведется. Мы видим разрушенные семьи, разбитые сердца, брошенных детей, людей с психическими отклонениями и так далее. Это проблема. Но решается она только изменением источника информации.

Отец Дмитрий Смирнов (Царство ему Небесное) однажды сказал: если бы мне дали возможность, я за два года изменил бы демографическую ситуацию в стране, я запретил бы все фильмы, которые способствуют разрушению семьи, пропагандируют наркотики, убийства и другие страсти, и начал бы проводить нормальную политику: спорт, любовь, христианство. Есть много хороших фильмов. Ведь в СССР был, можно сказать, запрет на секс, говорили, что секса у нас нет. То есть даже тогда понимали, что это такая информация, которая разрушает не только семью как ячейку общества. Семья – малая церковь. Значит, надо запретить на государственном уровне эту информацию, тогда на выходе мы получим нормальное общество.

– Вопрос телезрителя: «Святые говорят, что грехом блуда человек может быть одержим до выхода души из тела. Это могут быть мечтания, представления, мысли, которые приводят к разжжению плоти. Даже в храме это может появляться. Если это так, то какие самые простые методы воздействия на этот яд? Какое есть противоядие?»

– Вы упомянули о том, что этот грех присутствует до гробовой доски. Есть поговорка: седина в бороду – бес в ребро. Но на каждый грех, на каждую страсть есть и лекарство. И святые отцы всё подробно описали. Они ничего не выдумывали, они болели этим грехом, победили его и потом написали, чем победили. Как хорошие врачи: сначала они вакцину испытывают на себе, как она действует.

Есть прекраснейшее противоядие, и о нем написано в Евангелии, в том месте, когда Христос исцелял болящего отрока, которого дух бросал то в огонь, то в воду (можно предположить, что он впадал и в блуд). Пост и молитва – другого пути нет. Даже если вы отключите телевизор или уйдете в затвор, то все, что накоплено в голове, в плоти, пойдет вслед за вами. Бес блуда будет двигаться постоянно, пока мы не начнем бороться с ним. Но борьба бывает разная. Кто-то не может поститься, тогда ему нужно покаяние. Покаяние, когда ты открываешь священнику правду о своем постоянном грехопадении, оказывает сильнейшее действие не только на беса блуда, но и на другие страсти. Движение плоти бывает разное: кто-то блудит с холодильником, кто-то любит собак больше, чем своих детей. И так далее. Все это – нарушения заповеди о любви, слова которой мы переставляем задом наперед как шахматы: то есть мы сначала любим себя, а потом Бога.

Самое действенное средство – пост, для начала хотя бы в среду и пятницу. Прекратить винопитие, прием жирной пищи на ночь, потому что все это приводит тело в горение, плоть начинает разжигаться. Это все равно что заправить машину бензином, включить двигатель и поставить в гараж... Надо меньше заправляться. Заправиться водичкой, сухариками – и в стойло.

– Продолжим разговор о гражданском браке и сожительстве. Гражданский брак – это брак зарегистрированный, но не церковный. С одной стороны, всем понятно, что такое венчанный брак. С другой стороны, часто происходит так: давай-ка мы повенчаемся, чтобы у нас не было никаких проблем. Но через год люди разводятся,  их ничто не держит. Просто появляется еще одна проблема – нужно обращаться в церковь, чтобы аннулировали венчанный брак...

– Венчание не является гарантией. Было бы здорово: повенчался – и живи себе, не думай ни о чем, как будто бы получил вакцину от прелюбодеяния. Венчание дает человеку понимание, кто он, что он, где находится. Когда таинство Венчания совершилось, супруги вместе становятся одним целым, они неразделимы.

Иногда ко мне приходят люди и спрашивают: «Батюшка, как нам развенчаться?» Я говорю: «Пилу принесите». – «Зачем?» Говорю: «Будешь отпиливать себе руку». – «Я не буду отпиливать». – «Почему? Больно будет?» – «Больно». Так ты это и делаешь! Ты распиливаешь вселенную, которую создал вместе с Богом. Твоя семья, твои дети – это маленькая вселенная, а ты кидаешь туда атомную бомбу. Ради чего? Потому что пришел маленький бес прелюбодеяния и шепнул: а вот эта лучше, интереснее, умнее... Это раздел не только имущества, но и души, и тела.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Каждому человеку при рождении дано время жизни, сколько он проживет. Например, дано человеку 60 лет. Но если человек живет в разврате, в грехах, может ли Господь сократить ему жизнь на несколько лет, чтобы он больше не творил бед? Как Вы считаете?»

– Очень трудный вопрос. И сколько человек будет грешить – одному Богу известно. Другое дело – как сделать так, чтобы этот человек не грешил. Вот здесь как раз и нужна помощь друзей, близких, родственников. Ведь отчего человек грешит? От малой любви, к нему мало любви. Или было очень много любви, а потом он эту любовь потерял. Как дети: сначала их любят, любят, любят, а потом они вырастают – и им уже не хватает той любви, которую дают родители. И они бегут искать любовь на стороне. Им нет разницы, кто их обнимает. Дьявол их обнимает с удовольствием, представляя им такую композицию, что они забывают про родительский дом.

Блудный сын забылся в своих страстях, забыл путь домой, пока не стал голодать. То есть у него начался пост – и через пост он вернулся домой. Он начал голодать, у него включился ум, начались размышления о том, что он сделал. Через голод (через пост) он начал понимать, что конец близок. Но, оказывается, есть возможность вернуться домой. Это уже тема о блудном сыне.

Знаете, иногда Господь дает человеку возможность грешить до последнего издыхания. Благоразумный разбойник, что был на кресте рядом со Христом,  грешил серьезными грехами, но успел включить ум, потому что плоть перестала желать греховных страстей. И болящий человек перестает грешить. Болящий человек – практически святой: его плоть ничего не желает, душа желает только одного – молитвы и спасения.

Отвечаю на вопрос телезрительницы. Когда Вы начнете молиться за этого человека, просить Бога, чтобы Он изменил Вас и его, тогда наступает власть Бога. Господь не может войти в жизнь человека без разрешения самого человека или просьбы других людей. Помните, в Евангелии четыре человека принесли своего полумертвого друга на носилках ко Христу...

– И крышу разобрали.

– Да. Сколько они проблем сотворили людям! Но они принесли своего друга. И по вере их Господь исцелил его. То есть даже в таких ситуациях еще не все потеряно. Найдите себе еще троих, вчетвером молитесь за этого человека – и все получится.

– Хорошая мысль. Потому что Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Моему младшему сыну 13 лет, у него переходный возраст, началось половое созревание. Как нужно с детьми разговаривать о рукоблудии? Сам он мальчик верующий, в церковь ходит, но от этого застраховать невозможно. И беседы на эту тему отец с сыном просто обязан проводить. Я считаю, корень проблем в том, что родители не разговаривают с детьми. Как Вы смотрите на эту проблему, которая возникает у каждого мальчика? Это очень важно».

– Очень серьезная тема. Здесь очень много вариантов духовной помощи для ребенка. Во-первых, совместная молитва и чтение Евангелия. Надо заинтересовать его чтением Евангелия, но это должно быть не назидательно с Вашей стороны. Это должно быть путешествие. Читайте Евангелие как письма Иисуса Христа каждому из вас. Можете выписывать маленькие отрывочки из Евангелия и делать письма. Потом скажите: сын, тебе письмо от Иисуса Христа. Представляете, как он удивится... Это не игра, не квест какой-то. Он откроет и прочитает. Например, возьмите отрывочек из послания апостола Павла: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!.. Из таких моментов можно написать письма для детей.

Второе – спорт. От занятий спортом изнемогает плоть. Занятия спортом напрягают мышцы, мускулы, возникает стремление стать сильным. Это нормально, даже если это будет с некоторым тщеславием. Спорт все равно развивается на тщеславии, но его можно преподносить как славу Творцу, Богу. Ведь каждый человек – это прекраснейшее создание, творение, изваяние духовное, которое сотворил Бог.

И, конечно же, нужны совместные беседы. Но я не стал бы раскрывать сыну сразу все сексуальные тайны, это очень опасно. Еще важна та информация, которая поступает ребенку со стороны. То, что мы в свое время прятали, сейчас можно легко увидеть. Даже страшно подумать, что можно увидеть у детей в смартфонах! Сохранить ребенка может только материнская и отцовская молитва. Благословляйте его каждый день с утра. Молитесь Богу, если чувствуете, что бес подступил к нему, чтобы Господь послал ангела-хранителя. Вместе читайте молитву ангелу-хранителю. Важно, чтобы ребенок понимал, что это не его желание; это желание нашей греховной плоти, которая, увы, страдает от этого.

Обязательны причастие, исповедь. Если Вы чувствуете, что ребенок уже готов серьезно исповедоваться духовнику, ищите его. Таким образом можно уберечь ребенка. Но от мира не спрячешь. Может быть, будут и падения. Но в исповеди и душа, и тело, и дух человеческий восстанавливаются. Покаяние – как второе крещение.

– Подводить итоги этой теме невозможно. Насколько важна и необходима молитва об избавлении от греха блуда?

– Одной молитвой не помочь. Молитвы без поста, как и поста без молитвы, недостаточно. Как все совместить? Нужно уповать на милость Божию, если чувствуешь, что этим грехом болеешь. Иногда ведь человек не понимает, что он болеет этим грехом, ему кажется, что все это естественно. Но Евангелие нам говорит очень строгие вещи. Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

Тело – наш храм. Не впустим туда духа блуда, и тогда Господь даст нам венцы мучеников, потому что это мученичество.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Таисия Зыкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать