Беседы с батюшкой. Священник Петр Панов. Ответы на вопросы

29 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает благочинный Одигитриевского округа, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Большом Свинорье священник Петр Панов.

− Отец Петр, давайте поговорим о Рождественском посте. Что это за период, в который мы со всей Церковью вступили?

− Это период, когда мы с вами готовимся к тому, чтобы принять праздник Рождества Христова. Этот длительный период еще по-другому называется Рождественская Четыредесятница, потому что он оканчивается именно этим большим праздником − Рождеством Господа нашего Иисуса Христа. Это один из многодневных постов нашей Церкви. Если смотреть на него с точки зрения устава, то, с одной стороны, он строгий, а с другой, у него есть послабления: в субботу и воскресенье разрешено вкушать масло, вино, рыбу. В понедельник, среду и пятницу по уставу сухоядение: запрещена отварная пища с маслом и горячие напитки (кофе, чай, компот). Но это, конечно же, как мы с вами понимаем, устав для монахов, которые постоянно пребывают в молитве, послушаниях, ведут равномерный образ жизни, живя в монастыре. Для нас, мирян, конечно же, поститься по этому уставу очень сложно. Поэтому внимание мы обращаем (как Рождественским, так и другими постами) прежде всего на духовную составляющую, потому что пост − это не самоцель. Как нам говорит Господь, блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. То есть пост − это как раз тот период, когда мы с вами должны задуматься, как нам начать очищать свое сердце.

− Вопрос телезрительницы: «Я хотела бы узнать, что такое благодать».

− Это, я думаю, одно из самых употребляемых слов в нашей Церкви. Слово «благодать» переводится как «благой дар». Григорий Палама говорил о том, что благодать − это энергия Божия, действие Бога на нас. Мы можем почувствовать благодать, когда, например, исполняем волю Божию, молимся, делаем добрые дела, причащаемся Тела и Крови Господа. Если мы посмотрим на то, как слово «благодать» употребляется в миру, то здесь, конечно, возникают большие вопросы. Благодать – это когда мне хорошо, у меня доброе настроение, я расположен ко всем. Но в христианской Церкви благодать понимается именно как действие Бога на нас. То есть Господь через благодать Святого Духа показывает нам, что мы сейчас находимся с Ним, стоим на правильном пути, творим Его святую волю. Чуткое христианское сердце понимает, что именно сейчас находится с Богом.

− Как понять, что чувство благодати, которое ты ощущаешь, это действительно благодать, а не прелесть или бесовское наваждение?

− Это как когда задают вопрос: мне приснился сон, от Бога он или нет? Здесь нужно смотреть, насколько те или иные события нашей жизни действуют на нас. Если приснившийся нам сон (не важно, какие события в нем происходят) подталкивает нас к покаянию, к тому, чтобы нам, осознав свою жизнь, измениться к лучшему; если у нас возникает желание жить не по своей греховной воле, а по воле Божьей, тогда это действие Бога. А когда мы находимся в прелести, начинаем гордиться собой, что мы не такие, как все; когда мы начинаем превозноситься и ставим себя на первое место, тогда, конечно, здесь не благодать, а бесовская прелесть. И этого не должно быть. Можно ощутить, приближаемся ли мы к Евангелию, к словам Божьим или отходим от них, идем к Богу или же отступаем от Него.

− К вопросу о прелести. Допустим, я сделал что-то хорошее и думаю, какой я молодец. Это прелесть или нет? Или прелесть − это понятие из духовной жизни, когда я думаю, что стал святым?

− На самом деле 99,9 процента нашего времени мы находимся в прелести. Почему? Потому, что у нас, как говорят святые отцы, что ни шаг, то какой-то грех. А грех − это же как раз проявление прелести. Когда мы что-то доброе делаем и хвалим себя за это, то в этот момент мы, конечно же, находимся в прелести. Господь говорит: без Меня не можете делать ничего. То есть ничего доброго, святого, хорошего. А когда мы хотим себя похвалить за доброе дело, то мы ошибаемся. Мы, конечно же, должны понимать и оценивать наши действия, хорошие они или плохие, но хвалить себя − это неправильно.

Нужно благодарить и хвалить Бога за то, что Он нам помог то или иное доброе дело совершить. И самая лучшая благодарность выражена в словах молитвы, которые священник читает во время совершения Божественной литургии. Евхаристия − это как раз благодарение Бога: мы благодарим Его за все Его великие благодеяния, видимые и невидимые.

В прелести мы очень часто находимся. Пускай каждый из нас не забывает, что из нее выход только один − Господь и Бог наш. Он нас выводит из прелести через покаяние, смирение и благодать Божию. Мы просим, чтобы Господь всегда был с нами. Как мы говорим на всякой службе, когда читаем малую ектению: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью». То есть мы просим помощи Божьей, чтобы благодатью нас Господь сохранял от всякого зла.

− Мне кажется, если не оценивать положительный результат, которого ты достигаешь в жизни, то очень легко впасть в уныние. Но если начинаешь его оценивать, то находишься на грани с прелестью. Как можно справедливо оценить результат своей работы, своего труда, усилий, но в то же время не впасть в прелесть?

− Например, ты наливаешь себе бокал вина, но что ты ставишь себе целью? Зачем ты это делаешь? Для того, чтобы поправить свое здоровье? Как говорил апостол Павел: пей немного вина ради желудка твоего. Или же ты просто хочешь расслабиться, отрешиться от своих забот, проблем? Или ты хочешь напиться и забыться? Если ты не будешь оценивать, к какому результату привел этот бокал вина, то, конечно, можешь далеко уйти. Здесь нужно смотреть на результат того или иного действия: насколько это помогло мне в духовной жизни стать лучше (хоть чуть-чуть) или же, наоборот, это меня отбросило, отодвинуло от Господа Бога.

Например, пройдет сорок дней Рождественского поста, и мы 7 января посмотрим на себя и сравним с теми, какими были 28 ноября. Стали ли мы ближе к Богу? Насколько нам помог в этом Рождественский пост? Правильно ли мы двигались по направлению к окончанию поста и встрече праздника? Правильно ли мы это делали?

Если после Рождественского поста мы стали меньше смотреть телевизор, меньше развлекаться и объедаться, больше стали молиться, ходить в храм, нам понравилось читать Священное Писание и духовную литературу и это действительно закрепилось за нами, тогда мы оцениваем время, проведенное Рождественским постом, как благое и доброе. Опять же мы не хвалим себя за это, наше дело только попросить у Бога помощи. Он нас укрепляет и помогает совершать путь к изменению своей души. Но если мы оцениваем и видим, что у нас ничего не произошло, мы не изменились к лучшему за время Рождественского поста, значит, мы неправильно двигались, не на то обратили внимание. Может, мы все свое внимание бросили только на то, что есть или не есть, и шли не туда. К сожалению, так бывает.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Иоанна после воскресения Христос является апостолам, дует на них и говорит: примите Духа Святого. После вознесения, на Пятидесятницу, Святой Дух уже явным образом сходит на апостолов. Так почему апостолы первый раз не приняли Духа Святого, что Ему пришлось второй раз появляться? У них не хватило решимости? Что им помешало?»

– Это благословение Иисуса Христа, которое мы часто слышим на Божественной литургии, когда священник поворачивается к народу из алтаря и благословляет его своей десницей, говоря: «Мир всем». То есть священник призывает на всех молящихся благодать Святого Духа. Кто-то ее принимает, кто-то нет. Господь Сам смотрит, какое состояние души в данный момент у прихожанина. Если мы стоим в храме, озлоблены на кого-то, развлекаемся мыслями или наши мысли рассеялись и мы вообще думаем о другом, то какой на нас снизойдет мир? Просто это все пройдет мимо нас. Но когда человек сосредоточенно, с благоговением, смирением, покаянием и вниманием стоит в храме Божием, на него как раз и сходит благодать Божия. Бог Сам приходит и осеняет человека.

Но это действие не нужно путать с действием сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, когда в виде огненных языков Сам Дух Святой снизошел видимым для всех образом в Сионской горнице, в которой были собраны ученики Христовы, Божия Матерь. Мы читаем в Деяниях святых апостолов, как ученики, получив уже видимым образом благодать Святого Духа, разошлись по миру и начали проповедовать Иисуса распятого и воскресшего разными языками. Они творили чудеса, засвидетельствовали свое учение и проповедь мученической смертью. Да, это разные действия.

Мы переживаем день нашей собственной Пятидесятницы, когда принимаем таинство Крещения. Эти два события не нужно путать. Когда священник вас благословляет и говорит: «Мир всем». И когда мы принимаем благодать Святого Духа в день нашей Пятидесятницы во время таинства Крещения. Здесь мы сначала изгоняем злого духа из человека, потом совершаем крещение и миропомазание.

Бог таинственным образом соединяется с человеком, поэтому и называем это таинством Крещения. Бог снисходит на человека, его освящает. Дай Бог нам всем полученную в день нашей Пятидесятницы благодать Божию сохранить.

– Через это благословение и возглас священника «Мир вам!», наверное, посылается некий дар Святого Духа, который должен умиротворить человека, привести его к желанному состоянию мира. Как оказаться в этот момент, будучи в храме, достойным принятия этого мира?

– Мы для того и приходим в храм, чтобы помолиться, и всегда видим, как священник или диакон выходит из алтаря с кадилом. Дым, который выходит из кадила, поднимается вверх – это призыв всех верующих к тому, чтобы наша молитва от земли к небесам, как этот дым, восходила. Главное условие, чтобы наша молитва была приятна Богу, – это наше отношение к людям: доброе, незлопамятное и безгневное. Тогда мы можем надеяться на милость Божию, которая нам ниспосылается через возглас священника: «Мир вам!» Тогда сама благодать Бога сходит на человека, его освящает. Надо быть со всеми примиренным, как мы в молитве «Отче наш» говорим: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Если мы все грехи людям простили, то и Господь нам простит. Это очень важно, братья и сестры, понимать. Идем в храм, и зачастую как происходит? Едешь на машине или на общественном транспорте, и в дороге что-нибудь происходит. Или когда еще дома находишься, с ближними поругался. Или кто-то тебя подрезал, ты опять потерял мирный дух. Входя в храм, ты обязательно должен успокоиться и всех, кто оскорбил, унизил, простить и отпустить, сказать: «Господи, прости меня, грешного. По грехам моим достойно принимаю». И тогда твое стояние в храме, твои молитвы будут Богом приняты. Тогда и мир Божий, который есть благодать Святого Духа, снизойдет и коснется каждого сердца, молящегося в храме.

– Наверное, задуматься и поговорить об этом особенно актуально в дни поста. Что можно, нельзя и нужно делать во время Рождественского поста?

– Само слово «пост» означает: стоять на карауле. Мы, как стражники своей души, сердца, смотрим и бдим за тем, чтобы никакие злые помыслы не входили в наше сердце, не проникали туда. Мы тут же должны отбрасывать гневные, блудные, хульные, раздражительные мысли и смотреть, чтобы сердце не было пустым. Ну, пришли эти помыслы, мы их отогнали, стараемся ничего дурного не говорить, следим за языком, глазами, ушами, но если в этот момент оставляем наше сердце в пустоте, то есть не заполняем благодатью Божией, то тогда пост получается неполноценный. Нашу сокровищницу сердца мы не наполняем тем, чем должны: чтением Священного Писания, частым стоянием в храме за богослужением, молитвами, добрыми делами.

По словам пророка Исайи, Богу не нужны наши жертвоприношения, наши молитвы, Он самодостаточен, Богу нужны наши сердца, наши добрые дела, которые мы, к сожалению, любим откладывать на потом. Потом маме и папе позвоню, потом посещу больного в больнице, навещу заключенного в темнице, одену нагого и так далее.

Если мы будем вот об этом думать, то тогда пост послужит нам во благо. Мы будем наполнять наши сердца благодатью Божией, чтобы вынести благо из Рождественского поста. Это то, к чему и призывает нас Господь. Как многие священники и миряне желают друг другу на день Рождества Христова: «Чтобы Богомладенец родился в твоем сердце». Это, конечно, красивые, поэтичные слова, но что за этим пожеланием стоит? Чтобы мы  стали хотя бы чуть-чуть достойны, чтобы Господь снизошел к нам и родился в нас.

Господь, как мы знаем, родился не в богатых хоромах, не в царских палатах, а в пещере. Мы должны подражать Христу в Его простоте, смирении, не гнаться за мамоной и быть похожими на Него («Я кроток и смирен сердцем»). К этому призывает Святая Церковь. Будем внимательно, братья и сестры, слушать стихиры, церковные песнопения, особенно на всенощном бдении. Сейчас грядет праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, и с этого времени начинают петься рождественские стихиры: «Христос рождается, славите». Надо славить Христа. Господь нас призывает к доброй жизни. Славьте Христа добрыми делами.

– Если развивать метафору про рождение Христа в сердце, мы часто называем Его в рождественских песнопениях Светом; получается, чтобы твое сердце просветилось, просияло. Как совместить добрые дела, если их хочется делать, с современным ритмом жизни, когда все идет достаточно быстро, плотно, динамично, в результате чего и приходится часто откладывать многое на потом? Как все это совместить, как встроить богоугодные дела в современный ритм жизни?

– Ничего придумывать не нужно. Мы живем так, как живем. Но надо обратить внимание на то, чтобы стараться во всем полагаться на Бога, угождать Ему, творить Его святую волю. Говорит нам начальник: сделай то, и ты это спокойно выполняешь, не возмущаешься, не перекладываешь свою работу на другого человека. Спокойно исполнил – значит, исполнил волю Божью. Или, например, тебе нужно утром встать, ребенка разбудить, помочь ему одеться, проводить в школу – это и есть доброе дело, мы исполняем Божью волю…

Делай то, что должен делать, а там – будь что будет. Добрых дел на самом деле очень много, мы порой их просто не замечаем. Но слава Богу, что не замечаем, потому что начинаем хвалить себя за исполнение добрых дел. Мы должны стараться делать так, чтобы наша жизнь была исполнением святой воли Божией. А как узнать, где воля Божья, а где не Божья? Христианин не тот, кто крещен и ходит в храм; и не тот, который говорит, что у него Бог в душе и что ему не нужны никакие посредники.

Христианин – это тот, кто изучает волю Божью. Она очень ярко и доступно открыта нам в Священном Писании. Господь говорит: не осуждайте. Значит, не осуждай; старайся положить всю свою жизнь на то, чтобы никого никогда не осуждать, что бы ни говорили тебе люди. Но невозможно прожить жизнь, чтобы никого не осудить; по крайней мере, стремись к этому, не оправдывай свой грех тем, что все осуждают.

Говорит Господь: благословляйте тех, кто вас проклинает.  Значит, я буду свою жизнь выстраивать так, что если и произойдут такие случаи в моей жизни, то не буду обижаться на людей, гневаться на них, мстить им, а буду говорить: «Пусть Господь тебя благословит». Если не вслух произнесу, то хотя бы внутри своего сердца. И в этот момент я останусь непреклонен к тому, чтобы склониться ко злу.

Заповеди Божьи, которые нам даны, четкие и понятные. Исполняя их, мы будем исполнять волю Божью. Это и есть доброе дело. В евангельской притче о милосердном самарянине говорится, что один самарянин помог человеку, которого избили разбойники, бросили окровавленного и чуть живого. Несмотря на то, что самаряне с иудеями не общались, он поднял его, отвез в гостиницу и позаботился всячески о нем. Это и есть доброе дело; он сделал то, что должен был сделать.

Живя в нашем мире и делая обычные дела, мы творим добрые дела. Мы это делаем, поскольку так нам велел Господь. Не осуждаем, подставляем одну щеку, когда ударили по другой; благословляем проклинающих; молимся за обижающих нас. Любите врагов ваших – говорит Господь.

Конечно, ни одну заповедь (пускай никто из нас не обольщается) исполнить нельзя без помощи Божьей. Но только от нас зависит то, решительно ли мы встанем на путь исполнения воли Божьей; захотим ли мы хотя бы внутри сердца своего жить так, как говорит Господь. Или же мы начнем лукавить, оправдываться, ссылаться на то, что мы не можем чего-то. Но святые Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский могли? Могли. А они были обычными людьми, такими же, как и мы, состоящими из плоти и крови. Но в отличие от нас они решились встать на путь Божий. Несмотря ни на что, они творили Его святую волю. У святых была решимость, поэтому Господь им помогал.

Откройте дневники Иоанна Кронштадтского, почитайте, сколько он за день совершал грехов. Но, совершив тот или иной грех, он тут же каялся. Например, он пишет: «Сегодня я осудил свою кухарку, которая приготовила мне пересоленный борщ». То есть он постоянно рефлексировал, следил за тем, что он говорил, что делал. И видя, что  совершил грех, тут же каялся.

Это относится ко всем, кто идет на Божественную литургию, ко Святому Причастию: к священникам, епископам, дьяконам, мирянам. Надо следить за тем, насколько наше сердце сейчас чисто, чтобы принять Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Священники, которые чувствуют, что они идут недостойно на Божественную литургию, тихо (пока никто не видит) встают на колени и просят Бога, чтобы Господь примирил их с самими собой, то есть с Господом, за те или иные грехи, которые были ими совершены (в том случае, если нет священника, которому можно было покаяться в грехах).

Для мирян проще: всегда есть исповедь, на которую можно прийти, покаяться, попросить у Бога прощения, очистить свое сердце от грехов. Тогда ты приступаешь к совершению службы с миром, с миром остаешься; благодать Божья на тебя снисходит, и ты не находишься под осуждением греха. Потому что мы с вами можем причаститься, к сожалению, не в жизнь вечную, а в вечное осуждение. Да не будет этого с нами!

Мы примиряемся с Богом еще до того, как приступить к молитве, к Причастию и Божественной службе. Это важно понимать, братья и сестры.

Вопрос телезрителя: «Как часто нужно причащаться во время Рождественского поста?»

– Совет один: как можно чаще. Но нам важно здесь обратить внимание на то, чтобы не переборщить, дабы не впасть в прелесть. Каждый прихожанин того или иного храма должен посоветоваться со своим духовником или с тем священником, который ближе к нему.

Это зависит от вашего духовного устроения, от степени воцерковленности. Насколько вам могут позволять в этом добром и благом деле ваши семейные обстоятельства, трудовая загруженность, ваше желание быть с Богом; есть ли у вас возможность ходить на Божественную литургию.

Если причащаться раз в полгода, то этого, конечно, мало. Нужно хотя бы раз в месяц. Те, кто причащался раз в месяц, – старайтесь хотя бы два раза в месяц причаститься.  Потому что сейчас очень благодатное время. Когда мы с вами готовимся к причастию в обычные дни, нам с вами нужно себя дополнительно напрягать для того, чтобы попоститься. А сейчас идет пост, мы отказались от мясной, молочной пищи, от рыбы с понедельника по пятницу, поэтому сейчас проще подготовиться к таинству Причащения.

Но нужно обратить внимание на то, насколько мы с вами сейчас находимся в мире с нашими ближними. Об этом мы всегда должны помнить. Если  с кем-то находишься в ссоре и не являешься причиной ссоры, несмотря на это, ты первый  помирись с тем, кто тебя опечалил. Чтобы не было у тебя тех людей, которые на тебя обижаются, даже если ты в этом нисколько не виноват. Чтобы Причастие нам было во благо, во спасение нашей души.

Вопрос телезрителя: «У меня на работе в 15.30 перерыв. Можно ли в это время читать вечерние молитвы или это еще рано?»

– Если у вас другого времени нет и появилась свободная минута, можете начинать свое вечернее правило. Например, до молитвы «Достойно есть». Потом, когда придете домой, закончите все свои дела,  отходя ко сну, читайте оставшиеся молитвы. Они направлены как раз на то, чтобы подготовить нас ко сну. Можете читать вечернее правило хоть с трех, хоть с четырех часов. Самое главное не то, сколько мы прочитали молитв, какие молитвы прочитали, а то, что мы в этот момент находимся с Богом.

Мы можем вместо вечернего правила прочитать Псалтирь, кафизму, главу из Евангелия. Это тоже будет нашим общением с Богом. Возможность быть с Богом  и есть та благая минута, которая перейдет из этой земной жизни в вечность. Мы побыли хоть десять минут, но с Господом Богом, то есть это время нашей земной жизни мы провели не зря. Не потратили на пустоту, суету, какую-то рассеянную молитву; ведь мы можем все прочитать, но рассеянно.

Поэтому читайте вечернее правило, когда вам удобно, но читать нужно не просто автоматически, а со вниманием и пониманием,  перед Кем сейчас находишься и что  Ему говоришь.

Вопрос телезрителя: «Прощаются ли повседневные грехи во время молитвенного правила, слезно оплаканные?»

– Прощаются все грехи, в которых мы раскаиваемся Богу. Все священники советуют перед тем, как идти на исповедь в храм, оплакать свои грехи, раскаяться. А на исповеди мы лишь перечисляем грехи. То есть покаяние мы начали задолго до того, как оказались на исповеди в храме перед священником.

Что такое покаяние? Это желание измениться, желание отвергнуть грехи, которые довлеют над нами. Покаяние – это значит посмотреть в другую сторону. То есть мы шли от Христа, а теперь ко Христу. На исповедь мы приносим уже результат нашего покаяния, нашего делания. Это очень важно понимать. Не нужно дожидаться исповеди.

Последние исповедальные вечерние молитвы нам и даны, чтобы мы каялись во всех грехах, которые часто встречаются в жизни каждого человека. Но важно не просто их произносить словами, языком, а именно осознав их. И попросить слезно, можно внутри своей души попросить у Господа прощения за те или иные наши согрешения: «Господи, прости, я сейчас разгневался, раздражился; не о том подумал, о чем нужно думать».  Попросить прощения именно за это. И в этот момент Господь тебя простит.

Разве можно подумать о том, как некий человек живет где-нибудь в лесу (храм у него за двадцать тысяч километров) и ему Господь не простит грехи, если он не придет на исповедь и не покается перед священником? Если нет у человека возможности исповедоваться, Господь всегда рядом. Он ближе, чем наше дыхание; ближе, чем воздух, который нас окружает. Встань на колени и попроси у Господа прощения – Господь тут же простит тебя; ты почувствуешь, что Господь коснулся твоего сердца и отпустил тебе грех.

Каким образом мы можем почувствовать, что Господь нам простил грех? После того, как мы увидим, что нас не тянет к этому греху, что мы его возненавидели и не хотим возвращаться на этот греховный путь. А когда мы просто что-то произнесли языком, словами, то Бог, видя наше сердце, не простит нам грех, потому что мы его не оплакали, не осознали, не выстрадали  в своей душе. Надо не просто попросить прощения, а именно иметь твердую решимость уже к этому греху больше никогда не возвращаться.

Вопрос телезрителя: «Когда лучше пройти генеральную исповедь, чтобы у священника было больше времени и чтобы долго не задерживать других людей в очереди?»

– Это важный момент в нашей жизни. Не хотелось бы, чтобы глобальная исповедь перед Богом проходила скомканно. Для этого нужно договориться со священником на  определенное время, когда удобно и священнику, и Вам. И в спокойной обстановке, никуда не спеша, попросить у Бога прощения за всю свою жизнь.

Но нам наша немощная память не позволит все вспомнить. Для этого есть таинство Соборования, когда не просто Господь дает нам исцеление от наших телесных болезней в помазании святым маслом, но Сам  помогает нам вспомнить о тех грехах, которые мы когда-то совершили, но спокойно забыли.

В моей священнической практике были случаи, когда после таинства Соборования люди приходили и говорили, что они вспомнили грех двадцатилетней давности, про который давно забыли. Господь открывает память и помогает вытащить ту старую занозу, которая сидит и гниет в нашем духовном теле.

Батюшка, скажите слова напутствия нашим телезрителям.

– Пусть Господь в дни Рождественского поста помогает нам не только совершать физический пост (соблюдать диету), но, самое главное, помогает нам совершать духовное делание – очищение сердца. Хочу, чтобы мы все к моменту встречи праздника Рождества Христова стали лучше, чище и яснее, чтобы наше сердце чуть-чуть приблизилось к деланию слова Божия, Его святой воли.

Ведущий Александр Черепенин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​