Беседы с батюшкой. Священник Андрей Лысевич

27 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Отец Андрей, хотелось бы начать разговор с евангельского эпизода, когда фарисеи и саддукеи просят у Христа знамения с неба. Он говорит: род лукавый ищет знамения, но это ему не дастся. Почему они просили знамения с неба? Почему и мы в жизни тоже нуждаемся в нем, ищем какого-то знамения с неба?

– Хотел поблагодарить Вас, что начинаете передачу с евангельского отрывка, с вопроса по Евангелию: это, на мой взгляд, очень ценно и важно. Скажу просто. Дело в том, что фарисеи и саддукеи просили знамения с неба, так как искали чуда прежде всего для того, чтобы оправдать свое неверие, как ни странно. Люди искали чуда для того, чтобы хоть как-то оправдать, что они не верят в Чудотворца. Разные бывают чудеса. Господь действительно совершает чудеса, действует в жизни каждого христианина.

Сегодняшнее евангельское чтение является примерно серединой Евангелия от Марка. Прежде этого эпизода Христос совершает огромное количество чудес. Спаситель уже воскрешает дочь Иаира, насыщает пять тысяч пятью хлебами, то есть совершает древнее чудо, которое очень редко можно было встретить. Эти чудеса были явными, известными, потому что Иаир был известным человеком, насыщение пяти тысяч пищей тоже было абсолютно известным событием. Христос посылает Своих учеников по двое, подавая им власть совершать различные чудеса – исцелять болезнь, изгонять демонов – и это тоже становится очевидным и явным. То есть надо отметить, что к этому моменту Христос совершает огромное количество чудес, причем небывалых, удивительных. Действительно, возникает вопрос: какое же еще знамение ищут фарисеи? Вот они видели воскрешение, насыщение, исцеление, изгнание демонов и тем не менее  почему-то еще ищут какое-то знамение. Они ищут то знамение, которое не сможет совершить Христос. Вот какое знамение они хотят от Него увидеть. Для того, чтобы сказать: «Именно поэтому мы в Тебя и не верим».

Собственно, поэтому многие люди точно так же ищут знамения, чудеса и в конечном итоге говорят: «Да, все-таки не случилось. Я просил, чтобы Господь мне зарплату в десять раз увеличил, видите – не случилось, значит, Бога нет или Он не всемогущ». К сожалению, о таком знамении здесь идет речь.

А если мы всмотримся в нашу жизнь внимательно, то поймем, что чудес в нашей жизни огромное количество. Я бы даже сказал так, что настоящий христианин, верующий в Бога, живущий в Церкви, живет в состоянии постоянного чуда. Может быть, кто-то из людей малоцерковных, находящихся за пределами Церкви или вовсе неверующих, удивится этому тезису, но это абсолютная реальность жизни каждого христианина.

Когда ты попадаешь в трудную, сложную ситуацию, безвыходное положение, вдруг понимаешь: я же верующий человек, почему бы мне не помолиться, не попросить у Бога помощи в этой ситуации... Просишь – и вдруг получаешь поддержку. Вдруг ситуация за какие-то считанные часы меняется просто кардинально.

Я позволю себе рассказать один случай из собственной жизни, когда был еще семинаристом и моя семья оказалась в довольно трудном материальном положении. Получилось так, что в один день мне позвонили и сказали, что мы больше не можем жить в том жилье, которое снимаем, нужно искать новое, причем срочно; и что в том месте, где я тогда служил, мне тоже больше служить не надо, нужно искать новое место служения. Я развел руками, думаю: «Что мне делать? У меня нет источника пропитания, нет жилья. Несколько дней пройдет, и все это исчезнет из моей жизни. Что я буду делать, как мне пропитать свою семью?» Тогда на следующее утро я пошел к лаврскому старцу и в записочке исповедовался, написал, что прошу Ваших молитв о моей семье и о моем служении. После старца иду, висит доска объявлений: «Сдается дом очень дешево». Я сразу же позвонил, и мне сказали: «Приезжайте, посмотрите». Вечером того же дня я поехал туда, где тогда служил диаконом для того, чтобы получить расчет. Я приезжаю туда, и мне старший священник говорит: «Мы не имели в виду, чтобы Вы больше не служили. Мы хотим, чтобы Вы продолжали здесь служить. Пожалуйста, не уходите, Вы нам нужны. Просто неверно передали информацию». Вечером стою и думаю: «Надо же, а ведь чудес-то не бывает, наверное». Дело в том, что мы их иногда не замечаем. Иногда человек получает чудо от Господа и говорит: «Нет, Господи, это не Ты. Это я такой умный, или стечение обстоятельств, или повезло». А человек верующий наблюдает те или иные взаимосвязи, как Бог отвечает на молитву, как воздействует на жизнь человека.

Другая ситуация. Иногда я замечаю, что некоторые мои знакомые ребята в семинарии попадают в какую-то трудную житейскую ситуацию. Может быть, в обычной жизни это не так заметно, потому что мы живем суетной, мирской жизнью. На мой взгляд, в семинарии это заметнее, потому что там обостряется духовная жизнь, духовная борьба, она как-то катализируется, ускоряется. Юноша, который вступает на поприще служения Церкви в лице семинариста, довольно быстро испытывает на себе различные виды действия духовных законов. Иногда знакомые или друзья по курсу обращаются и говорят: «Представляешь, меня хотят наказать за какую-то сущую безделицу. Я вообще ничего не делал, но с меня требуют написать объяснительную записку, и, возможно, будет какое-то наказание. Как же так? Это несправедливо».

Тогда мы начинаем разговаривать с другом более подробно, и обнаруживается, что человек, быть может, допустил какую-то лень, слабость, нерадение в своей духовной жизни, служении. Именно в этой связи оказалось, что трудная ситуация пришла в его жизнь. Быть может, да, в том, в чем его обвиняют, он не виноват, но он допустил слабость в чем-то другом, что требует его покаяния, изменения. В этом смысле, скажем так, происходит «чудо наоборот», когда человек на себе испытывает особое действие Божие, неприятное, может быть, трудное, некое наказание. Всмотревшись в суть этого действия, человек может найти в нем отражение своих грехов, слабости и при должном покаянии выйти из этой ситуации совершенно невредимым, спокойным, добрым, благодушным.

– Вопрос телезрителя: «В Ветхом Завете, когда Авраам хотел принести в жертву своего сына Исаака, Бог его остановил и запретил человеческие жертвоприношения. Но Христос все-таки добровольно принес Себя в жертву за нас. Получается, что Бог Сам отступил от собственного запрета?» 

– Многие люди в истории человечества приносили себя в жертву ради спасения и жизни других людей. Порой мать жертвует собой ради детей. Порой воины жертвуют собой ради спокойствия и мира в государстве, которое они считают своей родиной. Жертва ради другого человека, спасения ближних никогда не была запрещена Богом. Это очень важно понимать.

Вопрос касается одной очень важной темы, очень хорошо, что Вы его задали. Мы очень часто не замечаем разницы между язычеством и христианством. В чем разница между языческой концепцией мира и жизни и христианской? И тут и там говорится о каком-то сверхъестественном начале. Пускай много богов или один Бог. По большому счету это не так важно, потому что многие языческие концепции сегодня говорят нам: «Действительно, все эти многие боги могут быть сведены к некоему единому, таинственному Богу, а все остальные боги есть некие символы этого единого Бога».

Таким образом, они как бы пытаются доказать, что многобожие является монотеизмом. И тут и там – и в христианстве, и в язычестве – мы видим разговор о неких чудесах. Мы слышим о том, как человек попадает в трудные ситуации и преодолевает их при помощи духовных сил. Казалось бы, есть какие-то общие черты, связи. Христианское чудо, языческое знамение чаще всего отличает этот очень важный аспект: жертва собою ради другого или жертва другим ради себя. Здесь Бог запрещает жертву другим ради себя, а не жертву собою ради других. Обратите внимание на суть, центральную мысль. Представляете, человек готов пожертвовать своим близким ради своего благопреуспеяния: женой – ради своей карьеры, родителями, родными и близкими, знакомыми, друзьями, лишь бы самому продвинуться вперед. И действительно не важно, какой знак у себя на груди он носит в этот момент, каким именем именуется, как позиционирует себя в обществе. Бог знает, что этот человек совершает языческие дела, имеет в себе языческую закваску.

Самым ужасным, ярким проявлением такого языческого культа в древности был культ Ваала. Тот самый культ, который был призван истребить еврейский народ в Палестине, земле обетованной. В чем заключался этот культ? Одним из самых ужасных проявлений этого культа финикийского народа было жертвоприношение младенцев ради благополучия рода, причем первенцев. В основание дома, под порог, вкладывали останки принесенного в жертву первенца. Мы сейчас слышим это (простите, что я такие вещи озвучиваю в предпраздничные дни), и нас это коробит, ужасает, нам кажется, что этот культ остался где-то в древности, как будто где-то далеко-далеко, на страницах Библии за тысячелетия до Рождества Христова, что это какие-то ужасные люди… Дело в том, что именно сейчас, именно сегодня этот культ имеет еще более массовое значение, применение в нашей повседневной жизни. Он изменил форму, но сохранил свою суть. Как думаете, ради чего мать, которая делает аборт, жертвует своим собственным ребенком – первенцем, вторым или третьим? Ради собственного преуспеяния, чтобы был благополучен ее дом, карьера. Конечно, неверно возлагать ответственность на одну женщину, потому что в этом грехе виноваты двое как минимум: муж и жена. Если муж не смог защитить своего собственного ребенка, то какой он мужчина? Они пожертвовали этим младенцем ради того, чтобы в доме были красивые обои.

– Принесли его в жертву.

– Да, это фактически ритуальное убийство, которое, как люди рассчитывают, принесет им какое-то благо, материальное преуспеяние в этой жизни. Мы не задумываемся над мотивами и не понимаем, насколько ужасное сопоставление уместно в данной ситуации: человек действительно приносит в жертву другого ради себя.

Другая ситуация – когда человек жертвует собой ради другого: воин во время битвы, памятуя о своих родных и близких, которых он защищает, идет в бой; идет на фронт, понимая, что он будто бы уже убит, что он может расстаться с жизнью в любое мгновение, любой момент. В этом особенность воинского дела. Человек, находящийся в горячей точке, может быть воином только тогда, когда он живет так, как будто с ним уже случилось все самое страшное, будто бы его уже убили. Он настолько часто видит рядом с собой смерть, что она становится частью его жизни, бытия. Этот человек постоянно жертвует собой. Как бы он ни именовался, как бы ни жил, если он действительно жертвует собой ради другого человека – он поступает по-христиански. Не говорю, что является христианином, но поступает по-христиански.

– Вопрос телезрителя: «Батюшка, Вы рассказываете, что каждое прегрешение имеет за собой какой-то след. Есть прегрешение личное, есть прегрешение целых народов, правителей – общественное. Можно заглянуть в историю: то, что сейчас происходит на Украине, всемирная пандемия (если она есть) – прегрешение всех народов?»

– Лично я в данном случае поддерживаю мнение святых отцов в отношении причины болезни. Очевидно, что в той или иной мере причиной болезни является грех, и он может быть разного качества: неким общественным или личным грехом человека. Например, если человек не заботится о своем здоровье, пренебрежительно относится к своему телу и в конечном итоге чем-то заболевает – это вполне естественное следствие его небрежения о Божественном даре. Например, если в обществе принято и распространено совершенно нечестивое отношение к нравственности, морали, когда многие люди увлекаются порочными образами, книгами, видеороликами, музыкой; вырастают нехорошие дети, появляются пороки в этой связи – ясно, что люди, поскольку являются частью этого общества, тоже оказываются в контексте этого греха.

Наиболее ярко эту ситуацию иллюстрирует история распространения такого заболевания, как ВИЧ. Когда оно появилось несколько десятилетий назад, то так активно получило распространение именно в связи с тем, что общество поразили огромные нравственные пороки. Есть огромное количество случаев, когда отдельно взятый человек не имел таких пороков, но тем не менее заражался этой ужасной болезнью, потому что человек находится в контексте этого общества, является его частью.

Кроме того, Вы говорите о некоторых глобальных процессах, событиях и, наверное, хотите узнать, какой грех стал их причиной. Наверняка это те поступки, которые совершали наши предки: разрушение Российской империи, убийство царя, разрушение монархического общества, постепенное разрушение Церкви, ослабление церковной нравственности, церковной жизни среди интеллектуальной верхушки Российской империи – все это в конечном итоге привело к каким-то последствиям в виде крушения этой политической системы. Впоследствии в Советском Союзе сохранялось определенное нравственное начало, но отсутствовало духовное. В этой связи, на мой взгляд, возник кризис 90-х годов, и далее распад Союза повлек за собой все беды, нестроения, которые мы видим на территории постсоветского пространства. Можно проследить особую связь с грехами и решениями, которые принимало и принимает общество. Нам нужно проповедовать христианские ценности, держаться за них, следовать им в своей собственной жизни.

Во всех этих размышлениях важно не углубляться в теорию заговоров или причин глобальных событий, а помнить о том, что огромное, колоссальное значение имеет поступок каждого отдельно взятого человека. Нельзя думать, что ответственность за события в этом мире может быть возложена на абстрактный народ, абстрактное общество или что-то еще. Ответственность всегда ложится на вполне конкретную персону, личность – в данном случае это я. Нужно понимать, что если я буду чуть-чуть лучше, то и люди вокруг меня станут лучше. Как говорил наш замечательный классик Федор Михайлович, хочешь изменить мир к лучшему – начни с себя.

– Мне кажется, что рассуждения об общественном грехе все же должны предполагать, что люди грешат поодиночке. Общественный грех – не некая единица, это совокупность личных грехов, ошибочных поступков, которые приводят к неправильному развитию ситуации.

– Даже не просто поступков, а решений и мнений, когда в обществе получает распространение то или иное тяжелое греховное мнение. Например, в нашем обществе широко распространено мнение, что можно спастись в любой религии. Оно вошло в наше общество, хотя все святые отцы всегда, на протяжении всех веков говорили, что вне Церкви нет спасения. Человек может следовать какому-то нравственному началу, совершенствоваться, но спастись и войти в Царство Божие можно только в христианстве, исповедующем Христа истинно и правильно. Получает распространение мнение: «Не совсем понятно, был ли Иисус Христос Богом». Это неправильное мнение опровергается общедогматической убежденностью всей Православной Церкви в том, что Иисус Христос – истинный и полноценный Бог. На вере в Божество Господа Иисуса Христа зиждется вся православная вера.

Другим расхожим греховным мнением является мнение о том, что для православного христианина необязательно читать Евангелие: «Я православный христианин, хожу в церковь, исповедуюсь, молюсь – что еще нужно?» Если человек не читает Евангелие, не знает его глубоко, мне кажется, что он даже Иисусову молитву творить не может. Даже такая известная практика, как молитва Иисусова, немыслима вне контекста Священного Писания (это мое субъективное мнение). Если человек не знает Священного Писания, если его ум не пребывает в нем, то он не может творить Иисусову молитву. Тем более говорить, что он христианин.

Есть еще ошибочное мнение, что в храм необязательно ходить. Но дома невозможно исповедоваться, причащаться, совершать соборную молитву, примеры которой мы видим в Евангелии. Христос всегда принимал участие в соборных молитвах.

Совокупность этих ошибочных мнений народа порождает те или иные поступки, действия и результаты. Наше дело отвергать эти ошибочные мнения на своем собственном примере. И в меру своих сил говорить о том, что и как должно быть правильно.

– В Евангелии Господь также говорит: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Наша беседа о мнениях, это о той фарисейской закваске?

– Да, я соглашусь. Это сопоставление очень точное. Закваска как некое маленькое вещество, которое  влагается в состав будущего хлеба. И огромное количество муки меняет его качество, свойства, превращая в другое вещество. В этом смысле идеи и мысли могут быть рассмотрены в качестве закваски.

Христиане должны отличать дух Божий от духа лести. Должны прислушиваться к тем мыслям, которые приходят в наш ум, и оценивать их: откуда они пришли и к чему они нас ведут. Потому что мысли – это как закваска наших дел и поступков. Христос в Евангелии так и говорит: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Нам нужно беречься  от греховных заквасок и от тех людей, кто говорит, что в церковь ходить не надо, Евангелие читать не надо и так далее.

Если вспомнить этот конкретный отрывок, там есть указание еще на одну особенную закваску, о которой мы еще не говорили. Это лицемерие. Переводится с греческого языка как «лицедейство, игра»; это некое ношение маски, под которой скрывается истинное лицо. Это еще одна болезненная точка нашего мира и нашей современности. И, к сожалению, очень часто это касается верующих людей. Фарисеи были очень религиозными людьми. Именно их поразила эта ужасная болезнь, болезнь лицемерия и лицедейства. Когда они изображали что-то из себя и только делали вид, а на самом деле были другими.

Эта червоточина часто поражает человека религиозного, потому что верующий человек всегда стремится к высокому идеалу. Человек осознает, что не дотягивает до идеала; что есть высокий уровень духовной жизни, например святой человек, старец; или благочестивый знакомый, который так живет. И я хочу так же жить, потому что вижу, что живу не так.

У меня есть два варианта. Один вариант: сказать себе, что живу не так, но  буду работать над собой. Сказать честно, что не так живу, что у меня есть проблемы; но я буду трудиться над собой, стараться искоренять свои слабости. Другой вариант: я буду изображать, что я тоже хорошо живу, что я весь такой духовный и замечательный. Здесь мы переходим за границу водораздела между христианством и язычеством. Человек поступает по-язычески; и в этот момент он становится лицедеем, лицемером. А в первом случае он остается в контексте христианства.

Здесь важным моментом является вопрос о том, как бороться с лицемерием. В сегодняшнем отрывке Евангелия ответа на этот вопрос нет, но он есть в других отрывках. (Это к вопросу о том, надо христианину или не надо читать Евангелие.) Христос показывает нам пример искренней заботы о человеке. На мой взгляд, это очень помогает бороться. Искренняя забота о другом человеке разбивает маски, топит лед лицемерия, потому что в этот момент человек забывает о том, что нужно кем-то казаться.

– Мне кажется, что закваска, про которую Вы говорили, это очень хороший образ ребенка. Если в ребенка изначально вкладывают ошибочную, неверную закваску (неверные учения, мнения), виноват ли он в этом?

– Слово «вина» тождественно слову «причина». Когда мы говорим, что кто-то в чем-то виноват, мы должны понимать, что он является и причиной того или иного зла. Но в данном случае однозначно ребенок не виноват; он не стал причиной того, что в него вкладывали те или иные греховные слова и мысли. Ребенок, может быть, виноват в том отношении, что в его душе нашелся отклик на те греховные и злые звуки, которые он услышал. Можно слышать, но не слушать; можно находиться в пагубной среде, но не принимать ее внутрь себя. В этом выражаются внутренние качества каждого из нас.

Но Господь Бог милостиво относится к каждому человеку. Знает меру виновности, Ему известна причинно-следственная связь наших поступков и состояний. У Господа есть печь, которая может испечь любой хлеб и переплавить любую закваску в человеке. Человек искренне обращается к Богу, просит Его о помощи, старается жить по заповедям Господним, и тяжелые фракции из его состава уходят. Господь очищает, избавляет человека от греховной скверны, нечистоты помыслов. У Христа столько чистоты, что Он способен уничтожить любую скверну, любые мерзкие мысли, любые греховные начинания, любую греховную закваску, какая бы она ни была в человеке. Если человек искренне и нелицемерно приходит к Богу, то Бог способен всю нечистоту изгнать из его души.

– Как взрослому человеку, со сформированными, устоявшимися взглядами, понять и принять, что какие-то мнения у него могут быть ошибочными, может быть, заложенными с детства?

– Эта работа может проводиться только при помощи веры. Потому что нам не хватит жизни, чтобы экспериментально проверить те или иные мнения. Тогда нам нужно прожить хотя бы тысячу жизней, чтобы узнать, где ложное мнение. Именно поэтому, что жизнь человеческая ограничена, Христос пришел на эту землю и дал нам знания, что такое хорошо и что такое плохо. Но без веры это понять невозможно. Если человек не поверит во Христа, не начнет следовать за Ним, принимать Его учение как истину, ему будет трудно, даже невозможно, по слову апостола.

Поэтому каждый человек должен принять на веру то, что говорит Христос. А потом вкусить и увидеть, как Благ Господь. Когда человек принимает на веру истины Евангелия, истины Церкви, то он постепенно узнает, насколько это соответствует правде, высокому учению о Боге, высокому призванию самого человека. Поэтому прежде всего – вера; или хотя бы признание веры; признание того, чему учил Христос.  

– Как жить не в угоду себе или обществу? Как от языческого жертвоприношения перейти на христианское самопожертвование?

– Я бы это не разделял: угождать себе или обществу одно и то же. Потому что человек, который живет в угоду обществу, по сути, живет в угоду себе; ради себя. Для того, чтобы общество ему кивнуло и сказало: «Ты молодец». На самом деле он живет ради удовлетворения своего собственного тщеславия. Как нам от этого избавиться? Помочь избавиться от этого может только Иисус Христос.

Кажется, что очень просто сказать, что я сейчас начну заниматься самопожертвованием или какой-то благотворительностью. Но, к сожалению, в нашем современном обществе благотворительность имеет огромное количество изъянов; она может применяться в корыстных целях. Например, какие-то фонды собирают деньги, потом оказывается, что нет ни фондов, ни денег, ни людей, которым надо было помочь.

Эта ситуация является лишь внешним отражением того, как сложно внутри себя перестроиться и начать жертвовать собой ради другого. Человек выделяет свой внутренний капитал (время, силы, мысли, эмоции) ради того, чтобы это инвестировать в фонд помощи ближнему. Вкладывает свои ресурсы в эту идею, а в итоге эти ресурсы осваивает иной персонаж под названием «тщеславие», который говорит: да, ты молодец, помог тому-то и тому-то.  Получается  расхищение средств, что происходит и во внешней среде, и внутри человека.

Как выйти из этого порочного круга? Откройте Евангелие. Посмотрите, как жил Иисус Христос. Прочитайте главы о Его страданиях, о Его Крестной жертве, Крестной смерти. Вы поймете, что по-другому жить невозможно. Только следуя за Ним, становясь Его учеником, подражая Ему, стараясь жить как Он, чтобы в нас были такие же чувства, как в Нем, – только так мы можем научиться по-настоящему жертвовать собой. Он пожертвовал собою ради нас абсолютно бескорыстно, без выгоды для Себя Самого. Учась у Него, мы научаемся быть бескорыстными, настоящими меценатами для тех, кто в этом нуждается.

– То есть начинай жить по Евангелию, как жил Иисус Христос. И в конце пути подойдешь к жертве, как Он.

– Не в конце пути, а на протяжении всего своего пути ты будешь идти, потому что Христос жертвовал Собою не только в последние семь дней Своей жизни, но каждый день. Воплощение Христа было своего рода жертвой. И дальнейшая жизнь, каждодневные проповеди Христа могут быть расценены в контексте жертвенного служения Спасителя. Так и христианин, который живет в этой жизни, жертвует собой ежедневно, ежесекундно. Каждое решение христианина – это определенного рода жертва собою ради ближнего.

Например, отец приходит домой после работы, усталый. Он выбирает: либо грубо срываться на своих близких, либо бороться с собой, стараться снисходительно, по-доброму отнестись к тем или иным проявлениям близких. Жена по отношению к мужу, дети по отношению к родителям, подчиненные к начальникам, начальники к подчиненным. Потерпеть или уничтожить человека; поддержать или унизить. Каждую секунду происходит то или иное решение. Решение сложное, трудное; иногда мы падаем, скатываемся в языческий образ мыслей.

В этом и есть христианская особенность мировосприятия. Оказавшись по ту сторону водораздела, мы «взыскуем иного града»; мы понимаем, насколько мерзко и гадко поступать как язычники. Мы стремимся в Царствие Божье, нам хочется жить со Христом, жертвовать собой ради других, даже если мы и совершаем какие-то греховные проступки.

– Заключительные слова нашей беседы.

– Дорогие друзья! Приближается светлый праздник Рождества Христова. Мне бы хотелось, чтобы этот пост научил нас настоящему ожиданию чуда.  Это ожидание сопряжено с жизнью со Христом. Если Христос будет с нами, мы будем постоянно находиться в Царствии Божьем в окружении чудес. Для того чтобы жить со Христом, надо жертвовать собой ради ближних; ради тех, кто нуждается в нашей помощи. Тогда Господь никогда нас не оставит!

Записали Анна Топорова и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​