Беседы с батюшкой. Священник Павел Зуев

27 сентября 2022 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает иерей Павел Зуев, секретарь подворья Православной Церкви Америки при Московском Патриархате, клирик храма великомученицы Екатерины на Всполье г. Москвы. 

– Завтра большой праздник – Воздвижение Креста Господня. У него много особенностей, интересная история, архиерейское или патриаршее богослужение. Как появился этот праздник? Чем он отличается от праздника на Крестопоклонной неделе и дня Изнесения Честных Древ 14 августа?

– Действительно, три раза в год мы особенно чествуем Животворящий Крест Господень. 27 сентября мы отмечаем его Воздвижение. Исторически это событие нас отсылает к моментам, которые произошли во II веке при императоре Адриане. Это был активный язычник, и, дабы все забыли о Кресте Господнем, он решил засыпать место распятия Христа и установить там языческие капища Юпитера и Венеры.

Через триста лет к власти пришел император Константин Великий. Перед тем как стать императором всей Римской империи, он одолел двух своих неприятелей и в 313 году установил Миланский эдикт. Многие думают, что он как бы превозвысил православие над всеми остальными религиями. Это не так. Он выровнял православие. Оно стало наравне с другими религиями, то есть его можно было исповедовать и не бояться, что за это тебя убьют.

– То есть закончился период гонений на христиан?

– Да. В 312 году император Константин увидел на небе Животворящий Крест Господень, на котором было написано: «Сим победиши!» Он очень воодушевился этим явлением и отправил свою мать Елену в Иерусалим найти место, где был распят Иисус Христос. Она прибывает в город и находит иудея Иуду, который приблизительно знал, где находится место распятия. После раскопок на месте храма Венеры они увидели три креста и неподалеку табличку, на которой было написано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Было непонятно, какой именно из трех Крест Господень. Тогда на усопшего человека  возложили все три креста по очереди. И в процессе наложения одного из крестов человек ожил.

– Такая вера была?

– Такое реальное чудо.

– «Давайте воскресим умершего. Воскреснет – значит, это тот самый Крест».

– Да, вера была. Не зря же Константин предпринимает все это, чтобы возобновить особое чествование Креста Христова.

– Делом его жизни стало найти Крест и его прославить.

– Да. Когда это событие произошло, собралось много верующих. И чтобы все могли лицезреть Животворящий Крест Господень и поклониться ему, он был воздвигнут, высоко вознесен.

Еще этот праздник связан с событиями, которые произошли немного позднее. Императрица Елена построила 80 храмов, главный храм – Вознесения Христова – как раз на том самом месте. Но его освящения она не дождалась, скончалась немного ранее. Затем на Византию пришли персы, которые, победив в противостоянии, захватили и Крест. И только спустя 14 лет, после окончания войны, Крест возвращается на свое историческое место. Царица Елена взяла небольшую часть Креста – четыре гвоздя, которые также были найдены при раскопках, и привезла их в Константинополь. Это событие мы и отмечаем.

Хотелось бы сказать несколько слов о евангельском и апостольском чтении дня этого праздника. Мы поклоняемся Животворящему и Честному Кресту. В тексте богослужения мы можем встречать словосочетания «демонов язвы» и много других разных стихословий. Но в Евангелии нет даже намека на то, что Крест Честной и Животворящий. Там просто описывается, что Христос распят, и на этом все закончилось.

А сейчас даже в светской среде много украшений в виде креста. Крест всегда отсылка ко Христову Кресту. Но стоит отметить, это особенно важно для верующих: для Христа Крест никогда не будет Честным и Животворящим. Это позор и Его убийство. На праздничном апостольском чтении звучит: мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие. Они даже не понимали, в чем суть этого. В 13-й главе Послания к Евреям апостола Павла читаем: итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание. Здесь тоже нет намека на то, что Крест Честной и Животворящий. И в этом-то и есть суть христианства: Христос не один из языческих богов. Он выходит за рамки привычных представлений о сверхъестественном. Он говорит: «Я не участвую в соревнованиях, кто из этих богов лучше».

Мы, православные христиане, уподобляемся Ему и не соревнуемся с другими людьми в мудрости, рассказывая о Христе. Это всегда личное общение с Богом. И мы вместе с апостолом Павлом выходим за рамки и стоим за Христом, потому что мы верны Ему, Он для нас является Царем Славы и Искупителем мира. Если рассматривать с этой позиции, Крест становится радостью для нас, оружием против невидимых сил зла, которое в мире и, прежде всего, в сердцах людей.

Силы зла, различные сатанинские секты нападают даже на само изображение креста. Они пытаются поругать его как можно изощреннее, рисуют перевернутый крест и т. п. Такие изображения очень распространены, можно увидеть их даже в метро. Настолько это оружие позора Христа раздражает наших врагов и демонов, что они, искушая людей, используют такие образы. Это может быть даже самая простая бижутерия, дешевые ювелирные украшения. Но тем самым происходит безобразие, осквернение святыни. Как нам к этому относиться? Я несколько раз делал своим бывшим одноклассникам, друзьям замечание: «Зачем ты это носишь?» – «Мне нравится». Иногда они задумываются и снимают, но, бывает, кто-то очень остервенело к этому относится.

– Мы не можем спокойно на это реагировать. Конечно, у верующего человека это вызывает эмоции. Тут стоит вспомнить слова святителя Николая Японского. Он был великий миссионер, долгое время проповедовал в другой культуре, противоположной, не совсем понятной русскому человеку. Он говорил: «Для того, чтобы проповедовать о Христе, ты для начала должен полюбить человека. Потом ты должен сделать так, чтобы и он полюбил тебя. И тогда ты можешь говорить с ним о Христе». Как бы мы рьяно ни старались навязать, рассказать свою позицию о Христе, у нас ничего не получится, если мы не любим. Христос есть любовь. На платформе любви строится все доброе и хорошее.

В зависимости от ситуации, от того, насколько вы с человеком близки, насколько он готов вас услышать, будет строиться ваше слово. Нужно прислушиваться к сердцу, в котором, как мы надеемся, живет Христос, чтобы найти те ключи к разуму и сердцу другого человека, которые помогут ему услышать нас и сделать соответствующие выводы. Или как минимум чтобы он не захотел расстраивать нас – людей, которых любит.

– Это уже успех.

Вы секретарь подворья Православной Церкви Америки при Московском Патриархате. Что это за должность?

– Я начну с храма великомученицы Екатерины, который стоит на Большой Ордынке, рядом с Малым театром. Он известен из летописи XVI века. Это время царствования царя Ивана Грозного и его жены Анастасии. Почему называется «на Всполье»? Казалось бы, два километра от Кремля, можно по прямой пешком дойти. Это слово означает «пахотные земли». В те времена храм находился вдалеке от Москвы. Схематично пройдусь по истории. Она отбрасывает нас в начало XVII века, когда польско-литовские захватчики пришли на Русь, почти захватили Кремль. Храм великомученицы Екатерины и храм священномученика Климента, который находится неподалеку, выступают двумя главными ориентирами. Потом произошло восстание Минина и Пожарского, которые смогли собрать и организовать разрозненное войско. Они смогли отбросить врага далеко от Москвы. Потом при храме Екатерины было решительное сражение, в котором наши одержали победу и выгнали неприятеля из страны.

Затем наступил XVIII век, воцарение Екатерины Великой. В 1762 году была ее коронация, она приехала в Москву и осталась там почти на год. Императрица узнает, что в Москве есть исторический храм великомученицы Екатерины, ее небесной покровительницы. Это великая святая. Она была юна (около 17 лет), прекрасна видом и очень умна. Отец заточает ее в башню, чтобы ее не испортили, организовывает особый уход, у нее есть слуги, гувернантки и прочее. Затем она узнает об Иисусе Христе, ее сердце пленяется, и она отдает свою жизнь за Христа. В мудрости своей она превзошла 50 мудрецов, которые были посланы императором, чтобы ее переманить в язычество.

Екатерина Великая узнает, что был храм в честь этой святой. Но в то время его уже не было. Вообще у нас два храма: великомученицы Екатерины и Спаса Нерукотворного, которые объединены колокольней. А в Спасском храме есть два придела: святителя Николая и благоверного князя Александра Невского. Исторически был еще придел преподобного Феодора Студита, который сейчас утерян. Императрица обращается к известному архитектору Карлу Бланку. Он строит храм Екатерины в барочном стиле и объединяет его со Спасским колокольней. На Руси часто в населенном пункте были храмы зимний и летний. Так вот, храм Екатерины был летний, в нем не было отопления.

В 1930-х годах храм закрывается, оскверняется, в нем располагается государственное учреждение. А в Спасском храме строится второй этаж, там проживают люди. В 1970-х годах храм отдают Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру имени академика И. Э. Грабаря, который начинает реставрацию. В 1992 году храм передается РПЦ.

В 1994 году открывается представительство Американской Православной Церкви. Что это такое? В Америке, помимо других автокефальных Церквей, есть Православная Церковь (сокращенно ПЦА, англ. Orthodox Church in America, сокращенно OCA) и патриаршие храмы, которые непосредственно относятся к Патриарху Московскому и всея Руси.

В XVIII веке на Руси рождается великий человек – Герман Аляскинский. Он рождается в Серпухове, с детства расположен к монашеской жизни. В отроческом возрасте он подвизается в Свято-Троицкий монастырь под Санкт-Петербургом, подворье Троице-Сергиевой лавры. Потом его настроение и аскетический образ жизни подвигают его еще дальше уйти от цивилизации, и он уходит на Валаам, где в то время жил известный игумен Назарий (Кондратьев), который был очень духовным и мудрым человеком. Игумен его наставляет, поддерживает в аскетических желаниях. Некоторое время преподобный Герман живет вне монастыря, но приходит на богослужения, которые он украшал своим прекрасным голосом.

Аляска тогда была в составе Российской империи, и была необходимость проповедовать Христа алеутам, тем народностям, которые живут на этой территории. Они очень похожи с чукчами. Это северные народы, которые очень откровенны и открыты, у них нет зависти. О Христе они не знали и были язычниками. Архимандрит Иоасаф и еще несколько иноков отправляются на Аляску. О преподобном Германе речи не шло, но он сам, возгоревшись любовью ко Христу и к проповеди, спрашивает у настоятеля монастыря разрешения тоже отправиться в миссию. Там он был завхозом, далеко не на первых ролях. В миссионерском смысле он не проповедовал. Он обеспечивал все, чтобы членам миссии жилось комфортно, чтобы они всегда были одеты, обуты и так далее. Это дело было его главным послушанием.

За несколько лет проповедования о Христе архимандрит Иоасаф крестил много людей, обвенчал около двух тысяч пар. Затем он отправляется в Москву, чтобы его возвели в архиереи. Но обратно он не вернулся, так как корабль утонул. Тогда встала необходимость выбирать нового главу миссии, но опять преподобный Герман не попадает в число тех, кто что-то решает с миссионерской точки зрения.

Спустя некоторое время и остальные члены миссии уезжают по разным причинам; климат там очень суров, а из пропитания только вяленая рыба. Для нашего организма это непривычно. Как в таких условиях проповедовать?

Забегая вперед, еще хочу сказать про святителя Иннокентия, который приезжает на Аляску через какое-то время. Целью его было адекватно рассказать алеутам о Христе. И он в молитве «Отче наш» слово «хлеб» заменяет на слово «рыба». Алеуты не понимали, что значит «хлеб наш насущный дай нам на каждый день». Что такое хлеб? Они запросто могут прожить без него. А когда в молитве стали говорить «рыбу дай нам», стало более понятно.  Раннехристианский акроним имени Иисуса Христа: Ихтис. Он часто изображался в виде рыбы.

Когда все члены миссии уезжают, преподобный Герман остается один и начинает ревностно проповедовать алеутам о Христе. Он был смиренным человеком. Ему не раз предлагали священство, сан архимандрита, но он отказывался и до конца остался обычным иноком, нес свое служение.

Через некоторое время в Америку отправляется святитель Иннокентий (Вениаминов). Эту фамилию он получил, когда учился в семинарии. Он был Попов, а таких было очень много, и ему дают фамилию в честь умершего в том году уважаемого всеми епископа Иркутского Вениамина (Багрянского). Он был женат, с детьми. После окончания семинарии он служил в Иркутской Благовещенской церкви. И тогда приехал человек с Аляски и начинал агитировать людей, что нужно ехать просвещать коренные народы, потому что их сердца открыты. Нужно сеять семя Христа, иначе это место займет кто-то другой.

Все отказываются, суровый климат, очень дальняя дорога, непонятно, как там жить. И сам святитель Иннокентий очень аккуратно к этому относился и сначала не проявлял ревностного желания идти проповедовать. Но когда он услышал, что их сердца открыты, то пошел к владыке и сказал, что хотел бы потрудиться на этом поприще. Владыка обрадовался. А жена святителя не очень обрадовалась. Всей семьей они отбыли на Аляску. Путешествие заняло год. Он взял с собой жену, ребенка, брата и маму.

Прибыв на Аляску, он начинает проповедовать и всю свою жизнь отдает этому служению. Через 20 лет он приезжает в Россию с отчетами Священному Синоду. За труды его повышают в сане до протоиерея. Он пробыл в России нескольких месяцев и здесь узнал, что его жена скончалась. Это событие сильно влияет на него. Он приходил на беседы к святителю митрополиту Филарету (Дроздову). Они близко общались, как отец и сын. Митрополит Филарет, видя такое желание проповедовать Христа, говорит: «Не беспокойся о своих чадах, я все сделаю, чтоб они не нуждались ни в чем, чтобы у них было образование и все в жизни». Его возводят в архиереи, и он возвращается на Аляску как епископ. Его служение было очень обширное.

Есть такой случай, когда он приезжает на один из островов. Они очень долго плыли, а на берегу их встречало очень много людей. Они не знали, что он прибывает, ведь мобильной связи тогда не было. Он выходит из лодки, а его приветствуют: «Здравствуйте, отец Иоанн (так его звали в миру, когда он был простым священником), мы Вас ждем». Он был удивлен. Но сначала он не обратил на это внимания. А после литургии и проповеди спросил одного человека: «А откуда вы знаете, кто я?» Тот ему ответил: «Нам рассказал наш шаман, что приедет человек, зовут Иоанн, который расскажет об истинной вере». Не очень стандартно для шамана, правда?  

– В патериках есть истории, когда и бесы служили святым в каких-то моментах.

– Бывало всякое. И вот идет богослужение, и приходит этот шаман на исповедь. Он исповедуется. А святитель Иннокентий хотел узнать, почему его зовут шаманом, но забыл об этом. Проходит время, и шаман сам подходит к нему и спрашивает: «Почему не поинтересовался-то, отец Иоанн?» Выясняется, что он не шаман, а просто очень верующий человек, который принял крещение намного раньше, чем прибыл святитель Иннокентий. Это был очень необычный человек, с ним общались ангелы. Он рассказывает святителю о двух мужах, которые с ним беседуют в молитве. Иннокентий спрашивает: «А могу ли я их увидеть?» Он говорит: «Я спрошу». Они сказали: «Да, но нет смысла, ведь мы разговариваем об одном и том же, проповедуем о Христе, зачем тебе это видеть?» Святитель Иннокентий тогда испугался, затрепетал, зачем ему в этой жизни встречаться с ангелами, выдержит ли он это общение.

По своему смирению (или беспокойству о том, что будет за этим следовать) он отказывается от этого. С 1899 по 1907 год святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, впоследствии новомученик, отправляется проповедовать в Америку. Его даже называют апостолом Америки. Он сделал очень много для объединения разных православных общин и проехал около 10 тысяч километров за эти 8 лет. Алеутская и Аляскинская кафедра переносится сначала в Сан-Франциско, а затем в Нью-Йорк. Она расширяется и становится полноценной Церковью, но еще не является автокефалией. Потом святитель Тихон приезжает в Москву, возглавляет Ярославскую кафедру, а затем его избирают Патриархом Московским и всея Руси.

На протяжение четырех лет (1920–1924 гг.) он возглавляет престольные торжества храма великомученицы Екатерины. Мы знаем из истории, что народ всегда с воодушевлением встречал святителя Тихона, и никого не напрягали долгие богослужения. Наоборот, все радовались, что с ними вместе молится Его Святейшество.

Нужно вспомнить, что при Александре II Аляска отошла Америке. Святитель Иннокентий, узнав об этом, в общении с императором попросил, чтобы православные приходы остались русскими. Так это и произошло. И уже в 1970 году наступает время, когда становится понятно, что Американская Церковь  уже не какая-то часть Русской православной миссии, а вполне самостоятельная Церковь с английским языком (большинство прихожан уже знают английский язык и у них складываются другие традиции).

– То есть православными стали не только этнически русские, но и местные жители (американцы, аляскинцы и алеуты).

– Вопрос об автокефалии вставал намного раньше, но революция внесла свои коррективы, и это все перенеслось до 1970 года.

В 1970 году Русская Православная Церковь дает автокефалию (самовозглавление, самостоятельность) американской. Та избирает своего предстоятеля и решает сама внутрицерковные вопросы. С этого времени существует еще одна Поместная Православная Церковь – Американская – самая молодая из всех.

Что такое храм великомученицы Екатерины и почему при нем есть представительство Американской Церкви? Можно провести аналогию с посольством (рядом с нашим храмом есть израильское, киргизское, аргентинское). Земля и здание принадлежат России, но внутри располагается «островок» того государства, представительством которого они являются. Так и здесь. Храм великомученицы Екатерины принадлежит Русской Православной Церкви. Наш настоятель протоиерей Даниил Андреюк служил 20 лет на Аляске. Он гражданин Америки. Ему дали послушание представлять Американскую Православную Церковь на территории России. Я являюсь его секретарем. Помимо того, что делает обычный православный приход (богослужения, социальная работа, воскресная школа и т.д.), мы еще и дипломаты. Это ответственное служение, потому что сейчас, как никогда, единую Вселенскую Православную Церковь разрывают на куски. И наша главная задача – сохранить единство в тех отношениях, которые нам доступны. Мы непосредственно общаемся с представителями других Православных Церквей (Сербской, Грузинской, Антиохийской и т.д.), чтобы на нашем уровне сохранить дружеское общение. Когда сближаешься с человеком, вопросы решать легче.

В 1994 году представительство открывается, и на следующий год происходит великое освящение храма, которое возглавляют два предстоятеля Церкви: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Его Блаженство, Блаженнейший митрополит всея Америки и Канады Феодосий.

– Наверное, митрополит Кирилл тоже тогда там был. Все-таки он из Отдела внешних церковных связей.

– В 2019 году наш храм отмечал 25-летие. Тут уже возглавляли праздник Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и блаженнейший митрополит Тихон, который сейчас возглавляет Американскую Православную Церковь. В 2020 году праздновался пятидесятилетний юбилей автокефалии, дарованной Русской Православной Церковью Американской Церкви.

Плавно перетекаю к святителю Иоанну Шанхайскому, который является светилом современного православия. На иконе, которая была написана к 2019 году, изображены святая великомученица Екатерина и святитель Иоанн Шанхайский. Что их объединяет? Двадцать пять лет при храме святой великомученицы Екатерины существует представительство Американской Православной Церкви; и 25 лет со дня прославления святителя Иоанна Шанхайского в лике святых. Он умер в 1966 году, а его прославили в 1994-м. Немного времени прошло. У людей, которые были на погребении, не было даже сомнения, что он святой человек.

Святитель Иоанн родился в селе Адамовка Харьковской губернии. Он рос в священнической семье и с детства был расположен к вере: много молился, собирал иконы (было у него такое желание проявить свою религиозность). Гувернантка-католичка, общаясь с еще юным святителем, приняла православие благодаря его живой вере в Бога. Отец отправил его на обучение сначала в школу, а затем в семинарию. Позднее святой отправляется в Белград и оканчивает там духовное учебное заведение. И митрополит Антоний (Храповицкий) постригает его в монашество. С этого момента он не ложится на кровать до конца своей жизни. Он спит по нескольку часов в день. Зачастую его находили на четвереньках – так он засыпал в молитве перед образом.

– Из-за этого он был сгорбленный?

– Может быть, из-за этого. У него была специфическая внешность.

Епископ Николай (Велимирович) говорил о святителе Иоанне, когда его рукоположили в иеромонахи (т.е. о совсем молодом человеке), что это живой святой.

Его рукополагают в епископы и отправляют проповедовать в Шанхай. У него такое звание – Шанхайский и Сан-Францисский. Это вообще две части света: Китай и Америка. Он отправляется в Шанхай, устраивает там богослужебную жизнь, собирает общину, ведет обычную просветительскую жизнь как епископ.

Одно удивление и восхищение – нельзя по-другому описать его жизнь! Епископ – это должность наравне с генералом. Тяжело представить генерала, который выполняет ежедневную рутинную, даже можно сказать, черновую работу. В то время в Шанхае была ужасная нищета. Там люди даже не заботились о своих детях, и те умирали на свалках. Был распространен алкоголизм. И святитель Иоанн брал своего помощника, брал бутылки водки и шел в неблагополучные районы (настолько неблагополучные, что даже тот, кого он брал с собой отказывался идти туда; но святитель все равно брал его). Он давал родителям водку и забирал их детей.

– Покупал, получается?

– Я бы сказал, спасал их жизни.

Со временем собралась огромная община в несколько тысяч человек. И святитель Иоанн заботился о каждом человеке: находил спонсоров, кормил, давал образование и т.д. Он служил Божественную литургию ежедневно. На ранней литургии он просто молился, позднюю он возглавлял, а потом шел со Святыми Дарами причащать больных людей. В больничных списках находил фамилии русских людей, приходил к ним, утешал, был с теми, кому он нужен.

И было много чудес. Он шел с Причастием к какому-то инфекционному больному, который находился один в палате, и даже врачи заходили к нему в специальных одеждах, чтобы не заразиться. После таинства Евхаристии больной выплюнул Причастие. А там не было чистейшего пола или какой-то стерильности. И святитель Иоанн, не смущаясь ни секунды, встал на четвереньки и потребил Тело и Кровь Христа, все тщательно убрал и ушел, не сказав тому человеку ни слова. Святитель Иоанн не то что не заболел, а даже тот человек выздоровел. Это тяжело объяснить на нашем уровне, но это реальный факт из его жизни. Сейчас живы те люди, которые жили в приюте у святителя Иоанна, которые непосредственно с ним общались. Так что это не какие-то сказки или представления о святости, которые мы узнаем из житий.

– Можно сделать вывод, что для Православной Церкви и для православных людей нет никаких пределов. Мы – граждане Небесного Отечества.

Пока мы здесь, на земле, изучая примеры таких святых, историю того или иного даже маленького подворья, сколько всего интересного можно узнать! И мы можем делать правильные выводы в нашей жизни, жить в мире, молиться друг за друга и искоренять ненависть.

Насколько я знаю, кое-что скоро произойдет на Вашем приходе – привезут святыню – пояс святителя Иоанна Шанхайского.

– С 28 сентября по 12 октября в нашем храме будет представлен пояс, который носил святитель Иоанн при своей жизни. Эта традиция существует уже шесть лет, несмотря ни на что. Огромное количество чудес происходит по молитвам святителя и тех людей, которые к нему обращаются.

Мы ждем каждого человека в нашем храме особенно в эти дни, с 8.00 до 19.00. Можно прийти помолиться, послужить акафист. У святителя Иоанна нет специфики, он в целом всем помогает. Он скорый помощник тем людям, которые находятся в скорбях, тяжелых жизненных обстоятельствах (внутренних, внешних). Можно прийти и помолиться ему. Будем рады всех увидеть.

Свидетельства чудес, которые есть, вы можете записать и представить нам. Пояс привезут из Канады, и мы всегда берем благословение у Святейшего Патриарха Кирилла, у блаженнейшего митрополита Тихона, у правящего архиерея Канадской епархии владыки Иринея.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Анна Купцова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает насельник Донского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Филарет (Бердников).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать