Беседы с батюшкой. Иеромонах Никандр (Пилишин)

27 июня 2022 г.

В студии иеромонах Никандр (Пилишин), настоятель храма в честь священномученика Власия в Старой Конюшенной Слободе (г. Москва).

– Отец Никандр, начнем с обсуждения евангельского чтения. Христос посылает апостолов на проповедь и говорит им, чтобы они возвещали, что приблизилось Царство Небесное. Сложно сказать, что Царство Небесное наступило, мы этого как-то не видим. Видим голод, болезни, войны. Приблизилось ли Царство Небесное, или еще приближается, или наступило, или прошло, а мы не заметили?

– Господь и не говорит о том, что оно должно наступить на земле. Ошибка, когда люди пытаются здесь построить Царство Небесное. И даже святые отцы о чем пишут? О том, что человек, пытающийся построить на земле Царство Небесное и забывающий, что есть смерть, переход из жизни земной в вечную, уже начинает отвергать Бога. Потому что Бог всячески начинает напоминать нам о том, что земная жизнь – это лишь предуготовление, и, живя здесь, мы должны обязательно постараться рассмотреть, почувствовать, увидеть Царство Небесное внутри нашего сердца. Вот это Царство Небесное должно приблизиться в жизни каждого человека.

– Можно ли в итоге человеческими силами построить Царство Божие на земле?

– В рамках своей жизни можно попытаться воплотить заповеди, которые Господь оставил нам ради того, чтобы наша жизнь была неким отголоском, отражением Царства Божия. Конечно же, в полной мере это невозможно. Царство Божие возможно лишь только там, где есть Господь, где есть прямое и непосредственное общение с Ним, то, чего мы чаем после смерти. Мы же прекрасно знаем мнение Церкви относительно Царства Божия: оно начинает зарождаться, когда мы живем здесь. И, взирая на свою жизнь, мы можем понять, что у нас сейчас внутри, на что похожа наша жизнь. Похожа ли она на жизнь по заповедям и Царство Божие либо похожа на постоянное противление, борьбу с Господом, и это уже скорее всего больше напоминает ад, нежели рай.

– Вопрос телезрителя: «Ангел-хранитель дается человеку во время крещения, как я понимаю. А кто хранит человека до крещения? Ведь все крестятся в разном возрасте».

– У нас нет догматического учения об ангелах. Если мы откроем учебник по догматическому богословию, раздел, изучающий ангелов, то, конечно, сможем получить только отрывочные сведения, которые по крупицам собираем из Священного Писания или трудов святых отцов.

Да, принято считать, что во время крещения человеку приставляется ангел, а кто хранит до крещения? Так спрашивает наша телезрительница. Конечно же, Господь. Господь хранит всех нас и до крещения, и после крещения, а ангел-хранитель дается как тот, кто помогает нам встать на путь христианской жизни и достигнуть финала этого пути.

Что такое крещение? Когда человек вступает на путь христианской жизни, ему открываются церковные таинства. Чтобы пройти этот путь, ему дается проводник, ангел-хранитель, который ему что-то подсказывает. Это совершенно не значит, что люди, которые не крещены, не нужны Богу, или неинтересны Ему, или Господь их не хранит.

Нет, Господь хранит всех, и мы это знаем из Евангелия. Буквально две недели назад в воскресный день читалось, что Господь, обращаясь к Своим ученикам, говорит: «Воззрите на небо. Солнце светит и дождь идет для праведных и неправедных». Поэтому здесь нет абсолютно никакого различия, Господь хранит каждого, поскольку Он является Творцом всех людей. А ангел-хранитель – это тот, кто является проводником в нашей христианской жизни как раз для того, чтобы мы смогли достичь Царствия Божия, почувствовать его.

– Как же получается, что и с некрещеными Господь тоже пребывает?

– А почему же нет? Мы же знаем, что одно из свойств Божиих – это вездесущность. То есть невозможно найти какое-то местечко в сотворенной Вселенной, где не было бы Бога. Безусловно, Господь пребывает со всеми.

– Но если Бога изгоняют из сердца, Его же там, получается, не будет? Когда мы размышляем про ад, мы говорим про место или состояние, где Бога нет. Вот этот ад создает в себе человек, который как бы изгоняет из себя Бога.

– Вы знаете, человек без Бога не может прожить ни секунды. Любовь Господа к человеку настолько велика и милосердна, что даже если человек изгоняет Его из своего сердца, Он все равно пребывает с ним. Мы можем этого не чувствовать. Один из примеров того, что мы не чувствуем присутствие Бога, но Он с нами рядом, – это страдание Господа нашего Иисуса Христа на кресте, когда Он говорит: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил Меня?»

Конечно же, Бог Отец не оставлял Своего возлюбленного Сына, но у человека вполне могут быть такие ощущения, что Господь его оставил. Хотя Господь ни на секунду не оставляет Свое творение.

– Да, эти слова Господь произнес на кресте. Это странно, потому что Он Бог. Мы же верим, что Он Бог?

– Этим вопросом задаются армяне. Армянская Церковь считает, что все происходившее на кресте было видимостью, что Господь на самом деле не испытывал ни боли, ни богооставленности, это было неким кажущимся явлением. Но мы должны помнить о том, что Христос был совершенным Богом и совершенным Человеком, поэтому Он вполне мог испытывать на кресте все то, что свойственно нам, по Своему человеческому естеству.

– Будучи Человеком, Он почувствовал, как будто Бог Его оставил?

– Совершенно верно.

– То есть Бог не оставляет нас даже в самом тяжелом греховном состоянии?

– Конечно, не оставляет. Вообще все ответы на вопросы кроются в Писании. Там есть замечательное выражение: где изобилует грех, там изобилует благодать. Поэтому даже туда, где есть грех, Господь обязательно посылает Свою благодать, чтобы человек смог побороться и выйти из своего греховного состояния. Вопрос к нам: воспользуемся мы этим или нет. Но Господь никогда не оставляет нас.

– Вопрос в Telegram: «Как научиться все свои проблемы возлагать на Господа, то есть полностью уповать на Его Промысл?»

– Довольно распространенный вопрос из серии: «Как научиться молиться?», «Как научиться поститься?»

– Они не зря распространенные.

– Да, потому что с этими вопросами сталкиваются все люди, которые начинают свою жизнь в Церкви. Насколько есть распространенный вопрос, настолько же есть распространенный ответ. Например, молитва дается молящемуся. Если хочешь научиться молиться, значит, нужно просто начать это делать. Если хочешь научиться поститься, нужно просто начать это делать. Из обычной жизни мы можем привести пример: если хочешь стать спортсменом, ты должен начать заниматься спортом.

Так же и здесь. Если хочешь вполне иметь навык упования на Бога, нужно просто соединить в единое целое свое сердце, разум, душу и потихонечку, рассуждая о событиях, которые происходят с тобой в жизни, всякий раз помнить о том, что все волосы на голове человека сочтены. Неужели Господь может говорить эти слова просто так, понапрасну? Конечно же, нет. И обо всем, что происходит с нами, Господь знает.

Наше упование… Что мы хотим от этого? Мы желаем, чтобы Господь сделал нашу жизнь безболезненной, беспроблемной? Тогда это ошибка. Это невозможно. А если мы хотим, чтобы в нашем сердце жило упование, которое дает нам безопасность и изгоняет страх при переживании тяжелых случаев или при столкновении с каким-то неизвестным событием нашей жизни, то тогда это возможно.

– Чтобы была уверенность в том, что все будет хорошо?

– Что такое «все будет хорошо»?.. Буквально вчера мы читали Евангелие о том, что Господь призывает Своих первых учеников. И, конечно же, ученики, слыша призыв Господа, оставляют все, что у них есть в  жизни, и следуют за Ним. Они не знали, куда они идут, и, безусловно, ожидание того, что все будет хорошо, превратилось в то, что практически все ученики закончили свою жизнь мученически.

Если посмотреть с точки зрения обычного обывателя, то мученическая кончина, распятие на кресте – это, конечно, явно нехорошо. Но тогда мы сразу вспоминаем о перспективе вечной жизни. Не важно, как мы переживаем свою жизнь (считаем, что мы несправедливо обижены или в нашей жизни все тяжело и плохо), мы должны помнить, что это все временно, поскольку настоящая, подлинная жизнь, как и настоящее утешение, будет с нами после смерти в Царстве Небесном.

– Но все-таки как пережить эту жизнь, сталкиваясь с ежедневными проблемами?

– У нас нет выбора. Конечно, некоторые люди, быть может, обрывают свою жизнь, сталкиваясь с большим количеством проблем, которые не могут пережить. И тогда они принимают опасное решение: закончить свою жизнь.

А если мы говорим о штатной ситуации, у нас нет выбора, мы обречены на то, что будем каждый день сталкиваться с разными сложностями, разными переживаниями, и мы должны научиться переносить их по-христиански. С пониманием того, что это неизбежность и является следствием греховной, страстной природы человека, и удалить это из нашей жизни просто невозможно. Это нужно принять. Чем быстрее будет принятие ситуации, тем скорее мы научимся внутренне уповать на Бога.

– Но мир вокруг нас обычно живет по другим правилам. Для кого-то привычнее схитрить, обмануть, солгать, обокрасть…

– Это свойственно и людям, живущим в Церкви.

– Свойственно, но мы с этим боремся.

– Мы должны с этим бороться.

– Кто вне Церкви, тот не борется.

– Нет, я с этим не согласен. Потому что мы знаем множество примеров людей, которые вне Церкви тоже с этим борются. Мы знаем огромное количество совестливых, справедливых, добрых людей, которые не просвещены светом Христовой истины. Апостол Павел тоже говорит, что есть люди, которые, не зная закона, по естеству законное творят. Да, и такое есть.

Не надо идеализировать человека, живущего в Церкви. Такому человеку легче, потому что у него есть Господь, есть Церковь, которую врата адовы никогда не одолеют. И есть таинства, которые помогают человеку что-то пережить. Поэтому человеку в Церкви живется легче, чем тому, кто живет в миру без Церкви.

– Действительно, вспоминаются эти слова апостола Павла... Язычник судится по закону совести. Можно ли эти слова о язычниках применить к нынешним людям, живущим вне Церкви?

– Конечно.

– То есть люди, подобные Корнилию Сотнику, который, правда, стал православным христианином, будут судиться по закону совести?

Евангелие вне времени. Нельзя сказать, что закон, данный Господом, потерял свою актуальность. Конечно, это нужно применить к тем людям, которые могут быть нами названы язычниками. Я с Вами абсолютно согласен.

– Получается, что у людей вне Церкви существует надежда на спасение?

– Надежда на спасение существует всегда, ее у человека не может отнять никто. Безусловно, это не значит, что, сидя в телестудии, мы можем вывести новое богословское правило или закон, но надежду и упование отнять у человека не может никто, если только сам человек от них не откажется.

– Вопрос телезрителя: «Мне в голову часто приходит такая мысль: не умер ли я духовно? Я духовно мертв или жив, как Вы думаете?»

– Судя по тому, что Вы говорите, Вы живой человек. Пока человек жив, может думать, дышать и проявлять себя как живой человек – он способен, даже если чувствовал начаток духовной смерти, всегда обратиться от этого. Если у Вас вдруг возникает такой вопрос, Вы можете обратиться к своему ближнему и спросить, что он видит перед собой: духовного мертвеца или духовно живого человека. Если Вы задаетесь этим вопросом – наверняка внутри Вас теплится духовная жизнь, Вы понимаете, что говорите. Я нисколько не сомневаюсь, что Вы духовно живой человек: духовного мертвеца такие вопросы совершенно не интересуют.

– Да, мне кажется, это главный критерий. Если бы человек об этом не думал – он был бы духовно мертв.

– Думаю, да. Надеюсь, мы ответили на вопрос.

– Вопрос телезрителя: «Как научиться прощать? Что делать, если приходится быть рядом с человеком, который вызывает злобу и раздражение?»

– Зависит от того, кто этот человек. Если это твой родственник, с которым ты должен жить, – мы возвращаемся к правам и обязанностям взрослого человека. Когда человек становится взрослым, у него меньше прав и возможностей поступить как ребенок: уйти от сложной ситуации. Ситуации мы должны принимать, решать и справляться со сложностями. Как научиться прощать? Это вопрос из серии: «Как научиться молиться?» Нужно просто начать прощать. Потихоньку, с маленьких поступков, с рассуждением. Сделаю оговорку: чужую беду руками разведу. Сидя в уютном кресле, я могу дать миллион советов, как научиться прощать, но в каждой конкретной ситуации, в которой мы оказываемся, мы должны понять, что с этим человеком: какие у него силы, ситуация, какой опыт. Есть много факторов, которые определяют эту ситуацию.

Если мы вдруг чувствуем, что внутри нет сил, чтобы простить, – мы должны вспомнить Евангелие, где Господь говорит: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы; и научитеся от Мене. Если мы не умеем молиться, прощать, уповать – значит, мы идем к Богу, источнику прощения, упования, и в молитве, общении с Богом просим: «Господи, я не умею прощать, дай мне, пожалуйста, это, научи меня этому». Конечно, за этим может последовать целая череда жизненных событий, когда Господь будет учить прощать. К этому нужно быть готовым.

– Это очень важное и сложное замечание: просишь научиться, а потом…

– Господь Чадолюбивый, Он не наемник, не враг нам: Он тот, Кто любит нас больше нас самих. Если Господь отвечает на нашу молитву и дает нам жизненные обстоятельства, которые учат нас прощению, смирению или упованию, то это будет настолько деликатно и по силам человеку, что каждый сможет это перенести.

– По силам – важный момент. Бывают очень сложные ситуации. Находясь в них, ждешь кризиса со дня на день. Как в этой ситуации поверить, что это дано по силам и получится с этим справиться?

– Иначе не получится. Если мы верим в Бога – верим в то, что Он все дает нам только по силам. Это синонимы. Если я говорю, что верю в Бога, то верю в то, что Господь дает нам все ситуации по силам. Если я не верю, что Господь дает мне по силам, то я не совсем уж верю в Бога. Это правда.

– Как поддержать себя в момент кризиса?

– По-разному можно, кому что помогает. Существует универсальное правило: когда у тебя есть сложность, ты должен этой сложностью с кем-то поделиться. Я убежден, что практически у всех есть друзья, родственники, или психологи, или священники, к которым можно прийти и поделиться своей ситуацией. Как только ты рассказал другому человеку о своей сложности – уже становится легче. Если ты искренне хочешь найти выход из ситуации – обязательно его найдешь в том человеке, который будет для тебя ближним. Это, без всяких сомнений, однозначно срабатывает.

Иногда бывает очень сложно, и помогает время. Ты пытаешься изменить ситуацию – она не меняется, время прошло – полегче стало. Если мы не совсем способны понять, что это от Бога и мы можем это перенести, – время нам в помощь.

– Как тот момент, когда ничего не меняется, правильно пережить по-христиански? Если кризис, ничего не меняется – хочется злиться, ненавидеть всех вокруг, проклинать…

– Все очень просто. Вы задаете вопрос: как это пережить по-христиански? Переживите со Христом. Нужно начать жить, общаться с Ним. Если мы не можем общаться или не получаем удовлетворения от общения, молитвы – значит, нужно прийти туда, где люди имеют этот опыт: в Церковь, начать жизнь в таинствах. Если это сложно – можно совершить паломничество. Есть огромное количество обителей, где подвизались подвижники, где святые мощи, чудотворные иконы и нужная атмосфера. Почему, например, люди, жившие в непростые времена XIX века, стремились в Оптину пустынь? Потому, что там была совершенно особая атмосфера, которая помогала переживать все, о чем Вы говорите. Сейчас все то же самое, ничего не меняется. Если есть сложность – собирайтесь, садитесь в машину, автобус, берите железнодорожный билет и езжайте в обители, туда, где место отмечено подвигом подвижников, где есть мощи преподобных отцов, люди, которые сейчас собираются вместе и пытаются подражать этому подвигу. Находясь там, уже получаешь облегчение.

Конечно, когда вернешься оттуда, снова может случиться непростая ситуация. Но что делать? Это – участь взрослого человека. Нужно набраться мужества и пережить эту ситуацию, но с Богом, взывая денно и нощно к Богу, чтобы Он помог нам это сделать.

– Соглашусь. На собственном опыте могу подтвердить, что паломнические поездки дают сильное облегчение.

Вопрос: «Почему крестят маленьких детей, если они не могут дать перед Богом слово или клятву? По Библии крещение принимается в осознанном возрасте».

– Мы крестим маленьких детей по вере их родителей и восприемников. Вопрос из той же серии: зачем маленьких детей отдают в школу, в первый класс? Если спросить у маленьких ребятишек, сходивших в первый класс школы один или два дня, хотят ли они ходить в школу, вряд ли найдется много ребят, которые с большой радостью захотят идти туда снова. Но это не останавливает нас в том, чтобы мы давали образование своим детям, потому что мы понимаем, что без образования в нашей земной жизни очень сложно.

Если родители являются христианами и не представляют жизни без Христа, безусловно, они хотят, чтобы их чадо сразу же, с рождения было освящено тесным общением с Богом при принятии Тела и Крови Христа. Лишать этого младенца потому, что он не может сделать осознанный выбор, не совсем разумно. Если ребенок не может сделать выбор, это не значит, что взрослые люди, обладающие разумом и опытом, должны лишать его благодати общения с Богом. Я считаю так.

– Вопрос телезрителя: «Какую молитву лучше читать о здравии человека и сколько раз в день нужно ее читать?»

– Самая лучшая молитва – это искренняя молитва, исходящая из сердца, из души. Я часто предлагаю людям молиться своими словами, но люди не могут этого делать. Они говорят: «Батюшка, мне не хватает душевных сил. Я становлюсь перед иконой и пытаюсь помолиться своими словами, но меня хватает только на пятнадцать слов, на полторы минуты, и молитва заканчивается».

Я считаю, так происходит потому, что у людей нет опыта живого богообщения. Если вдруг не хватает внутренних сил, чтобы обратиться к Богу своими словами, наверняка у каждого есть молитвослов, где можно найти слова молитвы, которые отзовутся в нас в конкретной ситуации. Поэтому молиться можно любой молитвой, главное – вкладывать в нее то, что ты хочешь вложить, о чем хочешь сообщить Богу.

А сколько раз молиться? Ровно столько, сколько потребно твоей душе. Нет никаких магических правил – совершить молитву семь или сорок раз и обойти семь храмов. Вот сколько раз тебе нужно пообщаться с Богом, ровно столько и молись.

– А как научиться молиться своими словами? В принципе, понятно, что Богу можно рассказывать о своих проблемах, просить Его помочь в том и в этом. Но одним из видов молитвы является, например, славословие, или восхваление, или благословение. Как произносить такую молитву? Мы читаем утренние, вечерние молитвы, и в них этому уделено много внимания, а говорить это своими словами как-то не очень просто.

– А как часто Вы пробовали молиться своими словами?

– Я пытаюсь это делать регулярно.

– Именно славословить?

– Нет. У меня это не получается, поэтому я и спрашиваю.

– Опять же возвращаюсь к маленькому ребенку. Когда маленький ребенок начинает ходить, конечно же, сразу у него это не получается. Он падает, встает, снова падает, снова встает, но у него есть огромное и искреннее желание научиться ходить.

Если у человека есть искреннее желание научиться славословить Бога и у него это не получается с первого, со второго, с третьего раза, он не должен оставлять свои попытки. Его подвиг будет обязательно увенчан тем, что в его сердце слова наконец сложатся в настоящую большую молитву, которая удовлетворит духовный запрос его исстрадавшейся души.

– Что ж, буду пробовать дальше.

У нас еще есть вопрос о молитве: «Какая молитва больше всего помогает в учебе?»

– Мне не хотелось бы никого обидеть, но почему-то молитвы и жизнь Церкви все время воспринимаются как жизнь Гарри Поттера. На мой взгляд, христианскому сознанию совершенно чуждо представление о том, что можно открыть книгу, найти молитву от зубной боли – и зубная боль тут же пройдет. Но, наверное, если кто-то искренне в это верит, а Господь, видя эту искреннюю веру, дает просимое, я вполне могу допустить, что такое возможно.

А какая молитва нужна для успешной учебы? Еще раз хочу сказать, что нужна молитва искренняя, исходящая из души, когда мы просим Бога дать успех в учебе нам или нашим чадам. Если мы вдруг чувствуем, что у нас нет такой возможности, мы изыскиваем молитвы в молитвослове.

Мы знаем, что подобная проблема была у преподобного Сергия Радонежского, поэтому мы говорим: «Преподобный отче Сергие, ты сам знаешь, что такое не иметь успеха в обучении, как тяжело это переносить, поэтому я прошу, чтобы ты стал ходатаем перед Богом о моей просьбе, чтобы я (или мое чадо, или мой ближний) научился учиться». Можно молиться такими словами.

Если так не получается, есть формализованные молитвы преподобному Сергию, и мы открываем их и читаем. Может быть, кому-то это будет ближе. А вообще все очень индивидуально. Но со временем нам все же нужно переходить от формальной молитвы к молитве неформальной. Мы должны учиться этому.

К сожалению, в наше время мы все реже и реже видим, что в церкви говорят человеку об этом, потому что прихожан очень много, а священников мало. Чтобы научить человека молиться, нужно взять его за руку и передать какой-то свой опыт. Поэтому всех наших телезрителей я призываю к тому, чтобы мы потихонечку начинали делать маленькие шажки к тому, чтобы не бояться перейти от молитвы Макария Великого, которую мы постоянно читаем, к молитве, например, Елены Скворцовой.

Человек должен встать вечером на молитву и сказать: «Господи, я благодарю Тебя за сегодняшний день и за все, что в нем было. Благодарю Тебя за то, что, столкнувшись сегодня на лестничной площадке с соседкой, у меня хватило сил, чтобы проявить смирение».  Или, наоборот, можно сказать: «Я сегодня встретила тетю Соню, и у меня не хватило сил проявить свое смирение». Вот об этом нужно искренне говорить с Богом.

Но мы боимся так говорить, потому что нас приучили к формальной молитве. Человек приходит в церковь, и что легче всего для него сделать? Дать ему молитвослов. И вот берет он молитвы – утренние, вечерние, молитвы перед Причастием, три канона, молитвы для успешной учебы, молитвы от головной боли, от слепоты, и всё. Но неужели Бог именно такими видит Своих учеников? Я думаю, что нет.

– Может быть, после таких формальных молитв имеет смысл хотя бы понемножку, несколько слов начинать говорить неформально?

– Конечно. Есть удивительная книга – «Откровенные рассказы странника», в которой описывается, как научиться молиться. Самое универсальное, что можно вынести из этой книги, это слова: «Молитва дается молящемуся».

Если ты хочешь научиться бегать, ты должен понемногу бегать каждый день и со временем приобретешь опыт. Так и здесь. Ты должен не бояться говорить каждый вечер хотя бы по два слова своими словами. Вот прочитал правило, формальную часть выполнил и скажи буквально два слова: «Господи, спасибо Тебе». И со временем этот опыт перерастет в большой и полезный.

– Вопрос телезрителя: «Ежедневно читаю Псалтирь и считаю, что молюсь. Но не все псалмы мне нравятся. Можно ли читать только то, что нравится?»

– Можно, конечно. Чтобы нравились все псалмы, нужно войти в состояние, в котором находились авторы этих псалмов, для того чтобы понять, о чем идет речь. К состоянию такого подвижничества можно перейти, когда молишься и понимаешь, что все произносимые тобой псалмы отзываются в тебе примерно одинаково.

Самое главное, что нужно от нас Богу, – это наше искреннее сердце. Вспомните известную фразу: Сын мой! отдай сердце твое Мне. Могу сказать, что Богу очень важно наше сердце, важно, какое оно. Вот сегодня, в понедельник вечером, что в сердце человека? Если сердце требует и утешается чтением 112-го псалма, слава Богу! Почитайте 112-й псалом, успокойте свое сердце, свою душу и поблагодарите Бога. Если вы не можете читать 46-й псалом, не читайте.

То есть здесь не должно быть какого-то внутреннего угрызения, что ты такой несовершенный, потому что этот псалом нравится, а этот не нравится. Да, на сегодня ты такой, и слава Богу, и хорошо, что ты такой. Момент такого принятия себя помогает трезво, спокойно и размеренно идти дальше – в Царство Небесное.

– Дальше телезритель пишет: «Считаю, что молюсь, когда читаю Псалтирь». Чтение Псалтири – это молитва?

– Безусловно. Вообще что такое молитва? Молитва – это общение с Богом. Формы общения с Богом бывают разные – молитва своими словами, формализованная молитва, молитва через Псалтирь, через чтение Священного Писания. Нашим телезрителям я советую читать письма Оптинских старцев – преподобных Амвросия, Антония, Моисея. В своих письмах они общаются со своими духовными чадами. Еще очень полезная книжка – «Письма валаамского старца» схиигумена Иоанна (Алексеева), в которой есть его переписка с духовной дочерью.

Мы часто видим, что люди, читая творения святых отцов, испытывают такое же состояние, какое они переживают после молитвы. Когда ты во внимательном состоянии и с миром в душе прочитаешь творения святых отцов, ты вполне можешь испытать такое же состояние умиротворения и успокоения души, которое  испытываешь после молитвы. И не нужно бояться того, что сегодня ты вместо вечернего правила потратил какое-то время, например, на чтение «Добротолюбия». Это прекрасно! Почитал «Добротолюбие», и слава Богу.

Молитва направлена на то, чтобы отвлечь наш взор от мира и мирских забот к вечному – к Богу, к Царству Небесному, к участи человека после смерти. И если молитва помогает – здорово, если помогают святые отцы – замечательно. Святитель Феофан Затворник пишет: «Будь внимателен, ищи то, что тебе наиболее полезно». Если тебе полезно чтение – прекрасно. Если полезны добрые дела – очень хорошо. То есть для каждого человека полезно свое. Поэтому ищите удобные для себя формы богообщения и молитвы и находите в этом свое утешение.

– И еще один вопрос телезрителя о молитве: «Что такое соборная молитва?»

– Соборная молитва – это молитва, совершаемая группой людей. Соборной молитвой можно назвать все, что происходит в храме, когда мы собираемся за богослужением. Соборная молитва – это, например, литургия, молебен, панихида, вечерняя служба, то есть это любая служба, на которой присутствуют люди, собравшиеся вместе и понимающие, что сейчас происходит. Если речь идет о молитве по соглашению, это уже несколько другая история. Но соборная молитва – это молитва, которая происходит собором, то есть собранием людей, во имя конкретной цели.

– А что тогда молитва по соглашению?

– Молитва по соглашению – это когда знающие друг друга люди, не собираясь в конкретном месте, могут одновременно молиться в конкретное время ради какой-то потребности. И здесь очень важно уйти от магизма и не верить в то, что, например, молитва четырех человек будет более слабой, чем молитва четырехсот человек. Если молитва искренняя, если она исходит из сердца, то молитва и четырех человек будет иметь такую силу, что Господь услышит ее и примет, если на то есть Его благая воля.

Очень важное условие для молитвы по соглашению – когда люди молятся и понимают, вместе с кем они молятся. Например, у нас есть «двадцатки», которые читают Псалтирь, и эти двадцать людей знают друг друга. Они знают, что 5-ю кафизму сейчас читает, например, Наталья – человек, которого они знают. Согласитесь, что когда мы молимся, например, со своими родными, эта молитва более теплая и искренняя, чем когда мы молимся с незнакомым человеком, стоящим рядом.

– «Как быть, если голос совести молчит, но ты понимаешь, что это грех? Стоит ли исповедовать этот грех?»

– Вопрос исповеди тоже очень важный. Что бы я посоветовал этому человеку? Я советую ему, придя на исповедь, исповедовать два греха. Первым нужно исповедовать тот грех, который он совершил и о котором он знает, что это грех. И второй грех, который он должен исповедовать, это то, что голос его совести молчит, хотя он понимает, что совершает грех.

Когда голос совести молчит, это тоже ситуация, которая меня смущает. То есть что такое исповедь? Это когда я прихожу к Богу и говорю: «Господи, я очень хочу поговорить с Тобой о делах, которые я совершил. Я убил своего брата словом, и совесть меня за это совсем не терзает. Прости меня, пожалуйста, окаянного человека». Лично я бы поступил так.

– А что у этого человека с совестью? Почему она не реагирует на грехи, на какие-то опасные поступки?

– Я не знаю. Это вопрос к Богу. Если бы у меня, например, заболела печень,  наверное, я бы пошел к врачу и спросил у него, что с моей печенью. У нас один Наставник, Учитель – Христос, и нужно идти к Нему и спрашивать: «Господи, а что с моей совестью? Почему грех, который я совершил, совсем меня не обличает?»

Конечно, Христос может ответить через любого человека, который рядом с нами, но этот вопрос в первую очередь нужно адресовать Богу. Может быть, человек заглушил голос своей совести, может быть, он уже так преуспел в опыте отрицания греха, что голос его совести становится все тише и тише, и человек его уже практически не слышит. Может быть и такая ситуация.

– Благодарю Вас за нашу сегодняшнюю беседу. В заключение программы прошу кратко подвести ее итог и что-то пожелать нашим телезрителям.

– Дорогие наши телезрители, братья и сестры! Я очень рад, что сегодня большинство вопросов было посвящено молитве, ведь молитва – это самый верный путь и верный ключ к Царству Божию. Сегодняшний выпуск мы начали с вопроса, приблизилось ли Царство Божие. Конечно же, оно приблизилось, и оно находится в сердце каждого человека. И чтобы найти вход в это Царство Божие, необходима молитва – искренняя, настоящая молитва, исходящая из сердца каждого из нас, чего я искренне всем нам желаю.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Софья Горбачева и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    СЛУЖЕНИЕ ЛЮБВИ: Центр защиты семьи «Колыбель» в Екатеринбурге. Александра Цурилло

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: о святом Цесаревиче Алексие и регате его имени.

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ХРОНИКА ПЕТРОГРАДСКОЙ ГОЛГОФЫ. Выпуск 12.

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Вопросы и ответы

X
​​