Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Зазвонов

25 сентября 2022 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, настоятель храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

– Скоро праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. В обиходе мы говорим, что у каждого человека есть свой крест, который нужно взять и нести.  Как это можно объяснить?

– Господь действительно говорит: чашу, которую Я пью, будете пить. Он открыл нам Царство Божие через этот крест. Он сказал, что мы должны взять крест и пойти за Ним. У каждого в жизни будет своя голгофа, по мере того, сколько нам дано талантов. Все мы разные, у нас разные способности, темпераменты, характеры. И у каждого есть свое предназначение. Оно тернистое и связано с голгофой.

Праздник Воздвижения Животворящего Креста всегда постный день. Это внутренняя серьезная работа, может быть, даже какое-то напряжение, чтобы не сойти с этого креста, чтобы дотерпеть до конца. Претерпевший же до конца спасется. Эта жизнь как экзамен. Какой есть смысл в экзамене? На нем преподаватель задает неудобные вопросы. Ты потеешь, нервничаешь. Казалось бы, можно все экзамены из-за милосердия отменить, но тебе дают возможность реализоваться в дальнейшем в этой жизни. Так и здесь. Земная жизнь ничто по сравнению с вечностью. Это около 70–80 лет, как говорит пророк, их надо претерпеть. Никто не избегает экзаменов. Все терпят и радуются, когда сдадут. А если не сдашь, будет пересдача.

В данном случае мы должны, как говорит апостол Иаков в своем Послании, радоваться радостью великою, когда пребываем в искушениях, потому что это возможность обрести терпение. Вот как мы должны смотреть на нашу жизнь. В ней мало сладкого, но много горького. Но если мы с Богом, если мы действительно верим, что Богу возможно все, и уповаем на Него: «Будь рядом, помоги мне донести мою ношу до конца», – то тогда и крест становится слаще. Ведь он откроет перед нами Царствие Небесное, вечное, куда устремлен наш взор, все силы, вся наша жизнь.

Почему христиане не довольствуются достигнутым? Они слишком много хотят – вечной жизни. Смотря на Крест, мы знаем, что вечная жизнь открыта для нас. Весь Израиль ждал Пришествия Христа и понимал, что только тогда будет спасение. И мы радуемся, что Он пришел. Крест стал для нас спасением. Он запечатал врага рода человеческого, и только теперь, благодаря Кресту, мы можем пойти этим тернистым путем и обрести Вечное Царство. Это важно, поэтому нужно молиться: «Господи, помоги всем нам взять свой крест и донести его до конца».

– Крест – это орудие казни. На нем был распят Христос; значит, это что-то плохое, приносящее боль и заканчивающееся смертью. Крест – это обязательно страдания?

– Апостол Иаков говорит: «радуйтесь радостью великою, когда видите искушение». Крест – это учеба. Нужно сохранять душевный покой. Маленький ребенок часто страдает: ему то не разрешают что-то, то бьют по рукам, то кормят непонятно чем. Но младенцы должны претерпеть, чтобы вырасти. Апостол говорит: если семя не умрет, росток не вырастет. Мы просто должны пройти этот период, и только тогда будет вечная радость.

Но и в несении креста есть радость. Почему апостол Иаков говорит: радуйтесь радостью великою, когда видите искушение? Если ты с Богом, то в эти моменты очень хорошо чувствуешь Его рядом с собой. Мир не исчезает, а ты даже что-то обретаешь, радость появляется и не проходит.

Как первых христиан отличали от других? Они всегда радовались. Нужно правильно себя настроить. Наши святые отцы, преподобные, великие старцы всегда находились в радости. Амвросий Оптинский, столько лет парализованный, мучимый болезнью, пишет вдохновляющие, радостные тексты. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Что нам печалиться, радость моя? Христос воскрес». Это пишет тот, которого обухом по голове чуть не убили, которого терзали и братия, и все, кто мог. А он радовался. Непрестанно радовался. Если мы правильно относимся к страданиям, они приносят радость здесь и сейчас.

– Это какая-то другая радость, не житейская.

– А какой мы хотим радости?

– Она же отличается от радости, например, за выигрыш любимой футбольной команды. Какая это радость у христианина?

– И такой у нас тоже достаточно, но духовная радость намного сильнее. Кто хоть раз почувствовал благодать, тот уже постоянно стремится к ней. Паисий Афонский жил в лесу в землянке всю жизнь, растил себе все для питания. Это тяжелый труд. Но посмотрите его фотографии, насколько этот человек излучал радость! Он всем был доволен и дарил радость. Паисий очень переживал за молодежь и попросил у Бога удивительный дар – делиться благодатью, которой Он его одарял. Святой сказал: «Господи, возьми у меня благодать, пусть я буду еще больше страдать, но дай мне возможность эту радость показать молодым несчастным людям». Потом они приходили, конечно, циники, гордые, посмотреть на это чудо духовной жизни Афона. Он почти с ними не общался, и те, разочарованные, уходили. Но когда их провожали, он своим посохом стучал им по голове. И своим даром, который испросил у Бога, он передавал им часть своей благодати. Эти молодые люди окрылялись, и больше они ничем не занимались в своей жизни, как только поиском этой радости. Большинство из них стали священниками или монахами. Почти все остались в лоне Церкви.

У нас такого дара нет, потому что мы не выпросили его у Бога и даже не задавались такой целью. Но можно сказать однозначно: в несении креста присутствует радость, если ты надеешься не на себя, а на Бога. И если сейчас ее нет, то надо спрашивать: «Господи, дай мне силы, терпение, знание, для чего мне это нужно». Понимание, для чего ты это несешь, очень важный момент. Может, Господь не даст здоровья, но дарует совершенно удивительное состояние, когда здоровье будет не самым главным. Мы спокойно будем это переносить, относиться как к норме и идти по-другому, радоваться другим моментам. Именно приземление вызывает страшное уныние и печаль.

– Говорят, если упал на дно, надо хорошенько от него оттолкнуться. Порой мы не понимаем этой истинной радости, пока не упадем.

– Да, увы, но лучше этого не допускать. Надо понимать, что всегда рядом с нами враг рода человеческого, который использует наше уныние. Когда нам тяжело, он использует этот механизм, чтобы наши силы совсем пропали. Почему никогда нельзя унывать? Это порочный круг. У тебя есть проблема, которую надо решать, а ты  не то что ее не решаешь, а увеличиваешь в своей голове и теряешь силы. А встать сил нет. В такой ситуации нужно внутренне обратиться к Богу. Самому с этим не справиться. Только Бог может справиться с врагом рода человеческого, ведь Он уже его победил крестом.

Надо взывать к Господу. Мы молимся: не введи нас во искушение и избави нас от лукавого. Уныние – это самое страшное, что есть в духовной жизни. Ни при каких условиях не нужно поддаваться этому. Своим прихожанам я советую запоминать, что помогло им когда-то выйти из уныния. Нужно записать это по пунктам и прикрепить на видном месте. И как только чувствуете, что начинаете уходить в этот ужасный омут, смотрите на этот перечень и ищите то средство, которое сейчас снова поможет вам прикрепиться к Богу и начать решать те или иные вопросы. Проблемы нас закаляют, делают умнее. Это очень важно.

– Вы сказали, что нужно запомнить способы, ощущения, как выходить из уныния. Но это человеческими силами сделать невозможно. Это возможно только Богу. То есть ты ненавидишь весь мир, обиделся на Бога, но тебе нужно встать на молитву…

– Не уверен, что сразу на молитву. Вначале и сил на нее нет.

– Абсолютно.

– Сначала нужно просто прийти в себя. Уныние – это полная неадекватность, все кажется другим. Надо просто взять паузу и чем-то заняться. Иногда полы помыть, иногда просто пройтись. Такая передышка дает возможность сделать небольшой глоток воздуха. Как будто ты тонешь, а тебе дали чуточку воздуха. Воспользовавшись им, ты сможешь вдохнуть и сказать: «Господи, помоги». Этого часто бывает достаточно, чтобы выйти из этого положения. А когда ты вдохнул, то должен методично решить задачу, как выйти из этого состояния. Большую проблему нельзя решать сразу. Ее нужно разложить на много маленьких и решать их по очереди, по чуть-чуть. «Господи, вразуми меня, помоги мне найти выход». И Бог тут же начнет действовать. Ты увидишь, как все это рассыпется. Потом ты эту проблему вообще можешь не увидеть и будешь смеяться над собой. Но чтобы это произошло, нужно выйти из уныния. Ни при каких обстоятельствах человек не должен унывать. Нужно выкарабкиваться изо всех сил, насколько это возможно. Это очень важно. Особенно в наши дни.

– Получается, должно включиться какое-то великое смирение? Смириться и довериться Богу. Других способов я не вижу. Но это очень тяжело.

– Сегодня ко мне пришла девушка. Очень взъерошенная, нервозная. Она рассказала, что не спит уже несколько дней и спросила, что ей делать и как. Видно, что она никогда не молилась раньше. Но она понимала, что нельзя просто так сидеть, что нужно что-то делать. Я ей отвечаю: «Успокойтесь, эмоции здесь не помогут. Голова должна быть адекватная. Включите жертвенное служение. Только любовь может все покрыть. Бог есть любовь. Нужно прежде всего успокоиться и уповать на Господа. А потом оглянуться вокруг. Спросить себя: «А что я могу сделать сейчас вместо своих дум и размышлений?» Откройте шкаф, посмотрите, у вас есть три курточки, но можно одну смело отдать. А если можете и в одной проходить, отдавайте две. У нас полно всего. Разберите всё. Когда идете за покупками, купите две пачки гречи вместо одной».

Но не 10 или 15…

– Надо делать по мере возможностей. Но не надо сидеть биться, не спать. Ты разрушишь себя. И кому потом поможешь? Маленькими шажками, насколько у тебя есть возможность, нужно помогать другим. Это жертвенное служение нужно запустить прямо сейчас. Мы о нем не слышали, потому что жили совершенно в другом, потребительском, информационном поле. Из него надо выходить, надо вспомнить, что ты человек, что у тебя есть брат, сестра, близкие.

Можете сказать хорошее слово и поддержать соседа, который тоже в смятении. «Я помолилась, и мне помогло. Давай вместе помолимся. Я иду купить что-то нуждающимся. Пойдем со мной. Я шубу свою отдам, а у тебя, может, есть куртка какая-то, которую ты давно не носишь?» Это выход. Такие маленькие шажочки одухотворяют, и в сердце появляется любовь Божия.

Я пять минут поговорил с этой девушкой, и она успокоилась, наполнилась решимостью приступить к действиям. Думаю, она начнет молиться, и Господь ее научит этому. Сейчас, как никогда, мы должны молиться. Как угодно, как умеешь, но каждый день по чуть-чуть. Если причащался еженедельно, попробуй в этот период причащаться два раза в неделю. Если причащался раз в месяц, попробуй два раза в месяц.  Если причащался раз в полгода, попробуй раз в месяц. Если ты не причащался, спеши и старайся, потому что Бог входит в нас в момент причастия и дает нам  удивительные дары благодати. Тогда не будет этой безнадеги, а придет радость. Я уверен. Но сначала нужно зарядиться на получение этой помощи от Бога. Своими силами никто никогда не справится. Как можно обмануть дьявола, который живет тысячелетиями, анализирует жизни миллиардов людей, который знает наперед, как нас сломить?

– Да, он отличный психолог. По преданию святых отцов, дьявол не может читать наши мысли.

– Их и не нужно читать, у нас на лице все написано.

– Ему наши помыслы не открыты, но он все видит по нашему поведению. Обмануть его сложно.

– Он знает, что мы сделали два года назад, что вчера, что сегодня, и знает, что мы сделаем завтра. Он смеется и хохочет над нами, манипулирует нами и пытается приводить нас в состояние уныния. Участвуя в таком безобразии, он смеется над Богом. «Ты сотворил это творение и говоришь, что это хорошо. Посмотри, они же на Тебя не надеются, не молятся, не занимаются своим делом, не возделывают рай, не творят из земли что-то прекрасное. Они всё уничтожают, в том числе и себя. Они хуже животных». Он смеется над Богом. Мы оружия для того, чтобы он хулил Господа. И только когда мы прикасаемся к Богу, мы превращаемся в настоящие Его творения. Мы становимся творческими, одухотворенными, первозданными Адамами, и тогда нам есть место в Царствии Божием.

– Иногда нам даются такие переживания, что, кажется, это конец. Все ли испытания даются по силам?

– Всегда так.

– Если трудности встали перед тобой, то ты всегда можешь их преодолеть?

– Если даже стена встала перед тобой, всегда есть обходные пути. Всегда стремись к ним. А если их нет, значит, нужно смириться и жить с этой стеной. Надо ли кричать и кататься по полу? Нет. Надо жить. И быть рядом с Богом.

– А если Бога попросить помочь со стеной?

– Конечно, надо просить. Ты просишь, но при этом говоришь: на все воля Божия. Мы не знаем перспективы, ее знает только Бог. Если, например, у тебя стена из нездоровья, то это, может быть, единственный твой шанс войти в Царствие Небесное. Если Бог дарует тебе здоровье, то ты лишишься Царствия Божия. Тогда зачем это все? Господь всегда дает то, что нужно нам для Царствия Божия. Мы должны спокойно это принимать. Разум никто у нас не отнимал, мы должны руководствоваться им, но призывать Бога и спрашивать профессионалов духовной жизни, которые из этих ситуаций выходили: обращаться к священникам, к святым отцам, к наследию Церкви.

Иногда мы думаем, что все в этой жизни должно быть благостно. Но зачем тогда Господь попустил мучеников? Они с радостью шли на мучения и благословляли, благодарили Бога. Апостол Павел говорил: «Спешу разрешиться и быть со Христом». Когда его уговаривали не идти в Иерусалим, предрекали, что там он будет схвачен, истязаем и посажен в темницу, он отвечал: «Это должно случиться, так открыл мне Святой Дух. Я не боюсь смерти и до конца иду свой путь». Он столько лет служил Господу… Это вся его жизнь. И она ему настолько надоела! Ведь он сколько лет сходил с корабля на корабль, бороздил пешком землю, прошел Малую Азию, Македонию, Грецию, Италию, Испанию, Сирию, современную Турцию, Ливан... Где он только не был за столько лет. И он зарабатывал на плетении палаток. Помимо проповеди еще умудрялся содержать не только себя, но и своих учеников. И все это в опасных и тяжелых условиях, когда его периодически избивали, не принимая. Думаете, он не хотел уже быстрее быть со Христом? Но любовь к людям заставляла его двигаться. Он узнал Христа и, видя, что кто-то не знает Его, хотел поделиться информацией, чтобы другой тоже спасся. Это естественная радость. Страшно, если человек, который находится рядом с тобой, не спасется, а ты не приложил к этому никаких усилий. Апостол Павел говорит: «Я уже хочу быть со Христом, я уже готов». Ему отрубили голову. Для нас кажется – ужас. А для него это было счастье. Он свидетельствовал перед императором о Христе, выполнил свои функции, которые были даны ему изначально, и обрел рай. Когда Господь привлекал Павла, то Анания говорил Ему: «Знаешь ли Ты, что это за человек, Господи?» А Иисус отвечает: «Этому человеку надлежит проповедовать перед царями». Никто другой из христиан не мог с этим справиться. Выступать перед царем – это мандраж, а у апостола Павла его не было. Он шел к этому смело, с радостью, уверенно. Он говорил и перед Фестом, и перед Феликсом, и перед Агриппой. Они слушали и удивлялись ему, даже оправдывали его иногда, понимали, что он прав, но не принимали. Это важно.

– Вопрос телезрителя Григория из Москвы: «Как понять, попущены страдания Богом или же ты сам виноват в них?»

– У нас есть сколько угодно моментов вины. Как апостол Павел говорит: «Бедный я человек! Доброго, что хочу, не делаю, а злое, чего не хочу, делаю». Не важно, святой ты или нет, у тебя достаточно тех проступков, за которые тебе нужно понести наказание. Если бы Господь руководствовался правдой, то истребил бы нас всех сразу же. Потому что нет в нас никакой правды.

Нам посылается все для того, чтобы мы стали терпеливее, умнее, принесли больше пользы в проповеди, умножении любви, в восприятии Бога, это нас обучает. Ведь хороший мастер приложит множество усилий, и много потов сойдет с него перед тем, как он станет замечательным мастером, и он будет всегда стремиться к большему, будет желать еще больше улучшить свое мастерство. Это нормально, никто же не останавливается на достигнутом (или останавливается только неудачник).

Поэтому мы должны идти от любви к любви, от добродетели к добродетели, от терпения к терпению – и не довольствоваться достигнутым. А как мы научимся? Другого пути нет. Как обрести терпение? Претерпеть искушения, скорби, какие-то жизненные ситуации. Вот так мы и учимся, это школа жизни. Не учиться, что ли? Давайте как-то по-другому рассуждать. Поэтому нельзя здесь говорить: «От Бога ли это все?» Зло никогда не бывает от Бога, это все от дьявола. Страсть – это уже от меня, это я пошел на поводу у искушений дьявола, это я не справился, не поставил ему препятствие. Поэтому мириться с этим я не могу, я должен бороться.

Поэтому и говорится в святоотеческом учении, что у нас есть несколько источников искушений. Это дьявол, который действительно много мешает нам в жизни. Это я сам, потому что я хочу чего-либо. Это мир, потому что другие люди иногда нас подстрекают, хотят нас в это вовлечь, потому что так принято, все так живут. И если мы сконцентрируемся все же на законе Божием, на том, что мы должны нацелиться на несение креста и быть с Богом, общаться с Ним и просить Его о помощи, то увидим эту фальшь. Но самое главное, что нам мешает, – это, конечно, гордость человеческая, то есть мы сами себе мешаем.

Еще Сократ, которого называют христианином до Христа, четко это все выразил: «Познай самого себя». Попробуй узнать, кто ты есть. Человек – это звучит далеко не гордо. Посмотришь на себя и испугаешься, сколько внутри гадости. Если нас сейчас представить на суд, то ни на какое милосердие вообще не стоит рассчитывать. Поэтому мы только молимся: «Господи, не вмени нам греха, не вспоминай этого всего, но прими нас по милосердию Своему». Потому что иначе ничего не получится.

Надо нам все же читать Священное Писание, потому что оно нас умудряет, у нас просто не будет возникать  вопросов. Это же слово Божие, которое не только дает нам информацию, оно запускает какие-то внутренние душевные, духовные механизмы, и мы совершенно по-другому начинаем мыслить. Это очень важно. Почему Господь врагу рода человеческого, когда тот сказал: «Преврати камни в хлеб», ответил: «Не хлебом одним жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих»? Значит, хочешь насытиться – ищи это слово, исходящее из уст Божиих. А оно у нас есть у каждого дома – это Библия, Евангелие. Читай по чуть-чуть, старайся понять, что тебе Господь пытается открыть сегодня. И если с таким настроем будешь его читать, Господь однозначно это тебе откроет.

Почему в богослужении перед тем, как начать читать Евангелие, священник произносит молитву: «Да воссияет евангельский свет в нашей душе»? Чтобы Господь изменил нашу душу, вложил страх Божественных заповедей в нас, чтобы мы исправили свою жизнь. Это самое важное. Читая эти словеса, мы чувствуем, как оживает наша душа. Это действительно так. Надо на это очень внимательно посмотреть. Читайте Священное Писание, оно нас умудряет.

– А можно ли сказать, что твой жизненный крест – это твоя судьба или карма, как говорят светские люди?

– Если для твоего спасения тебе нужно через это пройти, то почему бы не назвать это словом «судьба»? Если ты это не пройдешь, Господь тебе что-то еще пошлет. Он будет биться за тебя до последнего, пока ты не отвернешься от Него совсем, пока не закончится твоя богоборческая деятельность смертью. Поэтому Бог будет все время нам что-то посылать. Он хочет, чтобы мы познали Его, очнулись и пришли к тихому пристанищу, то есть к Нему. И тогда только мы сможем обрести вечное блаженство, вечный рай в Царствии Божием. Мы для этого созданы, это наше предназначение.

Мы как слепые котята, которые пытаются куда-то пойти и норовят упасть. Таких все время будут подгребать к тихому месту, где находятся их отец и мать, где о них заботятся, где их накормят. Так и мы все время будем Богом чуть-чуть корректироваться. И часто это нам не нравится, нам даже больно, наверное. Но разве лучше слететь в пропасть и пропасть навечно? Поэтому нужно здесь размышлять адекватно. И Священное Писание нам в этом помогает.

– Вы сказали, что нужно прекратить бороться с Богом, прекратить свое богоборчество. В чем это выражается? Когда у тебя какие-то трудности, ты впадаешь в уныние и злишься, ропщешь – это и есть богоборчество? Разве это не хула на Духа Святого?

– Я это и хотел сказать. Я очень боюсь говорить эти слова, потому что Господь говорит, что хула на Духа Святого не прощается. Это твои поступки, когда ты не обращаешься к Богу, а обращаешься к себе, а еще хуже – обращаешься к дьяволу. Тогда ты действительно хулишь Духа Святого, потому что ты создан для жизни с Богом, чтобы творить вместе с Ним.

У нас очень великое предназначение. И когда мы боремся с Ним, не хотим Его слушать (как Адам, который сказал: «Ты Сам виноват, у меня-то все хорошо. Зачем Ты все это мне посылаешь?»), тогда мы действительно сами себя лишаем Бога. Бог не может нарушить нашу свободу. Он только показывает путь, а мы все равно должны по нему сами пройти, проползти, может быть, только голову поднять в сторону Бога. Потому что у нас часто нет сил, их забирает враг рода человеческого, мы сами и наше окружение. Слишком много агрессоров рядом с нами. Но Бог сильнее, и мы должны быть за Ним.

Удивительно, что Бог может прожить с нами нашу жизнь. Если мы будем причащаться, Он будет в нашем сердце, всегда будет с нами. И искушения будут, как от щита, просто отлетать, они ничего нам не сделают. Но для этого нужно настроиться, поставить эту цель и идти к ней, насколько это возможно. Тогда все получится, это однозначно.

– Сломать все внутри себя, получается?

– Если там что-то сделано неправильно, то сломать. Паисий Афонский говорит, что в нашем сердце надо строить хижину, чтобы в ней поселился Христос. Если ты сделал что-то не так, твоя хижина неустойчива, ломай и строй заново. Хуже, если тебя погребет под обломками хижины.

– Как объяснить своему товарищу, другу, коллеге, который в церковь ни разу не ходил (в лучшем случае крещеный, а ты в беседе понимаешь, что у человека начинается что-то невероятно тяжелое), что в Церкви будет ему спасение? Мне кажется, это очень сложно.

– Господь дал нам инструменты (вот почему я говорю, что надо читать Священное Писание). Он говорит: «Да просветится свет ваш пред всеми людьми и да увидят добрые дела ваши». Наша миссия – это умножение любви, добрые дела. О них мы забыли. Много ли православных сейчас делают добрые дела? Но именно на них, как правило, откликаются люди, и они прославляют Бога, потому что так сказал Господь: «Увидев ваши добрые дела, они прославят Отца, Который есть на небесах». То есть вот инструмент, которым ты можешь решить свои проблемы.

Не пытайся делать из себя учителя. Апостол Иаков говорит, что учитель должен быть смиренным, кротким. А тот, кто языком пытается направо и налево говорить, не умиротворив самого себя, никогда ничего не добьется. Он только разозлит кого-то еще больше. Поэтому перед тем, как сказать что-то, надо помолиться: «Господи, пусть я буду Твоим инструментом». Если ты от себя будешь говорить, гордость тебе никогда не позволит найти нужные слова. Если попросишь Бога и со смирением скажешь: «Хочу помочь, но не знаю как», тебе придет ответ: или помолчать с человеком, или помолиться за него, или какое-то доброе дело сделать. Но он увидит твои добрые намерения, твою любовь, даже твои глаза, которые выражают сострадание, – и откликнется.  

Серафим Саровский поэтому и сказал, что сначала сам приобрети дух мирен, тогда тысячи вокруг тебя спасутся. Это действительно так, потому что люди увидят этот дух в тебе и будут к тебе идти. Когда какой-нибудь простой монах в каком-то непонятном монастыре обрел Дух Святой, почему тут же начинают к нему стекаться со всех сторон люди? Он просто служит Богу. Посмотрит на каждого, что-то скажет, по голове погладит, а человек что-то обретает и уезжает счастливым. Потом годами вспоминает об этом, и это его вдохновляет. Он чувствует Бога, потому что столкнулся с Духом Святым, духом мирным, о котором говорит Серафим Саровский.

А то, что у нас оскудение любви, – это, к сожалению, видно налицо. Нам нужно просить любви у Бога, это дар Божий. Иоанн Богослов замечательно говорит: «Возлюбленные мои, молю вас, имейте любовь между собою. Потому что имеющий любовь знает Бога, Бог внутри его есть, потому что Бог есть любовь». Читая эти слова, ты чувствуешь, что эта любовь, которая была у Иоанна Богослова, передается и тебе. Перечитываешь – и наслаждаешься этой любовью. Она у тебя возникает вдруг – и тебе становится радостно.

Если есть любовь, есть и радость, и все по-другому переносится. Радость есть, мир есть – и ничего тебя сломить не может. Потому что человек сам себе враг. Что только не происходит… Но у тебя всегда есть выбор реагировать на это или не реагировать. Наступили тебе на ногу в автобусе, можно сказать: «Что ты такой невнимательный?» Ты сам решаешь, как тебе среагировать. А можешь вообще никак не реагировать, мало ли что у человека произошло. А можешь помолиться за него, пусть Господь его вразумит. Ты решаешь. И если любовь в тебе, то все получится.

– Сейчас на самом деле уникальная возможность понять себя. Кстати, Вы, наверное, тоже заметили: все так переживали, что людей в храмы не пускают, а сейчас вроде и пускают, а людей что-то не прибавилось. Сейчас как раз тот самый момент, когда можно успеть сделать то, что, наверное, нужно успеть. И важно помнить, что война внутри нас началась давно, она продолжается и ни на секунду не прекращалась. Поэтому не стоит унывать, а нужно идти вперед, к победе.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать