Беседы с батюшкой. Священник Владислав Береговой

25 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня мы беседуем с руководителем Молодежного отдела Песоченской епархии священником Владиславом Береговым. Отец Владислав, я хотел бы начать наш разговор с темы брака. Сегодня в Евангелии мы слышали самые, наверное, значимые для этого таинства слова: оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть. Апостол Павел добавляет, что тайна сия велика. Как нам приблизиться к пониманию этой тайны?

– Говоря простым языком, в браке ты должен научиться любить одного человека так, как должен любить весь окружающий мир. Потому что смерть не за горами. Мы можем быть умными или глупыми, стать богатыми или бедными, тут не предугадать, но то, что мы все умрем, –  это объективно, данность. К смерти надо готовиться. Кто-то только верит, сомневаясь, кто-то наверняка знает, что существует жизнь загробная. Загробная жизнь бывает с разными знаками, она биполярная: может быть положительная, может быть отрицательная. Мы надеемся, что мы будем с Господом Богом. А Господь наш – Бог любви.

Если ты здесь не научишься любить хотя бы одного человека так, как должен любить всех, то что же Господь в тебе будет дальше взращивать в вечности? Ведь вечность в каком-то смысле консервирует все то, что в тебе есть, а в каком-то смысле приумножает. Можно развиваться в сторону как положительную, так и отрицательную: можно вечно взращивать в себе зло и ненависть ко всему человечеству и к Господу Богу, а можно учиться любви и дальше. «У Отца Моего обителей много», – произносит Спаситель, и там у нас будет достаточно много, условно говоря, времени для того, чтобы научиться любви. Но чтобы там пожать, надо здесь посеять.

Любить супруга или супругу достаточно непросто хотя бы потому, что это человек противоположного пола. Женщина хорошо понимает женщину, мужчина – мужчину, а вот научиться единомыслию в замкнутом пространстве с человеком, который практически во всем тебе противоположен, сложно. Эта задача была возложена на Адама и Еву. Господь создал мир через разделение, Адам должен был в себе все воссоединить и, по словам Максима Исповедника, объединенный растительный, животный, человеческий и ангельский мир дать Господу Богу в дар. У него не получилось, но у нас есть Новый Адам – Христос, Который реализовал это вместо Адама первого.

Вернемся к браку. Как и Адам, мы в браке должны осуществить единство любви, бывает, с противоположным даже по духу человеком. Это школа любви, школа Царства Божьего. Не все ее проходят. Почему у нас так много разводов, более 70%,  в некоторых регионах до 80%? Потому, что мы забыли, что брак – это труд. Кажется, что твоя вторая половинка должна постоянно тебе угождать, во всем тебя слушаться, в каком бы ни была состоянии, всегда делать то, что обязана делать. Причин для разводов уйма. Но христианин знает: как бы на сердце ни было тяжело, как бы ни хотелось сейчас высказать всю правду про свою вторую половинку, надо быть снисходительным, терпеливым, бесконечно прощать, просто быть хорошим человеком. Брак – это школа жизни. Если относиться к нему как к развлечению, то, конечно, через год-другой все надоест. Поэтому неудивительно, что так много браков вне Церкви распадается.

– Вы говорите, многие считают, что жена должна угождать мужу, да?

– Есть такая традиция.

– Вот у апостола Павла читаем: жена да боится своего мужа. В каком контексте это надо понимать? Не в смысле угождения мужу?

– Не как боятся пауков или темноты. Буквально греческое слово, которое переведено на русский как «бояться», предполагает все-таки больше уважение, страх огорчить человека поведением, не соответствующим высокому званию жены. Речь об этом. Как я боюсь детей. В каком смысле? Не того, что они за мной с палкой бегают. Я боюсь их неправильно воспитать, боюсь их раздражать (как апостол Павел говорит: «Не раздражайте своих детей, чтобы они не унывали»).

Так мы и Господа Бога боимся. Не как турецкого султана, который накажет и плетьми побьет. Боимся разочаровать. Собственно, вот этот страх, – страх разочарования, страх предательства любви, речь о нем.

– А муж тогда тоже должен бояться свою жену?

– В этом контексте да, но апостол Петр приводит другой пример, другой образ, другую метафору. Женщина сравнивается с сосудом из тончайшего стекла, хрусталя, алавастра, который чуть-чуть зацепил – упадет; и уже не соберешь. Мужчина – это медный тазик: сколько бы ни падал, все равно будет служить долго и верно. А женщина упадет, и попробуй склей. Надо еще аккуратнее относиться, не просто бояться ее оскорбить или унизить. Казалось бы, вообще об этом говорить зазорно, как апостол Павел пишет, но в семьях, к сожалению, к женщинам тогда стали относиться как к вещам, как к рабыням: грубо, нетерпеливо, без снисхождения – ужасно. Хотелось бы, чтобы мужчины пересмотрели свое отношение к немощнейшим сосудам, которые рядом с ними находятся.

– Вопрос телезрителя Николая: «В Библии сказано, что Соломон имел 700 жен и 300 наложниц. Мне кажется, что это невозможно… Или же написано, что Самсон поймал 300 лисиц. Столько лисиц водится на громаднейшей территории! Как можно поймать столько?»

– Хороший вопрос. Почитайте историю Древнего мира, в том числе языческой Руси. Это как раз традиционное количество жен и наложниц для древневосточных и средневековых деспотов. Кого-то из них за всю жизнь свою они ни разу в глаза не видели – важно было только количество. «Сколько там у фараона жен и наложниц? Тысяча. Ну, мне уж тремя никак не обойтись, надо хотя бы 500 иметь. Сколько у вавилонского царя? Две тысячи. Ладно, мне 300 хватит». По количеству жен и наложниц судили о статусе человека. Он мог любить одну жену, а остальные просто жили в каком-нибудь гареме и там друг с другом общались.

А по поводу лисиц вопрос, наверное, к специалистам. Мы вряд ли будем считать, какое количество лисиц можно было поймать в Древнем Израиле. Но вот я живу в провинции, и, чтоб добраться до региональной столицы, надо проехать 100 км. Бывает, пока я еду эти 100 км, я вижу пять сбитых лисиц на дороге. Это Калужская область, и там не то что леса – маленькие лесочки. Я думаю, около 3 000 лет назад (речь об этом периоде) животных в мире было столько, что не наткнуться на лисицу где-нибудь в горах Араратских было сложно.

− Людей как раз было меньше.

− Да, миллионов шесть.

− Три тысячи лет назад? Мне кажется, меньше.

− Но никак не меньше полутора миллионов, я уже забыл эту цифру. Помню, что фарисеев в Иерусалиме было точно шесть тысяч.

− Это прилично для такой замкнутой ячейки общества.

Тем не менее женщины у Соломона называются  женами и наложницами. Многоженство было распространено. Почему во времена Нового Завета многоженство сужается до одной жены?

− Было распространено, но не благословлено. Господь всегда, на каждой странице Библии, призывал к моногамии. И опять же мы знаем, что количество жен и наложниц Соломона не вменялось ему в праведность. Он в результате такого беспутного поведения в конечном итоге принял языческую веру, отошел от истинного Бога. Так что и в других ситуациях Господь просто не останавливал человека. Он говорил, что благословлена только моногамия.

Мы сейчас христианским взглядом пытаемся оценить человека, который не то что по христианским законам не жил, но даже по ветхозаветным жить не мог. Моисей только на месяц поднялся на гору, оставив израильский народ, которого Бог в столпе огненном выводил из Египта, которому показал огромное количество чудес, поил из скалы, кормил манной небесной.  А народ сразу сделал золотого тельца. Человек той эпохи слаб. Он был очень склонен к магии, язычеству.

Если бы Господь воплотился три тысячи лет назад, то народ был бы совершенно неподготовленный. Его надо было воспитать: израильский народ отдельно через судей и пророков, а языческий отдельно через философов (Сократ, Платон, Аристотель и так далее), через греческую культуру, римский порядок, законотворчество. То есть когда население мира стало больше похоже на людей, нежели на животных, тогда Господь и воплотился.

Поэтому оценивать с точки зрения христианской нравственности ветхозаветных даже праведников нельзя. Человек был очень слаб без благодати Божьей. Даже зная закон, ты все равно не имел силы исполнить его. Поэтому апостол Павел пишет, что мы не законом спасаемся, не его исполнением, а только лишь верой, благодатью Божьей. Это то, что открылось нам в Новом Завете: благодать выше закона.

− Вопрос  телезрителя: «Известно, что Бог существует вне времени, поэтому Он заранее знает, что мы выберем. Получается, что нам надо выбирать, но как такового выбора у нас нет. Поэтому настоящая свобода выбора  будет только в том случае, если никто (даже Бог) не будет знать, что я выберу».

Вы христианство с исламом или с кальвинизмом перепутали. Вы действительно путаете два понятия: предопределение и предведение. Если маленький ребенок берет шпильку или два других металлических предмета и сует их в розетку, мать кричит ему: «Стой! Сейчас ударит током!» Но это не значит, что мать предопределила его поведение и его травму. Нет. Но она предвидела это, потому что несложно предугадать, что может случиться.

Вы правильно сказали: Господь находится над временем, для Него прошлое и будущее – это уже нечто свершившееся. Если Он знает, что мы совершим, какой путь выберем, это не значит, что Он как-то предопределил нас к принятию нами того или иного решения. Человек совершенно свободен в своем выборе. Он может совершить любое преступление, может похулить Бога и распять Его, как вы знаете. Но то, что совершается то или иное зло или добро, не значит, что Бог это предопределил. Ты совершенно свободен. Бог дал тебе заповеди, Евангелие, Свою силу – благодать. Пользуйся. Вот путь добра, вот путь зла. Иди путем добра, а не зла, не делай другим того, чего не желаешь себе.

И бесы свободные, и человек свободный. Любое вечное существо, созданное Богом, совершенно свободно. Бог, зная, какой путь ты выберешь, не заставляет тебя его выбирать. Он подсказывает тебе, направляет какими-то обстоятельствами жизни, Писанием, нашей сегодняшней программой (может быть, вы услышали впервые то, что изменит вашу жизнь). Если ты все-таки выбрал темную дорожку, то Бог, если хотите, перестраивает навигатор: свернули с пути − маршрут перестроен. И Господь поведет тебя к спасению другим путем, но все равно подсказывая, не заставляя тебя идти по этому пути, который будет более тяжелый, с ранениями, душевной болью, с каким-то потерями. Но все равно Бог хочет для нас одного − чтобы мы пришли к познанию истины и спаслись. Это единственная воля Божья о нас, но человек может отказаться от этого или потихоньку к этому идти, чего искренне всем желаю.

− Мы говорили о том, что древний народ не все мог исполнить. В частности, как раз они не исполняли постоянство брака и разводились. В сегодняшнем евангельском чтении Господа спрашивают о разводном письме, введенном еще Моисеем. Господь говорит: кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Соответственно, и та, которая выходит замуж, будучи разведенной, или выходит замуж за разведенного, прелюбодействует. Сейчас эта ситуация достаточно часто встречается. Можно ли сказать, что те люди, у кого такое случается в жизни, прелюбодейцы?

И будут двое одной плотью,  говорит Спаситель. Евангельский дух предполагает один брак на всю жизнь, даже в случае смерти супруга. Хотя апостол Павел впоследствии напишет, что если ты, вдовица, не можешь не выйти замуж, выходи, греха на тебе не будет. Но если можешь так остаться, оставайся. «Лучше, чтобы все были такими, как я», − говорит не имеющий жены апостол Павел. Как быть со словами, которые говорит Спаситель вполне однозначно?

Если женщина долгие годы (или несколько лет) живет со своим супругом, вдруг влюбилась в кого-то и думает, что это ее настоящая половинка, а не вот этот страшный, ужасный, толстый, надоевший супруг, и хочет от него уйти, что сказал бы современный мир? «Наконец-то нашла свою любовь, замечательно!» У нас вся литература на этом построена, весь кинематограф, клипы, даже классическая зарубежная литература и некоторая русская. Это приветствуется: «Ну вот, наконец-то!» Пушкин только один раз сказал: «… я другому отдана и буду век ему верна», и из бульварного роман «Евгений Онегин» превратился в классику русской литературы, в то, что будит совесть человека. Это даже для той эпохи было разительно неприятно: «Как это так? Кто это тут целомудрие решил хранить?» Так было, в принципе, всегда.

И представьте ситуацию: одна бросает своего мужа, вторая, третья – приходим к тому, что имеем на сегодняшний день. Не только мужья жен бросают, но и жены мужей, и что говорится в заповеди о женщинах, вполне приемлемо и для мужчин. Потому Господь говорит: чтобы не было таких ситуаций, разводов быть не должно. Получается, ты изменила, соответственно, тебя муж бросает, но ты же уходишь к тому, с кем изменила. И всем хорошо, кроме законного супруга. А Господь говорит: «Нет, ты не имеешь права взять в жены любовницу, ты прелюбодей и она прелюбодейка». Таких браков быть не должно.

Таких ситуаций сейчас достаточно много. Женщина сомневается и спрашивает у священника, как быть: «Мужа не люблю, а люблю всей душой красивого бразильского летчика. Могу ли уйти?» И он ей отвечает: «Вот смотри – это прелюбодеяние, а не большая и чистая любовь. Ты должна научиться любить своего мужа таким, какой он есть на сегодняшний день, а не таким, какой он был несколько лет назад до брака». Это школа, это труд, можно с психологом семейным обсудить, со священником решить какие-то проблемы взаимоотношений в личном разговоре. Методов много, но надо работать над любовью в браке.

Влюбленность проходит. Если мы видим семью, которая много лет живет совместно, это значит, что они просто хорошие люди, умеющие бесконечно прощать и терпеть друг друга, быть милосердными, внимательными, тактичными и снисходительными. Это настоящая любовь, деятельная. Сейчас воспевается чувство, а чувства умирают. Естественно, раз чувство умирает, значит, любовь умерла, и надо искать свою вторую половинку, какую-нибудь другую, которая мне Богом уготована, а не эту. Нет никаких вторых половинок. Бог благословляет твой законный выбор, который ты сделал.

Это другая тема, вернемся к прелюбодеянию. Что получается в результате? Хорошо бы, чтобы все жили так, как Господь говорит. Никаких измен, никаких повторных браков (ни третьих, ни четвертых) ни с мужской стороны, ни с женской. Мир так не живет. Спрашивают ли нас перед тем, как развестись или превращать жизнь своей второй половинки в ад? Не спрашивают. Поэтому Церковь становится перед фактом уже свершившегося развода, часто по причине измены мужа.

И что получается? Женщина должна по причине гулящего мужа до конца своих дней оставаться одной? И Писание, и светское законодательство говорят о том, что за одно и то же преступление дважды не наказывают. А тут женщина ничего не совершила, но наказана изменой мужа (а это хуже, чем убийство) и еще наказывается Церковью. Ты теперь не можешь искать свою вторую половинку, потому что он, женившись на тебе, разведенной, будет прелюбодеем. И человек пришибленный. Иногда, года через три невыносимых душевных терзаний, спросишь у батюшки, правильно ли это. И он говорит: «Нет, неправильно». Что же тут неправильного? Или батюшка решил со Христом спорить?

Христос основал Свою Церковь, которая есть Его Тело. Поставил Своих учеников-апостолов. И Церковь смотрит на каждую ситуацию пристально, как под микроскопом, и принимает некоторое решение. Если пострадавшая сторона хочет снова образовать семью, ей никто не препятствует, говорят: «Бог благословит, ищи вторую половинку, человека, который будет тебе верным». Тому, кто изменил, по-хорошему Церковь не должна давать никаких разрешений на повторный брак и венчание. И это было вполне актуально еще сто лет назад, когда у Церкви были юридические права. Прелюбодейный брак не мог осуществиться никак.

Более ста лет назад юридические права у Церкви были отобраны, остались только духовные права. И что выходит? Уже второй или третий невенчанный брак, и вдруг супруги хотят повенчаться и приходят к нам. Мы, уже поставленные перед фактом, думаем, что делать. И из снисхождения к супругам (особенно к пострадавшей стороне) этот брак венчаем. Но если это уже второй брак, чинопоследование будет для второбрачных. Он менее торжественный, преисполнен покаянных мотивов. Потому что Церковь настаивает: даже если брак разрушен не по твоей вине, все равно ты второбрачный. И мы надеемся, что Господь как бы склеит уже твой второй союз, твою растерзанную первым браком душу.

– Вопрос  телезрителя: «Апостол Иаков говорит: вера без дел мертва. Я верую всей душой, Господь знает. Но я вспоминаю свою молодость и сейчас хочу сделать что-то доброе по Евангелию. Искренне хочу, всем сердцем сделать что-то доброе хоть с горчичное зернышко. Не получается. Все кувырком. Если получится, то нос кверху. Но самое главное, что я успокаиваюсь словами апостола Павла: что не хочу – то делаю, и наоборот. А Иоанн Златоуст говорит: Господь приветствует и намерение. И этим я успокаиваюсь. Не нагло ли это, не дерзко ли успокаиваться словами святых?»

– Хороший вопрос. Особенно хорош тем, что автор сама на него и ответила. Ваше мнение, как мне кажется, правильное, христианское, спокойное, радостное. Вы больше ищете в вере того, что нас утешает, радует, успокаивает. И это правильно. Когда ты стяжаешь дух мирен,  ты на правильном пути, а когда какое-то смущение возмущает сердце, значит, стоит подумать, правильный ли выбор ты сделал.

Сейчас можно совершать любые добрые дела не выходя из дому. Сборы на телеканал «Союз», погорельцам, на домик для мам, многодетным семьям, на лечение детей и взрослых, на восстановление храмов. Отправляешь любую посильную для тебя сумму – и вот уже маленькое доброе дело. А когда вся страна по чуть-чуть скидывается, можно горы с места сдвинуть. Я знаю это на собственном опыте. Часто собираю средства на разные социальные проекты: десять-сто рублей в общей сумме сдвигают горы.

А дальше вспомним слова Паисия Святогорца (и не только его): «Можешь помочь делом – помоги, не можешь делом – помоги словом, утешь человека, поддержи. Не можешь поддержать словом – просто помолись за него. Не умеешь молиться – просто имей хотя бы добрый помысел о нем, и уже будет хорошо». В границах этих возможностей творите добрые дела. А если не получается при этом не задирать нос кверху, припоминайте себя настоящую – то, что мешает Вам быть по-настоящему святой. Это отрезвляет нас, позволяет не осуждать других людей. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, как колючку ни кинь, она всегда колючкой вверх упадет. Молчу – тщеславлюсь, говорю – тщеславлюсь. Что-то доброе делаю – тщеславлюсь, а не делаю для того, чтобы не тщеславиться, – все равно тщеславлюсь. Так что с этим живем, с этим и умрем, и главное – просто не тщеславиться за счет других. Лучше то хорошее чувство, которое в нас возникает после того, как мы что-то доброе совершили, считать не тщеславием, а исполнением заповеди Божией: «Так да просветится свет ваш пред людьми, дабы, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного».

– У нас есть вопросы по теме брака и прелюбодеяния. Спрашивают: «Я разведена, вступила вторично в брак. Я прелюбодействую?»

– Повторю, что говорил. Если она была виновницей развода не потому, что муж абьюзер, как сейчас модно говорить, а если она изменила, то, по сути, – прелюбодействует. А если она ушла по законным причинам (есть десяток причин, по которым можно совершенно легально развестись со своим мужем, они описаны в документе, принятом нашей Церковью), то пожалуйста, можно венчаться. Какая уж тут вина?

– То есть разведенные по причинам, описанным в этом документе, не являются прелюбодейцами?

– Там не говорится в контексте прелюбодеяния, там даются законные поводы для расторжения венчанного брака. Нет понятия «развенчание», но в случае развода здесь нет греха. Допустим, первая причина – измена, вторая – если муж заставляет делать аборт, это легальный повод для развода. Если дошло до какой-то точки кипения, есть угроза жизни тебе или ребенку – это тоже повод для развода. Сюда уже относится алкоголизм в тяжелой степени, наркомания, лудомания, государственная измена тоже приравнивается к личной измене...

– Вопрос телезрительницы: «Я с мужем прожила 32 года, вся его жизнь прошла в блуде и пьянке. Сейчас мы с ним не живем. Я прошу у Господа Бога, чтобы Он его вразумил, дал ему крест для осознания, покаяния. Прошу каждый день. Большой ли грех, что я прошу у Господа Бога для него крест? Второй вопрос: буду ли я отвечать за его грехи, так как мы с ним венчаны?»

– Просить у Господа Бога можно что хочешь. Но Господь не старик Хоттабыч, который однозначно исполнит желание, каким бы безумным оно ни было. Господь смотрит на пользу духовную в первую очередь. Поэтому если Вы об этом просите десятилетиями, это не значит, что в конечном итоге уговорите Господа Бога и получите желаемое. Но если действительно в какой-то момент жизни Вашего супруга его поведение будет настолько опасным и для Вас, и для него, и для всех окружающих, то Господь может поступить с ним так, как Вы просите. Но не потому, что Вы упросили, а потому, что в данный момент времени так совпало: Ваша просьба и единственная возможность остановить этого человека таким непростым путем. Я не знаю, что именно Вы просите, но могу догадываться.

Опять же Господь ограничен в том числе и свободой Вашего мужа. Он не может просто так взять и изменить его к лучшему или направить его в какие-то крайние болезненные обстоятельства для того, чтобы он просто не имел возможности пить. Обстоятельства складываются, а попадет ли Ваш муж под их действие или нет, – одному Богу известно. Но лучше молиться об исправлении мужа. Чтобы он сам себе настолько опротивел, что обратился бы в реабилитационный центр. Они есть, их много. В каждой епархии есть отдел помощи алко- и наркозависимым. И молиться надо, чтобы ноги Вашего мужа туда направились. Никакие таблетки, уколы, кодирования не помогают в долгосрочной перспективе. А вот настоящая работа над собой поможет.

По поводу второго вопроса: Вы действительно можете неоднократно встречать слова достаточно авторитетных священников о том, что в семье спасаются вместе. И что же выходит? Муж вселенский негодяй, а я могу только молиться за него – и в ад пойду? Как-то грустно. Я думаю, что Господь судит все-таки шире этих слов и мнений священнослужителей. Действительно, каждый человек будет судиться по тому, что есть конкретно в его сердце. В Вашем сердце, может быть, так много любви, что Вы достойны Царства Небесного и сможете своего мужа, по человеческим меркам недостойного, туда ввести. А у Отца нашего обителей много.

– По поводу первого вопроса: не получится ли, что она просит о наказании мужа, если просит креста для него?

– Вся Псалтирь об этом. Но наказ – это в первую очередь урок. Господь не наказывает так, как безумные родители своих детей. Накажу, чтоб вылить свою ярость и гнев, – и, может быть, повезет, ребенок перестанет впоследствии так поступать. Нет, тот только озлобится и отдалится от тебя. Так и здесь. Господь может дать урок, и этот урок может быть очень непростым. Но уж если ты в эту ситуацию попал, значит, можешь извлечь из нее пользу. Нет ни одной ситуации в мире, из которой человек не мог бы извлечь пользу для своей дальнейшей благополучной загробной жизни.

Мы все меряем мирскими идеалами, ценностями. Очень тяжело перестроиться на ценности жизни вечной. У нас все равно все находится в системе земных координат, даже взаимоотношения с Богом. Здесь совершу добро – здесь же получу ответ на него. Здесь совершу что-то плохое – здесь же бумерангом прилетит... Но надо смотреть чуть дальше земной жизни. Могут быть совсем другие последствия. Поэтому ничего зря не происходит. Такие болезненные уроки мы все проходим.

Часто перед смертью многие болеют месяц, другой, а может быть, и несколько лет. Может, потому современный человек, имея современную медицину, умирает долго, а не так, как наши прапрадеды, не имея обезболивающих препаратов, опытных хирургов, УЗИ и МРТ, умирали быстро. Сейчас, благодаря медицине, мы можем умирать долго. И за это время сгорает множество наших грехов. Наша природа преображается по-настоящему за эти месяцы или годы болезни и страданий. Что-то промыслительное есть, мне кажется, в долгих и мучительных страданиях.

– Телезрительница говорит, что все это продолжалось 32 года. Можно ли было это как-то предотвратить или этого избежать?

– Если изначально была такая проблема, то, наверное, у женщины было что-то похожее в семье. Она нашла для себя наиболее комфортного спутника жизни, образ жизни с которым вполне коррелируется с образом жизни того окружения, в котором она жила. Любой психолог, если начнет копать, придет в конечном итоге именно к этому. Я не знаю, что было в этой ситуации. Если он стал пить при жене, то у меня тоже большой вопрос. Если, допустим, муж не может исполнять супружеский долг, но скрыл это до брака – это повод для развода, а если это появилось в браке, то нет. Если муж до брака скрыл свой алкоголизм, а потом это открылось – это тоже по-хорошему повод для развода. А если это появилось в браке, есть ли в этом ее вина? Не знаю, надо общаться с ней, тут нет общего знаменателя.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Наталья Богданова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать