Беседы с батюшкой. Иеромонах Никандр (Пилишин)

24 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Вопрос телезрителя: «Последнее время мне приходит очень много молитв о здоровье, о спасении мира. Все они заканчиваются просьбой переслать эту молитву пяти, десяти, двенадцати и так далее друзьям, чтобы не прерывать эту молитву, а то будет грех. Но у меня нет стольких близких. Значит, на мне будет большой грех?»

– Я думаю, что молитва не может быть грехом. Молитва есть молитва, даже совершаемая одним человеком искренне и с пониманием того, о чем мы просим, потому нет необходимости ее пересылать какому-либо количеству людей. Мы верим, что Господь слышит каждого человека. Если у вопрошающего телезрителя нет человека, с которым можно было бы поделиться такой просьбой, то совершенно не является никаким грехом отсутствие возможности переслать ту или иную молитву. Всякая пересылка на самом деле совершенно чужда Преданию и традициям Церкви, никак не укладывается в наше вероучение.

– Вы знаете эту практику, когда в Whatsapp регулярно присылают просьбу переслать какое-либо сообщение?

– Да, мне приходят такие просьбы, поэтому я не очень реагирую на эти сообщения. Я просто могу помолиться сам, если понимаю, что вопрос важный. Если он реально важный, то я могу попросить кого-то разделить молитву. Не нужно путать такую молитву с молитвой по соглашению, когда группа людей, знающих друг друга, собирается вместе и может помолиться о каком-то едином деле или человеке. Здесь что-то иное, не связанное с этим.

То есть важно, чтобы они друг друга знали?

– В молитве по соглашению – обязательно.

– А как тогда относиться к этому феномену – рассылке молитвы?

– Странный феномен. Надо понять, чем он обусловлен. Люди, быть может, думают: чем больше людей произнесет молитву, тем лучше она будет услышана Господом. Это некое магическое представление, которое совершенно не связано с евангельским вероучением, что оставил нам Господь.

– Да, логика, наверное, примерно такая. Постоянная рассылка, чтобы охватить больше людей, похожа на молитву по соглашению?

– Это похоже на некий магизм. Есть такие люди, которым рассказывают, что нужно обойти сорок храмов, в сорока храмах поставить свечку, и тогда дело исполнится. Мы все время скатываемся в некий формализм. Надо исполнить то или иное, чтобы свершилось нечто просимое. Господь об этом не говорит, Он говорит: просите, и дастся вам прямо. Без каких-либо условностей, которые люди начинают придумывать, измышлять исходя из своей бытовой жизни.

– Люди придумывают эти условности потому, что часто не слышат какого-то ответа на молитву. Просят, приходят в храм молятся, дома молятся…

– Пытаются убедить Господа. Здесь либо возникают торгово-рыночные отношения с Богом («Вот мы Тебе сделали, отдали – Ты, пожалуйста, отдай нам»), либо начинают Бога уговаривать в том, чтобы Он сделал то, что нужно человеку. Но Бога уговорить невозможно, потому что Господь в совершенстве знает, что нам полезно и нужно, а что нет.

– Как тогда поступить, если не слышишь ответа на свою молитву?

– Смириться и принять это как волю Бога.

– Тяжело.

– Жизнь вообще непростая. Конечно, тяжело, потому что в каждом человеке живет чувство собственного понимания, что есть правильно. Нас так воспитывают с детства. Человеку сложно принять мнение другого человека и даже Бога. Мы зачастую навязываем Богу свое мнение. Во взаимоотношениях человека и Бога вполне допустимы несогласия, когда ты как сын можешь высказать отцу: я не согласен с тобой, почему ты поступаешь так? Высказать ты можешь. Я уверен, что Господь услышит твое высказывание, но послушает ли тебя? – Может быть, да, может быть, нет – все зависит от воли Господа. Насколько реально это будет работать на спасение души конкретного человека или разрешение той или иной ситуации.

– И правда: родители ведь нечасто к детям прислушиваются и выполняют какие-то их требования.

– Но они слышат их. Могут не прислушиваться, не соглашаться с ними, но то, что родители слышат своих детей, – это однозначно.

– Вопрос телезрителя: «Я помогаю материально батюшкам нашего храма. Это пожертвование или благотворительность?»

– Я думаю, что пожертвование и благотворительность – синонимы одного и того же понятия. Очень сложно различить, внести какой-то критерий, который бы разделил их. Любая благотворительность является жертвой. То, что делает человек, помогая священникам, вполне может быть и пожертвованием, и благотворительностью. Господь будет принимать это, безусловно, как жертву. Любое творение блага Богом воспринимается как жертва.

– Как Вы порекомендуете вообще организовать сторону христианской жизни, связанную с милосердием, благотворительностью, пожертвованиями? На что жертвовать? Как правильно жертвовать? Чего избегать?

– Я думаю, правильно жертвовать так, как написано в первых христианских книгах. Есть такая книга, как «Учение двенадцати апостолов», где написано: «Если ты желаешь совершить милостыню, то пусть твоя милостыня застынет в твоей руке», то есть ты должен не спешить, понять, что ты хочешь сделать. Ты должен совершить ее в таком размере, чтобы, когда ты ее уже совершил, у тебя не возникло чувство горечи: вдруг дал больше или последнее. Господь не призывает к этому. Все должно быть разумно, с разумением. Если у тебя есть готовность пожертвовать, пожертвуй ровно столько, сколько ты можешь, – спокойно, свободно, не жалея об этом потом. Всякий раз сожалея о том, что сделал добрый поступок, ты его фактически обнуляешь.

– Господь не призывает отдавать все, но тем не менее хвалит, когда кто-то это делает: можно вспомнить случай с вдовицей.

– Он говорит о том, что очень хорошо, когда человек доверяется Богу и может с полной верой и искренностью, уверенностью пожертвовать ради Господа, зная, что Господь эту жертву примет и обязательно даст определенные блага человеку после этого. Мы же помним не только случай про вдовицу, но и когда подошел некий юноша и спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь сказал: «Живи по заповедям». – «Я исполнил все это». – «Ну, если ты хочешь быть совершенным, продай имение свое, раздай всё нищим, следуй за Мной». Господь не всякому человеку это говорит.

– Вот ты приходишь в храм, пожертвование за требы тоже считается пожертвованием. Если бывает так, что написано, сколько заплатить, а возможности столько заплатить нет, как быть?

– Я думаю, нужно просто сказать, что нет такой возможности, и я искренне уверен, что ни в одном храме не откажут человеку ни в требе, ни в записке, ни в приобретении свечи, какого-то товара, если нет суммы, которая установлена как размер пожертвования в данном храме.

– Только ли к храму относится понятие благотворительности и пожертвования?

– Нет, эти понятия относятся к любой сфере жизни человека. Это понятие имеет отношение не к храму, а к человеку. В любом месте, где человек имеет отношения с другими, он может проявить пожертвование и благотворительность, в том числе даже в отношениях семейных. В любой сфере жизни человека.

– Это не только о деньгах, я так понимаю, речь идет?

– Если у человека нет денег, разве он не может оказывать благотворительность? Мы же можем жертвовать не только деньги, но и время, силы, готовность быть нужным, помогать другому человеку. Нет, разговор не только о деньгах.

– Я хотел Вас расспросить о храме, где Вы служите. Расскажите, пожалуйста, про храм священномученика Власия Севастийского. Это один из древних святых, малоизвестных.

– На самом деле и храм древний. Нам через три года будет 400 лет. Далеко не каждый храм или строение Москвы может похвалиться таким солидным возрастом.

Храм возник в центре Староконюшенной слободы, которая размещалась в прямой близости к Кремлю. В Кремле жил царь, а слобода была нужна для того, чтобы обслуживать царя, стрельцов и все потребности государства, которые были на тот момент. Современники пишут, что в самый расцвет государства количество лошадей достигало 44 000. Можете себе представить, какое огромное количество и какая большая должна быть слобода для того, чтобы их обслуживать? Это конюхи, извозчики, нужно заготавливать сено. Отсюда и возникают названия улиц. К примеру, улица Остоженка, которая рядом с нами находится. Название происходит от слова «стог». Сено в стогах стояло на этой улице, поэтому возникло это название.

В центре Конюшенной слободы возник храм в честь священномученика Власия, потому что он являлся покровителем животных – не только диких, но и тех, которые служат человеку, в том числе лошадей, домашнего скота. Вы можете себе представить, что дореволюционный русский человек был окружен животными повсеместно, потому что образ жизни был сельскохозяйственный. Городов не было, домов многоэтажных тоже, жизнь была на земле. Животное – это и помощник, и друг, и воин. Конечно, человек молился и переживал не только о себе, о своих родных, но и о животных. Святой Власий является тем покровителем, которому люди возносили эти молитвы. Вы сейчас сказали, что он древний святой. На самом деле он древний и не очень известный сегодня, но на момент зарождения христианского государства в Древней Руси он был на таком уровне почитания, как святитель Николай Чудотворец. Откуда я могу сделать такие выводы? Во-первых, это предания, во-вторых, письменные источники и некоторые факты нам об этом говорят.

Представьте себе, одним из первых храмов, который был построен у княжеского дворца князя Владимира, совершившего крещение Руси, был храм в честь святого мученика Власия. Великий Новгород, XII век, возвышение второго центра нашего государства. В 1111 году строится каменный храм в честь священномученика Власия. В Москве в XVII веке, в 1625 году, первое письменное упоминание: появляется храм в честь священномученика Власия. Поэтому почитание его было очень широко и повсеместно. Раньше автомобилей не было, а были лошади и телеги. Как мы сейчас освящаем автомобили, приобретая их, так и раньше каждый извозчик считал своим долгом привести родившуюся или приобретенную лошадь в храм святого Власия. Ее обводили три раза вокруг храма, служился молебен, лошадь окроплялась водой и таким образом освящалась. Был и момент освящения повозок, но поскольку храм был довольно небольшой, места вокруг него было не очень много, то повозки освящались вокруг храма в честь святых Флора и Лавра на Зацепе на Павелецком вокзале.

Еще интересно, что с одной стороны слобода ограничивалась улицей Остоженкой, а с другой  – Колымажным переулком. Колымага – это, сами понимаете, телега. Все эти названия говорят о том, что здесь была Конюшенная слобода, которая сохранялась до XVIII века, до того момента, пока центр нашего государства не был перенесен в Петербург, император Петр I стал жить там. Тогда слобода теряет свое значение, и местность заселяется уже дворянами. Такая история нашего храма.

Колымажный двор – это где находится храм во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского?

– Да, все верно. Колымажный двор – это двор, где чинились, производились колымаги. Но лошади находились в нашей слободе.

Расскажите, чем сейчас живет храм.

– В первую очередь богослужебной жизнью, у нас одноклирный приход, я единственный священник на приходе, поэтому не очень много удается совершить из того, что запланировано и хочется. Мы совершаем Бескровную Жертву, Божественную литургию, круг богослужений. Каждый четверг совершаем молебны с акафистом святому Власию, и собирается довольно много людей. Есть у нас несколько социальных проектов: мы окормляем многодетные семьи. Сейчас храм находится в стадии активного развития, мы занимаемся ремонтом нашего приходского дома, в котором будут размещаться воскресная школа, социальный центр.

При храме есть небольшое сестричество, и в планах – возродить некогда существовавшую богадельню. На территории храма была богадельня, и мы очень хотели бы ее восстановить, чтобы там размещалась наша патронажная служба и мы могли бы оказывать помощь нуждающимся людям.

– Храм выглядит не очень большим.

– Он не очень большой, но довольно вместительный внутри.

– Это интересно.  Вы говорите, что много обслуживающего персонала жило в конюшенных дворах – все они, наверное, посещали храм?

– Конечно, и храм был перестроен. Трапезная часть, которую мы видим, была достроена после пожара 1812 года.

 – Вопрос телезрителя: «Дети рождаются на земле безвинными и безгрешными. Но мир лежит во зле, и многие вырастают и становятся злыми, ведь во многих семьях не молятся и в Бога не верят. Что будет с такими людьми после смерти?»

– Я не совсем согласен с такой постановкой вопроса. Дети рождаются безгрешными потому, что они не успевают совершить грех, но от своего рождения наследуют греховную природу: природу Адама, которая уже повреждена первородным грехом и удобопреклонна ко греху. Пока ребенок маленький, он не может различить, совершает  он добро или зло, грех или нет. Но его природа уже с самого рождения преклонна к тому, чтобы совершать грех.

Невозможно разделить людей на злых и праведных: у каждого человека греховная природа. А что будет с людьми после смерти – находится в области Промысла Бога и Его Страшного Суда. Здесь Господь будет смотреть на жизнь человека, чистоту его сердца, готовность и ревность, возникавшую в нем, когда он боролся с самим собой и не принимал то зло, которое в нем живет.

– А если человеку не повезло с окружением? Как пишет телезритель: «не молятся, в Бога не верят?» Это говорит о том, что ребенок удобопреклонен ко греху, но будь другим окружение – он был бы другим?

 – Не факт. Допустим, возьмем революцию 1917 года – одними из самых активных участников этого движения были дети священников.

 – Семинаристы.

 – Да, те люди, которые с самого рождения росли в атмосфере любви и молитвы. Понятно, что если в доме, где воспитывается ребенок, живут верующие люди, которые стараются исполнять заповеди Господни, то, наверное, они будут стараться воспитывать своего ребенка в добре. Но здесь история генетики, свободного выбора человека: когда он станет подростком, начнется период возрастания, поиск того, что он будет делать дальше. Однозначно нельзя делать никаких выводов.

 – Действительно, в  революции активное участие принимали, как Вы сказали, дети священников, семинаристы. Можно ли тогда сделать вывод, что тех, кто с детства воспитывается в более духовно благоприятной обстановке, именно в подростковом возрасте дьявол одолевает сильнее, чем других?

– Я не думаю. Мы все время  пытаемся прийти  к формату, чтобы вывести какое-то правило. Так человеку удобно, так мы устроены, что нам очень важно иметь некий формальный момент, чтобы понять: если воспитываешься так, то следствие будет такое. Но так не бывает.

Яркий пример – святая великомученица Варвара, которая росла в семье язычника. Отец хотел погубить ее за то, что она не соглашалась с ним. Она жила в среде язычников, но потом стала не просто верующей, но и мученицей.

Поэтому, конечно, есть некое правило: когда ребенок живет в атмосфере родителей, стремящихся к Богу, то видит их жизнь, слышит, что они ему говорят и, сопоставляя то, что слышит и видит, может, вырастая, подражать этому и быть человеком более готовым бороться со своим злым началом, нежели те люди, которые не имеют этого навыка с детства.

– Вы говорите о правилах, но ведь есть выражение «законы духовной жизни». Значит, можно выявлять какие-то законы, правила в духовной жизни?

– Конечно. У нас законов очень много: есть закон природы, физики, свод законов Российского государства. Закон окружает человека, потому что, еще раз объясню, законы очень важны для человеческой природы. Мы так разумно устроены, что для того, чтобы организовать свою жизнь, нам нужны некие правила. Поэтому мы все время стремимся к ним прийти.

Они все изложены в Евангелии. Их вполне можно постигать, просто исполнять не всегда удобно и просто; они могут преломляться каждый раз в зависимости от тех условий, в которых совершаются.

– Вопрос телезрителя: «Как понять, духовный человек или душевный, идешь за Богом или нет?»

– Я думаю, это очень просто. Идешь ты за Богом или нет – вопрос каждому человеку. Чувствуешь ли ты, что реально стремишься к постижению Бога, изучению того, Кто такой Бог? Это большой разговор о том, что каждому верующему христианину очень важно в своей жизни определиться в личных отношениях с Богом. Каждый должен для себя понять: Кто для него есть Бог, какие у него с Ним отношения.

Только после того, как Господь будет определен для человека как Личность, с Которой можно общаться, – только тогда можно идти за Ним и понять, насколько далеко от Него находишься. Ты можешь останавливаться, делать перерывы, ускоряться – это все очень творческий подход. Но ты должен обязательно понять, есть ли у тебя личные отношения с Богом.

Что такое душевность и духовность – очень тонкий вопрос. Провести тонкую грань, которая бы помогла понять, душевный ты или духовный, я думаю, можно, но этим очень опасно заниматься: у нас недостаточно инструментов, которые с точностью могли бы определить, духовный ты или душевный.

Я думаю, если будешь вести духовную жизнь в рамках христианской жизни Церкви и стремиться в своей личной жизни исполнять Евангелие и иметь личные отношения с Богом, то вполне можешь иметь успехи как духовный человек.

– Есть устойчивое выражение: идти за Богом. Что это значит на практике?

 – Исполнять все то, что говорит нам Господь. Господь прямо в Евангелии говорит: если вы любите Меня и стремитесь быть со Мной – значит, будете соблюдать Мои заповеди. Это условие, которое Господь дает нам в Священном Писании.

– Это вопрос ежеминутного, ежечасного, ежедневного выбора?

– По-другому невозможно. Если ты узнал, что есть Бог, то это познание само по себе заставляет тебя думать, вспоминать о Боге; иметь памятование о Боге.

В Церкви сохраняется предание о праведном Енохе, который был живым взят на небо. Сказано: «Он ходил пред Богом, и это вменилось ему в праведность». Что такое ходить пред Богом? Это постоянно иметь памятование о Боге, иметь в своем сердце память о том, что Он существует и мы не можем от Него скрыться. Что бы ты ни делал – все будет явлено пред очами Господа.

– Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, как часто причащаться пожилому человеку, пенсионеру, и как готовиться?»

– Все очень индивидуально. Пенсионеры есть разные, состояние здоровья разное. Есть люди, которые не могут выйти из дома, – они приглашают к себе домой священника, чтобы причащаться дома. Есть люди пенсионного возраста, которые являются, например, очень активными прихожанами. И у нас в храме есть такие люди, которые уже вышли на пенсию: они свободны от работы, воспитания своих детей и могут довольно много своего времени посвятить тому, чтобы помогать в храме.

Все очень индивидуально, но я думаю, что общий принцип такой: чем больше у тебя становится свободного времени, тем больше ты можешь его посвятить изучению духовной жизни, посещению храма, чтению Священного Писания, святоотеческой литературы и, безусловно, добрым делам, оказанию помощи ближним. Эти дела вполне могут совершаться и пожилыми людьми: это не просто физическая работа, это может быть общение, помощь в храме.

Причащаться нужно тогда, когда понимаешь, что ты желаешь этого, желаешь соединиться с Богом и не можешь никак иначе.

– А если всегда ощущаешь себя недостойным?

– Это прекрасное состояние, оно и говорит о том, что ты готов причащаться в конкретный момент.

– Если считаешь себя недостойным, то готов?

 – Безусловно. Это является одним из условий. Первое условие – это желание причаститься, а второе – ощущение своего недостоинства перед тем, как будешь принимать Тело и Кровь Христа.

– Но ведь некоторые считают себя настолько недостойными…

– Это неправильно. Это некая крайность, которая кроется в душе человека тщеславного или горделивого. Когда человек горделив во всем, он даже не может переступить и эту грань. Во всем должна быть мера. Вполне здоровое ощущение – это правильное ощущение недостоинства перед Богом. Это хорошее состояние, которое говорит о здоровой духовной жизни. Ты понимаешь, что, несмотря на всю свою жизнь, Господь проявляет к тебе Свою милость.

Причастие – это не награда за достойную жизнь, не олимпийская медаль, которая вешается за победу. Причастие – это милость Бога. Господь совершает милость по отношению к каждому конкретному человеку вне зависимости от его достоинства или праведных поступков, которые он совершает.     

Есть две крайности, которые неполезны и свидетельствуют о том, что у человека явно есть некоторые перекосы в духовной жизни.

– Что делать, если обнаружил в себе такой перекос?

– Идти к священнику на беседу. На исповедь не надо. Это еще одна большая ошибка, которую нам надо правильно понимать в жизни Церкви. Каждый человек, приходящий в храм, должен отличать исповедь от беседы.

Исповедь – это когда ты приходишь к священнику, который является свидетелем твоего покаяния перед Богом. Когда ты уже внутри покаялся и приходишь засвидетельствовать перед Богом в лице священника свое раскаяние в конкретных поступках или греховных состояниях. А беседа – это когда приходишь к священнику и можешь с ним порассуждать о своем духовном состоянии, позадавать вопросы и получить на них ответы. Это неуместно в рамках исповеди, потому что за тобой стоит большое количество людей, исповедь затягивается, люди нервничают. Поэтому исповедь и беседу нужно четко разделять.   

– Но в большинстве храмов исповедь и пастырская беседа не разделяются. 

– Это нужно разделять. Не разделяются потому, что люди не совсем понимают отличие одного от другого. Но задача священника объяснить это в рамках проповеди, в рамках частных бесед и встреч. Если исповедь начинает перерастать в беседу, надо человеку сказать об этом: «Дорогой мой, ты видишь, что сейчас происходит некая профанация, нарушение формата исповеди. Если ты хочешь поговорить об этом более подробно, то останься, я уделю тебе время после исповеди, мы поговорим о  тех проблемах, которые тебя беспокоят».   

– На исповеди тебя слушает Сам Бог, это разговор с Царем…

– На самом деле, приходя на исповедь, понимаешь, что ты лучше, чем кто-либо, знаешь свое состояние. И Господь в совершенстве знает твое внутреннее состояние. Когда приходишь на исповедь, ты свидетельствуешь перед священником лишь только о том, что имеешь искренние намерения раскаяться в этом. То есть перестать совершать греховные поступки, чтобы изменить свою жизнь, обратить ее в сторону Бога. Сомневаться в том, что Господь не знает, о чем ты говоришь, или не понимает каких-то нюансов твоей жизни, – это заблуждение. Причем погружение в нюансы твоей жизни может быть неполезно даже для священника.

– То есть даже в рамках пастырской беседы не нужно этого делать?

– Здесь должна быть некая деликатность и тактичность. Не всякая ситуация может разбираться в подробностях, и не во всякой ситуации может принять участие священник. Если мы, например, говорим о семейной жизни и взаимоотношениях супругов (мужа и жены), то, безусловно, это отношения мужа, жены и Бога. Священник приглашается в эту сферу очень аккуратно и деликатно. Священник не всегда должен быть участником этих отношений.

– Если тяжело на душе и нуждаешься в совете?

– Пожалуйста. В этом случае ты сам принимаешь решение, насколько ты готов раскрыть всю полноту вопроса. Потому что ты же понимаешь, что приходишь прежде всего к человеку, даже если он священник. Человек приходит к человеку. Он может понять тебя настолько, насколько позволяет ему его жизненный и духовный опыт; и есть готовность Бога открыть через этого конкретного священника Свою волю.

Мы в Священном Писании читаем такие слова: единый у вас Наставник и Учитель – Христос. Поэтому если тяжело на душе, мы должны учиться обращаться к Богу и уметь общаться с Богом. Чтобы наша молитва утренняя, вечерняя, любая – приобретала истинное, настоящее значение живого общения с Богом. Не формального общения по книге, по молитвослову формальными словами, составленными другими людьми. Я ведь с Вами сейчас общаюсь, не произношу слова другого человека, а говорю то, что я говорю. Так и молитва. Это должно быть живое общение человека с Живым Богом. Тогда всякое общение с Богом дает человеку и облегчение, и радость, и утешение, и все остальное, к чему мы стремимся, общаясь со священником.   

– Вопрос телезрителей: «Как найти духовника и воцерковиться, с чего начать?»

– Начать надо с того, что нужно регулярно посещать храм. Сейчас есть довольно большое количество литературы, которую можно потихонечку изучать. Я думаю, что такому человеку нужно прийти в храм и понаблюдать за той атмосферой, которая есть в храме. Если речь идет о Москве, то в Москве много храмов; человек может выбрать тот храм, где ему наиболее удобно, уютно, где он чувствует себя комфортно.

Человек начинает посещать храм и наблюдает за священниками, какому священнику откроется сердце. Можно подойти к священнику и сказать: батюшка, я такой-то, мне бы очень хотелось начать вести церковную жизнь, но не знаю, с чего начать. И священник может порекомендовать некие первые шаги.

Надо посещать регулярно храм. Начать с того, что каждый воскресный день быть на службе. Можно сначала просто походить и помолиться вместе с общиной. Посмотреть, как устроена служба. Надо дать тексты этому человеку. Через пастырские беседы ввести в наследие Церкви. Потом дать совсем небольшое удобное, допустимое молитвенное правило для этого человека, чтобы он постепенно возрастал. Не так, как часто происходит. Приходит человек в храм, и сразу ему дают читать весь молитвослов; да еще говорят: прочитай каноны, акафисты, пять дней постись и прочее. То есть сразу наваливают на человека такие неудобоносимые бремена. Не надо этого делать. У нас есть прекрасный пример, почему-то мы часто о нем забываем. Это Первый апостольский Собор, который состоялся около 49 года.  

Постановления Собора были как раз по этим вопросам: как принимать в христианскую Церковь язычников? Что делать, чтобы они начали воцерковляться? И одно из постановлений было таким: не возлагать на людей бремена неудобоносимые. Не надо требовать с человека, только-только делающего первые шаги, чтобы он сразу совершал действия в той полноте, как может понести это человек, опытный в церковной жизни.

А духовника как найти? Молиться Богу, чтобы Он послал того человека, который мог бы стать духовно единым с тобой, который мог бы разделить твои духовные стремления и помочь тебе в этом. Это очень сложно. Но для Бога нет ничего невозможного.      

– Вы говорили, что только сам человек знает свое внутреннее состояние; и еще Бог. А духовник может ли знать это так же хорошо или лучше, чем сам человек?

– Я не думаю. Духовник может хорошо достаточно тебя понимать, он может видеть то, что не видишь ты. В принципе, любой человек может видеть в тебе то, чего ты сам не замечаешь, и делать тебе замечания. Это разговор об одиночестве. Мы приходим в мир в одиночестве и уходим из мира в одиночестве. Рядом с тобой находится только Бог, и только Он понимает тебя на сто процентов. А духовник – это человек, он все же ограничен в своих возможностях.

Но Господь может открывать что-то, мы знаем примеры старцев. Мне в жизни очень повезло. Я был знаком с тремя старцами, жил рядом с ними. Поэтому я могу свидетельствовать, что старцы могут видеть то, что мы не замечаем в себе. Можем годами жить с этим и не видеть в себе каких-то особенностей. А человек может тебе на них указать и помочь выйти из этой ситуации.  

– Вопрос телезрительницы: «Недавно ступила на путь к Богу, хочу причаститься, но не знаю, как правильно исповедаться. Боюсь идти на исповедь, потому что батюшка сказал, что нужно обязательно ходить в храм каждую субботу и воскресенье, но я не могу этого делать и поэтому испытываю вину».

– Я как раз об этом и говорю. Нельзя на людей, которые совершают первые шаги в Церкви, сразу возлагать формальные обязанности; таких людей на самом деле не очень много. Наш пастырский долг – это работа по детальному, пошаговому воцерковлению таких людей. Ты видишь, что пришел к тебе человек, ты должен оказать ему максимальное количество внимания. Нужно в прямом смысле взять человека за руку и провести его по храму; сказать: не бойся, это храм, он устроен так. Что в духовной жизни есть молитва. Что такое молитва? Молитва – общение с Богом. Мы общаемся с Богом ровно столько, насколько мы готовы и имеем внутреннее желание. Что кроме молитвы есть некая внешняя сторона; есть Священное Писание, которое нужно изучать, это большой спектр.

В этот океан наследия Церкви нужно погружать постепенно и очень осторожно, чтобы человек не сломался сразу, не испугался; чтобы он не испытывал чувства вины, что  не может делать того или иного. У нас есть множество условий, которые не позволяют все выполнять. Человек может работать, поэтому физически не может посещать богослужение в субботу. У человека может быть маленький ребенок; может быть множество причин. Нужно к этому человеку подойти очень личностно, детально и объяснить: «Ты, пожалуйста, не переживай. Давай мы с тобой определимся, что для тебя будет духовная жизнь, что  будет участием в жизни Церкви».

Поэтому я советую этой женщине, чтобы она нашла для себя то место и тот храм, того священника, который мог бы ее выслушать, понять, помочь ей прийти очень осторожно в храм и открыть для себя Бога.

– В среде прихожан есть общепринятая норма подготовки к Причастию: исповедь, три канона, последование к Причастию. Те, кто этой нормы не придерживается, выбиваются из среды, что часто приводит к  конфликту. Первые начинают себя воспринимать как истинных верующих и осуждают других. Насколько это справедливо?    

– Ответ на этот вопрос есть в Писании. Когда начинается подготовка к Великому посту и идет последняя неделя, мы слышим такие слова, которые в Церкви поются и читаются: постящиеся да не осуждают непостящихся.

Задача любой христианской общины – явить свою любовь миру. Господь говорит: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. А разделяет людей только дьявол. Его задача – разделить людей, и тогда с нами легко бороться. А задача Христа – объединить людей. И задача христиан – явить миру эту любовь и объединение.

И если мы видим, что в нашей среде есть люди, которые не готовы к чему-то или не могут что-либо сделать, мы таких людей должны как минимум не осуждать; ни формально, ни словом, ни взглядом, ни своим отношением. Мы должны понять и поддержать такого человека.  Вот это может деятельно явить любовь; то, к чему призван христианин. Не только в наше время, а во все времена христианской жизни.

Если мы видим, что возникает разделение, сразу нужно искать след дьявола. Он же сеет и разные помыслы, которые начинают разделять людей, завистливые и осуждающие взгляды. Это и в самом человеке происходит, и, конечно, дьявол трудится над этим.

– Подведем итоги нашей беседы.

– Мне бы хотелось поблагодарить телезрителей за то, что остаются с нами, с телеканалом «Союз». В наше непростое  время находят силы вести духовный образ жизни, посещать храмы.

Мне бы хотелось, чтобы мы ценили время и помнили слова Священного Писания о том, что время лукаво и мы никогда не знаем, когда Господь призовет нас к Себе. Поэтому мы должны ценить каждый день и каждый миг и стремиться каждый день явить не просто исполнение заповедей Христовых, но явить любовь по отношению к каждому ближнему, с которым мы встречаемся.   

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Топорова и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать