Беседы с батюшкой. Архимандрит Алексий (Вылажанин). Ответы на вопросы

23 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы.

– Вопрос  телезрителя: «Говорят, что Иисусовой молитвой очищается ум, сердце, душа, одежда, воздух и все вокруг? Что это значит и правда ли это?»

– Мне сложно сказать, насколько освящается одежда, воздух и все вокруг, но прежде всего Иисусова молитва дает возможность сосредоточиться на внутреннем духовном делании. Когда ты хотя бы немножко становишься внутренне духовно чистым, тогда и вокруг тебя все становится чистым. К чему нас молитва Иисусова должна привести? К сосредоточению на общении с Богом, к тому, чтобы наш ум перестал блуждать, а сосредоточился на самом главном – на личном общении с Богом. Когда начинаешь общаться с Богом, когда удается сосредоточиться на этом, тогда все, что вокруг, становится безразличным, начинаешь к этому бесстрастно относиться, не обращаешь внимания на какие-то вещи, совершенно не связанные с делом твоего спасения. Задача любой молитвы, в том числе и Иисусовой, да и нашей жизни: достигнуть Царствия Божия, пройти этот земной путь так, чтобы во вратах жизни вечной ангел не сказал тебе: твое место не здесь, с Господом, а вот там, где Его нет. Вся наша жизнь к этому привязана. Иисусова молитва дана нам как инструмент достижения этого. Когда ты сосредотачиваешься на чем-то добром, хорошем, то все злое остается позади. Чистота одежды и чистота окружающего мира не будет для тебя ценна, если у тебя нет внутренней чистоты.

– Вопрос телезрителя: «Женщина заказывала на свою подругу молебен, хотя та вполне здорова и не просила этого делать. Можно ли так делать? Подруга вскоре заболела, слово «молебен» ввергло ее в ужас».

Наверно, перепутала с панихидой. Зачем мы совершаем молебны?

– Это связано с церковностью и того, и другого. Ничего плохого в том, что кто-то заказал молебен о нашем здравии, нет. Иногда даже говорят: если с кем-то враждуешь, не надо держать на него зла, закажи молебен, помолись, и Господь все управит. Бытуют такие народные представления. Если человек заказал молебен, пожертвование какое-то внес и ушел, молиться не стал, смысла в таком молебне нет. А для кого  молебен с акафистом? Богу он по большому счету не нужен. Это же для себя заказывают. В момент, когда вы прославляете того или иного святого или когда читаете акафист Господу, вы являетесь соучастником этого молитвенного делания. Заочно невозможно быть соучастником. Думаете: я свое дело сделал, свою лепту посильную внес, вы уж дальше потрудитесь, а я от этого получу какую-то благодать… Нет.

Когда говорят, что ради вас заказали молебен, надо перекреститься и поблагодарить: «Слава Тебе, Господи, что кто-то вознес молитвы за меня в храме Божием». Потому что не всегда бывает возможность самому храм Божий посетить. Не надо воспринимать это как какую-то трагедию. Это счастье, когда за тебя кто-то молится, а не беда.

– Вопрос телезрителя: «Влияет ли QR-код на веру человека и как быть в данной ситуации?»

– Если вы начинаете в QR-код верить больше, чем в Бога, то это очень сильно влияет. Но пока QR-код не мешает переступать порог храма, причащаться Святых Христовых Таин, никто его перед причастием не спрашивает. Не дай Бог, чтобы мое высказывание для кого-то послужило мыслью, что это нужно ввести. Наверно, надо относиться к нему как к некой необходимости сегодняшнего дня. Если можете обходиться без него – ради Бога. В недалеком прошлом было такое: нельзя это, нельзя то, нельзя новые паспорта, нельзя ИНН. Те, кто может не принимать, пожалуйста. Но как вы жить дальше будете, как  будете трудиться, заботиться о своей семье, если несете за нее ответственность? Если вы действительно великий подвижник и можете это все преодолеть – это ваше дело. В советские времена были люди, у которых не было советского паспорта, не было каких-то вещей, но у них была такая сильная вера, такая любовь к Богу, что они даже умудрялись на самолетах летать по святым местам, и Господь все это управлял. Имейте такую веру. Верьте в Бога, а не в QR-код. QR-код – это ключ от чего-то определенного из окружающего сегодняшнего мира, но это не ключ, который ведет к Царствию Божию.

– И способ обезопасить себя и других от этой заразы.

Вопрос телезрительницы: «В книге «Опыт построения исповеди» архимандрит Иоанн Крестьянкин говорит: прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить, только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа. Что значит всем все простить? Как это сделать? И как понять, что ты всем все простил и что можно приступать к покаянию и таинству Исповеди?»

– Смысл исповеди – принести покаяние в том или ином грехе, который присутствует в нашем сердце. Для того чтобы от него избавиться, надо его осознать, прочувствовать, что это грех, и иметь огромное желание больше его не совершать. Если мы имеем на кого-то обиду в нашем сердце за тот или иной поступок или слово, сказанное в наш адрес, и несмотря на то, что в этом каемся, а простить до конца не можем, то и раскаяния до конца нет. У отца Иоанна (Крестьянкина) есть хорошее высказывание, что Церковь Божия учит нас любить всех. Можем ли мы любить всех? Нет, конечно, не можем, но должны, потому что мы не просто люди, мы – христиане. Молитва «Отче наш» тоже нам об этом говорит: «оставь нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим». А если мы не умеем прощать сами, то какого же полного прощения мы можем искать у Господа? Да, на этом пути бывают кочки; бывает, спотыкаемся. Задача покаяния в том, чтобы человек примирился с Богом, с самим собой и  окружающим миром. Иначе внутреннего духовного покоя не будет. Причастие, как лекарство к нашему спасению, конечно, действует и помогает, но не в той силе и полноте, в которой это было бы, если бы мы с искренним сердцем и желанием простить этого человека или какие-то моменты в жизни приступили к Святой Чаше.

Если вы не умеете прощать, это беда, которая вас тормозит в  духовном развитии, вы не имеете любви к Богу. Той полноценной любви, которая должна  быть у нас, ведь Господь на кресте после всех страданий и мучений никого не осуждал, не бранил, всех прощал и молился: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят. Так и мы должны примириться со своими ближними, хотя бы внутренне, духовно.

Бывает так, что человек готов на примирение идти, но другая сторона упирается, но это уже беда того человека, который не может простить. Главное, чтобы в вашем сердце не засел этот червячок ненависти, нелюбви. Пусть на каком-то этапе это будет просто равнодушие и отстранение от того человека, который причинил боль. Самое главное, чтобы не было ненависти и неумения простить.

– Порой часто мы на этом и останавливаемся. Думаем, что простить всех невозможно и что нас простить тоже невозможно...

– У Бога нет ничего невозможного.

– В нашей земной жизни мы порой не знаем, когда и где невольно обидели человека.

– Мы повседневно молимся. Надо внимательнее быть к себе, к своим поступкам. Не зря каждый день на вечерних молитвах есть исповедание тех или иных грехов, которые мы совершали. Мы должны не механически прочитать молитву, а задуматься, как  прожили этот день, что совершили, может, действительно кого-то обидели, где-то кому-то принесли неудобства. И стараться исправить это.

– Вопрос телезрителя: «Молитва бабушки поможет внуку избавиться от пороков, как молитва матери?»

– Молитва любого человека может помочь другому человеку независимо от степени родства, если эта молитва искренняя. Старцы, к которым приходили совершенно разные люди, принимали их как братьев и сестер во Христе. Их искренняя молитва, их подвиг, который они совершали, давали  людям возможность избавляться от каких-то простых привычек. Господь дает разума человеку по молитвам этих людей, чтобы тот, о ком молятся, задумался о своей жизни и постарался исправиться. Для этого должна быть искренняя и глубокая молитва.

– Вопрос  телезрителя: «Ангел-хранитель  после смерти человека как-то помогает ему?»

– Ангел-хранитель помогает нам в этой земной жизни, только мы не всегда хотим пользоваться этой помощью. В какой-то мере, безусловно, ангелы пытаются найти то доброе, что мы совершали, чтобы в день Страшного суда чаша наших добрых дел перевесила наши негативные поступки. Бесы тоже следят и предъявят нам все то, о чем мы даже не думали, что это могло быть грехом.

Как ведет себя ангел-хранитель после нашей смерти? Люди, живущие на земле, имеют  дерзновение молитвенного предстательства перед Богом за своих умерших сродников. Мы знаем примеры из церковной истории, как удавалось отмолить того или иного грешника, чтобы Господь все-таки простил ему прегрешения. И мы должны помнить о притче о бедном Лазаре и богатом человеке. Богатый попал в ад и увидел Лазаря, лежащего на одре Авраама, и взмолился. И услышал ответ: вы не можете подняться к нам, и мы не можем спуститься к вам. Наверно, ангел-хранитель сострадает, сопереживает, но имеет ли он какую-то возможность молиться?  К сожалению, я еще не готов ответить на этот вопрос окончательно по своему духовному развитию.

– Вопрос  телезрителя: «Если человек по отношению к тебе совершил мошеннические действия и преступление, по законам православия ты не должен желать ему зла или возмездия, а оставить наказание для него правосудию. Что делать, если правосудие не оказалось справедливым и мошенник не наказан? Как относиться к нему, если его не наказали по закону?»

– Ищите прежде всего правды Божией.

– Это сложно бывает.

– Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих. Путь духовного спасения не легкий, это не ровная дорога, мощенная хорошим камнем. Надо этот путь преодолеть. Нам кажется, что окружающие несправедливы к нам, но что мы сами делаем для того, чтобы в нашей жизни что-то изменилось? Ничего. Мы попустили этому мошеннику возможность. На чужом несчастье построить свое счастье невозможно. Лучше претерпеть ответственность в этом веке, нежели в будущем. Если мы люди глубоко верующие, то  можем уповать на веру Божию. Святой Иов Многострадальный должен был так всех обвинять в происшедшем с ним,  но вера его была настолько глубока, что он не искал правды этого мира. На земле по большому счету правды нет, она Божья.

Когда избили преподобного Серафима Саровского, он не пошел  жаловаться на тех разбойников, он со смирением молился Богу, и Господь все управил. Они потом просили прощения. Господь как-то их сердце умудрил. Мы часто ищем правды, пытаемся чего-то добиваться. Есть закон, есть законные пути. Мы живем в государстве, в котором есть закон, и мы должны его выполнять. Может возникнуть вопрос: почему мы должны, а кто-то не выполняет? Каждый отвечает за себя. Если я живу по закону Божьему, то  и отвечаю за то, как  живу. Никто другой за меня не ответит, ни мой начальник, ни мой подчиненный, ни мои родители. Родителям, может, в какой-то степени придется отвечать, если не дали детям достойного христианского воспитания, но отвечать не на земле, а в Царствии Божьем, перед Престолом Божьим. Так и здесь.

Конечно, когда мы обижены,  все, что касается нас, кажется несправедливым. В окружающем мире много жестокости. К сожалению,  мир очень далек от того, чтобы жить по каким-то моральным, этическим, христианским нормам. Так и надо к этому относиться. Не ищите правды Божией на земле, ищите правду Божию прежде всего внутри себя. «Ни один волос с вашей головы не упадет без Моей воли», сказал Господь. Но для этого мы должны жить с Господом, чтобы Его воля проливалась на нас. Если мы живем без Него, отвернулись от Него, живем так, как хотим, то тогда и не надо искать этой правды. Как часто, когда приносят отпевать молодого человека, возникает вопрос: «Почему так произошло?» Надо задать вопрос: «Где ж вы раньше были, пока этот человек был жив? Ходил ли он в храм, был ли христианином, искал ли он свой путь спасения?»

От чего Господь ограждает человека, призывая его и в раннем возрасте? Мы не знаем. В этом есть тайна Божия. Искать объяснения, логику в каких-то вещах, которые с нами происходят, просто не надо, надо уметь положиться на Промысл Божий, для этого надо иметь веру, хотя бы малую, с горчичное зерно.

– Вопрос телезрительницы: «Надо ли понуждать себя к смирению перед людьми, когда слышишь навязанные тебе мнения, в корне противные  христианству?»

– Навязывать никому ничего не надо. И не надо позволять никому навязывать вам какое-то мнение, если вы с ним не согласны. Любая точка зрения имеет право на существование, и вы должны быть уверены в тех взглядах, которые есть у вас.

 Нужно ли отстаивать веру? Конечно, нужно. Если это касается какого-то спора, то надо сразу задать себе вопрос: можем ли мы достойно противостоять в этом споре, чтобы не посрамить свою веру? И второй вопрос: готовы ли нас услышать в этот момент? Если человек не хочет и не готов вас услышать, что бы вы ему ни говорили, то какой смысл? В Евангелии Господь говорит: «Проповедуйте слово Божие, пока вас слушают, пока вас приняли, а если не захотели вас принять, идите туда, где вас готовы слушать». Надо уметь отстаивать свои взгляды. Если мы не можем где-то мотивированно дать достойный ответ, надо сказать: «Вы знаете, это моя точка зрения, и я ее придерживаюсь». Когда вопрос касается нашего исповедания веры, надо стоять твердо и стойко. Вступать в пустую полемику смысла никакого нет.

– Вопрос телезрителя: «Мы ходим в разные храмы, потому что разные места проживания. Исповедуемся у разных батюшек. Правильно ли это? Правильная ли такая практика? Как можно поступить по-другому, если мы причащаемся на каждой литургии?»

– Причащайтесь, благодарите Бога, что у вас есть такая возможность на каждой литургии. Старайтесь готовиться к причастию. Главное, чтобы это не стало обыденностью:  пришли в храм, значит – должны обязательно причаститься. А насколько мы готовились к этому? Насколько мы осознаем величину этого таинства, к которому  приступаем, и ответственность нашу перед Богом за принятие Святых Христовых Таин? Это главный вопрос. У каждого батюшки свой рецепт духовного пути. Есть молитвослов, есть  правило, которое мы должны вычитать, хотя бы молитвы ко Святому Причащению. Иногда говорят: «Молитвы вычитать в этот раз не смогла, поститься у меня не получилось, но я должна причаститься обязательно». Это уже не осознанное действие, а рефлекторная привычка, выработанная в человеке, утрачивается благоговение перед самим таинством. Причащаетесь в разных храмах? И слава Богу, что причащаетесь. К сожалению, сегодняшний мир очень динамичный. Сегодня мы в одном месте, завтра в другом. Но батюшки же там не меняются так часто, как вы меняете эти места. Через какое-то время вы начинаете видеть того или иного священника, к которому чаще всего приходите на исповедь со своими грехами, он становится для вас уже знакомым, достаточно близким человеком.

Причащайтесь, но старайтесь готовиться и, каждый раз приступая к Чаше, помните о том, что перед вами Тело и Кровь Христа, что Сам Христос сейчас будет соединяться с вами. Если  чувствуете, что не совсем готовы, можно сказать: «Господи, я сосуд, может, не очень достойный, но любящий Тебя, старающийся исправляться, осознающий свою греховность, поэтому причащаюсь для укрепления Тобою».

– Вопрос  телезрительницы: «Если человек привился от ковида и причиной смерти стала прививка, то можно ли его отпевать?»

– Если человек не является самоубийцей, то почему же нельзя отпевать? Молитва нужна за каждого усопшего, если он был христианином, был человеком крещеным, верующим. В нашей практике не всегда человек верующий, но хотя бы крещеный, все равно его отпеваем. Никаких препятствий к этому не существует. Прививка, которую принимает человек, не является отказом от совершения над ним того или иного церковного обряда или таинства. Ничто здесь не является препятствием. Прививка – это дело вашей совести, вашего личного отношения ко всему. Если не готовы, всю ответственность за это берете на себя. Иногда хотят ответственность на батюшек переложить.  А потом начинают говорить: «Батюшка благословил, а человек умер. А если бы не благословил, может быть, тогда человек не привился бы и жил». Мы не знаем, как это протекает, почему это происходит, поэтому каждый из нас должен  взять ответственность на себя. Перед Богом каждый из нас будет отвечать за себя. Ни прививка, ни QR-код, ни другие действия, пока они не запрещают нам ходить в храм, иметь общение с Богом, причащаться Святых Христовых Таин, не являются препятствием и ограничением для нашего общения с Богом.

– Вопрос  телезрителя: «На протяжении 40 дней мне снится родственник, которого похоронили. Как это объяснить? Плохо ли это?»

– Это не плохо и не хорошо, это наши суеверия. Это же не гадания на Рождество, как в народе было принято на святочные дни, но это все народное творчество, никакого отношения к церковным действиям не имеет. Как и традиция завешивать зеркала, когда умирает человек в доме, не играет никакой сакральной роли. Мы ждем какого-то откровения, особенно в эти первые 40 дней, от наших умерших для того, чтобы понять,  насколько ему там хорошо, насколько плохо.

– Считается, что человек эти 40 дней еще на земле.

– Молитесь сорок дней за этого человека, а не думайте, приснится он вам или не приснится.

– Вопрос телезрителя: «Во время работы за компьютером слушаю в наушниках молитвы, чаще Богородичную или Иисусову молитву. Благословляется ли это? И полезно ли это, учитывая, что пропускать молитвы через сердце не всегда получается?»

– Конечно, лучше слушать молитву в наушниках, когда вы работаете, нежели какую-то современную музыку. Духовной пользы от этого гораздо больше будет. Но только великим людям дана возможность уметь сосредоточиться сразу на нескольких делах. Как говорят, Цезарь умел слушать, писать и говорить одновременно. К сожалению, не каждый из нас умеет такое делать, всегда что-то страдает: или молитва, или работа. Достаточно сложно сделать так, чтобы полноценным было и то, и другое. Но не невозможно. Есть пример святых угодников, которые пребывали в постоянной молитве, но это не значит, что они были бездельниками, они трудились, несли послушание, но в то же время умели пребывать в молитве. Надо много духовно трудиться, чтобы достичь этого блаженного состояния. Лучше слушать слово Божие, нежели  что-то другое.

Есть хорошая поговорка: делу время, потехе час. Когда работаете, постарайтесь сосредоточиться на работе, сделайте ее быстрее, и это даст вам возможность больше времени сосредоточить на молитве. Разделите немножко эти два понятия. Когда вы достигнете духовного совершенства, то вам и наушники не нужны будут, будете внутренне духовно молиться Господу, прося Его помощи в том делании, которое вы делаете в данный момент.

– Вопрос  телезрителя: «Перед причастием надо готовиться, по меньшей мере исповедоваться, но еще есть трехдневный пост, чтение ряда молитв. Без исповеди причащаться не очень хорошо. Если не получилось нести пост и прочитать молитвы, то причащаться нельзя?»

– Давайте все-таки этот вопрос не будем обобщать и давать какие-то общие указания. Это индивидуальный вопрос. Один человек три дня попостится и все молитвы вычитает, а батюшка сочтет нужным не допустить его к Святому Причастию. А другой ни молитвы не читал, ни правил, не постился, а внутреннее сокрушение у него было такое, что батюшка увидел это и понял, что если оттолкнуть его сейчас, то он, может быть, совсем погибнет. И он его допускает к Причастию. Надо стараться готовиться к этому, идти на причастие осознанно.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли носить круглый образок святого Георгия Победоносца (сегодня день памяти этого святого), но без нательного крестика? Существует мнение, что образки, иконки нужно носить только с нательным крестиком».

– При крещении надевают не образок, а крест, который мы должны носить как напоминание о тех крестных страданиях, что Господь претерпел за нас… Образок – это хорошо, но он не заменяет образа того креста, на котором Господь за нас страдал.

Вопрос телезрителя: «Как бесы, находясь в аду, могут подкидывать греховные мысли людям?»

– Что значит «находясь в аду»? Ангелы же тоже не только на небе находятся. Они присутствуют в нашей жизни. Так и бесы имеют возможность искушать нас, находятся в окружающей нас среде.

Вопрос телезрителя: «Объясните роль святой воды в христианстве, а именно крещенской, набранной в церкви. Может ли отравиться маленький ребенок крещенской водой? Я не умаляю свойств воды, а рассматриваю ее как сырую воду – этот факт отменить нельзя».

– Факт, что святая вода – сырая, отменить невозможно, безусловно. Но это еще и факт Вашей веры. Я не знаю случаев отравления святой водой. На протяжении своей, может быть, небольшой церковной практики я никогда не сталкивался с тем, чтобы кто-то отравился святой водой. Испортить святую воду можно, поставив ее на солнце – она может зацвести, но даже в этих случаях, насколько я помню, она не совсем портится. Ее можно, я думаю, процедить через марлю, и она снова будет чистой. Все это естественно, это говорит о том, что вода – живая. В святой воде мы чувствуем присутствие благодати Божией, если в это верим и относимся к ней как к святой воде. За всю историю, сколько я помню, даже вопрос такой не возникал, можно ли отравиться святой водой.

Вопрос телезрителя: «Я всегда ношу на шее крест поверх одежды, но в нашей школе запретили публичное ношение религиозных атрибутов. Скажите, не будет ли это отречением от веры, если я подчинюсь этому закону?»

– Не будет, потому что крест не является украшением. Если это не является обозначением сана, нательный крест не носится на одежде, а прячется, как сакральная вещь. Она носится не для показа всем, что вы верующий человек, а для напоминания Вам о том, что грех совершать не надо. У нас сейчас, к сожалению, и на одежде носят, и в ушах;  куда только не пытаются крест вставить... Надо помнить, что это не украшение, а инструмент страданий и мучений, которые были за нас с вами. Ничего не изменится, никакого предательства Вашей веры не будет.

Вопрос телезрителя: «Мы купили икону не в церковной лавке, а в магазине. Скажите, можно ли мирянину освятить эту икону дома? Если это возможно, как это сделать?»

– Надо прийти в храм, попросить батюшку, чтобы он освятил икону. Есть специальные молитвы на освящение иконы, которые читаются в церкви. Если живете в каком-то глухом месте и рядом нет храма, относитесь к ней как к святыне, она даст ответ. Можно десять раз освящать любую икону и относиться к ней как к интерьеру в квартире – результата никакого не будет от того, освященная она или нет. Даже если взяли икону не в церковной лавке, нужно прийти с ней на молебен, побыть на нем, попросить батюшку освятить икону. Это пойдет на пользу и Вам, и тому месту, где икона будет находиться впоследствии.

Вопрос телезрителя: «Многие мои друзья и родные далеки от Церкви и не хотят даже слышать про нее. Часто слышу от них фразу: «Мне посредники не нужны». А если узнают, что я хожу в церковь, насмехаются. Что это? Гордыня?»

– За свою гордыню пусть они сами отвечают перед Богом. Невольник не богомольник. Я глубоко убежден, что даже детей, когда они достигают отроческого возраста, насильно заставлять ходить в храм нельзя. Надо объяснять, делать так, чтобы у ребенка появлялось это желание. Бывает так: пока он еще младенец, с удовольствием бежит в храм, причащается, у него есть какая-то радость, а потом  начинает взрослеть, окружающий мир привносит свое влияние. Да и мы в семье не всегда даем достойный пример христианской жизни, который сохранял бы в ребенке желание быть внутри Церкви.

Не надо тут заставлять ребенка. Рано или поздно то зерно, которое в нем было посеяно, прорастет. Да, он подчинится, пойдет в храм, если вы его заставите, но до того момента, пока он не достигнет определенного возраста и не скажет: «Вы знаете, не надо меня больше заставлять». История Церкви показала на протяжении тысячелетий: и насмехались, и гнали, и страдали люди за то, что были христианами, принимали всё – и насмешки, и страдания. Если мы готовы это претерпеть, готовы пронести это, стоять в своей вере, Господь прославляет: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Не надо ничего доказывать, надо жить и быть христианином. Не надо никому навязывать свою точку зрения. Просят тебя чем-то поделиться, хочешь что-то рассказать, готов человек услышать без насмешек – расскажи ему, поделись с ним, и тогда будет польза. Чтобы не считали нас мракобесами. Мы нормальные люди.

Если еще понимаешь в момент беседы, что ты исповедник, надо не возгордиться, правильно?

– Да. Дорогие телезрители, братья и сестры, совсем немного времени остается до Рождественского поста,  до праздника Рождества Христова. Желаю вам эти дни провести во внутреннем духовном созерцании себя, в исправлении своих  недостатков, которые в каждом из нас присутствуют (и себе, конечно, я тоже этого желаю), желаю преодолеть те искушения и испытания, которые встречаются особенно в эти дни на нашем пути. В жизни и так очень много проблем. Ходите в храм, причащайтесь Святых Христовых Таин, помните о милости и милосердии Бога. Главное, чего бы мне хотелось пожелать: чтобы вам в вашем здравии и здравии ваших близких достигнуть праздника Рождества Христова и прославить родившегося Богомладенца Христа Спасителя.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Анна Топорова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​