Беседы с батюшкой. Иеромонах Макарий (Маркиш)

23 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Иваново-Вознесенской епархии, известный публицист и миссионер иеромонах Макарий (Маркиш).

− Успенский пост уже почти прошел. Он короткий, и до его конца осталось пять дней. Как он у Вас проходит?

− Основное наполнение поста – это изменение режима питания. Я монах и сам себе пищу не готовлю. Дали пищу – поел с удовольствием, поблагодарил людей и Господа. Я скажу честно: мне больше нравится растительная пища, чем молочная, рыбная (мясную мы, монахи, не едим). Это древнее наблюдение: даже в монашеских сочинениях IV−V веков отцы рассуждают о том, что овощи – это хорошо для желудка, здравия организма. У кого-то из русских писателей было сказано: рабочий катает десятипудовую тачку двенадцать часов в день, поэтому ему нужно мясное питание.

− Вопрос: «Что делать, если заметил в себе духовную гордыню и духовную слепоту: считаешь, что у тебя ангельская чистота; не замечаешь своих недостатков; думаешь, что ты вне греха? Господь по милости Своей говорит, что ты чист…»

− Вряд ли Господь говорит Вам, что Вы чисты. Люди могут так говорить. Меня бы кто-то спросил, какие у него грехи, я бы сказал: «У Вас нет грехов, наверное». Вряд ли я стал бы кому-то в лицо бросать обвинения. Рыба чувствует движение воды: откуда идут в ручье, озере или море течения. Эти движения воды и есть наша жизнь. Мы внимательно смотрим на реакцию окружающих людей на наше поведение, смотрим на результаты своих действий. Есть замечательная пословица: «Хотели как лучше, а вышло как всегда». Мы хотим как лучше (вряд ли среди окружающих нас людей есть те, что хотят как хуже), но выходит так не очень часто. Святейший Патриарх Кирилл на одном из приемов сказал такую фразу: «Если вы что-то делаете и получается наполовину, благодарите Господа. Выходит на две трети – усиленно благодарите Господа. Если выходит на три четверти, то это огромная редкость. А сто процентов никогда не выйдет». Так и есть. Мы всегда находим какие-то дефекты в результатах своих действий. Когда вы приходите на исповедь, нужно о них рассказать. И священник поможет обнаружить ваши ошибки, недостатки, грехи. Тогда процесс пойдет, важно не останавливаться.

− Когда сам себя видишь чистым, это называется прелестью?

− Если я иду по грязи в галошах, но потом вымыл их, они стали чистыми. Бывают хорошие условия, обстоятельства; бывают хорошие, добрые люди вокруг вас. Зачем делать вид, что ничего хорошего в другом нет? Но всегда нужно помнить слова апостола Петра: трезвитесь, бодрствуйте.

− Что значит «трезвитесь»?

− Будьте трезвыми, внимательными, не допускайте мечтательности, фантазии, которая легко переходит в ложь. Старец Зосима у Достоевского говорит, обращаясь к Федору Павловичу Карамазову: «Не лгите прежде всего самому себе». Это значит не надо впадать в фантазии, когда человек начинает что-то выдумывать.

− Здесь интересно разделить мечты, фантазии и выдумки. Человек может мечтать о своем будущем. Плохо ли это?

− Я слушал одну радиопередачу, посвященную бизнесу. И ведущий (человек, видимо, очень опытный) говорит начинающему предпринимателю: «Надо мечтать. Уделяйте время мечте о будущем: как Вы будете развивать предприятие, что будете делать, какие у Вас новые коммерческие планы, идеи». Но разница между лживостью и мечтой в том, что я отдаю себе отчет: я мечтаю, это мои планы, предположения, воздушные замки. Когда я это упускаю, то становлюсь лжецом и фантазером.

− Как не поддаться фантазии и не перейти границу между мечтательностью и фантазией?

− Это непросто. Свои мечты нужно сокращать.

− Вы привели в пример бизнес, и я вспомнил, что в этой же области рекомендуют: если хочешь изменить свою жизнь, представь себе ее и перенеси представление в реальность.

− Мне кажется, это идеи так называемых учителей по самосовершенствованию и самореализации. Подумайте, что вам нужно, какие у вас приоритеты, чего вы хотите достичь, что вам реально нужно и полезно. Купить автомобиль или велосипед? Сколько нужно денег? Подумайте, посоветуйтесь с женой, родителями, детьми. Тогда это будет уже не ваша личная мечта, а общие планы.

− Вы сказали: учителя по самосовершенствованию…

− Это хороший бизнес, когда коммерческие структуры проводят тренинги по самосовершенствованию. Например, компания изготавливает программное обеспечение, но большая часть ее дохода складывается из продажи учебных курсов. В другой компании работает тысяча конторских работников, и выходит новая версия какой-нибудь программы. Клерки не знают, что делать. Тогда начальство выделяет финансы на переобучение своих работников.

− Это выглядит оправданным: люди хотят научиться; и их надо научить.

− Конечно. Но на фоне необходимого профессионального, технического обучения возникает липовое обучение: тренинги по самореализации и прочее. И людям это нравится.

− Сейчас много тренингов, семинаров по самосовершенствованию. Может ли христианин почерпнуть что-нибудь полезное для себя из них?

− Не советую. Это как на помойке что-то полезное искать. Христианин свои духовные, душевные, практические задачи обычно выносит на исповедь, чтобы в разговоре со священником получить какой-то совет. Христианин должен иметь трезвый ум, а не увлеченность внешними импульсами.

Когда мы говорим о свободе, мы забываем, что свобода равнозначна независимости. Свобода – это абстракция, а независимость значит, что мной никто не управляет. Стремление быть управляемым, податливость внешним воздействиям не присущи христианину.

− Как провести границу: где мы увлеклись чем-то внешним и это пагубно для нас, а где увлеклись полезным?

− Я подразумеваю под внешним нечто чуждое, не присущее нам. Приведу пример. Иду по улице, навстречу мне молодая девушка, у которой вместо брюк лохмотья. Спрашиваю у нее: «Почему Вы носите такую рванину?» Она смотрит на меня и говорит: «Батюшка, я не знаю». Какая тут психология! Вот дали солдату команду: «Налево!» Спроси у солдата, зачем он идет налево, он ответит: «Я не знаю. Сказал сержант, я и иду». И этой девушке кто-то когда-то сказал вместо нормальной одежды носить рванье, и она слушается.

− Есть определенные тенденции моды… Как считаете, православная мода в одежде имеет место?

− Рванье вместо джинсов – это выход из нормальной моды. Для женщины нужна женственная одежда, для мужчины – мужская, для ребенка – детская. Представьте себе трехлетнего ребенка в костюме с галстуком − это будет нечто странное. Или на священнике, монахе надет подрясник, безрукавка... Это тоже мода в хорошем смысле. Если бы девушка меня спросила в ответ, почему я хожу в подряснике, я бы сказал ей: «Я знаю, почему я хожу в подряснике. Такова одежда православных священнослужителей на протяжении долгого времени. Есть резон, почему мы, православное духовенство, следуем этому обычаю».

− А она скажет: «Я так одеваюсь потому, что мои сверстники так одеваются».

− Если бы она так сказала, была бы другая тема для разговора. Я бы спросил тогда: «Вам это лично полезно, для Вас это хорошо, правильно? Какое воздействие на Вашу личность оказывает мода, характерная для Ваших сверстников?» Но она этого не сказала, а просто отключилась, как тот солдат, который слушает команду сержанта (но для него это нормально).

− Вопрос телезрителя: «На Тайной Вечере Христос заповедал: сие творите в Мое воспоминание. Почему-то во время причащения думаешь о себе или об умерших родственниках, а не о Христе. Почему так?»

− Вас надо спросить, почему так. Но есть другая сторона этого вопроса: мое воспоминание о Христе как о Человеке или  Богочеловеке? В момент Евхаристии мы возносим молитву Богу Отцу. Есть евхаристическая молитва, которая начинается со слов: «Станем добре, станем со страхом». И кончается словами: «Благословение Господне на вас». Это часть Божественной литургии, которая представляет собой одну сплошную молитву Богу Отцу. С этой молитвой я возношу дискос и Чашу: «Поминающе убо спасительную сию заповедь (то есть то, что Бог нам заповедал) и вся, яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки Пришествие. Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи». Элемент воспоминания очень выпуклый в евхаристической молитве. Если люди будут внимать словам этой молитвы (в наше время есть даже аудиозаписи Божественной литургии), у нас будет больше внимания к факту Тайной Вечери и воспоминанию о том, что нам заповедал Спаситель.

Если Вы вспоминаете усопших родственников или свои грехи, тем самым Вы ставите себя в подчиненное положение Господу. Это не так плохо (может, и хорошо). Сколько раз я слышал (а иной раз и сам людям рекомендовал), когда кто-то говорил: «Когда пойдете ко Святому Причастию, перед святой Чашей помолитесь о себе, своих трудностях, о близких, усопших». Это совершенно естественно. Мы встречаем Господа и молимся Ему.

− То есть во время встречи со Христом ты обращаешься к Нему с просьбой о помощи.

Вы процитировали сейчас часть анафоры. У меня давно был вопрос по этой молитве: «Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное воскресение… Второе и славное паки Пришествие», − как будто оно уже было?

− Не совсем. Это мы живем во времени. Евхаристия происходит вне времени. Евхаристическая молитва – это факт выхода из временного потока (насколько это для нас возможно). Вчера я совершал Евхаристию. Это происходило в известный день – 22 августа, но в то же время это та же самая Вечеря. Это богословский факт. Если это не так, то Причастие – это лишь кусок хлеба и чаша вина. Если же это Святая Евхаристия, значит, наше сегодняшнее бытие включается во вневременное бытие. Поэтому наше сознание пытается охватить факты, расположенные в разном времени.  

− Как будто мы смотрим на все время (с начала до конца) как уже на свершившееся?

− Насколько возможно для нас воспринять вечность. В тропаре Преображения мы пели: «…показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху», то есть ученики видели славу Христа как могли.

− Вопрос: «Если не был на вечерней службе, стоит ли отложить причастие?»

− Такие вопросы надо решать лично. Я бы Вам посоветовал обратиться к священнику (служащему или исповедующему). Не обращайте этих вопросов ни к кому, кроме священника. Часто бывает ошибка, когда люди советуются с бабушками, дедушками. Единственное исключение: можно посоветоваться со своим мужем или женой (потому что они составляют единое тело и единую душу).

− Посоветоваться, чтобы принять решение?

− Спросить, а священник подскажет. Тогда это уже будет не ваша воля. Вы тем самым полагаетесь на священника, которому принадлежит власть: он может не допустить  до Причастия.

− Есть принятая норма приходить на вечерню.

− Все эти нормы подвержены вариациям.

− Есть и нормы поста. Существует, например, норма Успенского поста: это один из самых строгих постов.

− Опять сошлюсь на Святейшего Патриарха, он выразил неодобрение средствам массовой информации, которые воспроизводят у себя на страницах указания Типикона. Он подчеркнул, что Русская Церковь живет совершенно другими обычаями, правилами в режиме питания для мирян: более осторожными, сбалансированными, чем того требует Типикон. Правила эти достаточно простые: воздерживаться от мясной, молочной пищи и яиц. Если миряне этому четко следуют, они находятся в русле церковного установления, которое не совпадет с Типиконом. Что такое Типикон? Это монастырский устав для монахов средиземноморских стран, написанный тысячу или больше лет назад. Мне говорят: «В Типиконе написано: пища с маслом (или без масла). Почему вы не следуете указаниям Типикона Великим постом? Почему вы не ходите на богослужения тогда, когда предписывает Типикон?» Этот формализм здесь совершенно лишний.

− Типикон, по-моему, предполагает посещение всех богослужений календарного года?

− Разумеется.

− Как Вам кажется, не нужен ли подобный устав для мирян?

− Такая мысль возникает, но все время отвергается. Я помню, на одном из епархиальных собраний Москвы кто-то спросил Патриарха, не  надо ли богослужебные обычаи города Москвы издать отдельной книжкой. Патриарх призадумался. Не надо это делать, потому что мы тем самым задушим живое развитие церковной практики, церковной мысли. У нас есть настоятели, благочинные, викарии. Если вы выходите за рамки какой-то нормы, вас поправят. Если, наоборот, ваши действия кажутся плодотворными, значит, их переймут.

− Я уверен, что относительно еды большинство православных христиан нашей Церкви соблюдают пост так, как это написано в календарях, о которых Святейший Патриарх высказался негативно.

− Маловероятно. По моему пастырскому опыту могу сказать: те, что хотят поститься, стараются не есть мясную и молочную пищу. Пожилые люди часто по состоянию здоровья постятся по мере болезни, что тоже предусмотрено церковными канонами. По обстоятельствам, требованию врача больные употребляют молочную пищу, а от мясной, например, воздерживаются (опять же после консультации со священником).

− Вопрос еды в пост мы уже обсудили. Давайте теперь перейдем к духовной стороне вопроса: что должно меняться в духовной жизни во время поста?

− Я бы сказал, участие в богослужениях. Суточный богослужебный круг предусматривает четыре больших богослужения (это утреня, вечерня, полунощница, повечерие) и четыре небольших (часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й). Монастырские богослужения служатся каждый день. Если монах участвует в них год за годом, то его состояние меняется. Но для этого нужно находиться в монастыре и никуда не ходить: ни причащать больных, ни в школы. Но мы, иеромонахи, все это делаем. Это наш подвиг, который отрывает нас от монастырского строя. Это неизбежно, но стандарт остается. Очень верно понимать Типикон как стандарт, к которому надо по возможности, по обстоятельствам жизни приближаться. Есть, например, стандарт физического здоровья. Но прекрасно сложенного мужчину-атлета редко увидишь, а если и увидишь, то он только и занимается, что своим телом. Тем не менее каждому из нас необходимо заниматься физкультурой: и мужчинам, и женщинам, и молодым, и пожилым. Чтобы быть ближе к стандарту. То же самое можно сказать о богослужениях.

− Вопрос: «Я слышала, что раньше все друг другу желали Царствия Небесного, а сейчас мы желаем Царствия Небесного только покойникам».

− Это всего лишь обычай русского языка. Обычаи меняются. Русские говорят: «Здравствуйте», а греки: «Спасайтесь». Мы живем не словом, а тем, что стоит за ним; той реальностью, что несет слово. Есть вежливые, доброжелательные обращения друг к другу. Если нам не желают Царствия Небесного, мы от Господа не отдаляемся.

Здесь есть магическое восприятие слов. Бывает, люди огорчаются тем, что сказали что-то не то: не проклял ли я своих близких, не причинил ли им вреда? Спросишь его: «Человек обиделся на Вас?» − «Нет, не обиделся». В чем проблема? Если вы сказали грубое, недоброе слово, принесите покаяние перед Господом и больше так не говорите.

− В учебнике по русскому языку есть классические слова, которые школьники из поколения в поколение заучивают: словом можно убить.

− Можно, конечно. Убойная  сила слова на сто процентов зависит от того, на кого оно направлено. Знаменитый Сократ, когда жена облила его нечистотами, сказал: «После грозы дождь пошел». Если человек находится в правильном духовном, душевном устроении, ему не повредит никакое слово. Он будет молиться об обидчиках, вспомнит пословицу: собака лает, караван идет. Зависит все от человека. Да, бывает, приходится помогать людям залечивать раны, что нанесли чужие зловредные слова. Но раны эти зависят от моей восприимчивости к злому слову.

− Очень часто сейчас возникают вопросы о родительских проклятиях.

− Что делать? Пожалеть несчастных родителей, проявить к ним снисхождение и сострадание. Вот и все отношение к проклятьям.

− Проклятье на детей действует?

− Если они не очень способны воспрепятствовать злому воздействию. Тут мы переходим к теме магии, оккультизма, антихристианским духовным актам, бесопоклонению, что противодействует религии. Мы не можем сказать, что магии нет и она не действует. Нет. Но мы можем сказать, что православная вера, Церковь обеспечивают человеку защиту от воздействия бесовских сил, к которым можно приравнять разного рода злодейские слова (в том числе и близких по крови людей).

− То есть проклятие – это магический элемент?

− Нужно изучать каждый конкретный случай. Однажды молодая женщина пришла ко мне на исповедь в ужасе: «Батюшка, что мне делать? Я прокляла своего ребенка! Все ужасно, плохо». Начинаешь расспрашивать, в чем дело. Оказывается, у нее первый ребенок (ему три или четыре месяца), у которого начинают резаться зубы, поэтому он не спит и плачет. После нескольких бессонных ночей мама, только заснув, что-то высказала спросонья закричавшему ребенку. После этого она в ужасе идет на исповедь. Да, сказала плохое слово, но зло здесь только в суеверии. Не нужно делать магические выводы из того, что вы сказали какую-то глупость и даже грубость в отношении ребенка, совершенно не желая ему ничего плохого.

− По-моему, это ощущается даже на инстинктивном уровне. Сказал маленькому ребенку что-то типа: «Да чтоб ты замолк!» − и вдруг так и случится?

− Кайся перед Богом, как та девушка. Для того и существует исповедь, чтобы избавить нас от грехов (в данном случае невольных, непреднамеренных). Это наши ошибки. Одно дело, когда ребенок просит с ним поиграть, а папа смотрит телевизор и грубо ребенка отсылает; и другое дело – несчастная молодая мать, изнуренная материнским подвигом.

− Верующему человеку магия повредить не может?

− Надо хранить христианскую веру и оставаться независимым от воздействия злых сил. Это и есть свобода, а свободный человек – раб Божий. Если я раб Божий, значит,  принадлежу Богу и больше никому.

− Как ощутить в себе независимость от дьявольских козней?

− Благодаря полноте христианской жизни: богослужебной, молитвенной, евхаристической; благодаря отвержению зла. Пришлось мне как-то освящать склад. А там на стенах висели какие-то бесовские изображения. Я говорю молодым ребятам, которые там работают: «Мы с вами христиане?» Они сразу сняли изображения. Иду дальше по помещению со святой водой, а там висят нормальные картины: собака или волк, портрет. Работники всё снимают. Я говорю: «А это зачем снимаете?» − «Вы освящаете, значит, все должно быть по-новому». Это доброе чувство, добрая мысль − совлечь ветхого человека, под которым нужно подразумевать, конечно, не изображение, висящее на стене, а все недоброе в своей жизни. Все мешающее мне быть христианином надо внимательно, тщательно от себя отстранять.

− В начале передачи мы говорили про Успенский пост. Я хотел бы спросить: может, у Вас в этом году постом появились какие-то новые размышления?

− Большая часть моих контактов с людьми происходит в форме вопросов и ответов: это сайт вопросов и ответов, который я веду; мои ответы в социальных сетях, телевизионных передачах. Еще скажу, что священнику в своих проповедях, в ответах на вопросы надлежит меньше опираться на свои личные мнения, а больше на то, что говорит Церковь. В нынешнее время актуальна тема смертной казни. Пару дней назад меня спросили: «Как Вы относитесь к смертной казни? Священник один вот так высказался». Я сказал: «По такому серьезному делу недостойно обмениваться мнениями». Мы обязаны исходить из того, чему учит Церковь. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» конкретно указано, что говорит Церковь о смертной казни. И обязанность священника – доносить это до народа, а не рассуждать.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Наталья Богданова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святителя Николая в Покровском (г. Москва) протоиерей Павел Кондраков.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​