Беседы с батюшкой. Как сочетать смирение с руководством людьми. Священник Алексий Дудин

22 сентября 2022 г.

В студии священник Алексий Дудин, настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в г. Коммунар, руководитель социального отдела Гатчинской епархии.

– Тема сегодняшней передачи: «Как сочетается смирение с руководством людьми». Руководить людьми и при этом быть смиренным и кротким человеком – задача не из легких. Что же такое смирение?

– Мечта каждого человека, чтобы у него был смиренный, добрый, понимающий начальник. Такой руководитель является залогом того, что деятельность будет проходить в приятном христианском русле и приносить максимальную пользу. Для нас более привычна противоположная ситуация, когда руководитель гневлив и проявляет какие-то человеческие качества, направленные на то, чтобы укрепить свою власть, доказать и подчеркнуть свою правоту. Сколько есть таких поговорок: ты начальник, я дурак...

По сравнению с таким начальником чего не должен делать смиренный, добрый христианский руководитель по отношению к подчиненным? Прежде всего он не должен принимать решения в гневе. Ибо гнев человека не творит правды Божией. Как в сказке у Пушкина: «В гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить». Те решения, которые принимаются в гневном, раздраженном состоянии, хоть и кажутся человеку в тот момент праведными, на поверку всегда оказываются не христианскими, зачастую неприемлемыми. Гнев – это разрушительная сила души, которая присутствует в каждом из нас. Эта сила дана человеку Богом безусловно, и он должен уметь ее использовать.

Человек должен направлять ее не на ближнего, ибо всякий, гневающийся на брата своего напрасно… есть человекоубийца, а на свои пороки, страсти и какие-то греховные привязанности. Сама по себе гневная составляющая нужна, потому что человеку всегда нужно от чего-то в жизни избавляться. Но она обязательно должна быть контролируема. И прежде всего, смотря на начальника, какой он, добрый или не очень, нужно обращать внимание на то, подвержен ли он этой страсти, умеет ли ее контролировать.

Если начальник гневный, то что с ним сделаешь? Он разгневался, и все кругом должны молчать и повиноваться. При этом невозможно вести конструктивной диалог и делать что-то доброе. Батюшка-начальник должен обуздать свой гнев и не показывать никому своего норова.

Вы возглавляете очень большой реабилитационный центр, есть и другие служения. Вы общаетесь с очень разными людьми, в том числе и с теми, которые остаются в страсти, в привычках. С этими ребятами очень тяжело. Они даже как-то приспосабливаются и ведут себя таким образом, что кажутся смиренными. Но когда приезжал владыка Пантелеимон (Шатов), они задавали вопросы, по которым понятно, что они серьезные личности, но далеко не смиренные. Как Вы ведете себя с ними?

– Когда такому человеку необходимо сделать выговор, то, во-первых, нужно самому стараться быть в состоянии покоя. Во-вторых, если начальник что-то выговаривает своему подчиненному, то должен вести полемику в таком ключе: «Прости меня, пожалуйста, но ты сделал плохо, и я вынужден тебя наказать». Нужно показать человеку, что не просто я прогневался и сейчас ему задам, нет, нужно извиниться, сказать: «Раз ты сделал оплошность, я как руководитель должен прореагировать соответствующим образом». Это очень действенно и отлично помогает в рамках реализации нашего реабилитационного проекта и президентского гранта.

Не так давно мы были в гостях в фонде Василия Великого, и Юлиана Владимировна, его исполнительный директор, любезно поделилась с нами своим опытом работы с деструктивными подростками. Со взрослыми еще можно что-то отстроить, а с ними-то что вообще сделаешь? Она говорит: «Если есть какое-то правонарушение, то мы не спорим, не злимся, не укоряем, а спокойно вызываем полицию. Первый протокол составили, потом второй, а на третьем человек благополучно возвращается в места лишения свободы, от которых он в нашем реабилитационном центре спасался». Мы тоже пользуемся и таким методом. Главное – показать человеку, что он не прав, и сделать это не просто в порыве достижения какой-то своей правды, а так, чтобы он был в состоянии эту мысль принять и переварить.

Это воздействие все равно должно быть взвешенным. Зачастую это очень тяжело дается, для этого требуется опыт, но направление должно быть именно таким: ты сделал то-то и то-то, поэтому я вынужден прореагировать соответствующим образом. Это и есть смирение руководителя, когда он не занимается попустительством, ведь некоторые представляют себе смиренного человека так: «Ну и ладно, я тебе все прощу. Я лучше помолчу, зачем с человеком ругаться?» Это как раз не смирение, а попустительство, потому что между смирением и природной кротостью, можно сказать забитостью, лежит огромная пропасть.

Смирение, если говорить высоким богословским языком, есть исполнение воли Божией. Вот поставил тебя Господь начальником, будь любезен начальствуй так, как положено. На наших телеэкранах храм святого равноапостольного великого князя Владимира, который, став христианином, в свое время как раз тоже прошел определенную школу смирения. Изначально он отказался от казни разбойников, а потом к нему пришли: княже, будь любезен выполняй свою княжескую функцию. И он в смирении начал делать не то, что ему хотелось, потому что проще было помиловать и простить человека, а то, что он должен был делать ради пользы других людей.

Вопрос телезрителя: «Есть такое высказывание: человек, рвущийся к власти, очень хорошо ею пользуется, но очень плохо  служит. Может, проблема заключается именно в служении, какое оно? Христос говорил: Я пришел, чтобы не Мне служили, а послужить людям».

– Я приведу альтернативное христианское высказывание: «Кто желает епископства – тот желает доброго дела». Не в том плане, что человек, который желает власти, плох или хорош, а в том, что человек, который желает власти ради служения ближнему, – действительно достойный человек, он достоин похвалы, и такого человека нужно поддержать, ему надо помогать. Когда человек имеет власть, он должен понимать, что его ответственность двойная, даже больше, и чем больше у него полномочий, чем больше силы, власти, тем больше и строже с него потом спросит Господь за его поступки. Потому что они отражаются не только на нем самом, но и на том множестве людей, над которыми Господь его поставил.

– В этом году мы вспоминаем Петра I. Столько всего этот человек сделал для государства! Причем очень многие люди, по воле Петра, были поставлены на те работы, которыми они не хотели заниматься, и там действительно был тяжелейший труд. Но все это сейчас, с нашей точки зрения, оправдано по той причине, что в результате появился флот, выход к морю, окно в Европу и прочее. Вопрос здесь вот в чем: если мы вспоминаем Петра I и нашу тему смирения и кротости, то употребимо ли по отношению к руководителю такого уровня смирение? Я уже не говорю про кротость, хотя об этом тоже интересно поговорить. В этом случае каким образом я должен понять смирение?

– Давайте попробуем разобраться. Петр I – великая историческая фигура, 300 лет со дня его рождения в этом году, и наш приход тоже обращает особое внимание на фигуру Петра I, у нас реализуется грант культурных инициатив на эту тему. Это фигура, которая показывает, что прежде всего, несмотря на то что ты облечен богатством, властью, ты должен служить Отечеству. К чему стремится современный мир? К тому, чтобы жить наиболее комфортно и удовлетворять как можно большее количество своих бесконечных потребностей. Так вполне мог поступать и Петр I, но он делал совершенно по-другому. Он все свои таланты,  силы, время употребил на служение нашему Отечеству, поэтому он как минимум отказался от комфорта. Сколько раз он ездил в тяжелые, серьезные путешествия, сколько затевал различных строек... Он не участвовал в каких-то бесконечных увеселениях при дворах, которые были доступны для императора, он служил своему Отечеству и своему народу. Служил по-своему, служил так, как он это понимал, иногда поступал жестко, даже доходило до жестокости. При этом вот эта идея отдать свою жизнь, отдать всего себя реализовалась финалом его жизни, когда он, спасая утопающих в Петербурге, потерял остатки своего здоровья. В 52 года он преставился ко Господу, и преставился именно как человек, служащий ближнему, и служащий до полной самоотдачи.

Поэтому я предлагаю смотреть на Петра I прежде всего в этом ракурсе. Он мог очень много всего себе позволить радостного, с точки зрения обычного человека, но он много от чего отказался, чтобы послужить России, укрепить ее и послужить своему народу. Безусловно, у Петра I было великое смирение, великий отказ от тех благ, которым он мог воспользоваться, и великая жажда служить Богу и людям, что он в своей жизни реализовал.

– Вопрос телезрителя: «Почему человек легче воспринимает зависимость от демона, чем от воли Божией? Зависимость от алкоголя, курения считается естественной, а подчинение Богу воспринимается как насилие».

Почему человек более радостно идет к наслаждению, а служение Господу воспринимает как наказание?

– Есть такая поговорка: «Церковь близко, да идти склизко, а кабак далеко, да идти легко».

Человеку всегда легче катиться по наклонной. Это физический закон: проще скатываться вниз, чем карабкаться наверх. Аналогичный закон действует и в духовной жизни. Человеку тяжело признавать свое несовершенство, тяжело каяться в своих грехах. Признать свою ошибку для многих людей – запредельный подвиг. Путь к Богу подразумевает признание своих ошибок, покаяние, работу над собой, отсечение своих страстей. Это путь тяжелый и скорбный, требующий постоянного напряжения.

А путь удовлетворения своих сиюминутных потребностей – простой, не надо мучиться, страдать: налил – выпил. Пусть радость пришла на один час, но она тебе дана, и ты можешь всецело этой радостью наслаждаться, не трудившись, не приложив никаких усилий для нее.

Я бы привел еще одну аналогию. Представьте себе, что работать Господу – значит трудиться за жалованье; а у лукавого получать удовольствие – это все равно что брать кредит. Кредит взять легко: пришел в любой банк, и тебе выдали кредит. Ты на эти деньги нагулялся; сделал все, что хотел; купил все, что тебе не хватает. Но потом-то надо отдавать. И не просто отдавать, а с процентами. Так же и в духовном мире. Вместо того чтобы законно подвизаться, человек все время пытается набрать этих греховных сладостей. А как известно, грех – сладок, а корень – всегда горек.    

– Нас призывают быть смиренными и кроткими. Но кротость и смирение – разные понятия, а мы их объединяем. Смиренный человек может быть сильным человеком. Если я буду со смирением служить Богу, значит, не буду ослабевать и расслабляться. А кротость, кроткий человек – это что?

– Если мы возьмем Священное Писание, то кротость и смирение – это синонимы: воззрю, только на кроткого и смиренного и трепещущего словес Моих; поэтому кротость и смирение в Священном Писании очень близки.

В современном понимании эти слова можно развести следующим образом. Кротость – это внешнее проявление в поведении человека. Человек кроткий не будет повышать голос, не будет вести себя вызывающе. Кротким даже можно казаться. А смирение – это внутреннее устроение человеческой души, которая всегда и во всем готова следовать воле Божьей…

В Ветхом Завете праведный Финеес пронзил копьем израильтянина Замврия и мадианитянку Хазву за блуд. Замврий был сыном начальника из колена Симеонова, женщина была одной из высокопоставленных мадианитянок. И тем не менее Финеес пронзил копьем этих блудников и этим совершил дело смирения, совершил дело Божьего правосудия. Поэтому смирение, с человеческой точки зрения, может выглядеть агрессивно, потому что грех в рамках смирения нужно уничтожить. Кротость все-таки относится к внешнему виду человека.

– Мне кажется, что кроткий человек еще не обижается, не сеет ссор и раздоров.

Вопрос телезрителя: «Могут ли тангалашки воздействовать на человека физически?»

– Тангалашки – это название демонов, злых духов. По Божьему попущению бесы могут мучить человека. Об этом мы имеем свидетельство в Священном Писании, в духовной реальности это случается. Но надо понимать, что есть часть людей, которые свои психические расстройства принимают за одержимость, или бесноватость. Таких людей надо отделять от бесноватых, и здесь нужна другая работа, иной подход.

Если вас мучает такой вопрос по отношению к самому себе или ближнему, – лучше обратиться к священнику, который находится рядом с вами. Священник должен посмотреть на этого человека, побеседовать с ним и поставить ему правильный духовный диагноз: находится это поражение в духовной или в душевной сфере? В зависимости от этого назначить соответствующие методы лечения. Иногда бывает необходима и та, и другая помощь.       

– Я знаю людей, которые своей болезнью прикрывают лень и нежелание молиться, ходить в храм. Что делать, когда встречаешь таких людей? Со смирением сказать, что человек не прав, или не общаться с ним совсем?

– Это тяжелый для меня вопрос. Человек, который ссылается на свою болезнь, апеллирует, прежде всего, к христианскому милосердию. Если мы не обладаем полнотой картины, то не знаем – болен человек в действительности или нет. Святые отцы по этому случаю предписывают: лучше согрешить в милости, чем согрешить в строгости. Это руководство для того, чтобы быть смиренным начальником.

Но если ты видишь, что человек болен и вчера, и сегодня, и третьего дня, то надо прямо сказать: «Я тебя очень люблю, но нам надо идти дальше, делать общее дело; а от того, что ты проваливаешь свой узел работы, страдают другие люди. Поэтому решай: или ты поправишься, или нам придется с тобой расстаться». Иногда приходится так поступать. Мы знаем, что в человеке все перемешано. Феофан Затворник сказал: в человеке болезнь всегда перемешана с саможалением. Это трудно – помиловать человека или строгостью призвать его к выполнению своих обязанностей. Но это крест начальствующего человека, который нужно нести. Здесь есть замечательная помощь: нужно помолиться, попросить Господа вразумить, научить, как поступить.

Для начальника очень важно держать свое сердце чистым перед Господом. Если сердце чистое, то всегда можно услышать ответ на свою молитву, как правильно поступить. Человек с чистым сердцем получает в ответ волю Божью.

А если сердце темное и оскверненное, остается только молиться: «Господи, я человек никудышный, ни на что не годный, но ради блага ближнего, ради других людей научи, вразуми, как мне поступить, как мне ответить?» Начальник всегда должен держать связь с Господом, держать свое сердце чистым перед Богом. Тогда Господь такому начальнику будет помогать. И даже самые сложные вопросы будут решаться.

– Мне кажется, что такой начальник – это некий идеал. Но при этом я понимаю, что преподобный Сергий Радонежский тоже начальник. Можно предположить, что гневливый начальник может измениться, встретив на своем пути Сергия Радонежского. А скольких людей изменил митрополит Антоний Сурожский! Он обращал в веру врагов Церкви. Это удивительные истории. Если мы сталкиваемся с гневливым начальником в современной жизни, нам говорят, что мы должны за него молиться. Как молиться за несмиренного сердцем начальника?

– Насколько человек смирен сердцем – трудно определить; у каждого свой определенный баланс. В этом отношении вспоминается рассказ из патерика. В одном монастыре был сварливый брат-повар, который всех ругал. Все его жутко боялись и приходили к игумену жаловаться, мол, нельзя быть монаху таким злым. Игумен отвечал: «Вы даже не представляете себе, как этот человек над собой работает, сдерживает себя. Если бы он себя не сдерживал, давно бы вас уже всех поубивал».

Поэтому какую глубину работы производит человек над своей натурой – никто не знает. Натура бывает разной: один человек склонен простить и промолчать, сделать что-то доброе, другой – наоборот. Это первый аспект. Второй – каждый народ достоин своего правителя, и каждый подчиненный (отчасти) достоин своего начальника. Поэтому за начальника подчиненный должен молиться, а молитва меняет сердце начальника.

Любая чистая молитва утешает человеческую душу. Это мы и в Священном Писании читаем. Саул всегда призывал Давида к себе. Давид молился и играл на гуслях. Хотя Саул ревновал Давида к его военной славе, но молитва Давида благотворно действовала на сердце Саула. Поэтому за начальника надо молиться; читайте Псалтирь, и это будет иметь свой плод.

– У Вас были в жизни примеры, когда Вы видели силу молитвы не только свою, но и других людей?

– Так получилось, что в семинарию я поступал из храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на Цветочной, настоятелем которого служит удивительный старец, протоиерей Иоанн Миронов. Дай Бог здоровья батюшке, в этом году ему исполнится 96 лет; он до сих пор всех помнит, всех принимает. Мы стараемся к нему приезжать для духовного окормления. Многократно я был свидетелем того, как по молитве доброго пастыря исправлялось, успокаивалось и мое сердце, и сердце того человека, который находился в этот момент в гневе. Искренняя христианская молитва действенна, жива. Она дает человеку успокоение, даже если человек этого не совсем достоин, но много может молитва праведного. Когда эта молитва идет из праведного сердца, она может утешить грозного тирана.

– На одном из богослужений в вашем храме я видел, как молились люди, подверженные греху пьянства и наркомании. Я видел глаза этих людей во время молитвы; видел, как изменялись их глаза после исповеди. Мы все после исповеди становимся немного другими, в нас появляется какое-то смирение, кротость. Как удержать в себе это состояние? И как в нашем современном мире обрести кротость и смирение?

– Человек после исповеди очищается. Господь по покаянию очищает, обновляет душу человеческую. Надолго ли этот эффект будет сохранен, зависит от самого человека. Мы после исповеди, после причастия приходим к себе домой. И от того, что мы будем смотреть, читать, как будем себя вести, будет зависеть, насколько долго в нашей душе сохранится тот Дар, который нам Господь в очередной раз по Своей милости дал.

Все зависит от нас. Если мы будем смотреть кровавые боевики, читать тревожные новости о событиях современного мира, то тревожность и гневливость в нашей душе будут расти. Подобное всегда притягивает подобное. Этот закон работает и в духовной сфере. Чем мы наполняем свою душу, тем она и станет дышать со временем.

Трудно удержать благодать Божью в своей душе. Мой духовник говорит: вот птичка прилетела на дерево, села и поет; чуть шелохнешься – и птичка улетела. Так и благодать Божья может упорхнуть, отойти. Надо хранить благодать, стараться не спугнуть ее, не потерять. Таким образом человек учится ценить дары Божьи, так устроен духовный мир. Если бы человек один раз получил дар Божий и потом не мог его потерять, он перестал бы это ценить.

Человек всегда чувствует, что он согрешил, что Дух Божий от него отошел. Человек погневался – и уже Господь не с ним. Поэтому человек учится быть всегда в духе правды Божьей, в смирении и кротости постепенно. Что этому мешает? Прежде всего – осуждение, которое живет в нашем обществе и постоянно мешает. Если мы своего начальника осуждаем, то мы, во-первых, лишаемся сами душевного покоя; во-вторых, мешаем выстраивать наши отношения; теряем благодать Божью. К кроткому и смиренному человеку и отношение соответствующее, даже тогда, когда начальник находится в состоянии гнева и раздражен на нас. Кроткий человек скорее усмирит гнев, сохранит и приведет своего начальника в христианское состояние и сам останется в добром христианском устроении.

– Бывают ли в жизни обстоятельства выше нас, которые могут нас научить смирению и кротости? Например, беды, болезни, жизненные обстоятельства…

– Это риторический вопрос. Человек должен понимать: если мы  просим у Господа смирения, кротости, то мы, прежде всего, просим, чтобы Господь нам послал эти болезни, беды и испытания. Потому что без них человеку невозможно изменить свое сердце, изменить свое естество. Как без огня нет возможности выплавить благородный металл, так и в духовном мире нет возможности человеку стать кротким и смиренным, если он не претерпел болезни, лишения; если сам, как железо, через огонь не прошел и не очистился.

Но и не надо специально искать себе болезней, скорбей и испытаний. Просите воли Божьей: «Господи, сколько мне надо испытаний, пошли мне. Сколько мне надо перенести, помоги мне это принять с благодарностью».

– Это как в «Отче наш…»

– Это часть христианской жизни. В этом отношении вся наша жизнь – это школа смирения. Все наши испытания, через которые мы проходим, бесконечные падения и восстания нужны для того, чтобы человеку стать кротким и смиренным. Нужно все принимать. Самое главное – не отчаиваться, не опускать руки, никогда не переставать проходить этот жизненный урок. Каждый раз наступая на одни и те же грабли, набивая новую шишку, говорить: «Господи, слава Тебе! Помоги, чтобы этот урок мне пошел впрок».

– Спасибо, батюшка, за беседу. Благословите наших телезрителей.

– Благослови, Господи, всех начальников и руководителей и наших телезрителей! Спаси Господь!

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Алексий Лымарев, настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия, в Садовниках (г. Москва).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​