Беседы с батюшкой. Священник Владислав Береговой

21 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Вопрос телезрителей: «Почему Христос родился раньше, чем умер Ирод?»

– Действительно, согласно историческим данным, Ирод умер  приблизительно за четыре года до того, как родился Христос. Получается, что Евангелие врет? Мы знаем, что Христос родился в Вифлееме иудейском в дни правления царя Ирода, что волхвы пришли и к Ироду, и к Христу.

– Мы знаем это не только из Библии, это выражено еще в римских каких-то кодексах, переписях.

– Мы знаем это из Нового Завета. Все, что касается Христа и Рождества Христова, мы знаем только из Евангелия. Но любой библеист (протестант, католик, православный или даже атеист, который занимается библеистикой) скажет, что это достаточно достоверные книги, которые можно использовать в качестве исторических. Все, что касается описания жизни Христа, – истина. И что мы видим? Волхвы приходят в Иерусалим, Ирод удивляется, ужасается, пытаются выведать время рождения Христа, чтобы якобы поклониться Ему.

Октавиан Август говорил об Ироде как о человеке, в доме которого лучше быть свиньей, нежели родственником. Он своих детей, жен потихонечку убивал, как только подозревал, что они могут претендовать на его должность, на его место. Свиней иудеи не ели, поэтому безопаснее в доме Ирода быть свиньей, чем сыном или одной из жен. Соответственно, он хотел устранить конкурента, царя иудейского. Хитро спрашивал. Мы знаем такую интереснейшую драматическую историю, читаешь, думаешь, чем же это закончится, как волхвы смогут обойти, обмануть, обхитрить великого царя... И тут историки говорят, что Христос родился после смерти Ирода.

Ответ очень простой. Евангелие все правильно пишет. Просто в VI веке монах Западной Церкви Дионисий Малый рассчитывал дату рождения Христа, а тогда считали не от Рождества Христова, а от времени основания Рима. И Дионисий, не обладая полнотой информации, когда родился Христос, когда правил Ирод, ошибся приблизительно на 4 года. Сейчас у нас на самом деле 2025–2026 год от Рождества Христова. Все на самом деле на своих местах. Ирод умер за 4 года до нашей эры. И Христос родился на самом деле за 4 года до нашей эры, на полгода раньше, чем умер Ирод. Звучит странно – Христос родился на 4 года раньше Рождества Христова. Никакой ошибки в Библии нет, ошибка есть в исчислении Дионисия малого. На нашу  веру это никак не влияет.

– Не влияет и на ход истории.

– Потом историки подсчитали, что не 756 год, а 759 год рождения Христа от основания Рима. Когда Христос жил, когда Ему было 12, 17, 30 лет, летоисчисление шло от основания Рима. Так считали во II веке, в III веке. Когда христианство стало разрешенной религией в 313 году, потом государственной в 381 году, тогда стали считать от Рождества Христова. Намного позже. А когда ж Христос родился? Как высчитать нулевой год? Дионисий Малый повозился и чуть-чуть ошибся, но не так страшно.

– Вопрос телезрительницы: «Считается ли исповеданным грех, о котором подумал во время исповеди, но который не очень удобно озвучить батюшке?»

– Хороший вопрос. Сейчас напряглись все телезрители, потому что нет человека, который не подумал бы чего-нибудь такого до исповеди, во время исповеди, после исповеди. К Чаше идешь, ручки сложил и думаешь: «Чего она лезет вперед меня? Вот еще и кашлянула. После нее буду причащаться, еще заражусь». И потом вспоминаешь, что нет, не заразишься, батюшки ж употребляют за всеми и не заражаются. В туберкулезных диспансерах причащают всех и потом сами употребляют, ни разу не заразились. Думаешь об одном, о другом, о третьем, осуждаешь кого-нибудь. Вопрос минуты, даже секунды. Но за эти секунды проходит столько мыслей в голове…  «Три дня постилась, правила читала,  даже акафист, который не входит в правила, с утра натощак пошла, исповедовалась замечательно, батюшке четыре листа грехов написала, а теперь эти мысли в моей голове крутятся. Их теперь уж исповедать не могу, а причаститься надо. А я должна быть белой и пушистой, а я не буду белой и пушистой. Страшно-то как». В невротическом состоянии человек стоит. Снаружи вроде благочестивый весь, глазки потупил, а в голове геенна огненная происходит, взрывы канонады, неспокойствие.

Нет человека, который бы не согрешил, который бы был белым и пушистым, как белый лист бумаги подходил бы к причастию и достойно причащался Святых Христовых Таин. Нет ни одного человека, который причащался бы достойно. Все мы недостойны этого великого таинства. Мерой нашего достоинства оценивается как раз степень осознанности собственного недостоинства.

Мысли будут в голове крутиться ежесекундно, и не всегда высокого качества. Давайте оставим исповедование помыслов монахам, которые греховные поступки свели до нуля и теперь борются с предрасположенностью к тем или иным поступкам. И до конца дней своих борются с ними. Сисой Великий, умирая, плакал и говорил: «Не знаю, положил ли я начало покаянию». Одно дело то, что ты делаешь или не делаешь, другое дело, что у тебя в голове творится.

Нам такая степень святости и сила борьбы недоступны. Надо просто успокоиться. Пришла мысль, оставьте мысли мыслям, переключитесь на что-нибудь. Не надо в этом исповедоваться. Если ты не настолько высокий подвижник, когда  уже в своих поступках не видишь каких-то греховный проявлений, как ты можешь определить, где мысль твоя, где от Бога, где от дьявола, где от естества собственного? Они прилетают и улетают. Все святые отцы современности и древности рекомендуют нам, простым людям, не обращать на них внимание. Пришла какая-то мысль, не нравится она тебе – значит, она не твоя. Если ты с ней сочетался, сосложился, усладился ею, вот тут стоит сказать: «Батюшка, хочу реализовать греховный помысел, и так хочу, что даже кушать не могу. Хочу попросить у Господа Бога сил сдержаться, вдруг мне придется столкнуться с этим искушением, я знаю, что упаду». Скажите приблизительно так. А если пришла какая-то мысль, что ты шарахнулся от нее, особенно что касается ваших взаимоотношений с данным священником, то лучше ее не озвучивать. Как пришла, так и ушла.

– Вопрос был другой. Ты приходишь на исповедь, рассказал грехи, и в этот момент совершается акт, когда грехи прощаются. Ты, не говоря священнику, вслух не произнес, но подумал о каких-то грехах. Будут ли они прощены? Этот набор грехов, которые ты в мыслях произнесешь, но не вслух…

– Об этом стоит поговорить. Мне кажется, мало таких людей, которые так думают. Если думаешь: «вот я подумаю на исповеди о блудных своих грехах, Господь мне простит», – это некое лукавство.

– Про себя проговорить грехи, которые не хочешь говорить священнику вслух.

– Это не работает.

– Да, теряет смысл.

– Так не работает. Апостол Иаков в Новом Завете говорит об исповеди: «Исповедуйте друг другу свои прегрешения». Предполагается высказывание того, что ты сотворил. В Древней Церкви исповедовались не телепатическим методом. Вся община слушала о твоих грехах: и священник, и прихожане. Покаяние было  настоящим, деятельным. Потом священник читал разрешительную молитву. И вся община знала, что ты сделал. Поэтому старались не грешить.

А сейчас представителем всей общины является священник. Ты, по сути, все равно Церкви исповедуешься, перед Церковью, которая есть Тело Христово. Священник свидетельствует об искренности твоего раскаяния, и через особую молитву, через особое последование дает тебе разрешение грехов. Кому оставит, тому останется, кому разрешит, тому разрешится. И священник дает силу впредь не совершать этот грех. Вопрос в том, будешь ты ею пользоваться или не будешь. Надо поработать совместно с Господом Богом, а не ждать, пока найдет на тебя особая благодать, которая даст тебе силу впредь никого не осуждать. Надо постараться рот закрыть. Хочешь бороться с гордостью и тщеславием, Господь даст тебе силы преодолевать унижения и оскорбления, но они будут в твоей жизни. Это как если какой-нибудь спортсмен  будет молиться: «Господи, помоги мне выиграть в чемпионате», но не будет тренироваться.

– Наслушались благочестивых историй про то, как шел незнакомец на экзамен, ничего не выучив, помолился преподобному, и тот помог. Я один раз так решил попробовать. Тогда я не понял, почему не сдал, что же я не так сделал... Это по молодости. Конечно, надо учить.

Вопрос телезрительницы Юлии: «У меня в голове сложилось по поводу исповеди так: у меня есть какие-то помыслы или грехи (бывают же люди, которые мало грешат делами, в основном думают всякий ужас), и эти помыслы помогают мне понять, какая у меня страсть. Получается, я прихожу на исповедь и говорю Господу: «Вот, Господи, душа у меня болеет этим, этим и этим. Исцели меня от этого». А когда смотришь, как составлять исповедь, то получается, что у тебя вообще все страсти есть. Я не понимаю, список семи страстей говорить или все-таки какие-то подробности должны быть?»

Ты как бы физически не работаешь на страсть, но твои помысли говорят о том, что ты страстью одержим.

– У меня две претензии к этому вопросу. Игнатий (Брянчанинов) в полном согласии со всеми древними отцами пишет, что мы все заражены греховностью, поэтому каждый раз говорить о том, чем ты заражен, бесполезно, мы это прекрасно знаем, что это в нас есть.

Ты в грехах родился, с ними и умрешь. Ты с этой предрасположенностью родился, с ней и умрешь. Если ты будешь хотеть, но не реализуешь эту предрасположенность в течение своей жизни, то ты уже подвижник, ты уже христианин, ты человек, который исполнил главную заповедь о чистоте жизни.

Что такое страсть? Страсть – это грех, который вошел в привычку. Если вы не реализуете в реальной жизни те или иные ваши греховные предрасположенности, то какая там страсть? Ее нет. Есть желание согрешить – отлично. Не надо писать или говорить священнику о том, что ты хотел бы совершить, но не совершаешь. Можно умом тронуться от этого самокопания. Я понимаю, что мы хуже всех, мы предрасположены к любому греху. Это надо просто понимать. И когда появляется возможность превознестись перед коллегой на работе или даже начальником, над всеми людьми, которые «не то, что я», надо тогда вспомнить и себе самому сказать: «Ты не пал так, как он, только потому, что Господь тебя в такие обстоятельства не поставил. А если  попадешь в такие обстоятельства, то все реализуешь, и в большей степени». Не надо каяться в помыслах о своей предрасположенности к тому или иному греху, только когда ты его реализуешь.  Дай Бог никому из вас это не реализовать. Одно дело, когда ты хочешь, думаешь про человека что-то плохое, другое дело, когда ты ему в лицо что-то говоришь; и еще хуже – за его спиной. Когда ты говоришь о человеке в его отсутствие то, что в лицо ему бы не сказал, это элементарное осуждение.

Давайте попроще. Это самокопание никакой пользы не принесет. Да, в монастырях популярно исповедание помыслов. А в чем им еще каяться, когда ты живешь в четырех стенах и знаешь только две дороги: в коровник и в храм? Тут реализовать даже нечего. Там более тонкая борьба идет. А мы давайте останемся в рамках поступков.

Если тебя прямо распирает от того, что ты хочешь реализовать, к этому греху у тебя больше предрасположенность, расскажи Господу Богу на исповеди, когда еще не реализован этот грех, а лучше дома помолись: «Господи, видишь, как мне хочется, но я сдерживаюсь. Помоги мне и дальше держаться». Пока грех не реализован, то и говорить не о чем.

– Мы говорили о волхвах, которые пришли к Ироду. Они выполняли какую-то роль субординации, что нужно было прийти к правителю. Видимо, это были не простые волхвы. Кто они были?

– Как мы читаем в Евангелии от Матфея, весь город возмутился. Не просто три человека пришли; может, двенадцать. Никто не знает наверняка – сколько. Они же пришли не одни. Ведь что такое прийти из Персии в Иерусалим? Сейчас сел на самолет – и через два часа в месте назначения. А там разбойники по дороге, надо верблюдов кормить, надо где-то ночевать. Огромная процессия пришла, целый караван. Сколько было волхвов, мы не знаем. Впервые Ориген предположил, если не ошибаюсь, что волхвов было трое, по количеству даров. Но Евангелие ничего не говорит о количестве волхвов, об их именах. Ориген называл имена одни, Беда Достопочтенный, живущий в VIII веке, называл имена другие. Именно они вошли, кстати, в жития святых и в рассказы о волхвах: Каспар, Валтасар и Мельхиор. Эти имена были придуманы в VII веке. Достаточно поздно.

Еще вопрос: куда ж они пришли? Если провести опрос, что вы скажете? «Батюшка, ну, в пещеру пришли». –  «Откуда вы знаете?» Икона Рождества: там пастухи, ангелы, пещера, Пресвятая Богородица, маленький Спаситель в яслях повитый, Иосиф задумчивый сидит, рядом с ним старичок... В этом старичке Церковь видит духа сомнения, самого дьявола, который нашептывает Иосифу, что надо Ее отпустить или камнями побить, «не от тебя родила». На иконе Рождества запечатлен этот момент. Еще Саломея на некоторых иконах изображается. Но это уже апокрифическая история, совершенно не из Евангелия. И изображаются три волхва, которые в пещере дают родившемуся Спасителю дары: золото, ладан и смирну. Золото как царю, ладан как священнослужителю, как Богу и смирну как человеку. В этом намек на Его богочеловечество. И мы говорим: «Конечно, в пещеру пришли». И в колядках так поется.

А давайте откроем Евангелие и посмотрим, куда же пришли волхвы и когда. Написано, что пришли они в икос, по-гречески значит «дом». Звезда, которая сначала была вполне себе естественным небесным явлением, в какой-то момент перестала быть явлением небесным и стала явлением чудесным. Никакие звезды над домом остановиться не могут. Посмотри на небо: допустим, Полярная звезда над каким домом находится? Она находится где угодно, над всем миром. Из Писания мы видим, что звезда остановилась непосредственно над домом, где находился ребенок с Марией.

– То есть это было какое-то физическое явление?

– Это было чудесное явление. Оно было непосредственно над домиком, где жило Святое семейство. Они вошли в этот дом и уже в доме дали все дары. Это было не в пещере. До того как они вошли в этот дом, прошло достаточно много времени. Младенцу было уже около двух лет. Уже успели совершить обрезание, дать Ему имя, сходить в Иерусалим, принести необходимые жертвы за грех и за то, что родился первенец мальчик. Это отдельная история.

Говорят, почему они принесли жертвы как бедная семья? Не овечку принесли, а клубицу. Почему они не могли дать дары, которые принесли им волхвы? Они же богатые были, там было золото. А все потому, что волхвы придут еще через много месяцев. Нечего было дать. Они были достаточно бедны. Симеон Богоприимец взял малыша на руки и произнес известную молитву: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром».

Вернулись они домой, и тогда пришли волхвы. Незадолго до того, как Ирод объявит тотальные репрессии над всеми младенцами до двух лет и младше. Мы видим, что максимальный возраст Спасителя на этот момент был два года. Не жили они в пещере Вифлеемской два года. Само Писание говорит, что волхвы пришли в икос. Двойных толкований тут быть не может. «Пещера» по-гречески звучит совсем иначе.

Узнав, что Ирод хочет убить ребенка, волхвы ушли другой дорогой, а Христос со Своими родителями отправился на некоторое время в Египет, где они прожили до того времени, пока не узнали, что Ирод умер. Узнав, что его сын Архелай правит в Иудее, «достойный» сын своего отца, направились в Назарет, Иудею Галилейскую. С этого времени Иисус наречется Назореем.

Там есть свои нюансы: то ли имеется в виду в ветхозаветном нравственном смысле как некоторый обет, данный человеком, который хочет свою жизнь посвятить Богу, то ли от местности, в которой Он будет дальше жить.

– Вопрос телезрительницы: «Какие святые видели Бога? Как понимать Бога?»

– Пророк Моисей, пророк Исайя, если говорить о самых достоверных сведениях, которые зафиксированы в  Ветхом Завете.

– Современники Христа. Наверное, это сотни людей. Как минимум пять тысяч.

– Побольше. Если говорить о Рождестве, и пастухи, и все эти персы, которые пришли с волхвами, и дальше, дальше. Все те, кто слушал Его Нагорную проповедь, и так далее. Да, Его видели многие. Но если говорить о Боге Отце, Его никтоже виде нигдеже, Его увидеть телесными очами невозможно... Моисей видел в виде несгораемого куста.

– Слышал голос.

– Да, слышал голос. То есть он видел некоторый образ – куст горел и не сгорал. Кстати, мы считаем этот куст прообразом Пресвятой Богородицы. Пророку Исайе Он тоже являлся чудесным образом – сначала в громе, молнии, землетрясении. В поражающих воображение явлениях явился. Но Исайя думал, что Он должен явиться именно в таких образах.

– Можно ли сказать, что Авраам тогда видел?

– Сейчас вернемся к Аврааму. Как явился Господь? В легком дыхании ветра. То есть Господь приходит в нашу жизнь незаметно, принося в нашу жизнь мир и тишину. Когда в душе смятение и ты хочешь принять какое-то решение, наверное, Бога в этом решении нет. А когда приходит какая-то тишина и спокойствие, значит, здесь Он есть. Можно еще с духовником поговорить. Но Бог всегда является в некой тишине, в легком дуновении ветра.

А что касается современных реалий, кажется, явление Троицы было преподобному Александру Свирскому. Опять же не так, как мы видим на запрещенных Всемирным Вселенским Собором иконах: Дух Святой в виде голубя, Спаситель в том виде, в котором видели Его современники, и Бог Отец в виде старца. Там как-то по-другому. Сергию Радонежскому было немножко другое явление.

– Ему Богородица явилась.

– Да. Александр Свирский, а больше я не помню наших отцов преподобных. По-моему, только он.

– Здесь надо просто провести какое-то исследование, вспомнить разные патерики.

– Я припоминаю – только он.

– Приведу такой случай. Кто-то из отцов в этом кресле рассказывал, что он всегда держит в кармане мелочь или какой-нибудь подарок, чтобы подать нищему. «Я всегда подаю нищему, потому что не знаю, в какой момент я подам Христу».

– Да, в любой момент.

– То есть надо быть готовым к тому, что Христос может явиться тебе именно в том случае, когда ты должен проявить милосердие. Мне кажется, здесь можно сказать, что Бог везде, и в какой-то момент жизни, когда мы не понимаем, что произошло, наверное, мы увидели Бога.

– Главный критерий оправдания на Страшном суде: помощь ближним. «Не сделали это голодному, холодному, находящемуся в больнице, в темнице, не сделали это и Мне. Всё, идите в огонь вечный». Ничего другого не говорится. Критерий очень простой.

Кстати, надо как-то закончить тему встречи с Богом. Мы видим Его каждый раз, причащаясь Его Тела и Крови. Это кредо нашей веры, нашей Церкви, это основа и фундамент. На причащении Тела и Крови Господа Бога нашего Иисуса Христа строится вся наша вера.

– Здесь происходит то, что мы называем обожением. Мы говорим об обожении.

– Да, именно так. Только мы почему-то считаем его одноразовым, однодневным. Вот сегодня я причастился, а завтра уже живу как попало. Сегодня я еще почитаю благодарственные молитвы, буду жить благочестиво, а завтра пойду на работу – и какое уж там благочестие?

Александр Шмеман советует читать благодарственные молитвы каждый день, помня, что ты причащался вчера, позавчера и  до сих пор хранишь в себе Бога, поэтому ты должен вести себя достойно. Такой очень важный момент. Поэтому каждый из нас встречается с Ним на каждой литургии, причащаясь Его Тела и Крови… А вопрос хороший. Так произошла у нас встреча с Ним или нет?

– Знаете, на самом деле этот вопрос часто провоцируется, потому что люди порой верят старцам. Они могут поговорить со старцем, он что-то им скажет – и вот она, живая сила. А Бог – это что-то таинственное. Люди говорят: «Туда сходите, там почувствуете». Но это чувство появляется не всегда, а людям порой нужно что-то живое, то, что можно потрогать. Поцеловал руку старцу – и все, благодать тебя осенила.

– Мне иногда даже жалко бедных архимандритов, монахов, которые вынуждены принимать от людей это некое сверхпочитание, не зная, как это остановить – слегка юродствуя, или даже сильно юродствуя, или уходя в другие монастыри. Потому что не они говорят, что они прозорливые, а люди так считают. Он говорит от своего опыта, из Писания, а многие люди почему-то думают, что этому батюшке Сам Господь открывает то, что он тебе сейчас говорит. Особенно если ты задаешь какой-то жизненный вопрос на исповеди под епитрахилью, тут уж точно благодать Божия действует...

Хочу всех предостеречь – так не работает. Если священник духовно богатый, если душа его очищена, то он чувствует твою душу и может дать тебе действительно правильный духоносный совет. Опять же исходя из своего опыта, а не потому, что Господь ему нашептывает ответ сейчас на ушко.

Поэтому мы ищем духовно опытных священников, действительно Старцев с большой буквы. Не таких, как бесноватая Ванга, знающих будущее, которого нет, а тех, кто действительно знает пути Божии, законы Божии, чувствует твою душу и знает, что тебе необходимо для жизни. Таких сейчас не так уж и много, но они есть.

Раз мы эту тему закрыли, я хочу призвать не искать старцев под каждым ковриком, в каждом монастыре, в Интернете или еще где-нибудь. Любой священник, который хорошо знает Писание, выучился в семинарии, в духовном учебном заведении, богобоязненный, молодой или уже в годах, даст вам достойный ответ на все ваши духовные вопросы. Я надеюсь на это.

– Вопрос в продолжение рождественских тем: «Почему первыми были пастухи?»

– Отцы (Златоуст, Феофилакт Болгарский) пишут: по простоте. Посмотрите на первую христианскую общину – это ведь очень простые люди, которых и за людей-то не считали. Если бы мы сейчас перенеслись в ту эпоху и посмотрели, кто эти первые христиане, мы бы просто ужаснулись. Это, собственно, те, с кем чаще всего говорил Христос, – мытари, блудницы, пьяницы, разбойники, казнокрады, полицаи.

И мытарь – это не сборщик налогов, не налоговый инспектор, это именно полицай. То есть это человек из своих, который собирал со своих деньги для враждебного иудеям оккупационного римского режима. То есть это не просто сборщик податей – это предатель, и есть исследования о том, как к ним относились. И Господь с ними.

Представьте себе, что в 1943 году Господь пришел в какую-нибудь деревню или город, где полицай, фашист от фашистов, смотрит, где партизаны, и кого-то сдает. И тут к ним приходит Господь и вместе с ними обедает. Его тоже распяли бы. Можете представить себе ненависть фарисеев, саддукеев, которые просто терпеть не могли этого святотатства – Господь пирует с блудницами,  негодяями?  Это только смерть. Вот такая грустная история.

Так вот, первые христиане действительно были очень простыми. Сам апостол Павел об этом пишет: «Немного среди вас знатных, умных, достойных, но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых». Мы видим, как много высокообразованных людей, интеллектуалов, интеллигенции, далеких от Церкви. А люди простые, на которых те смотрят свысока, всей душой со Христом.

Есть очень простой путь ко Христу – некоторая детскость не по уму. Апостол Павел пишет: «Не по уму будьте детьми, не по разуму, а по некой простоте сердечной по отношению ко всему миру». Самое простое, наверху лежащее объяснение, – отходчивость. Это то, чего нам не хватает в отношениях с детьми, с родителями, с мужем, с женой, с сотрудниками, коллегами по работе. Если кто-то нас обидел, мы можем десятки лет ходить с этим, дуться на человека и иметь злость в сердце, желать мести. И вот эта отходчивость – одна из самых прекрасных детских черт.

– Действительно, это очень важно, тем более что Рождество – такой детский праздник…Что-то есть в этом доброе, красивое, прекрасное.

– И те подарки, которые мы дарим детям на Новый год, – это дары волхвов, которые христиане всегда дарили своим детям на Рождество. Раньше, сто лет назад, календарный вопрос был немножко иной, и Новый год был после Рождества, но все равно акцент был на подарках на Рождество.

– Еще на святителя Николая.

– В том числе да. Святитель Николай и Рождество рядышком. Мы дарили подарки на святителя Николая, потому что помним его историю с подбрасыванием подарков – денежных мешочков семье, оказавшейся на грани нищеты, и мы помним дары волхвов. Кстати, почитайте «Дары волхвов» Генри – прекрасная рождественская история, притча.

– Будем готовиться к празднику Рождества Христова, и не только внешне, но и свой внутренний храм будем приводить в порядок.

– Да. Нужно, чтобы в эти дни Он родился и в нашей душе.

– Да, это важно, потому что праздник начинается в душе. Этот праздник почувствуется тогда, когда ты к этому будешь готов. А время есть, и будем к этому готовиться.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать