Беседы с батюшкой. Игумен Павел (Полуков)

21 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Сретенского монастыря игумен Павел (Полуков).

– Поздравляю Вас с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который священники в своих проповедях часто называют началом нашего спасения. Какую деталь Вы подчеркнули бы в значении этого праздника для нас сегодняшних?

– Для меня в этом празднике главное – молитва и сила веры. Иоаким и Анна молятся, просят фактически о невозможном и верят настолько сильно, что получают просимое. И не просто просимое, а от них рождается Богородица, Дева Мария, Которая потом скажет: Се бо, отныне ублажат Мя вси роди (то есть все народы будут ублажать). Действительно, молитва этих людей и их вера не были посрамлены.

В нашей жизни очень часто бывают безвыходные ситуации, когда, казалось бы, ниоткуда нет помощи. Может быть, мы по сравнению с Иоакимом и Анной более нетерпеливые, избалованные, привыкшие получать все и сразу. Вера и сила молитвы, наверное, современному человеку могли бы очень помочь в разных ситуациях его жизни.

– Мы помним, что праведные Иоаким и Анна были бесплодны. А в Израиле того времени это сильно порицалось обществом: это буквально показывало, что они прокляты Богом. Получается, что нельзя судить поверхностно о человеке?

– Да. На самом деле это были удивительно благочестивые люди, которые не согрешали пред Богом, постоянно были в храме, пребывали в молитве. И, тем не менее, они получали такое поношение (которое Господь с них потом снял).

Все бывает в нашей жизни. Часто человека обвиняют в том, чего он не делал. Мне, как священнику, часто приходится слышать на исповеди: «Батюшка, я этого не делал, а меня обвиняют, осуждают. Я не знаю, как доказать, что это не я». Господь всегда правду открывает. Конечно, что-то мы можем доказать, как-то защититься. Но иногда бывают ситуации, когда можно только помолиться, успокоиться и сказать: «Господи, Ты знаешь, что я этого не делал. Если Тебе нужно, покажи правду; если нет – дай мне сил немного потерпеть». Мне кажется, человек никогда не остается без ответа. Всегда будет показано, что он на самом деле прав.

– Молитва однозначно должна помочь в этой ситуации. Как еще можно принять, когда тебя порицают окружающие за то, в чем ты невиновен?

– Конечно, это непросто. Мы все хотим казаться другим хорошими. Даже если нас обвиняют за дело, нам от этого не очень хорошо. Если мы люди верующие, нам помогает Священное Писание, праздники Церкви (в том числе сегодняшний: пример Иоакима и Анны). Вместе с тем очень важно, как мне кажется, дать Богу возможность действовать. Само понимание этого вместе с молитвой дает нам силы.

– Да, когда принимаешь волю Божию и говоришь: «Господи, делай с моей жизнью все так, как Ты считаешь нужным», порой такие результаты потом появляются...

– Хотя это непросто. Но когда мы к этому приходим (пусть мучительно и не сразу), это тоже опыт. Он помогает нам в следующей ситуации вспомнить: «В прошлый раз было так, и Господь меня не посрамил. Значит, и в этот раз я постараюсь положиться на Бога и не лезть на рожон».

– Наверное, хочется держать жизнь под собственным контролем. Как выпустить ее из-под своего контроля и предать Богу?

– Мы ведь разные: у всех нас разный темперамент, опыт, возраст. Нужно получать тот опыт, о котором я только что говорил; учиться и на примере святых отцов. Что нам помогает? Чтение книг наших предшественников и современников. Сейчас актуально чтение о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Мы знаем, как необыкновенно тяжело им было: у них порой и выбора даже не было, принять или не принять волю Божию. Они вспоминают, что лучшее время их жизни было в лагерях. Это удивительно, и нам сейчас этого не понять. А они нам своим опытом это показали.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Сколько сейчас семей пытаются зачать ребенка... Что только не делают: по монастырям ездят, к чудотворным иконам прикладываются, к врачам обращаются – ничего не получается. И вдруг у них рождается ребенок, а мать добровольно отдает его в чужие руки. Это еще хуже, чем вообще не иметь ребенка. Кто это может делать?»

– Наверное, телезритель имеет в виду историю сегодняшнего праздника, когда через некоторое время после рождения Марию отдали на воспитание в храм. Но что здесь нужно иметь в виду? Во-первых, престарелый возраст Иоакима и Анны. Во-вторых, нужно понимать, что эти люди были благочестивы. Они получили чудо от Бога и приняли это решение не после рождения Марии. По преданию, Иоаким, когда молился с пастухами в горах, обещал Богу: если откровение, полученное им от ангела, будет исполнено, то он посвятит ребенка Богу. В его глазах это не было трагедией и сложным решением. Наоборот, он понимал свою причастность к посвящению ребенка Богу. Ведь Иоаким был верующим человеком. Он понимал и принимал обетование Божие. Для родителей это было радостью. Конечно, мы можем предположить (мы не всё знаем из Предания), что они потом виделись с дочерью (на это не было запретов).

– На все Богородичные праздники читается отрывок из Евангелия о Марфе и Марии. Почему именно это чтение выбрано для праздников Пресвятой Богородицы?

– Мы помним, как трудилась Марфа, может быть, даже уставала, не получая помощи сестры. И насколько внимательно, оставив, казалось бы, необходимые заботы о гостях, Мария слушала слова Спасителя. Ведь это имеет прямое отношение к Богородице. Мы говорим о том, как мало мы видим Ее в Евангелии. Как говорят многие толкователи, Матерь Божия действительно находилась как бы в тени. Но одновременно мы знаем, что разные события из жизни Спасителя, как повествует само Евангелие, Она сохраняла… в сердце Своем, то есть Она их понимала и хранила. Скромное предстояние Богородицы, принимающей участие в жизни Иисуса Христа, имеет отношение к этому евангельскому отрывку.

– Марфа в этом отрывке часто понимается как деятельная сторона служения в Церкви. Недавно Вы вернулись с одного из таких служений – из археологической экспедиции в Херсонесе. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– Это была очень интересная археологическая экспедиция проекта «Волонтеры наследия». Мы знаем, что Святейший Патриарх Кирилл призывает Церковь заниматься молодежью, уделять ей много внимания, поскольку это наше будущее.

Формы молодежного служения многообразны. Бывает, сложно просто говорить проповеди или читать лекции, встречаться в храме с молодежью. И под кураторством Патриаршего совета по культуре, председателем которого является митрополит Псковский и Порховский Тихон, была создана программа «Волонтеры наследия», в рамках которой посылаются группы молодежи от 18 до 35 лет (и воцерковленные, и обычные студенты) на археологические раскопки. В нашей смене принимали участие даже три семинариста.

Суть этого проекта в том, чтобы погрузиться в атмосферу древнего города Херсонеса, где святой равноапостольный князь Владимир принял крещение. Вместе с тем это миссионерский проект, поскольку в нем принимают участие также священнослужители. Происходит погружение в историю христианства и общение людей между собой.

В планах двухнедельной смены есть ночные литургии на раскопках. Мы ночью служим Божественную литургию на развалинах храма X века и приглашаем всех желающих. Многие вообще первый раз были на литургии. Были те, кто в первый раз исповедовался и принял Святое Причастие. Были те, что, наблюдая за священниками и воцерковленной молодежью, задавали вопросы. Одна девушка (реставратор по образованию) даже сказала, что до приезда сюда у нее не было мыслей о Боге; она считала себя неверующей. Но у нее стали появляться мысли и вопросы, когда она находилась в этой обстановке. Она эти вопросы задавала, мы пригласили ее на литургию и продолжаем с ней взаимодействие.

Наши волонтеры действительно помогали в раскопках в южном пригороде Херсонеса. Было очень интересно. Эти две недели оставили глубокий след во всех участниках: они столько нового обрели в общении с православными, столько нового узнали об истории христианства, древности, что, мне кажется, это по-настоящему миссионерский проект.

Священники принимали участие в раскопках и работали наравне с другими, а невоцерковленные люди видели это. Может быть, в их понятии священники – это небожители, и вдруг они увидели батюшку, который работает с киркой, лопатой, сидит вместе с ними вечером у костра. Это произвело большое впечатление на многих.

– Молодежное служение похоже на деятельное служение Марфы. Почему же Господь в праздничном Евангелии в честь Богородичного праздника говорит, что Мария же избрала благую часть? Получается, что деятельность Марфы как бы принижается?

– На самом деле не так уж принижается. Мы знаем, что Марфа во время воскрешения Лазаря сказала достаточно серьезные вещи. Она исповедала Иисуса Христа Сыном Божиим, проявила очень большую веру, несмотря на то, что, может быть, не так часто участвовала при разговорах Спасителя. Она имела очень крепкую веру и, можно сказать,  даже и богословствовала перед воскрешением Лазаря.

Мне кажется, это не принижение, а просто понимание: пока Спаситель на земле, важно, чтобы ловилось каждое Его слово, движение. Но вместе с тем и служение всегда было: и во времена Христа, и в апостольские времена. Мы знаем Тавифу, женщин и мужчин, которые служили своим имением Церкви. Деятельное служение, если оно идет вместе со слышанием и несением слова Божия, наверное, дает наиболее полный эффект.

У нас была мысль, что мы, как священники, можем приходить вечером к костру и разговаривать с молодыми людьми, отвечать на вопросы, что-то рассказывать. Там был прекрасный батюшка из Пскова – отец Андрей, он предложил поработать вместе с ними. И мы тоже что-то делали, хотя от нас этого, может быть, и не требовалось. Мне кажется, это здорово. Сегодняшнее служение в больницах, приютах, среди инвалидов – это же деятельное служение Церкви. Но тот, кто ищет деятельного служения как православный социальный работник, конечно, подпитывается от Евангелия, от слышания слова Божьего.

– Сегодняшнее евангельское чтение как раз заканчивается словами: блаженны слышащие слово Божие и хранящие его. Только вопрос. Почему, когда кто-то из народа кричит: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие (то есть блаженна Богородица), Христос говорит, что более блаженны те, кто слышит слово Божье? Неужели можно быть блаженнее Богородицы?

– Толкователи этого места Евангелия согласно говорят, что Господь здесь отнюдь не принижает Божию Матерь и значение Ее служения. Евангелист подчеркивает в этом месте именно значение того, что нужно слушать эти слова и воспроизводить это на деле.

– Вопрос телезрителя: «Православной христианке лучше стараться подражать Пресвятой Богородице или Господу Иисусу Христу?»

– Мы, христиане, учимся у Господа нашего Иисуса Христа. Но ведь Богородица тоже  была направлена на Христа, Своего Сына, на слушание Его и на дальнейшие апостольские труды. В каких-то основных моментах подражание Богородице для православной девушки – это хорошо.

– Еще один вопрос  телезрителя: «У меня несколько дней назад замироточила маленькая домашняя икона Божией Матери. Что это может быть? К чему это? Может, Господь хочет мне этим что-то сказать?»

– Может, да, а может, и нет. Такие вещи сложно на расстоянии обсудить. Многие отцы Церкви, духовники всегда говорят через свой опыт, что с такими явлениями нужно быть крайне осторожным. Иногда мы не понимаем, что происходит. Иногда по своей восприимчивости обычную вещь можем принять за проявление какого-то чуда. Был случай, когда в одном храме пожилые женщины меня позвали: «Батюшка, смотрите, икона апостола мироточит». А это просто был перепад температур, и образовалась обычная испарина. Никакого чуда здесь не было, кроме обычного физического явления.

Но мы знаем, что такие вещи случаются. Обычно говорят, что в любом случае такие проявления должны служить к покаянию; в изначальном смысле этого слова – к изменению. Если Вы хотите в чем-то удостовериться, наверное, Вам лучше приходскому священнику показать эту икону и получить от него какой-то ответ и консультацию.

– А прихожанки, которым показалось, что мироточит икона, разуверились после этого в чем-нибудь?

– Они не разуверились, но им было трудно это принять. Человеческий разум иногда хочет чуда, какого-то сверхъестественного доказательства. Хотя понятно, что для нас духовный опыт прежде всего не в этом, а в подлинном общении с Богом. У каждого он свой, хотя и не настолько разнообразный. Если мы возьмем христиан – обычных людей или подвижников разных веков, народов, уровня образования и состояния – духовный опыт у них более-менее одинаковый, потому что един Дух Святой, Который действует в них.

– Иоаким и Анна, будучи уже в преклонных летах, все равно мечтали о ребенке. Они искали чуда?

– Есть такое понятие «дерзновенная молитва». Я думаю, что за пятьдесят лет совместной жизни, о которых говорит предание, они молились и просили ребенка. Наверное, будучи верующими людьми (Иоаким был из рода Давидова, а Анна – из первосвященнического рода), они молились об этом, но момент укорения, когда первосвященник не принял их жертву, сподвигнул их на ту молитву, которая в духовной практике называется дерзостной. Это когда мы можем о чем-то помолиться с дерзостью не в плане неуважения и непочтения к Богу, а именно прося чего-то сверхъестественного.

– Вопрос телезрительницы из Ростовской области: «Существует ли такая молитва: я великая грешница, каюсь, каюсь в своих грехах? Нужно ли креститься при этом и когда?»

 – Это своя молитва из глубины сердца. Она не относится к молитвам из молитвослова, но если Вы произносите ее не как заговор, а как обращение к истинному Живому Богу с желанием прощения и исправления, то это хорошая краткая молитва. Можно и креститься, это совершенно не возбраняется.

– Первый раз услышал о такой молитве, даже не сразу понял, что она была именно в вопросе. А какую цель преследует такая молитва? Она не обращена к Богу, в ней нет слов о покаянии, просто констатация факта.

– Нет, признание себя грешником – это уже обращение к Богу. Молитва – это обращение к Богу. Женщина обращается к Богу, говоря, что грешна. Настоящая молитва – в предстоянии, и слова молитвы – это ключик, который открывает это предстояние, дает дорогу. И если человек в сокрушении сердца говорит, то это молитва.

– По преданию, праведному Иоакиму явился ангел, который и благовестил о рождении у него дочери. Как Иоаким понял, что это знамение истинное, не иллюзия, не прелесть?

– В предании нет того, что он как-то проверил слова ангела. Может быть, это сила молитвы и какое-то его молитвенное состояние… Мы знаем, что ангел явился и ему, и Анне, причем в разных местах. Наверное, сейчас для нас доказательство того, что это был ангел, – исполнение этого обетования. И у Иоакима, наверное, какая-то уверенность была. Что касается нас, то есть общее правило. Если вы увидите свет от иконы, ангела, безопаснее не обращать на это внимание. Если нужно, то Господь всегда даст понять, истинно ли это.

Помните случай с Казанской иконой Божией Матери? Этой девочке Матерь Божия являлась не один раз. Поначалу от слов девочки отмахивались. Город сгорел, все непросто и неспокойно, а тут девочке Божия Матерь явилась. До трех раз фактически не принимали ее свидетельство. И только с третьего раза послушали, покопались на этом пепелище и обрели икону Казанской Божией Матери. Поэтому, если вдруг мне ангел предстанет, я скорее всего закрою глаза и буду молиться, чтобы это явление исчезло. Это будет в рамках святоотеческого духа.

– Есть вопрос телезрителя в WhatsApp: «Как правильно читать утреннее и вечернее правило? Несколько молитв, которые знаю наизусть, или все правило с помощью молитвослова?»

– Совершенно разный может быть подход. Может быть, у Вас есть священник, которому Вы исповедуетесь, и он так советует. Понятно, что составленное молитвенное правило дано как канва, образец, как молиться, о чем молиться, о чем просить в первую очередь, о чем – во вторую, что сначала должно быть покаяние, благодарение, а потом только просьба. Хотя эти молитвы, если действительно в них погружаться, очень сильные,  ими можно молиться всю жизнь. Но иногда не хватает времени, внимания, просто мысль улетает. И здесь советы самые разные. Можно прочитать несколько молитв, можно их чередовать. А если понимаешь, что не получаешь пользы, возьми что-то другое в этот вечер, просто замени чтением какого-то интересного нравственного рассказа и под впечатлением от этого рассказа засыпай – это тоже правило. Хотя с экрана сложно такие советы давать, не зная человека. Но такой подход действительно есть: можно каким-то образом правило изменять, но лучше это делать с совета духовника или опытных духовных людей.

– В Вашей жизни есть какие-то истории, связанные с этим праздником?

– У моей бабушки, покойной Елизаветы Никифоровны, день рождения под праздник Рождества Пресвятой Богородицы. И именно она учила меня первым молитвам, водила в храм. Когда я уже стал сам воцерковляться, Рождество Пресвятой Богородицы связывалось с этим.

Но еще один очень интересный момент – это храм Рождества Пресвятой Богородицы села Никольского Астраханской области, который в свое время меня поразил. Это удивительный храм. Начнем с того, что это самый большой в Поволжье храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, один из крупнейших храмов России. Причем он стоит фактически среди полупустынь недалеко от Волги. Храм удивительной судьбы, его не разрушили. Председатель сельсовета, который вроде бы должен был поддержать решение властей, будучи верующим человеком, пошел на такую хитрость – предложил использовать его как зернохранилище, но не потому, что не было иного места, а потому, что хотел так сохранить храм. К сожалению, его через какое-то время репрессировали, но храм сохранился.

Когда немцы бомбили волжскую переправу, по которой по Волге шла бакинская нефть – топливо к осажденному Сталинграду,  два снаряда попали в этот храм. Они не разорвались, но нашли их достаточно поздно, уже в 80–90-е годы. В 90-е годы в составе туристической иностранной группы на Волге был пожилой немец, воин вермахта. Он сказал, что он был в числе летчиков, которые бомбили переправу возле этого села. Конечно, нельзя было не заметить огромный храм. И он увидел Мадонну, Которая Своими руками закрывала храм. Удивительное свидетельство через несколько десятков лет из уст пожилого немца.

Удивительные священники были в этом храме. Отец Паисий, который преставился в 2003 году, – мудрый, цельный человек великой и дерзновенной веры. Протоиерей Александр Максимов вместе с матушкой Еленой создали там детский дом. Это были 90-е годы, сельская местность, сложная обстановка, стали появляться брошенные детишки. И первую девочку просто привели в этот храм. Так родился замечательный детский дом. Для меня праздник Рождества Богородицы тоже связан с этим местом.

– Богородица воистину сохранила храм в честь Своего имени.

– Да, и более того, в этот храм была принесена из разрушенного, находящегося раньше по соседству в Зубовке Воскресенско-Мироносицкого монастыря икона «Нерушимая стена», копия мозаичной иконы Храма Святой Софии в Киеве. И уже в наше время, в нулевые годы, от этой иконы было чудо слезотечения. Причем священник отнесся к этому очень осторожно, не стал предавать это огласке,  мало ли что это может быть. Это очень хороший, благоговейный батюшка. Я присутствовал там во время вечерней службы. В пламени свечи эта слеза двигается, это не просто бороздка. Мы не ищем ощущений, но тем не менее чувство того, что благодать от Божией Матери через эту икону передается, безусловно, было.

– Вы сказали: «Мы не ищем ощущений». Что это значит?

– Святые отцы призывают не искать каких-то ощущений и чувств в молитве. Просто молиться, обращаясь к Богу. Мы иногда думаем, что должно быть ощущение радости, ищем чувственного. Это ошибка. Я как-то спросил у одного афонского монаха: «Вы здесь молитесь, очень долго пребываете, у Вас такие большие службы. Скажи, что ты чувствуешь? Какие проявления Божией благодати?» Он ответил очень просто (даже удивился моему вопросу): «Знаете, если хорошо помолишься, то ощущение мира на душе». Не что-то через край, не какие-то эмоции, восторги, а ощущение мира на душе. Вроде бы просто, но, согласитесь, нам этого не хватает.

– Да, мне кажется, что очень многие идут в церковь как раз в поисках этого самого мира в душе, и Церковь именно этим помогает людям.

– Это наша основная задача – направить человека, научить, подвести к Богу. А если Бог касается души человека, то мир в душе проявляется.

– Наверное, можно обрести его в таинствах.

– В исповеди, причастии, личной молитве, в творении добрых дел. У меня появился такой образ: всё, что мы предлагаем в Церкви, чему учим, все наши богослужения, посты, таинства – это рука Бога человеку. Таинства, которые установил Иисус Христос, понятие молитвы, соприкосновение с чем-то сакральным дают человеку мир в душе, изменение и какой-то другой взгляд на то, что его окружает. Это очень важно.

– У нас есть вопрос в WhatsApp: «Правда ли, что за грех магии расплата идет шесть лет? Я уже раскаялась, исповедалась в страшном грехе, но до сих пор мучают бесы, наверное. Неужели шесть лет Бог не простит? Или это навсегда?»

– Я не думаю, что есть такой канон. В Древней Церкви эти цифры были больше в плане отлучения от Причастия человека, который занимался этим. Но в настоящее время не существует таких цифр. Ведь очень важно покаяние и изменение человека и то, что он от этого занятия отходит. Конечно, иногда какой-то шлейф тянется. Как показывает практика, человеку бывает трудно окончательно преодолеть все последствия этого греха. Но мы знаем, что действует Бог. И для Бога препятствий нет, если человек искренне раскаялся, обратился к Богу и не возвращается на этот путь. Наверное, понятие шестилетней расплаты не должно существовать, потому что это противоречит любви Божией и могуществу Божию.

– Интересно пишет телезрительница: «До сих пор мучают бесы, наверное». Вопрос содержится и в слове «наверное» тоже. Как избавиться от этих ощущений?

– Сложно сказать, что человек под этим понимает. Что значит «мучают бесы»? Это же очень субъективно. Какой  был опыт? Как долго человек был в соприкосновении с этими силами, занимался этим? Как покаялся? Где  ходит к священнику? И что воспринимает как беса? Я твердо уверен, что, обращаясь к Богу, человек все-таки потихонечку способен от этого избавиться. Может быть, дерзновенной молитвой. Может, более усиленными какими-то вещами из церковной практики, которые мы знаем.

– Есть еще такой вопрос телезрителя: «Подскажите, пожалуйста, как христианину молиться за мусульманина?»

– У меня только сегодня был такой вопрос от моего друга. Я как-то рассказывал, что я уроженец юга России – Астрахани. У нас смешанное население. И только сегодня молодой парень просил меня молиться. Его друг в тяжелом состоянии в реанимации. Конечно, можем и должны помолиться. Молимся немного по-другому, в том плане, что не говорим о таинствах Евхаристии, но молиться за создание Божие, за друга мы можем.

Этому парню я посоветовал, кроме обычной молитвы, почитать Псалтирь без молитв о здравии и упокоении. Еще в моей жизни был такой момент, когда я уже был священник. Ко мне пришла девушка, с которой мы вместе учились в вузе, она была в очень тяжелом состоянии. Она мусульманка по рождению, сказала: «Мне некуда сейчас идти, я просто знаю, что ты священник. Мне очень тяжело в семье, у меня есть дочь, просто нет уже никаких сил». Я дал ей стульчик, посадил перед иконой Феодоровской Божией Матери и сказал: «Ты мать, и Она Мать, Она тебя поймет. Помолись, как можешь». Она помолилась как могла, и были чудесные последствия этой молитвы как свидетельство для мусульманки помощи Божией от Пресвятой Богородицы.

– Мы заканчиваем нашу программу снова воспоминанием о Пресвятой Богородице. В заключение прошу Вас что-то пожелать нашим телезрителям, дать им какое-то напутствие.

– Любите Божию Матерь. Для меня всегда замечателен пример афонских монахов. Они имеют дерзновение называть Ее Мамой. Пусть для каждого из нас Матерь Божия будет Мамой – настоящей, любящей, защищающей и учащей.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​