Беседы с батюшкой. Священник Стахий Колотвин

20 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Батюшка, у нас сейчас столько праздников огромное количество! Вот мы отпраздновали день святителя Николая. Скоро будет память Спиридона Тримифунтского и Амвросия Медиоланского. У нас это большие святые, особенно почитаемые в нашем народе, с ними связано много разных историй, чудес. Святитель Спиридон является покровителем тех людей, у кого проблемы с жильем. Вроде это святые южных краев, Греции, а такие русские, родные. Почему так сложилось? Может, в этом и есть суть православия?

– Действительно. Я бы особое внимание уделил святителю Амвросию. Амвросий Медиоланский не так знаком, хотя все люди, которые давно ходят в храм, знают его замечательную песнь «Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем». Это одно из самых замечательных поэтических произведений православного мира. Тем не менее это святой Западной Церкви, поэтому может быть некоторое подозрение, ведь литургию Амвросия Медиоланского используют как одну из католических литургий.

– А «Медиоланский» значит «Миланский»?

– Да. На самом деле варварские племена волной захлестнули Западную Римскую империю, оставив неприкосновенной только ее восточную часть – ту самую, которая продолжила существование как Византия. Византийцы не знали, что они – византийцы. Сами себя они считали римлянами, просто жителями восточной части Римской империи. А на западную часть приходили волны варваров – причем была даже не одна волна, а вторая, третья. Новые завоеватели, конечно, использовали те названия городов, которые были, но старались их упростить. Название города «Медиолан» было долго говорить варварам, которые оседали, смешивались с местным населением, приобщались к местной культуре, но уже на более простом уровне. Они стали называть город не Медиолан, а, как говорят современные итальянцы, Милано.

И когда говорят слово «Милан», сначала надо вспомнить того, кто был и до модного шоппинга, и до футбола, – святителя Амвросия. Несмотря на то, что он жил в Западной Церкви, это, безусловно, наш православный святой, он действительно был защитником православной веры. Причем нам кажется, что православный Восток – хранитель православия, а там, на Западе, – какие-то еретики! Не всегда так было. Наоборот, на Востоке были очень сильны арианские гонения. Император Константин не очень разбирался в этом – собрал Первый Вселенский Собор. У императора Константина Великого, при ком закончились гонения на Православную Церковь, был духовник-арианин – Евсевий Никомедийский. Он к нему не прислушивался до конца, говорил: «Я сам разберусь».

 И вот съехались святитель Николай, чью память мы вчера праздновали, святитель Спиридон с Кипра (не с Корфу, где его мощи почивают; иногда у людей возникает  путаница – им кажется, что святитель Спиридон подвизался на Корфу, хотя он ни разу в жизни там не был, и только спустя сотни лет его мощи оказались на этом острове), также епископы Западной Церкви. Более того, Первый Вселенский Собор возглавлял не Николай или Спиридон, а святитель Осия Кордувийский. Он был епископом в городе Кордоба – это знаменитый город на юге Испании, где долгие века потом владычествовали арабы. Там много памятников арабской архитектуры, даже главный собор Мескита – бывшая арабская мечеть. И вот мы видим единство православного мира, и председатель этого единого православного мира – западный епископ, святитель Осия.

На западе Римской империи образовательный уровень потихоньку падал, а на Востоке – в Александрии, Антиохии – наоборот, происходил расцвет учености. Но порой даже люди менее образованные могут меньше заблуждаться в чем-либо. Святитель Амвросий был очень образованный человек, подготовленный к гражданской службе, чиновник, мэр города, как мы бы сейчас сказали. Ариане стали поднимать голову под влиянием императора, сына Константина Великого, который уже был арианином. Он устраивает гонения на Православную Церковь. Святитель Афанасий Великий, епископ Александрийский, вынужден был бежать. Сначала он бежит в западную часть империи, там спасается. Потом – в пустыню, и позже его отправляют в ссылку.

На западе империи тоже не все так просто. Что такое Милан? Надо помнить, что в Римской империи на протяжении веков Рим, по сути, не был столицей, потому что он очень далеко от всех фронтов. Римская империя вначале расширялась, но потом стали наступать варвары, и императору потребовалось быть поближе к границам. Причем даже не потому, что без него на границе не справятся: просто какой-нибудь победоносный полководец на границе провозгласит себя императором, а пока ты в Риме об этом узнаешь, уже все твои легионы на его сторону перейдут. Поэтому многие императоры правили из Милана. Это был город «номер два»  после Рима. Если в восточной части еще была какая-то более широкая конкуренция – Антиохия, Александрия, Константинополь, только основанный, то на Западе Рим уже «списали»: император Константин в борьбе с язычеством старался лишить город каких-то потоков, влияний, увозил оттуда сенаторов. Милан действительно выходил на первую роль.

Однако после смерти очередного православного епископа ариане пытались продвинуть своего епископа. Никто не мог им бросить вызов, потому что все священники или даже монахи, которые служили в Милане и могли бы стать епископами, либо боялись за свою жизнь, не хотели отправиться в ссылку, либо (может, они по гордости и готовы были) были необразованными, малограмотными, не могли никого за собой повести. Как раз поэтому Амвросий Медиоланский, который вовсе не собирался ни священником становиться, ни тем более епископом, а был гражданским чиновником (но при этом– настоящим верующим христианином, хранил себя в чистоте), стал епископом и при этом даже не стеснялся бросать вызов императору, причем не только по теме ереси.

Когда было знаменитое восстание и статуи императора были низвергнуты, а это считалось оскорблением императорского величия, то мы помним, что Амвросий увещевал императора и все-таки уговорил его не устраивать репрессий против восставших. «Им тяжело, они же восстание подняли почему? Потому, что нет денег заплатить налоги. Они не от хорошей жизни, не с жиру бесятся, нет. Люди действительно страдают. Если ты император, то должен быть им как отец любящий. Это твои дети, которые, может, ошиблись». В том числе благодаря таким шагам в империи утверждался мир и была возможность и у Византии, и у единой Римской империи как-то противостоять варварским нашествиям. Как мы помним, после смерти Амвросия Медиоланского до крушения Западной Римской империи прошло совсем немного времени.

Святитель Амвросий был человек очень ученый, он еще писал труды. Если обернуться на пятнадцать лет назад, то на русском языке, кроме знаменитого гимна, ничего из трудов святителя Амвросия нельзя было найти. Я когда учился на отделении древнехристианской письменности в Свято-Тихоновском университете, на богословском факультете был предмет святоотеческая латынь, и нам давали задания. Чтобы мы дома не могли посмотреть перевод, нам давали читать святителя Амвросия, многие другие святые отцы были переведены на русский язык до революции, поэтому ленивый студент, вместо того чтобы переводить самостоятельно, мог брать уже сделанный русский перевод и пытаться из него что-то изобразить. А тут самому приходится сидеть и разбирать мысли, значение слов святителя на основе грамматических конструкций, чтобы не пропустить суть богословского рассуждения, поучения, пастырского наставления.

Ближе к моему выпуску Свято-Тихоновским университетом совместно с Амвросианской библиотекой, главной библиотекой Милана, посвященной святителю Амвросию, было принято решение переводить его труды, памятуя о его книжности и учености. Он при жизни собирал библиотеку не только христианских, но и языческих авторов, не потому, что они учили язычеству, а потому, что это были ученые, они могли дать что-то народному просвещению. С тех пор последние пятнадцать лет труды переводятся, почти Полное собрание сочинений святителя Амвросия доступно. Его можно найти, почитать –даже тем, кому, например, тяжело читать Иоанна Златоуста. Иоанн Златоуст писал сухо, риторически, эти речи были для публичного выступления; можно сказать, старой школы.

Причем уже во времена Иоанна Златоуста так не говорили, он ориентировался на более древние образцы, но перевели их в ХIХ веке и на немного устаревший для нашего времени язык. Старались перевести, можно сказать, пафосно – как бы говорил такой великий святитель. В итоге открываешь Иоанна Златоуста – вроде интересная мысль, а слог тяжеловесный; слог перевода, а не Иоанна Златоуста. А потом гонения, двадцатый век – не до перевода. А сейчас зачем Иоанна Златоуста переводить, когда многие святые отцы не переведены?

Так вот, даже если ты боишься читать святых отцов, а тебе хочется что-то прочитать, чтобы было ясно, понятно, спокойно, то берешь святителя Амвросия и читаешь его. Он действительно легко читается, живо, потому что, несмотря на свою ученость, он всегда работал с населением, ему нужно было простым людям, которые неграмотные, объяснять какие-то вещи: в том числе почему им надо выбрать православие, а не арианство, например.

– Ведь он был очень большим проповедником, да?

– Да, конечно, это его дар.

Вопрос телезрителя: «В Евангелии есть понятие: нет ничего тайного, что не стало бы явным. А у апостола Луки: то, что вы говорили в комнате наедине, будет проповедано во всеуслышание. Получается, интимный разговор мужа с женой в комнате наедине тоже будет проповедан во всеуслышание? Кому это надо, кроме сплетников? Есть ли какие-то этические ограничения тайного?»

– Очень хороший вопрос, самое главное – многоступенчатый. Как любое слово Христа, которое открывается постепенно: есть прямое толкование, потом все более и более глубокое. Спасибо за вопрос.

Поскольку мы все-таки православные и Дух Святой открывает истинную полноту Библии Святой Православной Церкви, то, конечно, нам здесь очень важно разобраться. Самое первое, главное толкование: Господь говорит о Своем Втором славном и всехвальном Пришествии. Тебе кажется, что никто ничего не знает, многие люди даже говорят: ну, какие-то блудные грехи... Люди поблудили, никому ничего злого не сделали, и даже никто об этом не узнал, никто этим не смутился. Но нет! Ты своей душе навредил, на Страшном Суде все равно все откроется. Вроде кажется: что-то сказал, за спиной осудил человека... Все равно все откроется. Всякое евангельское слово является профилактикой греха, потому православному человеку важно все-таки открывать Библию и читать, потому что это реальная инструкция, как греха избежать и в Царствие Небесное попасть.

Ты понимаешь, что всякий грех (даже если о нем никто ничего не знает, но ты все равно сказал что-то греховное) на Страшном Суде станет известен. А как же сплетники? Надо понимать: на Страшном Суде нам будет не до того, чтобы слушать, кто что сделал. Люди грешные и я, как человек грешный, наверняка будут трепетать на Страшном Суде. Мне будет совершенно неинтересно, кто что греховного сказал. Я буду слышать только о своих грехах, сгорать от стыда и надеяться только на милосердие Божие, молитвы церковные; что, может, Господь что-то доброе, вечное и в моей душе найдет. Потому что Господь все-таки каждого из нас любит.

Людям абсолютно праведной и святой жизни даже не захочется  это слушать: они будут настолько рады, что воскресли и видят воскресшего Христа… Когда воспитанный, интеллигентный человек идет сквозь ругань – это проходит мимо него. Пролетело и не задело. Он прошел чистый, потому что он в молитве, воспитании, которое ему дали родители, – это его никак не осквернило. Точно так же и праведники на Страшном Суде. Каждое евангельское слово личное для каждого человека, не просто для окружающих и сплетников – для нас самих.

Помимо толкования относительно последних времен, нам очень важно смотреть на некоторые современные аналогии. В частности, мы видим некоторые негативные моменты: люди берут тайные вещи и начинают ими хвастаться, в том числе своими добрыми делами. Об этом Господь говорит отдельно: пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3).

– Частная жизнь сейчас идет напоказ.

–  Особенно это касается соцсетей. Я сам веду соцсети, у меня  множество подписчиков. Кто-то спрашивает: почему ты выложил фотографии с детьми? Я говорю: а что такого?

– Сглазят, батюшка, сглазят.

– Бывает, люди, когда у них родился ребенок, не выкладывают фотографии в начале его жизни. А если выкладывают – ставят значок, чтобы лица не было видно. Это, конечно, чепуха.

– Это их личное дело, в принципе.

– Конечно, но это просто суеверие. Что для нас важно? Как Господь говорит в другом месте: не метать бисер перед свиньями. Есть что-то важное, личное, а есть то, что ты сам открываешь каждому встречному. Когда говоришь что-то важное, личное, от души для широкой аудитории – людей это располагает больше, чем если ты скажешь официальный текст. Это видно по реакции, когда что-то опубликую. Есть моя личная реакция, переживания, надрыв сердца; переживание в том числе о детях, в каком мире они будут расти – не только абстрактные, но мои собственные маленькие детки – и как греховный мир вокруг них будет на них влиять. Конечно, это отзывается.

Раньше, когда ты выплескивал свои страсти, гнев, раздражение, то посудачил с друзьями у кого-то за спиной, перемыл кому-то кости – и все, закончилось. А теперь это идет, и все соцсети заполняются негативом. Этот негатив, как и любые сплетни, очень приятно слушать, это греховное удовольствие. Грех в итоге, как зараза, распространяется, надо быть очень аккуратным. В том числе есть и другая крайность: человек в соцсетях ничего не публикует, потому что он настолько «молодец», что не позволяет простым людям знать, что у него происходит. Вроде бы ровно противоположное, но за этим стоит та же самая гордость, просто другого характера.

Мы должны понимать: все равно ничего тайного не произойдет. Господь говорит такие вещи, которые актуальны для слушателя прямо в тот момент, когда Он это говорит. Апостолы проповедуют, Господь проповедует – и никто не знает. Пока Господь делал чудеса – за Ним ходили тысячи людей. А как сказал, что не будет бороться за власть, не будет сейчас царем в Иерусалиме, многие из учеников оставили Его и уже не ходили за Ним. Чтобы утешить апостолов и тех учеников, которые Ему преданы, которые говорят: Царствие Небесное приближается, почему люди об этом не узнают? – Он говорит им: не бойтесь, Я сейчас вам говорю тайно.

Самые проникновенные слова Спасителя – на Тайной Вечере. Когда в Великий Четверг читаешь слова из Евангелия от Иоанна о Тайной Вечере, очень длинные наставления, – видно, как переживает Богочеловек Христос, как Он по-человечески перед страданиями пытается сказать самое важное. Апостолы пытаются понять, но не до конца понимают, что же происходит. Все это на самом деле тот богослужебный момент, когда мурашки по коже, волосы дыбом встают – настолько это важно. Это говорилось, когда не слышали даже мироносицы: те самые мироносицы, которые пришли и первые увидели, что Христос воскрес, в отличие от апостолов, разбежавшихся, предавших Христа. Они этих слов еще не слышали. Слышали только апостолы: 12 человек, один из которых сейчас пойдет Господа предавать.

Если открываешь Евангелие – эти слова тебе открыты. Не только о негативе: что не нужно выносить на всеобщее обозрение… Христос принес что-то позитивное, позитивную повестку в мир, как мы бы современным языком сказали. Тайное становится явным, таинство Евхаристии, которое объединило самых ближних учеников, теперь доступно, когда ты идешь в любой храм. Приготовился – причастился Святых Христовых Таин, как делали только апостолы. Даже жены-мироносицы и другие 70 апостолов не присутствовали на Тайной Вечере, а теперь нам всем доступно это великое таинство. Другое дело, что это людям не нужно.

Покойный отец Димитрий Смирнов (Царствие Небесное) говорил (меня эти слова очень впечатлили): если бы раздавали квартиры, машины – очередь бы выстроилась на много километров; а тут дают самую величайшую драгоценность, таинство Тела и Крови Христа – какая очередь?.. Мы смотрим на то, как Христос нам дает Таины и говорит: не бойтесь, это все равно станет явным.

Точно так же не нужно гордиться, метать бисер перед свиньями. Но порой нам кажется: хочу поделиться в душе христианским переживанием, но никто этого не оценит. Не важно, оценят ли это все: рано или поздно рядом с тобой окажется единомышленник, с кем ты сможешь поделиться. Человек, далекий от Церкви, который прислушивается к чему-то, тоже придет к Богу. Поэтому не нужно беспокоиться. В Царствии Небесном всем точно все будет ясно.

– Вопрос телезрительницы: «Заранее прошу прощения за свою неграмотность. Меня интересовал этот вопрос, а стыдно было спрашивать. Тем не менее я решилась. Нас, простых грешников, предадут земле. Откуда сложилась такая православная традиция, что мощи святых оставляют на поверхности, достают из гробов, строят на них церкви? Откуда это и для чего?»

Не извиняйтесь, это очень хороший вопрос, и я очень хочу услышать на него ответ, батюшка.

– Интересный вопрос. Более того, напомню, что стыдно тогда, когда ты в своем незнании укоренился, а когда хочешь его преодолеть – это только похвально. Ломоносов, основатель нашего первого университета, пешком шел рядом с рыбным обозом с глухой деревни – настолько он хотел знаний. Вся наша русская наука стоит на его крестьянских плечах. Нечего стыдиться – нужно узнавать.

Если мы посмотрим, то в православной традиции не бывает такого, что человека не предают земле. Абсолютно всех хоронят, и святых тоже. Даже если почитают человека праведной жизни – никто не знает, что он точно святой. Более того, даже если человек мученик за Христа – его все равно предают земле. Бывает, что спустя годы, десятилетия, столетия, уже после того, как человека прославили в лике святых, его мощи обретают. Иногда мы открываем церковный календарь и видим праздник обретения мощей.

Бывают такие редкие случаи, когда мощи не обретались; например, праведный Артемий Веркольский. Отрок погиб, а люди подумали, что он страшный грешник, и не стали его даже погребать. Так в лесу и оставили тело, а потом его обрели.

Но чаще всего мощи выкапывают, достают. И Господь прославляет человека нетлением, как, например, святителя Спиридона Тримифунтского. У других святых только косточки остаются. На Афоне считается, что если тело не истлело до конца, то это признак греха, а не добродетели. Поэтому у афонских святых все косточки идеально белые.

Почему так делают? Вернемся в раннехристианские времена. Мы знаем, что апостолы в ранние века собирались в домах и совершали Евхаристию. Причастие каждый день – норма христианина; но это сложно осуществить в современном мире. Из Деяний апостолов мы знаем, что апостолы собирались каждый день на вечере. Из другого послания апостола Павла мы помним, что на вечере собирались не просто посидеть чай попить, а на ней действительно совершалась Евхаристия.

Но с началом гонений в домах собираться стало сложно. Куда людям пойти, если это большой город? Люди шли на кладбище. Кладбище для язычников и иудеев было местом осквернения. Вот почему Господь сказал фарисеям: вы гробы, полные костей и нечистоты. Потому что для фарисеев кладбище было местом ритуальной нечистоты. Иудей, даже поучаствовавший в похоронах праведника или законника, считался нечистым; он не мог в этот день принести какую-то жертву; ему нужно было очищение. Язычники тоже боялись смерти.

А христианин не боялся смерти. Потому что шли мироносицы ко гробу, потом вслед за ними побежали и апостолы. Помните, как молодой Иоанн обогнал Петра, идя ко гробу, где смерть; но потом пропустил старшего апостола Петра.  Все приходят ко гробу святого человека. Потому что святой человек – это тот, кто явил своей жизнью образ Христа. Если мы идем ко гробу Господню как апостолы и мироносицы, так мы идем и ко гробу святого человека.

Да, он еще не воскрес, но душою он уже не во аде. Как Христос побывал душою во аде и вышел, так и праведник своей душою проходит сразу в Царствие Небесное. Его тело (мы помним, что тело – храм души), соответственно,  храм святой души, а не души грешной. Когда мы оплакиваем тело близкого человека, мы переживаем, что происходит с его душой. Потому что мы любим близкого человека, но знаем, что у него были грехи, недостатки.

В раннехристианской Церкви во времена гонений люди собирались в катакомбах. Есть заблуждение, что христиане в них жили; это не так. Собирались в катакомбах, чтобы помянуть усопших мучеников, чтобы заново умученных людей предать земле и совершить Божественную литургию. Совершали литургию прямо на гробницах мучеников. С тех пор появилась традиция совершать Божественную литургию на мощах. Причем не любого святого, а только мученика. Потому что мученик – это наиболее очевидное свидетельство того, что человек пострадал за Христа.

Монахи, которые жили длинную монашескую жизнь, старцы – это еще не гарантия того, что они попали в Царствие Небесное. Конечно, надо молиться за каждого. Но святость мученика наиболее очевидна. Сейчас в Москве много строящихся храмов на мощах новомучеников. У нас в строящемся храме совершается литургия на мощах священномученика Владимира. Это был простой сельский батюшка, служил он на территории нынешней Мордовии, священник пострадал за Христа.

Сейчас мы строим храмы, прославляя подвиг новомучеников и продолжая эти древние традиции со времен катакомб. В Риме есть храм святой Агнии, он возведен прямо на катакомбах. В древности христиане спускались под землю и на мощах мученицы Агнии служили под землей. Сейчас на поверхности возведен великолепный храм.

У нас в столице новомученики еще не так почитаются и прославляются. Старинные храмы, конечно, стоят, а новые строятся с большим трудом. Но кто хочет к этой традиции быть причастным, желает почитать мучеников, обязательно зайдите на сайт нашего храма «Крест над Москвой» в раздел «пожертвования» и помогите нашему приходскому строительству. Но после того, как вы поможете телеканалу «Союз».

Традиция почитания мощей мучеников и совершение на них Божественной литургии продолжаются до сего дня. Но святые  не только те, кто записан в календаре. Есть множество святых непрославленных, их тела под землей; но это никак их не обижает. Более того, если мы вспомним Русский Север, то там очень редко обретали мощи мучеников.

Мы приезжаем в мой любимый Валаамский монастырь к преподобным Сергию и Герману Валаамским. Заходим в верхний храм (там стоит символическая рака). Под ним расположен нижний храм; и вот уже под ним, в основании собора, где-то под спудом, действительно лежат мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских. Недавно со своими прихожанами ездили в вологодские края, там почти все древние почитаемые святые тоже под спудом.

Очень часто мощи не обретаются. Это не такое обязательное действие. Более того, есть святые, которые запретили это делать. Престол нашего деревянного храма посвящен преподобному отцу старцу Паисию Святогорцу; на нем мы совершаем раннюю литургию. Преподобный Паисий Святогорец запретил обретать свое тело. Люди приходят, и каждый берет земельку с могилы, а потом ночью монахи набрасывают землю, чтобы не разрыли всю могилу. И если вам где-то скажут, что это мощи Паисия Святогорца, не верьте. Мы в храме его почитаем, и, слава Богу, нам достался крест, изготовленный руками самого святого; в нашем храме всегда можно ему поклониться.

– Вопрос телезрителя: «Является ли святыней для православных христиан католическая икона Божией Матери?»

– Любое изображение, которое нас настраивает на молитву, считается святыней. Потому что мы почитаем не изображение и не то, как оно выполнено. Мы вспоминаем VII Вселенский Собор: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Даже если это маленькая распечатанная иконка, которая лежит как закладка в книжке, – мы все равно молимся Самой Пречистой Владычице Богородице.

– Если это образ Мадонны, как изображали в Средние века, например?

– Не только. Если мы посмотрим на наши храмы XVII–XIX веков, то  увидим росписи и иконы живописного стиля, выполненные под влиянием западноевропейского католического искусства. Вы их не отличите от католических, разве что только написано будет по-церковнославянски. Это лишь художественные особенности. Такой иконе спокойно можно помолиться в Москве, в Петербурге. Петербург – это вообще имперская столица, там почти не найти московской старины. В Петербурге помолились, приехали в Европу, оказались в католическом храме – и там такое же изображение. Разве оно стало как-то менее связано с Богородицей?

Понятно, что мы не участвуем в таинствах католиков, потому что они не имеют полноты православной веры. Но иконы Богородицы или статуи нас не должны пугать. Если мы посмотрим на Храм Христа Спасителя, там тоже есть статуи святых. Более древние статуи известны особенно на Русском Севере, на Урале. Очень надеюсь когда-нибудь попасть в Пермь. Там в музейной экспозиции собраны деревянные статуи. В округе Москвы часто встречается статуя святителя Николы Можайского; или «Христос в темнице» – тоже популярный сюжет для изготовления статуи.

Если нас это располагает к молитве, замечательно! Если прекрасная юная девушка замечательного мастера Возрождения Рафаэля, которая изображает Богородицу с прекрасным и жизнерадостным младенцем на руках, не очень способствует молитве, то и не стоит молиться. А кому-то, наоборот, приятнее взглянуть на такую Мадонну и помолиться.

Кроме того, на Западе, особенно в Риме, хранятся очень древние иконы до разделения Церквей. Есть замечательная икона Salus Populi Romani, «Спасение римского народа». Перед ней молились во время чумы. Это наша довозрожденческая иконография.

Многие художники писали иконы в более маленьких итальянских городках, где Возрождение их не особо затронуло как движение в искусстве. Там мы увидим фрески XII–XIII веков, которые не отличить от православных.

Если образ Богородицы, который вы видите, располагает к молитве, то упускать такую возможность нельзя.

– Мы же поклоняемся католическим святым; например, святителю Николаю. 19 декабря наши паломники приезжают в Бари, совершают богослужение в верхнем храме, а это настоящая базилика, которую обустроили под православный храм.

– Там сейчас служили наши православные епископы, священники, приехали паломнические группы. Нижний храм там построен на мощах святителя. Но поскольку нижний храм очень маленький, то, чтобы вместились все паломники, католики отдают верхний католический собор. Там все украшено в католическом духе. Но приносится антиминс с мощами мучеников, совершается  православная литургия. Вокруг паломников стоят статуи наших древних православных святых; тем более статуи Пресвятой Богородицы. Наше молитвенное расположение там может нарушить только какое-то искушение.

– Надо изучать историю Церкви, не стесняться задавать вопросы, звонить, писать нам…

Святой Амвросий Медиоланский. Про него говорили, что девушки, которые слышали его слова на проповеди, хотели оставить все и уйти в монастырь. Это правда?

– Некоторые легенды сложно подтвердить. Важно, когда святой древности что-то писал сам. Святитель Николай и святитель Спиридон, например, были не очень книжными людьми, они ничего не написали. Но за века люди начинают сочинять такие благочестивые истории, которые мы не можем проверить. За этим может даже потеряться истина.

Например, сейчас мало кто помнит, что святитель Николай был исповедником как мученик; но не до смерти. Его пытали, принуждали отречься от Христа. Некоторых мучеников пытали, а потом отрубали головы. Но святителя Николая пытали на радость толпе; а потом, когда языческие праздники закончились, чтобы не кормить его в тюрьме, отпустили. В стандартном житии святого мы этого не найдем. А когда исследовали мощи, то на черепе нашли следы пыток. Мы понимаем, что этот исповеднический подвиг за века потерялся.

Поэтому когда мы слышим благочестивые легенды, то к этому нужно относиться очень аккуратно. Потому что мы можем ограниченное количество внимания, сосредоточенности перенести на какую-нибудь благочестивую легенду, не имеющую под собой реального основания. В этом случае мы что-то важное, что нам может дать святой, можем упустить. Опасно концентрироваться на каких-то отдельных историях из жизни святых. Нужно читать целиком, тогда что-то полезное мы сможем из этого почерпнуть.

– В почитании святых бывают некоторые перегибы. Люди порой за святыми не видят Бога. Как правильно обращаться в молитвах к святым?

– Я служил дьяконом в Покровском женском монастыре у мощей святой блаженной Матроны. У меня было двоякое ощущение. С одной стороны, хорошо, что ты приходишь каждый будний день к святыне; но, с другой стороны, видишь, что эти толпы людей приходили только к мощам, и никто не причащался. Люди, по сути, поставили святого выше Самого Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Надо понимать, что ни святитель Николай, ни блаженная Матрона сами по себе ничего не могут; у них нет автономных сил. Мы молимся не святому, а Богу; не надо воспринимать молитву как заклинание.

– Есть же некая культура в обращении к святым. Мы, например, говорим: святитель Николай, моли Бога о нас!

– В стандартном молитвослове так и написано: моли Бога о нас. Мы просим молиться. Это значит просить, но просить очень горячо. Мы просим: «Святая блаженная Матрона, святитель отче Николае, святитель отче Амвросий, присоединитесь к нашей молитве, мы люди грешные, недостойные. Нам трудно поднять очи и возвести их ко Христу; мы этого, возможно, не заслуживаем. Но мы знаем, что Господь нас любит. Нам будет очень приятно, если вы, наши любимые святые, вместе с нами помолитесь о нас».

Если мы свою молитву будем концентрировать на Господе, это окажется в итоге полезным. Потому что все, что приводит к Господу, – это полезно; все, что уводит от Господа и от общения с Ним (даже если ты стоишь в очереди к святым), не полезно. Потому что наш путь – это Христос.

Кроме того, как сделать, чтобы святому было приятно за нас походатайствовать? Святой должен быть образцом. Если ты стараешься жить как святой, ты стараешься ему подражать. Хотя ни один святой не был идеальным, у всех были свои недостатки; идеален только Христос. Но когда мы подражаем святым, то больше вероятности, что святой откликнется на нашу просьбу.

Тем, кто любит блаженную Матрону, надо помнить: оправдания, что далеко находится храм, что много работы (и из-за этого вы не посещаете храм и не причащаетесь), не принимаются. У блаженной Матроны ножки не ходили, глаза не видели – все равно она находила священника, кто придет и причастит. Если вы почитаете святую Матрону, а сами не причащаетесь, можно сразу сказать, что это ложь и лицемерие.

Например, святитель Николай всегда первым приходил в храм. Если вы почитаете святого Николая, то должны об этом помнить. Особенно в воскресный день, когда не хочется вставать рано, на улице холодно. Но если вы его любите, он вам помогает, он вместе с вами молится, то будете делать как он: на литургию приходить первым в храм. 

Город Миры Ликийские был очень бедным. В нем проживали бедные рыбаки, которые жили только своим уловом. Да и сейчас, если бы не туристы, он ничем бы не отличался от других рыбацких деревушек. И вам кажется, что вы бедный, несчастный, никому ничем не можете помочь. А святитель Николай жил в нищем городке (где прихожане, кроме рыбки, ничего не могли принести), спасает несчастных девушек и их отца, подбрасывает мешочек с монетами им в дом. Почитаем святителя Николая, значит – подражаем его щедрости, заступничеству за кого-то. Надо всегда помнить: если мы берем пример со святых, святые откликнутся на нашу молитву.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Топорова и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать