Беседы с батюшкой. Священник Стахий Колотвин

19 сентября 2022 г.

В студии священник Стахий Колотвин, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине (г. Москва).

– Батюшка, есть такой вопрос: «Не знаю, как сделать правильный выбор в определенной ситуации, как понять волю Бога, чтобы поступить не самочинно, чтобы не было ошибок и последствий?»

– Воля Божия – это то, чтобы мы, сотворенные по образу и подобию абсолютно свободного Бога, поступали тоже абсолютно свободно. Но где эта свобода нам не навредит? У апостола Павла есть замечательные слова, что христианину можно все, но просто не все полезно. Не навредит та свобода, которая преисполнена любви. Когда действуешь свободно по любви, то не ошибешься. А если действуешь по любви земной, то можно вместо исполнения воли Божией впасть в самые тяжкие смертные грехи, с которыми, как говорит апостол Павел, Царство Небесное уже наследовать не получится.

Конечно, речь идет о любви к Богу. Если хочешь все время по своей свободной воле выбирать то, что тебя приблизит к Богу, что будет выполнением Его воли, тебе надо Бога полноценно полюбить. Но ты не можешь полюбить того, кого не знаешь.

Вот человек, например, увидел, что идет прекрасная девушка, он взглянул в ее глаза, еще больше очаровался и влюбился. Но парню нужно с ней познакомиться, понять, что это за человек, какие у нее интересы, чем она живет…

– Можно и разочароваться?

– Да. Недаром есть такой стандартный священнический совет, когда верующие люди знакомятся: годик к свадьбе подготовиться. Не в смысле, чтобы в тяжелые грехи впадать до свадьбы, а поживите по-христиански, посмотрите друг на друга получше, чтобы не разочароваться потом.

Вот такая понятная для нас аналогия, она уместна и по отношению к Богу. Для того чтобы Бога полноценно полюбить, мы Его должны узнать. Мы Его узнаем сразу в нескольких направлениях. Когда читаем Божественное Писание, Божественное Откровение, мы Бога узнаем лучше. С другой стороны, Бог нам открывается Сам, приходит к нам Духом Святым. Дух Святой – Лицо Святой Троицы, и если ты уклоняешься от Духа Святого, ты никогда не сможешь Бога узнать, полюбить и поступить по воле Божией.

Мы можем соприкоснуться с Духом Святым и через Него со всей полнотой Троичного Божества через таинства Церкви (начиная с крещения, продолжая миропомазанием и, конечно, регулярным причастием Святых Христовых Таин, когда мы со Христом соединяемся и душой, и телом). И, конечно, через таинство Исповеди как второе крещение, которое помогает нам преодолеть, разрушить стену между нами и Богом. Эта стена выстраивается из-за наших грехов. Если ты не участвуешь в таинствах Церкви, то не сможешь ни узнать, ни полюбить Бога. Именно поэтому жить по воле Божией и не участвовать в таинствах Церкви невозможно.

Иногда, кажется, человек заботливый, трудолюбивый, но просто невоцерковленный. Душа человека по природе христианка, и, как говорит апостол Павел, язычники спасаются по естественному закону. Поэтому человек может приближаться к Богу инстинктивно. Но в каких-то самых простых вещах, где христианин «не срежется», человек, далекий от Бога, не взаимодействующий с Ним в таинствах Церкви, все равно ошибется. И при этом будет уверен, что он поступает справедливо, по совести, что так и надо, но это будет против воли Божией, это будет отдалять его от Бога, от спасения.

Именно поэтому очень важно познавать Господа не только разумом, но и через таинства. Тем более таинства – это подарок от Господа. Какие от нас требуются усилия? Нам, главное, держаться должного уровня общения с Ним. Вот если ты немытый, нечесаный, невоспитанный, а тебя привели к королю и за стол посадили, то ты, может, и не совсем достоин там находиться. Но ты должен вести себя аккуратно, чтобы никого не оскорбить своим поведением, не посрамить данную тебе высоту.

Есть практический совет девчонкам и ребятам, где познакомиться с православными людьми. Лучше всего человека узнаешь в боевых условиях, когда вместе с ним трудишься, преодолеваешь какие-то сложные ситуации.  Например, ребята едут летом на Русский Север помогать профессиональным реставраторам сохранять наши замечательные деревянные храмы, жемчужины русского зодчества. И на фоне каких-то нагрузок проявляются непростые, скверные стороны характера человека. И как раз есть объективная возможность понять, где человек силен, где ты можешь на него опереться, а где он слаб. И если хочешь с ним всю жизнь прожить, то должен это учитывать. А если понимаешь, что тебе это не по силам, сразу расставаться. Если понимаешь, что ты готов это терпеть, то потом уже нельзя на Бога или на близкого человека роптать. Общий труд объединяет.

Точно так же мы это можем применить и в отношении узнавания Бога, любви к Нему  и возможности выполнить Его волю. Если ты вместе с Богом пребываешь в каком-то труде, что-то делаешь во славу Божию, то это правильно. Фразеологизм «во славу Божию» сейчас употребляется в смысле «бесплатно». Вот это я заработал, а это сделал во славу Божию. Нет, имеется в виду любое дело. У нас большую часть жизни занимает работа. Каждый работает, получает за это зарплату, и это мы тоже делаем во славу Божию. Если ты каждое дело привыкаешь делать во славу Божию, чтобы прославить Творца, то ты уже по Его воле поступаешь.

Бывают такие моменты: вроде хорошо узнал человека, вступил в брак, детей родили, а потом начинается какое-то испытание, искушение, люди ссорятся, прямо ненавидят друг друга. Хочется все бросить, разойтись и так далее. За счет чего это можно преодолеть? Это может амортизироваться за счет того, что ты знаешь, как обойти какие-то острые углы. Поэтому разругались очень сильно, но не совсем: где-то один другого пожалел, где-то другой первого пожалел, где-то за счет накопленной любви получается простить. Иногда удерживает просто общий труд, хороший ритм жизни: «Меня человек унизил, оскорбил, невозможно с ним, но все равно я с ним буду».

Точно так же и мы в экстренной ситуации, когда бывает какое-то искушение, испытание, можем не по воле Божией поступить. И при этом быть в гневе, уверенными, что именно сейчас мы молодцы и правильно делаем. Мы сможем из этой ситуации выйти пусть и опаленными, но не сгоревшими, за счет того, что мы и раньше были с Богом, с Ним трудились, с Ним общались в молитве и к Его словам в Священном Писании прислушивались.

Можно сказать: есть некий невоцерковленный героический человек, а вот христианин живет и никакого подвига не совершает. Господь и не требует от него какого-то подвига, Он и так видит, что христианин пребывает с Ним в единстве и это единство распространяет на окружающих людей. Но зато в тот момент, когда Господь пошлет испытание, куда больше шансов, что настоящий христианин, знающий Бога, любящий Его, прислушивающийся к Нему, работающий  с Ним, поступит именно по воле Божией.

– Вопрос телезрителя: «Мой сын и его жена – старообрядцы. Они ездят в старообрядческую церковь, крестятся двумя перстами, а я хожу в православные храмы. Могу ли я молиться за них, подавать записки?»

– Подскажите, может, Ваш сын – единоверец, тот, кто любит старые обряды, но все равно ходит в храм, принадлежащий Русской Православной Церкви?

– «Он раньше ходил в наш православный храм и был там крещен. Ему сейчас 46 лет. Десять лет назад он почему-то перешел в старообрядческую Церковь. У нас в городе (мы живем в Магнитогорске) нет этой церкви, он с женой ездит за 300 километров в Миасс. И его жена перешла в старообрядческую Церковь, они там покрестились. Сын сказал, что эта вера кажется ему правильной».

– Спасибо за уточняющий комментарий, который Вы дали. На самом деле Вы мой вопрос немного не поняли, потому что есть такое явление, как единоверие, когда русские православные христиане, верные чада Московской Патриархии, ни в какой раскол не уклоняются, но служат по старым обрядам. До революции это было очень мощное движение; и сейчас тоже. Есть храмы – наши, канонические, православные, где священноначалие разрешает служить по старому обряду. Потому что нет проблемы в самом обряде, в двух перстах, в том, что в книгах иначе что-то написано. Проблема возникает только тогда, когда есть раскол.

Как мы знаем, на многострадальной земле Украины раскол, тяжелые события; и люди вроде служат по книгам, которые куда меньше отличаются от старообрядческих, если сравнить. А все равно это не священнослужение, а кощунственная пародия, некоторая имитация, потому что это раскольничество. Точно так же дело не в том, что в книге напечатано, а находится ли человек в единстве с Православной Церковью, со всей полнотой истины.

Однако Вы уточнили, что Ваш сын аж за 300 километров выбирается на богослужение – значит, все-таки вряд ли он ради интереса ездит на единоверческие службы. Скорее всего это и правда старообрядческий храм.

Проблема старообрядчества – это только сохраняющийся раскол, то, что до сих пор нет единства. Сейчас со стороны православных нет никакой проблемы для воссоединения со старообрядцами, потому что в Православной Церкви старый обряд разрешен. Проблема в том, что старообрядцы не хотят этого единства, они не приемлют новый обряд.

Я служу в Москве, в районе Митино, в строящейся церкви, а в районе Строгино есть храм, который уже построен по программе «200 храмов». Это тоже новый храм, не старинный, и там есть единоверческая община людей, которые любят старый обряд. У них есть ранние службы в воскресный день, и еще на неделе есть будничная служба, которая идет по старым книгам. Они поют специальным распевом, могут двумя перстами креститься. Зайдет человек православный – он тоже может молиться как угодно. То есть ничего в этом страшного нет.

Я думаю, если Вы своему сыну подскажете, что есть такое явление, как единоверие, то он, возможно, им заинтересуется. Может быть, в Челябинске он найдет единомышленников – из тех, с кем он вместе катается за 300 километров. Придет к православному батюшке и скажет: «Я, в принципе, ничего против нашей Церкви не имею, но мне близок старый обряд. Давайте мы спросим у архиерея, у нас есть инициативная группа, и мы будем в субботу раз в месяц (вряд ли он каждую неделю ездит за 300 километров) собираться и служить по старому обряду. Мне так легче молиться».

И это действительно поможет и ему воссоединиться с Православной Церковью, и многим другим людям, которых современное богослужение не так вдохновляет, даст возможность более легкого, в каком-то психологическом плане, общения с Богом (хотя вроде бы старообрядческие службы сложные).

 В то же время надо помнить, что в 1970-х годах был Собор Русской Православной Церкви, который постановил, что все клятвы, которые были наложены на старые обряды, – это явление времени, давление царской политики как государственной машины, поэтому ничего греховного в них как таковых нет.

Именно поэтому человек, который был крещен в Православной Церкви (а Ваш сын крещен там), остается православным христианином, крещение не смывается. Пусть даже он из-за некоторых, можно так сказать, почти этнографических особенностей, ушел в параллельную раскольническую структуру. Вы все равно можете за него молиться, писать его имя в записочках, как пишете имена тех близких, которые являются людьми атеистического мышления или просто по лени в храм не ходят, но тем не менее Богом через второе рождение души, через таинство Крещения призваны к единству с Ним.

– Как быть, если человек при смерти исповедует старый обряд, а рядом нет старообрядческого священника (если, конечно, он признает духовенство)?

– В преддверии окончания земного пути человек свою жизнь переосмысливает. И порой остается все равно в своей раскольнической убежденности, а иногда, наоборот, открывает свое сердце.

Есть знакомый батюшка из семьи старообрядцев-беспоповцев, у них вообще нет духовенства. У них очень оригинальный, необычный раскол, служба вроде есть, но священников нет. Как если бы пришли чтецы, певчие на клирос и служили без батюшки. Священник вырос в такой среде и все равно молится за своих родителей, близких, друзей детства, которые вместе с ним росли и там пребывают.

Мы понимаем, что человеку, который крещен, миропомазан, не нужно перекрещиваться, и если рядом есть православный священник, человек просто через таинство Покаяния присоединяется к Церкви.

– Мы считаем, что уныние – страшный грех. Иногда складываются очень тяжелые ситуации, и ты в этот момент вспоминаешь, что есть Бог, и просишь Его: «Господи, что Ты обо мне задумал? Покажи, открой». Как мы можем понять замысел Бога о себе? Ведь иногда впадаешь в какой-то ступор, перед тобой барьер, ты не понимаешь, что делать. Как правильно попросить Бога о помощи и как понять, что все-таки тебе делать? Может, есть какие-то способы разобраться в этой ситуации?

–  Для начала лучше очертить то, чего не делать. По своей гордости мы хотим уподобиться Богу там, где нам это неполезно. Для Бога нет настоящего, прошлого и будущего, Он существует вне времени. А мы пытаемся заглянуть в будущее, как будто мы тоже уже начали существовать вне времени, но это случится только после Страшного Суда.

Поэтому в данном случае нам не нужно думать о том, что Господь нам когда-то потом уготовил. Желание предвидеть будущее недаром приводит вас в лапы лжеучителей, лжехристов, лжепророков, о которых Сам Господь предупреждал в Евангелии. Люди, вроде бы православные, идут к гадалке, знахарке, прорицателю или пытаются найти какой-то «научный метод» узнать будущее, нарываются на каких-то шарлатанов.

– Тут речь не о том, чтобы узнать будущее, а ситуация, когда искренне просишь Бога: «Господи, открой, что дальше? Укажи путь».

– Господь говорит: не заботьтесь о завтрашнем дне. Наша задача понять, что происходит сейчас. Поэтому мы молимся, разбираемся не в завтрашнем дне, а  в сегодняшнем. Вот мне именно сейчас Господь послал испытание. Иногда думаешь: «Если Бог мне уже сейчас, в таком возрасте, послал болезнь, то через 20 лет болезнь будет в 20 раз сильнее. Значит, я ее не выдержу». С чего ты взял? Через 20 лет, в старости, может, ты будешь, наоборот, Эверест покорять и у тебя будет железное здоровье. А вот именно сейчас тебе Господь посчитал полезным послать испытание.

Поэтому надо проявлять доверие к Богу в том, что Он совершит лучшее в будущем, – это часть нашей веры. Это просто аксиома, которую надо помнить: если мы верим Богу, то мы должны Ему доверять.

А разбираться в текущем моменте, в том, что нас сейчас смущает, обязательно нужно. Именно поэтому наше чтение Священного Писания имеет цель не просто разобраться во всех тонкостях церковной археологии, истории Древнего мира. Вот, например, в телевизионных передачах показывают, как одевались во времена Христа, – это все, конечно, интересно, но вторично. Самая главная задача, когда мы слушаем слово Божие, Его Божественное Откровение, – понять, какое это отношение имеет к нам сейчас.

Порой человек, первый раз читая Священное Писание, думает, что все это не имеет к нему никакого отношения. Так он думает, читая Священное Писание в другой, третий раз; и даже читая его месяцами. А потом возникнут какие-то обстоятельства, и он вспомнит, что месяц назад он читал о подобной ситуации, размышлял над ней, и вот Господь послал ему такую же ситуацию.

Говорят, кто предупрежден, тот вооружен. Так и человек, читающий Священное Писание, предупрежден о примитивных искушениях, которые готовит нам сатана, и о чудесной помощи Господа, когда Он вызволяет нас из лап лукавого. Поэтому, дорогие братья и сестры, чтобы  быть готовыми, внимайте Священному Писанию; и не только читайте, но и размышляйте над прочитанным. И лучше прочесть поменьше, а подумать побольше.

Если на вашем приходе есть евангельская группа, обязательно приходите на нее, если ее нет, можно попросить батюшку вместе с ним изучать Евангелие. Конечно, можно все найти в Интернете, можно читать толкования святых отцов на различных православных сайтах, но самое главное – вместе обсудить, как сейчас, в XXI веке, применить слово Христово в нашей жизни. И если мы сможем это понять, нам будет намного легче разобраться в текущем моменте.

Когда у нас дома возникает какая-то проблема, например, потек кран и у нас не получается с этим справиться, мы обращаемся к профессионалу – сантехнику. Если мы заболеваем и нам не помогает таблетка или какие-то капли, мы тоже обращаемся к профессионалу – доктору. Точно так же и здесь вполне уместно обратиться к священнику и попросить его в свободное время побеседовать, дать с христианской точки зрения совет, как поступить в сложившейся ситуации.

И даже если батюшка – не одухотворенный старец святой жизни и служит не так уж и много, но искушения и испытания достаточно типичны, он уже сталкивался с подобной ситуацией, видел, как она разрешилась, он даст совет, подскажет место в Евангелии, которое следует прочитать. И это поможет и уныние преодолеть, и с ситуацией разобраться и выйти из нее наилучшим образом.

– Вопрос телезрителя: «Авва Исаия говорил: скудость в вещах приближает тебя к Богу. Но я бы не сказал, что наши священнослужители, особенно облеченные саном, следуют этим словам, даже в одежде. Христос одевался намного скромнее их. Так кому адресованы эти слова – малоимущим мирянам?»

– Мы вспоминали отрывок из Евангелия о том, что не нужно заботиться о завтрашнем дне. И там же Господь говорит о лилиях полевых, которые одеваются так, как Соломон не одевался в расцвете славы своей. Нам нужно помнить, что Христос – истинный Бог и истинный Человек.

Когда мы смиренно надеваем скромную одежду и идем трудиться, этим мы подражаем Христу, смиренно нисшедшему до нашего уровня. И когда мы идем на праздничную службу, на какой-то праздник наших друзей, чтобы разделить их радость, одевшись понаряднее, этим мы тоже подражаем Христу, но уже Христу Вседержителю. Недаром есть разные иконографические образы Христа – Христос, проповедующий в простой одежде, Богомладенец Христос на руках у Пресвятой Богородицы, и есть Христос Пантократор (или Вседержитель), есть «Спас в силах», когда иконописцы изображают Его как византийского императора, как русского самодержца.

И мы можем подражать Христу в разных ситуациях по-разному: в одних ситуациях одеваясь нарядно, а в других – подчеркнуто скромно. Если тебя позвали на свадьбу друга, а ты пришел, одевшись будто на попойку, конечно, это расстроит если не твоего друга (потому что он тебя очень любит), то его жену. Если же жена друга настолько поглощена своим счастьем, что не обратит внимания на твой внешний вид, то для родителей жениха и невесты это будет неприятно.

Если друзья позвали тебя помочь загрузить в грузовичок мебель и перевезти ее, а ты придешь и скажешь: «У меня одежда помнется, я за грязное не могу браться», – то ты подведешь людей. Поэтому здесь, как и во многих других ситуациях, нам нужно ориентироваться на наших ближних, но не порокам их уподобляться, а принести им как можно больше радости. И мы будем радовать себя тем, что порадовали ближних.

– Можем ли мы в моменты отчаяния роптать на то, что Бог поступил с нами несправедливо? Является ли это кощунством и как с этим чувством справиться? Так бывает, когда мы понимаем, что происходит что-то не то, и мы начинаем искать виноватых. И порой виноватым делаем Бога.

– В таком случае нам стоит обратиться к двум ветхозаветным историям. Одна из них – история Иова Многострадального. Праведному, благочестивому Иову Господь попускает страшные искушения: умирают его дети, он лишается всего своего богатства, лишается здоровья. И все, вплоть до его жены, говорят ему: «Похули Господа», – но он не соглашается.

Другая история о царе и псалмопевце Давиде. Давида, человека с самыми чистыми побуждениями, преследует царь Саул. Как-то ночью Давид приходит в расположение царя Саула и дает ему понять, что он мог убить его, спящего, но не сделал этого. Но Саул продолжает его преследовать.

Давид со смирением и покорностью воле Господней принимает все испытания, выпавшие ему. Особенно тяжело он переживает предательство своего родного сына. На старости лет Давид снова вынужден скитаться, прятаться в каких-то пещерах, но он, как и Иов Многострадальный, не ропщет на Бога, не хулит Его, понимая, что этого делать нельзя.

А что можно делать? Нужно свою энергию направлять в мирное русло, нужно горячо молиться. Царь и пророк Давид восклицает: доколе, Господи, забудеши мя до конца? Но это не обвинение Давидом Господа, это лишь начало молитвы. Мы говорим: «Господи, так тяжело у меня на сердце, и мне кажется, что Ты меня забыл. Но я, несмотря на это, смиряюсь. Я все равно верю в Тебя, и даже если сейчас Ты меня забыл, я надеюсь, что Ты вспомнишь обо мне. Вот я сейчас помолюсь, и Ты меня поддержишь».

Не нужно изображать горячую молитву к Господу. Господу не нужно наше лицемерие: «Господи, меня поджаривают на медленном огне, но у меня все хорошо, я прославляю Тебя, пою псалмы». Нам нужно сказать так: «Мне плохо, больно, тяжело, гадко. Меня предали, на меня наплевали. Господи, я не чувствую Твоей поддержки, хотя она наверняка есть, и если бы не эта Твоя поддержка, я бы развалился на кусочки. Дай мне, Господи, почувствовать ее. Я знаю, что все это свалилось на меня по моим грехам, но, Господи, я все уже понял, я вынес урок. Пожалуйста, поддержи меня».

И Господь услышит эту нашу горячую молитву. Может быть, ради этого Он и посылает нам испытания, ведь обычно наша молитва теплохладная. Садимся есть: дай-ка молитву прочту. Проходим мимо храма – смотрим, какой у него красивый купол, заодно и руку поднимем, перекрестимся, помолимся. Вечером какую-то молитву вспомним, утром что-то вспомним и так далее. В храм приходим – служба длинная, почему бы и не помолиться? Половину службы простоял в каких-то своих мыслях, почему бы в конце к общей молитве не присоединиться? Слабая наша молитва.

Но вот мы заболеваем, и поднимается настолько высокая температура, что либо сердце наше не выдержит и мы умрем, либо погибнут все вирусы, а мы выздоровеем. В такие моменты мы проживаем моменты богооставленности, и это вполне нормально. На такие моменты мы можем ориентироваться.

Христос на кресте взывает: Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил Мя еси? Он говорит это не на арамейском языке, на котором говорили все вокруг, а на уже забытом иудеями времен Христа древнееврейском языке Священного Писания, как мы говорили бы не на русском языке, а на церковнославянском. Господь восклицает: Или, Или! лама савахфани? Окружающие Христа подумали, что, наверное, Он зовет пророка Илию, а Господь по Своей человеческой природе чувствует богооставленность.

Эту богооставленность может почувствовать каждый христианин, и в такие моменты главное – иметь на своих устах имя Божие, обращаться к Нему, и Господь даст почувствовать, что не оставил.

– А может ли быть реальная богооставленность, может ли Бог реально уйти?

– Христос, не совершивший ни одного греха, всегда пребывающий единым со Святой Живоначальной Троицей, Своей человеческой природой чувствует богооставленность и показывает нам, что к этому нас приводят наши грехи. И чем тяжелее мы согрешаем или чем глубже погружаемся в мелкие грехи, тем сильнее чувствуем эту богооставленность.

Почему нам Господь дает почувствовать боль? Вот я порезал палец, и мне больно. Я обмотал рану и пошел дальше. Прислонил руку к батарее, мне снова стало больно, и я отдернул руку. Господь посылает нам боль для того, чтобы мы не сгорели, не истекли кровью.

Когда наша душа чувствует богооставленность, это Господь подает нам сигнал: «Между Мной и тобой стена, но не Я, а ты выстроил ее. Я, Всемогущий Бог, могу ее преодолеть, но Я не хочу тебе навязываться. Поэтому ты лучше скажи: «Господи, я выстроил эту стену. Я не могу даже калитку в ней открыть. Разрушь стену, приди, спаси, посети меня!»

– Вопрос телезрителя: «Я хотел бы знать, как правильно поминать своих усопших и живых родных по Псалтири».

– Мы знаем, что на парастасе накануне родительских суббот, а в монастырях в каждую пятницу вечером читается 17-я кафизма Псалтири. Иногда чтение Псалтири торжественное, славословное, радостное, и кажется, как же тут молиться за усопших? Иногда же Псалтирь читается с грустью, а тут надо о здравии молиться. На самом деле нам нужно помнить, что молитва – это не заклинание, это общение.

Если мы общаемся с Богом, то поддерживать это общение непросто. Вот человек необразованный оказался за одним столом с профессором. Понятное дело, он может поговорить с ним о природе, о погоде, но поддержать разговор на тему, близкую профессору, он не сможет, и ему неловко, ему тяжело.

Как у нас происходит общение с друзьями? Если мы только просим у друзей занять до зарплаты или помочь передвинуть шкаф, они поймут, что это никакая не дружба, что их просто используют. Иногда такая дружба похожа на некий обмен: я помог ему, он помог мне. Если не будет живого общения, настоящей дружбы не будет.

Когда мы беспокоимся о живом или усопшем человеке, мы молимся о нем, но, по сути, мы просто формулируем заказы Господу: «Господи, сделай то, сделай другое», – хоть это и некое наше общение с Господом. Понятно, что реалии нашего земного общения не совсем сопоставимы с общением с Богом, но мы все-таки горячо молимся: «Господи, помоги этому человеку».

Мы помолились своими словами десять секунд, минуту, потом начинаем повторять слова молитвы, и молитва уже идет из нашего сердца. Когда мы воспеваем псалмы, которые одновременно являются и молитвой, мы обращаемся к Богу, а когда читаем Священное Писание, Бог обращается к нам. В такие моменты мы можем сказать: «У нас настоящее общение с Богом – нашим Небесным Другом».

Помните, Господь сказал апостолам: «Вы – Мои друзья». То есть мы можем, дерзая, понимая свое недостоинство, принять, что мы – друзья Божии, что мы можем своего Небесного Друга, Отца, Покровителя, Творца неба и земли, Господа и Спасителя нашего о чем-то попросить.

А что касается поминовения своих родных по Псалтири, здесь есть разные практики. Можно прочитать три псалма и на «славе», то есть славословии Пресвятой Троице, прочитать молитву. Часто после первой «славы» читают молитвы о живых, после второй – об усопших. А бывает так, что ты прочел один псалом, но все равно думаешь о человеке. В таком случае не нужно дочитывать до «славы», можно сразу помолиться об этом человеке.

Если у тебя кто-то умер и твое сердце беспокоится об усопшем, можно тоже прочитать один псалом и помянуть усопшего, прочесть другой  псалом – и помянуть живых. Конечно же, есть и специальные молитвы: «Помяни, Господи…» Эти тексты можно найти в книгах Псалтири, можно подобрать что-то в Интернете, в молитвословах, а можно помолиться своими словами. Но главной опорой нашего общения с Богом с нашей личной просьбой становится текст Священного Писания.

– «Я прочитала в Интернете, что можно вымолить прощение за детей, от которых избавились, прибегая к абортам. Какая-то монахиня составила особые молитвы, которыми следует молиться, но я не совсем понимаю, правильно ли это. Подскажите, пожалуйста, как молиться тем, кто сделал аборт».

– Для начала я должен сказать, что если ты где-то видишь слово «вымолить», значит, это не православие и не христианство. С Господом не нужно торговаться, не нужно ничего у Него вымаливать. Молитва – это не заклинание, это общение. С Богом нужно просто общаться. Мы помним притчу о немилосердном заимодавце, когда Бог, имея перед Собой должника – страшного грешника (то есть нас с вами, если мы к Нему обратились), сразу же прощает его. Ты пришел, помолился, исповедовал свой грех, и Господь сразу все тебе простил, даже самые страшные грехи. Но мы должны понимать, что Господь простил нас авансом.

Помните, как в этой же притче человек не простил долг своему должнику – сущие копейки по сравнению с его многомиллионным долгом перед Творцом и Создателем? Нам нужно быть достойными Бога, если мы с Ним общаемся, если мы молимся, если мы помним, что Господь все нам простил. Теперь уже мы должны жить так, чтобы подтвердить, что мы заслуживаем Его прощение.

В нашем Уголовном праве есть понятие «условно-досрочное освобождение». Человека выпускают из тюрьмы раньше определенного судом срока, потому что очевидно, что он исправился и не принесет вреда обществу. Но если человек снова совершает какой-то грех, какое-то преступление, его опять отправляют за решетку, и срок его увеличивается.

Понятно, что это некая механическая вещь, и Господь никогда не будет действовать как-то механически, но это как бы некая аналогия тому, что Господь сразу нас принимает, сразу очищает. У Него есть такая возможность, ведь Он очищает нас Своей Честной Кровью, пролитой за нас, и, сделав это, Он делает нас свободными.

Другое дело, что нам, чтобы быть достойными прощения Господа, нужно помнить: покаяние – это перемена ума. А мы все свои усилия направляем на то, чтобы жилось нам комфортно, чтобы мы были здоровыми; или, что еще более страшно, мужчина заставлет женщину убить ее ребенка. Вина за аборт куда более тяжелым грузом ложится на совесть мужчины, и если он думал об этом, мысль его была к этому, то сейчас у него мысль должна быть обращена к любви.

Как мы можем любить усопшего человека, как мы можем проявить к нему свою любовь? Только через молитву. Если у тебя есть ребенок, ты молишься за него каждый день, переживаешь за его детские успехи. Если у тебя несколько детей, ты молишься за каждого из них. Вот точно так же молись и за усопшего человека.

А монахиня, которая составила эти молитвы, возможно, очень искренне их написала; и совсем не для того, чтобы прославиться в каких-то соцсетях. Если эти молитвы тебе по душе – молись. Если же ты начинаешь их читать и они нагоняют на тебя тоску, это очень опасно, и от них нужно отстраниться.

Не нужно искать какую-то особую молитву, чтобы что-то вымолить. Нужно просто каждый день своей жизни быть достойной своих детей, которые уже отошли к Богу и ничем от Него не отделены, и жить так, чтобы, встретившись с ними на Страшном Суде, смог честно посмотреть им в глаза и вместе с ними направиться в Царство Небесное.

– «Скажите, как избавиться от излишней привязанности к животным – домашним собакам? Понимаю, что я предпочитаю общество животных обществу людей и скорее помогу животному, чем человеку».

– Когда человек видит свою проблему, у него куда больше шансов ее решить. Если же у человека алкогольная зависимость и он этого не признает, то это большая проблема. Этот человек будет опускаться все ниже и ниже. А как только человек признает свою проблему, он уже встает на путь исправления.

Собственно, точно так же начинается наше покаяние в любом грехе: ты понимаешь свой грех, идешь на исповедь и каешься в нем. Ты говоришь: «Господи, не знаю, что мне делать, я даже на телеканал «Союз» позвонил, чтобы задать свой вопрос, но я каюсь и верю, что Ты мне поможешь». И когда ты покаешься, нужно воспользоваться помощью Божией, действием Святого Духа и начинать исправляться.

Нам нужно помнить, что свято место пусто не бывает. А любовь к животным – она какая-то заместительная. Животных вообще проще любить. Они более благодарные, более примитивные, у них нет сложных чувств, их не искушает сатана, и если они и царапнут, это будет просто рефлекс, или инстинкт, или даже какой-то осмысленный ход, в котором не будет никакого злого умысла. Будет только борьба за внимание, за личные границы, за дополнительную пищу и так далее.

Человека, конечно же, полюбить сложно, но если мы приложим усилия, чтобы любить людей, нам не будет страшно, что наша любовь к животным оскудеет. Как любим мы животных, так и будем их любить, просто к людям мы станем относиться еще лучше. Если же мы понимаем, что к людям мы относимся хуже, чем к животным, нам сначала нужно довести свою любовь к человеку до уровня любви к животным, а потом больше полюбить человека.

А как это сделать? Вот мы покормили собачку, и не только свою, домашнюю, но еще и купили корм и покормили уличных собак, потому что их никто не покормит, и делаем мы это с удовольствием. Как же мы можем хоть немного больше полюбить наших ближних? Мы пойдем и купим еды несчастному бездомному, которого тоже никто не кормит…

А если мы сделали доброе дело человеку и никто нас за это не похвалил, мы не получили свою награду, то должны понимать, что Господь никогда в долгу не остается. Возможно, именно это доброе дело станет той монеткой, которая на Страшном Суде поможет нам попасть в Царство Небесное.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Ксения Будченко и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает насельник Донского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Филарет (Бердников).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать