Беседы с батюшкой. Воцерковление через мировоззрение. Священник Георгий Кобрин

17 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Тема передачи звучит так: «Воцерковление через мировоззрение». Сам термин «воцерковление» – некий специальный термин, означающий путь к Церкви, чтобы понять ее смысл, становление христианина. Мировоззрение – это тоже очень интересная тема. Существует много размышлений о том, что такое мировоззрение вообще и что нужно преодолеть в себе и в обществе для того, чтобы стать членом Церкви. Здесь просто море информации.

Я хотел бы начать с одного интересного примера. Один священник, отец Леонид Кудрячов, сказал о том, что именно своему ребенку, отроку, он объясняет путь к вере как путь по компасу. Компас всегда показывает на север; если есть компас и карта, ты можешь идти; но в компасе есть специальный стопор, который останавливает стрелку, и в этом случае – куда повернешь, туда компас и показывает. В человеческой жизни бывает часто, к сожалению, так: компас показывает направление к Богу, но я нажимаю на кнопочку и уже не знаю, где Бог, где духовная жизнь, – ничего не вижу. Есть такой компас внутри человека, который показывает путь к Богу?

– Конечно. Это совесть человеческая. Совесть дана человеку Богом, чтобы тот правильно ориентировался в этой жизни, исполнял заповеди Божии. А главная заповедь – это заповедь любви. Но бывает так, что человек заглушает свою совесть, она у него замолкает. Если человек совсем забывает Бога и делает только грехи, тогда про него говорят: «Человек потерял совесть». Задача христианина как раз заключается в том, чтобы свою совесть затачивать, чтобы она работала, как Вы правильно сказали, как компас, который показывает, что я делаю в этот момент – грех или добродетель. Вы очень правильно заметили насчет компаса, прямо в точку.

– Мы помним время, когда мировоззрение определяла далеко не Церковь. Наоборот, нам говорили, что Церковь – это путь заблудших, сумасшедших и старушек, а умный, деятельный человек знает, что Бога нет, что надо – «вперед и с песней». Это мировоззрение разделяло очень много людей. Правда, потом много людей пришло в Церковь, но многие и ушли. Вы видите жизнь в Церкви каждый день и знаете, когда много людей, а когда вообще никого. Чем это обусловлено? Это мировоззрение меняется у людей так часто или оно одно и то же, но просто есть сила привычки или еще что-нибудь?

– Давайте все-таки определим, что такое мировоззрение. Мировоззрение – это прежде всего система взглядов, определяющая Бога, она позволяет нам понять, для чего человек живет, что такое душа, вечность, добро и зло. Если так рассказать эту систему человеку, который входит в Церковь, у него образуется правильное понимание: все раскладывается по полочкам, он понимает, как представлять этот мир, как православный христианин понимает этот мир.

Православное мировоззрение основано на трех главах Книги Бытия: сотворение человека и грехопадение. Если Вы вспомните третью главу, то в ней рассказано, что Бог создал все условия для того, чтобы человек научился любить. Какие три условия? Первое: Он помещает Адама в раю. Через возделывание райского сада, общение со своим Творцом человек учится любить свое творение, а именно для этого он был создан – чтобы быть владыкой всего творения. Второе условие: Бог приводит к нему животных и птиц для того, чтобы тот дал им имена. Тем самым Он доверяет Адаму и развивает его интеллектуальные способности. Адам познавал не так, как мы сейчас: у него было духовное зрение, он видел те идеи, которые Бог вложил в то или иное творение. И наконец, из плоти Адама Он создает еще одну личность – жену, через духовное общение с женой своей Адам учится любить жертвенной любовью и уподобляется Богу. Потом Бог насаждает древо познания добра и зла и говорит: «Адам, ты со всех деревьев можешь есть, а с древа познания добра и зла не ешь, иначе умрешь». Это тоже тест на любовь. Если человек любит своего Творца, он послушает. А если не любит, то не послушает.

Таким образом, все условия были созданы. Поскольку заповедь была дана, удобно было ее проверить. Дьявол пришел в рай в виде змея, соблазнил жену прародителя нашего. Какой смысл в предложении дьявола? Он говорит: «Не слушай Бога, слушай меня. Бог тебе говорит: не ешь с этого древа. А я тебе говорю: ешь. Древо какое? Познания добра и зла. Ты с него съешь и будешь знать все – будешь таким же, как Бог». Вот эту идею построения жизни без Бога дьявол внушает на протяжении всей истории человечества. Как Вы заметили, это прежде всего коммунистическая идея, когда провозглашают построение жизни без Бога. «Интернационал» Вы знаете, силу веры коммунистов: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов». К кому это обращение? Голодных рабов никогда никто не проклинал. Есть одна личность, проклятая Богом. Даже Иуду, предавшего Христа, Бог не проклял. А вот одну личность Он проклял.

– Вопрос телезрителя: «Я давно знаю, что надо просить нашу Пресвятую Богородицу, чтобы Она просила Своего Сына – Господа Нашего – о том, чтобы Он даровал нам дар печати Святого Духа. Что это значит?»

– Дар Святого Духа: когда человек живет в Святом Духе, тогда он в каждый момент времени знает, что ему надо делать. Он проходит испытания добром и злом – в этом смысл жизни человека. Наши прародители Адам и Ева на своем опыте захотели узнать, что такое добро и зло, и Бог им эту возможность предоставил. Первоначально он предоставил им возможность покаяться, то есть разорвать то соглашение с дьяволом, которое заключили наши прародители, послушав его, попав под его власть. Но все три предложения Бога были отвергнуты, поэтому Бог рассудил так: вы захотели на своем опыте узнать, что такое добро и зло, и Я вам эту возможность предоставляю. Каждый человек приходит в эту жизнь, чтобы пройти испытание добром и злом.

Чтобы делать добро, необходимо жить в Святом Духе. То есть жить в Церкви, участвовать в таинствах, очищать свою душу от грехов. Дьявол предлагает нам исполнить его волю и прежде всего внушает нам мысли. Мысли его никогда не бывают сразу злыми, он делает это очень аккуратно. По учению святых отцов, мысль проходит (приемником мысли является сердце) пять этапов (начиная с прилога и кончая падением). Для того чтобы расшифровать мысль, необходимо иметь благодать Святого Духа. Это если говорить кратко.

Если более подробно, то можно сказать, что у человека есть три силы души: волевая, чувствующая и разумная. До грехопадения у Адама разумная сила души – ум – находилась в Боге. Когда человек получал тот материал, который поступал от пяти органов чувств, рассудок весь этот материал обрабатывал и спрашивал у разума, который находится в Боге, правильно ли он понимает этот материал. Разум, находящийся в Боге, в Святом Духе, давал правильное понимание этого мира.

Все мы, люди, искажаем действительность, которая есть вокруг нас. Следствием грехов и является искажение всех событий в той или иной степени. Соответственно, для того чтобы не искажать или как можно меньше искажать происходящие события, необходимо, чтобы человек жил в Святом Духе, участвовал в таинствах, очищал свою душу от грехов в таинстве Покаяния, причащался Тела и Крови Христа.

Богу ничего не нужно, и Он не ставит галочку человеку за то, что тот был в храме или не был, причащался или не причащался. Бог нас безмерно любит. Бог любит каждого человека. Бог есть любовь. Но Свою любовь Он нам навязать не может. Когда Бог видит, что человек молится утром и вечером, смотрит за собой, ходит в храм, исповедует свои грехи (то есть то, что сделал в угоду дьяволу, тем самым обрывая с ним связь), причащается Тела и Крови Христа, то в ответ на этот труд человека Бог дает благодать. Благодать нас укрепляет и говорит нам, правильно мы поступаем в той или иной ситуации или неправильно.

– Спасибо за такой подробный ответ.

Вы проводите катехизаторские беседы перед крещением, общаетесь с крестными родителями. Я встречал людей, которые имеют очень странное представление о том, что такое крещение, что такое крестная родительская работа и забота. Был известный случай, когда священник с Дальнего Востока отказал в крещении, потому что когда он спросил людей, которые пришли креститься, зачем они это делают, они ответили: от сглаза и потому, что все крестятся. Он им отказал, потому что это не причина для того, чтобы креститься. Был очень серьезный скандал по этому поводу. Священник тогда очень четко объяснил свою позицию, сказав, что не хочет, чтобы люди были в храме только дважды: первый раз – на крещение, второй раз – когда их привезут на отпевание. Смысла в этом нет. Как Вы прокомментируете эту позицию? Может быть, и у Вас есть такие примеры?

– Очень хороший вопрос. Мы проводим беседы перед крещением. Когда люди приходят, я им всегда задаю только один вопрос: зачем они принимают таинство Крещения. Ответы достаточно стандартные. Например, чтобы быть ближе к Богу. Я прошу объяснить технически, как быть ближе к Богу. Молчат. Другой ответ: чтобы был ангел-хранитель. Но ангел-хранитель за нас ничего делать не будет, если мы сами над собой не работаем. Еще ответ: у нас такая русская традиция. Тогда я говорю, что помимо Русской Церкви есть еще четырнадцать Поместных Церквей.

Действительно, люди не могут определенно ответить на этот вопрос. Почему у меня и возникло желание давать людям православное мировоззрение, четко, логично, понятно рассказывая обо всем.

– Ликбез.

– Да, ликбез, но он дает схему. Накладывая эту схему на свою личную жизнь, на жизнь своей семьи, жизнь общества и мира в целом, человек правильно ориентируется в этой жизни.

Наверное, девяносто процентов крещеных людей, которые приходят в храм, чтобы стать крестными родителями, на этот вопрос ответить не могут. А на этот вопрос отвечает Сам Спаситель Иисус Христос. Он говорит ученикам такие слова: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Необходимым условием вхождения в Царствие Божие является причащение Тела и Крови Христа. А для того чтобы причащаться Тела и Крови Христа, надо креститься. Крещение – это доступ к таинствам. Участвуя в таинствах, мы налаживаем живое общение с Живым Богом. Все очень просто. Я вообще стараюсь очень просто говорить, чтобы людям было понятно.

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия мы с 2019 года готовим катехизаторов. Мы общаемся с общественными организациями: это школы, институты, тюрьмы. Сейчас мы начали активно работать с военными. Формат у нас такой: 30–60 человек присутствуют, и надо в течение часа рассказать, как православный христианин понимает этот мир. Мы даем информацию, потом отвечаем на возникающие вопросы. Когда у человека есть сформированная схема, он может ее применить в своей жизни.

– Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Мы молимся за своих родных, близких людей. Есть такое понятие: вымолить кого-то, избавить от каких-то бед, страданий, несчастий. Как это правильно понять? Если наш Всемогущий Господь есть любовь, промышляющий обо всех и ведающий все обстоятельства, как в таком случае наша молитва может любовь Божию как-то усилить, ускорить, активизировать?»

– Хороший вопрос. Как мы уже говорили, человек приходит в этот мир, чтобы пройти испытание добром и злом. Это испытание человек заканчивает своей смертью, а дальше начинается вечная жизнь. В зависимости от того, что человек приобрел – добродетели или грехи, он попадает в Царствие Божие либо в ад. Когда человек умрет, он предстанет перед Богом и изменить уже ничего не сможет, потому что у него нет воли. Мы, его близкие, молимся за него и просим, чтобы Господь помиловал его, дал ему Царство Божие.

Церковь на каждом богослужении молится об усопших православных христианах, и эта молитва может реально изменить их жизнь. Такие случаи известны. Например, когда жена вымолила из ада убийцу. Трижды она видела это во сне. При этом жена продала все в своем доме. В те времена не продавали квартиры, а то, наверное, она и квартиру продала бы. За такую жертвенную любовь Господь милует человека, который не смог приобрести добродетели в своей земной жизни.

Молитва очень необходима. Иногда умерший человек снится, просит хлеба или воды. Это как раз он просит молитвы, чтобы близкие за него молились, потому что ему сейчас не так хорошо, как хотелось бы. По смерти человека принято читать 17-ю кафизму. Это тоже подвиг. Попробуйте почитать! Нужно потратить время на это. Это выражение любви. А любовь границ не имеет.

– Милосердие тоже помогает.

– Конечно. Этому надо научиться. На этой неделе меня пригласила в школу учительница пятых классов, сказала, что дети ее не слушаются. Мол, не могли бы Вы, батюшка, прийти поговорить с детьми... Я сказал, что даже не знаю, как к этой беседе подготовиться, такой возраст, 5-й класс... Она говорит: «Да они всё понимают». Я решил построить беседу в виде вопросов и ответов. Пятиклассники задавали вопросы о душе, о том, какую форму она имеет, о вечной жизни. То есть основополагающие вопросы. Для меня это было удивительно.

Были в классе и мусульмане. Я у одного мальчика спросил, в чем смысл жизни в исламе. Он сказал: совершать намаз, делать добрые дела, чтобы Аллах ввел к себе в Царство. Я тогда сказал, что у нас, христиан, одно – мы хотим здесь научиться любить. И Церковь нам предоставляет все для того, чтобы мы научились любить. Как в раю Бог создал все условия для того, чтобы Адам научился любить, так же и у нас в Церкви есть все средства для того, чтобы люди научились этой высшей добродетели.

У нас слово «любовь» имеет много понятий. В греческом языке несколько слов, означающих любовь, а у нас в любом контексте используют слово «любовь». И мало кто знает, что такое жертвенная любовь. Любовь – это созерцание Бога, жизнь в нетварном свете. Зачатки этого у всех есть. Конечно, мы должны это развивать. Когда мы жертвуем собой, своим временем, финансами кому-то  и так далее – это есть выражение нашей любви.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Священники постоянно твердят: причащайтесь, причащайтесь. И тут же говорят: как ты можешь причащаться, если куришь, осуждаешь, гневаешься? Как же быть? По этой причине я уже год не причащаюсь...»

– О достоинстве нашего причастия мы говорить не будем – мы все недостойны подходить к Богу. Но мы просим Его милости. Те привычки, которые Вы назвали, – это греховные страсти, и от них, конечно, надо избавиться. У нас в Церкви принята восьмеричная система страстей. Против каждой страсти есть соответствующее лекарство, прописанное святыми отцами еще в IV веке. Одна из первых страстей – чревоугодие: сюда относится переедание, услаждение пищей, табакокурение, алкоголизм, наркотики. От этой страсти легче всего избавиться. Когда грех входит в привычку, это называется греховной страстью, и мы просим у Бога простить нас и дать нам силы.

Чем отличается человек крещеный от некрещеного? Некрещеный человек – как инвалид, который лежит и встать не может. А у крещеного человека есть палочка-выручалочка, с которой он может двигаться по дороге жизни. Эта палочка-выручалочка – благодать Божия, которая дает нам силы не делать грех. Мы просим Бога помочь нам избавиться от этих грехов – и Он нам помогает, если мы искренне каемся и просим Его помощи.

Единственная причина, почему человек не чувствует Бога, – грех. Покайся! Таинство Исповеди – это подарок Божий. Нагрешил – покайся. Таинство Покаяния совершается при двух условиях. Первое: человек называет все грехи, ничего не скрывая, потому что Бог знает все наши грехи. Не надо говорить какие-то истории, надо говорить о болезнях души. Грех – это болезнь души, и святые отцы писали о грехах как о болезнях души. Есть болезни тела, а есть болезни души. Второе условие: желание покаяться.

Например, гражданский брак. Это же блуд! Человек приходит на исповедь и говорит: я живу в гражданском браке. Я человеку говорю: дай слово на исповеди перед Богом, что больше ты этого делать не будешь, не будешь жить в блуде. Это отправная точка, с которой тебе начнет помогать Бог. Большинство людей дают такое обещание, и у них жизнь меняется. А другие начинают что-то доказывать, говорить: мол, как же я могу? У меня физиология... И вообще он мне предложение не делает, что же мне, самой просить его жить в законном браке?..

В наш Казанский собор приезжают люди со всей России. Была несколько лет назад одна пара: молодые, любят друг друга, но жили в незарегистрированном браке. Я говорю девушке: дай слово сейчас, что будете жить интимной жизнью только тогда, когда зарегистрируете брак. Иначе нельзя. Поплакала, но дала слово. Я, конечно, дал ей послушание. Через пару месяцев она приходит в храм радостная и говорит: «Батюшка, все получилось! Вы дали нам послушание, мы его выполнили». И еще она сказала такую замечательную фразу: «Я никогда не думала, что Бог так помогает!»

За нас Бог ничего делать не будет. Как только даешь слово перед Богом и просишь у Него помощи – тут же начинается работа двух личностей: человека и Бога. Бог начинает человеку помогать, потому что человек сам к Нему обратился...

– Одна из замечательных истин: Бог даже намерение целует. Это совершенно удивительно! Когда приходит это понимание, то каждый раз, когда прибегаешь просто к мысли о Боге, появляется чувство благодарности, которое невозможно ни с чем спутать.

Когда мы совсем дети, нам не нужно ничего знать о Боге. По своей дочери это знаю: будучи совсем маленьким ребенком, она хорошо понимала, что есть Бог в ее жизни, и ей не нужны были никакие доказательства. Она Его ощущала как жизнь.

– А у меня было по-другому.

– У людей разное мировоззрение, но это мировоззрение либо помогает воцерковлению, либо может мешать. И что в таком случае нужно сделать, чтобы его исправить?

– Мне приходится общаться с учителями общеобразовательных школ (в основном в Москве, теперь и в Санкт-Петербурге). После педсовета остаются все учителя, директор говорит: мол, послушайте православное мировоззрение, как христианин понимает этот мир. Я все рассказываю, подтверждая примерами из истории человечества. Потом учителя задают вопросы. Помню, первая моя беседа проходила Великим постом (я тогда еще не был священнослужителем) в одной из московских школ. Я не просто давал информацию, а мы разбирали вопросы. Например, почему Бог отправил человека не в ад, если он послушал дьявола, а на землю. Учителя всё выслушали, а потом говорят: «А Вы не могли бы поговорить с семиклассниками, они у нас самые неуправляемые в школе. У них как раз сейчас классный час». Я согласился. Мы с этими ребятами поговорили, причем они отвечали на вопросы лучше, чем учителя. Но меня больше поразило другое: когда они выходили из класса, несколько человек подошли ко мне и сказали спасибо.  Что-то коснулось их сердца. Наша задача – затронуть сердце человека, а дальше все делает Бог.

– Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Почему первые люди, Адам и Ева, не исполнили заповедь Божию: плодитесь и размножайтесь? По логике, если бы эта заповедь была исполнена, то первые дети были бы беспорочны, без греха».

– Плодитесь и размножайтесь – это не только рожать детей. Это значит: плодите добродетели, уподобляйтесь Богу; об этом прежде всего было сказано. Человек был создан из двух природ: душа его сродни ангельскому миру – духовная, а тело – материальное, сродни вещественному видимому космосу. Поэтому в человеке объединился весь тварный мир. И Бог дает повеление человеку: будь владыкой всего этого мира. Но при одном условии – что человек научится любить. И Бог его обучает любить. Человек учится у Бога, как у своего Творца, непосредственно общаясь с Ним, этой любви.

Что касается размножения людей, то есть разные точки зрения святых отцов. Были такие святые отцы, которые говорили, что единственно правильная жизнь в Боге – это сохранять девство. Но тогда как же будет размножаться человеческий род?.. Поэтому мы не можем говорить «вот если бы...» Что произошло – то произошло, а дальше нам неведомо. До того как Адам и Ева вступили в связь, они согрешили, поэтому были изгнаны из рая. Но прежде всего заповедь «плодитесь и размножайтесь» – о том, чтобы умножать свои добродетели.

– Вы сказали, что дети говорили Вам спасибо. Когда такое происходит, всегда возникает ощущение, что Господь коснулся сердца человека. Совсем недавно я был в Эрмитаже. Там много скульптур и везде написано: «не прикасаться». Я подумал о том, что есть люди, у которых как бы висит такая табличка: «не прикасаться»; они никоим образом не хотят, чтобы Господь их коснулся. Это закрытые люди, которые очень противятся воле, проявляемой по отношению к ним, и стараются вести себя таким образом, чтобы ни в коем случае не быть служителем Бога. В такой заскорузлости, когда человек не хочет ничего слышать и делать, есть путь к изменению?

– Есть такой не совсем педагогический прием, который я иногда применяю. Когда я объясняю православное мировоззрение, в рассказе есть все: о Боге, о Троице, кто такой человек, зачем он живет, смысл его жизни, о том, что он согрешил и как это касается нас, Кто такой Иисус Христос и зачем Он стал Человеком. То есть я рассказываю все, эта система замкнутая. И в конце я иногда (не всегда) говорю: еще час назад вы ничего этого не знали, и для Страшного Суда у вас было оправдание, потому что вы этого не знали. Но теперь вы знаете всё. Как хотите, так и живите, но теперь ответственность лежит на вас.

Хочешь – принимай это мировоззрение, не хочешь – не принимай, но это мировоззрение работает. Адам и Ева выбрали за все человечество, за всех потомков смысл жизни – пройти испытание добром и злом...

– Но они не понимали, что выберут это для всего человечества...

– Бог им сказал: хотели узнать, что такое добро и зло, – идите и узнавайте. Мы приходим на землю, чтобы пройти это испытание добром и злом, отчасти – через обстоятельства, отчасти – через мысли.

В Библии все сказано о том, как строить семью. Семья – это три лица: муж, жена и Бог, Который есть любовь. И четко сказано, как должна быть организована семья: муж – глава семьи, жена – обязательно в послушании у мужа, никак иначе. Наиболее частая причина разводов – то, что жена становится главой семьи. Глупая жена сама будет главой семьи, а мудрая жена поступает мудро. Например, возникает какое-то обстоятельство, которое надо решить. Жена знает, как решить, но говорит мужу: я не буду решать, ты – глава семьи, ты и решай. А муж подводит всю семью. Возникает следующее обстоятельство. Опять жена знает, но не делает: ты – глава семьи, ты и решай. Муж опять подведет, но на третий или четвертый раз задумается. В мужчине заложено то, что он должен быть главой семьи; тогда он берет ответственность на себя; и тогда он семью не бросит, потому что за нее отвечает, и он это понимает.

Еще я хотел бы закончить мысль о построении жизни без Бога. Мы поговорили о человеке, о семье, теперь поговорим об обществе. За годы правления большевиков у нас больше трети страны было уничтожено: две войны, голод, репрессии. Следующий этап – нацизм; это тоже построение жизни без Бога. Фашизм – там Бога нет. Сегодняшняя идея мировоззрения – либерализм, свобода человека; там тоже Бог не нужен.

Знаете, иногда забавно и печально слушать, мол, вы, христиане, ничего не можете; и вообще вы – рабы Божии, а вот я – что хочу, то и делаю: могу пол поменять, могу в однополом браке жить. Человек совершенно не понимает, что он – раб дьявола. Мы рабы Божии потому, что хотим быть в послушании у Бога. Но если ты не в послушании у Бога, ты в послушании у дьявола.

– Причем в свободном послушании.

– Да, человек сам себя отдал в рабство дьяволу и думает, что свободен. Но это иллюзия, никакой свободы там нет. Мы, христиане, свободно выбираем, что не хотим делать грех, мы хотим свободно жить с Богом. И Бог нас не лишает свободы. Мы говорим: мы – рабы Божии. Господи, мы хотим быть у Тебя в послушании, Ты нас веди, пожалуйста.

Но мы пришли на землю, чтобы пройти испытание и злом. Мы в нашей стране пока не принимаем либерализм, поэтому нас так не любит Запад. Не потому, что у нас большие территории, много оружия, большие ресурсы. Нет.

– Вы очень много говорили о курсах при Казанском кафедральном соборе. Расскажите о них подробнее.

– Эти курсы открыты, как я сказал, по благословению митрополита Варсонофия. Это пилотный проект. Курсы проходят по вечерам в пятницу и вторник. У нас два курса: первый и второй. Сейчас пока семь предметов, с Нового года прибавятся еще два предмета. Сейчас начинается сессия, учащиеся сдают экзамены. Мы очень много с учащимися ходим в тюрьмы, в СИЗО. И, знаете, это самая благодарная публика... На масленицу, помню, мы были в «Крестах», в мужском отделении. Наши катехизаторы принесли им всякие необходимые угощения, а они просят только одно – Библию и молитвословы. Совсем недавно тоже были в СИЗО, принесли много литературы, а они просят молитвослов и руководство, как подготовиться к исповеди. И наши учащиеся ведут с ними беседы...

– Благословите наших телезрителей.

– Дорогие телезрители! Сейчас идет Рождественский пост. Вы сегодня слышали в передаче, зачем человек пришел на землю: чтобы приобрести добродетели. Пост – особое время, когда мы стараемся избавиться от грехов. Но грех уничтожить невозможно, его можно заменить соответствующей добродетелью. Самое простое – милосердие и помощь ближнему. Телеканал «Союз» тоже нуждается в вашей молитвенной и материальной помощи. Прошу вас услышать эту просьбу. И прошу: изучайте творения святых отцов, там прописаны все лекарства, как приобретать добродетель и очищаться от грехов.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Топорова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать