Беседы с батюшкой. Иеромонах Макарий (Маркиш). Ответы на вопросы

17 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Иваново-Вознесенской епархии, известный публицист и миссионер иеромонах Макарий (Маркиш).

– Вы написали учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни». Что же это за основы семейной жизни?

– Да. Интересная работа, наш областной отдел Департамента образования ее взял.

– Этот проект реализован в рамках Ивановской области?

– Я не знаю, кто еще его брал. В Интернете он выложен на моем сайте, на сайте Департамента образования, Института развития образования. Я о нем рассказывал пару раз на «Рождественских чтениях». Ударный проект: быстро сделан. Понадобилось быстро написать этот материал, чтобы учителя приступили к работе со старшеклассниками, студентами техникумов, колледжей. Воскресная школа ничем не хуже. Тот же самый материал, только он настроен под межконфессиональную постановку, чтоб никто не мог сказать, мол, этот православный поп пришел всех учить православию. Нет. Наше различие с мусульманами мы знаем, о них там умалчивается. Все остальное, как говорит Святейший Патриарх, общечеловеческие ценности.

– Вы написали это на личном опыте или еще на что-то опирались?

– Это личный опыт священника, который день за днем, месяц за месяцем и год за годом исповедует людей, работает с семьями, молодоженами, разводящимися, с подрастающими детьми, становящимися, в свою очередь, молодоженами. Личный опыт тоже был, довольно давний. Я же монах. В основном опыт личный, практический, я уж не говорю о теоретическом опыте, опыте всей Церкви, на котором все и основано.

– Вы приходите в обычные школы в старшие классы и говорите им о себе, о нравственных основах. Они же собираются в институт, карьеру строить, потом жениться. Как достучаться до 16-летнего человека по поводу нравственной основы жизни? Ценности во многом другие сейчас.

– Как ни странно, до таких легче достучаться. Труднее достучаться до человека лет 20, как правило, мужского пола. Может, он и хочет как лучше. Такие люди даже иногда на исповедь приходят. Я уж не говорю о тех, кто совсем далек от Церкви. А когда слушаешь тех, кто приходит на исповедь, с печалью думаешь о ком? О женщинах, которые не найдут в таком человеке своего супруга. Женская природа более открыта, лучше приспособлена к семейному подвигу, нежели мужская. Мужчин у нас не хватает.

Вернемся к 16-летним, они все разные (человек уникальное существо), но они, как правило, способны услышать и понять, о чем идет речь. Заходит речь о любви. А что такое любовь? У меня в нескольких книжечках есть такой эпизод, который мне запал в память. Женщина рассказывает про какую-то родственницу или знакомую: он ее любил, любил до невозможности, а когда она забеременела, сразу разлюбил и уехал.  Вот вам любовь. Значит, это слово употреблено не к месту.

Мы находим слово «любовь» в Священном Писании, в Первом послании апостола Иоанна, где он приводит такой догматический факт: Бог есть любовь. Это та самая любовь, когда он любил, а потом разлюбил? Наверно, другая реальность стоит за тем словом, которое приравнено к Самому Божеству. Вот та любовь, она-то и созидает брак. А любовь из рассказа – это влюбленность. Русский язык богат.

– Вопрос телезрителя Владимира: «Молитва без любви не бывает услышана, а если ты раздражен? И говорят: не ищи друзей среди людей, а ищи их на небе среди святых, они не предадут, не осудят».

– Второе высказывание ошибочное. Первое высказывание, что нет молитвы без любви, можно правильно понять. Как раз продолжим разговор, что же такое любовь. Продолжаем цитировать апостола: «Любовь познали мы в том, что Спаситель отдал Себя за нас, и мы должны отдавать себя за братьев, за ближних».  Хорошо, мы поняли, что такое любовь. Любовь – самоотдача. А самоотдача – это противоположность эгоизму. Часто бывают молитвы с очень даже большим эгоизмом, у всяких экстрасенсов, колдунов, магов… У них такие молитвы, заговоры, заклинании: «Дай мне, да будет воля моя…» У них эта «молитва» никакого отношения к любви не имеет.

Христианство, вера – это «да будет воля Твоя, я отдаю себя Тебе». Получается треугольник. Он отдает себя Ему, и она отдает себя Ему. И они сходятся в таком вот надежном треугольнике любви. Это очень хорошо, и наша молитва становится молитвой с любовью к Господу и друг к другу. Поссорился человек с женой, хочет ей сказать что-то грубое, посмотрел на небо, предупреждение принял, жене скажет: «Дорогая, прости; бывает». И все восстанавливается, все приходит в норму.

Второе высказывание: «не ищи друзей среди людей, а ищи среди святых». Ошибка в чем? Кто такие святые? А святые разве не люди? А Христос Спаситель разве не Человек? Это Человек, подобный нам во всем, кроме греха. Поэтому, когда мы ищем себе друзей, стараемся избегать разного рода грехов. Нужно сторониться греховных сообществ. Как говорит апостол Павел, худые сообщества развращают добрые нравы. Ищите себе друзей. Я сам грешник, увы, но если я с кем-то общаюсь, то дружба, любовь, самоотдача (дружба и любовь очень близки) помогают нам избежать грехов, преодолеть их. 

Ответ достаточно простой. И мы услышали, что такое любовь. Любовь – значит отдать себя. Муж и жена отдают себя друг другу, отдают себя детям, которые рождаются, дети отдают себя родителям, любят родителей, и это есть нравственная основа семейной жизни.  И на этой основе строится семья, и на этой основе построен учебно-методический комплекс, о котором мы с вами говорим. Все это очень хорошо, всем  понятно.

– А что интересует школьников, студентов?

– Очень многое.

– Какой самый яркий вопрос, который Вам задавали? Может быть, который поставил Вас в тупик, в неловкое положение?

– Частая тема, обычно у тех, кто постарше, – это развод. «Батюшка, она мне больше не нравится, что же делать?» Или он не нравится.

– Об этом говорит статистика. Особенно после пандемии.

– Больше разводов стало.

– Да. Стали чаще друг друга видеть.

– С точки зрения нормальной семьи чаще друг друга видеть – это хорошо. И семья от этого должна укрепиться.

Есть известная притча о пшенице и плевелах: одни ростки вырастают и оказываются пшеницей, а другие – сорняками (их собирают и в огонь бросают). Что такое развод? Я, например, заключаю деловое соглашение о поставке дров. Их привозят, но они оказываются никудышными. А сосед предлагает мне дрова дешевле и лучше. Я звоню и говорю: «Я с вами контракт расторгаю. Больше мне дрова не возите». Мы контракт расторгли. И некоторым людям кажется, что развод – это расторжение контракта. Имели договоренность что-то вместе делать или не делать, а потом раздумали и расстались. Это глубокое заблуждение.

Развод – это не расторжение, не устранение брака, не окончание контракта. Это похороны мертвого брака. Семья – это живое существо, которое состоит сначала из двух человек, потом появляются дети. Бывает, семья болеет. Нет человека, который бы не болел. Но есть люди, которые лечатся и выздоравливают. Кто-то быстрее, кто-то медленнее; кто-то лучше, кто-то хуже, но все приобретают иммунитет. А есть те, что не лечатся и умирают. Случается, что людей убивают. Так и с браком: один из супругов может убить брак. Или оба по своей безалаберности, греховности или по ошибке так себя ведут, что брак умирает.

Небесный Врач дает браку лечебное средство, но люди его не принимают и не лечат свою семью. Или лечат неправильно. Любой врач может прийти к постели больного и сказать: «Простите, я должен теперь выписать свидетельство о смерти, потому что больной умер». Это и есть развод. Мертвое тело хоронят, а живого человека лечат. Задача супругов, когда дело доходит до таких критических состояний, − понять, можно еще лечить брак или нет. Разговор с опытным священником или хорошим психологом поможет обнаружить, мертв ли брак.

– Нужно создавать семью ради детей? Дети − это цель создания семьи? Бывает, что мать уделяет больше внимания детям, чем мужу. Это правильно?

– Это перекос. Вопрос деторождения возникает у супругов (особенно молодых), которые заинтересованы друг в друге, а не в детях в силу своей молодости и неразумия. Есть канонический документ нашей Церкви, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Он принят единогласно всеми архиереями Русской Православной Церкви 21 год назад. Что же там написано? «Деторождение – одна из ведущих целей брака». Значит, эта цель существует и важна.

– Об этом молятся в молитвах во время венчания.

– Да, но это «одна из целей брака», а значит, не единственная. Интимные тонкости брака обсуждаются уже индивидуально. А кто заинтересован в суждениях Церкви, пускай прочитает этот документ: там есть раздел о контрацепции. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» об этом сказано аккуратно, сдержанными словами. В жизни всякое бывает. Все, кто недоумевает о чем-то, раскройте этот документ и прочитайте.

– Если говорить не о жизни супругов, а вообще о создании брака, то создают его мужчина и женщина, а будут ли дети – это вопрос.

– Могут не быть. Помните треугольник? Супруги живут для Бога и друг для друга. Недаром Спаситель говорит: Возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя. А кто может быть ближе, чем муж и жена? Эта любовь здесь и реализуется.

Часто говорят, что у нас в стране уменьшается население. Это все важно, но есть более принципиальные соображения. Реализуя свою способность к деторождению, муж и жена уподобляются Творцу. Он творит мир, и они заняты тем же самым. Это огромнейшая радость и ответственность, важный подвиг, который при нормальных условиях дает полноту семейного счастья. Сколько будет детей, это уже в руках Божиих. Важен тот факт, что интимная жизнь мужа и жены по своему принципу неотрывна от принятия дара творения новой жизни, который принимается от Бога, а реализуется людьми.

– А если родители договорятся, что у них будет двое детей? Может ли быть этот договор нравственной основой семейной жизни?

– Это уже значит обсуждать интимную обстановку. Такая договоренность − это, конечно, некоторое отклонение. Но, может быть, когда рождается второй ребенок, квалифицированный врач говорит жене: «Если решите родить еще одного ребенка, то ваши дети будут сиротами». Такие вещи бывают.

– Да, разные бывают медицинские показания.

Когда начинаешь решать вопросы вне Бога, без духовника, это ничем хорошим не заканчивается. Можно ли сказать, что, занимаясь планированием рождения детей, мы вмешиваемся в какие-то процессы и вредим и семье, и себе?

– Вы, конечно, в точку бьете, но все-таки это рассматривается индивидуально. Если взять в целом, то это неправильно и не должно быть нормой. Господь дает детей. Но от нормы бывают отклонения, которые надо рассматривать индивидуально.

– Вопрос  телезрителя: «Оказывают ли влияние последствия грехопадения на нравственную жизнь человека?»

– Конечно, оказывают. В чем состоит нравственная жизнь человека? Преодоление последствий прародительского повреждения, то есть грехопадения, которое распространяется на весь человеческий род. У нас есть один пример Человека, Который свободен от прародительского повреждения, – это сам Богочеловек Иисус Христос. Он после Своего воскресения свободен от прародительского повреждения. Во всем подобен нам, кроме греха. Все остальные подвержены этому прародительскому повреждению. Задача нашей жизни состоит в том, чтобы эти последствия преодолевать. Нравственная жизнь – это наше преодоление греховных качеств и приобщение к добрым качествам.

– Вопрос телезрителя: «Встретятся ли в Царствии Небесном венчанные супруги?»

– Это не дается фактом браковенчания.

– В Писании как раз написано, что на небесах ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии.

– Греческий глагол здесь означает не «быть в браке», а «вступать в брак». На небесах в брак не вступают. Но мы нигде не видим намеков на то, что подлинный брак там расторгается. Вспомните: это высказывание Спасителя было в ответ на безумный мысленный эксперимент, который Ему предложили саддукеи. Когда было у жены семь мужей, это нельзя назвать браком.

– Таков был иудейский закон.

– Брак, о котором мы говорим, выше закона. Я поэтому и зацепился за слово «венчанный». Можно сказать: брак подлинный, неподлинный и мертворожденный (такие тоже бывают). Мы говорили, что брак − живое существо. Бывают браки, в которые не надо было вступать: только поженились, а уже ясно, что это ненадолго.

– Прошло 50 лет, а они живут вместе.

– Это хорошо, когда первоначальные трудности они преодолели и реализовали свой брак. Ответ на первоначальный вопрос состоит в том, что вы, мужья и жены, можете добиться того, чтобы ваш брак остался в вечности. Я цитирую сейчас «Настольную книгу священнослужителя» (том 4). Это тоже официальное издание Русской Православной Церкви 1970-х годов. В нем сказано, что брак дает надежду на то, что он сохранится в вечности. Что это за надежда? Не такая, когда я выхожу на улицу и надеюсь, будет или не будет дождь. Это та надежда, которая реализуется моими собственными усилиями.

– Резюмирую. Если будем хорошо жить друг с другом, любить друг друга искренне, беззаветно, при этом между нами Бог будет, то и в Царствии Небесном мы будем вместе. Но Церковь признает не только венчанный брак.

– Совершенно верно. У Авраама и Сарры не было венчанного брака.

– Штамп в паспорте, верность друг другу – это тоже брак?

– Брак один. Нет двух разных браков − гражданского и церковного. Есть два гаранта, две скрепляющие инстанции: общество в лице загса и Церковь в лице священника, который совершает таинство Брака. Но брак один.

Брак может быть или нет. Взять такой пример: плывут жених и невеста на корабле, попадают в кораблекрушение и оказываются на необитаемом острове… Они, конечно, будут в браке, если будут жить на этом необитаемом острове. А в реальной жизни люди не живут на необитаемом острове, а живут в обществе, в государстве. Поэтому они следуют тем установлениям и нормам, которые существуют здесь и сейчас, в том обществе, где они живут.

Было время, когда никакого церковного брака не было. Спаситель со Своей Пречистой Матерью пришел в Кану Галилейскую на брак. Вы думаете, их там ждал священник с кадилом? Нет. Это был гражданский брак перед старейшиной общины. А потом было время, когда не было гражданского брака, был только церковный (в разных условиях, в разных странах и государствах). Сегодня существуют две инстанции, которые скрепляют брак: общественная и церковная. И при этом Церковь признает брак, заключенный в загсе, и призывает своих верующих людей заключить брак церковный. Последуют они этому призыву или нет – это уже их нравственный выбор.

Мы иногда говорим: «Почему вы до сих пор не обвенчались? Нехорошо». А бывают случаи, когда приходят молодые люди к священнику со свидетельством о браке, все нормально, что-то обсуждают. И священник говорит, что не будет их венчать, потому что они формально относятся к таинству.

– Я знаю другую историю. Знакомый говорит: «Я не буду пока с ней венчаться, потому что не уверен...» Но при этом они расписаны.

– Отвратительно, если он так говорит...

– Но они потом все-таки разошлись.

– Вот видите.

– Уже изначально была такая установка.

– Вы совершенно правы. Это значит, что у них первоначально брак имел червоточину.

– Но они же заключили договор и подписали бумаги в загсе. По сути, законный брак.

– Закон еще не гарантия онтологического единства. Сколько разных коммерческих сделок совершается, которые потом оказываются бесполезными или просто фальшивыми... Так же и с браком. Очень плохо, когда человек так говорит, как Вы сказали. Эта фраза означает следующее. Человек пошел добровольцем на фронт и думает: «Если что – я драпану к противнику через линию фронта». Вот что происходит, к сожалению. И это не солдат.

– Мне даже светские знакомые говорили: «Как ты на ней сразу женишься? Надо же проверить».

– Проверить что?

– Совместимость.

– Половую жизнь?

– В том числе.

– Это отвратительно.

– Говорили, что надо сначала присмотреться.

– Это тоже подрыв брачного единства. Почему? Я могу объяснить. Когда человек выводит свой сексуальный опыт из брака, он тем самым разрушает материальную основу брака. У нас говорят: «Вот раньше брак был прочный, никаких разводов не было...»

– Были разводы.

– Разумеется, были. И проституция была, все было. В том числе и в православной России (читайте Достоевского). А по сути, юноша разговаривал со своим отцом, и отец ему говорил:

– Ты знаешь, Вася, через две недели свадьба.

– Чья?

– Твоя?

– А на ком женюсь?

– Увидишь.

И люди вступали в брак. Это хорошо или плохо? Но так было, такова была социальная структура. И когда пара вступала в интимные отношения, они были друг для друга единственными и неповторимыми.  И это прекрасно. А если сначала с одной, потом с другой, третьей, пятой, десятой (а может, и она так же) – что тогда?

– Кастинг.

– Да, но когда кинофильм сняли, команда потом расходится. Вот и все.

– Вопрос телезрителя: «Почему братья и сестры, когда кто-то из них умирает, меньше переживают, чем родители? Хотя братья и сестры по крови роднее на сто процентов».

– Во-первых, бывает по-всякому. Во-вторых, меру переживания кто может измерить? Есть разные нервно-психические состояния. Молодому человеку более свойственна сдержанность в проявлении своих эмоций. Пожилым людям (особенно мамам) тяжелее, для них это острая трагедия, которая, разумеется, будет видна на поверхности. Но все они нуждаются в пастырской помощи, в сопереживании, сострадании.

– И в молитве.

– А что такое молитва, как не выражение этого сострадания? Могу поделиться удивительным воспоминанием о панихиде. Дело было за рубежом, в нашу церковь пришел человек, совершенно далекий не только от православия и России, но и вообще от Христа. Это был типичнейший бомж, который недавно освободился из заключения и не знал, куда ему деваться. Кто-то пригласил его в православный храм. Там была суета перед началом всенощной, каждый занимался своими делами, служба еще не началась, а священник служил панихиду в уголочке. Стояли три-четыре прихожанина, пели панихиду, а остальные все своими делами занимались. Я подошел, смотрю – этот парень стоит там. Он ни слова не понимает, не знает, что это панихида, заупокойная служба, а по его грязным щекам текут слезы. Это было серьезное зрелище. И потом, через несколько месяцев, я его встретил уже в русском монастыре.

– Что посоветовать молодому человеку, спрашивает его мама, если он не видит достойной спутницы? Что делать в этой ситуации?

– Мама должна искать не спутницу, а способ мотивировать своего сына, чтобы он был мужчиной. Его состояние души должно быть не таким, как будто он пришел в супермаркет купить банку огурцов, а там двадцать пять сортов стоит, у всех разная цена. Его состояние должно быть совершенно иное, как у призывника или волонтера, который идет на фронт. Разницу чувствуете: человек в магазине и человек, который отправляется воевать? Второй случай – это гарантия успешного брака. А первый случай имеет противоположные гарантии. Человек будет выбирать одну банку огурцов, другую, эти огурцы ему не понравятся, выкинет и купит новые. Так же и с браком бывает.

– Как простить измену?

– Это один из индивидуальных вопросов. За словом «измена» кроется огромное разнообразие конкретных жизненных картин, трагедий, драм, всевозможных коллизий, столкновений и всего прочего. Но одну простую рекомендацию я могу дать, и мне приходилось это делать. Те люди, которые пережили такого рода конфликт, удар по своему браку, приходят к Небесному Врачу, а помогает им земной ассистент этого Врача, то есть священник. Они приходят на исповедь (каждый из них в отдельности), потом приходят вместе на семейную беседу. И если у них есть желание свой брак восстановить, то Господь им помогает через участие Церкви, священнослужителя, опытного в этом деле, который дает им соответствующую помощь и установку. Мне это приходилось делать.

– Вопрос: «У меня сильное желание греха блуда. Мужа у меня нет; и не хочется семьи. Почему является грехом блуд ради здоровья? Врачи говорят, что для физического и психологического здоровья нужна близость с мужчиной».

– Очередной вопрос, который надо рассматривать индивидуально. А ответ очень простой. У вас есть желание иметь с кем-то внебрачную половую связь, а у другого человека есть желание кому-то въехать по лицу. Это его эмоциональный импульс. Мое сравнение не такое глупое, как может показаться некоторым людям. Потому что оно о подчинении своим импульсам, прихотям. Человек теряет контроль над своими прихотями и попадает под контроль сатаны.

Может быть, история с дракой излишне острая, но можно и о мелочах говорить. Скоро наступит среда, и у человека появится желание поесть колбаски. Для здоровья это тоже не вредно. Скажет: «Пост – такая мелочь». Прямо скажем, многие не следуют этим правилам. Но многие и не следуют правилам сексуальной нравственности и попадают в чужую постель. С едой-то они, может, даже и не увидят никаких конкретных проявлений, просто будут потихонечку отходить от Церкви. А люди, которые ведут развратную жизнь, потом имеют очень печальные последствия.

– Вопрос: «Можно ли постричься в монашество в конце жизни вместе с женой?»

– Вместе с женой не получится, только отдельно от нее. Такие примеры мы видим в житиях разных святых.

– А если уйти в монашество при живой жене или живом муже? Как это сделать?

– Все определяется очень простым соображением: в монашество не уходят, а приходят. Об этом часто забывают. У нас даже принято говорить: ушел в монастырь. Те, что уходят в монастырь, в огромном количестве случаев потом уходят из монастыря, с большим скандалом и с большой болью для себя и окружающих. В монастырь люди приходят.

Но если они уже состоят в браке, почему они должны приходить в монастырь? По какой причине? Бывает иногда и такое, но все-таки это не норма. Норма – это муж и жена, которые свою старость проводят вместе, в заботе друг о друге, в усилении своей супружеской любви. Может быть, она не будет иметь тех форм проявления, которые были в молодости, но по своей сути, как отдача себя друг другу, эта любовь будет только увеличиваться к старости. Могу дать рекомендацию прочитать «Старосветские помещики» Н.В. Гоголя. Вот вам пример мужа и жены. Но когда будете рассуждать о монастыре, помните эту фразу, что туда не уходят, а приходят.

– Можете ли Вы привести примеры того, как неверующий муж приходил к Богу в Церковь при помощи своей верующей жены?

– Вопрос хороший и популярный, его сейчас часто задают.

– Задают вопрос, как привести мужа к вере, а я спрашиваю, есть ли примеры, когда это получилось.

– Такие примеры я видел. Но семейная жизнь по природе своей скрыта. И если это любящие супруги (а Бог есть любовь), то совершенно нормально тому супругу, который был дальше от Бога, к Нему приблизиться благодаря этой любви.

А мои наблюдения очень понятны и просты. Я жил за границей, там достаточно типичная ситуация, когда русская девушка (или юноша) находит себе супруга (супругу) среди местных товарищей, которые от Церкви отдалены, ничего не знают, живут в какой-то социальной среде (далеко не церковной). И они вступают в брак. Если это нормальный брак, то вторая сторона, познакомившись по факту с Русской Православной Церковью, с православным христианством, которое в Зарубежной Церкви более живое, чем в нашей массовой среде, приходит, принимает крещение.

Я могу вспомнить один эпизод. Человек был римо-католиком по рождению, ушел из Римско-Католической Церкви, когда стал юношей (ему там все надоело и не нравилось). Он прожил долгую жизнь в отрыве от христианства, а потом познакомился с русской молодой женщиной, и они решили пожениться (он был уже атеистом). Этот человек пришел вместе с ней в церковь, познакомился с духовенством, с разными людьми и довольно быстро принял крещение (хотя католиков у нас обычно не крестят, их крещение считается действительным, но он настаивал на крещении). Его крестили, и он сказал тогда удивительную фразу, которую можно записать в учебники по сравнительному богословию: «Все то недоброе, ошибочное, что я видел в римо-католицизме, в православии отсутствует, а все то доброе и хорошее, что я сохранил с детства о Римско-Католической Церкви, в православии я нашел».

– Напоследок прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Брак – это одна из дорог к Богу, нельзя это ставить в какое-то исключительное положение. Но ни в коем случае нельзя браком пренебрегать. Если кто-то сумел эту дорогу выбрать, то оставайтесь на ней, чтобы она вела вас именно к Небу. И по ней вы придете к Небу вдвоем, с вашими детьми и многими людьми, которые будут на вас смотреть. Золотая свадьба – отличный сигнал для всех тех, кто будет стоять вокруг вас. Они ничего особенного говорить не будут, но выводы будут делать. Храни вас Бог!

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать