Беседы с батюшкой. Сущность и происхождение греха. Протоиерей Игорь Илюшин

17 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма во имя Державной иконы Божией Матери (г. Санкт-Петербург) протоиерей Игорь Илюшин.

– Тема сегодняшней передачи – происхождение и сущность греха. Это сложная тема. Наверное, мы не будем разбирать богословские аспекты происхождения греха, больше всего нас интересует в этом вопросе практический смысл. Потому что очень сложно вообще понять, что такое грех и откуда он берется. Иногда есть ощущение, что грех вошел в нашу жизнь с помощью врага человеческого. Мы поговорим на эту тему, а также про происхождение и сущность греха, которые нас всех волнуют. Способны ли мы вообще осознать грех, понять, что мы грешим? Или мы, наоборот, уже совсем святые и у нас нет никаких грехов? И неужели можно представить общество, в которое грех вошел как некий подарок от врага?

– Дело в том, что нельзя сваливать вину на сам грех, на прародителей, на свою человеческую природу, которая поражена грехом. Потому что мы сами принимаем  грех, очень многое делаем для того, чтобы его удержать. Понятно, что грех – это как болезнь,  тем не менее мы всегда стараемся удержаться в этом состоянии, потому что он предлагает альтернативу благу. Мы знаем, что за грехом стоит дьявол. Конечно же, он искушает человека, предлагает ему все виды искушений (начиная от простых, слабых, материальных, далее идут грехи власти, а на последнем уровне грехов находятся испытания чудом). Во всех сферах жизни есть определенные искушения, испытания.

Мы по своей свободной воле начинаем принимать грех. Мы не хотим трудиться, чтобы добиться истины тем путем, который более сложный, но более правильный. Мы искушаемся какой-то альтернативой. Это прослеживается во всех богословских исследованиях грехопадения.

Если говорить о сегодняшней составляющей, то когда человек рождается, первое, что он начинает проявлять, – это непослушание родителям, нежелание жить по тем нормам, правилам, которые родители диктуют ребенку. Постепенно человек к этому настолько «прирастает», что приучается делать грех. Далее появляется  зависимость от греха, и все это начинает умножаться. Человек привыкает использовать альтернативу.

И в детском возрасте у всех есть совесть, стыд. Плохо, когда это теряется. Есть даже ощущение того, что ты делаешь что-то неправильное. Но если нет должного родительского воспитания,  нет обращения к Божественным идеалам, заповедям Божиим, те альтернативы, которые предоставляются, затягивают, и потом человеку очень сложно не согрешать.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Стоит ли удовлетворять все просьбы о покупках знакомого человека, который лежит в больнице? Является ли это человекоугодием?»

– Как мы знаем, грехов очень много. Даже есть книги с перечнем грехов. Если говорить о конкретном случае, то здесь при посещении больного, прежде всего, надо проявить человеколюбие. Сам Господь говорит: был болен, и вы посетили Меня. За этим Сам Господь стоит. Да и просто ради нашего ближнего нужно проявить терпение. Хочется человеку чего-то вкусного, пусть; главное – чтобы это не было  вредным для его здоровья.

– К этому вопросу надо подходить с любовью и размышлением...

Мне хочется понять, как я должен осознать, что я живу во грехе или совершаю грех. Вспомним советское время: нам казалось грешным одно. А когда Советский Союз распался, у нас оказались совершенно другие ценности. Когда мы жили очень тяжело, вопрос всегда упирался только в то, где и как заработать. От этого зависело многое. Грех в нашем понимании всегда был разным. В Советском Союзе – одно, в дореволюционное время – другое, после перестройки – третье. В западном обществе имеются одни ценности, в нашем – другие.

В этом случае и осознание греха может быть разным. Я должен как-то понять, что это грех. Совесть обличает? Или каким образом я должен это понять? Если мы людей на улице спросим о том, какой грех самый главный, они скажут: не убей, не укради. Обычно на этом все заканчивается. Редко кто вспомнит остальные заповеди, но первую заповедь не вспомнит никто. Отсюда и вопрос: как я должен понять, что я совершаю грех?

– Несмотря на то, что все заповеди Божии записаны в сердце человека (и человек, как мы знаем, сотворен по образу и подобию Бога),  полагаться на собственную совесть ни в коем случае нельзя. Потому что есть понятие «лукавая совесть». Если человек будет ставить себя в основание духовно-нравственного закона, он будет всегда ошибаться. Хотя сейчас, как и во многие другие времена, человек ставит себя в центр мироздания, и все это идет от дьявола. Дьявол же сам себя в центр поставил. Он сказал, что он бог. Сам дьявол возгордился, и он искушает каждого человека, чтобы человек тоже поставил себя на место Бога.

В принципе, он дает человеку подмену того, что человеку предлагает Бог. Он предлагает идти другим, ложным путем. Мы знаем, что дьявол – клеветник, обманщик, лжец. Бог-то тоже человеку предлагает обожение, Он тоже предлагает человеку максимальную святость. А тут дьявол человеку подсказывает: «Да вот пожалуйста: стань богом сейчас. Поставь свои собственные понятия, свою совесть на главное место в своей душе и от этого отталкивайся».

А в истине человек может пребывать только тогда, когда он примкнет к Богу, к своему Творцу, Создателю. Потому что Господь Иисус Христос, вообще Бог в Троице, является полнотой и любви, и света, и истины, и чистоты, и святости. Все эти высшие идеалы, к которым вроде бы стремится человек, находятся именно в Боге. Человек может прийти к этим идеалам только через Бога, через познание Бога, через Личность Бога.

Несмотря на то, что Бог – Творец всего и Ему принадлежит вся истинная, настоящая власть, Он кроток и смирен. Вот такой парадокс. Бог дал нам свободу и попустил проявление греха, зла, но Он не творил это зло. Получается, что Он кротко и смиренно находится в Своем Божественном Царстве и ждет человека.

Вы правильно сказали, что у каждого поколения свои искушения, свои испытания. Можно делать доброе дело, но все равно обманывать; например, продавать какие-то вещи в десять раз дороже пенсионерам. Пенсионеры – доверчивые люди. И вроде ты продаешь эту вещь, а получается, что все равно обманываешь. У человека рано или поздно должна проснуться совесть, что-то такое должно екнуть в душе, он должен прийти в храм к Богу, задуматься об этом. Потому что все равно дьявол не дает истинного счастья, комфорта. Все равно человек будет чувствовать, вследствие приобретенного им богатства, духовное истощение, какой-то дискомфорт. Он не сможет быть счастливым.

Счастливый человек – только христианин. Это человек, у которого могут все отнять, как у Иова Многострадального. У него были дети, богатство, здоровье, и последовательно у него все это отнималось, а Бога  никто не отнял. И получается, что человек сам этот процесс может контролировать. Только от выбора самого человека зависит его пребывание в Боге, и человек никогда несчастным не оказывается. Даже если его убьют, он все равно остается с Богом.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Библии сказано, что плата за грех есть смерть. Но поскольку мы все смертны, то платим и духовно, и физически за грехи. Младенец сделал только первый вздох, еще ничего не сотворил и уже в любую секунду может умереть. Получается, что мы платим за грех смертью, а пока еще бессмертным никто не стал».

– Насчет того, что никто бессмертным не стал, – не соглашусь, иначе не было бы у нас Церкви Христовой. Христос явил нам великую тайну Своего воскресения. И все мы знаем, что будет воскресение всего человечества. Господь нам показал, что жизнь с Богом наполнена светом истины, добром, любовью, и невозможно эту жизнь убить. Дьявол все делал для того, чтобы уничтожить Господа, пытался Его в пустыне прельстить духовными искушениями, которыми он искушает каждого из нас. Первое искушение – хлебом (материальный уровень), второе искушение – властью и третье – чудом. Он предлагал легко это сделать. Конечно же, Господь все это отверг, тем самым показав нам, как следует отвергать дьявольские искушения.

Конечно, грех рождает смерть, потому что формула греха прописана через всю Библию. Грех рождает болезнь и смерть. И исцеление от этого есть. Это Церковь Христова, наше покаяние, обращение к Богу, желание быть с Богом, уподобляться кротости, смирению Бога, иметь благоговейный страх Божий, чтобы не отпасть от этого величайшего состояния пребывания в чистоте. Но все зависит от нас. Как в той притче, когда одной девушке во сне явился ангел и сказал: «Что сделать для того, чтобы ты стала счастливой?» И она сказала: «Мне надо мужа, большой дом и трех детей. И тогда я буду счастливой». Ангел ответил: «Хорошо». Сон закончился на этом, и действительно вскоре она вышла замуж, муж построил большой дом, но они разругались и развелись. И снова ей снится сон, опять этот же ангел является к ней, она ему говорит: «Да ты не ангел, а какой-то демон, ты меня обманул». А он ей отвечает: «Я все тебе дал; и мужа такого, который построил дом, но ты не исполнила одного. Я же тебя спросил: что нужно сделать, чтобы быть счастливой? Ты этого не сделала».

Получается, что мы сами должны что-то делать, нет такого, что Бог приносит человеку все на тарелочке. Человек обязательно должен сам потрудиться, противостоять греху, увидеть, распознать зло, лукавство. И это вменится ему в добродетель; при такой борьбе человек сможет встать на какие-то духовные ступеньки преодоления греха. Бог попускает грех и последствия греха (такие, как смерть) для того, чтобы мы духовно возрастали, научились преодолевать грех, принимать волю Божию. Потому что вера в Бога – это не просто признание существования невидимого Абсолюта – Творца, а это верность Богу, принятие всех Его заповедей, яркое желание жить по заповедям Божиим, это жажда правды, истины.

– Вы говорите, что я должен воспитать в себе дух покаяния. Но для того, чтобы я проникся этим духом, я должен понимать степень своего падения. Каким образом я могу узнать степень падения? Какое зеркало у меня должно быть, чтобы я увидел это?

– В том-то и дело, что грех прячется, камуфлируется. И этому способствует дьявол. Мне вспоминается мистический пример из книги «Несвятые святые» митрополита Тихона Шевкунова (биографическая книга, в которой он описывает свою жизнь). Когда он был еще молодым юношей, они со студентами начали вызывать духов ради интереса. Поначалу этот дух с ними разговаривал, отвечал им на всякие вопросы, они получили мистический опыт общения. А потом, в процессе общения, когда им стало интересно, однажды дух сказал: «Вы должны себя убить». И это их насторожило. Сам будущий митрополит Тихон первым побежал в храм после этого сеанса вызова дьявола.

Все-таки Господь каждому человек дает ангела-хранителя при рождении. В крещении человеку дается еще один ангел-хранитель. И плюс у человека, конечно же, есть что-то божественное, некое чутье. Если это не затуманено греховными страстями, то человек вовремя может услышать, увидеть, почувствовать, что здесь что-то не то, и отойти от этого, найти путь. Потому что путь-то есть, это Церковь Христова. Особенно в христианских странах это можно сделать. У нас в России везде есть действующие храмы Божии. Слава Богу, сейчас нет гонений на Церковь, можно всегда дойти до храма Божьего, почувствовав грех.

Еще я знаю одну семью, в 90-е годы они были вообще неверующими. Просто включили телевизор, был сеанс Кашпировского (в то время это транслировалось по телевизору). Вся семья уселась просто посмотреть ради интереса, со смешками, и мама в этой семье в конце сеанса впала в транс, подпала под этот гипноз. Сеанс закончился, пошла другая передача, а она так и не вышла из этого состояния, стала хохотать безостановочно. Вызвали скорую, ей сделали какой-то укол снотворного, и она заснула. На следующий день она ничего не помнила, но в какой-то момент вдруг встала посреди комнаты и начала говорить не своим голосом: «Я к вам пришел, я вас всему научу, я высшая сила, вы мои избранники». Семья прислушалась к этому духу. Тогда это все было модно, а тут такой контакт наладился с некими высшими силами. Можно было задавать вопросы.

И так получилось, что эта семья каким-то образом дошла до церкви, рассказали священнику, и он сказал: «Попробуйте просто молиться, читать Псалтирь». Когда начали читать Псалтирь, все эти высшие силы начали говорить иначе, то есть началось беснование, крики. Бесы заскочили ей в душу, и потом пришлось изгонять их. Получается, что это искушение, которое было им предложено. Они не были верующими, случайно пошли в храм, подумали, что, может, Церковь поможет, и все равно получили духовное исцеление от этого недуга. Это если говорить о совсем уж мистических вещах.

А в повседневной жизни грех на каждом шагу нас подстерегает. Мы должны сверять свою жизнь в конце каждого дня с заповедями Божиими. Мы сейчас говорим не просто о человеке, который не ходит в церковь и как-то равнодушно ко всему этому относится, а уже о таком человеке, который почувствовал в своей душе, что он делает что-то в жизни не так. Это и есть тот  тихий призыв Бога. Господь всегда зовет тихим гласом к Себе и предлагает взять на себя благое иго, бремя Евангелия, заповедей Божиих, которое «легко есть», и приобрести кротость и чистоту, святость. С чего начать, чтобы просмотреть свою жизнь? С покаяния. Покаяние – это желание приобрести чистоту, в сегодняшней жизни все сделать так, чтобы это было угодно Богу.

– Мне стало понятным происхождение греха, когда человек себя ставит вместо Бога. Кстати, когда враг искушал Адама и Еву, он сказал: «Будьте как боги». После того как мы примем телефонный звонок, я Вам задам еще один вопрос о сущности греха, потому что очень хочется действительно понять, насколько даже незаметные, на наш взгляд, грехи могут способствовать нашей погибели.

Вопрос телезрительницы из Белгорода: «У моей приятельницы не так давно ушла старшая сестра, уже пожилая женщина, но безбожница. Она предложила ей исповедоваться, та отказалась, только сказала, что за ней придет внук. А внук самоубийца. Прошло время, и она преставилась. Но дело в том, что к моей приятельнице Марии во сне этот внук пришел в образе какой-то паутины, стоял в углу. А когда сестра ее умерла, то пришла к ней голая. Она перекрестилась, и эти образы ушли. Как ей сейчас быть?»

(Далее диалог с телезрительницей)

– А причастилась ли ушедшая раба Божия?

– Нет, в том-то и дело.

(Окончание диалога с телезрительницей)

– Понятно. Мне кажется, не надо делать какие-то выводы из снов. Мы вообще относимся к снам настороженно. Ни в коем случае нельзя их ставить во главу угла, потому что через сон тоже могут быть какие-то искушения. Конечно, наш долг, когда мы видим человека на краю жизни (болеет, слег), пригласить священника. Обязанность священника – причащать таких людей. Поэтому на будущее Вам совет. Если человек хочет получить какой-то духовный подъем, напутствие (да и  если он ничего не просит), можно предложить, чтобы пришел священник хотя бы просто на беседу.

У меня были такие случаи, когда человек не хотел, чтобы приглашали священника, потому что боялся, что это делают перед смертью. Но все равно меня пригласили, мы с ней поговорили. Поначалу это была просто беседа, а потом она еще раз захотела поговорить. Так получилось, что она исповедовалась, потом причастилась. Вот такой последовательный путь. Должно быть участие, проявление любви, особенно к тем людям, которые жили в период советского времени и не были воспитаны в вере христианской, они просто не знают, что это такое. Это не их вина, а данность. И наш долг все сделать для того, чтобы как-то им помочь в этом. Потому что душа все равно ищет божественного. У меня много таких примеров, когда люди, исповедуясь и получая Причастие на смертном одре, благодарили и по-настоящему изменялись, обретали душевный покой.

– Вспомним Ксению Петербургскую, как она молилась за мужа, который не причастился перед смертью, и что из этого вышло.

– Мы надеемся, что Господь помиловал его. Здесь точно так же: конечно, можно молиться за эту женщину, несмотря на то, что она не смогла причаститься по каким-то причинам.

– Даже если человек был безбожник, все равно в нашей келейной молитве мы обязаны молиться за него.

– Да, в келейной молитве мы молимся за всех наших родных, близких. В этом тоже проявляется наша любовь.

– Все понятно, когда мы встречаем откровенный грех, такой, как воровство (у нас уже давно не считается грехом ростовщичество, хотя понятно, что мы имеем в виду под этим словом). Но есть такие грехи, которые кажутся нам совершенно безвинными. Например, мы часто осуждаем, ропщем, унываем, ленимся или не радеем к молитве… Есть ли в этом постоянное самооправдание? Или что здесь происходит?

– Все равно даже малый грех – это беда. Есть такая притча. Одна раба Божия сделала  большой грех, покаялась, а другая совершила много мелких грехов. Старец первой говорит: «Возьми и принеси один большой камень». А второй говорит: «А ты принеси много маленьких камушков. Сколько грехов сделала – столько и камушков». Первая принесла большой камень и положила перед старцем, а другая принесла целый мешок камней. Старец говорит: «Теперь попросите прощения у Господа и верните камушки на свои места». Та, которая совершила большой грех, поставила камушек там, где он и лежал. А вторая, у которой было много камней, оказалась в растерянности...

Получается, грехи вроде бы маленькие, а ран принесено ближним много; и уже даже невозможно все это как-то исправить. Это первый момент.

Второй момент. Любой грех, даже маленький, полностью захватывает человека и удаляет от Бога. В «Исповеди» блаженного Августина есть такой пример. Одного благочестивого человека привели на бои гладиаторов. Он сказал: «Зачем? Я туда не пойду». Ему говорят: «Ты посиди с закрытыми глазами, не смотри». Он говорит: «Ладно. Я буду молиться». Вот так он понадеялся на себя самого. Пока сидел, подумал: дай-ка одним глазком посмотрю. И закончилось тем, что он громче всех кричал: «Убей, убей его». То есть грех постепенно захватил его. Он думал, что не обладает таким грехом, а получается, что грех тут же произрос в нем; и даже больше, чем в его нечестивых  друзьях. Вот так благочестивый человек тут же воспалился грехом.

Поэтому любой, даже самый маленький грех отдаляет человека от Бога, делает несчастным. И надо бороться за то, чтобы максимально очищать свою душу, пребывать в молитве – тогда благодать Божия, как некая Божественная сила, будет удерживать человека в добре. Потому что удерживаться во благе возможно только по действию благодати Святого Духа.

– Последний вопрос. Исповедуясь в своих грехах, надо уделять внимание только тем грехам, которые обличают тебя, или попытаться найти еще и те грехи, которые не понимаешь сердцем, но можешь понять умом?

– В тех грехах, которые обличают, надо сразу каяться, даже не дожидаясь исповеди; нужно что-то делать, исправлять, молитвенно обращаться к Богу. Если мы не просматриваем свою душу внимательно на предмет того, в чем согрешили, то можем что-то пропустить, чего-то не заметить.

– Спасибо! Благословите наших телезрителей.

– Спаси и сохрани Господь всех нас от больших и маленьких грехов.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​