Беседы с батюшкой. Для чего я живу. Протоиерей Алексий Скляров

16 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает благочинный Невского округа г. Санкт-Петербурга протоиерей Алексий Скляров. 

– Тема сегодняшней передачи: «Для чего я живу?» Мне всегда казалось, что на этот вопрос не существует ответа. Но чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что ответ, мягко говоря, очевиден…

В нашей жизни нам приходится сталкиваться с большим количеством вопросов, на которые нет ответа: чтобы найти какие-то ответы, мы приходим в храм; все время ищем что-то, душа болит по этому поводу. В детстве мне казалось: я не знаю самых главных вопросов потому, что в жизни мне не очень везет. Всегда было ощущение, что не знаешь чего-то главного. Может, именно этот поиск и заставил меня прийти к вере. Когда вы впервые столкнулись с поиском ответа на сегодняшний вопрос: «Для чего я живу?»

– Думаю, что большинство людей сталкивается с этим вопросом еще в детстве. Когда пытаешься каким-то образом познать, узнать мир – это всегда интересно, всегда завораживает, всегда открытие.  Конечно, я задавался этим вопросом, но, наверное, маленький ребенок не может этого делать вполне осознанно. Крещен я был только в тринадцать лет. Думаю, что как раз после крещения я уже стал задумываться: «что», «как» и «почему»;  стал что-то читать, чем-то интересоваться. Тринадцать лет – такой возраст, когда ребенок вырастает и может думать о чем-то более серьезном, чем простые детские развлечения.

Для чего мы живем – это вопрос краеугольный, каждый может на него отвечать по-своему. Думаю, на него есть ответы, но принять эти ответы очень сложно. О смысле жизни нам говорит христианство. Цель творения – блаженство твари и слава Творца. Господь нас сотворил для радости, и мы должны Богу отвечать своей любовью. Вот заповедь Христа: любовь к Богу и ближнему. Мы любим Бога и реализуем эту любовь через любовь к ближним. Все, казалось бы, просто. Получается, что на словах мы все это прочитали и узнали, но как это реализовать? В этот самый момент и наступает трудность.

Конечно, кроме глобальных смыслов есть и более мелкие. Если спросить людей на улице, то сегодня огромное количество ответит, что они живут ради детей. Но жить ради детей, как бы я их ни любил (а я очень люблю своих детей, думаю, каждый своих детей любит), это такой смысл, который заканчивается. Потому что дети вырастают, отношения потом бывают разные. И рано или поздно не только мы уйдем, но и дети уйдут.

С другой стороны, без любви к тем же детям наша жизнь потеряет краски, те краски, которые нам необходимы, которые нам помогают жить и идти к самому главному. Поэтому такие вещи, как дети, любовь, семья, а для кого-то – не настолько возвышенные вещи (деньги, успех) – все это нам Господь дал в пользование, и это тот вкус жизни, который  можно пробовать, ощущать, реализовывать, стараясь не совершать греха. Но в то же время для верующего человека главное – обретение гармоничных отношений с Богом. Это самое главное.

– Да, сколько бы мы ни мечтали, ни познавали умом те или иные истины, они могут оставаться только в голове. Потому что мы часто не подключаем свое сердце и в результате можем быть очень образованными даже в религиозном плане, но при этом веры не иметь.

Когда я шел на передачу, то услышал сегодня разговор двух людей, вероятно, супругов. Я услышал конец разговора, он сказал ей: «Понимаешь, если молиться два-три года, то психолог уже не нужен». Я подумал: если мы молимся, то сразу требуем от Бога, чтобы Он дал что-то прямо сейчас. Так вот, когда мы ищем ответ на вопрос, для чего живем, может, не стоит сразу желать получить ответ от Бога?

– Желать мы можем чего угодно. Другой вопрос, насколько это реализуемо. Каждый живет так, как сам желает. Жизнь нам дана Богом, мы проживаем каждый день. Думать о том, что будет потом, мы, несомненно, должны, но живем мы сейчас. Поэтому уже сейчас нужно благодарить Бога, радоваться тому, что есть, общаться с Богом.

Молитва – общение, разговор человека с Богом. Если мы будем только просить – мы будем в роли маленьких детей, которым просто что-то нужно. Младенец постоянно у мамы что-то просит. А папы  ждут того момента, когда можно будет о чем-то поговорить. Мы можем остаться во младенчестве, а можем чуть-чуть подрасти и увидеть, что Отец Небесный нам что-то дает, поблагодарить Его за это и увидеть Промысл Божий, который мы подчас не видим, а считаем, что все происходит само по себе или по нашим собственным способностям и талантам. И тогда это – молитва-благодарение, а это самая главная молитва. Мы не должны что-то просить, мы просто должны жить в Боге, жить с Богом (Господь наполняет нашу с вами жизнь) и радоваться тому, что сегодня нам дается. Нужно идти даже не к тому, чтобы обрести смысл жизни, но чтобы понять, что Бог хочет лично в моей жизни. Ведь несмотря на общие слова о том, что мы желаем обрести спасение души, гармоничные отношения с Богом, все равно у каждого  свой путь, каждый по-своему по нему идет. Мне кажется, значительно важнее не просто понять, почему я живу, а какая цель, что Господь от меня хочет, ждет. От каждого человека Он ждет что-то Свое. У каждого  свой путь, своя молитва.

Мы читаем молитвослов: там общие молитвы, составленные, несомненно, святыми людьми. Но если мы не молимся сами – это неполноценная молитва. А когда мы сами молимся – какая эта молитва бывает разная! И это замечательно и  прекрасно, это то самое многообразие, которое может быть на пользу и нам, и окружающим. Мы знаем, что разнообразие бывает различным (бывает, например, разнообразие греха), но для христианина очень важно, чтобы все, что Господь  дал, всю радость, что Он дает нам в пользование, во владение, мы использовали к Его прославлению и к нашей собственной радости.

Кто-то может сказать: «А как же аскетика?» Одно не отрицает другого. Серафим Саровский говорил: «Христос воскресе, радость моя!» Ведь он был аскет, но при этом сколько в этом радости! Нам бы хоть в чем-нибудь ему подражать... Это не просто слова пожилого человека, это исходило от его души. Возраст иногда делает людей лучше, иногда хуже. Когда он делает их лучше – сколько доброты и любви мы можем услышать от пожилого человека по отношению к тебе, постороннему… Значит, этот человек в познании самого себя и своей жизни что-то получил, что-то понял. Может быть, понял, что нужно прощать; может быть, он себя ощущает совершенно в другом духовном измерении, он тебя любит и видит в тебе не второстепенные, а самые главные вещи. Бывают, конечно, и другие люди, которые озлобляются и ничего в своей жизни, кроме негатива, не видят.

– Вы как раз затронули очень важную тему – негатив. Бывает так, что нам посылаются некоторые испытания, и, часто сталкиваясь с ними, мы видим свою жизнь в черном цвете. Тогда мы начинаем размышлять о том, зачем живем, в негативном плане. Более того, в особенности мы сталкиваемся с этим в молодости. Казалось бы, вся жизнь впереди, но вдруг мы начинаем переживать, что у нас что-то в жизни не так, что-то не складывается. Как поступить в этом случае? Как преодолеть состояние негативного отношения к жизни?

– В молодости просто очень узкий горизонт. У нас есть некоторые представления, стереотипы, которые с возрастом рушатся, меняются, к чему-то мы становимся более снисходительны и так далее. В более взрослом возрасте исчезают какие-то иллюзии– это тоже хорошо. Мы начинаем шире смотреть на вещи (не значит, что со стороны греха), относиться к людям лучше. Обычно дети бывают самые жестокие, несмотря на весь пиетет к ним. Поэтому я думаю, что надо стремиться через познание этого мира расширять свои горизонты и видеть, что даже самая патовая ситуация сегодня есть, а завтра пройдет. Она точно пройдет, и что-то поменяется. И если я сегодня уйду из этой жизни, то я, возможно, завтра совершенно не смогу порадоваться тому, что Господь для меня приготовил.

Еще это происходит, несомненно, от эгоизма, когда мы просто не видим всю ту любовь, все то, что нам дает Бог в нашей жизни. Все это – общие размышления, но когда наступает уныние, то его очень-очень тяжело пережить. Для этого есть близкие, молитва Церкви. В конечном итоге не стоит иногда пренебрегать современными специалистами-психологами, тем более много и православных.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Когда я раньше готовилась к причастию, то читала полное правило. Теперь читать не могу – плохо вижу. Как мне дальше готовиться к причастию, что нужно делать? Второй вопрос: можно ли больному перед операцией снять крестик?»

– Вопрос по подготовке к причастию решался. Не всегда люди были грамотными, как сейчас, и я даже не сказал бы, что это было в стародавние времена – так было еще лет сто назад. Вопрос решался чтением Иисусовой молитвы, определенного ее количества. Но есть более современные способы. Я не вижу проблем (и не сталкивался с тем, чтобы кто-то был сильно против), чтобы посмотреть и послушать молитвы с помощью телевидения.

– Кстати, на телеканале «Союз» каждый день есть молитвенная подготовка к причастию.

– Да, можно посмотреть, послушать. Необязательно даже смотреть – можно включить и молиться перед иконой. Священник читает – получается, у вас есть персональный чтец, да еще и священник. Прекрасно, он все прочитает со всеми смыслами, ударениями. Иногда, например, люди не имеют времени. Тогда можно послушать правило в машине. Можно иметь диск, чтобы всегда была возможность послушать и помолиться.

И Иисусовой молитвой.

– Да. Могут возразить, что на это нужно особое благословение – с этим я, конечно, соглашусь.

Второй вопрос: тут решать врачам. Вы можете только попросить врача по возможности. Но я не думаю, что будет большой проблемой снять крестик – отступления от веры не будет. Ношение креста на груди очень важно, но это такая же традиция, как и все другие. Священное Писание нас не обязывает носить крест, это наша традиция. Святитель Иоанн Златоуст в свое время лишал права ношения креста на груди тех христиан, которые часто его воспринимали как какой-то амулет, особую защиту. Мы знаем, что крест – защита, потому что на нем изображен распятый Христос. Это для нас, безусловно, дорого.

Но не будет отступлением от веры, если от вас медики потребуют, чтобы были соблюдены все необходимые нормы и требования. Потому что не просто так с человека все снимается в случае оказания ему помощи в реанимации. Бывает так, что где-то могут быть сделаны исключения. Я думаю, что нужно побеседовать с лечащим доктором. В любом случае не считайте это отступлением от веры. В операционных часто иконы стоят – можно попросить,  чтобы и крестик рядышком лежал. Ничего страшного в этом нет, отступлением от веры это не будет.

Вспомнил историю, когда мне делали операцию: я должен был снять крестик, но он лежал подо мной, его положили рядом…

Следующий аспект дальнейшего разговора «Для чего я живу?» касается нашего процесса жизни. Мы рождаемся, идем в детский сад, школу, институт, потом – работа, семья, дети. Все это укладывается в нашу жизнь, и в результате, если все это бессмысленно,  для чего мы живем?

– Господь все это нам дал: и учебу, и проблемы с ней, и работу, и трудности, и радости, и семью. – Все это замечательно, это благословение Божие. Смысл для человека в том, чтобы это благословение Божие принять. Не отказаться от него, не отторгнуть, но попытаться увидеть в своей жизни Промысл Божий. Для кого-то это семья, а для кого-то – монашество, по-разному бывает. Знаете, есть такое мнение: когда находишься в храме – занимаешься своим спасением, а когда из него выходишь – всю неделю теряешь зря. Это неправда. Мы христианами остаемся всегда: когда едем в общественном транспорте, отчитываем своих детей, ругаемся с женой… И Господь нас видит.

Если в тот самый момент в храме встать там, где тебя не толкнут, – замечательно, идеальные условия. А ты в семье останься христианином: примирись, найди любовь. Это сложно. Осознай свое недостоинство перед своими детьми. Осознать и понять это, найти контакт, увидеть, что дети тебя любят, несмотря на твои недостатки, – это замечательно. Я считаю, что в этом тоже, несомненно, есть смысл жизни и радость. Мы живем. Если закисаем – то постепенно умираем, а разве в этом замысел о нас Бога? Нет, конечно. Поэтому надо жить и Бога благодарить за все.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «У меня житейский вопрос. Например, сейчас, при ковиде, на людей сыплются потери со всех сторон: человек то теряет близких, то с ним происходят какие-то неприятности. Все время накатывается снежный ком. Как в таких случаях (далеко не все такие праведники, как Иов) не вложить в слова “спасибо Богу за все” совсем другой смысл?»

– Господь дает нам испытания по нашим силам. Креста тяжелее мы не несем, чем можем понести. У нас бывает уныние и отчаяние. Сейчас трудное время, связанное с коронавирусом,  люди умирают. Но на самом деле смерть всегда была, просто сейчас все стало заметнее. Конечно, это стресс для людей. Но это наша жизнь, которую Бог дает нам сейчас и сегодня. Ее нужно проживать и благодарить Бога. Не нужно жить непонятным будущим, ожиданиями чего-то; жить надо сегодня, сегодня радоваться, находить в себе силы.

Пример Иова – замечательный пример. Но через что он прошел! В этом и был смысл его жизни. Он жил для того, чтобы пройти все испытания и выйти из них победителем. Конечно, я – не Иов, а другой человек, у меня своя жизнь. Но Господь промышляет обо мне, любит меня, дает мне свои трудности и свои радости. Это замечательно. В этом смысле нужно помнить, что осуждение – это грех. Мы часто смотрим на другого и говорим, что он неправильно поступает, что он недостойный человек, но почему ему в жизни хорошо? Этим самым мы будто говорим Господу: Ты не прав, потому что человек этого не заслужил.  Но все, что у него есть, дал ему Господь. А как он это реализует – другой вопрос. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы не на других смотреть, а на себя. В своей жизни видеть свою радость, побеждать свои недостатки, идти дальше, развиваться.

У каждого человека своя история. Кто-то родился гением, а кто-то через усидчивость, чтение книг становится видным ученым и делает научные открытия не в 20 лет, а в 60. Это нормально и естественно. Даже в спорте такое бывает; не всегда оказывается, что спорт – дело молодых. У всех все по-разному.

Трудности и сложности бывают у всех, но мы должны радоваться и благодарить Бога. И мы должны друг друга поддерживать, быть вместе, сегодня это особенно важно. Да, нам надо держаться на расстоянии, носить маски и так далее. Но сегодня Господь дал нам возможность позвонить друг другу. Если кто-то болеет, принести продукты. Это жизнь в тех обстоятельствах, которые нам сегодня дает Бог или попускает.

– Владыка сказал как-то на проповеди, что Господь нас посетил болезнью. Меня эта фраза удивила. Но потом я понял, что Господь посещает нас по-всякому, в том числе и болезнью. Многое зависит от нашего отношения к этому. Когда мы все сидели на изоляции, это помогло нашей семье стать более дружной. Потому что до этого мы мало общались: я работаю, жена работает, дочка учится; и мы встречались только за ужином. Время, проведенное вместе, помогло нам решить многие проблемы, которые у нас были.

Если человек неверующий, но отношение к жизни у него как у верующего (слава Богу за все!), ему открыты пути славить Господа?

– Просто было бы безумием ставить Господу какие-то рамки. У Господа Свои пути, Свой Промысл. Мы можем по-человечески что-то измышлять, но знаем точно: чтобы спасти свою душу, нужно обрести веру. Если ты уже узнал о Христе, должен креститься и следовать за Ним. Что будет дальше – нам неведомо. Милость Божья неизмерима. Я встречал людей, которые всю жизнь были коммунистами, а в последний момент своей жизни исповедовались, причащались и уходили христианами. А бывало наоборот. Человек всю жизнь вел христианский образ жизни, а  перед смертью вдруг испугался и растерял все, что было. Бывает по-всякому.

Удивительное дело, когда видишь, что неверующий человек поступает как христианин. Это не должно смущать, это должно радовать, потому что Господь дал человеку талант, дар любить. Сколько сегодня замечательных людей занимаются благотворительностью; и не все они верующие. Но прекрасно, что они помогают. Понятно, что помощь будет спасительной тогда, когда она во имя Христа. Но у Бога Свой суд. Главное, что помощь оказывается. Для христианина это нормально – брать пример с неверующих людей. Нужно просто делать все по-христиански, это и будет яркой проповедью любви.

– Вопрос телезрителя: «Я никак не могу смириться со смертью своей дочери. Что мне делать?»

– Вам нужно это прожить. И попытаться уберечься от уныния. У нас в храме был такой пример. Одна прихожанка стала ходить в храм тогда, когда потеряла свою дочь в автокатастрофе. Молодой человек, который был за рулем, выжил. Она ему этого не могла простить. Много лет женщина пыталась это как-то для себя решить, ездила на Святую Землю, молилась. Она так и умерла от горя, но все-таки что-то пыталась. Я верю, что Господь ее простит и поддержит.

Постарайтесь увидеть милость Божью в Вашей жизни; что случилось – то случилось. Не надо задумываться – почему? Не надо обвинять людей, которые были вокруг. Изменить Вы уже ничего не можете. Но попытаться изменить свое отношение к этому  – можете. Эту боль нужно прожить в молитве, прося у Бога помощи. Я верю, что близкие люди Вас любят, прихожане в храме. Старайтесь больше трудиться. Если Вы сильно захотите, то сможете преодолеть эту боль. Она, конечно, никуда не денется, останется в глубине души, но Вы с этим сможете жить. Постарайтесь через благотворительную деятельность, социальную трудиться в память о своей дочери. Это очень важно. Сейчас огромное количество организаций, которые занимаются этим. Идите туда, не надо сидеть дома. Это поможет и укрепит Вас. И конечно, регулярно исповедуйтесь и причащайтесь, читайте Священное Писание. Лучше исповедоваться у одного священника, который знает Вашу беду.

Нужно опасаться той ситуации, когда горе начинает съедать. Не позволяйте этого. Ваша дочь точно не хотела бы, чтобы это произошло. Я уверен, что она хотела бы для Вас только доброго и хорошего. Как мы все желаем для своих родителей, чтобы они жили в душевном спокойствии и радости. Этого же хочет для Вас и Ваша дочь. Она не хочет, чтобы Вы переживали и так убивались. Поэтому в память о ней постарайтесь заняться какой-то деятельностью. Мы все вместе помолимся о Вас, чтобы Господь помог Вам прийти в душевное равновесие и упокоил Вашу дочку.

Не надо жить для вещей временных. Нужно беречь близких, любить их, стремиться к тому, чтобы они радовались. Если они будут радоваться, и мы будем радоваться. Для этого надо трудиться.

– Молитва очень нужна особенно в тяжелых ситуациях. Вспоминаю, что благодаря (если так можно сказать) смерти своей мамы я стал верующим человеком; стал верующим от горя, а не от радости.

– Это был толчок, осознанность веры и ее реализация приходят потом. Господь дал испытание, через которое Вы пришли к вере, дальше приходит любовь Божья, которую Вы почувствовали.

– Почувствовал. Мне необходима была молитва, потому что другого разговора с Господом я не знал.

– Это обретение веры было вторым подарком Вам, после дара самой жизни.

– Нельзя определенно ответить на вопрос, как надо жить. Но если отвечать на вопрос, для чего я живу, – это заставляет задуматься о своей жизни?

– Несомненно. Жить нужно в Боге и для других; в радости, благодарении, в молитве. Для верующих людей, конечно, это все дано. Но мы должны поддерживать и неверующих, мы все творения Божьи. Милость Божья распространяется на всех. Вопрос этот, конечно, нужно задавать. Чтобы идти дальше, побеждать самого себя, приближаться к Богу. Спрашивать самого себя: а что я уже сделал, что еще нужно сделать? Может быть, это общие слова, но это так. Я верю, что наш разговор кого-то подтолкнет к тому, чтобы подумать и поразмышлять над своей жизнью; отодвинуть в сторону свою леность и пойти вперед к обретению истинного смысла жизни.

Записали Софья Горбачева и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​