Беседы с батюшкой. Великопостные богослужения. Иеромонах Аркадий (Логинов)

16 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня у нас в гостях руководитель административного секретариата Екатеринбургской епархии, настоятель Архиерейского подворья святителя Саввы Сербского иеромонах Аркадий (Логинов).

– Отец Аркадий, Вы много лет преподаете в духовной семинарии литургику. Хотелось бы сегодня уделить внимание тематике великопостных богослужений. Людям, далеким от церковного устава и особенностей богослужения, довольно трудно объяснить, что меняется в богослужениях с наступлением Великого поста. Давайте попробуем кратко и в простой форме объяснить телезрителям, как меняются богослужения с приходом Великого поста и чем они отличаются от обычных.

– Если смотреть в исторической ретроспективе, богослужения Великого поста, по сути, ничем не отличались от обычных богослужений того времени, когда они формировались. Есть некоторые отдельные службы Великого поста, особенно те, которые совершаются на Страстной седмице и решительно отличаются от богослужений, совершаемых в остальное время года, но в целом порядок служб остается прежним. Хотя можно и нужно указать на ряд особенностей, ставших, скорее, рудиментом прежней практики.

Богослужение, что теперь совершается обычно в течение года, выглядит иначе из-за отсутствия некоторых моментов, которые присутствуют в богослужении Великим постом. В частности, это поклоны. Самое заметное отличие великопостного богослужения заключается в совершении поклонов: в течение дня по окончании каждой службы совершаются поклоны с молитвой Ефрема Сирина. Могу сказать как преподаватель: если мы откроем Типикон, то увидим, что такой порядок служб предусмотрен не только для Великого поста, он может совершаться и в течение всего года. Особенно это касается других, так называемых малых постов. Но даже кроме них, когда нет сугубого праздника, может совершаться аллилуйная служба. Собственно, она и является основой богослужений Великого поста. Данное определение относится к богослужению утрени, потому что в воскресный день или в течение богослужений основной части года на утренней службе обычно поется праздничное торжественное песнопение «Бог Господь и явися нам...» А Великим постом в седмичные дни (кроме воскресных дней) утреня начинается с пения «Аллилуйя» со стихами покаянного содержания, которые напоминают о покаянии.

Еще раз повторю: целый ряд особенностей богослужений великопостных – это остаток того, как богослужение выглядело прежде. Например, есть известный и очень важный для литургической науки памятник конца IV века, который называется «Паломничество Эгерии». Это записки западной путешественницы, совершившей паломничество в Святую Землю и описавшей свои впечатления. Первое, на что она обращала внимание, – богослужения, которые совершались в Иерусалиме в то время. Она прямо отмечает, что в период Великого поста службы седмичных и воскресных дней ничем не отличались от служб в остальное время года. Каких-то особых элементов тогда еще не было.

С развитием литургических форм, последований изменения самого порядка служб вечерни и утрени не затрагивали богослужений особых периодов, в первую очередь периода Великого поста. По сути, порядок, последовательность службы, совершаемой Великим постом, во многом напоминает богослужение Студийского монастыря IX–X веков. Потому что дальнейший этап развития богослужений происходил в направлении большей торжественности, праздничного варианта богослужения (если уже иметь в виду богослужения по Иерусалимскому типикону). Изменение касалось именно тех частей службы, что отображали собой праздничный ее вариант. Пример – окончание утрени, которое мы видим в воскресный день или в другие праздники, и то окончание, которое бывает в службах великопостных.

Подведя черту, можно перечислить основные отличия: пение «Аллилуйя» на утренней службе, совершение поклонов с молитвой Ефрема Сирина по окончании каждого из богослужений (вечерни, утрени, повечерия, каждой службы часов в отдельности, изобразительных).

Еще один элемент в рамках богослужения утрени – пение библейских песен. Это, скорее, явление уже современной практики, когда библейские песни в каноне утрени поются исключительно в период Великого поста, а в остальное время года, как правило, их заменяют на молебные припевы. Хотя устав предполагает употребление библейских песен в разных вариантах в течение всего года.

Канон великопостной утрени составляется не только из канона Минеи, последования службы святого, но и из трипеснцев Триоди. Сама эта книга называется «Триодь», что с греческого языка буквально переводится как «трипеснец», указывая на то, что каноны в этот период, в седмичные дни Великого поста, поются не полностью, а в сокращении и состоят лишь из трех песен.

Вот самые заметные элементы. Мы сейчас не говорим об особых богослужениях, которые совершаются в отдельные дни Великого поста. Это, например, великое повечерие с чтением Канона Андрея Критского (на первой седмице), Мариино стояние (четверг пятой седмицы), Похвала Пресвятой Богородицы (суббота пятой седмицы). Если эти особые службы мы не берем во внимание, то в целом примерно так, как я рассказал.

– Практический вопрос. Нередко человек говорит: «Стою за богослужением и ничего не понимаю». Давайте дадим совет тем, кто не понимает, как быть, что делать. Как все-таки начать все понимать?

– На этот вопрос можно ответить по-разному. Можно предложить молиться так, как умеешь. Например, произносить про себя молитву Иисусову. Но это неправильный подход, потому что не для этого человек приходит в церковь. Надо понимать, что богослужение в современном виде имеет определенный недостаток: люди не слышат молитвы при богослужении. По большому счету в основном звучат песнопения. Да, эти песнопения имеют оттенок молитвенности, потому что стихиры или тропари завершаются каким-то молитвенным призывом. Но, по сути, это все равно песнопения. Или мы слышим на богослужении чтение Писания. Молитва, к сожалению, сейчас недостаточно присутствует, на мой взгляд, в богослужении. Имею в виду именно гласно. При богослужении молитвы произносит только священник, но, наверное, иногда следовало бы, чтобы люди были причастны к молитве, чтобы молитвы звучали. Хотя это практикуется. Когда Святейший Патриарх совершает литургию, в определенные моменты он произносит молитвы так, что их слышно всем. Эта практика встречается, но в литургии.

Для понимания богослужения (особенно вечерни и утрени), конечно, необходимо усилие самого человека. Если он хочет понимать, то все возможности в наше время доступны. Существуют ресурсы в Интернете. Кстати, один из дипломных проектов нашей семинарии, который несколько лет назад был защищен, – о принципах построения электронного варианта богослужебного последования. В принципе, проект уже реализован, работает: Webtypikon – ресурс, где богослужение дается в полном объеме. Это вариант, который позволяет открыть сайт в гаджете и следить за тем, что читается, поется.

Все начинается с постижения языка богослужения. Я имею в виду не только церковнославянский язык, хотя это основа, но этого может быть недостаточно. Язык богослужения насыщен богословием, богословской терминологией, какими-то поэтическими эпитетами (например, когда сравнивают подвиги святого, какие-то события с событиями Ветхого Завета). Поэтому важно знание Священного Писания и Ветхого, и Нового Заветов. Думаю, самый простой путь для тех, кто еще не читает Священное Писание, – читать его и делать это регулярно. Потому что богослужение на пятьдесят процентов и даже больше состоит из цитат, отдельных оборотов, образов, взятых из текста Священного Писания.

Это же касается и молитв. Например, анафора – главная молитва литургии святителя Василия Великого (это как раз та литургия, которая совершается Великим постом в воскресные дни) – очень объемная и просто изобилует цитатами из посланий апостола Павла. Поэтому без знания Писания будет трудно что-то понять, даже если вы знаете церковнославянский язык.

Необходимо чтение Священного Писания, ознакомление с церковнославянским языком, чтение богословской литературы, толковательной литературы. Все это будет помогать  реально участвовать в богослужении, насыщаться им и получать от этого большую духовную пользу.

– Великим постом совершаются литургии Преждеосвященных Даров. Расскажите об особенностях этой литургии.

– Литургия Преждеосвященных Даров возникла как замещение полной литургии на период Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров – это особое богослужение Великого поста. Если в начале беседы мы говорили, что службы суточного круга не имеют принципиального отличия, то литургия Преждеосвященных Даров – это последование исключительно постовое, причем исключительно великопостное.

Хотя были исторические периоды, когда первая литургия Преждеосвященных Даров совершалась еще на сырной седмице, то есть на неделе, которая предваряет начало Великого поста. Есть свидетельства (правда, сомнительные, не совсем подтвержденные), что даже в праздник Воздвижения Креста Господня совершалась литургия Преждеосвященных Даров.

Если говорить о самой этой службе, то начать нужно с момента, когда в IV столетии появился Великий пост примерно в том виде, который нам известен (имею в виду по продолжительности). Потому что практика совершать пост разной продолжительности накануне праздника Пасхи прослеживается и в III веке, и во II веке. Но в IV веке появляется именно многодневный пост, предваряющий празднование Пасхи.

На одном из Поместных Соборов, Лаодикийском Соборе 364 года, были приняты правила, которые касались особенностей совершения богослужений в Великий пост. Одним из этих правил запрещается совершение полной литургии в седмичные дни Великого поста. Какая причина? Пост – это покаяние и плач о грехах. А литургия – это торжество и радость. Поскольку сие неуместно смешивать, то отцы Собора, чтобы не умалять одного и другого, посчитали за благо, что в седмичные дни (с понедельника по пятницу) Великим постом полную литургию совершать запрещено.

Впоследствии это правило было утверждено правилом Трулльского Собора (он еще называется Пято-шестым Собором). Этим правилом подтверждается запрет на совершение полной литургии в седмичные дни поста, кроме праздника Благовещения – в этот праздник совершается полная литургия.

Вероятно, в VI веке появляется такой чин, который не предполагает совершение приношения, то есть освящения Даров, преложения Духом Святым хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а ограничивается лишь причащением Даров. Вообще практика такого причащения (самопричащения) была распространена среди подвижников-пустынников по понятным причинам. Но прямой связи между этими чинами – самопричащением и литургией Преждеосвященных Даров – нет. Здесь можно только говорить о потребности причастия помимо воскресных дней, что и обусловило появление этого чина.

Главное отличие заключается в том, что это не Евхаристическая литургия, в ней нет приношения, нет главной молитвы, но есть причащение. Поэтому она и называется литургией Преждеосвященных Даров – то есть Дары для этой литургии освящаются заранее (как правило, в воскресный день) на всю предстоящую неделю и с благоговением сохраняются.

Еще одной особенностью этой литургии является совершение ее в вечернее время. В современной практике это далеко не так, чаще всего она совершается в обычное время, как и полная литургия, но это, скорее, попущение нашей немощи (или, может быть, лености). Начинается эта литургия с богослужения вечерни. Так же, например, совершение полной литургии в соединении с вечерней мы видим в особые дни года – накануне праздника Рождества Христова или Крещения Господня. Так и здесь: литургия начинается с вечерни. Основная ее часть – богослужение вечерни, а к самой литургии Преждеосвященных Даров относится только часть с перенесением освященных Даров с жертвенника на престол в торжественной процессии с глубоким благоговением и особым песнопением «Ныне Силы Небесныя» (вариант Херувимской песни для этой литургии). После чего произносится ектения, похожая на просительную ектению полной литургии, предшествующая причащению молитва Господня «Отче наш», а дальше – приготовление Даров и само причащение. Окончание литургии похоже на окончание полной литургии.

– Еще одно отличительное богослужение Великого поста – великие повечерия с чтением Покаянного канона святителя Андрея Критского. Почему чтение Канона Андрея Критского совершается на первой седмице Великого поста?

– Думаю, это очевидно. Этот канон называется Великим покаянным и служит хорошим камертоном, чтобы задать настрой на предстоящий пост. Это великое произведение (гимнографический канон) насыщено покаянными образами, где автор очень умело использует сюжеты как Ветхого Завета, так и Нового. Понять этот канон будет сложно, если не совсем знаком с Писанием. Например, кто такая Саманитида, почему ее упоминает автор? Если не знаешь историю пророка Илии, то будет непонятно.

Чтение этого канона (с разделением на четыре части) в начале великих повечерий в первые четыре дня Великого поста – это то, что настраивает молящихся на главный тон всего этого периода. Великий пост, в первую очередь, – время покаяния. «Весна покаяния» – так называет это время великопостное песнопение.

– Ведь можно и дома почитать этот канон?

– Конечно, можно, и, думаю, многие читают его дома – не все могут прийти в храм. Но то же можно сказать и обо всем остальном, что некоторые и делают. Мол, зачем мне приходить в церковь, у меня Бог в душе, я молюсь дома. Таким людям сложно что-то ответить, потому что у них нет главного понимания, что такое Церковь. Церковь – это не стены, а собрание людей. Когда мы собираемся вместе не только на литургии, но и в такие дни особых богослужений, это имеет большое значение. Это я могу сказать по собственному опыту двадцатипятилетнего служения. Например, в том храме, где я сейчас несу свое служение, сложился прекрасный обычай: на чтение Покаянного канона все приходят с текстом. У нас в храме канон не поет хор. Ирмосы (вступительные строфы каждой песни канона) поют все люди простым напевом. То есть все становятся причастны этому настрою, и это имеет важное значение.

– Я имел в виду, что можно молиться в первую седмицу не только в храме, но и дома, как и в другие дни Великого поста.

– Без сомнения. Тем более что одной из особенностей служб Великого поста в четверток пятой седмицы является Мариино стояние, на утренней службе которого положено пение Великого канона полностью. Он поется частями и на повечерии, а собственно служба этого канона – это четверг пятой седмицы Великого поста. Эта служба называется Мариино стояние потому, что с этим каноном сопрягается и чтение жития преподобной Марии Египетской, память которой совершается в ближайший воскресный день. Это не единственный раз, когда Великий канон поется в храме на богослужении. Поэтому каждый может, побывав на этих службах, продолжать его чтение дома. Мы видим, что разделять этот канон на части возможно, потому что прочитать его за один раз довольно трудно, так как он объемный. И чтобы содержательно проникнуться его словами, вполне можно читать его частями. Это будет полезно и назидательно.

– В минувшее воскресенье мы молились за чином Торжества православия. Давайте поговорим об этом богослужении. Когда оно появилось, кто его автор и какую глубину оно несет в себе?

– Это как раз один из тех примеров в истории богослужения, который имеет очень четкие хронологические рамки, границы своего появления. Это богослужение приурочено к первой неделе Великого поста, имеющей наименование Торжество православия, и связано с окончательной победой над ересью иконоборчества. Она была одной из масштабных по распространению в Церкви, потому что в период с начала VIII века и почти до середины IX века Византийская империя сотрясалась этими внутрицерковными нестроениями.

В 787 году, когда собрался VII Вселенский Собор и ересь иконоборчества была осуждена, казалось, что Церковь преодолела очередную ересь. Но прошло совсем немного времени (четверть века), и произошла реставрация иконоборчества с приходом к власти императора Льва V по прозвищу Армянин. Иконоборчество было восстановлено еще на несколько десятков лет.

И хотя второй период иконоборчества не был таким кровавым (в период правления императора Константина V в Церкви был явлен сонм мучеников, почитателей икон, которые пострадали за свою веру даже до смерти), не было расправ, но гонения были. Эти гонения коснулись, например, преподобного Феодора Студита, одного из авторов песнопений Триоди, которые звучат в великопостных богослужениях. Как и патриарха Никифора, который, подобно святителю Герману, отказался поддержать эту ересь. Он был смещен с кафедры, отправлен в ссылку, где и скончался, как и преподобный Феодор.

Окончание этой смуты произошло лишь со смертью сына Льва V императора Феофила в 842 году. Он скончался в январе, но прошел еще целый год, пока были решены все вопросы. Потому что кафедру Константинопольского патриарха занимал еретик-иконоборец Иоанн VIII Грамматик. Его нужно было сместить, о чем позаботилась супруга умершего императора благочестивая Феодора, тайная почитательница икон. И на кафедру патриарха был возведен исповедник Мефодий, который прежде был архидиаконом в Великой Церкви Константинополя и был отправлен в ссылку. Также решались разные вопросы, когда на кафедрах иконоборцев замещали православными епископами.

Лишь по прошествии года, в марте 843 года, когда наступил уже Великий пост и прошла его первая неделя, было совершено торжественное шествие с иконами в главный храм Константинополя – Храм Святой Софии. Были провозглашены анафематствования всем прежде бывшим ересям и утверждено православие.

Вот почему возникло такое наименование – Неделя Торжества православия. Хотя эта Неделя и прежде имела свое назначение. К этому времени структура Великого поста в основном уже сложилась, и первая неделя Великого поста была посвящена памяти святых пророков. Если внимательно вслушиваться в тексты песнопений прошедшего воскресного дня, можно заметить, что есть целый ряд стихир, которые посвящены пророкам. Я думаю, это не случайное соединение, потому что пророки Ветхого Завета были в свое время теми, кто обличал отступление народа от закона Божия.

Торжество православия – это как печать нашей веры. Все основные ереси, начиная с ереси арианства против Святой Троицы и последующих ересей несторианства и монофизитства, а затем монофелитства, вносили немалую смуту в Церковь. Как и иконоборчество, которое было с богословской точки зрения вовсе не вопросом почитания икон и изображений, потому что отрицание иконы означает отрицание действительности воплощения Сына Божия. Поэтому за иконопочитание и боролись такие известные отцы Церкви, как преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феодор Студит, к слову которого прислушивались. И то, что он выступил защитником икон, стало для многих очень важным.

Сегодня Торжество православия – день, имеющий для всей Православной Церкви очень большое значение. Важен не только сам чин молебного пения, который впоследствии сложился как воспоминание о событии 843 года, но и свидетельство того, что немало соблазнов, искушений извне и внутри Церкви может возникать. Но их преодоление возможно только тогда, когда мы едины, твердо стоим на учении святых отцов и следуем их заветам, храня веру православную.

– Есть еще одно богослужение, совершаемое Великим постом, и оно именуется «пассия». Давайте расскажем и о нем.

– О пассии нужно сразу сказать, что она не относится к числу уставных богослужений. Я имею в виду, что есть богослужения, которые определяют суточный круг: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы и так далее, есть особые службы (как молебное пение в Неделю Торжества православия), которые приняты всем авторитетом Церкви. Богослужение пассии – это особого рода последование, которое имеет относительно недавнее историческое происхождение. Такая практика совершения службы с чтением евангельских отрывков, повествующих о страдании Господа Иисуса Христа (именно они были основой этой службы), возникла в XVII веке. Есть основание полагать, что инициатором такого богослужения стал святитель Петр Могила, митрополит Киевский.

Впоследствии обычай чтения в четыре воскресных дня отрывков из каждого Евангелия о страданиях Господа распространился постепенно, а в XIX веке получил серьезное дополнение в виде Акафиста Страстям Христовым, автором которого является святитель Херсонский Иннокентий. В масштабах всей Церкви это богослужение особую популярность получило уже в XX веке; и в большей степени в советский период.

Священником в советское время было очень трудно стать. Были ограничения для поступления в семинарию, были моменты и национального отбора. Поэтому так получилось, что в советский период появилось много священников, которые были рождены в Украине, стали служить во многих епархиях и даже в самых отдаленных местах Русской Церкви. Зачастую так и происходит распространение обычаев в Церкви. Так произошло и с этой службой: ее стали совершать, полюбили. И сейчас она стала одним из тех богослужений, которые олицетворяют собой Великий пост. Оно состоит из пения Акафиста Страстям Христовым, некоторого ряда песнопений из богослужений Страстной седмицы и чтения повествования каждого из четырех евангелистов о страданиях Господа Иисуса Христа.

– То есть в разных храмах практикуется совершение этого богослужения в разные дни, необязательно по воскресеньям?

– Поскольку эта служба не уставная, не приурочена к определенному дню, здесь скорее вопрос традиции, где и как сложилось. Это может быть среда и пятница – на мой взгляд, уместные для этого дни, поскольку среда и пятница традиционно в богослужении сопряжены с воспоминанием о крестных страданиях. Но наиболее часто это воскресный вечер просто по причине удобства, так как в это время собраться удобнее, чем в рабочие дни, особенно в наше время. С другой стороны, это возможность как-то приобщиться к великопостным службам. Люди работают в основном, и далеко не все имеют возможность посещать великопостные богослужения в седмичные дни. А здесь служба очень хорошая в назидательном плане.

В Музее святости, исповедничества и подвижничества на Урале, руководителем которого я являюсь, есть коллекция рукописей. Это тетради, куда выписаны богослужебные песнопения: акафисты (там есть акафист и Страстям Христовым) и разные другие последования. Очень интересное наблюдение: в условиях, когда возможности у людей были ограниченными (город Свердловск имел только одну церковь Иоанна Предтечи) и в храм невозможно было попасть, особенно Великим постом, начинает проявляться народное творчество. Появляются эти последования, что призваны восполнить службы для тех людей, которые не могут попасть в церковь. Их переписывали себе в тетрадь, чтобы читать во время поста. Там есть и последование на тему Страстей Христовых, переделанное из произведений святителя Димитрия Ростовского. Там даны указания, как и когда их читать. Всё строго по чину.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать