Беседы с батюшкой. Строительство храма в душе человека. Протоиерей Михаил Браверман

15 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман. 

– Тема сегодняшней передачи – «Как построить храм в душе человека». Мы будем говорить не только об этом удивительном созидании, но и о том, как приложить усилия для создания еще и зримого храма.

Отец Михаил, когда Вы предложили эту очень интересную тему, я стал готовиться к ней. Меня заинтересовал сам вопрос, как построить храм в душе человека, потому что, наверное, мы все к этому призваны. Мы иногда не понимаем, что так или иначе строим этот храм. Другое дело, что он может быть очень разным. Первый вопрос, который у меня здесь возникает: что должен предпринимать человек для строительства своего храма и в каком возрасте?

– Начнем с того, что человек призван жить с Богом с самых первых дней своей жизни. Поэтому мы и крестим младенцев. Богообщение происходит не столько на рациональном уровне, сколько в глубине человеческого сердца. Начало строительства храма в душе и есть начало обращения человека к Богу. Это может быть таинство Крещения в младенчестве или возврат к вере в зрелом возрасте. Это то, к чему действительно призваны все люди. Потому что апостол Павел говорит всем христианам: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?.. Разве только вы не то, чем должны быть. А человек в идеале должен быть храмом обитающей в нем благодати Святого Духа.

Конечно, можно сказать, что это непосильная задача. Но ведь не мы сами созидаем этот храм. Мы только соработники Бога. Насколько человек предает себя в руки Божии, доверяет свою жизнь Ему, настолько действует в нем Божия сила и благодать. Человеку невозможно создать в себе Божий храм, если с ним не будет Бога. А Бог пребывает с нами в Своей Церкви, в церковных таинствах. Если человек стремится правдиво, всем сердцем участвовать в жизни Церкви, тогда он на пути созидания Божиего храма в себе. Конечно, человек всегда испытывает кризисы. Он может не только созидать и строить, но и разрушать уже построенное. Поэтому мы и строим, и реставрируем, но, надеюсь, идем по дороге к храму нашей души, к Божиему храму, в Царство Небесное.

– У нас есть святые, которые на иконах изображаются с храмом в руках. Это удивительное ощущение, когда смотришь на человека, созидающего храм! Совсем недавно мы молитвенно вспоминали преподобномученицу Елисавету, которая тоже изображается на иконе с храмом. Хоть она и не построила самого здания, но проявила много милосердия.

– Это тоже созидание храма. Ведь важно не только выполнить строительные работы по возведению стен и кровли, но и наладить, устроить церковную жизнь. Одно немыслимо без другого.

– Вопрос телезрителя: «Если много молишься, Господь посылает такие ситуации, когда кто-то спрашивает о вере. Например, ты ложишься в больницу не только потому, что заболел, но и для того, чтобы кто-то тебя спросил о вере и ты ему помог именно в этих вопросах. Иногда возникает такое чувство, что Бог тебя использует. Это не всегда приятно. Как Вы считаете, почему так происходит? Этому, наверное, все-таки стоит радоваться. Но иногда я хочу куда-то поехать и думаю, что, наверное, опять что-то такое будет».

– Я думаю, что Бог никогда нас не использует, а предлагает нам быть Его детьми, служителями. Доносить весть о Христе Спасителе можно только с верой и любовью. А любовь предполагает доверие. Бог нам доверяет, а мы доверяем Ему, потому что мы Его дети. Как прекрасно, когда мы видим, что на нас, немощных и слабых людях, осуществляется Божий Промысл; когда мы по Божией милости можем кому-то помочь советом и молитвой. Но Бог, Который есть абсолютная свобода, бережет и нашу свободу. Он не использует человека, но ставит его в такую ситуацию, когда человек может проявить свои лучшие качества, веру, надежду и любовь.

– Мне вспомнились пророки. Они, когда их призывал Господь, всегда говорили: «Вот я! Пошли меня, Господи!» В связи с разговором о храме мне также вспоминается еще один пророк – Аггей. Он жил в 520 г. до Р.Х. и призывал народ иудейский к строительству второго храма (первый был разрушен). А иудеи ему говорили: «Не время сейчас строить храм. Мы должны дома построить, урожай собрать». Они сняли первый, второй, третий урожай и разрушенные дома в Иерусалиме уже стали строить. Тогда пророк сказал: Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм

Мне кажется, здесь прослеживается наша история. Там было 70 лет вавилонского пленения, а у нас 70 лет другого пленения. Мы сейчас тоже снимаем урожай, строим свои дома, а про храм Божий говорим, что не время строить его.

– Каждый человек лично принимает решение, когда, для чего и почему он строит храм в своей душе или совершает созидание храма на этой земле. Общество не является цельным. Часть общества хочет построить сначала дороги, больницы, школы, а потом храмы. Пожалуйста, стройте больницы, дороги и школы! Мы это приветствуем. Но храмы мы строим своими руками, руками церковных людей. Господь говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Что самое главное? Если человек думает, что он сначала насытит свои первичные физиологические потребности, а потом заживет духовной жизнью, то вряд ли это когда-либо случится. Потому что человек всегда будет недоволен своим материальным, социальным, психологическим состоянием.

В психологии есть такое понятие – «пирамида Маслоу». Она связана с известным психологом Абрахамом Маслоу (хотя не он пирамиду придумал). Суть пирамиды в следующем: базис – это физиологические потребности (нужно быть одетым, сытым). Дальше идет потребность в безопасности, в общении (то есть в любви, уважении). И только на самом верху – потребность трансцендентности, духовной жизни. На самом деле эту пирамиду можно перевернуть. Тогда духовная жизнь  и есть та опора, на которой созидается вся наша жизнь. Об этом Господь и говорит: это все приложится вам. И еще: Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Насколько я знаю, для древних иудеев храм изначально выполнял функцию жертвоприношений. После того как Христос принес Себя в жертву, эта функция была утрачена, и там жертвы больше не приносят. Христос сказал: милости хочу, а не жертвы. Какая сейчас у храма основная функция?»

– Действительно, в Иерусалимском храме – одном-единственном храме, который символизировал одного-единственного Бога,  самым главным действием было жертвоприношение. Апостол Иаков говорит: сделанный грех рождает смерть. То есть за каждым нашим проступком, грехом должна была следовать смерть, поэтому в жертву приносилось невинное чистое животное. Но впоследствии апостол Павел напишет: невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Это все образы для нас. Жертва, приносимая в Иерусалимском храме, была прообразом той жертвы, которую на Кресте принес Христос Спаситель.

Если ветхозаветная жертва упразднилась, когда Господь взошел на Крест, то новозаветная жертва − Кровь Христа Спасителя, пролитая нас ради человек и нашего ради спасения,   всегда является в православном храме в таинстве Святого Причащения. Вся литургия (главная служба Церкви) являет спасительную жертву Господа. В этом состоит связь между тем, что было, и тем, что есть; между Ветхим и Новым Заветом.

– Я так понимаю, что мы не избежим абсолютно явной параллели, когда строительство нашего внутреннего храма невозможно без Церкви, Главой которой является Иисус Христос.

– Невозможно быть христианином и не быть в Христовой Церкви.

– Мы часто встречаем мнение, что достаточно верить в душе и незачем ходить в церковь.

– Можно сказать, что достаточно быть хорошим человеком, но это не избавляет и не спасает нас от рабства греху и вечной погибели.

– Когда мы приходим в храм, мы жертвуем на него деньгами либо просто свечой. Либо убираемся в храме, благоукрашаем его. То есть мы заботимся о храме, и это важный момент. Сейчас строится ваш храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери. Окна храма похожи на иллюминаторы, кресты – как якоря...

– Якорь – символ надежды.

– Непонятно, на какие средства Вы строите этот храм и кто его строит...

– Очень понятно: храм строит народ Божий. Нам не помогают ни общественные, ни государственные организации, и это правильно. Если верующим людям нужен храм, то они его строят. Все началось с того, что у нас уже была община храма святых равноапостольных Константина и Елены (в этом же Красносельском районе). Зная о том, как новые спальные микрорайоны нуждаются в новых храмах, наша община решила построить еще один храм – в честь Порт-Артурского образа Божией Матери. Было трудно получить землю, но мы смогли это сделать. Было трудно начать строительство, но мы тоже смогли это сделать. И теперь каким-то чудом Божиим и трудами людей храм растет, идут внутренние отделочные работы. По благословению нашего владыки, митрополита Варсонофия, в храме по воскресным дням совершается Божественная литургия. Строительство храма – всегда Божий ответ на наше желание прославить Его имя и Пречистую Деву Марию Богородицу.

– Я был в вашем храме неоднократно. Меня поразила одна вещь: когда я увидел людей в храме, понял, что не все – верующие.

– Может быть, приходят люди из близлежащих домов – им интересно посмотреть, что происходит.

– И это счастье, что они приходят. Знаю, что кто-то приезжает для того, чтобы просто поучаствовать в каких-то работах. Но потихонечку люди чувствуют, что они находятся не только в Божием доме, но и в своем доме. Скажите, из тех прихожан, которых Вы знаете, были ли люди, которые пришли в храм неверующими и стали верующими?

– Один Господь Бог знает, что на сердце у человека. Но строить новый храм мы начали нашей церковной общиной, в том числе с помощью тех людей, которые по своему образованию, своей профессии являются профессиональными строителями. Поскольку мы люди открытые, начали звать еще и помощников. Стали приходить помощники. Потом начались очень интересные отделочные работы – набор мозаик для пола. Мы попросили всех женщин, кто умеет рисовать, вышивать, прийти и под руководством специалистов потрудиться над созиданием мозаик.

Мы ждем всех и не спрашиваем, когда человек приходит поработать, верующий он или нет. Мы хотим, чтобы храм был живым свидетельством о вере; чтобы человек, видя красоту Божьего храма, действительно понимал, что через эту красоту можно увидеть Божию любовь, красоту Божьего мира.

– То есть Вы не спрашиваете Символ веры у таких людей?

– Когда крещу людей, после огласительных бесед спрашиваю: «Вы выучили, знаете Символ веры? Хотя бы понимаете, о чем он?» Конечно, желательно знать Символ веры, но нельзя его требовать сразу же.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Как организовать сбор денег на храм и во сколько это обойдется? Второй вопрос: человек в душе построил храм, утром проснулся и стал работать там. Так ли это?»

– По поводу сбора средств скажу сразу, что мы не берем у людей деньги на храм просто так, когда не знаем, что эти деньги честно заработаны и человек вкладывает их действительно с желанием прославить Бога. У нас был опыт обращения в различные организации, предприятия, но когда мы поняли, что на эти обращения нет отклика, решили действовать по-другому: решили, что просить ни у кого ничего не будем. Если нам захотят что-то дать, мы примем, если человек покажет свое доброе расположение и если будем уверены, что эти деньги заработаны честным путем. Если телезритель захочет пожертвовать, он сможет узнать реквизиты.

По поводу второго вопроса: человек проснулся утром и начал работать в храме, который построен в душе. Да, конечно. Утренняя молитва и есть начало работы в храме. Если брать профессиональную стезю, то когда человек честно относится к своему делу, это тоже созидание храма, потому что человек – существо цельное, для духовного человека духовны все аспекты его бытия.

– Я сейчас не буду приводить изречения святых отцов о строительстве храмов. Это очень важные мнения, но мне кажется, важнее всего именно человеческое понимание...

– Человек должен понимать, ради чего он живет, ради чего предпринимает те или иные действия. Тем более это касается такой важнейшей составляющей нашей жизни, как храм.

– Мы в этом мире живем во многих скорбях. Я заметил, что у людей, которые строят храм, появляется чувство радости. Сколько я видел таких людей – все они радостные. Может быть, Вы поможете объяснить, отчего возникает эта радость: просто от того, что люди вместе трудятся?..

– От того, что нас, косых, хромых, слепых в духовном плане, Господь избрал быть Своими соработниками. Мы, самые обыкновенные грешные люди, принимаем участие в возведении храма Божьего. А храм Божий – это дом, где живет Бог. Как быть не радостными, что мы, из праха сотворенные люди, почтены Божиим образом? И хотя и являемся грешниками, Господь нас не отвергает, а называет Своими детьми и приглашает к созиданию на земле Его храма. Эта радость больше, чем все наши скорби.

– Эта радость не от гордыни, что я, мол, такой молодец, строю храм; и кирпичик мой подписан...

– Было бы даже не гордыней, а неким духовным безумием утверждать, что мы строим храм. Мы, конечно, строим храм, но потому, что Господь нас в это дело пригласил. Мы – только соработники Божии, мы кладем кирпичики. Господь созидает через людей.

– Когда строилась Вавилонская башня, люди в гордыне своей подумали, что строить будут не из камней, которые созданы Господом, а из обожженных кирпичей, то есть из того, что сами изобрели, сделали... Если строить храм из гордыни, то, наверное, его невозможно построить, в том числе и в душе?

– Человек может начать с гордыни, а закончить покаянием, смирением. Почему нет? Все возможно верующему. Мы, хотя и строим храм, все равно остаемся грешниками; мы можем оступиться, упасть. Но важно подняться, отряхнуться и идти дальше.

– Вопрос телезрительницы: «Я на сегодняшний день являюсь созависимой. Мне хотелось бы узнать, как спасти свою душу от привязанности ко всему тому, что за всю жизнь мы наработали. Я имею в виду материальные блага. И мы просто смертельными хватками привязаны к своим родным, близким, внукам. Получается, что наш храм несвободен. Я лично от этого страдаю. Конечно, можно просто сказать: да возьми и брось все. Но, мне кажется, вопрос намного сложнее. Подскажите, как освободить свой храм и быть свободной от зависимостей и созависимостей?

Еще я хотела бы высказать свое мнение. Ранее звонила телезрительница, которая сказала, что она является орудием и ей обидно. Это, наоборот, гордость! Да пусть ты будешь орудием, главное, что вместе с Богом принимаешь участие в строительстве этого мира. Мне кажется, это очень большая честь и радость на душе».

– Дело в том, что мы призваны к свободе, но пока мы в этом мире – мы страдаем, в той или иной степени остаемся рабами греха, греховных привычек. Мы несем на себе несовершенство и смертность. Конечно, у нас должно быть стремление к абсолютной духовной свободе. Абсолютной духовной свободой обладает один Господь Бог. Поэтому желание свободы должно подвигнуть нас стремиться к Богу, но сами по себе мы не можем преодолеть свои грехи, вредные привычки, созависимость. Мы должны к этому стремиться, но в то же время принимать ситуацию такой, какая она есть, понимая свою ограниченность, а иногда и духовную инвалидность.

Предположим, нет у человека ноги. Это горе. Человек может жить счастливой жизнью? Может. Даже может стать чемпионом на паралимпийских играх. Несмотря на все наши немощи, мы должны стремиться делать то, что можем, по максимуму, не огорчаться, что у нас что-то не получается, не отчаиваться и не унывать.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что наш крест, о котором в Евангелии говорил Спаситель, – это очень многое, в том числе и наши грехи, от которых мы хотели бы избавиться и даже всеми силами стараемся избавиться, но по каким-то причинам этого сделать не можем. Надо этот крест смиренно принимать, учиться не роптать под его тяжестью, учиться уповать на Господа Бога.

Не все возможно человеку, но стремиться к свободе – призван каждый. И нужно стремиться жить полноценной жизнью с Богом. Потому что любовь Бога, Его милость, Его всепрощение (которое выражается в том числе в том, что мы участвуем в таинствах Покаяния и Святого Причащения) больше, чем все наши недостатки, нравственные ошибки, грехи.

– Прекрасный ответ. Телезрительница сподвигла меня на следующие размышления: мы все время оглядываемся на вчерашний день, видим свои грехи, о чем-то жалеем, что-то вспоминаем с радостью и даже восторгом (в особенности детство). Но это прошлое, его уже никак не изменить...

– Прошлое меняется, как ни странно.

– И мы думаем о будущем, надеемся, что исправимся, сумеем побороть свои грехи...

– Очень позитивный взгляд на будущее...

– Но при этом исчезает главная составляющая – пропадает сегодняшний день.

– Можно жить прошлым и считать: все, что было, там и осталось, что все мои беды и несчастья начались в детстве, юности, поэтому я – жертва того, что было когда-то (плохих отношений с родителями, плохого воспитания и прочего). Можно жить будущим, но надо понимать, что будущее начинается сегодня. А сегодня есть продолжение того, что было вчера.

Блаженный Августин когда-то говорил: есть только два времени – настоящее прошедшего и будущее настоящего. Все, что с нами было, привело нас к тому, что есть сейчас. А то, что будет завтра, – это будущее настоящего, потому что из этой точки – с настоящего дня, с размышлений о нем, с построения планов – начинается наше будущее. Поэтому есть два времени: настоящее прошлого и будущее настоящего. То есть основной акцент делается на дне сегодняшнем.

Что касается прошлого, почему оно меняется? Потому, что меняется личное отношение человека к тому, что было в его юности и детстве. Скажем, человек в детстве боялся темноты, а теперь это смешно, теперь темноты не боится. Мы изменяем свое прошлое, когда с улыбкой смотрим на него. Это касается и общественного взгляда на прошлое. Какие-то исторические события переоцениваются, потому что пришло время или потому, что такова политическая конъюнктура. И то событие, которое имело положительное значение (например, Великая Октябрьская революция), теперь является трагедией для всего общества. Это изменение прошлого, потому что в настоящем изменяется отношение к тому, что было. Это может быть и в жизни каждого конкретного человека, и в жизни всего общества. Так что прошлое живет в нас, и мы можем своим положительным взглядом его изменить.

– То есть можно сказать, что у нас непредсказуемое прошлое.

– Почему же непредсказуемое? Когда-то мы стали грешниками через грехопадение Адама (и это ужасно), но пришло время – и в мир пришел Спаситель. Поэтому прошлое освящено.

– То есть имеется в виду, что мое прошлое – не только прошлое Глеба, который родился тогда-то, но в том числе Адама и Евы.

– Мы же потомки Адама и Евы. Я сейчас не говорю о какой-то научной генетической связи, но в духовном плане все мы потомки Адама и Евы, двух людей, которые потеряли Бога и от которых весь род человеческий стал удобопреклонным ко греху. Мы их грехи повторяем? Повторяем. Поэтому Священная история, Библейская – это история нас с вами. Это не просто то, что было когда-то; это то, что продолжается в нас здесь и сейчас.

– Я был не готов услышать такое мнение, буду об этом долго думать.

– Время самая удивительная субстанция, если понимать ее в духовном плане, а не просто как смену дня и ночи, вращение планет. Мы можем вернуться в прошлое, переосмыслить что-то. Допустим, мы можем вернуться в прошлое и кого-то простить. Это будет изменение прошлого? Это изменение нас сегодняшних и это изменение нас прошлых – прошлое уже не давит на нас, потому что мы что-то осмыслили и переросли это. И то, что может цеплять человека из его прошедших дней, теперь не цепляет – и человек делается свободным.

– Это очень хорошие мысли. Если продолжать разговор о строительстве своего внутреннего храма, то вопрос такой. Когда мы строим дом, например, то заливаем бетонный фундамент и уже его не переделываем. Потом мы можем перестраивать верхнюю часть, ремонтировать крышу, например, но фундамент уже тронуть не можем. Получается, если мы переосмысливаем свое прошлое, то можем изменить какие-то основы строительства своего духовного храма?..

– А что является основой нашего духовного храма?

– Я так понимаю, вера.

– Наша вера во Христа Спасителя – Он и есть камень, на котором стоит все мироздание и на котором строится наша вера. В этом плане фундамент уже есть, нам осталось только быть соработниками Бога в деле созидания своей души, в деле ее устроения.

– Получается, что мы строим храм все время. Мы не можем остановиться и сказать: все, я построил храм и теперь у меня все хорошо.

– Кто-то из святых (по-моему, святитель Феофан Затворник) сравнивал духовную жизнь с греблей на лодке против течения. Если мы приостановились, подняли весла, то это не значит, что мы остались в том же месте – нас отбросило назад, и надо опять начинать заново. Такова наша грустная история; человек – существо непостоянное во всех планах, в том числе и в духовной жизни.

– О грехе мы все время говорим и его осмыслении...

– Осмысление греховности, само по себе внимание ко греху – не всегда полезно, а иногда и вредно.

– Когда мы говорим о своих грехах, мы придаем им четкие названия, параметры...

– Святые отцы обозначили восемь (или семь; по-разному) основных страстей. Мы это принимаем. Каждой страсти соответствует какой-то реестр грехов.

– Что нужно сделать для того, чтобы грехи не разрушали строительство того храма, который строится в нашей душе? Мы должны, наверное, в принципе понять, что такое грех...

– Грех – это в итоге тяга к саморазрушению, отчуждение от Бога. А человек всеми силами должен стремиться быть с Богом. Соответственно то, что является преградой на пути к Богу, надо безжалостно расчищать на своем жизненном пути.

– Землетрясение будет.

– Землетрясения обязательно будут; главное, чтобы они были не полностью разрушительными. А потряхивать будет всегда.

– И надо быть готовым к этому.

– «Уготовихся и не смутихся», – говорил святой пророк Давид.

– Подведем итоги сегодняшней передачи. Получается, что строительство нашего внутреннего храма и созидание Церкви…

– …и участие в церковной жизни – все это единое целое.

– И это единое целое доступно всем.

– Каждому человеку, который приходит в храм на молитву. Необязательно быть богатым. Человек может пожертвовать своим трудом на строительстве храма, временем, проведенным в молитве о новом храме. Почему нет?

– Последний вопрос на сегодня. Возможно ли созидание храма только в своей душе?

– Человек нуждается в Божией помощи, и эту Божию помощь он может получить любым способом, потому что Бог ничем не ограничен. Сам Господь призывает всех нас участвовать в таинстве Причащения. Господь говорит: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. (Это слова именно о таинстве Причащения.) Подлинная, истинная жизнь – Сам Христос Бог. Поэтому невозможно верить только в душе. Невозможно думать, что ты православный христианин, при этом не приходить в Божий храм для участия в церковных таинствах. Должна быть гармония, союз между храмом, который человек строит в душе, и тем храмом, который он посещает или над созиданием которого еще и трудится.

– Удивительное счастье Вам дал Господь: Вы уже построили один храм, теперь строите второй.

– За это Бога можно только благодарить и удивляться Его неизреченному милосердию.

– И благодарить за помощь Пресвятую Богородицу. Мы все время под Ее покровом, но все время забываем об этом – какие-то мы очень уж плотские...

Благословите наших телезрителей.

– Попросим, чтобы Христос Бог и Его Пречистая Матерь Дева Мария Богородица благословляли нас любить храм, бывать в храме, молиться в храме, причащаться Святых Христовых Таин и созидать храм в собственной душе.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы зрителей отвечает настоятель храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунаре священник Алексий Дудин. Тема беседы: «Условия Божественной любви».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​