Беседы с батюшкой. Протоиерей Артемий Владимиров

15 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Начался Успенский пост. Почему он такой строгий? Как его правильно провести?

– Пост очень мягкий, потому что Пречистая Дева Мария – это воплощенное смирение, чистота и любовь. А соединив вместе смирение, чистоту и любовь, обретем красоту, спасающую мир. Когда мы духовными глазами взираем на Царицу Небесную, тогда понимаем смысл и цель короткого летне-осеннего поста – приготовить себя к осенней Пасхе, так называется на Руси праздник блаженной кончины Пречистой Девы Марии. А значит, с молитвой «Богородице, Дево, радуйся» на устах и в сердце мы даже сами не заметим, как попостимся. Внешне пост строгий, а по существу дающий нам крылья. Пост призван нам помочь ощутить себя детьми во Христе Пречистой Девы Марии, обрести Ее покров и покровительство и таким образом очиститься от всякой скверны плоти и духа.

– Хотелось бы сегодня поговорить о месте человека в этой жизни; как в духовном плане, так и в обычном, житейском. Оканчивая школу, мы поступаем в институт, приобретаем профессию, идем дальше по жизни, но порой сталкиваемся с разными проблемами: как психологическими, так и духовными. Как правильно обрести место в этой жизни? Чем мы должны руководствоваться?

– Мне очень нравится латинская пословица: не место красит человека, а человек место. У кого на сердце мир, тому и на каторге рай – очень интересное философское изречение. Заданная тема глубока. Вот посмотришь на августовское ночное небо и видишь Млечный Путь, мириады звезд, но каждая из них занимает то место, которое уготовил ей Создатель. И весь этот сонм небесных светил образует удивительную симфонию красоты и Божьей благости. Но ведь звезды отображают человеческие души, бессмертные, и по предназначению они созданы светлячками.

Божественная благодать, усвоенная нами в таинстве Крещения, если мы стараемся подчинить ей свою жизнь, соединиться с Богом, действительно каждому из нас указывает на его предназначение, на его орбиту. Взойти на эту орбиту со взлетно-посадочной полосы золотого детства, конечно, непросто. Нужно гадкому утенку стать белым лебедем. Нужно бегать далеко (как учила нас, внуков своих, бабушка, заставляя есть геркулес) и прыгать высоко. Я выражаюсь образно. Нужно накопить какие-то знания,  добрые навыки, сначала в служении родителям, домочадцам, затем будет социализация в коллективах. Для меня это были ясли, детский сад, школа, университет. Тут возникают конфликты, столкновения, драмы, трагедии, но умение выходить сухим из воды – это либо редкое искусство этики, либо Божья поддержка человеку, который молит Господа Бога. «Скажи мне, Господи, путь мой, в который я пойду», – просил Всевышнего царь Давид. Нужно твердо веровать. У Бога нет лишних людей, безнадежно отставших от своего века или опередивших свое время. У Господа, как говорит царь Соломон, все расположено числом, мерою и весом…

Вы, Сергей, нашли свое место в этом кресле ведущего нашей передачи. Я еще в поиске. Но сегодня, благодаря Вам попав пред светлые очи наших друзей, тоже ощущаю себя востребованным. А это счастье.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии нигде конкретно не указывается, кто крестил апостолов. Есть у Иоанна сноска: до фарисеев дошел слух, что Христос крестит и к Нему идут ученики. Но там говорится, что крестил не Он, а апостолы. Кто же тогда крестил апостолов? Об этом ни слова нет. Хотя бы первых двенадцать? Крещение не то что было на Пятидесятницу огнем и духом, а именно в воде. С этим связано очень много вопросов… И кто, допустим, крестил Иуду»?

– В Церкви Божией, которой мы принадлежим, есть два вероучительных источника: Писание, в котором действительно не упоминается конкретно о том, кто крестил того или иного апостола, и Священное Предание. Священное Предание  – это не легенды и мифы. Как определяет его священномученик Церкви Викентий Леринский, это то, во что христиане верили всегда. Мы найдем в житиях апостолов, переложенных Димитрием Ростовским с различных древних языков (с греческого преимущественно) какие-то отрывочные сведения об этом. И Матерь Божия, несомненно, была рождена водою и духом. Исполнившись Духа Святого с детских лет, Она, конечно же, должна была исполнить волю Божию.

 Христос говорит Иоанну Предтече: надлежит нам исполнить всякую правду. Так как никто не войдет в Царство Небесное, не родившись свыше водой и духом, то, несомненно, и апостолы так или иначе были крещены. Прошли тем же путем, что впоследствии проходит каждый верующий во Христа. Преемник апостолов Игнатий Богоносец был тем самым мальчиком, над которым Спаситель возложил некогда руки, сказав Своим ученикам: «Кто не умалится, как это дитя, не войдет в Царство Небесное». Иоанн Богослов крестил Игнатия Богоносца, который стал его духовным сыном. Пусть даже Предание не конкретизирует, когда тот или иной апостол прошел водное крещение, но тем не менее слова Спасителя об обязательности троекратного погружения, установленного Им Самим в Иордане, несомненно, доказывают, что все апостолы были не только исполнены свыше Духа Святого, но и крещены.

– Вы говорили о призвании в жизни, что у Бога все на своих местах. Мы не сомневаемся в этом. Но в каждом частном случае возникают некие конфликты. А какое все-таки у меня призвание? Волю Бога порою трудно понять и узнать. Воля ли это Бога?

– Да, безусловно, ежедневно мы сталкиваемся с этим. Пастырям, общаясь с молодыми и  пожилыми людьми, нужно разложить все по полочкам. Высшее призвание человека на Земле – предоставить Христу место в собственном сердце. Много званых, но мало избранных. Получив благодать Святого Духа в таинстве Крещения, не всякий ставит перед собою цель очиститься так, чтобы Господь Бог почивал Своей благодатью в его душе, чтобы нам поступить под управление Святого Духа, выйти из-под влияния собственных страстей и демонов, которые пытаются нам вставлять палки в колеса.

У каждого из нас свои таланты, полученные от родителей (или по Промыслу Создателя). В частности, у Макария Великого, святого раннего Средневековья, есть замечательная мысль: Господь Бог каждому из нас дал некое земное призвание и соответствующие ему таланты. Один находит себя в режиссуре, а другой, поступив на механико-математический факультет, вдруг с третьего курса уходит, потому что ему нужно писать натюрморты. Рождается новый Сезанн или новый пейзажист Левитан. В человеке вдруг раскрылись дремлющие дотоле творческие силы. Один кузнец, другой – пахарь, третий – философ. И это не только лишь плод человеческой активности, но и отражение Божественной премудрости. Все мы находимся в социуме, представляем собой некое единство, и не могут быть все телеведущими. И если будут только батюшки, то где же паства? Таким образом, Господь Бог являет многоразличную премудрость, вдохновляя каждого найти собственную золотую ниточку к собственным талантам. Родители и во многом педагоги должны уметь заинтересовать ребенка, проводя его через различные увлечения, кружки, заражая его собственными добрыми навыками, чтобы он в этом многообразии нашел свою дорожку.

– Частый вопрос от телезрителей: сын (внук) неприкаянный; не знает, чем заниматься; там его уволили, там не задержался, тут сам ушел, ему неинтересно. Мол, вот уже тридцать лет, не женат, детей нет; проблемный человек.

– Еще даже говорят: трудности переходного возраста не оставляют мое дитя. А сколько ему? Сорок два.

Это особая тема. Она связана с вызовами современности. Легко отшибить у ребенка аппетит, либо перекормив его сладостями, либо приучив лишь получать удовольствие, но не научив его трудиться и отдавать. Отсюда апатия, депрессия, потеря жизненной активности, или, как говорят, активной гражданской позиции. Человек, еще не сделав заявку на серьезные труды, испытывает преждевременную усталость от жизни. Многие такие неудачники, лузеры, пропали в безднах Интернета, сидят сутками перед своим айподом. Но под лежачий камень вода не течет. Сто педагогов могут биться как рыба об лед, говоря: «Баранкин, когда же ты захочешь стать человеком»?

– Многие психологи говорят, что нужно каждые пять лет менять место работы, развиваться и так далее.

– Дорогие товарищи психологи, с работой сейчас непросто. Работа – это не лайковые перчатки, чтобы менять ее каждый месяц. Жизнь – это «миг между прошлым и будущим». Работаешь консьержем, Иван Иванович, так держись за свое место…

– Если трудишься, работаешь и тебе вдруг стало трудно, устал, депрессия, различные искушения и так далее, то это просто мимолетно? То, что у тебя получается, – это твое призвание, ты исполняешь волю Божью?

– Каждый человек не просто индивидуален – он уникален. Обстоятельства нашего земного бытия разнообразны. Бывает, с человека требуют столько, что он обессиливает. И трое не справятся, сколько требуют с одного, безответного, исполнительного и скромного. Иногда эти запросы и жесткость требований современных эксплуататоров превышают физическую способность. Важно не надломиться и не сломаться. Рассуждать об этом можно немало, мне только хочется сказать, что есть Божий Промысл, есть Небесный Отец, Который бдит над нами, печется о нас. В разных конфликтных внешне, безвыходных ситуациях свет в конце тоннеля только один – «Господи, помилуй, Господи прости! Помоги мне, Боже, крест мой донести». Если я целеполаганием своим выбрал главное – предоставить Христу место в собственной душе, Бог обязательно разрулит даже неблагоприятные обстоятельства и обратит их к добрым для нас последствиям. Но это вера. Не слепая, а зрячая и горячая.

– Что бы Вы посоветовали молодому человеку при выборе жизненного пути?

– Давать советы – то же самое, что бросать с высокой колокольни стаканчики с мороженым. Для меня главным критерием является самоотдача, а не потребление. Как сказано в Евангелии: блаженнее отдавать, а не приобретать. Если хочешь быть счастливым, найти свое место в жизни, если хочешь, чтобы твои личные качества в жизни раскрылись на все сто, то желай быть полезным, не желай обслуживать свои страстишки и заботиться лишь о себе. Это ода эгоизму. Желай служить, будни для ближних и дальних превращать в праздник. Тогда все таланты твои будут востребованы. Войдя во вкус дарить добро, будешь с изюминкой трудиться на любом поприще – начиная от паровозной топки, бросая туда антрацит, кончая постом министра иностранных дел. А наш министр иностранных дел задает тон во всем мировом сообществе.

– Как Вы поняли, что Ваше призвание – священство, учительство?

– Будучи студентом филфака, я вообще не думал о педагогике. И вот на месяц попал на практику в интернат имени академика Колмогорова и вошел в класс, где меня не без иронии и любопытства рассматривали учащиеся девятого класса. Начав с ними обсуждать классическую литературу, я вдруг сердцем понял – вот оно. Это то, что мне нужно. Вот эти глаза, мое стремление поделиться с ними тем, что для меня составляло искренние убеждения. Разворот в школьную педагогическую жизнь оказался неожиданным, но спасительным.

– А кем хотели быть?

– Думал заниматься отвлеченно литературоведением, филологическими изысканиями. Такие тщеславные были мечты. Хотя я не ученый, больше практик, массовик-затейник. Относительно священства: уже ходя в храм по воскресным дням, еще будучи студентом, до педагогической стези, я очень внимательно присматривался к батюшкам. Много батюшек хороших и разных. Они еще тогда были молодыми – отец Владимир Воробьев, отец Димитрий Смирнов, будущий владыка Пантелеимон, отец Аркадий Шатов. Молясь в храмах, где служили эти священники, наблюдая за ними, я вдруг понял для себя, что через священство, как через линзу, Бог изливает на каждого человека полноту Своей Божественной любви. Священство я воспринял не как профессию, не как специальность, а как Божье призвание. Не почитая себя и в малой степени достойным сана. И до сих пор имею сознание собственного недостоинства. Мысль о священстве как самом высоком служении на небе и на земле настолько глубоко в меня вошла (видимо, Бог уже так располагал обстоятельства моей жизни), что из педагогики я плавно эволюционировал к высоте пастырства.

– То есть это был некий поиск, чтобы, как Вы сказали, разложить все по полочкам. Наверное, в голове складывались целые схемы...

– Это был поиск. И это было движение Промысла Господня, однако я не засыпал на тахте, сложа руки, а трудился и проливал педагогический пот – это общение, практика, труд. Дорогу осилит идущий. Под лежачий камень вода не течет.

Когда ты сам корпишь, трудишься с огоньком, с удовольствием, тогда ощущаешь импульс, приходящий к тебе откуда-то свыше. И, распустив алые паруса, душа под воздействием легкого Божественного бриза с весельем движется по лагуне по направлению к пристани спасения.

– Вопрос телезрителя: «Я бы хотела узнать, как любить убийц, насильников, педофилов и подобных им людей».

– Держаться от них подальше. Если человек социально опасен, если он заряжен разрушительной, отрицательной энергией. Слово «любить» не нужно здесь воспринимать в каком-то примитивном и достойном смеха смысле.

Давайте вспомним митрополита Филарета Московского, изрекавшего парадоксальную на первый взгляд формулу о том, как любить врагов: не злись на тех, кто тебя поддевает, делает тебе пакости, подсиживает, – смотри на них как на гирудотерапию. Вот подсасывают у тебя кровь, но тебе это полезно – это какие-то вредные излишки.

– Еще говорят – для смирения.

– Господь испытывает тебя, чтобы ты оказался выше обстоятельств, сохранил благодушие, подражал Самому Христу, Который скорбел о погибельном состоянии сердец фарисеев, но не злословил их в ответ. Итак: «Люби врагов своих, убивай врагов Отечества (речь идет о воинской присяге, об обязанности защищать границы своей Родины) и гнушайся врагами Божиими» (речь идет о хулителях Церкви, чтобы, как Иуда, не продавать Христа ненавидящим Его).

Но все-таки как любить тех, в ком замутнен образ Божий, видеть их несчастье, видеть, что этот человек повернулся спиной ко Христу, Который простирает ему руки со креста, видеть его омраченность, его пленение со стороны диавола? Здесь уместно ужаснуться погибельным состоянием, уместно даже сострадать человеку, который делает себе «харакири», разменивает дар земной жизни на вечную погибель. Здесь уместно помолиться: «Господи, положи преграду злу, исходящему от этого человека. Господи, вразуми его». Или вспомнить обращение Христа к Небесному Отцу: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят. Обрати их к покаянию».

– Говорят: «Век живи – век учись». Наверное, это про Вас.

– Я люблю еще другую пословицу: Docendo discimus (о том, что мы сами учимся в процессе обучения других). И действительно, не зря христиане называются учениками. Мы – ученики, а по святому Иоанну Лествичнику, один из признаков подлинного смирения – это готовность учиться, постигать неведомое, готовность заимствовать от Христа то, что Он хочет нам дать. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем.

Мне очень симпатична эта черта, и в этом смысле добрая любознательность, умение и желание взять от человека то, чем он готов поделиться в самых разных областях, – это свидетельство бодрости души, ее открытости навстречу благодати. И, напротив, что может быть несчастнее и нелепее самоуверенности, самообожествления, представления о том, что ты будто бы уже достиг всего, что ты истина в последней инстанции? Тут уже недалеко до психбольницы – вообразить себя Наполеоном или испанским королем.

– То есть нужно постоянно расти, что-то узнавать?

– Безусловно. Как говорит молодежь, нужно шуршать. А уж рост – это Божие дело. Наше дело – не застывать, не превращаться в Ионыча (персонаж Антона Павловича Чехова), но быть бодрячком, «ботаником» – человеком с запросами интеллектуальными, моральными, а главное – духовными.

– Вопрос телезрителя: «Что важнее – найти призвание или вторую половину?»

– А может быть, здесь точка соприкосновения? Если порассуждать, скажем, со стороны какой-нибудь барышни, то для нее раскрытие призвания материнства свершается именно с обретением своей половины...

– Позволю себе заметить, что человеку, который стремится найти призвание и растет, не так сложно найти вторую половину.

– Если честно, сейчас это уже не так просто, потому что люди очень погрузились в созерцание собственного эго, себялюбие; мы как ежики в тумане в многомиллионном мегаполисе…

Супружество, как и монашество, требует полноты самоотдачи. Нужно уметь служить, а не потреблять все от ближнего своего во имя собственных интересов, не сосать из него энергию. Вот почему очень много зависит от учителей, священников, наставников, родителей. Воспитаешь барчука, Емельку, Обломова-2, Митрофанушку – вот вам и будет «чужой среди своих, свой среди чужих».

– Часто люди, особенно мужчины, достигая определенного возраста, оглядываясь назад, разочаровываются. Называют это по-разному; например, кризисом какого-то возраста.

– Кризис жанра.

– Да, и так можно сказать. Как находить что-то хорошее в своей прошлой жизни и как это можно объяснить с духовной точки зрения?

– Недавно мне встретилась мудрая фраза у Антония Великого, замечательного аскета: никогда бесплодно не сожалей о прожитом, оглядываясь назад. Наши ошибки, блуждания – это следствие нашей ограниченности. Но Бог иногда попускает заблудиться в трех соснах (это самомнение, самолюбие и своеволие),  чтобы человек смирился. Набив шишку о первый телеграфный столб, присев и потирая ушибленное место, необходимо поднять взор и увидеть свет, исходящий от воскресшего Христа.

Что касается разочарования, никто от него не застрахован. Не нужно зацикливаться: «Жизнь не удалась. Прошу никого не винить – виновата система. Я ухожу. Меня не ищите». Не приведи Бог такие суицидальные комплексы и прочее. Но нужно уметь, убедившись в своей несостоятельности, увидеть, что Господь стоит перед нами: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (обремененные собственными комплексами неполноценности), и Я успокою вас. Иго Мое благо (вера в Меня – это великое для вас благо), и бремя Мое легко». То есть самое главное в жизни разочарованного странника – не пройти мимо Господа Иисуса Христа, Который всегда нас видит, слышит и любит. Придя в этот мир, раскинув Свои руки с креста, Он готов безмерно обогатить, исцелить, укрепить и поставить на тропу бескорыстной любви вчерашнего неудачника. Не пройди мимо Господа Иисуса Христа, обрати взор на Него – и все управится. Молись Троице – и все устроится.

– А если человек ставит целью своей жизни и, может быть, называет это призванием зарабатывание денег? То есть главное – заработать.

– Ну, до первого инсульта это поприще кажется привлекательным. И сегодня золотой телец – кумир для тех, кто хочет все и сразу, при этом желательно не потеть, а как-то устроиться на тепленькое местечко.

Апостол Павел в этом смысле говорит очень определенно: желающие бесконечно обогащаться, забыв о какой-то норме, мере, терпят кораблекрушение, впадают во вредные похоти и обретают огромный вред. Действительно, очень часто жизнь идет под откос даже у тех, кто хотел бы распилить приваловские миллионы, выйти на определенный имущественный ценз, а на деле они теряют удовлетворенность жизнью. Ведь только для честного труженика свет мил и хлеб сладок.

– Последний очень важный вопрос: «Многие люди руководствуются в своей жизни гороскопом или знаками Зодиака. Они связывают с этим, скажем так, свои повороты судьбы: родился в этом созвездии, поэтому будет вот так. Или, например, тебя зовут таким именем, а этому имени присуще то-то и то-то…»

– Рыбы страшно талантливы, но абсолютно легкомысленны и замечены в порочащих связях. Вот я родился в феврале, и я против такой «красивой» характеристики. Это смехотворно, потому что искажает представление о человеке. Вы – лебедь, я – рак, а вот оператор – щука. И что же? Мы теперь должны ползти в разные стороны?

Нет, дорогие друзья, мы родились под знаком восьмиконечного креста. Ни общественные отношения, ни возбуждение определенной железы, ни расположение Сатурна и Юпитера не определяют главных свойств нашей личности. Мы – существа свободные, а потому и ответственны как за сделанную нами какую-то подлую гадость, так и за добрый поступок, за который не останемся без награды. Я очень надеюсь, что сегодняшняя передача пошла нам в актив. Я имею в виду – там, в небесной канцелярии.

– Для этого мы и стараемся. Будем на это надеяться.

– Ну, «я согласен на медаль». То есть для нас, конечно, главное – не галочка в фонде добрых дел, а готовность поделиться позитивным настроением Успенским постом и пожелать всем встретить праздник Преображения с ясным умом и мирным сердцем.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы зрителей отвечает настоятель храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунаре священник Алексий Дудин. Тема беседы: «Условия Божественной любви».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​