Беседы с батюшкой. Священник Владислав Береговой

14 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня у нас в гостях клирик Песоченской епархии Калужской митрополии иерей Владислав Береговой.

Батюшка, у нас очень большой и радостный праздник. Февральский месяц, снегопады, перепады температур и такая радость – Сретение Господне. Давайте коротко расскажем об этом празднике: что он означает, что нужно знать православным в этот день, к чему готовиться и как его проводить.

– Коротко не получится. Люди ждут: батюшка сейчас даст практические рекомендации, как правильно пользоваться сретенскими свечами, когда их зажигать, куда ставить... Потому что слово «сретение» само по себе сложное.

Встреча.

– Да. Сейчас я знаю; и ты знаешь. Помню, когда мне было лет 16 (еще не было Интернета), было достаточно сложно узнать, о чем речь, что происходит. Сейчас все просто. Но, мне кажется, если выйти на Красную площадь и начать спрашивать, что за праздник Сретение, то современные подростки впадут в такой же ступор, как и я в свое время.

– Кто-то вспомнит улицу Сретенка в Москве или даже Сретенский монастырь.

– Скажут: праздник в честь Сретенского монастыря.

– Как минимум. Кстати, там еще другой праздник – Сретение Владимирской иконы Божией Матери.

– Да. Начни спрашивать у каждого выходящего из стен храма, в честь какого праздника освящен Сретенский монастырь, скажут: «Конечно, в честь праздника Сретения!» Есть сложности.

Я тоже так думаю.

– Федот, да не тот.

– Христос исполняет закон, который был предписан всем иудеям: принести ребенка в храм. Зачем нужно было это делать?

– Для того, чтобы исполнить всякую правду. О чем речь? Христос, рождаясь в израильском народе, исполняет все, что когда-то Сам этому народу повелел, чтобы быть частью народа Божьего. Все ритуальные предписания, которые были необходимы для израильтян, Он исполняет Сам даже в тех случаях, когда они объективно не нужны. Допустим, необходимо ли было приносить Пресвятой Богородице жертву за грех, учитывая непорочность зачатия Спасителя? Принесли две горлицы: одну за первенца, другую за грех.

И заплатили пять сиклей серебра, правильно?

– Как я понимаю, они могли заплатить или купить горлицу. Кажется, это было взаимозаменяемо. Богатые приносили овечек, а кто победнее, приносили голубок. Иногда задают вопрос: «Что значит победнее? Волхвы пришли, отсыпали им злата и серебра. Что они прибедняются?»

Вспомним, куда пришли волхвы: в дом, а не в пещеру. «Дом» по-гречески – «икос» (Евангелие от Луки). Пришли, когда Христу было около двух лет, потому что младенцев именно такого возраста повелел избить Ирод. И пришли они не в Иерусалим, а в Вифлеем. Больших средств у Святого семейства не было.

Почему они приносят жертву за первенца? В Ветхозаветной Церкви была такая же ситуация, как и в Новозаветной: если какой-то канон принят Вселенским или Поместным Собором и на сегодняшний день актуален – не принимаются каноны, которые его диверсифицируют или отменяют. Вдруг когда-нибудь придется вспомнить, как же Церковь отвечала на подобные вызовы 1 500 лет назад. Каждый раз, когда мне пытаются припомнить какие-то церковные каноны, прижать: «Вы, батюшка, не правы», – приходится вспомнить, что для Церкви канонично то, что полезно.

Здесь та же самая ситуация: Богу уже не служили при скинии любые первенцы мужского рода – служили левиты. Было избрано целое колено для служения Господу Богу. А закон остался. Поэтому, чтобы как бы выкупить ребенка обратно из храма, семья приносит жертву.

Это относилось к первенцу?

– Да, и только мужского рода. Что происходит дальше? Пресвятая Богородица встречает на ступенях храма Симеона Богоприимца (именно под этим именем он вошел в новозаветную церковную историю), который Духом Святым, как говорит евангелист, в этот день был приведен в храм. Он не был знаком Святому семейству, и они о нем ничего не знали. Пресвятая Богородица, наверное, была достаточно удивлена, когда он взял Ребенка на руки и произнес молитву, которая читается в наших храмах на каждом вечернем богослужении и в благодарственных молитвах по Святом Причащении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Дальше он сказал, что этот Ребенок будет на падение и восстание многих во Израиле; станет камнем преткновения для многих; и что оружие пройдет сердце Пресвятой Богородицы. Надо сказать, хотя этот праздник и христоцентричен, но Богородичен. Казалось бы, по сути он Господский, но мы служим в голубых одеяниях (иногда в белых, есть два варианта), и содержание молитв больше обращено к Богородице. Есть даже икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», которая действительно написана по мотивам этого праздника: оружие входит Ей в сердце.

Мы забываем еще одного участника этих замечательных событий: Анну Пророчицу, которая более полувека от своего вдовства служила Господу Богу при храме молитвой, трудом, благодеяниями. Ей было, если не ошибаюсь, 84 года, когда она тоже Духом Святым была приведена в этот день в храм и прославила Господа Бога, явившегося человечеству.

С Симеоном Богоприимцем связана еще одна очень интересная история. Мы называем это Церковным Преданием, но у него есть вполне конкретные исторические источники. Кто такой Симеон? Старцу было около 300 лет и он ждал утешения Израилева.

Интересно, как в то время относились к тому, что старику 300 лет?

– Прошла эпоха, когда люди жили по тысячу лет. Уже пророк Давид за сто лет до этих событий скажет: лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет. А тут триста. Казалось бы, за эти сотни лет израильский народ должен был пристально следить за Симеоном: тот, кого он возьмет на руки, провозгласит Царем Израилевым, им и будет. Какие могут быть еще сомнения? Какая разница, где родился, крестился, что говорил, кого воскрешал? Вот Он, наш Мессия! Тем более сразу же после этого события Симеон должен был почить. Это чудо должно было пронестись по всем городам и селениям, но мы этого не видим.

С другой стороны, мы пропускаем удивительнейшее событие, которое осуществилось после воскрешения Спасителя в Иерусалиме: тела многих праведников воскресли, и праведники проповедовали о воскресшем Христе. Этот эпизод проходит мимо нашего внимания (практически никаких подробностей), но он совершенно удивительный. Хотя бы в Книге Деяний можно было как-то его запечатлеть, но там его тоже нет. Тем не менее он был.

Здесь есть ответ на вопрос, кто же такой Симеон. Он однозначно один из израильских книжников, знающий Тору, греческий язык и переводящий Ветхий Завет для нас, христиан, на греческий. Пишут, что он жил в эпоху греческого правителя Антиоха IV Эпифана.

Получается, его работа по переводу проходила в Александрии.

– Да, на знаменитом острове Фарос. В свое время на этом острове находилось одно из чудес света – Фаросский маяк. На маяке они не жили, жили во дворце. Царь Птолемей Филадельф решил перевести священные книги иудеев на греческий язык. Александрийскую библиотеку, одно из чудес света, он решил восполнить книгами Израиля. Выбрали 72 толковника, знавших Тору. Они прибыли на остров Фарос. Дальше сведения разнятся: то ли они все вместе переводили Тору и, сравнив, увидели, что никто не ошибся, все перевели одинаково, водимые Богом, то ли каждый переводил свою книгу.

Для нас не так принципиально, кто как переводил. Принципиально, что Симеон, входящий в коллегию переводчиков, переводил Книгу пророка Исайи. В том месте, где написано: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог, – он задумался: «Как же дева («парфенос») может родить? Надо написать: «молодая девушка», «альма». Ангел Господень остановил его и говорит: «Как написано, так и переводи. И сам ты не умрешь, пока не увидишь воочию то, что сейчас переводишь». Собственно, вот и вся история. Старец (тогда еще не старец) написал так, как ангел ему сказал, и приблизительно через 300 лет воочию в этом убедился.

В чем сложность этой истории? Знаем мы это не из службы «одна бабка сказала», а из вполне конкретного исторического источника, письма Аристея к Филократу. Он известен, этот текст есть, исследован вдоль и поперек. В частности, Брюс Мецгер (другие библеисты вполне с ним согласны) говорит: «Текст приписывается греку, который жил в эпоху Птолемея в Филадельфах, но тот правил с 285 до 304 года. Текст принадлежит к более поздней эпохе, ближе к нам (где-то сотый год до Рождества Христова); и не греку, а скорее всего эллинизированному иудею. Потому что очень много нестыковок». Я уже молчу, что сам царь Птолемей Филадельф призвал переводить Тору, а Симеон переводил Книгу пророка Исайи.

До Рождества Христова все книги были переведены на греческий язык, все до единой. И вполне возможно, что старец Симеон был очень старый. Может, он переводил за 50 лет до Рождества Христова; может, за сто. Вчера читал новости: у нас в Калуге исполнилось больше 100 лет самому старому шахматному гроссмейстеру. Не знаю, как он здравствует, но до сих пор живет. Недавно какой-то батюшка писал о смерти своей бабушки в 104 года. Много, но вполне возможно. Это вполне естественно, и нам нет повода сомневаться, что что-то в этой истории дописано.

Текст, частью которого стал праведный Симеон, очень важен для нас. Он называется: Септуагинта, «перевод семидесяти». Важен тем, что цитаты в Новом Завете, которые приводят в великом множестве апостол Матфей в Евангелии и другие апостолы (уже в меньшем количестве), переведены именно с Септуагинты. Для нас этот текст вдвойне освящен. Иудеи его немного недолюбливают: они любят свой перевод, который возник к концу I столетия н.э. (к Кумранским рукописям они относятся без энтузиазма). Сегодняшнее торжество, – торжество Библии, библейский праздник. Если копнуть глубже – в чем же смысл? Не исторический, это можно и в книжках почитать.

Захотелось погрузиться в эту эпоху, это очень интересно.

– Да, это удивительная эпоха. Встреча Ветхого Завета с Новым – обычно объясняется так. Ветхий Завет не упраздняется, он уходит в тень Нового, потому что Господь пришел не упразднить что-то, а исполнить, возвысить, дополнить; привести форму к настоящему содержанию, прообраз к исполнению. Один из последних праведников Ветхого Завета принимает своего Спасителя, узнает Его. Встреча происходит: не встреча зимы с весной или весны с зимой…

В эти дни хочу пожелать каждому из наших телезрителей (да и самому себе), чтобы мы достойно встретили родившегося Христа: в своей жизни, в сердце, семьях, на рабочих местах; чтобы Он пришел в нашу повседневность. Не просто абстрактно жил в храме, чтобы мы периодически приходили в храм на два часа, приобщались Богу, а потом уходили и обманывали, воровали, завидовали – занимались всем, что так сильно любим. Сакральным местом должен быть не только храм, но и наше рабочее место, наш дом. Пусть эта встреча произойдет у каждого из нас.

Батюшка, первое упоминание об этом празднике относится к IV веку. Пишется, что это был праздник, который завершал 40-дневный праздник Богоявления. Тогда Крещение Господне и Богоявление было в один день – потом их разделили. Сейчас мы имеем два праздника с разницей больше недели. Получается, праздник Богоявления празднуется 40 дней, как Пасха?

– Дай нам волю, мы бы на год растянули…

Вернемся к празднику Рождества: праздновали пять дней и уже отдание. Пасху  празднуем 40 дней и поем «Христос воскресе»; какая это великая радость! Я неоднократно это говорил, но, кажется, у нас мало Рождества в том смысле, в котором мы привыкли праздновать: с колядками.

– Было бы хорошо. Тогда на Сретение: «Христос рождается, славим Его!» И колядки.

– Действительно, если говорить о богослужении, то есть много других очень важных песнопений, которые мы никак не заменим. В то же самое время уже сейчас начинаются подготовительные великопостные недели, песнопение «На реках Вавилонских». Очень многообразен и по-своему удивительно красив наш церковный устав, как бы его ни называли иногда.

– Когда учишься в семинарии, думаешь: «Кто это придумал? Как это можно выучить?»

Когда начинаешь понимать, становится интересно. Скоро Великий пост, другое настроение. Но есть замечание: говорится, что праздник Богоявления 40-дневный. Исторически устав к нам пришел в таком виде. Если бы мы Рождество праздновали дольше…

– …давайте будем до Сретения отмечать Рождество Христово. Рождественский гусь с яблоками каждый день, колядки вместо всякой дрянной музыки и радио.

У меня был свой рекорд: колядовали до 23 февраля. Всякое бывало…

Батюшка, идут подготовительные недели к Великому посту. Поста еще нет, все обычно…

– Перед смертью не надышишься, перед Великим постом блинов не наешься. Каждому из нас надо изо всех сил постараться быть не просто на литургиях, предшествующих Великому посту, но и на всенощных бдениях. И хорошо бы быть с телефоном, планшетом (с книжкой не получится, потому что там не все написано). Есть сайты, где богослужения подготовительных седмиц подготовлены и выложены. Слушаешь – читаешь, если что-то непонятно. 

То есть призываю всех действительно молиться; мы привыкли, к сожалению, сопоставлять степень усердной молитвы со степенью своей собственной усталости. Ноги болят, спина болит, голова дубовая – о, хорошо помолился! Нет, когда ум и сердце к Господу воспаряют, вот тогда ты хорошо помолился. И никакой перевод богослужения на русский не поможет, ты также не поймешь, какую там букву «а» растягивают на клиросе, будь она церковнославянская или русская, – все равно нужен текст. А церковнославянский текст все-таки намного певучей, интересней, гармоничней. Поэтому очень важно быть на вечернем богослужении с текстом. Можно попроситься у батюшки на клиросе читать или петь. Правда, надо уметь читать или петь, это важный момент.

Надо полюбить богослужение. Сначала через силу, будет болеть все, неинтересно, непонятно, но, чтобы было понятно и интересно, надо найти текст конкретной сегодняшней вечерней службы. В некоторых случаях вам может кто-нибудь тыкнуть и сказать: «Негоже в телефон смотреть на богослужении». Но тут уже надо на месте решать конфликтную ситуацию. В Москве такого точно не бывает; может быть, поближе к провинции суровые бабулечки могут сделать замечание, но надо это игнорировать. Вот такие мои мысли на этот счет.

Важно помнить Ветхий Завет, который сегодня мы уже не раз упоминали, где словами пророков говорится, что пост – это в первую очередь ограничение себя от греха, приобщение себя добродетелям и поиск людей, которым нужна помощь: словом, делом, молитвой, помыслом.

– Что такое сретенские свечи? Вот я скажу честно: не знаю этой традиции. Мне как-то подарили их и сказали, что это сретенские свечи, что их как-то особо освящают в храме. Но там, где я бывал, этой традиции нет. Расскажите, пожалуйста, что это такое. Освящаете ли вы такие свечи?

– Традиция вошла в нашу Церковь с легкой руки киевского митрополита Петра Могилы – митрополита известного, интересного, очень много сделавшего для Церкви хорошего, но и много специфического. У него было хорошее образование, а оно в то время было католическим. Ездили из Киевской духовной академии стажироваться в Рим, и, конечно же, там богословское образование было намного интереснее и богаче, чем наше, у нас его вообще практически не было.

И решил митрополит Петр отредактировать наш славянский Требник. По какому Требнику? Естественно, по римскому. А в Риме в праздник Сретения была такая замечательная традиция (практически как на день Введения Пресвятой Богородицы во храм) – ходить с большими зажженными свечами по городу, что показывает: наша вера славная, наша вера католическая, язычество не пройдет. Такие крестные ходы всегда свидетельствовали: нас много – и песок истории должен язычество скорее смыть.

– И жгли свечи?

– Да. Петру Могиле понравилось такое чинопоследование. Но со свечами ходить никто не стал, и крестные ходы у нас есть сами по себе, а молитву об освящении свечей на праздник Сретения он взял. В принципе, когда свечи привозят в храм, священники их и так освящают, есть просто два чинопоследования: на Сретение и обычное. Текст молитв практически одинаковый, смысл молитв абсолютно одинаковый. А дальше уже начинаются суеверия: «Эту свечку надо обязательно зажигать, когда гроза, чтобы дом не сгорел». Или еще что-нибудь …

– Заземление такое…

– Получается, что это якобы универсальное средство улучшения связи с Богом, потому что когда обычную свечку поставишь, Господь тебя слышит вполуха, а когда сретенскую, Он тебя слышит хорошо, такой прямой канал в космос. Многие люди сейчас думают: «Где они такого батюшку-то откопали? Наш священник говорит, что сретенская свеча – великая святыня, надо ее круглый год держать на полочке, чтобы она защищала твой дом». Но это же околоцерковная магия: «Чего бы такого сделать, чтобы это автоматически тебя само по себе защищало?»

Бог защищает по молитве, по вере, а не потому, что ты сто ладанок на себя прилепил булавочками, сто свечей купил и обвязался поясками с 90-м псалмом как корсетом,  что уже дышать тяжело. Поэтому надо потихонечку из себя выдавливать магическое отношение к Господу Богу.

Традиция, в принципе, нормальная, в самом освящении свечей нет ничего магического, оккультного и того, что мы так сильно не любим. Святить свечу можно и нужно, но считать, что это какая-то сверхсвеча, не надо.

– Следующий вопрос от телезрителей: «Является ли грехом венчание с неверующим мужем? Крестик носит, но в храм не ходит. Раньше не хотел венчаться, теперь – не против».

– Тут, наверное, так же, как и с любым другим таинством. Как говорили Иоанн Златоуст, Василий Великий: священник тебя причащает, а Господь не причащает. Если ты не веришь в действенность таинства, не веришь в Бога, Который действует в этом таинстве, то оно само по себе, что ли, будет действовать? Нет.

«Я не против, пусть батюшка кадилом помашет, что-то там пробубнит, жена наконец-то успокоится, перестанет меня пилить» – это так себе мотив для венчания. Хорошо, если будет хотя бы какое-то уважение к вере: «Да, Господь есть, я в Него верю, просто у меня нет времени в храм ходить, ты пойди за меня помолись». Если хотя бы такой уровень, то, я думаю, венчаться было бы неплохо. А если так: «Лишь бы ты от меня отстала, я готов и крестик надеть, и повенчаться (хоть в мечети, хоть в синагоге, хоть в храме), перестанешь меня пилить», – то, наверное, не надо.

Поэтому, я надеюсь, наша телезрительница сама просканирует истинное отношение супруга к вере.

– Вопрос от Натальи: «Если один из супругов совершил прелюбодеяние, что происходит с венцами? И в случае раскаяния можно ли восстановить венцы?»

 Я так полагаю, имеются в виду венцы, которые возлагаются во время венчания. Наверное, человек имеет в виду сакральный смысл венчания, спрашивает, будут ли супруги едины в случае раскаяния в грехах.

– Тут, наверное, речь идет о благодати венчания. Если брак по факту разрушен, то благодать не действует. Как эта благодать возвращается? Через покаяние изменника. Во-первых, надо испросить прощение у супруги. Не просто: «Ну, прости меня. Ну, с кем не бывает, ты сама виновата…» Нет. Нужно истинное раскаяние, осознание поступка, по сути разрушившего семью. Теперь брак надо клеить. Женщина и так немощнейший сосуд (по апостолу Павлу), его ткни, он разлетается на части, а тут ты его прямо под пресс поставил, там уже склеивать нечего.

Но благодать Божия здесь может помочь, и намерение исправиться, больше не совершать такого греха восстанавливает этот союз. И Господь снова дает столько благодати, сколько тебе необходимо. Конечно, осадок остается, эта рана тяжелая, она может кровоточить еще десяток лет. Поэтому если речь идет об одной измене, то эту тему еще можно закрыть, хотя уже это может быть поводом для развода. Мы не обязываем разводиться в таких ситуациях, но говорим, что супруга не будет виновата в разводе, не она первый шаг сделала. А если речь идет о постоянных изменах, то, наверное, уже пора прощаться.

Но если возвращаться к сути вопроса, я спрашивал у старших товарищей: «Допустим, супруги разведутся, будут жить сами по себе, потом сойдутся, поймут, что друг без друга не могут. Надо ли снова венчаться?» Благодать возвращается. И если брак еще не разрушен, то я, исходя из ответов старших товарищей, понимаю, что благодать будет снова штопать этот союз.

– Как есть едино крещение, так и венчание тоже одно.

Вот, кстати, вопрос: «Повенчался, расписался в госучреждении, потом официально оформил развод, даже получил открепительную от епископа, потому что можно второй раз венчаться. Потом возвращаешься к своей супруге, и что получается? Блудное сожительство? Надо все равно узаконить свой брак? Заново идти в ЗАГС?»

– Все священники, у кого спрашивал, сходятся в одном: благодать возвращается. Ты снова восстанавливаешь данные обеты. Предположим, человек решил сменить веру. Женщина вышла замуж за мусульманина или протестанта, на нее чуть-чуть надавили, вера была хрупка, и она приняла инославие. Через год, два, три, десять, двадцать, тридцать лет она понимает, что накосячила. Возвращается в Церковь, и ее заново не крестят. Человек просто через покаяние возвращает благодать крещения. То есть невозможно «раскреститься». Наверное, невозможно и развенчаться. Благодать хотя и перестает действовать, когда нет брака, но снова приобретает свою живительную силу, если брак восстанавливается. Все-таки что Бог сочетал, человек не разлучает.

Ужасно сложно с этим. Мне приходится постоянно слышать жуткие истории о взаимоотношениях в семье, когда муж жизнь превращает в ад, даже если и не бьет. Такое психологическое насилие воспринимается тяжелее, чем физическое. Стукнул, поболело и перестало. А когда душу твою разрывают, это годами не исцеляется. А я все равно должен говорить: «Знаешь, надо найти способ, чтобы брак сохранить». Хотя что там сохранять... Бедные наши женщины.

– А мужчины?

– Мужчина как медный тазик, ты по нему стукнул, он только сильнее стал.

– То есть во всем виноваты мужчины?

– У нас же женская аудитория. Нас смотрят, наверное, 80 процентов женщин, если не больше. Я по своим подписчикам смотрю, у меня 87 процентов – женщины. Поэтому даже если мужчина прав, то нельзя об этом говорить, потому что зрители не поймут. Женщина всегда права, наши дорогие телезрительницы. (Смеется.)

– Батюшка сейчас зарабатывает очки. (Смеется.)

Следующий вопрос от Ярославы: «Выросла в семье, где в церковь не было принято ходить, но при этом мы все православные люди. У меня есть дети, мы ходим в церковь, ставим свечи, но я не знаю, как себя вести, что делать на службе. Одним словом, ведем себя как невежды. Как мне научить детей, если я сама ничего не знаю? Не ходить в церковь?»

– Я уже отвечал сегодня на подобные вопросы: чтобы в церкви стоять осмысленно и не скучать, надо смотреть в текст богослужения.

– Здесь, может быть, с другой стороны зайдем. Человек, видимо, приходит в церковь и с батюшкой не общается.

 – А как с нами пообщаешься? Мы улетели на требы, на какие-то послушания... На многих приходах есть воскресные школы для взрослых, катехизаторские курсы или кинолектории. Не существует, наверное, приходов (кроме глубоких сел и деревень), где нет «литургии после литургии». Ведь общение за трапезой, за Библией – это продолжение литургии с точки зрения Древней Церкви. Просто надо стать частью прихода и узнать, есть ли какие-нибудь мероприятия на приходе в субботу, воскресенье, библейский кружок, какие-нибудь паломнические поездки, еще что-то. Нужно стать частью общины.

– А если, например, мне просто нравится храм, как там поют, и нравится, как священник проповедь говорит, а как проводят досуг, не нравится…

– Знаешь, какая еще проблема в провинции? Все друг друга знают и говорят: «А кто туда ходит?» Отвечают: «Марь Иванна, Николай Иваныч». – «Нет, я туда не пойду! Я ее в храме еле выдерживаю, а еще с ней чай пить?!»

– Разве такое бывает?

– Сплошь и рядом. Ведь в маленьких городах и деревеньках все знают всех и обо всех знают всё. И поэтому очень тяжело подобрать посетителей своего библейского кружка, кинолектория. А в городах наоборот. Вроде бы живешь в огромных «человейниках», большое количество людей вокруг тебя, а все жутко одинокие. Потому что, с одной стороны, ты никому не нужен, с другой стороны, тебе никто не нужен, и люди как раз тянутся на те приходы, где есть возможность познакомиться с единомышленниками. Ты можешь жить десятки лет с шестью-семью соседями на лестничной клетке и не знать, кого как зовут.

Людям не хватает общения. Человек – существо социальное, и общение необходимо в нашей жизни. Ведь мы созданы по образу Божьему. А Бог троичен в Лицах. Что там происходит? Богообщение между Лицами Пресвятой Троицы. Хоть Бог и один, но троичен. И мы не можем жить без общения. Нам очень важно найти единомышленников. В городах с этим вопросом получше. Хотя тоже, как ты говоришь, многие приходят что-то послушать и уйти. Потому что дома дети, муж, еще надо работать…

–  Слава Богу, что приходят...

– Да, но глубокое воцерковление и единодушие с другими достигается в несопоставимо лучших условиях, когда ты становишься частью прихода. Это не просто пол помыть и подсвечники протереть. Служба закончилась, ты пол помыл, но как был один, так один и остался. Важно заниматься какой-то деятельностью, войти в круг общения.

– Сейчас развиты соцсети, Вы в них активно присутствуете. Социальные сети могут заменить это общение? Может ли человек воцерковиться через Instagram? При этом, конечно, посещать церковь.

– Заменить нет, но привести человека в церковь могут. Я за год привожу больше людей в церковь, чем без соцсетей раньше за десять лет. Потому что слушают много: телеканалы, радио, священника в соцсетях. Слушает народ, боящийся в церковь зайти  или заходящий так – свечечку поставить и уйти. И люди слышат то, что им священники на приходах не говорят. Ведь то, что интересует людей, священник не говорит с амвона, как правило. Он говорит толкование Евангелия…

– Нужно добиваться, скажем так, личного общения?

– Да. А разве ты будешь задавать священнику вопросы низкого, бытового уровня? Кажется, это недостойно, надо о чем-то серьезном спрашивать: о нетварном свете, о кантианской схизме. А спросить, можно ли прибираться в воскресный день, как-то негоже, что можно на панихиду приносить – тоже негоже. Перед прихожанином поставь священника: «Задавай вопросы», – у него сразу челюсть отпадет и все вопросы пропадут. А когда батюшка прямой эфир ведет или в сетях, люди раскручиваются вопросами и ответами других подписчиков и самого священника. И постоянно пишут: «Батюшка, я Вас послушала и сегодня впервые причастилась, исповедовалась». Еще что-то хорошее. Поэтому могу посоветовать подписываться на хороших батюшек в Instagram. Ответы священников можно слушать, «Беседы с батюшкой».

–  Паствы много. Для этого, собственно, мы здесь и собираемся.

– Благо есть новые технологии. Это раньше надо было апостолу Павлу прийти в какой-то город, познакомиться с местными ремесленниками…

– Прийти в синагогу.

– Да, начать что-то рассказывать. Все было сложно. Теперь – щелк – и у тебя аудитория.

– Батюшка, спасибо за эту беседу, мы будем стараться отвечать на любые вопросы, какие бы они ни были; для этого, собственно, мы здесь и собираемся.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Софья Горбачева и Ксения Будченко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать