Беседы с батюшкой. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

13 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Батюшка, поздравляю Вас с престольным праздником вашего храма. Вы отмечали праздник в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Расскажите, как  прошло торжество.

– Я чрезвычайно тронут этим поздравлением. И очень рад, что в добрейшей и святейшей телекомпании «Союз» нашлась замечательная фотография нашего храма Петра и Павла в Ясеневе, подворье Оптиной пустыни. Это великий праздник не только для нашего подворья, а для всех христиан.

Ко всему в жизни надо готовиться. Само ничего не бывает. В огороде сами растут только бурьян и крапива. Что-то доброе надо все время готовить, культивировать. О чем этот праздник? Чем он важен? О чем Петровский пост? Петровский пост в честь апостолов Петра и Павла, чтобы всех нас, наших дорогих христиан, наших телезрителей, обратить внутрь себя. Кто такие Петр и Павел? Это часть Священного Писания. Вы к этому имеете какое-то отношение? Пока нет. Петр и Павел отдали жизнь за слово Божие. А как мы им пользуемся? Непонятно, как мы им пользуемся. А это было в первой строчке Священного Писания – дьявол искушал Господа и говорил: «Скажи, чтоб эти камни сделались хлебами. Все пойдут за Тобой». Почему? Ты же накормил, напоил, решил социальные вопросы. Рай на земле – если решить социальные вопросы. Что такое социальные вопросы? В первую очередь, накормить. Человек накормлен – все нормально.

Но Господь говорит, не это главное, не хлебом единым будет жив человек, но всяким глаголом, исходящим из уст Божиих. Вот что надо найти – смысл твоего существования, твоей жизни, работы, семьи, твоего внутреннего устроения. Что это может дать? Евангелие. А часть Евангелия – это апостольские послания. Об этом много говорили Оптинские старцы. (Кстати, храм Петра и Павла – это подворье монастыря Оптина пустынь.) Старцы очень заботились о людях. Они говорили, что мы едим минимум три раза в день. А читаем ли хотя бы главу Евангелия в день? Глава Евангелия короткая – пять минут, а длинная – у Луки длиннее всего, особенно главы о страдании Спасителя – семь-восемь минут. Я ем минимум полчаса, если тихо, спокойно. Если умножить на три раза, получается полтора часа. Если б мы хотя бы полчаса читали Священное Писание...

Откуда такие святые? Серафим Саровский Священное Писание читал в течение недели: понедельник, вторник, среда, четверг – по евангелисту; пятница, суббота, воскресенье – апостольские послания. И кто он? Он святой. А мы что сутками делаем? Мы сутками в Интернете.  На это есть время, а для души времени нет.

– Надо начинать с коротких пятиминуток? Как в спорте.

– Совершенно верно. Я знаю конкретную семью, где отец с семьей садится за стол, открывает и читает главу Евангелия. Это пять минут. Тридцать минут или больше идет обед. Но он основание положил. Он посеял. Дети что-то услышат каждый день, а еще он во время обеда что-то прокомментирует, как это реализовать в нашей повседневной жизни.

В этом году все прогрессивное человечество, как выражались в Советском Союзе, празднует юбилей Федора Михайловича Достоевского – 200 лет со дня рождения; 11 ноября 1921 года. Я читал биографию и счастлив, что имел соприкосновение к этому творчеству. Он говорит: «После ужина отец час нам читал книги». Там необязательно было Священное Писание. Час. А потом это стали делать старшие дети. Вот откуда такие великие люди.

Сейчас что наполняет мозги, сознание ребенка? – Интернет. Мне недавно прилетела по Интернету телеграмма: «Я помню чудное мгновенье – мне подключили Интернет, и после этого мгновенья меня в реальной жизни нет». Несколько часов экранного времени в день. Но почему для Священного Писания пяти минут нет? Оптинские старцы пророчествовали об этом. Когда начались революционные события, у старца Нектария спросили: «Батюшка, а как потом будут жить люди»? А у него, как у всякого великого святого, слова – одно, пророчество – другое, а знак – третье. Он немного юродствовал, у него были в келье детские игрушки. Он берет волчок и говорит: «Люди после нас будут жить вот так». И крутит юлу на голове. Люди будут жить вот так, то есть все закрученные. Для самого главного – для души, ума и сердца – мы информацию не потребляем.

Мы должны быть не ведомые, а ведущие. Интересная мысль у Федора Михайловича была. Если в коробку положить алмаз – эта коробка станет шкатулкой. Если в коробку положить огрызок – коробка будет урной. Мы из себя представляем то, что в себя кладем.  Надо  все фильтровать. Мы не можем до бесконечности быть в этом информационном негативном потоке (кроме «Союза» и «Спаса»). «Союз» нам чуть-чуть форматирует доброе, светлое и лучшее. На это надо тратить время. Кто-то об одном, кто-то о другом, кто-то на вопросы ответит, просто какая-то полезная информация – мы должны быть в этом поле. А негатив  должны фильтровать и не быть в плену этого новостного потока. Там что-то о душах объясняют? О спасении? О взаимоотношениях в семье, с родными, близкими?

– Может, для этого и нужен пост? В том числе Петровский, чтобы в нашей суете немножечко остановиться.

– Петровский пост – это пост на самое главное.

– Вопрос телезрителя: «Почему так важен предшествующий празднику пост?»

– Я знаю многих людей, которые в начале Петровского поста дают себе обет, в чем пост должен состоять, – прочитать апостольские послания. Вот это я понимаю. При чем здесь перемена на столе? Это для нас, христиан, чрезвычайно мало. Это ни о чем! Это диета! Должно быть все наполнено содержанием. А так что толку? Как епископ говорит: «Вы вспахали огород; браво, молодцы. А дальше что? Ничем не засеяли. И что будет? Через некоторое время  вырастет крапива и бурьян». Вспахали – надо чем-то засеять.

Петровский пост и другие посты – это прежде всего время внутреннего делания и самодисциплины. Интернету говорим нет. Вводим его в рамки – полчаса эфирного времени. Остальное – работа, домашние дела, общение в семье, с родными, близкими, с детьми, молитва, Священное Писание. Какой-то минимум. Три раза в день питаем тело, а надо и душу питать. Оптинские старцы говорили, что минимум питания для души – глава Евангелия и два апостольских послания. Ну хотя бы. Хотя бы по тем зачалам, которые читаются в церкви. В церкви каждый день читается фрагмент Священного Писания, Евангелия и апостольские послания. Есть масса календарей. Мало того что сейчас есть гаджеты, там есть масса всяких приложений, на Pravoslavie.ru календарь.

Услышал в церкви отрывок евангельских посланий – перевари это чуть-чуть, подумай, как это к тебе относится. Мало того, всякое Священное Писание, которое мы лично читаем или услышали в этот день,  не абстрактное, это не просто было когда-то сказано, это именно то, что Господь сегодня хочет сказать лично тебе. Как это к тебе относится? Подумай. Духовники и Оптинские старцы советовали читать Священное Писание с утра, они говорили: «В течение дня, когда у тебя будет какая-то проблема, вопрос, не будешь знать, как поступить, обязательно найдешь ответ в этом слове».

– Своего рода маячок.

– Совершенно верно – какое-то направление. Кажется, случайно. Ничего подобного. Какое-то направление обязательно будет. Кто-то из умных людей сказал, что «случай» – это псевдоним Бога. Не случайно именно это Евангелие ты читал. Возник какой-то вопрос – вспомни, что сегодня читал, и поймешь, стоит ли это делать.

Сегодня у нас была встреча с замечательной журналисткой, она говорит: «Вот все надеялись, что тогда было возрождение, церковный ренессанс, а его не произошло»? Как не произошло? Все произошло. Я родился, вырос, к вере пришел в советское время, в эпоху Брежнева. Тогда о «Союзе», «Спасе», радио «Вера», о православном Интернете никакой речи не было. У меня на время прихода к вере (1979 год) в моем личном пользовании был молитвослов, Евангелие, Иоанн Лествичник. Кто-то дал, перепечатал на машинке. Больше книг достать было нельзя. Слава Богу, было Евангелие, а в 1980 году Библию выпустил владыка Питирим. Это было счастье – иметь личную Библию. Это было в то время валютой. Мы решали в Оптиной пустыни строительные, финансовые проблемы с помощью подарочной Библии. Библия стоила в те времена восемьдесят рублей. (Получка среднего инженера была сто двадцать рублей.) Сокровище в прямом смысле. И когда мы кому-то дарили ее, просто двери открывались. Для людей это было дорого. А сейчас никого этим не удивишь.

– Вопрос телезрительницы: «Как мученики за Христа могли думать о своих мучителях, что они лучше их? Как могли любить их? Ведь они отдавали свое имущество бедным, проповедовали Христа, всячески помогали ближним, а мучители мало чего доброго делали и были очень жестокими».

– Сложно сказать, как они о них думали. Я не считаю, что в тот момент мученики думали, что они лучше их. Они просто знали о том, что с одной стороны – фимиам, жертва, телец, почтение императору, а с другой – Крест Христов и исповедание веры. И в этот момент надо было проявить и мужество, и веру. А о том, кто лучше, кто хуже, в такие моменты не думаешь. Не дай Бог никому такие моменты пережить. Всякое христианство, подвижничество и монашество, как об этом говорят святые отцы, бескровное мученичество. Сейчас не те времена. Вопрос немножко абстрактный.

– Как к своим обидчикам относиться?

– К обидчикам надо относиться по Евангелию. Мне понравилась одна ситуация, которая чуть-чуть нам раскроет смысл духовной жизни. Однажды в Троице-Сергиевой лавре я был свидетелем одного чрезвычайного происшествия, которое закончилось благополучно и стало на всю жизнь для меня духовнейшим назиданием. Тогда был престольный праздник преподобного Сергия Радонежского. И сейчас будем отмечать его 18 июля.

Пандемия сейчас по грехам, по безнравственности такие события, чтобы обратить каждого из нас внутрь себя и показать, что жизнь очень хрупкая. Я сегодня был в одной больнице по своим немощам, и мне рассказали, что от заражения до реанимации с теперешней «дельтой» может пройти всего три дня. Тогда таких событий не было, это 80-е годы: в лавру съезжается много архиереев, я семинарист; мы помогаем архиереям, епископам во время богослужения. Его надо встретить, облачить и подготовить к богослужению... И смотрю, какие-то ребята вообще в этом ни бум-бум, а начали одевать епископа из Литвы. Омофор (большая вышитая лента с крестами на епископском облачении) символизирует заблудшую овцу, которую на Своих плечах несет Христос, а епископ во время богослужения символизирует Христа. И вот они начали надевать на него омофор… Крутили вокруг шеи, один тащит в одну сторону, другой в другую. Я смотрю и четко вижу что-то невероятное, а владыка схватился за два конца этой ленты, омофора, потому что они начали его просто душить... Я про себя подумал: что сейчас будет с этими «мучителями»?.. И вдруг  услышал потрясающее отношение к жизни и потрясающее отношение к своим обидчикам. Он стянул эти ленты и сказал: «Господи, если бы я был нормальный архиерей, у меня были бы нормальные помощники. Господи, прости меня».

– Философский взгляд на жизнь. Хорошо бы нам всем иметь такой взгляд.

– Совершенно верно. Мы очень гордые люди, свободолюбивые, большие эгоисты. Все, что происходит вокруг, – это для нашего лечения. Не вымаливай у Бога перемены обстоятельств  жизни, потому что они посланы тебе, чтобы переменился ты. Если такие люди, такой начальник, такие соседи, это только ради того, чтобы смирилась твоя гордостная душа. Поэтому такая мама, такой папа, поэтому такой начальник, такие соседи. Тебе как лекарство. Сможешь ли преодолеть, претерпеть, сможешь перейти через свой эгоизм, сможешь найти ключик к маме, к папе? Учись подчиняться, учись слушать, учись не бодаться. Старец Амвросий говорил: у многих людей, которые близких, родных не слышат, не слушаются, особенно дети родителей, обычай бычий, а ум телячий; своя воля и учит, и мучит; сначала мучит, потом чему-нибудь научит. Девочка в семь лет говорит: мамочка все знает. В двенадцать лет говорит: мама кое в чем разбирается. В пятнадцать лет говорит: мама совсем отстала от жизни. В двадцать пять лет говорит: лучше бы я слушалась маму.

К обидчикам мы должны относиться философски, потому что это не сиюминутная ситуация, и это не прямое прочтение, это иносказание. Все ради того, чтобы ты чуть-чуть научился терпению, обходительности, мудрости налаживать отношения.

Двенадцатого числа праздновали еще блаженную кончину старца Паисия.  Я имел счастье в свое время, в 1993 году, видеть старца Паисия на Афоне лично в келье «Панагуда», о которой мы сейчас много читаем. Он говорит замечательную вещь. Все восторгаются словами апостола Павла, которые написаны в Священном Писании: «Глава жене муж. Жена да убоится своего мужа». Многие мужья так и считают, так и живут, поэтому требуют от жен беспрекословного подчинения. Старец говорит: «Подчинение? Ты даже кошку не заставишь тебе подчиняться и тебя любить – без любви». Если ты жену не любишь, не заботишься о ней, не готов отдать за нее жизнь, как Христос отдал Свою жизнь за Церковь, о каком подчинении, уважении может идти речь?! Сначала стань для нее таким, каким Христос стал для Церкви, тогда она тебя будет любить, слушать, уважать. В чем иерархия ценностей? Муж должен слышать и слушаться Бога, тогда жена будет слушаться и слышать мужа, тогда дети будут слушаться родителей,  они будут видеть в семье гармонию. Почему дети не слушают? А ты свою мать слушал? Нет. Своего отца слушал? Нет. Ты хочешь от детей, чтобы они тебя слушали? Как вы поступаете со своей матерью, своим отцом, дети точно так же будут поступать с вами. Почему? Закон справедливости.

– Вопрос телезрителя: «Вызывает непонимание и недоумение такой вопрос: для чего Господь сотворил Денницу, зная, что он станет дьяволом – величайшим злодеем?»

– Господь сотворил ангела, но у ангела была свобода. То, что Денница, высочайший ангел, стал дьяволом, – это его свободное произволение. Бог зла не творил.

– Для этого мы можем сделать отдельную беседу.

– Самое главное для нас: не надо слушать дьявола, жить по его законам. Мы должны знать, что зло есть. Оно персонифицировано? Да. Кто внушает чушь, глупость, безумие, ересь, гордыню? Дьявол. Кого мы должны слушать? Бога. Как ты будешь слушать Бога, если не даешь Ему места в своей жизни? Отец Кирилл (Павлов) говорил: «Читайте Священное Писание. Запоминайте Священное Писание, чтобы его исполнять». Что это значит? Помнить слова Господа и слова Его апостолов. Тогда вы будете с Богом. Дьявол где будет? На периферии, не в твоей жизни, это будут только стрелы и искушения. Исаак Сирин говорит, что праздный ум – седалище дьявола. Если ты в Интернете, в пустоте, ерунде, рекламе, в гаджетах – у тебя мозги пустые, а праздный ум – седалище дьявола. Как не стать седалищем дьявола? Заполни ум. Чем? Добрым, светлым и вечным. У тебя есть такие возможности? Миллион.

– В том же Интернете можно читать что-то умное.

– Даже с помощью тех же гаджетов. Можно читать любую книгу старца Паисия, епископа Игнатия (Брянчанинова), Иоанна Златоуста. Я сейчас поражаюсь: раньше мы выискивали книги. Сейчас Оптина пустынь создала уникальную программу, с помощью которой можно прокомментировать каждый стих Священного Писания. Эта программа имеет колоссальный объем, потому что собраны все толкователи (древние и современные). Как только появляется истолкованный стих, он попадает в базу. Открываешь стих: «Всякий спасется, но как бы из огня». Думаешь: «А что это такое, как это понять?» Это одно из сложнейших мест. Или притча об управителе неправедном. «Ты сколько был должен?» – «Сто мер масла». –  «Напиши: пятьдесят». «Приобретайте друзей богатством неправедным» – сложнейшее место Священного Писания. Я толкование на это место знаю – это отдельная передача. У нормального христианина, который время на ерунду не тратит, возникает вопрос – открывай оптинское приложение и увидишь три, четыре, пять толкований на один стих; сложится целостная картина.

Вот чем можно заняться. Поэтому я говорю: сейчас ренессанс, возрождение христианства. Никогда такой глубины не было. В семинарии даже такой возможности не было. Иоанн Златоуст, епископ Феофан и Феофилакт Болгарский – три основных толкователя текстов Священного Писания. А сейчас их с десяток. Кто-то говорил: ножом можно разрезать хлеб, а можно отрезать палец (случайно, никто нарочно не режет). Так и Интернет.

– Вопрос телезрителя: «К старцу Паисию приезжало множество паломников. С какими вопросами шли люди? Были ли такие, которые расстраивали отца Паисия?» Вы были свидетелем этих встреч?

– Дело в том, что встреча была единственная. Нас было трое. Был отец Николай (Генералов), до сих пор живой, он несет послушание на Афонской Горе; архимандрит Алипий (Кастальский), сейчас он подвизается в Троице-Сергиевой лавре, возглавляет издательский отдел; мой друг, в свое время был преподавателем догматического богословия, когда я учился в семинарии. Конечно, мы всей полноты не видели... Как могут не расстраивать старца? Никто не приходит в храм или в больницу, чтобы сказать: «У меня все прекрасно со здоровьем, я нашел лекарство, придерживаюсь диеты и Вам, доктор, советую. У меня прекрасно получилось с диетой, прекрасно справился с давлением, стенокардией, холециститом». Такого же нет.

– Все-таки он не простой человек, а святой.

– У него есть потрясающие мысли. Он сказал: «Слушая то, с чем приходят люди и что они мне рассказывают про себя и про то, что творится в мире, я бы давным-давно сошел с ума, если бы не верил и не знал, что последнее слово за Богом». Все равно все это выправится в лучшую сторону.

– С этим ощущением и надо жить, станет сразу светлее и спокойнее.

– Зло не абсолютно, не всесильно, не безнаказанно, поэтому любой человек в любой ситуации найдет выход из положения. Хочешь к свету – будет свет, хочешь грязи – будет грязь. Свинья везде грязь найдет. В луже один может увидеть грязь, другой – отражение неба. Все зависит от тебя, что ты ищешь и что смотришь. Куда бы ты ни пошел, везде найдешь то, что принес с собой. Для хороших – все хорошо, для плохих – все плохо. Шансов найти в жизни хорошее очень много, потому что в мире добра больше, но зло наглее и организованнее. Поэтому мы видим пену блогеров. Беседовал с молодежью. Раньше люди поклонялись благородству, сейчас поклоняются сатанизму.

– Главное, все это незаметно стало модным.

– Зло стало модным. Это разновидность моды: на это, на то. Кто-то сказал: никогда из моды не выйдет ухоженный вид, грамотная речь, честность, доброта и благородство. Вся эта шушера – временная мода. В целом общечеловеческий стержень, фундамент один и тот же – доброта, честность и благородство. Ты хочешь, чтобы к тебе так относились?

– Конечно, любой человек хочет.

– И я хочу, и все хотят. Но сначала человек хочет, чтобы к нему так относились, а потом понимает: «А ты-то как?»

– Надо начать с себя.

– Вот именно. Хотя бы в нашем малом кругу – в семье. Я увидел у тебя сегодня кольцо и тебя за это поблагодарил.

– У меня есть супруга, двое детей.

– Когда я знаю, что люди семейные, но не носят кольца, это то же самое, что христианин снимает с себя крест. Стало мало? Купи другое. Освятим, благословим. Это знак для неба, для ангелов и для нетрадиционалистов. У нас есть семья – это потрясающе».

– Священнослужители тоже должны носить?

– У нас не принято, но в Румынии священники носят кольцо. Вообще-то сейчас, подавая пример, может быть, должны и носить. Но это наша русская традиция, а так надо этим гордиться.

– Вводить новую моду, новые тренды.

– Сложно, конечно. Традиция есть традиция. Но, кстати (если нас смотрят священноначалие или батюшки), батюшка едет в отпуск не в рясе, не в подряснике – обязан надеть кольцо. С кем ты? С матушкой. Кто она? Увидели какую-то пару с кольцами – все понятно: муж с женой. Нет кольца – кто это? Непонятно. Поэтому хорошо, что мы сегодня подняли этот вопрос: должны батюшки носить кольцо, когда они не при исполнении, не в храме, особенно в отпусках. Потому что батюшки тоже часто бывают добрые, симпатичные, молодые, на них тоже засматриваются, а когда увидят кольцо, уже понимают, что это женатый человек. Это защита, ограждение от всяких искушений. Пусть знают: семейный человек.

– Итог сегодняшней передачи можно подвести такой: меньше Интернета, больше прогулок с семьей.

– Да, абсолютно. Путь к единству семьи, к преодолению своего эгоизма, самости, гордыни – Священное Писание. Оно будет подсказывать каждый день о той или другой ситуации, которую ты должен как христианин в своей жизни исполнить. Масса замечательных и светлых мыслей, которые тебе конкретно в семейных отношениях, на работе, с друзьями, просто для чистоты ума будут подсказывать, как надо, а как не надо. «Друг друга тяготы носите – и так исполните закон Христов». Что это означает? Должен уступить кто-то из умных людей: кто умнее, тот и виноват. Ты себя умным считаешь? Да. Значит, ты виноват, что не смог подобрать ключик к жене, не смог уступить, преодолеть негативную ситуацию. «Кротость ваша да будет известна всем человекам». «Плод духовный: любовь, радость, мир, кротость, долготерпение, милосердие, вера. На таких людей нет закона». Почему? Потому, что они закон исполнили своей жизнью. Если бы мы жили с таким ориентиром, в таких рамках в повседневной семейной жизни… Всегда духовная жизнь должна начинаться с семьи. За все человечество мы с тобой не ответим. Как говорил Федор Михайлович Достоевский: легко любить все человечество, но как же тяжело любить конкретного человека.

Ведущий Александр Крузе

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать