Беседы с батюшкой. Протоиерей Сергий Вогулкин

12 октября 2022 г.

Сегодня у нас в гостях доктор медицинских наук, профессор протоиерей Сергий Вогулкин.

– Медицинская тема у нас сегодня для разговора. Что такое война с точки зрения православия?

– Знаете, я сегодня хочу посмотреть на это именно с медицинской точки зрения. Совсем недавно я написал и выпустил учебник, который называется «Теория диагноза». Это учебник для медиков о том, как правильно ставить диагнозы (в какой последовательности, как прийти к правильному диагнозу). Наблюдая современные события, которые нас сильно касаются и буквально потрясают Россию, хочу именно с точки зрения православного врача (у меня врачебное мышление) посмотреть на то, что происходит. Тем более что православие считает, что война – это обострение тяжкой болезни, в которой находится все человечество. То есть это кульминация, апофеоз того болезненного состояния, в котором живет общество, человечество во всем мире.

Мы видим: то в одной, то в другой стране идут войны. Они происходят по разным причинам, но общее в них то, что это проявление большой и тяжелой болезни, которая поразила все общество, все человечество. С точки зрения православия это проявление человеческой ненависти, злобы, упадка веры.

Война, конечно, бывает разной. Православная Церковь не отрицает возможность участия православных людей в войнах, если они находятся на стороне добра. Православная Церковь благословляет православных людей на то, чтобы защищать Отечество, изгоняя врага со своей территории, предупреждая возможные опасности для нашей Родины. Если рассматривать войну с этой точки зрения, думаю, становится понятным, что это апофеоз зла.

В то же время мы должны понимать, что зло всегда побеждалось любовью, милосердием, добром. И это всегда была наша сильная сторона. Я думаю, именно это сочетание – апофеоз зла и апофеоз любви и милосердия – представляет собой очень сложную картину обострения этой общей человеческой болезни.

– Нацизм и фашизм – это тоже болезни?

– Безусловно. С моей точки зрения, с точки зрения врачебной – это раковая опухоль, которая распространяется, расползается, захватывает разные страны, поражает людей, все общество. Это копия того, что развивается в организме человека при тяжелом онкологическом заболевании.

Казалось бы, во Второй мировой войне мы уничтожили врага, искоренили эту опухоль, победили. Но сейчас в одной, другой, третьей стране все это начинает возрождаться. Это значит, что остались очаги, которые постепенно разрастаются, захватывают все новые и новые страны, новых людей. Это и есть проявление большой всеобщей болезни. Это очень тяжелое состояние, и эту раковую опухоль надо лечить в первую очередь.

Болезни в обществе бывают всякие. Например, любовь к деньгам, сребролюбие: многие люди поражены этим, стараются жить только ради того, чтобы как можно больше заработать. Кто-то гонится за развлечениями. Болезней много, но они более мелкие, частного характера. Хотя есть и страны, которые возомнили себя главными в мире, проявляют гордыню, властолюбие, и это тоже болезнь. В разных странах можно найти самые разные болезни, но нацизм, фашизм – это раковая опухоль.

– Чем лечить такой недуг?

– Чем лечить раковую опухоль? Удалять. Но удалять так, чтобы даже следов ее не осталось. Конечно, это болезнь запущенная. Что позволило ей так распространиться? Отход человека от Господа. Человек забыл Господа, не помнит заповедей Божиих, проникся ненавистью к другим людям, другим странам, другим расам. Человек смотрит на все окружающее с ненавистью, принимает только себя, только о себе думает. Так же развивается и опухоль: она не думает о целом организме, она его разрушает. Вот это разрушение сейчас и идет. Сначала это происходит исподволь, потом все яснее, все больше – и организм гибнет, если вовремя не применить лечение. К сожалению, лечение кардинальное, оно сопряжено с опасностями и для самого больного, и для хирурга, который это делает, но это необходимо. Ничего другого придумать нельзя, потому что болезнь слишком запущена и лечить ее надо радикально.

– Почему России второй раз подряд приходится встречаться с этим недугом?

– Россия была сильна своей верой. Если вспомнить Вторую мировую войну, то большинство солдат, которые в ней участвовали, – люди крещеные и в глубине души верующие. Кроме того, сила была не только в самом воинстве, но еще и в тех людях, которые были с ними связаны: матери, сестры, жены, дети поддерживали солдат. Особенно матери, которые были исконно православными. Ведь молитва матери – следующая по силе после священнической. Те, кто воевал во Второй мировой войне, чувствовали постоянную поддержку... Люди были верующими, потому что многие родились еще до революции и сохранили свою веру.

Как тяжело было большевикам искоренить веру! Да, разрушали храмы, расстреливали священников, но всех православных ведь не повесишь и не расстреляешь. Многие были тайно верующими...

Первая мировая война 1914–1918 годов. Я читал записки военных священников: солдаты умирали спокойно, с верой, что они совершили благое дело, правильно закончили свой жизненный путь. Они это осознавали, и это осознавали их родственники. Люди постоянно молились, собирались на молебны, на церковные службы, и все это поддерживало наших воинов. Во время боевых действий их поддерживали священники. Пять тысяч священников в то время было среди воинства. Такая обстановка веры, православия способствовала победе. Ведь мы были на пороге победы...

Великая Отечественная война показала, на что способны люди верующие. Сколько было подвигов, самоотдачи! Сколько жертв было принесено во благо Отечеству! Сейчас мы видим, что и в специальной военной операции тоже совершаются геройские поступки. Кто их совершает? Те, кто уверен, что они делают правильное дело, что они на стороне правды. И это не может быть без веры в Господа. Сейчас мы должны учиться на предыдущем нашем опыте.

Россию все ненавидят. Потому что православие нас всегда поддерживало, цементировало общество. Люди из окружающих стран нас ненавидят, и сейчас мы это хорошо видим. Сколько стран встало на сторону наших противников! Сколько стран защищают зло! Представляете, как все это укоренилось, выросло. У России такая миссия – борьба со злом.

– Если мы говорим о ролях, то здоров ли сам врач?

– Здесь я должен, к сожалению, сказать, что здоровье наше тоже, скажем так, слабое. Есть такая мудрость: врач, исцелися сам. Военная операция, в которой участвуют наши воины, очень хорошо показала, что и у нас не все благополучно. Примеров этому очень много. Это и те, кто сбежал из России, собрав свои миллионы. Это и те, что остались, но в такое тяжелое и ответственное время устраивают какие-то светские шабаши, что мы видим, например, по пятницам на Пятом канале. Какая светская жизнь? Собираются миллионеры шоу-бизнеса и демонстрируют нам свои разводы, любовные похождения. Зачем это сейчас, в это время? Это тоже говорит о том, что здесь есть очаг поражения.

И, конечно, слабость веры – это наша беда. Люди наши не доверяют Господу. Например, вчера был семинар священников, где выступали психологи и говорили о таком непонятном моменте. Человек уходит воевать за свою Родину, за Отчизну, потому что опухоль подобралась к нам и вот-вот должна была выйти за свои пределы, напасть на Россию. Так вот, воины уходят защищать Родину, а их жены рыдают как по покойникам. Зачем? С каким настроением такой воин идет защищать страну? Это не по-православному. Православные люди, жены, матери, дети всегда провожали воинов на подвиг и были уверены, что этот подвиг будет во славу этого человека, во славу Господа, во славу страны нашей.

Еще одна, казалось бы, мелочь. Люди бегают по храмам и везде пишут записочки. Это зачем? Неужели люди не понимают, что любая молитва, даже своими словами, дойдет до Господа немедленно, если ты верующий человек? Хочешь сделать добро другому, хочешь спасти своего воина – просто поверь, что Господь может это сделать, это в Его силах! И когда ты поверишь, помолись за человека, приди в храм, попроси Господа, Пресвятую Богородицу. Послезавтра великий праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Вся Россия находится под Покровом Пресвятой Богородицы.

Зачем эта суета, беготня, по сути, без веры? Если человек никогда в жизни не был в храме, не исповедовался, не причащался, как можно с такой отягощенной душой вымаливать жизнь другого человека? Приди в храм! Сейчас время такое, когда, по сути, все должны быть в храмах, вся Россия должна молиться за своих воинов. Вот что сейчас необходимо. Так было в предыдущие войны: вся Россия стояла на коленях, молилась за свое воинство – и воинство было непобедимым.

Поэтому говорить о том, что мы полностью здоровы в духовном смысле, пока нет оснований. Что сейчас нужно? Вот мы, например, в нашем небольшом храме и в храме в соседнем селе специально собираем на молебны тех родственников, у кого воины ушли воевать. Их у нас не так много, но мы их собираем и служим общий молебен всем приходом. Это та сила, которая должна поддерживать и непременно поддержит солдат. Но каждый должен понимать, что сначала нужно очистить свою душу, исповедоваться, причаститься, а потом молить Господа, Пресвятую Богородицу.

Сейчас очень много проблем. Например, гражданские браки. Часть мужчин были призваны, ушли воевать, а кто их ждет? Блудницы? Если брака нет, а люди живут вместе, это называется блудом. Понимаете, в каком состоянии находятся люди… И я как священник не могу даже причастить такую женщину, не имею права, потому что она жила вот так. Матери, женщины должны очень хорошо подумать о своей собственной душе прежде всего и исправить то, что еще можно исправить, исповедовать то, что можно исповедовать. Господь непременно примет это, потому что для Него наши грехи – как горсточка песка в море. Но нужно эту горсточку собрать, передать в руки Господа, очистить свою душу и тогда уже молиться. И все будет так, как должно быть, как правильно. Потому что все мы – в руках Господа.

Да, гибнут наши воины, но гибнут они не без воли Господа. Именно Он знает, когда призвать к Себе человека, и не надо роптать. Так было угодно Господу, чтобы человек совершил великий свой подвиг по защите Отечества. Это подвиг, независимо от того, совершил он геройский поступок или просто воевал на стороне добра, уничтожая фашистскую, нацистскую нечисть. Человек – герой, он совершил то, что должен был совершить в своей жизни, и это верх его жизни, за это ему простятся многие грехи и он чистым вознесется на небо. А мы должны молиться, чтобы было так, как угодно Господу. Не так, как нам хочется, а как Господу угодно.

– Задам вопрос от себя. Мы еще не до конца осознали, что все поменялось. Мне кажется, мы живем в ожидании того, что завтра все закончится и мы вернемся к тому, как было. Батюшка, Вы имеете колоссальный опыт, были свидетелем масштабных изменений и в жизни страны, и в жизни отдельно взятых людей. Будет так же, как было? Вернется все на круги своя? Завтра станет как вчера?

– Это общее заблуждение, что сейчас все закончится и будет так, как было. Не будет так, как было. Ни одна болезнь не проходит бесследно даже для отдельно взятого человека. А это болезнь, от которой мы лечим, по сути, всю Европу. Мы вразумляем даже Соединенные Штаты Америки. Может ли это все остаться так, как было раньше? Да ни в коем случае! Нет, это действия такого масштаба, которые после себя оставят огромный след на десятки лет. И это будет в судьбе нашей Родины, всей Европы, в судьбе каждого человека. Мы ожидаем по наивности своей, что все вернется на круги своя. Не вернется.

Вернутся наши воины с этой войны. Это будут другие люди, которые заглянули в глаза смерти. Заглянули – и остались живы. И они принесут с собой осознание того великого дела, которое они сделали, и в то же время то потрясение, которое они испытали. Если жены думают, что вернутся прежние мужья и все будет по-старому – они ошибаются. Вернутся другие люди. И, конечно, им будет очень непросто вписаться в мирную жизнь.

Как афганцы, например, то есть те, кто пришел из Афганистана (я наблюдал этих ребят и до сих пор дружен со многими из них). Они с трудом нашли себя в этой жизни. Потому что они пришли оттуда другими людьми. Они стали старше, пришли более мужественными, познав свою жизнь до глубины, до смерти. И совершенно понятно, что окружающим с ними было нелегко.

Я ведь недаром говорю: молитесь, вымаливайте своих воинов, готовьтесь принять их, потому что им будет очень трудно. И вам – женам, матерям, детям – будет нелегко. Это будут другие люди. Терпение – это то, чему нас учит Господь. Что побеждает любую болезнь? Терпение. Придется терпеть, помогать. Если есть эта любовь, надо всю ее отдать этим героям, которые придут домой.

Но собственной любви может не хватить. И кто здесь должен прийти к нам на помощь? Господь. Только Господь может сохранить семью, сделать так, чтобы установился мир, когда вернутся наши воины. Вот почему надо молиться и сейчас, и потом. Надо стать людьми верующими.

Сейчас ушли триста тысяч мобилизованных, и еще сто пятьдесят тысяч там уже воюют. Умножьте это количество на три или четыре. То есть сейчас вовлечены во все это полтора или два миллиона людей. Мы их видим в своих храмах (тех, что не воюют, а остались дома)? Нет. Они всё еще на что-то надеются. Я не понимаю – на что. На что можно надеяться, кроме Господа? Какая еще сила есть? Помогут какие-то обереги, что ли? Я не знаю, на что можно надеяться в этой ситуации, когда мы все в руках Господа. Поэтому единственное правильное решение – это прийти в храмы, молиться, очистить свою душу.

Я не могу ожидать того, что наша жизнь останется прежней. Нет. Я помню время после Великой Отечественной войны. Я был ребенком, но видел совершенно другую жизнь. Сейчас у нас не чувствуется никаких ограничений, чтобы нам не хватало еды или чего-то еще. А тогда все это было. То есть страна была в настоящей разрухе. Но настроение народа было ликующим. Как относились к тем, кто вернулся с войны! С какой благодарностью, с каким почтением, вниманием! Не только со стороны государства, это было именно личное отношение. Это я очень хорошо видел. С какой отдачей работали люди, чтобы восстановить разрушенное хозяйство, чтобы что-то появилось, чтобы дети могли полноценно питаться…

Сейчас у нас этого нет. Именно поэтому нам кажется, что война закончится – и всё. Какая была наша ошибка после Афганской и Чеченской войн? Государство старалось вообще забыть об этих войнах, как будто их и не было, не говорить о потерях в них. Не говорить о войнах нельзя. Если воин защищал свою Родину, выполнял свой долг, он должен вернуться обратно героем. И когда у нас появятся сотни тысяч героев, тогда наша страна будет совершенно другой. Мы должны быть к этому готовы, мы должны их принять, сами стараться встать рядом с ними, подняться до их геройского уровня во всем. И прежде всего – в вере.

Когда провожали воинов в Чечню, я сам многих крестил, потому что в окопах атеистов нет. Так сказал Черчилль, и он был совершенно прав. Вернутся люди верующие, и их должны встретить люди верующие. Вот когда это будет, тогда у нас с вами все наладится.

– Прогнозы – неблагодарное дело, но все же – есть у Вас какое-то представление о том, что будет дальше?

– Дальше будет победа. Иначе быть не может. Но победа над злом не совершается в одном государстве. По сути, там были наши люди, они просто изменились за эти годы. Безусловно, будет победа. Но мы должны быть готовы к тому, что эта раковая опухоль и дальше будет расти. Мы не искоренили ее полностью и вряд ли сможем искоренить. Поэтому мы должны сохранять ту силу духа, силу веры, которые всегда отличали Россию. И они должны быть настолько сильны, чтобы ни у кого даже мыслей не было покушаться на нашу Родину. Это мы можем сделать, и так и будет. Если мы с Господом, то кто против нас? Никто. Если мы под покровом Пресвятой Богородицы, то что нам страшно? Нам ничего не страшно.

Россия всегда стояла на этом, она должна стоять так в веках. Но это все зависит от нас: какие мы сейчас, как мы осознаем то, что случилось, как будем теперь воспитывать своих детей. Ведь патриотического воспитания, по сути, не было ни в семьях, ни в школах. Нас воспитывали западники через какие-то дурацкие игры, через Интернет, который полон всего. Наши дети, по сути, родительского воспитания и не видели. Значит, надо сейчас все это возродить и в школах, и в семьях, вернуть на прежний уровень.

Как раньше было? Из мальчиков воспитывали воинов. В два с половиной года его садили на лошадь, он был уже воином. Это была русская традиция. Сейчас очень хорошо прочувствовав на себе, что такое учеба детей в суворовском училище, в кадетском училище, я очень хорошо понимаю, что воины нам необходимы. Именно воины, потому что они будут защищать наше Отечество. И, конечно, этих учебных заведений, как в старой России, должно быть очень много, чтобы мальчики стали мужчинами, были патриотами своей Родины и всегда ее защищали. Я думаю, это будет правильно.

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать