Беседы с батюшкой. Священник Иоанн Коханов. Ответы на вопросы

12 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве священник Иоанн Коханов.

– Сегодня в Евангелии мы слышали историю о прокаженном, которого Господь исцелил от проказы. И в конце повествования Христос говорит этому прокаженному никому не рассказывать о случившемся чуде. Почему Господь часто в Евангелии запрещал исцеленным Им людям проповедовать об этих чудесах? Ведь эти чудеса могли стать хорошей проповедью.

– Здесь есть два важных момента. Первый: Господь проявлял смирение. Он потом говорит Своим ученикам: «Я пришел, чтобы послужить для спасения многих». Господь проявляет такое смирение, чтобы о Нем не разносилась излишняя слава, чтобы не создавался излишний ажиотаж, экзальтация, чтобы люди стремились видеть в Нем больше Учителя, Пророка, чем Чудотворца.

Второй момент: имеют место реалии того времени. В иудейской среде по закону Моисея запрещено было прикасаться к прокаженным. Если человек прикасался к прокаженному, то тоже считался нечистым. И по ветхозаветному закону о чистоте такой человек должен был пройти период очищения, несколько дней пребывать в уединении, не вступать с людьми в общение, не находиться среди людей. Это создавало дополнительные трудности для проповеди.

– Господь и в ту эпоху, когда был на земле в телесном виде, был и Учителем, и Чудотворцем. И сейчас Он остается для нас и Учителем в евангельских словах, и Чудотворцем, к Которому мы часто прибегаем с молитвой, зачастую именно о чудесах. Как Вы считаете, сейчас мы приходим к Богу за наставлением или все-таки исключительно за чудом?

– Что является побудительным мотивом для обращения к Богу: чудо или нечто другое? Из практики христианской, церковной жизни, житий святых, из жизни известных верующих людей мы видим, что на пути обращения к Богу человеком движет нечто большее, нежели просто чудо. Хотя, казалось бы, чудо великое дело. Какой-то внутренний запрос есть у человека по отношению к тому, для чего он живет на земле. Есть  Бог или нет? Такие сущностные вопросы возникают у человека. Иногда это  внутреннее состояние поиска, тоски. Трудности, житейские печали побуждают человека обратиться к поиску Бога. А чудо может явить для человека пользу. Господь посылает человеку чудо, чтобы он в своей вере укрепился. Чудо является не главным мотивом, а тем средством, которое помогает человеку укрепиться в вере. 

– То есть люди больше идут в храм, идут к Богу в попытке найти ответ на какой-то глубинный вопрос, нежели просто в поисках локального чуда?

– Безусловно. Есть, конечно, люди, которые ищут и чудес. Но обычно, даже если чудо находят, они его либо чудом не считают, либо быстро их поиск гаснет.

– Что считать чудом, а что не считать?

– Хороший вопрос. Традиционно в светском поле для человека чудо – это что-то  сверхъестественное, из ряда вон выходящее. Приснопамятный отец Димитрий Смирнов часто, когда его спрашивали о том, что такое чудо, говорил: «Жизнь – это чудо. Если я живу – это чудо». Действительно, для христианина по мере углубления в вере, по мере приближения к Богу приходит понимание: то, что мы живем, можем действовать, трудится, радоваться тому, что нас окружает, уже чудо.

– Вопрос телезрительницы: «Зачем выходить замуж?»

–  Если говорить вообще, то в природе человека заложено стремление создавать семью, по слову Господа. Плодитесь и размножайтесь,  читаем мы в Книге Бытия. В нашу природу вложен закон, стремление человека к созданию семьи, к рождению детей. Семьи как возможности научиться любви, по-христиански мы это так осмысляем.

Если говорить о конкретном человеке, женщине, девушке, тут вопрос надо искать в себе. Зачем я хочу выйти замуж? Есть категория людей, которые хотят просто жениться или выйти замуж, а есть категория людей, которые хотят создать семью. Здесь большая разница. Что я ставлю целью в браке? Жениться, выйти замуж или создать семью? Как люди верующие, мы понимаем, что семья – это то, что мы называем малой церковью, это место, где мы учимся любить и учимся любви.

– Как понять, что движет тобой? Если есть желание и возникают соответствующие вопросы. Как понять, какова истинная причина этого побуждения: создание семьи или брак как самоцель? Как спросить себя, чтобы это было индикатором? Задать вопрос, ответить и понять.

– Так и спросить себя: зачем мне выходить замуж? что я хочу от этого? Первое: человек определяется, для чего он это делает. Второе: всем будет полезно разобраться в том, как Господь говорит о семье через Священное Писание, через учение Церкви, как Церковь понимает смысл христианского брака. Мы для себя пытаемся понять мотивы и, конечно же, молиться. Многое Господь открывает человеку через молитву. Это очень важный момент. И узнавая о том, каково христианское понимание брака и семьи, в процессе поиска ответов на этот вопрос мы можем увидеть для себя полезные, интересные стороны.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли причащаться без поста?»

– Если священник видит, что человек искренне желает соединиться со Христом через таинство Причащения, то может дать ему такое благословение. В моей практике бывают такие случаи, когда человек искренне хочет общения с Богом через таинство Причастия, но в силу разных причин не может поститься.

Сегодня праздник, он пришел, вырвал себя из житейской бытовой суеты, и священник принимает решение допустить его к Причастию, даже если он не постился. Ведь Господь нам всем говорит через Евангелие: милости хочу, а не жертвы; суд без милости не оказавшему милости.

Мы проявляем друг к другу христианское милосердие. Был такой духовник протоиерей Георгий Бреев, он московскому духовенству рассказывал, что за свою священническую практику ни разу никого не отлучил от Причастия. Всех, кто приходил к нему просить благословения на причащение, он благословлял. Главный момент для человека, желающего причаститься, это желание соединиться со Христом, быть с Богом. Препятствием может быть неверие человека в таинство Причащения, в Тело и Кровь Иисуса Христа, нашего Господа.

Пост, скорее, упражнение, помощь человеку в подготовке к причастию. Если он может пост понести, Церковь ему в этом помогает и благословляет его. Мы перед таинством Причащения постимся три дня в современной приходской практике. Если человек может, то постится. Если он этого не может делать в силу болезни или того, что был в пути, дороге, в силу экстраординарных случаев, то священник может благословить подойти к Чаше.

– Мы не можем ответить тому человеку, который задает этот вопрос, напрямую, лично. Все-таки формат телеканала предполагает общие и упрощенные ответы. Важна именно сама возможность, так как в ответах на такие вопросы могут быть вариации. Если человеку сложно поститься три дня или один день, то это не повод прекращать причащаться. Это не должно быть тем препятствием, которое ты сам себе начинаешь выдумывать. Церковь пойдет навстречу.

Вы упомянули про епитимью, которую отец Георгий никому не давал. Нужно ли человеку стремиться за епитимьей, если он чувствует, что в чем-то грешен? Есть случаи, когда люди думают, что они настолько грешны, что священник должен дать им епитимью.

– Слово «епитимья»  сугубо церковное. Оно означает, что человеку даются некие молитвенные правила, какой-то свой пост, чтобы как-то потрудиться и исправить свой грех. Тут вопрос в том: если человек хочет, ищет этого, то священник ему в этом поможет. Сегодня не принято напрямую говорить: вот тебе епитимья. Скорее будет такой разговор: «Батюшка, как мне помолиться? Как потрудиться, чтобы как-то почувствовать, что я грех отработал, помолился? Что мне делать?»

Священники часто дают такие советы, чтобы человек взял на себя какое-то молитвенное правило. Тут зависит от состояния души человека, от его настроя. Я не буду стремиться к тому, чтобы заставлять человека что-то делать. Если в нем есть такой посыл, желание, потребность к особому молитвенному правилу, подвигу, конечно, я постараюсь ему дать такое наставление, которое помогло бы ему в этом стремлении. Тут зависит от готовности, желания человека. Если такое есть, то Церковь идет навстречу,  пытается в этом помочь. Важно все делать с рассуждением. Не должно быть страха у человека, что сейчас пойду, а батюшка скажет что-то строгое, даст мне епитимью, скажет, чтобы я не причащался, лучше тогда вообще буду дома сидеть и молиться. Это неверно. Все в Церкви построено на любви. Это главный принцип. Устами апостолов говорится: Бог есть любовь. Господь Иисус Христос говорит: вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

– Епитимья не предполагает запрета на причастие?

– На одном собрании среди духовенства был поднят вопрос, отлучать ли человека от Причастия. Отец Георгий Бреев искренне считал, что нельзя, ведь человек слаб, немощен. Господь знает, что мы немощны и слабы, поэтому Он дает возможность приобщаться к Его Телу и Крови вопреки нашим немощам, по Своей любви. Если Бог имеет такой замысел о нас, то кто мы, чтоб Ему в этом противиться?

Но бывают случаи, когда человек не верит или не понимает, что происходит. Тогда на плечи священника ложится ответственность перед Богом, какое решение принять, как помочь человеку подойти к Чаше, он может посоветовать подготовиться более внимательно, через какое-то время прийти в храм. Задача священника – помочь человеку подойти к Чаше подготовленным, насколько это возможно в его состоянии. С другой стороны, не стать препятствием на пути человека к Богу.

– Вопрос  телезрителя: «Когда читаешь утреннее или вечернее правило, мысли иногда теряются. Грех ли это?»

– Грех возникает тогда, когда мы сами по своей воле увлекаемся этими мыслями, когда мы на них поддаемся и теряем внимание на молитве. Церковь считает, что это действия дьявола и его помощников, нечистых духов. Они пытаются отвлечь человека от молитвы. Пока это борьба, когда человек старается молиться, пытается свой ум повергать в слова молитвы, то тогда эти помыслы не являются грехом. Святые отцы Церкви говорили о том, что в такой борьбе Господь человека благословляет, укрепляет его.  Человек будет Богом вознагражден за такую борьбу.  А если человек поддается на такие помыслы, начинает рассуждать с ними, входить с ними в диалог, тогда, конечно, он согрешает.

– Как правильно вести эту борьбу с помыслами во время молитвы, чтобы не впасть в искушение, чтобы помыслы не отвлекли от молитвы? Они наступают, нападают. Как удержаться, не пустить их дальше ума?

– Почти все подвижники, многие преподобные об этом говорили примерно одинаково. В чем ценность таких советов? Это опыт, который люди переживали сами. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: если помыслы тебя настигают, пытаются тебя побороть, призови всем сердцем имя Господа нашего Иисуса Христа, и все бесы отступят от тебя. Такой совет и здесь тоже. Мы стараемся в молитве ум и сердце возвращать к словам молитвы, которые мы читаем, умом и сердцем обращаться к Богу, не вступать с помыслами  ни в какой диалог.

Один из важных советов, чтобы молитва продолжалась в любых условиях. Когда мы едем в транспорте, метро, идем по улице, если наше сердце настроено на молитву, все равно мы будем молиться, несмотря на внешние факторы. То же происходит и здесь, только это внутренняя, невидимая брань.

У святителя Феофана Затворника есть поучения о молитве. Он предлагает, используя опыт святых отцов, в самостоятельной домашней молитве выполнять следующие правила: во время молитвы стараться сохранять внимание; и готовиться к молитве заранее, приступать к ней с подготовкой. Как мы читаем с вами в молитвослове: прежде молитвы встань перед образами, иконами, дождись, когда все твои чувства утихомирятся, и, придя в такое благое состояние, начинай молитву. С Богом начинай молитвословие. Очень хороший, дельный совет, опять же пропущенный через опыт святых отцов.

Третий совет: оканчивая молитву, сразу не переходить к мирским делам и заботам, а дать себе небольшую паузу, чтобы настроиться на день грядущий. И четвертый немаловажный совет: в течение дня, да и всей жизни, что бы мы ни делали, где бы ни были, стараться умом и сердцем обращаться к Богу с краткими молитвами, прошениями, отрывками из псалмов. Это очень полезные советы, они дают нам всю картину, как молиться.

– Как правильно делать эти паузы до молитв и после молитв? Встать перед иконами? И что сделать дальше? Как ни о чем не думать? Как успокоиться перед молитвой?

– Святитель Феофан описывает все довольно ярко, с примерами из жизни. Он жил в более-менее близкое к нам время, в XIX веке. Советы довольно простые и понятные. Конечно, мы оставляем все мирские дела, заботы, стараемся настроиться внутренне, осознать, с Кем сейчас будем говорить. Можно зажечь свечу перед иконами, может, просто посидеть перед иконным уголком, как-то об этом поразмышлять. Все дела, заботы отложить, убрать телефон подальше, чтобы ничто нас не отвлекало, чтобы мы сами не отвлекались на это. Такой примерно принцип.

– Вопрос телезрителя: «Как впустить Бога в свою жизнь, открыть Ему дверь?»

– Пример нам дает царь Давид в Псалтири: взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

То есть человеку нужно взыскать Бога, обратить к Нему свои мысли, посвящать Ему дела, во славу Божию творить, как апостол Павел говорит: все во славу Божию творите. Требуется  желание погрузиться в глубину веры, жизни Церкви, не нужно бояться. Обычно человек боится резкой перемены в своей жизни, боится, что вся его прошлая жизнь сгорит. Он боится, что если придет в церковь, то потеряет себя. А храм – это самый главный путь к Богу. Господь так устроил, что создал Церковь как пространство спасения, и без нее нет полноты спасения для человека. Тут просто нужно дать себе возможность без страха подойти к Богу, к Церкви, довериться Ему.

Взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Соответственно, Господь идет навстречу человеку, открывает человеку Себя по мере его готовности. Более того, все таланты человека, его добрые качества, способности, наоборот, раскрываются в Боге. Вот что важно понимать. Если человек по мере своего углубления в Церковь будет это понимать, то действительно вера принесет ему радость, он обретет какой-то смысл. И тогда уже сам по себе отпадет вопрос, как приблизиться к Богу.

– Вы правы, и священники регулярно говорят, что когда человек приходит в Церковь, его жизнь меняется. «Приходит» – в значении: первый раз обращается к Богу; когда впускает Бога – жизнь меняется. Как здесь не испугаться потерять самого себя, если ты открываешься навстречу переменам?

– Для нас во многом примером является Святое Евангелие, Сам Господь, Который со страниц Священного Писания к нам обращается. Он обращается к Своим апостолам, а через них и к нам. Он говорит о том, чтобы мы ничего не боялись, чтобы у нас не было страха. Если провести внутреннюю работу, самостоятельно открыть Евангелие и посмотреть, сколько раз Христос говорит о том, чтобы ученики не боялись, то можно сделать для себя удивительное открытие. Господь говорит об этом много раз, повторяя в разных формах: «не бойся, малое стадо», «не соблазняйтесь», «не бойтесь, что отвечать» и так далее. Поэтому, конечно, должно быть доверие Богу, а оно рождается по мере углубления нашей веры, по мере приближения к Богу. Это взаимный процесс и довольно естественный, когда человек открывает свое сердце Богу в плане доверия.

Как это объяснить человеку со стороны? Наверное, с точки зрения логики. Если мы верим, что Бог есть, что Он источник всякого блага, добра, всей правды и истины, если Он сама Любовь, то, естественно, все то, что идет от Бога, совершается под знаком любви, блага для человека. Соответственно,  все, что от Него, имеет это наполнение, идет нам на пользу, потому что Он знает сердце человека, как мы читаем в Священном Писании. Зная человека, Господь знает и то, что ему на самом деле нужно и потребно, что пойдет ему на пользу. Если исходить из этих установок, пребывать в таком устроении, то можно надеяться на то, что мы это все и обретем: и благо, и добро. И страх действительно уйдет. Как говорил апостол Павел, любовь изгоняет страх.

– Но у верующего человека ведь и искушений больше, чем у неверующего?

– Мы не можем сказать это наверняка. Просто верующий человек воспринимает эти события как искушения, а человек неверующий об этом даже не задумывается. Вопрос в том, что мы, будучи в Церкви, живя верой, видим, что есть некие события, которые для нас выступают как искушения, в них мы испытываем свою веру и выходим из них либо победителями, либо терпим небольшое временное поражение.

– Есть вопрос от телезрителя по схожей тематике: «Почему у меня тяжело на душе? Выплакаться  бы, и станет легче. А я уже целый год не могу плакать. Значит ли это, что от меня отошел Святой Дух? Или что это значит?»

– Конечно, вопрос очень личный. Тут надо поговорить со священником либо с духовником, если он есть у человека. Причин может быть  много. Святые отцы в древние времена выделили особый вид печали – это «печаль беспричинная». Современные психотерапевты назвали бы ее депрессией. То есть это состояние иногда бывает у человека, и даже святые отцы, монахи-подвижники, чьи изречения и мысли мы читаем в древних патериках,  это знали и чувствовали, опытным путем проходили.

Наверное, человек уже пробовал и молиться. Мы в любом случае молитву не оставляем, потому что бывают периоды жизни, когда возникают искушения. И наша задача – не только бороться с искушениями, но духовную борьбу не оставлять. Это тоже является серьезным опытом для человека. Процесс борьбы тоже очень важен. Человек в процессе борьбы с искушениями, даже если это состояние уныния, все равно приобретает опыт. И Господь ему помогает в этом, находится рядом.

Можно вспомнить эпизод из жизни преподобного Антония Великого, житие которого было записано блаженным Иеронимом, где Антоний рассказывал о себе, что он молился Богу долгое время о том, чтобы грех ушел от него. Он очень долго боролся с определенным грехом. И упал в изнеможении, сказал: «Господи, ну где же Ты? Почему не приходишь?»  И Господь открыл ему, что в момент его самой тяжелой борьбы Он был рядом, был готов поддержать, если тот упадет. Хочется пожелать этому человеку, чтобы у него тоже было такое понимание, что Господь все время рядом. Он не отступит, если мы сами этого хотим.

– То есть депрессия, уныние не связаны с отсутствием Святого Духа?

– Конечно, нет. Дух Святой дан нам в таинстве Крещения, и человек уже является членом Церкви, частью церковного Тела Христова. Дух Святой отступает только тогда, когда мы сами фактически отгоняем Его страстями, неверием, греховной жизнью, когда перестаем вести борьбу с грехом. Тогда скорее мы отдаляемся от Бога, чем Он от нас. Вот в чем смысл. Почему Господь говорит в Евангелии, что любой грех человеку простится, кроме хулы на Духа Святого? Это означает, что неверие, противление Богу и есть хула на Духа Святого, когда человек знает, что нельзя грешить, что грех разрушителен для него, но намеренно этот грех совершает. То есть намеренная жизнь в грехе действительно отдаляет человека от Бога, от Духа Святого.

– То есть перестать бороться с грехом – это и есть неверие в Бога, своего рода отречение от Него?

– Мы не можем так прямо говорить. Когда человек перестает относиться к этому серьезно, задумываться об этом, появляется такое нерадение, тогда это путь в бездну, которая перед ним раскроется.

– Когда человек грешен и ощущает грех, то он как бы себя укоряет в этом, говоря, что виноват в нем. И вопрос телезрителя связан с этим: «Как не впасть в уныние, говоря себе: я виноват?» У меня в дополнение вопрос по самой практике: насколько это вообще правильно? Нужно ли говорить это себе?

– Вопрос интересный, потому что очень часто у нас есть стремление искать виновных, кто же во всем виноват. Такое часто происходит в жизни: в общении с людьми и по отношению к себе. Но Церковь воспринимает состояние человека в грехе как состояние человека в болезни. Человек находится в болезни, в немощи. Поэтому задача человека в борьбе с грехом – его личная борьба, но это еще и обращение к Богу через таинство Исповеди. И священник, завершая таинство Исповеди, говорит в молитве такие слова, чтобы Господь помог человеку исцелиться, чтобы тот ушел с исповеди исцеленным.

Поэтому тут скорее вопрос о том, чтобы не искать виновных, а пытаться принять тот факт, что твоя душа впала в этот недуг, в грех,  она страдает. Наша задача здесь – просить у Бога помощи и исцеления. Потому что иначе человек уходит в состояние постоянного обвинения себя, забывая о том, что причиной его падения был не только он, но еще и действие дьявола, который, как лев, ходит и ищет, кого поглотить и погубить. Поэтому, обвиняя себя, человек, как страус, закапывается в песок все глубже и глубже. И в этом состоянии может дойти до тяжелого уныния, а это было бы совсем неверно.

Святые отцы советовали в этом случае: если человек, который шел по дороге, поскользнулся и упал, он должен встать, отряхнуться и идти дальше, вперед. Если этот человек будет лежать на земле и кричать, что он поскользнулся и упал, то ничего в его жизни не изменится. Нужно вставать и идти дальше. Это образ кающегося христианина, грешника: он встает, отряхивается, прибегает к таинству Церкви, со смирением принимает то, что он опять поскользнулся и упал, и идет дальше, тянется вперед, к Господу.

– Мне показалось, что, отвечая на вопрос, Вы противопоставили это: с одной стороны грех – это недуг, а с другой – вина. Какая из этих точек зрения правильная? Потому что телезритель явно считает, что грех – это вина.

– Правильно рассуждать в русле церковного учения о грехе; грех – это состояние порабощенности дьяволу, когда мы открыли ему свое сердце, он вошел в нас, и мы пребываем в этом тяжком недуге. Все-таки это более верное понимание, соответствующее описанию того, что мы читаем в Евангелии. Можно вспомнить случай со слепорожденным, которого Господь исцеляет. Когда Его спрашивают о том, кто же согрешил, он или родители его, Господь говорит: «Ни он не согрешил, ни родители его, но эта болезнь к славе Божией». Даже так может быть иногда. Поэтому мы говорим о недугах. Так можно и о грехе рассуждать, что человек попал в это состояние, волей-неволей поддался чарам греха от врага рода человеческого. Но у него есть возможность вернуться к Богу. И, может быть, его возвращение будет новым рождением во Христе, когда начнется его новый путь в жизни – путь к Богу.

– В заключение хотелось бы попросить Вас подвести итог передачи и что-то пожелать нашим телезрителям.

– Мне хотелось бы пожелать нашим телезрителям сохранять радость веры, чтобы никакие трудности, искушения не омрачали ее. А чтобы она сохранялась, нам всем важно сохранять связь с Господом через молитву, чтение Священного Писания, общение с Богом в храме. Хочется пожелать всем нам сохранять эту радость и использовать для этого все средства Церкви. Тогда ничто нас не сможет отлучить от любви Божией, как говорит апостол Павел.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает благочинный Спасского церковного округа г. Москвы, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркино священник Игорь Константинов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​