Беседы с батюшкой. Священник Иоанн Коханов

11 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Праздничный период святок продлится до самого крещенского сочельника. Как правильно провести это святое рождественское время?

– Правильно продолжать встречать Рождество и в храме – по возможности ходить на службы, дома – нести свет Рождества в свою семью и в семьи тех, кто нам близок, кто рядом с нами. Есть еще традиция колядования. Колядки – песнопения, посвященные Рождеству. Их поют  в эти дни и дома, и в гостях. Есть также традиция посещать людей, которые нуждаются во внимании, заботе (пожилые, одинокие, больные). Святки –это период торжества, духовного ликования.

– Какие важные события, особые церковные праздники ждут нас в эти дни Рождества?

– Это праздники, которые так или иначе являются отголосками Евангелия. На 8-й день Христос был принесен в Иерусалимский храм, и над Ним был совершен обряд обрезания. Обрезание Господне отмечается 14 января в церковном календаре как отдельный праздник. Обрезание является прообразом сегодняшнего крещения, то есть посвящения человека Богу. В этот день также вспоминается святой Василий Великий, совершается литургия, посвященная его имени. По своему чину она практически идентична литургии Иоанна Златоуста, но по содержанию молитв очень отличается. Это такой день, когда многие стараются посетить храм. И этот день по традиции является старым Новым годом. По церковному календарю это 1 января.

– Наверно, это даже правильно: Новый год начинается с великого праздника Обрезания Господня.

– Это очень символично.

– Из истории мы знаем, что раньше не было Рождества. Был единый праздник Крещения, Рождества и Богоявления. Почему праздники были разделены?

– Это события одного порядка. Мы читаем в апостольских посланиях: есть благочестия тайна: Бог явися во плоти. Это все события явления нашего Господа миру: Его рождение, когда Он становится Человеком, Его крещение, то есть выход на проповедь. Это все события одного порядка. Они были разделены, потому что у Церкви появилась необходимость выделить день Рождества, как-то его обозначить. В Риме была традиция празднования некоего дня солнцестояния, 25 декабря по старому стилю. И Церковь проявила такую мудрую педагогику: в противовес этому празднику вспомнить о рождении Христа Спасителя. И языческий праздник был вытеснен христианским торжеством Рождества Христова.

– Христос – это Солнце Правды.

– Да, и это было подчеркнуто.

– Верно ли с миссионерской точки зрения, когда языческие моменты наполняются христианским содержанием? Традиция колядования изначально тоже была языческая. Христианство потом ее воцерковило.

– В истории Церкви таких примеров было очень много. У язычников были какие-то особенные дни и святые места, христианские проповедники, апостолы, многие преподобные, святые подвижники, шли и утверждали христианство в этих самых местах. Не гнушаясь, строили церковь на том самом месте, утверждая крест и веру Христа.  В житии святой равноапостольной Нины мы читаем, что она ставит крест в Грузии на одном из значимых языческих капищ, потом там появляется храм. Также в Грузии святой преподобный Иоанн Зедазенский, которому я молюсь, пришел на гору Зедазени и стал строить храм в месте, где особо поклонялись языческим божествам.

На Руси не только колядование, но та же масленица плавно перешла в традицию некоего заговенья перед Великим постом. Это имеет место, это имеет свою историю и свои причины. Христиане начинали с главного, с того, что для язычников значимо и важно, не боялись, шли в лоб.

– Можно ли в современных реалиях провести такие параллели? Актуальна ли сейчас такая миссионерская практика? Что сейчас в мире можно наполнить христианским содержанием?

– Такая практика может иметь место. Но надо учитывать, что наш мир в большинстве своем уже имеет христианскую культуру. Европейская культура во многом имеет христианские истоки. В христианской культуре есть уважение к людям других убеждений, другой веры, поэтому резкой пропаганды меньше. Слово «пропаганда» негативного характера, но проповедь может быть такой. Миссионерам приходится думать об этом: насколько это нужно, насколько это будет полезно для тех людей, для которых они выходят на миссию.

Новый год  празднует вся наша страна; думаю, он тоже может быть наполнен христианским смыслом. Многие священники, проповедники пишут и писали, что Новый год можно встретить с благодарностью Богу за прошедший год и с молитвой о годе грядущем. В храмах, особенно в московских, совершаются молебны перед началом нового года, ночные литургии в новогоднюю ночь. Собственно, это не то что противопоставление, это наполнение праздника духовным смыслом.

– Сегодня в евангельском чтении был эпизод об изгнании торгующих из храма. В современном мире критикуют торговые лавки в храмах. Можно ли сказать, что Христос против иконных лавок?

– Конечно, так говорить мы не будем, это будет манипуляцией с евангельским текстом. Сопоставить то, что происходило в храме Иерусалимском, который был один, с тем, что происходит в наших храмах, нельзя. В каждой критике есть зерно, иначе это не критика, а просто какое-то огульное осуждение. Каждый епископ, священник стремится к евангельской простоте, и по возможности это совершается. Наша современная практика, когда в самом помещении храма могут быть  крупные лавки церковные, связана с советским временем. У Церкви не было возможности иметь другие помещения. Все, что нужно было людям дать, это не только свечи и записки, это иконы, лампадное масло, церковная литература; все это продавалось в храме в силу обстоятельств. Многие храмы сегодня пытаются, чтобы не было осуждения, взирая на пример Христа в Евангелии, торговлю выносить за пределы храма. Строятся церковные лавки на территории. Это правильно. В храме только самое необходимое: свечи, записки.

– Вопрос  телезрительницы: «Причащение возможно из общей Чаши, как у Христа, но каждому лучше иметь индивидуальные пластмассовые ложечки. Их можно в лавке продавать».

Почему такая практика не повсеместно?

– Есть определенные сложившиеся церковные традиции, принципы, как совершается богослужение, какие используются сосуды на службе: чаша, лжица. Церковь руководствуется указаниями священноначалия, епископата, нашего Святейшего Патриарха Кирилла и от них старается не отходить. Как это всегда в Церкви и было. Меньшее от большего благословляется.

Вопрос связан с пандемией. Возникла  дискуссия, разговор о причащении, как сделать так, чтобы причастие было возможно и дальше, чтобы никто не смущался. На приходы вышла специальная инструкция о том, как действовать священнику при совершении таинств. В ней нет указания на одноразовые ложечки, достаточным признана обработка лжицы спиртом с использованием церковного плата. Это тоже является традицией, которая совершалась, например, в XIX веке в периоды эпидемии холеры. В Церкви все ориентировано на опыт предыдущих поколений. Есть некая преемственность. Как, например, использование сосудов. Почему мы не используем в причастии какие-то другие сосуды, а используем именно потиры, которые неудобно держать в руке? Это церковная преемственность.

Есть приходы, священники, которые берут на себя ответственность использовать одноразовые лжицы. Я знаю одного батюшку в Подмосковье, который закупил одинаковые металлические ложки и использует их. В принципе, это не возбраняется. Но нет ни технической, ни духовной необходимости распространять это на всю Церковь.

– Готовиться к причастию на святках нужно по обычному правилу?

– Согласно церковному уставу в период святок нет гастрономического поста. Весь период до Рождества был пост, поэтому в святки он отменяется, должно быть духовное ликование. Необходимо воздерживаться от принятия пищи непосредственно перед причастием, то есть соблюдать евхаристический пост, который соблюдается с 12 ночи на грядущее утро. Перед причастием с 12 ночи ничего не вкушаем, не пьем. Причащаться мы можем. Если совершается литургия,  есть и причастие. Молитвенная подготовка такая же, как всегда: читаем правило, которое читаем и в пост, и не в пост.

– Вопрос телезрительницы Таисии: «Можно ли причащаться на святках каждый день без исповеди?»

– Вопрос исповеди нужно обсуждать со своим батюшкой. Священник, который вас исповедует, принимает решение, дает определенное благословение, как часто вам приходить к исповеди. Сегодня в Церкви бытуют разные практики. Общая практика: мы исповедуемся прямо перед причастием или накануне причащения. Но бывают исключения, когда детям, подросткам батюшка, который их исповедует, дает другое благословение, например, исповедоваться раз в неделю или раз в две, три недели. Если священник благословляет это в том храме, где вы окормляетесь, то можно. Если батюшка даст какие-то другие рекомендации, надо следовать этому правилу. Это будет согласно нашему христианскому сознанию, христианской совести.

– Это только для детей или для всех?

– Для всех. Мы можем сопоставить святки с периодом Светлой седмицы. Сегодня в разных храмах есть разные практики. Где-то благословляется причащаться даже без исповеди, потому что люди весь пост исповедовались, говели, постились, готовились. В принципе, нет такой необходимости каждый раз ходить на исповедь.

– Вопрос  телезрительницы Юлии: «Генеральной исповеди у меня еще не было. Еще не готова к исповеданию грехов за всю свою жизнь. Можно ли сначала сказать на исповеди только то, что беспокоит в данный момент в тяжелых жизненных обстоятельствах?»

– Очень хороший вопрос. Очень актуальный. Очень часто люди не приходят в храм, если не знают, с чего начать, к чему приступить. Таинство Исповеди – это то событие, в котором человек возвращается к Богу. Это возвращение к Богу, воссоединение с Ним и с Церковью. Особенно нужно, чтобы человек, который приходит первый раз, ощутил на себе, на своей коже, что он действительно вернулся в дом Отца Небесного. Важно говорить со священником, не бояться этого, сказать: «Батюшка, я пришел первый раз исповедаться, помогите мне, пожалуйста». Каждый священник оценит по достоинству, что человек пришел и искренне сказал, что чего-то не знает, не умеет, но очень хочет вернуться к Богу, в Церковь. Генеральную исповедь тоже можно обсудить со священником, сказать: «Я слышала, что есть исповедь за всю жизнь. Как к ней подготовиться?» Любой священник с радостью расскажет, как это делать.

– Генеральная исповедь не должна быть препятствием к обычной исповеди. Не должно быть такого, что я не пойду завтра на исповедь, потому что  все еще готовлюсь...

– Да. Господь говорит: приходящего ко Мне не изгоню. Господь говорит, что мы  как священнослужители, несущие в себе апостольскую благодать, не должны препятствовать детям приходить ко Христу. Каждый человек любимое чадо Божие. Нужно идти на исповедь, если душа просит. Человек только начинает делать первые шаги в Церкви, очевидно, что он не скажет всего сразу. Мы не можем требовать от ребенка той же глубины, тех же подвигов, что от взрослого человека. И у человека, который не был в Церкви, нет опыта, чтобы требовать всего того, что появляется уже у укорененного в вере, знающего Евангелие, умеющего молиться.

– В Церкви разное отношение к людям? И требования, спрос со всех разный?

– Конечно. Даже церковные правила, каноны предусматривают разную меру вразумления для мирянина и для священника. Если мирянин не постится, на него налагается некая епитимья. Если священник не упражняется в посте, то могут следовать разные церковные прещения, владыка даже может временно его запретить, приостановить его возможность служить. Чисто логически мы не можем предъявлять к ребенку те же требования, которые предъявляем к взрослому. Так же и в Церкви.

Вспомните опыт святых отцов и их поучения. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что человек болеющий не должен поститься, потому что ему болезнь вменяется в пост. Не для всех одинаковые правила. Достойное несение своей болезни с благодарностью Богу за все вменяется человеку за пост.

– Преподобный Амвросий большую часть жизни сам болел.

– Да, поэтому пережитое он мог так просто излагать людям, которые к нему приходили.

– А по собственному желанию болящий человек может поститься?

 – Может, но насколько это возможно, насколько это разрешат врачи. Болезни бывают более серьезные, менее серьезные. Некоторым запрещено поститься, потому что они и так ничего не едят, а так  будут голодать, лечение может оказаться под вопросом. В болезни человек проявляет смирение, старается не роптать на Господа Бога и проявляет некое послушание врачам, слушает рекомендации. Это очень важно, это тоже христианский опыт. Если человек воспринимает все через евангельскую призму, то он по-другому строит свою жизнь.

– Вопрос телезрительницы: «Я прочитала притчу об обиде и о прощении. К старцу пришел человек, который обижал людей, ему казалось, что он ничего такого не сделал. Старец ему говорит: «Обидел человека словом, поступком – пойди вбей гвоздь в бревно». Он так и делал. В итоге все бревно стало в гвоздях. Потом старец говорит: «Иди попроси прощения у всех, кого обидел, когда попросишь – вытаскивай гвоздь из бревна». Человек попросил у всех прощения, вытащил гвозди.  А старец ему говорит: «Видишь, гвозди-то ты убрал, а дырки остались». Ты попросил прощения, а раны останутся у человека на всю жизнь. Христос нам заповедовал всех прощать, и по многу раз. И Он нас прощает. Мы так грешим, что и дня бы не прожили, если бы Он нас не прощал по Своему милосердию и любви».

– Все очень символично. Человек, который совершает грех по отношению к ближнему, наносит рану не только ему, но и себе. Святые отцы сравнивают грешника с псом, который лижет пилу. Ему вроде и больно, и сладко. Он наносит урон не только тому, кого обидел, он ранит и свою душу. Вся его душа изранена грехом. В Евангелии Господь призывает нас к бдительности, мы должны уметь блюсти себя. «Блюдите, како опасно ходите!» – говорит нам апостол. Любой наш поступок, любой наш грех несет последствия, разрушительные для нас и для тех, кто рядом с нами. Христианин человек ответственный, который всегда старается соизмерять свою жизнь с волей Божией, стремится ни в чем никому не навредить. Эта притча хорошо это иллюстрирует.

– В Евангелии после изгнания торгующих из храма изложен эпизод, где Христос проклинает смоковницу. Он ищет на ней плоды, не находит и проклинает ее. На следующий день она засыхает. У всех возникает вопрос: за что Господь так поступил со смоковницей? Кто-то из евангелистов пишет, что еще не время было для плодов. За что?

− Такое часто возникает в жизни людей, особенно верующих, знающих, что Бог есть: «За что мне, Господи, посылаешь то или это?» Конечно же, многие духовники и святые отцы советовали думать не о том, за что это посылается, а зачем: «Что мне с этим делать, Господи? Как с этим жить? Для чего мне это испытание?» Так же и здесь, наверное. Смоковница действительно засыхает на следующий день. Мы видим в этом педагогику Господа, происходит наглядный урок, это живая метафора. Если мы видим живое на вид дерево, на котором есть красивые листья, но нет плодов, естественно, возникает вопрос: почему нет плодов?

Если мы говорим о человеке или народе, это тоже странно, грустно, печально. Христос видит Свой народ, который живет внешне вроде верно, правильно, соблюдает закон, чтит Божий храм, но в то же время плодов, результатов трудов (милосердия, настоящей живой веры) у него нет. Его вера – это некое формальное исполнение правил, законов. И соответственно с этим Господь и апостолам так преподает урок.

Часто в Евангелии мы видим действия, слова и притчи Спасителя, в которых Он не стремится напрямую что-то сказать, а прибегает к иносказанию. Это дает возможность человеку самому дозреть до ответа, чтобы сердце его успело подготовиться к правде. У святителя Феофана Затворника есть замечательный труд по евангельскому тексту «Мысли на каждый день года» с краткими мыслями, изречениями. В нем он пишет о том, что засохшая смоковница − это метафора жизни христианина, который может быть таковым только по названию, а не по жизни. Тогда он, как смоковница, сразу засыхает, потому что нет плодов веры. Он может только внешне молиться, чтобы другие это видели, а сам не иметь искренних отношений с Богом (а молитва − это  возношение ума и сердца Богу). Человек может быть внешне щедрым, когда люди смотрят, но когда он встречается один на один с чьей-то бедой, то проходит мимо или даже ругает того, кто просит у него помощи.

Особенно это было характерно, конечно, для XIX века, когда жил святитель Феофан. Многие люди тогда были номинальными христианами, жили в страстях, пороках и не переживали по этому поводу. Конечно, и сегодня такое есть. Люди говорят: «Я в Бога верую, но в церковь не хожу и жить по-христиански не буду». Здесь все остальные доводы человека выглядят как оправдание, нежелание жить по вере и творить добрые дела.

− Вопрос  телезрительницы Ирины: «Во время крещения на Иисуса Христа сошел Святой Дух в виде голубя. А я читала, что проповедовать в то время можно было только тем людям, которые достигли тридцати лет. Иисусу Христу тоже было тридцать. Дух Святой сошел на Него, чтобы дать Ему дар проповеди (хотя на Нем уже был Дух Святой)? Или Он сошел для людей, которые это  видели?»

− Конечно, надо вспомнить опять из Евангелия то, что говорил Архангел Гавриил Деве Марии, когда благовествовал о том, что Она станет Матерью нашего Спасителя: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит тя: темже рождаемое Свято наречется Сын Божий. То есть Духом Святым Мария Дева становится непраздной и рождает Спасителя мира. Поэтому здесь ответ очевиден: Господь всегда один и тот же в Своем Божестве, Он неизменяем.

Мы видим в факте крещения то самое событие Богоявления. Бог явился во плоти, и теперь Он выходит на проповедь. Здесь это некое откровение, которое доступно участникам события, в первую очередь, конечно, Иоанну Крестителю. Он видит Духа, сходящего в виде голубя на Иисуса. И это не значит, что до этого на Спасителе не было Духа Святого. Это невозможно. Иоанн Креститель говорит о Христе: Я недостоин развязать ремень у обуви Его. И он даже отказывается сначала крестить Христа: Мне надобно креститься от Тебя.

Почему Господь выходит на проповедь в тридцать лет? Нужно пояснить, что Господь наш, как Он Сам говорит в Евангелии, пришел закон не нарушить, а исполнить. То есть закон Божий, который дан был народу еврейскому через пророка Моисея, Сам Господь соблюдает во всем. И даже здесь. В чем здесь соблюдение закона? В том, что человек до тридцати лет считается несовершеннолетним и не имеет права проповедовать, объяснять Священное Писание. Такова была традиция в Израиле: Иерусалимский храм был один, а дома для молитвы, где читалось Священное Писание, были в каждом селении. Эти дома назывались синагоги. Собственно, в них происходило чтение Писания. И если до чтения Писания допускались все мужчины с момента отрочества, то объяснять Писание можно было только мужам старше тридцати лет. Поэтому Господь и здесь тоже соблюдает закон и до времени ждет, чтобы явить Себя миру.

Надо помнить об этом моменте и понимать, что здесь явление Духа Святого в виде голубя – это, конечно, Богоявление. То есть откровение для всех нас, для всего мира, что Господь пришел, чтобы послужить всем людям.

− Вопрос: «Зачем Иисус крестился, если  был без греха?» Иоанн же проповедовал крещение в покаяние, в отпущение грехов. А Иисус был безгрешен, тем не менее пришел к Иоанну и принял крещение.

− Да, такой момент есть: Ему не нужно было креститься. Но Господь исполняет закон. Все крестятся − и Он крестится. Святые отцы еще говорят о том, что Господь в крещении начинает акт примирения человека с Богом. Господь освящает Своим присутствием все естество мира, в том числе и наше земное естество. Он входит в воды Иордана и Своим присутствием освящает их и всю земную стихию. Можно вспомнить здесь, что Бог сотворил человека из земли, поэтому человек по своему естеству часть этого мира. Поэтому освящение наше, которое произойдет впоследствии через воскресение Христа, начинается уже здесь с момента Богоявления, крещения Его в Иордане.

− Вопрос телезрителя: «Можно ли читать Псалтирь в святки?»

− Можно. Псалтирь не читается в период Страстной седмицы, когда мы готовимся к тому, чтобы сопереживать со Спасителем Его последние дни, смерть и воскресение. Поэтому в храме по церковному уставу отменяется чтение Псалтири. А в период святок это не возбраняется. Если душа просит молитвы, как мы можем ей в этом отказать?

− Особенно актуален этот вопрос в связи с тем, что Псалтирь часто читают за умерших. Как правильно это делать? Это один из наиболее частых вопросов от телезрителей.

− Сегодня, конечно, благодатное время, потому что у нас есть все для того, чтобы узнать все это. Есть множество замечательных церковных изданий, где прописано, как читается Псалтирь по усопшим. В издательстве «Никея», насколько я знаю, выходят такие пособия. У нас в храме сотрудники специально такие книги закупают, чтобы люди могли их приобретать. То есть это Псалтирь, в которой уже вставлены молитвы об упокоении.

Практика такова, что Псалтирь поделена на двадцать кафизм (разделов), в каждой из которой примерно по семь или девять псалмов. Каждая кафизма поделена на отдельные статии, как это называется на церковнославянском, то есть трехпсалмия. Эти три псалма в кафизме разделяются словами: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Слава Тебе, Боже». Трижды  это произносится, потом молитва Господу: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Далее следующая кафизма.

Между этими маленькими статиями и прославлением Бога вставляется молитва об усопшем: «Помяни, Господи Боже наш, раба Твоего…» Можно эту молитву поискать в церковных книгах, в Интернете, можно спросить в храме. Так же вставляется молитва о здравии кого-либо.

− Только об одном умершем можно молиться в этой молитве?

− Нет, конечно. О многих можно молиться. Но если есть необходимость молиться за конкретного человека, то можно и за одного. Во многих храмах в Москве (и по России), я знаю, есть традиция чтения Псалтири прихожанами. Организовываются так называемые двадцатки, когда выделяется двадцать человек (может, меньше или больше), которые читают каждый какую-то кафизму. Сегодня Иван Петрович читает первую кафизму, а Мария Иванова вторую. В итоге каждый день читается вся Псалтирь. Прихожане также могут попросить у батюшки благословение брать имена и молиться за людей, которым необходима молитва. Такая традиция есть.

 − А зачем такая практика?

− Это усиленная молитва за людей, которым нужна помощь. Бывает, человек попал в больницу или строится храм и нужна сугубая молитва. И прихожане берут на себя такой труд. Многие люди просят священника, чтобы он благословил такое начинание. Конечно же, батюшка благословляет.

− Спасибо большое, отец Иоанн, за нашу сегодняшнюю беседу. В заключение прошу Вас подвести итог программы и что-то пожелать нашим телезрителям.

 − Мне хочется пожелать в эти рождественские дни всем нам, дорогие братья и сестры, сохранять веру и надежду на Господа. Что бы с нами ни происходило, нужно помнить о том, что Господь с нами. Интересно об этом говорит апостол Павел: Если Бог за нас, кто против нас? Пожелаю всем нам помнить о том, что Господь с нами, и не бояться трудностей в нашей жизни. Если и мы будем с Ним, то все возможно верующему человеку.

 Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Наталья Богданова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает сотрудник Синодального отдела внешних церковных связей, насельник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Стефан (Игумнов).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​