Беседы с батюшкой. Протоиерей Игорь Бачинин. Ответы на вопросы

10 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает руководитель Отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Екатеринбургской митрополии протоиерей Игорь Бачинин.

– «Спаси Господи! Благодарю сердечно за интересную беседу, прекрасные ответы и за такую программу на телеканале «Союз». Батюшка Игорь, дай Бог Вам сил, крепкого здоровья на многая и благая лета». Это один из отзывов, которые наши зрители оставляют под программами в Интернете. Но они не только оставляют положительные отзывы, а еще и задают вопросы о том, что их беспокоит и волнует. Один из вопросов звучит следующим образом: «Однажды Вы сказали, что христианин должен и может явить миру образец трезвенной жизни. А что означает быть образцом?»

– Образец – это образ и подобие, по которому мы с вами созданы. Если говорить без каких-то высокопарных слов, то в народе существует мнение: если человек ходит в церковь – к нему относятся с каким-то особым уважением. Потому что он, вероятнее всего, знает больше, чем знают другие, и к нему обращаются за советом. Конечно же, каждый христианин обязан быть таковым. Господь в Евангелии нам сказал: вы – свет мира. Явить собой Божественный свет, который Господь принес в этот мир, жить по Его образу и подобию – одна из главных задач, и она имеет отношение к каждому христианину.

Что касается трезвости и образа трезвения, то это имеет непосредственное отношение к тому периоду, который мы сейчас все вместе проживаем. В Концепции Русской Православной Церкви так и сказано в преамбуле, что каждый христианин должен быть примером трезвого образа жизни. Правда, само понятие трезвости людьми понимается совершенно по-разному. В Иоанно-Предтеченском братстве мы долго размышляли на эту тему (казалось бы, люди, живущие трезво, пытаются разобраться и понять, что на самом деле представляет собой трезвость) и пришли к убеждению, что, во-первых, трезвость не может быть ради трезвости. У человека, который живет трезво, должна быть какая-то более важная цель, ради которой он совершает этот поступок. Сейчас совершенно определенно мы можем сказать, что трезвость – это нравственная ценность и христианская добродетель; это необходимое условие спасения каждого человека. Потому что в Писании сказано, что нетрезвый человек Царствия Небесного не наследует. Человека, лишившегося трезвости, называют пьяницей.

Христианин обязан быть примером трезвого образа жизни, особенно в современном обществе, в котором мы в настоящее время живем. Трезвость – не только нравственная ценность и добродетельная жизнь человека; трезвость дает человеку способность различать добро и зло, сохранять себя в свободе и радости, и проявляется она в человеке через воздержание, здравомыслие и трезвение.

Если говорить исключительно о трезвении как о христианской добродетели, то это, в первую очередь, качество человека, выражающееся в том, что он стоит на страже собственного ума. Святые отцы называют это духовным бодрствованием: когда человек, внимая самому себе, старается дать нравственную оценку тем мыслям, которые возникают у него в сознании, и понимает, какие за этими мыслями будут последствия. Понимая эти последствия, человек, принимая те или иные мысли, делает для себя выбор; в этом реализуется его свобода. Как говорят на Востоке, от мыслей появляются поступки, от поступков – характер, от характера – судьба человека, которая определяет человеческую личность, ее бытие в вечности.

Явить образ трезвенности в обществе, быть примером трезвости – считаю, обязанность каждого. Это не является какой-то прерогативой именно нас, живущих в настоящее время; это непосредственное следствие евангельского благовестия, и это имеет отношение к каждому христианину во все времена.

– Следующий вопрос: «Почему одни люди сами побеждают зависимости, не обращаясь в Церковь, а другие вынуждены искать помощи? Они слабее тех, кто не верит в Бога?»

– Каждый индивидуален. О каждом человеке существует Божественный замысел. Я бы к этому перечню, который есть в вопросе, добавил, что еще есть люди, которые не имеют зависимостей. Зависимости, о которых мы говорим на курсах: приверженность к алкоголю, табаку, каким-то наркотическим веществам.

Если мы посмотрим на эти формы зависимостей через призму добродетелей и грехов, то Игнатий (Брянчанинов) относит их к чревоугодию. Побеждаются эти страсти упражнением в добродетели воздержания. Мера воздержания – безусловно, у каждого своя. Опираясь на тот практический опыт общения с людьми, который у меня есть, убежден, что не от слабости и силы человека все зависит, а от Промысла Божьего.

Если помните, в Евангелии есть пример о слепорожденном. Когда у Христа спрашивают, кто согрешил, он или родители его, если он родился слепым, Господь говорит: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того,чтобы на нем явились дела Божии.

Из опыта могу сказать, что каждый человек создан Богом ради общения с Ним, ради любви и радости. Но не все в этой любви и радости стремятся быть, себя в этом упражнять. Я посмотрел бы на этот вопрос не через негатив, не через призму, кто слабее, а кто сильнее, а обратил внимание на то, как Господь любит нас. В Евангелии есть еще такой пример: тому больше прощается, кто больше любит.

Мы очень часто пытаемся понимать состояние людей зависимых только через призму того, что видим, то есть через какие-то внешние их поступки. И, что печально, мы часто не вникаем, что происходит в душе человеческой: почему он так живет, почему так себя ведет, почему так оправдывает свое поведение. Ведь у каждого в душе есть свое какое-то объяснение. Вот когда мы попытаемся уйти от внешнего и вникнуть во внутреннее, мы увидим, что вопрос отнюдь не в слабости или силе.

Божественная любовь проявляется всегда. В меру сил и возможностей каждого, насколько человек готов вместить эту любовь, насколько готов следовать за Христом, Господь дает возможность идти по этому пути.

В притче о талантах говорится, что Господь дал каждому по его силе. То есть не просто –  как получилось. Когда, например, в настоящее время люди не хотят брать ответственность за то, что происходит в их жизни, у них есть такое самооправдание: так получилось. Как будто ты сам не имеешь к этому никакого отношения...

– Мол, так сложилось, такие обстоятельства; это не мы такие, это жизнь такая.

– Если рассматривать позицию «так получилось» через призму светского мировоззрения, то добавить к этому вроде бы нечего. Но тогда получается, что Господь не Всемогущ, не Всеведущ, Он не есть любовь, Он не промышляет о каждом человеке, не дает каждому по силе его. И где тогда твоя свобода? Что значит «так получилось»? У кого так получилось? Ведь чтобы так получилось, должно что-то произойти, ты же что-то делаешь, чтобы так получилось. Тогда почему ты не хочешь брать за это ответственность на себя?

Наверное, это категория ответственности. Если ты берешь на себя ответственность, то понимаешь, что это тебя Господь пришел спасать, ради тебя Он пролил Свою кровь, тебе Он готов явить Свою любовь, Свою Божественную благодать и силы, чтобы ты шествовал через земную жизнь в Царствие Небесное. Насколько ты способен это принять – настолько тебе Господь и дает.

Глубоко убежден, что зависимость проявляется в жизни человека не потому, что так получилось, а потому, что Господь тебя любит. И Он именно тебе уготовал этот путь, в зависимости от того, какое у тебя сердечное устроение, куда ты стремишься, что происходит в твоем уме и сердце, что было в твоем роду и как вообще ты воспринимаешь Божественный призыв в Царствие Небесное.

Свое общественное служение Господь начал с фразы: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. И надо посмотреть, насколько христианин следует этому призыву или не следует. Господь с любовью старается человека сподвигнуть на этот путь покаяния, изменения и попускает именно такие обстоятельства жизни, которые могут быть человеку полезны. Будут они полезными или не будут – это уже не от Бога зависит, а исключительно от самого человека, от того выбора, той ответственности, того доверия Богу, которое каждый из нас имеет или не имеет.

– Задам личный вопрос. Проходят десятилетия, века, и каждое новое время диктует новые условия. К каким изменениям мы призываем? И так все меняется вокруг нас. Еще тридцать, сорок лет назад люди жили в другом государстве, с другим мироустройством, другими ценностями и взглядами. Сейчас мы живем в такое время, когда каких-то четких границ нет. К чему мы призываем человека в православии? К каким изменениям?

– Известный философ Иммануил Кант говорил, что его не перестают восхищать звездное небо и тот моральный нравственный закон, который есть внутри каждого человека. Об этом моральном нравственном законе и хочется сказать, отвечая на Ваш вопрос.

Общаясь с зависимыми людьми, могу твердо сказать, что все из них в тех или иных обстоятельствах жизни внутри говорят себе: дружище, так жить нельзя... Откуда у человека это знание? Ведь это и есть тот самый голос Бога в душе каждого человека. Да, мир меняется, но неизменной остается любовь.

Вот сегодня я читал лекцию студентам в университете, и мы с ними рассуждали, в чем смысл жизни. Мы пытались перечислить те понятия, которые включаются в это смысловое поле. Ребята сказали, что, наверное, в это поле включается любовь. Молодые люди, у которых, простите, мозги перевернули наизнанку, которым втолковывают, что такое сейчас супружеский союз, говорят про любовь, про дружбу!..

Какими бы ни были внешние обстоятельства, в которых мы живем, то, что находится внутри нашей человеческой души, для наших врагов и тех, кто не ищет Христа, непонятно. Потому что они не видят и не понимают того, что происходит внутри человеческой души. Поэтому и непостижим для них русский характер, поэтому и непонятно им то, чем руководствуются русские люди в своей жизни. Они не понимают, почему, несмотря на то давление и те усилия, которые направлены на развращение и разрушение, мы почему-то еще есть. Да потому, что есть вечные ценности, о которых мы говорим. Это то, что мы называем базовыми национальными ценностями, нравственными ценностями, на чем, собственно, базируется наша гражданственность, наша государственность. Это то, что называют гражданской идентичностью, ментальностью, русским характером. Это то, что есть внутри каждого человека. И это внутреннее состояние определяется взаимосвязью человека с Богом.

Пусть человек заблудился, пусть не ищет Бога, но Господь про него помнит, любит его и всегда взыщет погибшего. Эта живая связь, я убежден, неуничтожима для нас. Потому что враги ее не видят и не понимают. Она у нас есть, и это то, что нас соединяет с Богом. Вот это определяет наше бытие в этом мире, а не какие-то внешние условия, изменения. Главная задача – встретиться с самим собой. Для многих людей эта встреча с самим собой бывает невыносима, но от себя никуда не убежишь.

Мне недавно попалась информация одного батюшки, которая называется «Откровения с ковидной койки». Человек находится, можно сказать, на смертном одре и пытается размышлять. Ему совершенно очевидно, что он находится на пороге вечности; он еще через него не перешагнул, но уже вплотную к нему подошел. Когда ты сталкиваешься с такими обстоятельствами, как никогда, открывается твоя сущность. Все наносное, привнесенное сразу куда-то девается, и остается то, что не может быть подвержено никаким внешним изменениям. Это находится в нашей ментальности, нашей генетической памяти, нашем психотипе и просто неуничтожимо для нашего народа. Пока мы живы, пока есть наша живая связь со Христом, Господь нас не оставит и даст нам силы преодолеть любые жизненные испытания. Это не зависит от силы человека, но зависит от личного расположения человека к Богу.

Очень глубокую мысль в свое время выразил архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в своем труде «Я полюбил страдание». Когда человек понимает смысл страданий, трудностей (не силу их, не последствия, которые они проявляют в его жизни) и ради чего Господь это попускает, тогда и начинает меняться человеческая личность.

– Спасибо большое за такие глубокие ответы. Следующий вопрос: «Если нет денег, как я могу помочь своему ребенку бросить пить?» Не говорится о возрасте ребенка, о ситуации...

– Следуя логике, ребенок пьет потому, что есть деньги. Я глубоко убежден из своего практического опыта, что к материальным ценностям это не имеет абсолютно никакого отношения. Не от количества денег зависит, пьет человек или не пьет.

Один из батюшек, который стал заниматься трезвостью, на вопрос, почему он стал этим заниматься, рассказал несколько случаев. Однажды приехал к нему на приход черный «Мерседес». Вышел мужчина, открыл багажник, а там находился его сын в связанном состоянии. Мужчина достал из кармана пачку долларов и говорит батюшке: «Батя, сколько тебе дать, чтобы ты из него человека сделал?» Вот у человека есть деньги, однако сыну он помочь не может.

Другой пример. Пришла к нему как-то одна женщина, у которой сын страдает от зависимости. Раз пришла – батюшка ей сказал молиться. Второй раз пришла: мол, что такое молиться? И в сердцах заявляет: «Да что вы за Церковь такая! У меня сын погибает, а вы мне только молиться предлагаете и больше ничем помочь не можете».

Не понимает женщина смысла молитвы. Если бы не было материнской молитвы, о которой Амвросий Медиоланский сказал, что она со дна моря достает, тогда и не спасались бы наши сыновья, мужья и отцы.

В первую очередь этой женщине, задавшей вопрос, хочу сказать, что не от денег зависят изменения в жизни. Более того, как говорят современные психологи, причиной пьянства сына являются взаимоотношения с матерью. Эти отношения за деньги не выстроишь. Их на деньги можно поменять, а вот восстановить эти отношения без денег – первостепенная задача, которую я предложил бы осознать как необходимость.

Как помочь? У нас на приходе, например, мы регулярно организуем курсы для родственников, и денег никаких совершенно не надо.

– Для наших зрителей чуть подробнее расскажите об этом.

– Наш приход святителя Николая находится в городе Екатеринбурге на ул. Куйбышева, 39, при Уральском государственном горном университете. В следующем году у нас будет знаменательное юбилейное событие: 145 лет назад в нашем храме была отслужена первая литургия. При храме существует общество трезвости.

– Вход в храм с улицы? Не надо заходить через административное здание университета?

– Идешь по улице – и сразу дверь в храм; нужно только хотеть ее найти и открыть. Вспоминается фреска из истории: человек находится в доме, все кругом перевернуто, бардак, он совершенно изможденный. Стена, и со стороны улицы в дверь стучит Господь. С богословской точки зрения на фреске немаловажная деталь – ручка на двери есть только с внутренней стороны. То есть если ты хочешь, чтобы Господь вошел в твою жизнь, ты должен сделать какое-то действие Ему навстречу.

В рамках деятельности нашего общества трезвения мы работаем с теми людьми, которые осознали свою проблему в себе или своих близких и верят, что Господь может им в этом помочь. У нас работают достаточно профессиональные психологи. Совместно с Русской христианской гуманитарной академией мы несколько лет организовывали магистерскую программу по профилактике аддиктивного поведения, наши психологи закончили эту программу, написали свои исследования. То есть они этой деятельностью занимаются не по книжкам, а по жизни. Буквально сегодня у нас начинается очередной цикл таких бесед для родственников. Они проходят в 18 часов в храме. Кому интересно – можете позвонить или прийти в храм святителя Николая на ул. Куйбышева, 39. Беседы проходят на втором этаже.

– Часто, наверное, обращаются именно близкие родственники, которые проживают с таким человеком? Потому что их сердце не выдерживает, они хотят как-то помочь...

– Я считаю, что это тоже промыслительно. У греческого митрополита Иоанна Зизиуласа написана, на мой взгляд, очень глубокая богословская работа, которая называется «Бытие как общение». Общение в нашей жизни является главной причиной появления зависимостей. Более того, могу сказать, что зависимость – это не проблема личности, это проблема отношений. И если эту проблему не видеть, не пытаться исправить отношения (начиная с самого себя), тогда проблема зависимости, как правило, не решается. Если и происходят какие-то изменения, то они происходят случайно и, как правило, связаны с какими-то жесткими, суровыми страданиями, которые происходят в жизни человека.

Поэтому здесь правильно говорить не только о помощи родственникам, а об отношениях человека с самим собой, с Богом, с окружающими. Мы забываем о том, что это нам, христианам, сказано: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Эти отношения любви, по сути, и были тем, что влекло внешних людей ко Христу и в христианство. Они видели отношения между христианами, о них не надо было говорить, не надо было проводить какие-то семинары, рассказывать по телевидению; все было очень наглядно. И видя эти отношения, другие люди говорили: мы хотим жить так же.

– Телезрительница пишет: «Дорогой батюшка, очень благодарна, что Вы на передаче затрагиваете важные вопросы жизни, христианства. С огромным интересом Вас слушаю. Ваши советы и высказывания для меня очень ценны. Где еще Вас можно услышать?»

– Приходите к нам в храм, как я уже сказал, на ул. Куйбышева, 39. Воскресное богослужение начинается в 8 утра. В 7.30 – часы, по окончании – Божественная литургия. Как правило, во время Божественной литургии мы говорим проповедь. У нас есть сайт http://nikolahram.com, там периодически выкладываются проповеди. Это второй вариант, как можно меня услышать. Еще есть ряд научных статей и публикаций – я все-таки ко всему прочему являюсь человеком от науки. Когда человек имеет научное звание, он должен принимать активное участие в каких-то научных исследованиях. Тема зависимостей, аддиктивного поведения, трезвости, развития приходской жизни, отношений между близкими родственниками, вопросы, касающиеся христианской антропологии, межконфессионального и межрелигиозного диалога, – все это входит в круг моих интересов, не считая пастырского попечения о пасомых, что само собой разумеющееся.

– Еще один вопрос: «Мой ребенок стал увлекаться компьютерными играми. Говорит, что это новый вид спорта, в котором люди зарабатывают большие деньги. Не знаю, что делать». Так называемые киберспортсмены.

– Наверное, это повод разобраться в содержании этой деятельности. Действительно, некоторые говорят о том, что это новый вид спорта. Кто-то говорит, что, вероятнее всего, даже в программу Олимпийских игр это будет включено. Но об этом говорят давно, а на самом деле это оборачивается совершенно другим. Кто-то действительно зарабатывает на этом большие деньги. Если представить пирамиду, то основание этой пирамиды – это те, кто в это верит и вкладывает свои деньги, а чем выше к вершине, тем основание становится уже, поэтому тех, кто действительно зарабатывает деньги, не так много. При этом важно сказать, что является основанием этого заработка.

Есть такое понятие, как лудомания. Эта страсть, которая возникает в человеке, является побуждающим мотивом людей к деятельности. Есть достаточное количество европейских исследований по этой проблематике.

Мое личное предположение, что это не будет видом спорта, который приносит человеку пользу. Это лукавство. И это действительно зависимость. В моей практике есть несколько таких примеров: люди не пьют, не курят, но у них игровая зависимость и они проигрывают целое состояние. Как правило, у них мысль, что они смогут отыграться. Все это не ново и к киберспорту никакого отношения не имеет. Мы знаем достаточно много литературных произведений, где так называемые игроки проигрывали свое состояние. Но называть это спортом вряд ли допустимо и возможно. Потому что спорт все-таки имеет отношение к здоровью человека. Правильно было бы сказать, что это некоторая аддикция, это можно назвать девиацией, когда для человека игра становится смыслом жизни.

Наверное, это имеет очень глубокое мистическое значение, связанное со всевозможными игровыми формами девиантного содержания. Я предложил бы маме разобраться, почему это возникло. Думаю, она не знает, чем парировать, у нее нет аргументов для сына...

– Конечно. Ребенок берет ноутбук и показывает маме: смотри, вот эти ребята вчера выиграли миллион рублей (или долларов) на соревнованиях. У тебя зарплата сорок тысяч рублей со всеми надбавками, а эти ребята, целыми днями играя и занимаясь любимым делом, получают огромные деньги. Хочу так же...

– Как сказал апостол: все мне позволительно, но не все полезно. Протоиерей Александр Захаров в своей книге рассказывает притчу. В пересказе она звучит примерно таким  образом (я попытаюсь переложить ее на эту ситуацию). Перед человеком стоит выбор, куда пойти после смерти. Ему предлагают и показывают место, где много денег, много возможностей и человек ведет развеселую, разгульную жизнь. Он говорит: «О, мне это нравится, я привык так жить на земле. Хочу сюда пойти». Но как только он туда приходит, его начинают бить, издеваться над ним. Он говорит: «Как так? Вы показывали одно, а получилось совсем другое». Ему отвечают: «Так там был агитпункт».

Вот как бы нам не спутать главные смыслы жизни с такими агитпунктами. Часто молодые люди, еще не понимающие смысла своего бытия, не постигшие Божественной любви, начинают попадаться на такие дьявольские уловки.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​