Беседы с батюшкой. Священник Владимир Тоготин

10 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Спасибо, что пригласили меня в студию в эти праздничные дни. Сначала у меня ко всем просьба – помолиться. В настоящее время проходит операция младенца Дмитрия. У нас больничный храм, за ним находится детская больница. Мальчика четырех с половиной лет из реанимации перевели в операционную. Мы очень просим помолиться за этого малыша, чтобы Господь все-таки благополучно ему судил и эта операция прошла хорошо. Спасибо  за молитву!

– Господи, помоги. Молимся и сопереживаем вместе с родителями ребенка. Наш разговор начался c грустной ноты, но сейчас идут дни праздника Рождества Христова. Пожалуй, начну с евангельских строк о слепце Вартимее. Этот эпизод повествует о том, что слепец, который физически не мог видеть ни Христа, ни Его чудес, тем не менее настолько сильно уверовал во Христа, что попросил у Него исцеления. Мы, обладая зрением, видя чудеса, слыша о них, не веруем. Нас часто не трогают перемены в людях, которые ходят в церковь, и мы продолжаем не веровать в Бога. Что такое было у Вартимея, что побудило его уверовать так истинно, даже несмотря на отсутствие зрения?

– Это прекрасный отрывок из Евангелия, который повествует о даровании зрения. Мы знаем, что в Евангелии не один такой отрывок: Господь совершал много чудес и исцелений, кого-то воскрешал.

Я думаю,  здесь намек нам, людям; мы тоже как слепцы ходим в мире и многого не замечаем. Господь затронул сердце Вартимея, тот имел жажду увидеть Христа, как-то почувствовал Бога и захотел прозреть. Мы тоже в какой-то степени слепцы и должны это понимать, но не хотим. Нам кажется, что мы зрячие, всё видим, понимаем, но это далеко не так. Мы должны просить, чтобы Господь дал нам зрение духовное.

Как дальше развивались такие ситуации, которые описаны в Евангелии? Люди обретали зрение, шли за Христом и, как правило, проповедовали Евангелие… Я думаю, и мы тоже должны просить Господа, чтобы Он нам открыл глаза, как этому слепцу, помог нам увидеть вещи очевидные, духовные. Человек, рожденный слепым, не видит мира, не знает его, не может определять цвета. Мы часто говорим о Царствии Божьем, но как можно о нем говорить, ведь это то же самое, что не видеть цвета слепому от рождения… Пока ты не увидишь зеленый, красный, белый, желтый цвет,  не сможешь это никак понять. Только открыв глаза, можно понять, что такое цвет для слепого от рождения. Так и для зрячего человека: он не может понять Христа, не может понять Царства Божьего. И только когда человек нуждается во Христе, хочет познать Его, Господь откликается, открывает ему духовное зрение. Человек приходит в Церковь, чувствует сердцем Христа, у него открывается духовное зрение, он начинает жить по евангельским заповедям, добрыми делами. Его жизнь меняется кардинально.

По большому счету это притча, конечно. Притча о том, чтобы мы старались немного открывать глаза духовные. И тогда перед нами будет открываться много интересного.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии написано, что когда звезда подошла, за которой шли волхвы, к тому месту, где был Младенец, волхвы зашли в дом. Там не написано, что они зашли в пещеру. Откуда эта пещера взялась? Все говорят о пещере. Я знаю, что есть объяснение. В те времена в Вифлееме иудеи строили дома в двух уровнях. Нижний этаж оставляли под хлев для скотины. И поэтому, когда Мария и Иосиф пришли в Вифлеем, жилая часть была занята в этом доме. И им предложили переночевать в хлеву. Отсюда и ясли, и все остальное. Откуда взялась пещера?»

– Вот мы сейчас делаем вертепы, и для нас это добрая, традиционная уже историческая легенда, мы знаем, как волхвы пришли. В пещере родился Христос. Почему это говорится?  Потому, что не нашлось места Ему в гостинице. А что это такое? Это смирение Господа. Господь  пришел в мир, и Он настолько смирился, что Ему даже не нашлось места в нормальной гостинице, родился в пещере. Но, насколько я знаю, они же не жили там, в пещере. Иосиф с Марией дальше шли, путешествовали, искали себе место, чтобы как-то обустроиться, они же круглогодично жить в этой пещере не могли, там ветер, холодно.

И потом пришли волхвы. Волхвы увидели их, увидели Спасителя, вручили эти знаменитые дары Спасителю… На самом деле такие тонкости не имеют значения для спасения души, это просто какое-то евангельское предание для нас. Мы знаем, что действительно такой факт был, что родился Христос в пещере, и, наверное, надо просто это принять. Конечно, для нас важен факт, что Господь пришел в смирении, а не в гордости, пришел спасти человека. Для нас, наверное, отправная точка должна быть в этом.

– Да, и Вифлеемская звезда появилась в момент рождения Спасителя, и волхвы увидели ее, находясь еще далеко на востоке. То есть они шли и шли. Уже Младенец подрос; явно, что Мария с Иосифом куда-то переехали из того места в какой-то уже дом в Вифлееме.

Хотел бы поговорить вот о чем сегодня. Сегодня Церковь празднует память 20 000 мучеников Никомидийских, их день памяти напрямую связан с праздником Рождества Христова. Они пострадали в день Рождества Христова в 302 году. В общем-то, это были гонения на христиан, и их тогда сожгли в храме во время рождественской службы. Что придало им сил пострадать за Христа в праздник Рождества? Не склониться перед гонителями, а принять смертную казнь?

– В первые века христианства Господь очень сильно помогал первым мученикам перенести все эти страшные страдания. И церковная история об этом свидетельствует, что много было благодати дано на этих людей. Взять, например, житие архидиакона Стефана. Почему он так крепко стоял в вере? И почему первые христианские мученики стояли в своей христианской вере, не боялись? Потому, что Господь открывался им.

Это происходило в начале IV века. Страшное было время, как раз самые, наверное, активные гонения на христиан. Но Господь сильно им помогал, давал много благодати, давал чудеса, укреплял этих людей. Мы знаем, что в соборной Никомидийской церкви собралось 20 000 молящихся христиан. Из-за чего это произошло? Император Максимилиан, страшный гонитель,  узнал, что его бывшая жрица Домна приняла христианство, и был очень сильно разгневан. Она, конечно, пыталась скрыться от него. И в отместку, что он не может ей отомстить, он решил  казнить всех этих христиан, погубить их и исполнил свое злодейство. Все христиане были сожжены. Он успокоился на время, думал, что больше христиан нет. Оказывается, их стало еще больше, как ни странно. Оказывается, все его вельможи тоже были тайные христиане, как оказалось потом.

Это чудо объяснить трудно, наверное. Мы только знаем факты. Людей сжигали на столбах при Нероне, а они не отрекались от Христа. И тут происходило то же. Люди видели поддержку Христову, видели ангелов. Чувствовали благодать на сердце. Мне такая мысль приходит: что люди, которые готовятся к смерти, уже чувствуют ее приближение. Это уже факт. У меня был один знакомый, очень хороший христианин, певец хора. Ничто не предвещало его смерти, но из его исповеди я понимал, что он уже к ней готовится. У него состояние души было такое, что скоро он уже предстанет пред Господом. Я очень много людей знаю, поведение которых свидетельствовало о том, что скоро они предстанут пред Богом. У них даже взгляд какой-то потусторонний был. Они одной ногой на земле вроде находятся, а другой уже в мире Божественном. 

Мученики Никомидийские успели причаститься. А оглашенные успели креститься. Они крестились и тут же причастились. Представляете, какая благодать... Они уже, если говорить простым языком, сто процентов знали, что сейчас их казнят и они будут со Христом. Они предчувствовали, что скоро Царство будет здесь, через несколько минут. Поэтому, я думаю, это совершенно четкое объяснение.

Потом, когда христианство стало государственной религией и стали крестить всех подряд при императоре Константине, ситуация была совсем другая: многие принимали христианство, чтобы устроиться на работу, получить хорошую должность. Когда начинались новые гонения (приходили императоры, которые устраивали гонения на христиан), люди очень быстро отказывались от веры – мы знаем это из церковной истории. Потом их пытались заново оглашать. Кто-то говорил, что их надо заново принимать в Церковь, кто-то – не надо. А здесь никаких разногласий: они все приняли Христа, ни один не убежал.

Мы знаем знаменитую историю о 40 мучениках, когда один мученик побежал в баню, спасся там, а потом сгорел. Его место занял воин и получил Божественный венец. Здесь необычная ситуация: видимо, происходили какие-то чудеса, и люди наверняка знали, что они сейчас будут со Христом. Эти люди были не просто верующие, но знающие, что они уже христиане, что сейчас их казнят и они получат венцы. Я думаю, было так.

– Как Вы думаете, может, это особенность христианина? Именно христианин может почувствовать приближение своей кончины и достойно к ней подготовиться?

– Христианин искренне верующий, который не просто принял христианство и живет абы как, забыв про него, а именно искренний христианин, который живет Христом, в Церкви, евангельскими заповедями. Я думаю, что такой человек способен. Мы знаем из истории афганской войны, сколько наших ребят отказывались принять другую религию, не давали срывать с себя крестик и становились мучениками. Такая же ситуация, совершенно подобная. Это даже не зависит от времени – зависит именно от человека, чистоты его сердца. Если он искренний христианин, то никогда не отречется от Христа; если принимал христианство в силу традиций – может быть теплохладным.

Многих крестили в детстве: они вырастают и не знают, христиане они или нет. Сейчас приходит очень много людей в возрасте, они говорят: «То ли нас крестили, то ли не крестили… Как нам быть?» Мы говорим: креститесь и будете спокойно причащаться и жить церковной жизнью. Действительно, на моей практике приходило много таких людей; и сейчас, и раньше. Такие люди, которые номинально крещены и не утверждены в вере, очень быстро от нее отпадают. А если человек живет христианской верой, церковными службами, любит читать Евангелие, старается заповеди Господни исполнять – я думаю, такой настоящий, искренний человек никогда не отречется от Христа. Сердце, конечно, должно гореть. «Христос или кошелек?» – человек тут же выбирает кошелек: «Христос как-нибудь потом, а сейчас надо жить как есть, сегодняшним днем». Я думаю, что поэтому эти мученики были такие крепкие, не отрекались от Христа ни под каким видом.

Известна фраза Тертуллиана: «Кровь мучеников – это семя Церкви». Чем больше мучеников, тем активнее, сильнее Церковь распространяется по всему миру. Почему такая зависимость, с чем это связано? Почему от убийства христиан зависит распространение Церкви по миру?

– Наверное, это исповедничество. Недаром мы совершаем литургию на мощах мучеников. Каждое утро мы открываем антиминс – в любом антиминсе зашиты мощи какого-то святого; как правило, мученика. Мученичество – некое прохождение горнила Христова, чтобы очистить душу. Каждый человек имеет в себе первородный грех. Допустим, мы не виноваты в нем в какой-то степени, но каждый подвержен первородному греху. Хотим или не хотим, мы все равно совершаем этот грех: осуждаем, делаем нехорошие поступки, потом в них каемся. Мученическая кровь омывала все это с лихвой. Мученичество – боль ради Христа. Но смотря какой мученик.

Мученичество ради Христа – это одно, а бывали и другие мученики. Например, в 30-е годы к власти пришли большевики, стали убивать священников (мы знаем, что очень много новомучеников погребено в Бутово). Потом к власти пришли другие люди и стали убивать людей, которые убивали священников. Они мученики? Нет, какие они мученики –они злодеи; одна гадина пожрала другую гадину. Сама по себе кровь ничего не дает: именно кровь, пролитая ради Христа, свята, действительно чудодейственна, живоносна.

Обагрившая землю христианская кровь дает огромные плоды, как в нашей России. По человеческой логике России сейчас не должно  быть. Каток прокатился с семнадцатого года: 20-е, ленинские, сталинские годы; потом, когда уничтожили практически всю нацию, вдруг грянула Великая Отечественная, Вторая мировая война; после этого начались хрущевские гонения на Церковь… Когда начинаешь разворачивать это умом – понимаешь, что другого государства не было бы на земле. Пришли бы другие люди, основали другое государство, а Россия жива, как ни парадоксально.  Потому что новомученики российские молятся за нас.

Мы знаем, что в 20-е годы проходили страшные богохульные парады. Они назывались «крестные ходы», носили пародии на иконы, издевались. Сейчас это скрывают, но архивы открываются. На эти богохульные парады приглашали людей, и многие сокрушались (все это происходило в Москве): «Как же Москва вообще стоит и не провалится вниз, туда, где метро!» Ответ простой: в Кремле лежат святители Московские, которые молятся за нас и всю Москву, которые просто отмолили нас. На самом деле все они тоже мученики. Любой святитель – мученик… Это большой дискуссионный вопрос, что лучше: помучиться быстро, когда тебе отрубят голову, или мучиться всю жизнь, когда над тобой издеваются? Это самое настоящее исповедничество.

Из архивов мы знаем, что не все люди приняли смерть, но многие в 30-х годах прошли лагеря. Прошли такое, что, как говорят, не дай Бог – живые завидовали мертвым. Порой лучше сразу уйти из жизни, чем терпеть такие страшные мучения. Мученическая кровь ради Христа дает огромные плоды и защищает нас от страшного гнева Божия. Я думаю, так. Мы знаем это из нашей русской истории.

– Получается, не только мученическая кровь, но и святость в целом, святость наших святителей, преподобных и мучеников нас как-то охраняет и сейчас?

– Конечно; безусловно. Сейчас появились новые святые: святой праведный Алексий Мечёв, святая блаженная Матрона, которая совершает многие чудеса. Многие поначалу не верили, смеялись даже. Околоцерковные и церковные люди думали: «Старые святые вроде бы приняты, а канонизации новых святых принимали не все». Стали молиться – стали совершенно по-другому относиться.

У меня был один знакомый человек, который посмеивался: «Ну, Матрона и Матрона, что вы там носитесь?» Потом так получилось, что ему Господь отсудил (видимо, не случайно) служить в этом монастыре. Потом он говорит: «Знаешь, реально помогает матушка. Буквально помолишься – она во всем помогает: болезни исцеляет, людей из долгов вытаскивает, такие чудеса!» Москва, если  посмотреть, – Вавилон. Что тут творится – уму непостижимо. Но благодаря крови мучеников, молитвам наших святых и здесь здравствуем, можем хотя бы по возможности продолжать молитву.

Вопрос телезрителя: «Батюшка, Господь в Евангелии говорит притчу, что вдова у неправедного судьи выпросила просимое, по неотступности он ей помог. Это совесть, правильно? Самое главное, что Господь говорит: и неправедный судья по неотступности помог вдове справиться с соперником (совестью), неужели Отец ваш Небесный не даст вам просимое (не вскоре, но все равно подаст)? Главное – избранным своим. Кто же избранные, когда Он пришел за всех нас пострадать? Он нас всех любит, так кто же избранные? Ведь Бог пришел пострадать за всех».

– Избранные – это люди Христовы; те, которые прилепились ко Христу; стараются жить заповедями Христа. Как говорил Господь: кто со Мной, тот заповеди Мои соблюдет. Как определяется человек? Это тот, кто выполняет послушание. Например, есть начальник. Если вы его не слушаетесь, то он вам не помощник. Так же и Христос говорит: кто заповеди соблюдет Мои, тот избранный человек. Притча эта прекрасная. Она помогает людям выходить из уныния, неверия. Если неправедный судья помог бедной вдове, то Господь сокрушается: неужели вы Мне не верите, что я помогу Вам?

Конечно, Господь помогает. Кто молился хоть раз в жизни, знает это. Единственная проблема: у нас извратилось само понятие о молитве; мы порой просим не того, что надо. Начинаем  просить не так, как надо, в каком-то нервозном состоянии. Приходят люди в церковь, когда у них что-то случается; например, завтра сделка. Пришел человек и начинает молиться: помоги мне, Господи. Поставил свечку и ждет, когда совершится сделка. Извините, это не молитва, а загадывание желания.

Молитва – это когда человек все время со Христом: и утром молится, и вечером, и днем не забывает Христа; то есть он постоянно пред лицом Божьим ходит. А не просто требует: дай мне, Господи, чтобы завтра сбылось мое желание. А Господь говорит: тебе неполезно завтра менять другую квартиру на эту, поживи в старой немножко, обрети смирение. Человек на следующий день идет, а сделка сорвалась, и сразу появляется злоба, неверие: Господь меня не слышит. Просить надо о вещах духовных, а не загадывать желания.

– Вопрос: «Как переломить привычку к холостяцкой жизни. Уже взрослый человек, но еще не был женат».

– Стяжать смирение. Что такое холостяцкая жизнь? Когда человек эгоистичен и старается жить для себя. Чем дальше, тем это усугубляется. В 20 лет легко найти себе спутника, в 30 уже тяжелее, а в сорок вообще проблема. Потому что человек привык жить один. Что такое брак? Это когда ты живешь не для себя, а для другого человека, выражаешь любовь другому человеку, можешь потерпеть его, смириться со своими прихотями, смириться со своими желаниями. Я привык ездить на рыбалку с друзьями, а сейчас женился, у меня другие проблемы. Мне нужно поехать с женой куда-то отдохнуть; а если верующая жена, то она позовет поехать в монастырь или в паломническую поездку.

Проблема холостяцкой жизни в том, что люди очень любят себя и не хотят ею поступиться ни на йоту. Он себе вообразил (такие есть даже среди воцерковленных), что он мужчина, глава, а жена, как хвостик, должна за ним идти туда, куда он захочет. Захотел налево, и жена должна идти налево. Но у жены тоже есть свои интересы, поэтому надо как-то сообразовываться с интересами семьи.  

Например, мне захотелось куда-то пойти, а дети просят посмотреть с ними фильм. Хоть я и смотрел уже этот фильм, но остаюсь и смотрю. И мне радостно, потому что мне интересно провести время со своими детьми. А потом присоединяется жена, и мы все вместе смотрим этот фильм. Конечно, мне хочется, может быть, вместо этого книгу почитать или послушать какую-то лекцию. Но мы выполняем свой родительский долг. На самом деле он радостный, хотя сначала не хочется этого делать. Но когда мы все вместе, дети сидят рядом, то понимаешь, что такое настоящее семейное счастье: когда все дома и все вместе. Летом наоборот, никуда не хочется, а дети просят. Жена предлагает попутешествовать; и опять вся семья вместе.

Если молодой человек будет стараться соблюдать не свои интересы, а интересы своей семьи, жены прежде всего, то жизнь будет счастливая; и быстро найдется спутница. Был один батюшка, у которого духовыми чадами были одни девушки. Они извели батюшку своими жалобами по поводу того, что не могут выйти замуж. Тогда батюшка говорит: через год вы все выйдете замуж, если будете делать то, что я вам скажу. Они недоверчиво отнеслись к его словам. Но начали вместе служить ежедневные молебны святым Петру и Февронии. И батюшка проводил с ними беседы на эту тему; говорил им, чтобы они отбросили свой эгоизм, чтобы учились семейному труду, чтоб превыше всего была любовь к ближнему, чтобы не искали своего. И у батюшки все получилось. Через год почти все девушки были замужем.

– Откинуть эгоизм, научиться жертвовать, научиться совместному существованию... Это путь, который изменяет тебя или ты просто гасишь в себе эгоизм, который через какое-то время может вернуться и разрушить брак?

– Здесь происходит настоящая борьба с самим собою. Как говорит апостол Павел: не хочу этого, но делаю. Надо принуждать себя, подключать разум, сердце; все это соединять ради своего ближнего – и все получится.

Эгоизм разрушает человека, это обманчивая вещь. Например, человек купил себе большую квартиру, а потом понимает, что это не приносит ему радости. А когда человек с семьей (особенно многодетной), то радость возрастает.  Когда один ребенок в семье, это одна радость; а когда в семье пятеро детей – это радость, которая увеличивается в пять раз. А когда человек один – какая радость? Даже в поездке одному нерадостно, а в семье все увеличивается в геометрической прогрессии, потому что человек со своим ближним вкушает моменты маленькой земной радости.

– Есть люди, которые отказываются от брака и уходят в монастырь, это монахи. Чем ценен подвиг монаха сейчас в современном мире, когда нет никаких гонений?

– Монашеский подвиг очень трудный. Даже рассуждать о нем трудно; особенно тогда, когда мы сами его не прошли. Мы можем представить это только по опыту других, по литературе, по знакомству с некоторыми монахами. Я отношусь к белому священству, у меня большая семья.

Смысл монашества в молитвенном подвиге, в бескровном мученичестве. Монашество – это отказ от земных радостей, от детской радости; все люди хотят, чтобы у них были дети, потому что это великая радость. А у человека в монастыре вместо детей – Христос. Если женщины уходят в монастырь, они становятся Христовыми невестами; если мужчины – для них Христос становится их семьей, их жизнью. Это большой подвиг, о котором в миру трудно рассуждать. Это отказ от всего: и от определенной пищи, от свободного перемещения, человек подчиняет свою волю наместнику монастыря, приходится смиряться со многим.

Мы знаем из церковной истории, что не все этот путь выдерживают. Очень много случаев, когда люди в порыве чувств принимают монашество, но потом понимают, что это не их путь. Это большая беда для всех. Прежде чем идти в монастырь, надо все взвесить. Надо понять, что ты берешь крест, который надо нести до конца; сбрасывать его нельзя.

Монахов всегда было, есть и будет очень мало. Потому что это избраннический удел, здесь нужно Божье призвание обязательно. Надо себя как-то искусить, проверить и потом идти в монастырь. Это великое мученичество ради Христа. Потом Господь дает великий венец тому, кто способен вместить этот крест.

– Никомидийские мученики почувствовали приближение смерти, без боязни её встретили и соединились со Христом. Почему мученики не боятся умирать и с радостью идут на смерть ради Христа, а монахи плачут перед смертью,  переживают и боятся умирать?

– У мучеников это получается спонтанно, через кровь; они одной ногой стоят в Царствии Божьем. А монахи идут медленной дорогой, очищая свое сердце. Чем больше очищается совесть и сердце человека, тем он больше видит в себе грехов. Человек, который не очищает себя от грехов, не видит их в себе. Он не понимает, в чем каяться, говорит, что не делает ничего плохого.

Был такой святой Сисой Великий. Когда он уже уходил ко Господу, вокруг него собралась братия, он попросил: «Помолитесь обо мне, чтобы Господь дал мне хоть немного времени на покаяние». А братия говорит ему: «Отче, ты же уже святой, от тебя свет исходит». А святой Сисой отвечал: «Я хуже всей твари». Для нас это странно. Но это работает тот самый механизм: чем больше света проливается на сердце, тем больше душа открывает наши грехи. Поэтому монахи боялись смерти. Если сидеть в темноте, то кажется, что ты чистенький; а прожектором посветили, все пятнышки на одежде можно увидеть. Чем больше духовного света льется на сердце, тем больше человек видит себя грешным. Поэтому монахи не просто думают или говорят, что они грешные; они знают, что грешные.

Людей безгрешных вообще не бывает. Люди редко идут в монастырь от счастья. Как правило, люди опускаются до самого дна, например, преподобный Никита Столпник; много таких примеров. Потом, понимая свой духовный кошмар, люди идут в монастырь отмаливать свои грехи. Есть известная песня о двенадцати разбойниках. Как Кудеяр, атаман, грабил всю жизнь, а потом ушел в монастырь и стал святым человеком. Почему? Потому, что молился, стеснял себя в удовольствиях, был верен Христу.   

– Напутствия для телезрителей.

– Дорогие телезрители! Побольше радуйтесь и старайтесь почаще ходить в храм. Единственное наше спасение – это храм Божий. В храме по-настоящему радостно и хорошо. С нового года начинается множество служб. Нигде нет столько служб, как на Руси: Сочельник, потом Рождество… Чаще бывайте в храмах, и у вас будет больше радости в жизни. С праздником Рождества Христова!

Ведущий Александр Черепенин

            Записали Софья Горбачева и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​