Беседы с батюшкой. Иисусова молитва для мирян. Священник Олег Патрикеев

9 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. 

– Тема сегодняшней передачи: Иисусова молитва для мирян и детей. Когда мы говорим о молитве вообще, то возникает очень много вопросов: о многословии, о том, что молитва – один из самых тяжелых моментов в бытовой, ежедневной жизни христианина. Есть молитва Иисусова: вроде бы она краткая и очень простая. Более того, у краткой формы даже существует еще более краткая, которую мы произносим в самых разных, самых опасных случаях: «Господи, помилуй».

В трамвае я часто слышу, как человек, вбегая в уже закрывающуюся дверь, говорит: «Господи, помилуй». Часто это бывает просто фразой. Если бы человек произносил ее искренне во всех случаях, то было бы очень хорошо. В нашей жизни есть такое искушение: очень просто произнести молитву так, чтобы от нее не осталось ничего. Прав ли я?

– Конечно, молитва Иисусова очень проста: даже двухлетний ребенок, только научившийся разговаривать, сможет сложить слова в предложение, и получится формула, которая должна, по мнению многих, нас от чего-то спасти, дать состояние радостного «эфира» и так далее. Но мы должны подойти к истокам,  сделать расследование: откуда она взялась, нужна ли она сейчас и можно ли ею молиться не только монахам, которые дают обет, что молитва Иисусова  один из основных видов их деятельности, когда они полностью меняют свое времяпрепровождение, сознание. К этому готовятся, поэтому в монахи сразу не берут.

Молитва Иисусова проста и хороша тем, что она состоит из исповеди, исповедания. В этой молитве все Евангелие, вся наша просьба, любовь ко Христу, желание. Когда человек понимает, в чем его желание, тогда происходит понимание, как просить так, чтобы это исполнилось.

Когда мы многословны в молитвах, долго готовимся к причастию (может быть, это правильно для тех, кому полезно), читаем три канона, то мы часто не понимаем, что в них такого… Почему я должен каждый раз читать три канона, когда уже чуть ли не наизусть знаю эти слова? Ведь сердце часто остается абсолютно пустым.

Молитва Иисусова работает не сразу. Это не заклинание, не бормотание и не магические слова, прочитав которые ты оказываешься в железном «куполе», где тебя никто не достанет. Люди часто спрашивают: с чего начинать молитву Иисусову? Есть много различных формулировок, но мне больше всего нравится семисловие. Цифра семь богата наполнением: семь красок радуги, семь нот. Когда смешиваешь эти краски, получается картина; из одной краски тяжело нарисовать картину, а когда их под рукой семь, то и картина получается неплохая.

Иисусова молитва очень похожа на ноты: начинаешь ее петь, и она живет в тебе, как музыка в музыканте. У музыканта в голове всегда крутится музыка: он либо ее сочиняет, либо проигрывает, либо находит новые мелодии или вспоминает старые. Молитва Иисусова художественная, и чтобы научиться ей, нужно уметь петь, рисовать, нужно стать помощником Богу. Но без учителя тут, как и в любом другом виде искусства, трудно. Думаю,  нужно начать с азов, но с учителем.

– Но как? Семь – это: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»?

– «Грешного» – это прекрасная восьмая нота, нота будущего века. Семь нот до «помилуй мя» вполне достаточно. В греческой молитве еще меньше: пять нот, на богослужении две, и ты уже чувствуешь приближение прошения. Ведь Иисусова молитва – прошение, просьба, исповедание. Можно расшифровать каждое слово по отдельности. «Господи»: мы обращаемся к Господу. Мы ведь не можем никого назвать Господом.

– Вопрос телезрительницы из Уфы: «Я бы хотела попросить батюшку помолиться. Моя внучка, Дарья восьми лет, находится в детском отделении в очень тяжелом состоянии. Помолитесь, пожалуйста, за мою внучку».

– Молитвой Иисусовой, о который мы сейчас говорим, можно молиться сообща. Есть опыт, когда матери молятся за детей (может, это прозвучит как мистика) с их сердцами. Вы дали ей плоть и имеете право ее благословлять, входить в область ее души. Эта молитва раскрывает и ваше сердце, и ее сердце. Читая эту молитву про себя или тихонько вслух, Вы будто бы вместе с ней. То же случается и с Евангелием: когда человек читает Евангелие за другого, в нем происходят изменения. И каким-то образом Евангелие и Иисусова молитва соединяются. Они очень сильно действуют на расстоянии; это опыт, который не выкинуть. Не то чтобы изменения появились сразу: нужно учиться этой молитве, пробовать.

Именно в такой период Иисусова молитва очень важна. Она была важна во все времена. Это молитва, взятая из Евангелия. Поэтому, читая ее, ты читаешь Евангелие, входишь в те моменты, когда Господь давал людям исцеление после этой молитвы. Мы вспоминаем слепых: Помилуй нас, Иисус, сын Давидов! (Мф. 9, 27). Разве это не Иисусова молитва? Если хочешь, можешь меня очистить (Лк. 5, 12). И это молитва Иисусова. Когда Петр начал тонуть, он опять же вскрикнул молитву Иисусову: «Помоги, Господи!» Посмотрите, сколько в Евангелии моментов, когда Господь исцелял.

Это краткие молитвы, в которых ум и сердце соединяются и начинают работать. Мы часто молимся устами, но сердце и ум блуждают. Молитва Иисусова как раз пленяет ум: начинается на устах, переходит в ум и соединяет его и сердце в одно. Это, конечно, опыт святых отцов. Я этой молитве учусь очень давно и, поверьте, только начал, потому что глубины этой молитвы непознаваемы; и радости от нее очень много.

Конечно, она не заменяет основных молитв и не может их заменить. Но она готовит человека к встрече с Богом: ты ищешь Его в этой молитве, ищешь Иисуса Христа. А это самое главное в нашей жизни. Господь спрашивал Адама: где ты? (Быт. 3, 9). И Он кричал, это вопрос с криком. Когда человек потеряется – ему кричат. Когда Адам выходит на зов, начинается молитва. Молитва – это общение с Тем, Кого мы потеряли. А потеряли мы в жизни Христа, и если мы начнем Его искать, то это будет самым простым, прямым способом найти Его.

– Я много читал об Иисусовой молитве и встречал самые разные мнения о том, как нужно произносить молитву. Отцы говорили: «Чистишь картошку – молись Иисусовой молитвой». Сейчас, наверное, можно ехать в трамвае и, вместо того чтобы болтать по телефону, тихо молиться про себя.

Раньше говорили, что СССР самая читающая страна (хотя читали в основном газеты). Теперь я вижу, что мы тоже «читающая страна», все в телефонах... Если бы мы читали Священное Писание, то в нашей стране все было бы по-другому. Вопрос: можно ли молиться Иисусовой молитвой в транспорте, при готовке, в бытовых условиях? Для нее нужно благословение священноначалия или можно молиться дерзновенно?

– Какое-то время люди испрашивали, можно ли молиться по четкам. Четки все-таки атрибут монашеский. Когда я вижу их у человека на руке, то у меня смущения нет, но у других священников оно может быть.

Двадцать лет назад я был в одном из храмов, и у меня на руке были четки. Вдруг батюшка подходит и говорит: «Что это у тебя?» Я ответил, что это четки. Он спросил, зачем они мне. Я сказал: «Молиться». «А как ты молишься?» – «Очень просто: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Я честно отвечал ему, что для меня это нормально. Может, его смутило то, что они высвечивались. Естественно, не нужно этого делать напоказ.

Что происходит во время молитвы? Примерно то же, что и в сказке Пушкина: балда брал кнут и начинал в тихом омуте гонять чертей. Молитву слышишь не только ты: твой ум, как радиоприемник, слышит частоту не только Божественную, но и бесовскую. Ведь мы часто принимаем помыслы, которые не хотелось бы принимать. Как научиться с ними работать? Например, ты принял помысел и говоришь: «Ой, как я подумал...» Но это не ты. Тебе подбросили крапленую карту, а ты ее схватил.

У темных сил есть ключ к нашему разуму, а антивирус – Иисусова молитва, которая закрывает ум от этих помыслов. Тогда ты начинаешь быть свободным от них. Это уровень, когда ты не только говоришь молитву, но она переходит в качество. Как в спортзале: берешь большие гири не сразу, но постепенно. Затем просыпается интерес, мышцы играют, потихоньку возрастаешь. Но то возрастание – духовное; в зеркале его не увидишь, мышцы не потрогаешь. Результат другой: в духе ли я, мое сердце, мои мысли? О чем я думаю?

После молитвы Иисусовой думают о милосердии, любви к ближнему, прощении, забытых грехах. Это тот всплеск, который можно записать и открыть на исповеди. Иногда Господь вскрывает наше внутреннее «я», и мы думаем: «Куда это теперь девать?» Нужно было чуть раньше сделать так, чтобы ты не облил грязью другого человека, не изменил его жизнь, не сказал слов проклятия. Сколько плохого мы бы могли не сделать в своей жизни, если бы эта молитва была у нас на устах!

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я знаю, что первым, кто исповедал Иисуса Христа Богом, был Фома. Он сказал: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28). У меня такой вопрос: кто первым именно в молитве Иисусовой назвал Иисуса Христа Сыном Божиим? Кто первым произнес эти слова?»

– Сказал Петр, когда Иисус спросил: а вы за кого почитаете Меня? (Мф. 16, 15). Ученики начали переговариваться: кто-то за пророка считал, кто-то за другого. Только Петр сказал: «Ты Сын Божий». Тогда Иисус ему ответил: «Не ты это сказал, но Отец Мой тебе это открыл». Именно исповедание Иисуса Христа Сыном Божиим является в этой молитве основным действием. Эта молитва наполнена всем процессом спасения человека. Мы начали со слов «Господи», предстали пред Господом; имя Ему Иисус Христос, Он Сын Божий. Что мы просим Его сделать? Помиловать нас. Когда человек только начинает молитву, ему полезно делать ударение на «грешного», чтобы вызвать дух покаяния. Именно через покаяние, приближение ко Христу получаешь просимое. Надо вспомнить Евангелие: если просишь – получаешь.

Сколько раз читается молитва Иисусова в день? У некоторых даже есть маленькие счетчики… Раньше давались послушания в сто, двести молитв, в зависимости от успеха. Духовник смотрел за преуспеванием учеников в духе: как у них с послушанием, нет ли противных мыслей. Молитва Иисусова входит в человека, вскрывает его, и он думает: «Боже, вот я какой, оказывается…» При этом он помнит, что призывает Бога помиловать его, и получает прощение. Вот для чего мы молимся: чтобы получить прощение, исцеление. Наверное, для меня нет просьбы лучше, чем «помилуй меня, грешного».

– Вы сказали о Петре и его исповедании Господа Сыном Божиим. Помните, Господь сказал: на сем камне Я создам Церковь Мою? (Мф. 16, 18). Иисусова молитва может быть для нас основанием, камнем, на котором можно строить здание своей духовной жизни. Единственное, что меня беспокоит, – возможное впадение в прелесть, когда произносишь эту молитву (даже внутри себя) напоказ.

– Я так не умею. Может, кто-нибудь из артистов и смог бы. Помните, как Петр Мамонов (Царствие Небесное) читал 90-й псалом? Хотя мы все видели, как он молился. Он молился внутри себя, по-настоящему. Мы подсмотрели за его молитвой, но здесь не было прелести. Прелесть – тонкая грань, ее не заметить с первого, второго, третьего раза. Человек может долго играть святого, но ведь не Иисусова молитва его делает таким. Она «вскрывает» его.

Я не видел людей, которые через молитву Иисусову приходили к прелести. Когда у тебя есть духовник, ты исповедуешь ему помыслы, все то, что приходит после молитвы. Если, конечно, человек обвешался четками, повесил на грудь кресты и другую православную или инославную атрибутику, но ходит и показывает себя, можно понять, что у него в уме что-то не то. Но это единицы, один из миллионов.

– Вы очень правильно сказали: должен быть контроль или, во всяком случае, общение с духовником на данную тему.

– В этом весь смысл. Идешь к духовнику и каешься, чтобы стать лучше. Потому что мы все ходим с масками.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Я каждое утро с Божией помощью читаю Иисусову молитву тридцать три раза, по числу лет жизни Иисуса на земле. Второй вопрос: говорят, что на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи нельзя резать круглое. Это правда или суеверие?»

– То, что Вы читаете молитву Иисусову, прекрасно. Старайтесь следить не просто за чтением молитвы, а за тем, что будет после нее. Когда мы садимся за стол, то видим кушанья. Мы покушали и потом ощущаем радость от пищи, благодарим Бога.

Молитва – сильнейшая энергия, которой можно питаться. Многие святые этой молитвой и питались. Посмотрите: нет ни одного святого, который бы эту молитву не принял за основу своей жизни. Что же главное в Иисусовой молитве? С чего начать? С Евангелия. Надо раскрыть Евангелие, найти там эту молитву и посмотреть, к чему она приводит. Первые слова как Иоанна Крестителя, так и Иисуса Христа: «Покайтесь». Значит, молитва должна привести к покаянию.

Если мы говорим, что уже покаялись, тогда надо быть святыми. «Иди и не греши, – говорит Господь блуднице после того, как та покаялась. А если еще грешишь, то покаялся не так, как это должно быть; значит, не было пока той грани, когда понимаешь, что дальше за грехом смерть.

Святой преподобный Силуан Афонский говорил: «Держи ум во аде и не отчаивайся». Почему во аде? Мне нравится радоваться, чтобы ум мой воспарял к небесам, а нам советуют спустить ум в ад. Потому что к нашему уму есть подход у темных сил.

Особенно прекрасно читать молитву перед сном. А если начинаешь читать с детьми, то дети уже с маленького возраста узнают, Кто такой Иисус Христос. Это единственное имя во всей Вселенной, перед которым склоняются все ангелы небесные и все люди на земле. Другого варианта нет и не будет. Нет другого имени ни на земле, ни под землей, которым мы бы могли спастись.

Евангелие об этом говорит, и Сам Христос говорит перед Тайной Вечерей: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Просите – и дано будет вам. Но мы не будем просить так, как в «Золотой рыбке». Мы просим одного – помиловать нас. Это будет самый лучший подарок от Христа, когда мы будем помилованы. Когда благодать сойдет на наше сердце, мы поймем, что, оказывается, можно жить без греха.

– В этом случае Христос дает нам жизнь с избытком.

– Здесь и начинается обожение человеческой природы, когда мы начинаем приближаться ко Христу. Чем ближе к огню, тем чище золото... Голова – она не круглая, не надо сравнивать ее с кругом, это обычный овал. Поэтому давайте будем более духовными, не будем смотреть на внешнее, а будем смотреть в сердце; смысл праздника не в этом. А в том, что пророк был казнен за правду. Он пришел в духе Илии-пророка, но больше и выше других пророков. Почитайте о пророке – и получите награду от пророка.

– Во время богослужения мы очень много раз произносим: Господи, помилуй. Часто слышим, как нерадивый чтец произносит эти слова скороговоркой. Зачем нам нужно произносить так много раз слова Иисусовой молитвы? Как во время литургии отсечь от своей души это бормотание, чтобы в чистоте произнести: Господи, помилуй?

– В этом случае пригодится опыт Иисусовой молитвы. Святые отцы говорят, что на литургии, если ты не знаешь смысла слов самой литургии, молитва Иисусова будет помогать познавать ее через Дух Святой. Он приоткрывает главные азы и смысл литургических песен. Молится ведь не чтец, мы все молимся: весь клир, священники, прихожане, – это Единая Церковь. Мы все в храме являемся Телом Христовым, поэтому надо дополнять друг друга. Бывает, что и священник может в чем-то ошибиться, какое-то слово пропустить. Мы же не будем его в этом осуждать. Надо дополнить молитву, потому что мы одно целое.

– Вопрос телезрителя: «Мы молимся Иисусовой молитвой, когда готовим еду или находимся в дороге. Но иногда она приходит сама по себе в тот момент, когда выполняешь не совсем чистые работы; например, косишь траву или работаешь с землей. Начинаешь думать: уместно ли сейчас молиться Иисусовой молитвой?»

– Вы сейчас раскрыли тайну своих помыслов. То есть во время Иисусовой молитвы к вам пришел помысел: а могу ли я сейчас заниматься Иисусовой молитвой? Как Вы думаете, чей это помысел, откуда он пришел; неужели это Вы так подумали? Это враг рода человеческого. Он отвлекает от Иисусовой молитвы и будет отвлекать всегда, потому что для него это погибель, смерть. Он бежит как от огня от имени Иисуса Христа. Они его тоже знают и трепещут перед ним.

Прополка земли очень похожа на прополку нашего сердца. Земля – это сердце, а сорняки – грехи, которые сеет дьявол в нашем сердце и которые проросли. Что надо сделать? Прополоть. То есть продолжать читать Иисусову молитву и выдергивать сорняки; и представлять, что выдергиваешь сорняки-грехи из своего сердца. Когда увидел чистую грядку, то сказал: «Господи, слава Тебе!» Завтра то же самое. Два дня не помолишься – и снова все травой заросло. Поэтому молитесь непрестанно, об этом говорит апостол Павел.

Иисусова молитва – это наставление апостолов; они именем Иисуса Христа исцеляли, крестили (первые крещения были Его именем), из мертвых воскрешали.Апостолы претерпевали гонения и побои за имя Христа и радовались этому. Надо читать Деяния, чтобы понимать, что все Евангелие насыщено этим именем.

Если возьмем Ветхий Завет, то увидим, что имя Господа воспевалось. У каждого пророка был призыв: хвалите имя Господне. Но имя Господне было скрыто от людей, потому что имя – это сущность. Как можно познать сущность Бога? Невозможно. И для этого пришел Христос. Он рассказал людям об имени Бога. И сейчас мы можем обращаться к Богу по имени Иисус Христос.

– Когда мы научимся искренне произносить «Господи, помилуй!», наверное, в нас что-то поменяется. Но в жизни действительно существуют моменты, которые совсем незначительны. Меня интересует другое.

Не встречали ли Вы людей, которые все время находятся в состоянии алкогольного опьянения? У них похмелье продолжается и ночью. Привычка непрестанно молиться тоже продолжается даже во сне. Если целый день проводишь в церкви, то церковь и снится; если целый день собираешь грибы – ночью снятся грибы. А если все время проводишь в греховном делании, то это продолжается и ночью? Прав ли я? Или все-таки наша жизнь разделена на день и ночь: на грех и праведность?

– Вы правы: если чем-то занимаешься днем, этим же занимается твое сознание и ночью. Что такое дело, работа? Сначала приходит помысел (не пойти ли за грибами или на рыбалку?). Потом начинаешь этот помысел обслуживать, начинаешь искать либо деньги, либо корзинку для грибов, либо молитвослов. Все зависит от помысла, который к тебе пришел. Помысел приходит по твоей природе, который накоплен годами, это твой характер.

Может быть, добрый помысел к тебе уже и не приходит, потому что ангел говорит: я велю каждый день ему сделать это, а он не делает. Зачем много раз говорить? Мы будем молиться за этого человека, за душу этого человека, чтобы она каким-то образом спаслась, чтобы какая-то ситуация разрешилась в его жизни. Ангелы оставляют человека, добрые помыслы не приходят. Приходят земные, а они не всегда добрые. Когда человек начинает молиться Иисусовой молитвой, то она удивительна тем, что проникает в подсознание. Это нормально, бояться этого не нужно. Начинаешь вдруг дышать этой молитвой.

Когда я заболел коронавирусом, мое дыхание стало настолько отделено от тела, что я не мог понять, где мое тело, где мое дыхание. Я стал понимать, что каждый вдох может быть последним. Ум уже не чувствовал и не понимал, дышу я или нет. Когда я стал вставлять в дыхание имя Иисус Христос, тогда  понял, что дышу и живу. Если бы я умер в тот момент, я бы умер с этим именем и попал бы в рай, потому что с этим именем – спасешься. Призови имя Господне – и спасешься. Об этом говорит все Евангелие. Это имя дает тебе свободу. Познай истину. А истина – Христос! Познай Его имя, и оно сделает тебя свободным. От чего свободным? Мы разве рабы? Свободным от греха, потому что мы рабы греха.

Для начала познакомьтесь с Иисусом Христом не как с Богом, а хотя бы как с Человеком, Который вас любит и понимает все ваши проблемы. Самое главное, чтобы у каждого человека было желание, как у Адама, выйти навстречу Богу. Если бы тогда Адам сказал Богу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!» – мы бы сейчас жили в раю.

– Как говорить Иисусову молитву? Вслух?

– Это умная молитва. Она произносится умом. Вслух – это для начала, для детей. С детьми это очень здорово получается. Я практикую со своими собственными детьми и в школе. Перед сном это обязательно надо делать. В конце вечерних молитв дети должны подышать именем Иисуса и тихонечко засыпать с молитвой на устах. Прекрасно засыпать с именем Иисуса на устах, а не с мультфильмом и кошмариками. Знакомьте детей с именем Иисуса, пустите к Нему их – таковых есть Царство Небесное, сами станете детьми. В простоте сердца призывайте имя Его и увидите, как Он откликнется. Он давно стучит в наше сердце, надо только хотя бы приоткрыть дверь, чтобы с Ним увидеться.

– Спасибо за непростой разговор. Многие тайны этой молитвы перестали существовать для нас. Хотя для каждого человека молитва Иисусова своя собственная. Она хоть и общая, но личная. Если наша главная задача – обожение, то без нее это сделать труднее.

– Невозможно жить без нее. Без имени Иисуса Христа мы не выживем.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Софья Горбачева и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​