Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба)

9 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы продолжаем праздновать Рождество Христово. Сегодня в храмах были чтения о том, как царь Ирод ищет младенца, желая его убить. Это было примерно через два года после Рождества. Такой праздник омрачается желанием царя убить невинного ребенка. Почему Иисус, Мария и Иосиф бегут в Египет? В результате этого бегства Ирод перебил 14 тысяч младенцев.

– Дело в том, что святость всегда знаменуется одним очень важным фактом – она непорочная. Скрываться у себя дома или у своих близких означало бы, что они получили бы какое-нибудь воздаяние за то, что делали доброе дело, прятали людей. Священное Писание Ветхого Завета говорило о том, что Спаситель будет свят и непорочен. Для этого самый лучший способ – уйти от этой проблемы и при этом не навести ни на кого тень подозрения. Святое семейство уходит в Египет и там пережидает определенный период, который заканчивается смертью гонителя. И в конце концов по повелению ангела они возвращаются обратно в то место, где Спаситель мог бы расти, развиваться, познавать мир в безопасности. Бегство в Египет открывает нам духовный смысл: если есть какая-то неприятность, психологическая проблема, то необходимо не стоять у нее на пути, а определенным образом привести себя в состояние успокоения, умиротворения. А когда придет благопотребное время, нужно решать эту проблему.

– Вопрос телезрителя: «Сказано: да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.  Но в Ветхом Завете об этом не говорится. О каком же пророке говорит евангелист Матфей и что значит «Назореем наречется»?»

– Назорейство – это было такое движение в иудаизме, когда человек посредством принесения определенных обетов Богу что-то делал в своей жизни такое, что не делали основные массы. Допустим, в их правилах было отращивать длинные волосы, не стричь их, чтобы ни к голове, ни к бороде не прикасались острые ножницы. Они не пили вино и всякие напитки, которые могли опьянить человека или привести его сердце в веселье. Такие люди воздерживались от увеселений различного рода. Такие люди воздерживались от брака, от прикасания к мертвому или к тому, что могло бы осквернить человека. Это люди, которые таким трудным путем посвящали свою жизнь Богу, таким образом свидетельствовали свою любовь к Всевышнему.

Был ли Христос назореем? В этом смысле, конечно, нет. Он был назорянином, то есть пророчество исполняется на месте Его рождения. Мы должны понимать метафизический смысл Его назорейства. Бог Свят, и Иисус Христос Свят. Его святость выражалась во всех Его действиях. Все действия Его были чистые и непорочные. В этом плане назорейство налицо, но оно духовное, не физическое.

Некоторые толкователи священных текстов считают, что была книга, где рассказывалось о назорействе, где открывалась вся история этого явления, и что евангелист мог на нее ссылаться. Но мы не знаем, где эта книга находится.

С еврейского языка «назир» значит «отрасль», а в греческом языке (ведь из Септуагинты перевод сделали) аналога этого слова нет. Его оставили без перевода. И в Ветхом Завете есть пророчество об отрасли из корня Иессеева. Пророчество с опорой на это слово, на этот термин. Все-таки мы Христа воспринимаем не как человека, который дал определенные обеты, а как Святого Бога, как Бога и Человека, Который родился в определенном месте – Назарете Галилейском. Об этом тоже было пророчество. Все, что произошло со Христом в Его жизни, свято и по Священному Писанию.

– «Отраслью» будущего Мессию называет пророк Исайя. Возвращаются они в Назарет, и Младенец возрастает, развивается, растет, учится. Вероятно, даже обучается плотницкому ремеслу, как Его названый отец, отчим Иосиф. Но Он – Бог, хоть и воплотившийся в Человека. Как же Всезнающий, Всеведущий Бог учится? Чему Он может научиться, если Он все знает?

– Святость и важность этого события заключаются в том, что Бог становится Человеком, чтобы человек стал богом. Для того чтобы человечество поняло, какой важный момент происходит в определенной исторической точке, Богу было необходимо показать, что Он настолько любит человека, что готов преодолеть определенные правила и законы, которые человек придумал для самого себя. 

Почему человек не мог постичь тайну заветов Бога, когда Бог дал ему определенные правила (не трогал в райском саду плодов дерева познания добра и зла)? И вместе с тем Господь через определенный Божественный Промысл, через определенные алгоритмы приводит человечество опять к Себе. Даже с точки зрения формальной логики происходит действие, которое должно было бы уничтожить человека в глазах правды Божией. Если есть определенные правила, ты пошел по этому пути и нарушил их, то ты должен уйти. Но Бог настолько полюбил человека, что отдал Своего Сына, чтобы человек опять обрел связь, воссоединился с Ним.

Происходит очень важное событие, Господь перед лицом Своей правды и законов не нарушает их, а делает эти законы нерушимыми. Если написать закон и сказать, что нарушивший или преступивший закон повинен смерти, то этот закон должен быть исполнен. А если здесь сделать такой маневр любви в отношении человека, то сила закона уменьшается перед благодатной силой милосердия Божия. Происходит такое событие, когда Бог становится Человеком для того, чтобы человек стал богом. В этот мир приходит Господь Иисус Христос, одевается в тленное одеяние и становится человеком во всем, кроме греха и беззакония. В Нем не было этих составляющих. И Он освящает наше человеческое естество Своей Божественной правдой, Своей жизнью. И если Господь, изгоняя из рая Адама и Еву, дал им определенные правила, то и, одеваясь в эти ризы изгнанного из рая человека, Он подпадает под те же формальные правила и законы, которые Сам издал для них. Господь становится Человеком и исполняет все требования, которые дал человечеству. С этой точки зрения Господь познает мир, так как Он должен это сделать, чтобы показать правду Божию в том свете, в котором невозможно ее упрекнуть. Она непреложна. Человек проходит эти все определенные пути по Божественному Промыслу. И Человек Господь Иисус Христос тоже проходит эти пути, которые дал нам, изгоняя человека из рая. И болезнь, и недомогание, и слезы, и радость, и веселье, и плач – все это было присуще Господу Иисусу Христу по человечеству. А Его функции как Сына Божия были заключены в том, чтобы выполнить Отеческое послушание, то, что должен был сделать Адам по отношению к Богу, по отношению к Святой Троице. Он этого не сделал, но сделает Второй Адам – Господь наш Иисус Христос.

– Вопрос телезрительницы: «Бог Сына Своего спас, отправил в Египет. Почему же Он попустил 14 000 младенцев уничтожить?»

– Очень часто встречается такой вопрос, когда приходится отпевать младенцев. Они уходят, болеют. Казалось бы, человек еще не согрешил теми грехами, которыми грешит человек в осознанном возрасте. Почему такое происходит? И вдруг Бог становится виноват. Дело в том, что Господь создает человека по Своему образу и подобию, но при одном условии, что человек должен нуждаться в Нем как в Боге Спасителе, как в Боге Творце, он должен проходить определенный путь искуса, чтобы познать тайны Бога и возвышаться в своем знании, в своем умении быть творцом. Как и Бог.

И на определенном этапе произошла ошибка, произошел грех, и человек уходит из рая. Мы очень часто начинаем рассуждать о том, почему Бог так делает. Но так рассуждать мы можем только тогда, кода сидим на той же ступеньке или на ступеньку ниже, что и Бог. Мы должны быть равными Богу, чтобы ставить такие вопросы. А если человек верующий, христианин, то таких вопросов не должно возникать. На все воля Божья. Господь сотворил этот мир. Апостол Павел сравнивает нас с черепками, горшки горшечник делает по своему усмотрению. Какому горшку высокое положение, какому – низкое. Очень странно было бы, если бы горшки начали задавать вопросы: «Почему меня ставят на высокую свечницу?»; «Почему в меня золото собирают?» А другой горшок говорит: «А почему в меня нечистоты сливают?» А третий горшок говорит: «А почему меня разбили?»

Господь Творец, Его Божественный план, Божественный Промысл не может познать человек. От незнания, как дать правильный ответ на то или иное явление, мы часто начинаем искать виноватого. Виноватого среди нас, среди людей. Конечно, можно найти козла отпущения, но это не удовлетворяет полностью всех наших запросов, и мы начинаем винить Бога, вдруг что-то получится... Вот я молился, пошел в церковь свечку поставил, а человек умер или не сбылось то, что я просил… Значит, Бога нет, все напрасно, буду жить не так, как положено, не по Священному Писанию. И думают, что они правы.

Жить ты можешь, как ты хочешь. Господь дает человеку полную волю, дает ему возможность реализовать себя как в хорошем, так и в плохом. Но Господь по Своему Божественному Промыслу видит: если человек еще не совсем погиб, еще может встать на путь спасения, то ограничивает его в чем-то через болезнь, через недомогания, через других людей и обстоятельства. Человек идет совершить какой-то грех, но  у него не получается. Кто здесь работал? Верующему человеку понятно: ангел Божий. Господь его послал. И создаются определенные моменты, когда человек не может согрешить. Грех родился в сердце, но действие не произошло. Человек еще может раскаяться в нем.

Для того чтобы человек понимал Божественный Промысл, необходимо произойти таким событиям, которые покажут масштабность и важность этого. События не для научения, а для осознания важности происходящего. Погибают дети, избивают младенцев. Царь страдает в течение двух лет, параноик, который боится потерять свое место, свою власть. Он отдает приказы своим воинам, те ищут этих ни в чем не повинных детей и убивают их на глазах у родителей. Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Мы должны выводить из этого духовный знаменатель. Дети – это самое важное, что может быть у человека, а Спаситель – это жемчужина этого важного, и ради этой жемчужины приносятся в жертву те, кто важен. Нужно это более духовно воспринимать, но и помнить как происходившее событие. Кто духовен, тот легко воспринимает такие моменты. А того, кто живет более телесной жизнью, такие описательные моменты приводят в чувства, и он начинает задумываться, почему все это происходит.

У Бога эти младенцы получили определенный статус – спасенных. Когда будет Второе Пришествие Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, мы увидим души этих младенцев. Состояние радости при Пришествии Спасителя будет очевидным, и тогда мы, наверно, полностью поймем эти явления и смысл всех происходящих событий. Господь откроет нам духовные глаза. Казалось бы, мы понимаем, почему это происходит, но ум не понимает, зачем это произошло. Сердце открыто этому, а ум говорит: «Отвернись, этого не может быть». Когда Господь откроет нам духовные глаза, тогда сразу станет все ясно, все встанет на свои места, человек поймет, что Бог все делает по Своей бесконечной любви к человеку.

– Часто бывает, что видишь логическую связь происходящих событий только по прошествии времени.

Вопрос телезрителя: «Младенец Христос осознавал, что Он – Бог? Когда Он стал это осознавать?»

– Когда мы говорим о Младенце Господе Иисусе Христе, мы говорим о Нем и как о человеке, и как о Боге. По Своему человечеству Ему нужно было определенным образом пройти путь развития, возрастания, становления и принятия благодати Духа Святого для Своего служения, которое открылось в 30-летнем возрасте. Произошло крещение, затем Господь идет в пустыню, там укрепляется. И мы должны помнить про факторы, которые способствуют росту человека. Он не был бы настоящим человеком, если бы не проходил те же процессы, которые проходят все. Что удивительного в том, если Бог все может, берет и делает? В чем тогда соль всего этого? Получается, что Он сверхчеловек. Как у греков, которые описывали своих богов, имеющих сверхчеловеческие способности.

– Да, получается такой суперчеловек, который точно так же от нас далек, как и греческие боги.

– Здесь происходит очень важное событие, когда Господь Иисус Христос проходит человеческие пути (анатомические и физиологические) становления и возрастания. Как Бог Он понимал, что происходит, потому что, как говорится в Священном Писании, совершается великое чудо – Бог воплощается. По Своему младенчеству это Бог Эммануил. Даже в иконографии, росписи храмов мы видим Отрока, а сверху надпись: «Эммануил». То есть это было исполнение пророчества, которое было в Ветхом Завете: «Бог крепок, Бог силен».

И здесь по своему духовному, богословскому рассуждению мы говорим, что как Бог Он, конечно, прекрасно понимал и осознавал, что происходит. По Своему человечеству Он понимал, что Ему надо расти, осознавал те явления и события, которые с Ним происходили. Но мы должны понимать, что воля Человека и Бога согласно работали в одном направлении. И здесь мы можем сказать, что как Богочеловек Он и осознавал это, и понимал, но не чурался пройти человеческий путь становления.

– Наверное, Он все равно был каким-то особенным ребенком среди  сверстников.

– На это же обращает внимание и Священное Писание. Когда Его родители идут вместе, а Он уходит, чтобы быть при храме, то объясняет, почему был там: «Я пришел к Отцу Своему».

– Они нашли Его спорящим с книжниками и фарисеями. То есть в двенадцать лет Он уже спорил со взрослыми образованными людьми.

– И те удивлялись Его мудрости и начинали уже думать, что это за человек, что за ребенок. Мы знаем, что за Ним уже присматривали. Когда Господь читал священный текст в синагоге и говорил: «Радуйтесь, что это свершилось», Ему сказали: «Ты же Тот, Кто рос у родителей, которых мы знаем, тебе и пятидесяти нет, а Ты уже говоришь такие вещи, что видел Авраама». Поэтому здесь очень много важных моментов, которые в Священном Писании написаны вскользь, выступают второстепенным планом. Мы должны понимать: все то, что написано в Священном Писании, богодухновенно и написано не просто так, нам надо дорастать до понимания написанного.

– Часто так получается, что в течение жизни Писание по-разному открывается. Одни и те же поучения Христа, события, даже праздники, которые каждый год одни и те же, могут открываться для нас по-разному. Почему так?

– Потому, что мы дорастаем до них. Когда я был ребенком, я тоже читал Священное Писание, что-то моему детскому рассудку было понятно на тот момент, но многих моментов я не понимал. Допустим, слово «отрасль». Человек, который не работает с виноградной лозой, не понимает его смысла. Есть люди, которые никогда не видели ни кур, ни ягнят, не знают, что такое «скот», думают, что это ругательное слово. А в Священном Писании все эти термины имеют определенный смысл.

Чтобы понимать Священное Писание, надо очень многое знать из простой жизни. Например, чтобы понять, куда упадет зерно, надо разбираться в земледелии. Но если человек не занимается земледелием, живет в мегаполисе на пятнадцатом этаже, знает, как работает компьютер или планшет, то этих тонкостей, которые написаны в Священном Писании, очень часто не понимает. А в них заложено очень многое. И человек, который пытается вникнуть в этот Божественный смысл, в Божественные слова, сталкивается с определенным миром, который открывается в его уме, сердце. В детском возрасте он открывается одним образом, а в более зрелом состоянии – другим образом.

Конечно, очень важно Священное Писание перечитывать. Каждый год в своем богослужебном круге мы перечитываем весь священный текст и обновляем эти знания. Почему это делается? Потому, что мы живем, набираемся опыта и начинаем более правильно, более профессионально открывать для себя важность тех слов, событий, явлений, которые находятся на страницах Священного Писания.

– А молитвы недостаточно, чтобы понять смысл Писания?

– Молитва – это, если говорить современным языком, некий антивирус для нашего программного обеспечения, который находится в головном мозге. Потому что молитва находит вредоносные вирусы, программы, которые гнездятся в нашем сознании, а затираются и удаляются они при помощи церковных таинств: исповеди, причастия, говения, подготовки. То есть это такая программа, которая помогает человеку быть пригодным для Царствия Небесного.

– И освобождает место для новых смыслов Писания.

– Конечно, и в этом смысле тоже. Поэтому мы должны очень внимательно относиться к молитвам, к их чудесному духовному действию на наш ум. Чтобы человек становился человеком, не терял свое богоподобие.

– У нас есть вопрос про молитву от Алексея. Спрашивает: «Есть желание помолиться о личном, но смущает выражение, что выпрошенный крест – самый тяжелый». Как тут разобраться?

– Этот вопрос связан с аллегориями, поэтому необходимо задать несколько уточняющих вопросов. В Евангелии сказано по поводу прошений: «Стучите – и отверзется вам, просите – и получите». Но просить мы должны у Бога прежде всего спасения, а остальное все приложится. Приложится не в том смысле, что вы этого не просите и в этом не нуждаетесь, а все равно получите как бы в придачу. Нет, просить надо и о здоровье, и о благополучии.

Допустим, служатся молебны, это же прошения об исходе какого-то важного дела, об успешном копании кладезя, об успешном становлении фундамента для дома, о том, чтобы скот не болел. Это все молебны, просьбы. Поэтому просить надо у Бога. Допустим, вещь пропала, мы молимся Богу и Иоанну Воину, чтобы найти ее, потому что знаем из нашей духовной практики, что святые помогают. Поэтому просить надо у Бога того, что полезно для нас, наших близких, чтобы это не мешало нашему спасению.

Есть рассказ о том, как преступник, идущий на преступление, просил у Бога помощи – и у него бывали успешные вылазки. Но потом он попал в определенное место, увидел икону, на которой открылись язвы у Богомладенца, и перестал заниматься этим кощунством. Ведь если человек идет на грех, беззаконие, преступление и просит помощи Бога, то он кощунствует, противоречит заповеди Божией, в которой сказано, чтобы мы прежде всего молились о том, что полезно нашей душе для спасения.

Воровство, прелюбодейство – грехи, которые не ведут к спасению; человек идет напролом, желает этого. Господь наказывает потом этих людей, дает им время подумать. Им может показаться, что они получили благословение, если такое дело прошло успешно. Но надо не забывать о том, что мы можем быть просто орудием Промысла Божия для чего-то или кого-то. Поэтому не будем вдаваться в эти раздумья. Господь говорит: молитесь прежде всего о своей душе, о Царствии Небесном, а все остальное приложится.

– Да, про Промысл Вы сегодня уже говорили неоднократно. Правильно ли я понимаю, что в перспективе воля Божия человеку открыта и понятна, заключена в Священном Писании?

– Да, сказано, что воля Божия – всем спастись.

– И в разум истины прийти. Последний вопрос на сегодня: грех ли христианину изучать другие религии?

– Если человек не впадет в искушение попробовать тот путь религиозной жизни, который изучает, то не грех. Особенно если это студент какого-то религиозного учебного заведения, изучающий культурологическую проблематику. Здесь греха нет. А если человек, допустим, хочет научиться чему-то, используя религиозные практики, будучи православным христианином, то конечно, это большой грех. Потому что Господь очень ревнив и не любит, когда люди приходят к Нему другими путями, нежели тем, который Он открыл через Свою Святую Церковь. Есть православная вера, прямой путь, вот и иди по нему. А если ты будешь огородами ходить, может ничего не получиться.

– В заключение прошу у Вас слов напутствия для наших телезрителей, подведения итогов программы.

– Дорогие друзья, очень рад, что мы с вами находимся в здравии. Желаю, чтобы радость Рождества Христова всегда была вместе с нами, чтобы мы всегда радовались этому событию и друг другу. Конечно же, хотелось бы попросить вас, чтобы не забывали о телеканале «Союз», помогали ему, давали возможность выпускать для вас эти прекрасные программы, чтобы мы вместе участвовали в его содержании и жизни.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​