Беседы с батюшкой. Иеромонах Сергий (Филиппов). Ответы на вопросы

8 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково Московской области иеромонах Сергий (Филиппов).

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Предлагаю начать разговор со святого, чей день памяти сегодня празднуется,  – святого великомученика Димитрия Солунского. Почитаемый святой и на Руси, и особенно в Греции. У него было прозвание Мироточивый, с чем оно связано? 

– Оно связано с тем, что мощи святого, которые находятся в храме (г. Солунь), где он был погребен, источали миро. Мы знаем, что святитель Николай Чудотворец тоже является мироточивым;  миро собирается, раздается паломникам. От мощей великомученика Димитрия источалось цельбоносное миро, которым люди помазывали свое тело, брали его с собой, употребляли в пищу и получали просимое от Бога. До сих пор сохранились огромные сосуды, в которые собиралось это миро (в основном в X–XIV веках – в этот период мироточение было особенно обильным). Это огромные ванны, их можно до сих пор увидеть в городе, где почивают его мощи. Были и небольшие амфоры, которые паломники, приходя, забирали с собой. На этих амфорах изображали великомученика Димитрия, Божью Матерь или Матрону Солунскую – святых, связанных с этим городом. Иногда миро обильно источалось, иногда прекращалось. Порой это было связано с тем, что город захватывали иноверцы, инославные, кощунственно относившиеся к святыням, разграблявшие их. Известно, что в период крестовых походов мощи были увезены на Запад, где пребывали до XX века. В 1978 и 1980 годах части мощей были переданы в Грецию в храм великомученика Димитрия в Солуни, где они сейчас и находятся. 

Еще интересен тот факт, что в XII веке, когда крестоносцы захватили город, они небрежно отнеслись к мощам и святыням: на мире, которое источалось мощами, жарили пищу, полоскали в нем ноги и так далее. После этого Господь отнял благодать у этого места – и город подвергся разграблению. Участь тех, кто так кощунственно отнесся к мощам, согласно летописям, также была незавидной. Одни погибли от болезней, кто-то убит в сражениях. Бог поругаем не бывает. Святыни даются нам для того, чтобы мы проявляли свое религиозное чувство: благоговение, почитание. У нас есть не только душа, но и тело, нам обязательно нужно что-то материальное. Миро как раз и является материальным выражением Божьей благодати. Особый состав мира давал людям исцеление.

– Вопрос телезрителя: «Родословная Иисуса Христа в Евангелии от Матфея заканчивается на Иосифе. Но Иосиф никогда не был отцом Христу, он Его отчим. Более того, у Христа как у Богочеловека по отцовской линии не может никого быть. Как Вы это объясните?»

– Спасибо большое за вопрос. Действительно, у двух евангелистов встречается родословная Христа. Одна – по линии Пресвятой Богородицы, вторая – по линии Иосифа. Свою человеческую природу Господь получил от Матери, Девы Марии. Божественное в нем изначально. По мужской линии родословная заканчивается Иосифом Обручником, потому что так было принято в еврейском обществе. 

Евангелист пишет Евангелие, в первую очередь, для своего народа. Очень была важна родословная именно по мужской линии, потому что женщина в еврейском обществе бесправна, зависима от мужчины. Если бы евангелист ссылался только на женскую родословную, то это не имело бы такого авторитета. Придерживаясь этой традиции, евангелист излагает родословную Христа, заканчивая ее нареченным отцом – Иосифом. Божья Матерь была с ним обручена (отсюда – Иосиф Обручник), отдана ему на попечение, но взаимоотношений у них как у мужа и жены не было. У нас в воскресной школе не только дети, но и взрослые задают подобного рода вопросы: «Были ли у Божьей Матери другие дети?» В некоторых протестантских традициях и апокрифических евангелиях (тех, которые не имеют отношения к Церковному Преданию) высказываются предположения, что Божья Матерь имела детей после рождения Христа, но это неправильное учение, заблуждение. Единственный Сын Пресвятой Богородицы – Господь наш Иисус Христос. Иосиф же упоминается потому, что так было принято в еврейском традиционном, ортодоксальном обществе.

– Есть миро, которое источается мощами святого, и есть миро, которое используется в таинстве Миропомазания после крещения, варится в Москве в Донском монастыре для этих целей. Они отличаются чем-то по составу, назначению?

– По назначению, конечно, отличаются. Миро, которое исходит от святынь – мощей, икон, священных предметов, является выражением благодати Божьей. Оно используется христианами в быту, в повседневной жизни – не только в болезнях, но и во время радостных событий, в скорбях, искушениях. Помазываемся и призываем помощь Божью, помощь святого. А то миро, которое освящается предстоятелями Церкви (у нас это Святейший Патриарх Московский и всея Руси) раз в год или в зависимости от надобности, рассылается по храмам всех епархий Русской Православной Церкви. Используется для совершения таинства Миропомазания, которое бывает в жизни человека только один раз. Родившись как христианин в таинстве Крещения, человек в таинстве Миропомазания получает дары Святого Духа, чтобы достойно пройти свой христианский путь. Таким образом, это миро используется единожды, а миро от святынь можно использовать многократно.

Миро, которое используется в таинстве Миропомазания и освящается, варится специальным образом, оно многокомпонентное: ароматические масла, смолы, травы. Здесь состав известен, в разных церквях он варьируется. Русь приняла крещение и православие от Византийской империи. В Византии для изготовления мира использовались те растения и смолы, которые там возможно было достать. В северной части нашего государства было невозможно достать некоторые из них, поэтому после получения церковной автокефалии (независимости) стали использоваться заменяющие компоненты. А состав мира, которое источается от святынь, наверное, никто не сможет точно назвать. Алхимики Средневековья хорошо разбирались в минералах и маслах, но не могли понять, какие компоненты содержатся в мире. Даже если в нем содержатся те ингредиенты, которые есть в быту, в этом нет ничего опровергающего православную веру: Господь совершает чудо естественным для нас образом.

– Вопрос телезрителя: «Алексей Ильич Осипов, уважаемый православный богослов, сказал: человек своими грехами после смерти соединится с демонами-мучителями. Но ведь и в этом мире, согласитесь, алкоголики, наркоманы, игроманы – это люди, которые очень мучаются. Я тоже мучима жадностью, завистью, гордыней и прочим. Получается, мы мучаемся и в этом мире, и после смерти тоже будем. Для кого же рай? Человеку ведь практически невозможно преодолеть все свои грехи».

– Спасибо за очень интересный вопрос. Действительно, если мы будем надеяться только на себя, на свои силы, то не сможем даже сделать шаг на пути спасения. Но, прилагая усилия в борьбе со своими страстями, грехами, пороками, мы надеемся на милосердие Божие. Спасаемся не своими делами, а благодатью Святого Духа, Божьей благодатью. Он нас поддерживает, укрепляет и исцеляет, а мы проявляем желание к этому исцелению. Желание не только на словах, но и в усердии. Преподобного Серафима Саровского спросили как-то: почему кто-то спасается, а кто-то погибает? Он сказал так: у кого-то присутствует решимость, а кто-то сложил руки и не желает сдвинуться… 

Спасаемся мы Божьей благодатью. Царствие Божие внутри нас есть, сказал Христос. Оно начинается уже здесь и сейчас. Кто-то, еще находясь в теле, живет в аду, а кто-то уже причастен райскому блаженству.

Есть несколько степеней беснования. Есть явное, когда Господь позволяет бесам завладеть не только душой человека, но и телом: люди говорят страшными голосами, к святыням не могут подойти, так как не владеют своим телом, их начинает кидать на пол, корежить. Особенно часто их можно увидеть там, где есть святыни. Есть беснование и не столь очевидное: каждый из нас в той или иной степени является бесноватым. Мы являемся служителями греху и бесам, они владеют нашей душой, подвержены страстям, у каждого они свои, их огромное количество. Преподобный Антоний однажды увидел все те сети, которые дьявол расставил на земле, и воскликнул: «Господи! Кто может миновать!» Господь сказал: человеку это невозможно, а Богу все возможно. От нас требуется желание, покаяние. Покаяние – это не просто извинения, но приложение усилий для изменения отношения к самому себе и окружающим. Нужно полюбить ближних, себя. Полюбить себя не значит быть эгоистом: полюбить себя как образ Божий и стремиться этот образ проявить в себе.

– Как соотносятся бесы и человеческие страсти, грехи? Это их олицетворение или каждый бес отвечает за какую-то страсть? Можем ли мы знать, как это устроено? 

– Мы можем знать что-то настолько, насколько это приоткрыто в Священном Писании, Церковном Предании, из опыта жизни Церкви, по писаниям святых отцов.

Каждый человек – отдельная личность. В ангельском мире каждый ангел и каждый бес (падший ангел) – это тоже отдельная личность. Как у ангельского, светлого мира, который служит Богу, так и у мира падших ангелов есть свое служение. Они служат дьяволу, и у каждого есть своя функция. Они «специализируются» на тех или иных пороках и страстях и совершенствуют свои навыки, как говорят святые отцы. Они пытаются через козни, ловушки, искушения поймать нас, ввести в грех. И чтобы мы не разово упали, а чтобы полюбили грех, стали его служителем. Таким образом, через грех мы служим бесовским силам. 

– Вопрос телезрителя: «Почему мы не можем исповедоваться перед иконой Спасителя, а обязательно нужно перед священником? Ведь будет разговор напрямую с Богом».

– Напрямую Богу сказать можно, и Господь поддерживает такое намерение человека. Дело в том, что в таинстве Исповеди Господь установил покаяние через священнослужителей (это прямое указание в Священном Писании) не просто так. В таинстве Исповеди мы примиряемся не только с Богом, но и с ближними. Это важно помнить. Господь нас прощает сразу, как мы осознали грех и раскаялись, но прощение ближних мы получаем в том числе через священника. Мы согрешаем вольно или невольно каждый день по многу раз, порой не замечая проступков, которые совершаем; не всегда примиряемся напрямую с людьми, пострадавшими от них, но в лице священника получаем прощение всей христианской общины. В первые века христианства, когда таинство Исповеди происходило публично, человек каялся перед всей христианской общиной, выходя в центр храма. Каялись не в повседневных грехах, а в более тяжелых, которые являются смертными. Вся община прощала и молилась за этого человека. Порой человек нес епитимью (проходил покаянный период) на протяжении многих лет, даже десятилетий, не участвовал в таинстве Евхаристии (причащение Тела и Крови Христовых), но каждое воскресенье, находясь в притворе (при входе в храм), он у каждого, приходящего на церковное собрание, просил прощения. При этом он уже примирился и с общиной, и с Богом, получил разрешение от священнослужителей. 

Позже, в IV–V веках, прощение от лица всей общины было делегировано священнику. Это связано с тем, что в Церковь пришли люди случайные. Они приходили не потому, что искренне верили, а в угоду власти (император стал православным), потому что это было принято, модно, почетно, давало привилегии. Открыть таким людям свою душу уже не было исцелением, а могло, наоборот, послужить соблазном. Например, человек покаялся, что хотел убить или сильно позавидовал, а люди неверующие стали бы бояться за свое имущество или подозревать кающегося. Чтобы не вводить никого в соблазн, община делегировала право исповеди священнослужителям, и они от лица общины стали прощать человека.

Мы не должны забывать, что покаяние – это осознание своих согрешений и желание измениться. Оно может происходить не только в храме. Как только мы осознали, что согрешили, должны покаяться перед Богом. Это может произойти дома перед иконой, на работе, в чистом поле или по дороге домой. 

К тому же еще есть вечерние молитвы, последняя из которых – молитва исповеди. Ее нужно читать не автоматически, а прочитать и остановиться, подумать, в чем согрешили в течение дня, назвать грехи и попросить прощения перед Богом. А к исповеди нести то, что нас не отпускает, или смертные грехи, которые способен разрешить и наложить за них епитимью только священник от лица общины. 

– То есть после прочтения вечернего правила и молитвы исповеди можно верить, что Господь прощает нас за данные грехи?

– Конечно, это не должно быть просто сотрясение воздуха. Если мы молимся и просим у Бога прощения, то Он прощает нас. Но исповедь, повторюсь, важна в том плане, что мы получаем прощение не только от Бога, но и от лица общины, примиряемся с теми, против кого согрешили вольно и невольно. А община – это Церковь Христова.

– Вопрос телезрителя: «Как можно помочь умершему некрещеному родственнику? Если человек ведет праведную жизнь сам, может ли это помочь родственнику? Известно, что проклятие рода переходит на семь колен, а благодать – на тысячу колен. На умерших некрещеных эта благодать перейдет?»

– В каком бы состоянии человек ни находился (крещеный он или нет), после смерти мы передаем его в руки Божии. Суд вынести может только Господь Бог. Мы не знаем внутреннее состояние человека, в каком он подошел к моменту перехода из земной жизни в вечность. Возможно, человек неверующий и некрещеный будет более близок к Богу, чем человек крещеный, который  ходил в храм, но не исполнял и не соблюдал те обеты, что давал Богу в таинстве Крещения. Как апостол Павел говорит: человек верующий, крещеный будет судиться Богом, Христом, законом, а язычник будет судиться по закону совести. Если он был в этом воспитан, жил по совести (а совесть – это голос Божий в человеке), не старался его заглушить в себе, но не совершил шаг вхождения в Церковь Христову навстречу Господу, то предадим его Суду Божьему. Господь Сам рассудит. Мы не знаем, что человека там ожидает, даже не будем судить и гадать.

Остается молиться об этом человеке, особенно Вам, как его родственнице, чтобы Господь его помиловал, принял к Себе. Молиться дома, не в церковной молитве, не в таинствах Церкви, и совершать добрые дела в память о нем. Самой стараться вести христианский, добродетельный образ жизни. Чем мы ближе к Богу, тем наши молитвы действеннее, сильнее, чтобы помочь тем, кто нуждается в нашей помощи.

– Не могу не спросить про проклятие рода, которое переходит на семь колен, а благодать – на тысячу колен.

– Это такое благочестивое церковное предание, я бы даже сказал – народное; но какого-то обоснования в учении Церкви оно не находит. Конечно, наши молитвы имеют силу не только на земле, но и на небе, если мы будем иметь такое дерзновение.

У наших предков были люди, которые достигли святости. А святые – это не только те, которые прославлены Богом, но и те, которые получили Божественную благодать, обожение своей жизни. У нас прославлены тысячи (может, миллионы) во всей Православной Церкви; но еще больше тех, которые являются святыми по своей жизни, но не прославлены Богом. Они имеют возможность и дерзновение предстоять перед Богом, просить и ходатайствовать о нас. Тысяча поколений или семь поколений; благословение и проклятие – это такие условности, которые мы никак не можем измерить своими земными категориями.

– Вопрос телезрителя: «Мы прикладываемся к святым мощам, прикладываем иконки, крестики, платочки. Но потом моемся, нам надо стирать одежду.  Насколько мне известно, все материальное несет какую-то память; например, Крест Господень. Сколько прошло времени, когда его откопали; но он же святость не потерял. Как можно это объяснить?»  

– Никакие материальные действия не способны лишить святыню Божией благодати. Мы, например, моемся с крестом... Например, заряженная на сто процентов батарейка используется в бытовых предметах; постепенно ее заряд уменьшается. В отношении икон и других святынь так говорить нельзя, мы не можем даже так рассуждать. Господь дает Свою благодать во всей полноте. 

Единственное, что может произойти: Господь может отнять Свою благодать, если мы неблагоговейно будем относиться к святыням; кощунствовать или попирать святыню. Как, например, в советское время люди сжигали иконы, рубили их; использовали как доски для столов, как двери для скотных дворов. Если мы так неподобающе будем относиться к святыням, то Господь Свою благодать не будет давать; собственно, в этом случае и давать-то некому. Господь дает Свою благодать только открытому сердцу; человеку, готовому ее принять. А снимать или не снимать крест, когда мы идем мыться, – это суеверие…

Некоторые люди снимают крест, когда заходят, извините, в туалет; это тоже суеверие. Нет никакого нечистого места по определению. Когда священник освящает дом или квартиру, освящаются все помещения. Осквернить святыню может только наша греховная жизнь, скверные слова, которые мы произносим в доме; но ни в коем случае не стирка или мытье. 

– Вопрос телезрителя: «Скончалась жена, и осталось много вещей. Что делать с этими вещами, как их правильно использовать дальше?»

– Никакого конкретного предписания нет. Их можно использовать самим, если в семье есть люди соответствующего возраста, комплекции. Когда у нас не было такого общества потребления, как сейчас (когда мы меняем вещи каждый день), вещи использовались на протяжении столетий и передавались из поколения в поколение: платья, которые носили прапрабабушки, потом носили праправнучки. Сейчас такой традиции нет, все хотят одеваться соответственно моде и времени, поэтому не надо эти вещи копить. Если вы их не будете использовать, то постарайтесь раздать.

Опять же существует суеверие, что вещи нельзя раздавать до сорокового дня после смерти человека. Если вам хочется раньше их раздать, то раздавайте. Это даже лучше с той точки зрения, что, раздавая вещи, мы говорим, что эта вещь такого-то человека и просим о нем помолиться. Человек, который принял их с благодарностью, пускай вознесет молитвы. Это доброе, хорошее дело в память об умершем человеке. 

– Мы говорили о великомученике Димитрии Солунском, чья память совершается сегодня. Как связан этот святой с историей нашей страны?

– Великомученик Димитрий – это великий святой. Он почитается не только в Греции, на территории которой жил и принял мученическую кончину, но и в России. Это почитание началось еще в древности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, братья, просветители славян, тоже происходили из города Солунь.

Святой равноапостольный Мефодий знал о великомученике Димитрии. Он и его ученики перевели азбуку на славянский язык. И самым первым богослужебным текстом, переведенным на славянский язык, был канон великомученику Димитрию. Это был их родной святой. Возможно, по происхождению и славянин – точных данных, конечно, нет, это все-таки IV век. Первые хроники о великомученике Димитрии, полные жизнеописания, относятся уже к IХ веку. Версии разнятся; возможно, он был и греком. Но это же была окраина Византийской империи, граничащая со славянскими племенами,  поэтому возможно, что он был и славянином.

Почитание святого Димитрия как покровителя было очень большим в Сербии, Болгарии, а потом на территории Киевской Руси. Одним из первых монастырей (основан в Киеве) был монастырь в честь великомученика Димитрия Солунского. Потом он был перестроен и был освящен в честь Архангела Михаила, Михайловский Златоверхий монастырь Киева. А изначально там находился монастырь великомученика Димитрия. Многие князья (а тогда Русь была разделена на уделы и княжества) называли своих сыновей в честь великомученика Димитрия в крещении; например, Всеволод Большое Гнездо, сын Юрия Долгорукова, был в крещении Димитрий. 

Традиция продолжалась: возводились храмы в честь этого святого. В Новгороде, например, в период его независимости было три храма, посвященных великомученику Димитрию. Сейчас у нас в Москве два храма великомученика Димитрия, а тогда в небольшом городке было три храма. В Кремле на месте Успенского собора в Москве, где была княжеская резиденция московского князя, был храм великомученика Димитрия. Потом за ветхостью он был разобран; был построен Успенский собор. Но именно на этом месте стоял храм, посвященный этому святому. 

На Руси его почитали. Князь Димитрий Донской один из ярчайших носителей этого имени. Князь, который изменил ход истории нашего государства, был современником святителя Алексия Московского, преподобного Сергия Радонежского. Он одержал победу на Куликовом поле, положил основание для еще одной традиции, которая у нас существует, это Димитриевская родительская суббота. Эта традиция принадлежит именно нашей Русской Православной Церкви и тем Церквам, которые с нами связаны. 

– Вопрос: «Я не могу молиться вслух, молюсь молча; это нормально или нет?»

– Это абсолютно нормально. Можно молиться как вслух, так и про себя. Можно петь молитвы, можно читать; главное, чтобы молиться. Никаких предписаний и правил относительно домашней молитвы не существует. В храме мы совершаем богослужение по определенному чину, определенным порядком. В определенной традиции читаются и поются богослужебные тексты, а дома можно молиться так, как душе угодно. 

– Хочется зачитать сообщение от телезрительницы: «Побывала у вас на подворье: благодатные храмы, спасибо Вам за общение. Очень надеюсь, что Господь пошлет вам людей, чтобы построить колокольню, это благое дело, за него Господь помилует за многое».

– Спасибо, очень приятно. У нас на подворье (а я являюсь настоятелем монастырского подворья Новоспасского монастыря) два храма. Тем, кто приезжает, мы всегда рады. Мы рады всех видеть, всех принимать. Приезжают не только отдельные путешественники, но и группы. Мы стараемся провести экскурсию, уделить внимание, рассказать, показать, угостить. У нас есть пасека, поэтому угощаем иван-чаем с медом. У кого есть желание, пожалуйста, приезжайте. 

Храмы у нас красивые, мы стараемся их возрождать, потому что каменные храмы были разрушены. Деревянный храм новый, это храм в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Колокольню пока не можем восстановить, но надеемся с Божией помощью это сделать. 

Вы молитесь, дорогие телезрители, не только о нас. Но и о тех священниках, в храмы которых вы ходите, которые служат у вас в храмах, потому что всем непросто: и приходским общинам, и людям, которые рядом с вами находятся. Есть люди, которые нуждаются. Поэтому старайтесь их замечать и по возможности помогать. Если не материально, то, по крайней мере, словом и молитвой. 

– Вернемся к разговору о святом, память которого сегодня совершается. Порой святой великомученик Димитрий Солунский незаслуженно забывается. Но ежегодно мы готовимся к Димитриевской родительской субботе и поминаем наших родных и близких именно в этот день. Этот день напрямую связан с памятью Димитрия Солунского?

– Да. Он связан тем, что  был установлен Дмитрием Донским после Куликовской победы. А его небесный покровитель великомученик Димитрий. Ближайшая суббота к памяти этого святого и является родительской субботой. 

Первую панихиду (по церковному преданию) отслужил преподобный Сергий. Когда великий князь после битвы посетил его монастырь, они вместе помянули павших воинов. Мы знаем, что преподобный Сергий благословил князя на это сражение и отправил двух своих монахов, которые тоже там погибли.

Традиция совершения заупокойного богослужения по павшим воинам изначально была монастырской традицией: совершали панихиду, потом поминальную трапезу. Затем эту традицию восприняли некоторые кафедральные храмы, соборы в епархиях. А потом она распространилась на приходские храмы. И где-то к XVII–XVIII векам эта традиция стала повсеместной. 

Так традиция, которая зародилась в XIV веке, постепенно входила в жизнь Церкви. Церковь – это живой организм, не статическая структура, где все законсервировано. Нет, она развивается, появляются новые традиции. Старые могут отживать, потому что это не каноны, не заповеди Божии, которые неизменны, – но именно культурологические, исторические моменты, народные. Это все иногда входит в жизнь Церкви, а иногда и уходит, когда умирают и уходят носители этих традиций. Люди пугаются, считают, что в Церкви все должно быть так, никак иначе; нет, Церковь – это живой организм. 

– В Церкви есть и новые традиции, и старые. Как определить, что это новое положительное, а это отрицательное; эта традиция благочестивая, а это суеверие (как, например, мы слышали сегодня про благодать, которая идет через тысячу колен)?

– Как определить? Надо образовываться, учиться, учиться постоянно. Если мы не развиваемся духовно, физически, интеллектуально, то мы деградируем. От каждого из нас зависит, насколько мы способны работать над самими собой, над своим совершенствованием, потому что Господь призывает нас к совершенству. 

Мы должны образовываться, изучать Священное Писание, традицию Церкви, Предание Церкви. Если мы не существуем в традиции, значит, мы существуем от своей головы; и мы будем подвержены разным мнениям, потому что нет базиса. Поэтому очень хорошо, когда сейчас люди получают духовное образование не только в семинариях, институтах, но и на многочисленных курсах, на приходах. Есть какие-то программы и для мирян; в том числе многолетние; онлайн-курсы. Это важно, чтобы мы образовывались.

Когда мы получим это базисное образование, мы сможем дальше смотреть и замечать: что правильно в Церкви, что неправильно именно в этой традиции. Но мы должны спрашивать еще совета, если нам что-то непонятно. Можно посоветоваться со священником, который находится на приходе, с благочестивым мирянином; это зависит от уровня нашего воцерковления, насколько мы вошли в жизнь Церкви. И тогда у нас появится фильтр, сначала крупный, а потом и более мелкий. И комара начнем отцеживать, а не только крупных птиц. 

– Мы завершаем беседу, скажите несколько слов-напутствий.

– Дорогие друзья! Сегодня великий праздник – день святого великомученика Димитрия Солунского. Это был не только воин, не только правитель, не только мученик, который своей жизнью и смертью засвидетельствовал веру во Христа, но он был, как его называет Церковь, вторым апостолом Павлом. Потому что он проповедовал слово Божие тем, кто находился рядом с ним. Общину в его городе основал апостол Павел, а святой Димитрий дальше эту общину поддерживал и развивал и старался послужить проповеди слова Божьего. У нас с вами тоже есть возможность стать его последователями и продолжателями. 

Мы сейчас находимся в студии телеканала «Союз», и я очень рад, что имею возможность отвечать на ваши вопросы, этот вечер провести вместе с вами. Каждый из нас может принять участие в просветительской работе, которую ведет телеканал. Постарайтесь поддерживать вещание. Ведь здесь создаются замечательные программы, это наше общее дело. Мы вместе будем нести слово Божие тем, кто еще не просвещен верой Христовой. Тем самым будем продолжателями апостолов, великих мучеников и великомученика Димитрия Солунского.  

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Топорова и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать